Международный центр по разрешению инвестиционных споров
Эта статья может чрезмерно полагаться на источники, слишком тесно связанные с предметом , что потенциально препятствует тому, чтобы статья была проверяемой и нейтральной . ( январь 2015 г. ) |
Формирование | 14 октября 1966 г |
---|---|
Тип | Международный договорный институт |
Цель | Международный арбитраж |
Штаб-квартира | Вашингтон, округ Колумбия, США |
Членство | 163 страны (подписавшие и договаривающиеся государства) 154 страны (только договаривающиеся государства) [ 1 ] |
Генеральный секретарь | Мартина Поласек [ 2 ] |
Головная организация | Группа Всемирного банка |
Веб-сайт | icsid.worldbank.org |
Международный центр по разрешению инвестиционных споров ( ICSID ) — международное арбитражное учреждение, созданное в 1966 году для разрешения юридических споров и примирения между международными инвесторами и государствами. МЦУИС является частью и финансируется Группой Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия , США . Это автономное многостороннее специализированное учреждение, призванное стимулировать международный поток инвестиций и снижать некоммерческие риски на основании договора, разработанного исполнительными директорами Международного банка реконструкции и развития и подписанного странами-членами. [ 3 ] [ 4 ] По состоянию на май 2016 г. [update]153 договаривающихся государства-члена согласились обеспечить исполнение и поддержание арбитражных решений в соответствии с Конвенцией МЦУИС.
Центр осуществляет консультативную деятельность и ведет ряд публикаций.
История
[ редактировать ]В 1950-х и 1960-х годах Организация европейского экономического сотрудничества (ныне Организация экономического сотрудничества и развития ) предприняла несколько попыток создать структуру для защиты международных инвестиций, но ее усилия выявили противоречивые взгляды на то, как обеспечить компенсацию за экспроприация прямых иностранных инвестиций .
Создание
[ редактировать ]В 1961 году Арон Брочес , тогдашний генеральный юрисконсульт Международного банка реконструкции и развития (МБРР), разработал идею многостороннего соглашения о процессе разрешения индивидуальных инвестиционных споров в каждом конкретном случае, а не навязывания результатов. на основе стандартов. Броше проводил конференции, чтобы проконсультироваться с экспертами по правовым вопросам со всех частей мира, включая Европу, Африку и Азию, для обсуждения и составления предварительного соглашения. Сотрудники МБРР написали официальный проект соглашения и провели консультации с юридическими представителями совета директоров МБРР, чтобы доработать проект и утвердить его.
Совет директоров одобрил окончательный проект соглашения, озаглавленный «Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств» , и президент Банка распространил конвенцию среди своих государств-членов для подписания 18 марта 1965 года. Двадцать штатов немедленно ратифицировали ее. конвенция. Конвенция установила, что МЦУИС официально начнет действовать 14 октября 1966 года. [ 3 ] [ 5 ] [ нужна страница ] [ 6 ] [ нужна страница ]
Споры урегулированы
[ редактировать ]С момента основания в МЦУИС было передано более 1000 дел, из которых все, кроме 14, были арбитражными. Остальные дела были примирительными. По состоянию на 2024 год завершено более 700 дел. [ 7 ]
В июне 2012 года на правительство Индонезии подала в суд лондонская горнодобывающая компания Churchill Mining после того, как местное правительство отозвало концессионные права, принадлежавшие местной компании, в которую фирма инвестировала. [ 8 ] Правительство выступает против дела Черчилля, утверждая, что у Черчилля не было лицензий на добычу полезных ископаемых надлежащего типа. [ 8 ]
В октябре 2012 года трибунал МЦУИС вынес решение на сумму 1,8 миллиарда долларов компании Occidental Petroleum против правительства Эквадора . [ 8 ] Кроме того, Эквадору пришлось выплатить 589 миллионов долларов в виде сложных процентов задним числом и половину расходов трибунала, в результате чего общая сумма штрафа составила около 2,4 миллиарда долларов. [ 8 ] Южноамериканская страна аннулировала контракт с нефтяной фирмой на том основании, что она нарушила пункт, согласно которому компания не будет продавать свои права другой фирме без разрешения. Трибунал согласился с тем, что нарушение имело место, но постановил, что аннулирование не является справедливым и равноправным обращением с компанией. [ 8 ]
Ирландская нефтяная компания Tullow Oil подала в суд на правительство Уганды в ноябре 2012 года после того, как налог на добавленную стоимость (НДС) был введен на товары и услуги, приобретенные фирмой для своей деятельности в стране. [ 9 ] Правительство Уганды ответило, что компания не имеет права требовать уплаты налога на такие товары до начала бурения.
Крупнейшая табачная компания Philip Morris подала в суд на Уругвай за предполагаемые нарушения ДИД между Уругваем и Швейцарией, требующего на пачках сигарет графических предупреждений о вреде для здоровья, а также подала в суд на Австралию в рамках ДИД между Австралией и Гонконгом за требование простой упаковки для сигарет. Компания заявила, что требования к упаковке в обеих странах нарушают ее инвестиции. [ 8 ]
В контексте поэтапного отказа от атомной энергетики в Германии шведская энергетическая компания Vattenfall потребовала от правительства Германии компенсации за преждевременное закрытие атомных электростанций. [ 10 ] [ 11 ]
В июле 2024 года Международный центр по урегулированию инвестиционных споров обязал Марокко выплатить Corral Petroleum Holdings 150 миллионов долларов. [ 12 ]
Производительность с момента создания
[ редактировать ]Двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) получили широкое распространение в течение первого десятилетия 21 века, и к 2007 году их число достигло более 2500. Многие такие договоры содержат текст, который передает текущие и будущие инвестиционные споры в МЦУИС. [ 13 ]
По состоянию на 30 июня 2012 года МЦУИС зарегистрировало 390 споров. [ 14 ] : 7 Нагрузка МЦУИС состояла из 88% дел по арбитражу по соглашению, 2% дел по примирению по соглашениям, а также 9% дополнительных дел по арбитражу и 1% дополнительных дел по примирению учреждений. [ 14 ] : 8 Зарегистрированные МЦУИС случаи были распределены по нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности (25%), электроэнергетике и другим видам энергетики (13%), другим отраслям (12%), транспортной отрасли (11%), строительной отрасли (7%), финансовой отрасли (7 %), информационная промышленность и индустрия связи (6%), водное хозяйство , санитария и защита пищевых продуктов (6%), сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство (5%), услуги и торговля (4%), индустрия туризма (4% ). %). [ 14 ] : 12
По состоянию на 27 июля 2012 г. [update], 246 of 390 registered arbitration cases were concluded, as of 30 June 2012[update]Трибуналы МЦУИС разрешили почти две трети (62%) споров, а остальные (38%) были урегулированы или прекращены. [ 14 ] : 13 По состоянию на 14 мая 2016 г. [update]завершено 362 из 574 (62%) зарегистрированных арбитражных дел. [ 15 ]
Заключения согласительной комиссии были составлены по 67% согласительных производств, а 33% разбирательств были прекращены. В 75% отчетов о примирении сторонам не удалось прийти к соглашению, и только в 25% зафиксировано согласие между сторонами. [ 16 ]
По состоянию на 2012 год [update] только два правительства, Габона и Румынии, когда-либо подавали иск МЦУИС против инвестора. Государства, чаще всего выступавшие в качестве респондентов, располагались в порядке убывания: Аргентина 49, Венесуэла 36, Египет 17, Эквадор 12, Конго 12, Перу 11 и Украина 10 раз. В период с 2009 по 2012 год расходы на юридическое представительство составили от 1 до 7,6 миллиона долларов США. Примерная продолжительность дела составила 3,6 года. [ 17 ]
По состоянию на 2019 год в число дел МЦУИС входило 2% примирительных дел. [ 18 ] Остальное были арбитражами.
Управление
[ редактировать ]МЦУИС управляется Административным советом, который собирается ежегодно и избирает генерального секретаря и заместителя генерального секретаря центра, утверждает правила и положения, ведет разбирательство в центре, а также утверждает бюджет и годовой отчет центра. Совет состоит из одного представителя от каждой из договаривающихся стран-членов центра и возглавляется президентом Группы Всемирного банка , хотя президент не может голосовать. Обычную деятельность МЦУИС осуществляет его секретариат, который состоит из 40 сотрудников и возглавляется генеральным секретарем МЦУИС. Секретариат оказывает поддержку Административному совету в проведении работы центра. Он также управляет Коллегией посредников и Коллегией арбитров центра. Каждое договаривающееся государство-член может назначить в каждую группу по четыре человека. [ 6 ] : 15 Помимо функций директора центра, генеральный секретарь отвечает за юридическое представительство МЦУИС и выступает в качестве регистратора его заседаний. По состоянию на 2012 год [update]Мег Киннер является генеральным секретарем центра. [ 4 ]
Членство
[ редактировать ]В число 163 государств-членов МЦУИС, подписавших конвенцию центра, входят 162 государства-члена Организации Объединенных Наций плюс Косово . Из этих государств-членов 154 являются «договаривающимися государствами-членами», то есть они ратифицировали договор. [ 1 ] Бывшими членами являются Боливия и Венесуэла , которые вышли из него в 2012 году. [ 20 ] Эквадор вышел из Конвенции МЦУИС в 2009 году, но вновь присоединился к ней в 2021 году. [ 21 ] Конвенция МЦУИС требует от всех договаривающихся государств-членов МЦУИС, независимо от того, являются ли они сторонами в конкретном споре, признавать и приводить в исполнение арбитражные решения МЦУИС. [ 6 ]
Стороны, не подписавшие договор
[ редактировать ]Следующие государства-члены подписали конвенцию МЦУИС (дата в скобках), но не ратифицировали ее. [ 1 ]
- Белиз (1986)
- Доминиканская Республика (2000)
- Эфиопия (1965)
- Гвинея-Бисау (1991)
- Намибия (1998)
- Россия (1992)
- Таиланд (1985)
Не члены
[ редактировать ]Бразилия , Индия и Южная Африка — страны с крупной экономикой, которые никогда не были членами МЦУИС.
Деятельность
[ редактировать ]МЦУИС сам не проводит арбитражные или примирительные процедуры, но предлагает институциональную и процедурную поддержку согласительным комиссиям, трибуналам и другим комитетам, которые занимаются такими вопросами. В центре действуют два набора правил, которые определяют, как будут возбуждаться и вестись дела: либо в соответствии с Конвенцией, положениями и правилами МЦУИС, либо в соответствии с Дополнительными правилами объекта МЦУИС. Для обработки в соответствии с Конвенцией МЦУИС должен существовать юридический спор между одним из договаривающихся государств-членов центра и гражданином другого договаривающегося государства-члена. Оно также должно иметь юридическую природу и напрямую относиться к инвестициям. Дело может быть рассмотрено в соответствии с Дополнительными правилами МЦУИС, если одна из сторон спора не является договаривающимся государством-членом или гражданином договаривающегося государства-члена. Однако большинство дел рассматриваются в арбитраже в соответствии с Конвенцией МЦУИС. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Обращение к примирению и арбитражу МЦУИС является полностью добровольным. Однако, как только стороны дали согласие на арбитраж в соответствии с Конвенцией МЦУИС, ни одна из сторон не может в одностороннем порядке отозвать свое согласие. [ 25 ]
Секретариат МЦУИС может также администрировать процедуры разрешения споров в соответствии с другими договорами и регулярно помогает трибуналам или сторонам спора в арбитражах между инвесторами и государствами в соответствии с арбитражными правилами Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Центр обеспечивает административную и техническую поддержку ряда процедур разрешения международных споров через альтернативные учреждения, такие как Постоянная палата третейского суда в Гааге , Нидерланды , Лондонский международный арбитражный суд и Международная торговая палата в Париже , Франция. [ 22 ]
МЦУИС также проводит консультативную деятельность и исследования, а также публикует инвестиционные законы мира и инвестиционные договоры . [ 26 ] С апреля 1986 года центр издает полугодовой юридический журнал под названием ICSID Review: Foreign Investment Law Journal . [ 27 ]
Хотя разбирательства в МЦУИС обычно проходят в Вашингтоне, округ Колумбия, стороны могут договориться о том, что разбирательства будут проводиться в одном из ряда возможных альтернативных мест, включая Постоянную арбитражную палату, региональные арбитражные центры Азиатско-африканского консультативно-правового комитета в Каире , в Куала-Лумпуре или в Лагосе , Австралийский центр международного коммерческого арбитража в Мельбурне , Австралийский центр коммерческих споров в Сиднее, Сингапурский международный арбитражный центр, Центр коммерческого арбитража Совета сотрудничества стран Персидского залива в Бахрейне, Немецкий институт арбитража, Максвелл Палаты в Сингапуре, Международный арбитражный центр Гонконга и Центр арбитража и примирения при Торгово-промышленной палате Боготы. [ 28 ]
Критика
[ редактировать ]МЦУИС иногда подвергался критике по поводу крайне несправедливых решений. Примечательно, что Джеффри Сакс предположил, что судебное решение против Пакистана на сумму 5,9 миллиарда долларов США в отношении прав, предполагаемых Tethyan Copper Company, равносильно «несовершенному и коррумпированному инвестиционному арбитражному процессу». [ 29 ] Верховный суд Пакистана признал недействительной сделку, заключенную Управлением развития Белуджистана, в пользу Antofagasta PLC из Чили и Barrick Gold Corporation из Канады . Тем не менее, другие [ 30 ] предположили, что эта сумма является справедливым отражением того факта, что потенциально чрезвычайный актив ( рудник Реко Дик ) был фактически конфискован, по-видимому, без уважительной причины.
См. также
[ редактировать ]- Арбитраж
- Двусторонний инвестиционный договор
- Боливийский газовый конфликт
- Доктрина Кальво
- Протесты в Кочабамбе 2000 года
- Примирение
- Разрешение споров между инвестором и государством
- Многостороннее соглашение об инвестициях
- Дело Реко Дик
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с База данных государств-членов МЦУИС. Архивировано 7 января 2015 года в веб-архиве Библиотеки Конгресса . МЦУИС. Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ «Группа Всемирного банка – Международное развитие, бедность и устойчивое развитие» . Всемирный банк .
- ^ Jump up to: а б Международный центр по разрешению инвестиционных споров. «О МЦУИС» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 10 июня 2012 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Международный центр по разрешению инвестиционных споров. «Организационная структура МЦУИС» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 31 июля 2012 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Рид, Люси; Паулссон, Ян; Блэкаби, Найджел (2010). Руководство по арбитражу МЦУИС, 2-е издание . Гаага, Нидерланды: Kluwer Law International. п. 468. ИСБН 978-9-04-113401-1 .
- ^ Jump up to: а б с Международный центр по разрешению инвестиционных споров (2006). Конвенция, положения и правила МЦУИС (PDF) (Отчет). Группа Всемирного банка. п. 128. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2012 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ «База данных дел ICSID» . ICSID.worldbank.org . Группа Всемирного банка . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартин Хор (21 ноября 2012 г.). «Нарождающийся кризис инвестиционных договоров» . Глобальный политический форум .
- ^ Табу Бутагира (17 декабря 2012 г.). «Таллоу подает в суд на правительство в новом налоговом споре» . Ежедневный монитор . Уганда. Архивировано из оригинала 2 ноября 2018 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ «Почему Vattenfall подает на Германию в суд» . Сайт Vattenfall AB . 9 декабря 2014 года . Проверено 14 мая 2016 г. .
- ^ «Иск против отказа от атомной энергии: ЕС поддерживает Германию в споре с Vattenfall» . Зеркало . 2014 . Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ «НЕФТЬ И ГАЗ МАРОККО В деле Самира горькая победа Коррала над Марокко» .
- ^ Вайсброт, Марк (10 июля 2007 г.). «Смотреть CIRDI онлайн: Боливия, Венесуэла и Никарагуа стучатся в дверь» (на французском языке). СКОБКИ . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Международный центр по разрешению инвестиционных споров (2012). Количество дел МЦУИС - Статистика (выпуск 2012-2) (PDF) (Отчет). Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2016 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ "Случаи" . Международный центр по разрешению инвестиционных споров. 14 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 г. Проверено 14 мая 2016 г. .
- ^ «Список оконченных дел» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 26 июля 2012 года .
- ^ Инна Учкунова (25 октября 2012 г.). «МЦУИС: Любопытные факты» . Блог Kluwer об арбитраже . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Фрауке Ничке, «Правила примирения МЦУИС на практике», в книге Кэтрин Тити и Кати Фак Гомес (редакторы) «Посредничество в международных коммерческих и инвестиционных спорах» (Oxford University Press, 2019) https://global.oup.com/academic/product/ посредничество в международных-торговых-и-инвестиционных-спорах-9780198827955?cc=fr&lang=en&
- ^ «Государства-члены ¦ МЦУИС» . icsid.worldbank.org . Международный центр по разрешению инвестиционных споров . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Эльджури, Элизабет (январь 2012 г.). «Венесуэла денонсирует Конвенцию МЦУИС» . Нортон Роуз. Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
- ^ Маккиннон, Ари. «Эквадор повторно ратифицирует Конвенцию МЦУИС: влияние ратификации на Эквадор и регион» (PDF) . Клири Готлиб . Клири Готлиб (юридическая фирма) . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Международный центр по разрешению инвестиционных споров (2011). Годовой отчет МЦУИС за 2011 год (Отчет). Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Международный центр по разрешению инвестиционных споров (2010). Годовой отчет МЦУИС за 2010 год (Отчет). Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Гольдман, Майкл (2007). «Как политика «Вода для всех!» стала гегемонистской: сила Всемирного банка и его транснациональных политических сетей». Геофорум . 38 (5): 786–800. дои : 10.1016/j.geoforum.2005.10.008 .
- ^ Международный центр по разрешению инвестиционных споров. «Средства МЦУИС по разрешению споров» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Международный центр по разрешению инвестиционных споров. «Публикации МЦУИС» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Международный центр по разрешению инвестиционных споров. «Обзор МЦУИС – Журнал права иностранных инвестиций» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Международный центр по разрешению инвестиционных споров. «Институциональные механизмы» . Группа Всемирного банка. Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Сакс, Джеффри Д. (26 ноября 2019 г.). «Как арбитры Всемирного банка ограбили Пакистан | Джеффри Д. Сакс» . Проект Синдикат . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ «Почему Антофагаста может не получить все 5,8 миллиарда долларов, полученные Пакистаном от непредвиденных расходов на возмещение ущерба» . Журнал акций . 15 июля 2019 г.