Jump to content

Фабия род

(Перенаправлено с Gens Fabia )
Статуя Квинта Фабия Максима Веррукоза , сделанная между 1773–1780 годами для дворца Шенбрунн в Вене .

Род Фабии был одним из древнейших патрицианских родов Древнего Рима . Род подряд, с сыграл заметную роль в истории вскоре после установления республики , и три брата были наделены семью консульствами 485 по 479 год до нашей эры, тем самым укрепив высокую репутацию семьи. [1] Всего за время республики Фабии получили 45 консульств. Свой величайший блеск дом приобрел благодаря патриотическому мужеству и трагической судьбе Фабиев 306 года в битве при Кремере в 477 году до нашей эры. Но фабии отличались не только воинами; несколько членов рода также сыграли важную роль в истории римской литературы и искусства. [2] [3] [4]

Обычно считается, что эта семья причислялась к gentes maiores , самому известному из патрицианских домов в Риме, вместе с Эмилиями , Клавдиями , Корнелиями , Манлиями и Валериями ; но списка gentes maiores не сохранилось, и даже число обозначенных таким образом семейств является полной загадкой. До 480 г. до н.э. Фабии были стойкими сторонниками аристократической политики, благоприятствующей патрициям и сенату против плебса . Однако после великой битвы того года против вейентов , в которой победа была достигнута только благодаря сотрудничеству генералов и их солдат, Фабии присоединились к плебеям. [5] [6]

Одно из тридцати пяти голосующих племен , на которые делился римский народ, было названо в честь Фабиев; несколько племен были названы в честь важных родов, в том числе племена Эмилия, Клавдия, Корнелия, Фабия, Папирия, Публилия, Сергия и Ветурия . Некоторые другие, похоже, были названы в честь меньших семей. [2]

Самая известная легенда о Фабиях утверждает, что после последнего из семи последовательных консульств в 479 г. до н.э. род взял на себя войну с Вейями как частное обязательство. Ополчение, состоящее из более чем трехсот человек из рода вместе со своими друзьями и клиентами, всего около четырех тысяч человек, расположилось с оружием в руках на холме, возвышающемся над Кремерой , небольшой рекой между Римом и Вейями. Говорят, что причиной этого отделения была вражда между Фабиями и патрициями, которые считали их предателями за защиту интересов плебеев. Фабианское ополчение оставалось в своем лагере на Кремере два года, успешно противодействуя вейентам, пока, наконец, на пятнадцатый день перед календой Секстилиса — 18 июля 477 г. до н. э. — не было заманено в засаду и уничтожено . [7] [8] Сообщается, что в результате катастрофы погибли триста шесть Фабиев боеспособного возраста, и только один выживший вернулся домой. По некоторым сведениям, он был единственным выжившим из всего рода; но кажется маловероятным, чтобы в стан Фабиев входили не только все мужчины, но также женщины и дети семьи. Они и старейшины рода, вероятно, остались в Риме.

Позднее эта история была значительно приукрашена, чтобы представить битву при Кремере как римский аналог греческой битвы при Фермопилах . [я] Однако историк Тим Корнелл пишет, что нет никаких оснований сомневаться в историчности битвы, поскольку tribus Fabia — предположительно, где фабии имели свои загородные поместья — располагался недалеко от Кремеры, на границе с Вейями. [9] День гибели Фабиев запомнился навсегда, поскольку это был тот же день, когда галлы разгромили римскую армию в битве при Аллии в 390 г. до н.э. [10] [11] [12] [13] [14] [15] Галлы двинулись на Рим только в отместку после того, как Квинт Фабий Амбуст , посланный послом, нарушил перемирие, чтобы напасть на галлов в Клузиуме . [16]

На протяжении всей истории Республики Фабии заключили несколько союзов с другими известными семьями, особенно с плебейскими и итальянскими, что отчасти объясняет их долгое выдающееся положение. Первый из таких союзов, который можно проследить, датируется серединой V века и был заключен с Поэтелиями ; это длилось как минимум столетие. [17] В четвертом веке Фабии были в союзе с патрицием Манлием и плебеями Генуциями и Лициниями , которых они поддерживали во время Конфликта Орденов . [18] Затем они заняли беспрецедентное лидирующее положение в третьем веке, поскольку три поколения Фабиев были Princeps senatus — уникальное явление во времена Республики. [ii] [19] [20] В этот период они вступили в союз с плебеями Атилиями из Кампании , где Фабии имели значительные поместья, Фульвиями и Мамилиями из Тускула , Отацилами из Беневента , Огулниями из Этрурии и Марциями . [21] Они также спонсировали появление Цецилиев Метелли и Порциев , которые были обязаны Фабиям своим первым консульством. [22] а также возрождение патриция Квинктия . [23] Основное направление второй войны против Карфагена оспаривалось между Фабиями и Корнелиями Сципионами. [24] Смерть Фабия Веррукоза в 203 году знаменует собой конец лидерства Фабиев в римской политике, которое к настоящему времени взяли на себя их соперники: Сципион Африканский и его семья. [25] После консульства Фабия Максима Эбурна в 116 году Фабии вступили в столетнее затмение, вплоть до их временного возрождения при Августе . [26]

Имя Фабиев было связано с одной из двух коллегий Луперков , жрецов, проводивших священные обряды древнего религиозного праздника Луперкалии . Другая коллегия носила имя Квинктилии , что позволяет предположить, что в древнейшие времена эти два рода руководили этими обрядами как крестом родового , подобно тому, как пинарии и потитии поддерживали поклонение Геркулесу . Такие священные обряды постепенно были переданы государству или открыты для римского населения; известная легенда связывает разрушение Потиции с оставлением ее религиозного учреждения. В более поздние времена привилегия Луперкалий перестала принадлежать только Фабиям и Квинктилиям. [2] [27] [28] [29]

Источник

[ редактировать ]
Капитолийский волк с Ромулом и Ремом . Одна из легенд гласит, что их последователей звали Квинктилии и Фабии .

Согласно легенде, Фабии заявляли о своем происхождении от Геракла, посетившего Италию за поколение до Троянской войны , и от Эвандера , его хозяина, через Фабия . Это привело фабиев к той же традиции, что и пинарии и потитии, которые, как говорят, приветствовали Геркулеса и научились от него священным обрядам, которые впоследствии на протяжении столетий совершали в его честь. [12] [30] [31] [32] [33]

Другая ранняя легенда гласит, что при основании Рима последователей братьев Ромула и Рема называли Квинктилиями и Фабиями соответственно. Говорят, что братья приносили жертвы в пещере Луперкаля у подножия Палатинского холма , который стал источником Луперкалий. Эта история, несомненно, связана с традицией, согласно которой две коллегии Луперков носили имена этих древних родов. [34] [35] [36] [37]

Фабиев Говорят , что первоначально имя было Фовий, Фавий или Фодий; Плиний утверждал, что оно было получено из фабы , боба, овоща, который, как говорят, впервые выращивали Фабии. Более причудливое объяснение происходит от названия fovea , рвов, которые, как говорят, предки фабиев использовали для ловли волков. [38]

Неясно, имели ли Фабии латинское или сабинское происхождение. Нибур , а затем Геттлинг считали их сабинянами. Однако другие ученые недовольны их доводами и отмечают, что легенда, связывающая Фабиев с Ромулом и Ремом, помещает их в Рим до включения сабинян в зарождающееся римское государство. [2]

Тем не менее можно отметить, что, даже если предположить, что эта традиция основана на реальных исторических событиях, последователи братьев описывались как «пастухи» и, предположительно, включали многих людей, живших тогда в сельской местности, где должен был быть основан город Рим. быть построено. Холмы Рима были заселены уже во времена легендарного основания города и располагались во внутренних районах между латинянами, сабинянами и этрусками . Даже если многие последователи Ромула и Рема были латинянами из древнего города Альба-Лонга , многие, возможно, также были сабинянами, уже жившими в окружающей сельской местности. [39] [40]

Самые ранние поколения Фабиев отдавали предпочтение преноминам Цезу , Квинту и Марку . Они были единственным родом патрициев, регулярно использовавшим Нумерий , который появляется в семье после уничтожения Фабиев в Кремере. По преданию, сообщаемому Фестом , этот преномен вошел в род, когда Квинт Фабий Вибулан , консул 467 г., женился на дочери Нумерия Отацилия Малевентского и даровал своему сыну имя тестя. [iii] [2] [44]

Хотя Фабии Амбусти и некоторые более поздние ветви семьи использовали преномен Гай , Квинт — это имя, которое чаще всего ассоциируется с Фабиями поздней Республики. Фабии Максими использовали его почти полностью исключая все другие имена до конца Республики, когда они возродили древнего преномена Павла . [iv] Это было сделано в честь Эмилиев Паулли, от которых произошли более поздние Фабии Максими, которые были приняты в род Фабии в конце III века до нашей эры. В этой семье также использовались разнообразные фамилии, связанные с Эмилиями, и одного из Фабиев звали Африканский Фабий Максим , хотя его собственное имя было Квинт Фабий Максимус Африканский . [2] [51] В рукописи Цицерона Сервий появляется среди Fabii Pictores, но, похоже, это было искажение рукописи, в которой первоначально было написано «Нумерий» . [52]

Филиалы и фамилии

[ редактировать ]
Денарий Гая Фабия Адриана, 102 г. до н. э. На аверсе изображена голова Кибелы , возможный намек на визит в Рим Баттаса, жреца Великой Матери. [53] На реверсе изображена Виктория за рулем биги, а внизу изображен фламинго.

Когноминами и Фабиев при республике были Амбуст, Бутео, Дорсо или Дорсуо, Лабео, Лицин, Максим агноминой Эмилиан, Аллоброгик, Эбурнус, Гургес, Руллиан, Сервилиан Веррукоз ) , Пиктор и Вибулан . Другие когномины принадлежали лицам, которые, строго говоря, не были членами рода, но были вольноотпущенниками или потомками вольноотпущенников или были зачислены в качестве римских граждан при Фабиях. Единственные когномины, встречающиеся на монетах, — это Hispaniensis, Labeo, Maximus и Pictor . [2] [54]

В имперские времена становится трудно отличить членов рода от неродственных лиц, носящих один и тот же номен. Члены рода известны уже во втором веке, но лица, носящие имя Фабий, продолжают появляться и в поздний период Империи. [2]

Старшая ветвь Фабиев носила когномен Vibulanus , который может указывать на прародину рода. Фамилия Амбустус , означающая «сожженный», заменила Вибулана в конце пятого века до нашей эры; первый из Фабиев, которого звали Амбуст, был потомком Вибулани. Самые знаменитые стремени рода Фабии, носившие фамилию Максимус , в свою очередь, произошли от Фабий Амбусти. Эта семья прославилась своими государственными деятелями и военными подвигами, которые длились от Самнитских войн в четвертом веке до нашей эры до войн с германскими захватчиками второго века до нашей эры. Большинство, если не все, поздние Фабии Максими были потомками Квинта Фабия Максима Эмилиана , одного из Эмилиев Паулли, который в детстве был усыновлен в эту прославленную семью. [2] [v]

Бутео , описавший вид ястреба, [55] первоначально был подарен представителю рода Фабия, потому что однажды такая птица поселилась на его корабле с благоприятным предзнаменованием. В этом предании, изложенном Плинием, не указано, кто из Фабиев первым получил эту фамилию, но, вероятно, это был один из Фабиев Амбусти. [2] [56] Кроуфорд предполагает, что бутео легенды был не ястреб, а фламинго , основываясь на появлении птицы, напоминающей фламинго, на монетах Гая Фабия Адриана, который, возможно, стремился связать себя с этим семейством, используя такое изображение. символ. Адриан и его потомки составляют последнюю различимую семью Фабиев. Их фамилия, вероятно, произошла от латинской колонии Хатрия , и вполне вероятно, что они были не прямыми потомками Фабиев Бутеонов, а недавно получившими избирательные права гражданами. [57] Фламинго также может указывать на прибрежное происхождение семьи. [58]

Фамилия Пиктор , которую носил другой род Фабиев, означает художника. [59] и самый ранний известный член этой семьи действительно был художником, прославившимся своей работой в храме Салуса , построенном Гаем Юнием Бубулком Брутом между 307 и 302 годами до нашей эры. Более поздние члены этой семьи, некоторые из которых отличились в искусстве, по-видимому, были его потомками и, должно быть, взяли свой прозвище от этого предка. [2] Когномен Лабео - первоначально обозначал человека с выступающими губами. [60] — появляется в начале второго века до нашей эры; Квинт Фабий Лабеон, первый носитель этого имени, также был поэтом, но его линия исчезла еще до конца века.

В этот список входит сокращенное преномина . Объяснение этой практики см. в разделе «Филиализация» .
Монета одного из Фабиев Максими, отчеканенная во времена правления Августа.

Фабий Вибулани и Амбусти

[ редактировать ]

Фабии Дорсуонес и Лицини

[ редактировать ]

Фабий Максимус

[ редактировать ]

Фабиус Художники

[ редактировать ]
Денарий Нумерия Фабия Пиктора, 126 г. до н. э. На аверсе изображена голова Ромы; на реверсе изображен Квинт Фабий Пиктор, претор 189 года, держащий вершину и щит с надписью QVIRIN, что намекает на его статус Flamen Quirinalis.

Фабиус Бутонес

[ редактировать ]

Фабий Лабеон

[ редактировать ]
Денарий Квинта Фабия Лабеона, 124 г. до н.э. На аверсе изображена голова Ромы, а на аверсе изображен Юпитер , управляющий квадригой. Нос внизу намекает на морской триумф его деда.
  • Квинт Фабий Q. f. В. н. Лабеон, городской квестор в 196 г. до н.э. Претор, затем пропретор , в 189 и 188 годах он разгромил морские силы Антиоха III , за что в следующем году получил морской триумф. Он был триумвиром для основания колоний Потенции и Пизаурума в 184 году и Сатурнии в 183 году. Он был консулом в 183 году и проконсулом в Лигурии в следующем году. Он также стал понтификом в 180 году и входил в состав комиссии из десяти человек, посланной консультировать Эмилия Павла по поводу заселения Македонии , он также был поэтом в 167 году. По словам Светония . [168] [169] [170] [171]
  • Квинт Фабий Q. f. В. н. Лабеон, известный ученый оратор, о красноречии которого упоминает Цицерон. Он, должно быть, жил примерно в середине второго века до нашей эры, и либо он, либо, что более вероятно, его сын был проконсулом в Испании, где это имя встречается на некоторых вехах. [172] [173] [174]
  • Квинт Фабий Q. f. В. н. Лабео, triumvir monetalis в 124 г. до н.э. Вероятно, он был проконсулом в Испании между 120 и 100 гг. до н.э. [175] [173] [176] [174]

Фабий Адриан

[ редактировать ]
Тетрадрахма Гая Фабия Адриана, проконсула в Пергаме (с местным магистратом Демеасом), около 57 г. до н. э. На аверсе изображена Cista mystica в венке из плюща; на реверсе - футляр для лука между двумя змеями, тирс . справа -

См. также

[ редактировать ]
  1. В 479 г. до н.э., незадолго до катастрофы при Кремере, триста спартанцев пали, сдерживая наступление персидских войск у Фермопил; почти одновременные даты и число павших Фабиев — триста шесть шесть — возможно, сделали параллель неизбежной.
  2. Райан отвергает рассказ Плиния о трёх последовательных принципах : Амбусте, Руллиане и Гургесе. Вместо этого он предлагает Руллиана, Гургеса и Веррукоза, но не считает, что они служили последовательно.
  3. ^ Эта история подвергается сомнению со стороны Мюнцера и Огилви , которые считают ее анахронизмом, поскольку Отацилий описывается как самнит, и в течение следующего столетия между Римом и самнитами не было значительных контактов. [41] Мюнцер утверждает, что и Пикторов , но Нумерий появляется только среди побочных представителей Бутеонов никогда не среди основной линии семьи — Вибулани, Амбусти и Максими. В рукописях Ливия среди старых Фабиев упоминается Гней вместо Нумерия , который обычно был изменен на Нумерий , следуя Капитолийскому Фастию . Карл Сигоний следовал этой схеме в своем издании «Принцепс Ливия» в 1555 году, как и большинство более поздних историков. Однако Мюнцер предпочитает Гнея , иначе не использовавшегося Фабиями, поскольку Ливий имел доступ к источникам, предшествующим хронологии Варрона , которая использовалась для составления Фасти. Согласно Мюнцеру, первым из Фабиев, носившим это имя, был Нумерий Фабий Бутео, консул 247 года; его отец, Марк, не последовал обычному соглашению о передаче своего преномена старшему сыну и, следовательно, должен был быть тем Фабием, о котором говорил Фест. [42] [43] [41]
  4. Помимо Павла и Африкана Фабия Максима — последний первоначально назывался «Квинт» — все Фабии Максими, упомянутые в истории, носили преномен Квинт , включая некоторых из них, которые были братьями. Эпиграфия содержит примеры Фабия Максими с другими преноминами, датируемыми имперскими временами, хотя неизвестно, происходили ли какие-либо из них от Фабиев Максими Республики или приняли эту фамилию как намек на прославленных Фабиев предыдущих столетий: Децим. Фабий Максимус, [45] Луций Фабий Максим [46] Марк Фабий Максимус [47] Публий Фабий Максим [48] [49] [50]
  5. Хотя некоторые источники утверждают, что они были усыновлены Квинтом Фабием Максимом Веррукозом , который умер в 203 году до нашей эры, утверждалось, что их отец, Луций Эмилий Паулл Македонский , как единственный выживший член Эмилиев Паулли после битвы при Каннах , не позволил усыновить двух своих старших детей из рода до рождения двух младших сыновей, примерно в 180–177 гг. до н.э.
  6. Бротон думал, что он мог быть сыном Квинта Фабия Максима Гургеса, консула 292 и 276 годов, и таким образом назначил ему консульство 265 года. Однако Райан не согласен и передает три консульства Гургесу.
  1. ^ Ливий, II. 42
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Словарь греческой и римской биографии и мифологии , том. II, с. 131 (« Фабия Генс »).
  3. ^ Гомо, стр. 7 и далее .
  4. ^ Смит, Римский клан , стр. 290 и далее .
  5. ^ Дионисий, ix. 11, 13.
  6. ^ Ливий, II. 46, 47.
  7. ^ Ливий, II. 48–50.
  8. ^ Дионисий, ix. 15–23.
  9. ^ Корнелл, Начало Рима , с. 311.
  10. ^ Ливий, II. 50; мы. 1.
  11. ^ Дионисий, ix. 22.
  12. ^ Перейти обратно: а б Овидий, Фасти , ii. 237
  13. ^ Плутарх, «Жизнь Камилла», 19.
  14. ^ Тацит, Истории , ii. 91.
  15. ^ Нибур, том. ii. п. 194.
  16. ^ Плутарх, «Жизнь Камилла», 17.
  17. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , стр. 31, 32.
  18. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , стр. 28-30.
  19. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , стр. 54–56.
  20. ^ Райан, Ранг и участие в Сенате , стр. 173–179.
  21. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , стр. 57, 58, 63–66, 69–71.
  22. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , с. 50.
  23. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , стр. 112, 114.
  24. ^ Бриско, Кембриджская древняя история , том. VIII, стр. 68–74.
  25. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , с. 87, 95, 96, 175.
  26. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , с. 260.
  27. ^ Цицерон, Филиппики , ii. 34, 13. 15, Целию , 26.
  28. ^ Проперций, Элегии , iv. 26.
  29. ^ Плутарх, «Жизнь Цезаря», 61.
  30. ^ Овидий, Экс Понтий III. 3. 99
  31. ^ Ювенал, Сатиры , viii. 14.
  32. ^ Плутарх, «Жизнь Фабия Максима», 1.
  33. ^ Paulus, s. v. Favii .
  34. ^ Овидий, Фасти , ii. 361ф, 375ф.
  35. ^ Аврелий Виктор, О происхождении римской нации , 22.
  36. ^ Плутарх, «Жизнь Ромула», 22.
  37. ^ Валерий Максим, ii. 2. § 9
  38. ^ Плиний Старший, Historia Naturalis , XVIII. 3.
  39. ^ Нибур, История Рима .
  40. ^ Гёттлинг, стр. 109, 194.
  41. ^ Перейти обратно: а б Огилви, Комментарий к Ливию, книги 1–5 , стр. 597, 598.
  42. ^ Мюнцер, Римские аристократические партии , стр. 69–71.
  43. ^ Бротон, том. я, с. 70 (примечание 1).
  44. ^ Перейти обратно: а б Festus, s. v. Numerius, pp. 170, 173, ed. Müller.
  45. ^ Новости о раскопках древностей , 1893, vii. 11.
  46. ^ CIL VIII, 10962a , CIL VIII, 60 , CIL VIII, 3600 .
  47. ^ CIL IX, 5445 , CIL II-14, 641a, CIL II, 4214
  48. ^ Латинские надписи Алжира , ii. 2, 5205.
  49. ^ CIL VI, 2382 .
  50. ^ Надписи христианского города Рима , ix. 25146
  51. ^ ПИР , том. II, с. 48.
  52. ^ Перейти обратно: а б Эрнст Бадиан , « Рецензии на Цицерона. Scripta Quae Manserunt Omnia. Fasc. 4. Брут , Э. Мальковати; Цицерон. Брут , А. Е. Дуглас », Журнал римских исследований , Vol. 57, нет. 1/2 (1967), с. 223–230.
  53. ^ Диодор Сицилийский, xxxvi. 13.
  54. ^ Eckhel, vol. v. p. 209 ff.
  55. ^ Чейз, с. 113.
  56. ^ Плиний, х. 8. § 10.
  57. ^ Тейлор, Избирательные округа , с. 212.
  58. ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд, Римская республиканская чеканка , стр. 326, 327.
  59. ^ Латинский и английский словарь Касселла , sv "Pictor".
  60. ^ Чейз, с. 109.
  61. ^ Ливий, II. 41–43, 46.
  62. ^ Дионисий, viii. 77, 82, 90, ix. 11.
  63. ^ Бротон, том. Я, стр. 21, 23, 24.
  64. ^ Ливий, II. 41–43, 46–50.
  65. ^ Дионисий, viii. 77 и далее , 82–86, ix. 1 и далее , 11, 13–22.
  66. ^ Зонарас, vii. 17.
  67. ^ Валерий Максим, ix. § 5
  68. ^ Авл Геллий, xvii. 21.
  69. ^ Овидий, Фасти , ii. 195 и далее .
  70. ^ Кассий Дион, фрагмент №. 26, изд. Рейм.
  71. ^ Фестус, св "Скерлератские ворота"
  72. ^ Нибур, История Рима , том. ii. п. 177 и далее .
  73. ^ Гёттлинг, с. 308.
  74. ^ Беккер, том. ii. часть ii. п. 93.
  75. ^ Бротон, том. Я, стр. 22, 24–26.
  76. ^ Ливий, II. 42–47.
  77. ^ Дионисий, viii. 87, 88, ix. 5-13, 15.
  78. ^ Frontinus, Strategemata , i. 11. §1.
  79. ^ Валерий Максим, ст. 5. §2.
  80. ^ Бротон, том. Я, стр. 22, 24.
  81. ^ Ливий, III. 1-3, 9, 22-25, 35, 41, 58.
  82. ^ Дионисий, ix. 59, 61, 69, х. 20-22, 58, xi. 23, 46.
  83. ^ Бротон, том. I, стр. 32, 33, 36, 38, 40, 46.
  84. ^ Диодор Сицилийский, xii, 3.1
  85. ^ Бротон, том i, стр.41 (примечание 2).
  86. ^ Livy, iv. 11, 17, 19, 25, 27, 28, v. 41.
  87. ^ Диодор Сицилийский, xii. 34, 58
  88. ^ Бротон, том. I, стр. 54, 59, 62, 64.
  89. ^ Ливий, IV. 43, 49, 58.
  90. ^ Диодор Сицилийский, xiii. 24, 14. 3.
  91. ^ Ливий, IV. 37, 49, 51.
  92. ^ Диодор Сицилийский, xiii. 9, 38
  93. ^ Ливий, IV. 52.
  94. ^ Livy, iv. 54, 61, v. 10, 24, 35, 36, 41.
  95. ^ Перейти обратно: а б с д Плутарх, «Жизнь Камилла», 17.
  96. ^ Livy, iv. 58, v. 35, 36, 41.
  97. ^ Перейти обратно: а б Livy, v. 35, 36, 41.
  98. ^ Ливий, VI. 22, 34, 36.
  99. ^ Перейти обратно: а б с д и Капитолийское великолепие .
  100. ^ Перейти обратно: а б Ливи, мы. 34.
  101. ^ Перейти обратно: а б Зонарас, VII. 24
  102. ^ Перейти обратно: а б Аврелий Виктор, De Viris Illustribus , 20.
  103. ^ Ливий, VII. 11, 17, 22, VIII. 33.
  104. ^ Триумфальные посты .
  105. ^ Ливий, VII. 12.
  106. ^ Ливий, VIII. 38.
  107. ^ Ливий, ix. 7.
  108. ^ Ливий, ix. 23.
  109. ^ Livy, v. 46, 52.
  110. ^ Валерий Максим, т.е. 1. § 11.
  111. ^ Ливий, VII. 28.
  112. ^ Диодор Сицилийский, xvi. 66.
  113. ^ Веллей Патеркул, i. 14.
  114. ^ Евтропий, ii. 15.
  115. ^ Валерий Максим, vi. 6. §5.
  116. ^ Ливий, Воплощение , xv.
  117. ^ Кассий Дион, Фрагмент 43.
  118. ^ Зонарас, viii. 8.
  119. ^ Бротон, том. I, стр. 200, 201 (прим. 1), 202 (прим. 1).
  120. ^ Ливий, XXIV. 9, 11, 12, 20, 43-45, 46, xxviii. 9.
  121. ^ Плутарх, «Жизнь Фабия Максима», 24.
  122. ^ Цицерон, О природе богов , iii. 32; Tusculanae Quaestiones , iii. 28; Катон Майор де Сенектут , 4 года; Письма родственникам , iv. 6.
  123. ^ Ливи, ххх. 26; xxxiii. 42.
  124. ^ Ливи, XL. 19; xxxix. 29.
  125. ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , i. 33.
  126. ^ Валерий Максим, III. 5. §2.
  127. ^ Аппиан , Латиноамериканка , 70 лет; Иберика , 67.
  128. ^ Орозий, v. 4.
  129. ^ Цицерон, Письма к Аттику , xii. 5.
  130. ^ Валерий Максим, vi. 1 § 5, viii. 5. §1.
  131. ^ Цицерон, Де Ораторе , т.е. 26, Про Бальбо , 11.
  132. ^ Валерий Максим, vi. 1. §5.
  133. ^ Орозий, v. 16.
  134. ^ Цицерон, In Vatinium Testem , 11; Письма родственникам , vii. 30
  135. ^ Цезарь, De Bello Hispaniensis , 2, 41.
  136. ^ Кассий Дион, xliii. 42, 46
  137. ^ Плиний Старший, vii. 53.
  138. ^ Ливий, Воплощение , 116.
  139. ^ CIL VI, 1407 .
  140. ^ Сайм, Аристократия Августов , с. 418.
  141. ^ CIL VI, 7701 , CIL VI, 33842 .
  142. ^ CIL VI, 2002 г.
  143. ^ Плиний Старший, xxxv. 4. с. 7.
  144. ^ Валерий Максим, viii. 14. §6.
  145. ^ Дионисий, xvi.6.
  146. ^ Цицерон, Tusculanae Quaestiones , i. 2. § 4.
  147. ^ Нибур, История Рима , том. iii. § 356.
  148. ^ Бротон, том. я, с. 199.
  149. ^ Валерий Максим, iv. § 9
  150. ^ Бротон, том. Я, стр. 197, 201.
  151. ^ Ливий, XXII. 57 , XXII. 11 .
  152. ^ Бротон, том. я, с. 251.
  153. ^ Ливи, xxxvii. 47 , 50, 51; xlv. 44 .
  154. ^ Бротон, том. I, стр. 359, 361, 394, 436.
  155. ^ Цицерон, Брут , 81.
  156. ^ Самнер, Ораторы у Брута , с. 43.
  157. ^ Кроуфорд, Римская республиканская чеканка , стр. 291, 292.
  158. ^ Зонарас, viii. 16.
  159. ^ Ливий, XXII. 22, 23.
  160. ^ Плутарх, «Жизнь Фабия Максима», 9.
  161. ^ Орозий, iv. 13.
  162. ^ Ливи, ххх. 26, 40.
  163. ^ Ливий, XXII. 24, 26.
  164. ^ Ливи, XL. 18, 36, 43; xlv.13.
  165. ^ Ливи, xli. 33; XLII. 1, 4.
  166. ^ Валерий Максим, viii. 15. §4.
  167. ^ Аппиан, Hispanica , 84.
  168. ^ Ливи, xxxiii. 42; xxxvii. 47, 50, 60; XXXVIII. 39, 47, xxxix. 32, 44, 45, хл. 42, XLV. 17.
  169. ^ Цицерон, De Officiiis , i. 10.
  170. ^ Светоний, «Жизнь Теренция», 4.
  171. ^ Бротон, том. I, стр. 336, 361, 366, 377, 378, 380, 383, 390, 393, 435, 436 (примечание 3).
  172. ^ Цицерон, Брут , т.е. 81.
  173. ^ Перейти обратно: а б КОТОРЫЙ Я, 823 , КОТОРЫЙ Я, 824 .
  174. ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд, Римская республиканская чеканка , стр. 294.
  175. ^ CIL I² 823.
  176. ^ Бротон, том. Я, стр. 543, 544.
  177. ^ Цицерон, In Verrem , i. 27, в. 36.
  178. ^ Псевдо-Асконий, в Верреме , с. 179, изд. Орелли
  179. ^ Диодор Сицилийский, с. 138, изд. Динд.
  180. ^ Ливий, Воплощение, 86.
  181. ^ Валерий Максим, ix. 10. §2.
  182. ^ Орозий, v. 20
  183. ^ ИЛЛРП 363.
  184. ^ Бротон, том. II, стр. 60, 62 (прим. 1), 64, 69.
  185. ^ Бротон, том. II, стр. 118, 134, 140.
  186. ^ Бротон, том. II, стр. 194, 203.
  187. ^ Ханс Фогтли, «Две находки монет из Пергама», в Swiss Numismatic Review 69 (1990), стр. 47, 63–64.
  188. ^ Гораций, Послания , ii. 1. 173
  189. ^ Плиний Старший, xiv. 15.
  190. ^ Сенека Младший, Epistulaemorales ad Lucilius , 89.
  191. ^ Конрад, «Некоторые друзья Сертория», с. 521, 522.
  192. ^ Цицерон, Про Мурена , 71.
  193. ^ Бротон, том. II, стр. 162, 164 (прим. 4).
  194. ^ Бротон, том. II, стр. 217, 220 (прим. 2), 225, 227 (прим. 5).
  195. ^ Саллюстий, Заговор Катилины , 41.
  196. ^ Аппиан, Гражданская война , ii. 4.
  197. ^ Цицерон, В Пизоне , 31.
  198. ^ Цицерон, Письма знакомым , iii. 3, 4, Послание к Аттику , viii. 11.
  199. ^ Перейти обратно: а б с ЦИЛ 9, 5390
  200. ^ Камодека, «Новости о консульской славе восковых табличек Кампании», стр. 52, 70.
  201. ^ Тацит, Агрикола , 10.
  202. ^ Плутарх, «Жизнь Гальбы», 27.
  203. ^ Тацит, Истории i. 44, iii. 14.
  204. ^ Тацит, Истории , iv. 79.
  205. ^ ТОМ IV, 7963 .
  206. ^ Гольдберг, Создание литературы , с. 20.
  207. ^ Джон Р. Кларк, рецензия на «Марио Гримальди (редактор), Помпеи. Дом Марка Фабия Руфа. Серия Помпеи, том 2. » , Классический обзор Брин Мора , 37 февраля 2015 г.
  208. ^ Тацит, Диалог об ораторах .
  209. ^ Плиний Младший, Epistulae , i. 11, VII. 2.
  210. ^ Юлий Капитолин, Жизнь Антонина Пия , 8.
  211. ^ Дигеста , 46. тит. 3. с. 39, 50 тит. 16. с. 207, 9. тит. 2. с. 11, 19. тит. 1. с. 17, тит. 9. с. 3.
  212. ^ Кассий Дион, lxxvii. 4, lxxviii. 11.
  213. ^ Элий Спартан, Жизнь Каракаллы , 4.
  214. ^ Аврелий Виктор, Воплощение Цезарей , 20.
  215. ^ Элий Лампридий, Жизнь Александра Севера , ок. 68, Жизнь Элагабала , ок. 16.

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
  • Джозеф Илариус Экхель , Doctrina Numorum Veterum (Изучение древних монет, 1792–1798).
  • Бартольд Георг Нибур , История Рима , Юлиус Чарльз Хэйр и Конноп Тирлуолл, пер., Джон Смит, Кембридж (1828).
  • Вильгельм Адольф Беккер , Справочник римских древностей , Weidmannsche Buchhandlung, Лейпциг (1846 г.).
  • Карл Вильгельм Геттлинг , История конституции Римского государства от строительства города до смерти Цезаря (История Римского государства от основания города до смерти Цезаря), книжный магазин приюта Галле (1840 г.).
  • Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Уильям Смит , изд., Little, Brown and Company, Бостон (1849).
  • Теодор Моммзен и др. , Corpus Inscriptionum Latinarum (Свод латинских надписей, сокращенно CIL ), Берлинско-Бранденбургская академия наук (1853 – настоящее время).
  • Notizie degli Scavi di Antichità (Новости о раскопках древности), Accademia dei Lincei (1876 – настоящее время).
  • Август Паули , Георг Виссова и др. , Realencyclopädie der Classicische Altertumswissenschaft , JB Metzler, Штутгарт (1894–1980).
  • Джордж Дэвис Чейз, «Происхождение римской преномины», в Гарвардских исследованиях классической филологии , том. VIII, стр. 103–184 (1897).
  • Пауль фон Роден , Элимар Клебс и Герман Дессау , Prosopographia Imperii Romani (Просопография Римской империи, сокращенно PIR ), Берлин (1898).
  • Фридрих Мюнцер , Римские аристократические партии и семьи , перевод Терезы Ридли, издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999 (первоначально опубликовано в 1920 году).
  • Христианские надписи из города Рима, новая серия, Рим (1922 – настоящее время).
  • Стефан Гсель, Inscriptions Latines de L’Algérie (Латинские надписи из Алжира), Эдуард Чемпион, Париж (1922 – настоящее время).
  • Т. Роберт С. Бротон , Магистраты Римской республики , Американская филологическая ассоциация (1952).
  • Аттилио Деграсси , Inscriptiones Latinae Liberae Rei Publicae (сокращенно ILLRP ), Флоренция (1957–1963).
  • Лили Росс Тейлор , Избирательные округа Римской республики , Издательство Мичиганского университета (1960).
  • Д. П. Симпсон, Латинский и английский словарь Касселла , издательство Macmillan Publishing Company, Нью-Йорк (1963).
  • Роберт Максвелл Огилви , Комментарий к Ливи, книги 1–5 , Оксфорд, Clarendon Press, 1965.
  • Грэм Винсент Самнер, Ораторы в «Бруте Цицерона: просопография и хронология » (дополнительный том XI «Феникс»), Торонто и Буффало, University of Toronto Press (1973).
  • Майкл Кроуфорд , чеканка римских республиканских монет , издательство Кембриджского университета (1974, 2001).
  • Кристоф Конрад, «Некоторые друзья Сертория» , в Американском филологическом журнале , том. 108, № 3 (1987).
  • Дж. А. Крук, Ф. В. Уолбанк , М. В. Фредериксен, Р. М. Огилви (редакторы), Кембриджская древняя история , том. VIII, Рим и Средиземноморье до 133 г. до н.э. , Cambridge University Press, 1989.
  • Рональд Сайм , Аристократия Августов , Clarendon Press, Оксфорд (1989).
  • Джузеппе Камодека, «Новости о консульской славе восковых табличек Кампании» , Publications de l'École française de Rome , vol. 143 (1991).
  • Ти Джей Корнелл , Начало Рима , Лондон и Нью-Йорк, Routledge, 1995.
  • Фрэнсис X. Райан, Ранг и участие в республиканском Сенате , Штутгарт, Franz Steiner Verlag, 1998.
  • Сандер М. Голдберг, Создание литературы в Римской республике, поэзия и ее восприятие , Cambridge University Press, 2005.
  • Си Джей Смит, Римский клан: род от древней идеологии до современной антропологии , издательство Кембриджского университета (2006), ISBN   978-0-521-85692-8 .
  • Леон Хомо , Римские политические институты , Routledge (2013), ISBN   978-1-136-19811-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e1bb81c1ea57b7fef03b66f33911d2d__1720470960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/2d/3e1bb81c1ea57b7fef03b66f33911d2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fabia gens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)