Myasishchev M-4
M-4 / 3M Molot | |
---|---|
![]() | |
Myasishchev 3MD at Monino Central Air Force Museum (Moscow) | |
Роль | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Myasishchev |
Первый полет | 20 января 1953 г. (М-4/2М) 1956 г. (М-6/3М) |
Введение | 1956 г. (М-4/2М) 1958 г. (М-6/3М) |
Ушедший на пенсию | 1994 |
Основные пользователи | Советские ВВС Советский ВМФ ВВС России |
Произведено | 125 |
Количество построенных | 2 прототипа, 123 [ 1 ] |
Варианты | Myasishchev VM-T |
The Myasishchev M-4 Molot ( Russian : Молот (Hammer ), USAF /DoD reporting name "Type 37", [ 2 ] [ 3 ] ASCC Отчетное имя Bison [ 4 ] ) — четырёхмоторный стратегический бомбардировщик, разработанный Владимиром Михайловичем Мясищевым и произведённый Советским Союзом в 1950-х годах для создания бомбардировщика дальней авиации , способного атаковать цели в Северной Америке .
Самолет далеко не достиг запланированной дальности полета и не был полностью способен атаковать наиболее ценные цели в Соединенных Штатах . Когда это выяснилось, производство было остановлено. Несмотря на неспособность создать работоспособную стратегическую конструкцию и, как следствие, небольшое количество, М-4, тем не менее, вызвал опасения по поводу « отставания бомбардировщиков », когда 18 самолетов участвовали в публичной демонстрации в Первомайский день 1954 года. США отреагировали построив тысячи самолетов Boeing B-47 и B-52, чтобы противостоять этой предполагаемой угрозе.
В конструкцию были добавлены более эффективные двигатели, поддержка дозаправки в воздухе (ППП), удаление стеклянной носовой части для оптического бомбометания и перемещение радара в это место. После этих изменений производство возобновилось под названием 3M . Даже с этими модификациями конструкция не была по-настоящему эффективной в роли атомного бомбардировщика, и до того, как производственная линия была окончательно закрыта в 1963 году, было произведено всего 125 самолетов, как М-4, так и 3М. Только 19 из них находились на ядерной боевой готовности. .
М-4 и 3М в основном использовались в качестве дальней морской разведки и ударных самолетов, а также для других вспомогательных целей. Большинство из них были переоборудованы в 1970-х и 80-х годах в самолеты-заправщики , особенно после того, как Ту-22М принял на себя морские задачи. Переоборудованные танкеры оставались в эксплуатации до 1994 года. Большинство уцелевших экземпляров были разобраны в рамках соглашений об ограничении вооружений, заключенных после холодной войны .
М-4 был первым четырехмоторным реактивным бомбардировщиком, принятым на вооружение Советским Союзом.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После Второй мировой войны Советский Союз уделил приоритетное внимание разработке стратегического бомбардировщика дальнего действия, способного доставлять атомное оружие . Их первым самолетом был Туполев Ту-4 , переработанная версия американского B-29 Superfortress . Ту-4 всегда был лишь временным решением, поскольку в отличие от американских стратегических бомбардировщиков, которые могли действовать с баз в союзных странах, близких к СССР, ему не хватало дальности полета, чтобы достичь континентальной части Соединенных Штатов, и опыта Корейской войны. продемонстрированные бомбардировщики с поршневыми двигателями были чрезвычайно уязвимы для перехвата реактивными истребителями. С развитием западных реактивных бомбардировщиков, таких как B-47 Stratojet и Vickers Valiant , Владимиру Михайловичу Мясищеву было поручено построить стратегический дальний бомбардировщик (SDB) (стратегический дальний бомбардировщик (СДБ), «стратегический дальний бомбардировщик») весной 1951. Первый прототип М-4 («Бизон-А») поднялся в воздух 20 января 1953 года и был передан на государственные приемочные испытания в марте 1954 года, а производство началось позже в том же году. Он поступил на вооружение в 1955 году, всего построено 34 самолета, включая два прототипа. [ 5 ]
М-4 изготавливался в основном из авиационных алюминиевых сплавов с добавлением некоторых компонентов из стали и магния. Он имел крылья со стреловидностью 35 градусов и первоначально оснащался четырьмя двигателями Микулин АМ-3 А с максимальной тягой 85,8 кН (8750 кгс; 19 290 фунтов силы), но позже был модернизирован до турбореактивных двигателей РД-3М-500 с максимальной тягой 93,2. кН (9500 кгс; 20940 фунтов силы). В фюзеляже и крыльях было 18 баллонных топливных баков, общий запас топлива составлял 123 600 литров (32 610 галлонов США); это дало самолету дальность полета 9500 км (5900 миль), хотя это не соответствовало первоначально указанной дальности полета в 12000 км (7500 миль). Он имел грузоподъемность 24 тонны (26,4 тонны) в различных конфигурациях. Оборонительное вооружение состояло из шести 23-мм пушек АМ-23 со скорострельностью 1250 выстр/мин каждая в обитаемой спаренной хвостовой башне с боекомплектом по 400 снарядов на орудие и двух спаренных дистанционно управляемых турелей в верхней и нижней части фюзеляжа с боекомплектом по 300 снарядов на орудие каждая. Экипаж самолета составлял восемь человек: штурман-бомбардир в носовой части; пилот и второй пилот в кабине; оператор радиолокационной станции/штурман, бортинженер/наводчик, радист/наводчик и наводчик турели в отсеке за кабиной; и хвостовой стрелок. [ 5 ]
3M
[ редактировать ]Хотя М-4 имел меньшую дальность полета, чем Туполев Ту-95 , он имел большую скорость и полезную нагрузку, что давало достаточные преимущества для дальнейшего совершенствования конструкции. В 1954 году было получено одобрение на модернизацию М-4, который поднялся в воздух 27 марта 1956 года и приступил к государственным испытаниям в начале 1958 года. 3М «Бизон-Б» оснащался четырьмя турбореактивными двигателями Добрынина РД-7 , имевшими такие же характеристики. тяга как у РД-3М, но экономичность на 25% выше; Для дальнейшего увеличения дальности полета также был добавлен носовой зонд дозаправки в полете . Центральный фюзеляж был значительно переработан для уменьшения веса и улучшения аэродинамики, а крылья получили более широкий размах и площадь. Будет построено 74 Bison-B. [ 5 ]
Танкер
[ редактировать ]С самого начала, когда стала очевидна недостаточная дальность полета М-4, Мясищев начал исследовать вопрос дозаправки в воздухе (ППП). В 1955 году второй серийный самолет был модифицирован до конфигурации топливозаправщика с тормозным шлангом , а первый серийный самолет был оснащен зондом IFR над носовой частью, а в следующем году еще два были переоборудованы для испытаний. С конца 1950-х годов парк М-4 был переоборудован в танкерную конфигурацию за счет установки в бомбоотсеке рукавно-барабанного агрегата (ГДУ) и топливных баков и снятия всего оборонительного вооружения. Аналогичные преобразования были произведены на флоте 3М в 1970-х и 1980-х годах: 3МС-1 «Бизон-Б» стал танкером «3МС-2», а 3МН-1 стал танкером «3МН-2». [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2019 г. ) |

М-4 впервые был показан публике на Красной площади в Первомай 1954 года. Самолет стал сюрпризом для Соединенных Штатов, которые не знали, что Советский Союз построил реактивный бомбардировщик. [ 6 ] Однако вскоре стало ясно, что у бомбардировщика недостаточна дальность полета, чтобы атаковать США и все же вернуться в Советский Союз. Лишь несколько из первоначальных серийных М-4 были приняты на вооружение. Чтобы решить эту проблему, ОКБ Мясищева представило модель 3М , известную на Западе как «Бизон-Б», которая была значительно мощнее предыдущей версии. Эта новая модель впервые полетела в 1955 году . Помимо прочего, для облегчения самолета были сняты два из пяти оригинальных орудийных барбетов.
американские наблюдатели видели 28 «Байзонов» в двух группах В июле 1955 года во время советского авиашоу . Правительство Соединенных Штатов считало, что бомбардировщик находится в серийном производстве, а по оценкам Центрального разведывательного управления , к 1960 году будет доступно 800 таких бомбардировщиков. Показ был обманом; первая группа из десяти повторила облет еще с восемью. Однако засекреченные оценки привели к тому, что американские политики предупредили о « отставании от бомбардировщиков ». [ 6 ]
Новый самолет предназначался не для ВВС СССР (ВВС), а для морской авиации (АВ-МФ). Хотя он все еще не мог бомбить Вашингтон, округ Колумбия , 3М имел достаточную дальность полета, чтобы удовлетворить потребность в дальнем морском патрульном самолете . В 1959 году 3M побила множество мировых рекордов по высоте полезной нагрузки, в том числе от 10 000 кг (22 000 фунтов) до 15 317 метров (50 253 футов) и от 55 220 кг (121 740 фунтов) до 2 000 метров (6 600 футов). [ 7 ]
считали Однако на Западе (и так считали до 1961 года), что 3М был оригинальным М-4, а это означало, что возможности М-4 были значительно переоценены западными спецслужбами .
В начале 1960-х годов был представлен «Бизон-С» со специализированным поисковым радаром . К этому времени многие из первоначальных М-4 были переоборудованы в -4-2 топливозаправщики М для дозаправки в воздухе . Позже 3М были переоборудованы 3МС-2 и 3МН-2 и в танкеры .
Ни М-4, ни 3М никогда не участвовали в боях, и ни один из них никогда не был переоборудован для атак на малых высотах, как многие американские B-52, и никогда не экспортировался союзникам Советского Союза. Однако совсем другое дело, когда речь идет о самолетах-дозаправщиках в воздухе.
Производство самолетов «Бизон» прекратилось в 1963 году, к тому времени их было построено 93 штуки. Последний самолет, топливозаправщик М-4-2, был выведен из эксплуатации в 1994 году.
Три тяжелых грузовых самолета ВМ-Т были переоборудованы из танкеров 3МН-2, при этом очень большие грузы размещались над фюзеляжем. Одиночный вертикальный киль/руль направления был заменен двумя большими прямоугольными килями/рулями направления на концах горизонтальных стабилизаторов для улучшения управления из-за турбулентности, создаваемой грузовой подвеской.
С выводом бомбардировщиков и танкеров Мясищева подавляющее большинство снятых с вооружения планеров было разобрано по условиям соответствующего договора об ограничении вооружений.
Варианты
[ редактировать ]Прототип
[ редактировать ]


- Изделия М (Изделие М) — собственное обозначение самолета ОКБ проекта 25, М-4. [ 8 ]
- SDB ( Strategichesky Dalny Bombardirovshchik – strategic long-range bomber) – The government designation for the M-4 programme. [ 8 ]
- [ Tema Dvadtsat Pyat ] Subject 25 – The VVS designation for the strategic bomber program. [ 8 ]
- Мясищев 3М-5 - улучшенный М-4 с двигателями Добрынина ВД-7 с большей тягой и лучшим КПД, чем двигатели Микулина АМ-3А , выполненный в качестве стартовой платформы для ракеты КСР-5 "воздух-поверхность". Один опытный самолет переоборудован из бомбардировщика 3МН-1, но дальнейшие переоборудования не проводились из-за ограниченного срока службы самолетов-кандидатов. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- Мясищев 3МЭ - Комплексная модернизация авионики была испытана на единственном 3МЭ, переоборудованном из серийного бомбардировщика 3М (серийный номер 8301101). Также было установлено новое навигационное и радиолокационное оборудование, а также полностью переработанная система обнаружения и тушения пожара. Прототип был поврежден и не подлежал ремонту, когда прототип Мясищева М-50 подскочил на колодках во время работы двигателей на земле, в результате чего один инженер на 3МЭ погиб. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- 101М - прототип М-4.Изготовлено 1 машин.
- 102М — это наземный тестер М-4, не предназначенный для полетов. Изготовлена 1 машина.
Машина массового производства
[ редактировать ]тип бомбардировщика
[ редактировать ]- М-4 — название серийных машин. Было построено 32 самолета. ( НАТО Кодовое название Координационного комитета по воздушным стандартам Bison-A ) [ 8 ]
- 3М - Усовершенствованный М-4 с двигателями Добрынина ВД-7 с большей тягой и лучшим КПД, чем у двигателей Микулина АМ-3А . Первый прототип был переоборудован из М-4.(НАТО Бизон-Б ). [ 8 ]
- 3МД - Серийный самолет-носитель крылатых ракет для перевозки ракет «воздух-поверхность» П-6, КСР или Х-10. В 1960 году было построено всего девять самолетов, прежде чем производственная линия была остановлена и ОКБ Мясищева расформировано. (НАТО Бизон-С ) [ 8 ]
- 3МС-1 (англ. Старые двигатели - старые двигатели) - новый серийный дальний бомбардировщик, способный устанавливать двигатели ВД-7, но оснащенный двигателями Микулина РД-3М-500а, РД-3М или АМ-3А из-за отсутствие летной готовности ВД-7. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- 3МН-1 (н. Новые двигатели - новые двигатели) - начальный серийный вариант дальнего бомбардировщика 3МН с двигателями ВД-7 пониженной мощности для повышения надежности после выхода из строя лопаток компрессора. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- 3МСР-1 (с: Старые [двигатели], Радиоаппаратура - старые двигатели, авионика [модернизация]) - новый серийный дальний бомбардировщик, способный устанавливать двигатели ВД-7, но оснащенный Микулинскими РД-3М-500а, РД-3М. или двигатели АМ-3А из-за отсутствия летных ВД-7 и оснащенные модернизированным комплексом авионики. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- 3МСН-1 (н: Новые [двигатели], Радиоаппаратура - новые двигатели, авионика [модернизация]) - несколько новых серийных дальних бомбардировщиков, способных устанавливать двигатели ВД-7, но оснащенных Микулинскими РД-3М -500а, РД- Двигатели 3М или АМ-3А из-за отсутствия летно-готовых ВД-7 и модернизированный комплекс авионики. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
Тип самолета-дозаправщика
[ редактировать ]- М-4-2 (он же М-4-II [ 9 ] ) — серийные самолеты М-4 переоборудованы в топливозаправщики. (НАТО Бизон-А ) [ 8 ]
- 3МС-2 (англ. Старые двигатели - старые двигатели) - новый серийный самолет-заправщик, способный устанавливать двигатели ВД-7, но оснащенный двигателями Микулина РД-3М-500а, РД-3М или АМ-3А. к нехватке летно-готовых ВД-7. В 1970-х и 1980-х годах большинство уцелевших бомбардировщиков 3МС было переоборудовано в танкеры 3МС-2. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- 3МН-2 (н. Новые двигатели - новые двигатели) - начальный серийный вариант самолета-заправщика 3МН с пониженными номиналами двигателей ВД-7 для повышения надежности после выхода из строя лопаток компрессора. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
- [ Тема Тридцат Шестт ] Тема 36 – Государственное обозначение модернизированного М-4. (НАТО Бизон-Б ) [ 8 ]
Тип транспортного самолета
[ редактировать ]- ВМ-Т ( Владимир Мясищев-Транспортный ) - три самолета 3МН-2, переоборудованные для полетов негабаритных грузов, с большой грузовой подвеской, опирающейся на стойки над фюзеляжем, и большими прямоугольными килями, прикрепленными к законцовкам хвостового оперения. В частности, использовался для перевозки компонентов шаттла «Буран» и «Энергия» ракеты-носителя до того, как стал доступен Ан-225 . [ 8 ]
Прогнозируемые варианты
[ редактировать ]- Мясищев 3М-А ( Атомный - ядерный ) - вариант разведывательного самолета с ядерной установкой, использующий реактор непрямого теплопередачи в бомбоотсеке и ядерные газовые турбины в корнях крыла, с экипажем, размещенным в свинцовой кабине без окон. [ 8 ]
- Мясищев 3М-М ( Морской - военно-морской) - предлагаемая летающая лодка с лодочным фюзеляжем и поплавками под законцовками крыла. [ 8 ]
- Мясищев 3М-Р ( Разведчик - разведчик) - предлагаемый самолет-разведчик с высокоскоростными камерами разведки. [ 8 ]
- Мясищев 3М-К ( Комплекс - система вооружения) - предлагаемый ударный самолет стратегического ракетоносца для перевозки крылатой ракеты большой дальности Х-20 . [ 8 ]
- Мясищев 3МП - 3МП представлял собой проектируемый альтернативный быстросменный танкер-бомбардировщик для поддержки всех самолетов-приемников АВ-МФ на базе 3МД, реализация которого не была продолжена из-за прекращения производства 3МД и закрытия ОКБ Мясищева. [ 8 ]
- Мясищев 3М-Т ( Топливозаправщик - танкер-заправщик) - 3М-Т был попыткой создать серийную версию конвертируемого танкера-ракетоносца 3МД для поддержки ожидаемого сверхзвукового бомбардировщика Мясищев М-52 , Ту-95 и оставшихся 3М. бомбардировщики. До закрытия ОКБ в сентябре 1960 года никакой аппаратуры не производилось. [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]- Дальняя авиация , ВВС СССР.
- 1230-й авиационный полк самолетов-заправщиков, аэродром Энгельс, Саратовская область . [ 10 ]
- Советская морская авиация
Самолет на выставке
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Известно, что выжили четыре самолета:
- 3МД '30 Красный' (б/н 6302831) в Центральном музее ВВС России в Монино . Московской области
- М-4 '60 Красный' (б/н 0301804) в музее Дальней авиации в Дягилево , Рязанская область.
- М-4 '63 Красный' (б/н 5301518) в Украинке , Амурская область
- 3МС-2 '14 Красный' (б/н 7300805) на заводе Энгельс-2 Саратовской области.
Технические характеристики (М-4)
[ редактировать ]
Данные Гранта и Дейли [ 11 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 8 человек
- Длина: 47,2 м (154 футов 10 дюймов)
- Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
- Высота: 14,1 м (46 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 326,35 м 2 (3512,8 кв. футов)
- Пустой вес: 79 700 кг (175 708 фунтов)
- Полная масса: 138 500 кг (305 340 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 181 500 кг (400 139 фунтов)
- Силовая установка: 4 Микулин АМ-3А турбореактивных двигателя с тягой 85,75 кН (19 280 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 947 км/ч (588 миль в час, 511 узлов)
- Дальность действия: 5600 км (3500 миль, 3000 миль)
- Перегоночная дальность: 8100 км (5000 миль, 4400 морских миль)
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 425 кг/м 2 (87 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,25
Вооружение
- Орудия: 9× 23-мм НР-23 пушки или 6×23-мм пушки АМ-23 в подфюзеляжном, спинном и хвостовом барбетах . 1100 патронов в вентральном и спинном барбетах, 2000 патронов в хвостовом барбете.
- Ракеты: до четырех крылатых ракет, переносимых снаружи.
- Бомбы: обычно 12 000 кг (26 000 фунтов) внутренних запасов. Можно было перевозить до 24 000 кг (53 000 фунтов), включая ядерные и обычные бомбы: [ 5 ]
- две ядерные бомбы или
- две бомбы общего назначения массой 9000 кг ФАБ-9000 или 5000 кг ФАБ-5000, или
- четыре бронебойные бомбы БРАБ-6000 массой 6000 кг, или
- шесть 3000-кг бомб общего назначения ФАБ-3000, или
- 28 х 500-кг бомб общего назначения ФАБ-500 или
- 52 бомбы общего назначения по 250 кг ФАБ-250 или 100 кг ФАБ-100.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Myasishchev M-4 and 3M Yefim Gordon & Dimitriy Komissarov Page 238 Schiffer Publishing 2021. ISBN 9780764361821.
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . обозначение-systems.net .
- ^ «Aerospaceweb.org | Спросите нас — кодовые названия советских самолетов» .
- ^ "Списки бомбардировщиков за пределами США". обозначение-systems.net . Проверено: 19 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мясищев М-4/3М «Бизон» и М-50 «Баундер» . Воздух Vectors.net .
- ^ Перейти обратно: а б Хеппенхаймер, Т.А. (1998). Решение о космическом корабле . НАСА. п. 193.
- ^ Советская военная машина. Энциклопедия российской военной техники и стратегии . Лондон, Англия: Хэмлин. 1976. с. 101. ИСБН 0600382281 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Гордон 2003 г.
- ^ "Myasishchev M-4 (in Russian: Мясищев М-4)" . Retrieved 2013-10-22 .
- ^ «1230-й авиационный полк самолетов-заправщиков» .
- ^ Грант и Дейли 2007, с. 293.
Библиография
[ редактировать ]- Gordon, Yefim. Myasishchev M-4 and 3M . Hinckley, Lancashire, UK: Midland. 2003. ISBN 1-85780-152-0 .
- Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли. Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс, Великобритания: DK Adult, 2007. ISBN 978-0-7566-1902-2 .
- Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]