Аэробус А400М Атлас
А400М Атлас | |
---|---|
![]() | |
A400M ВВС Германии в полете | |
Роль | Стратегические/тактические воздушные перевозки / дозаправка в воздухе |
Производитель | Airbus обороны и космоса |
Первый полет | 11 декабря 2009 г. [ 1 ] |
Введение | 2013 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Немецкие ВВС Французские воздушно-космические силы Королевские ВВС Испанские воздушно-космические силы в разделе «Операторы» Другие см. ниже. |
Произведено | 2007 – настоящее время |
Количество построенных | 127 по состоянию на 31 июля 2024 г. [ 2 ] |
Airbus A400M Атлас [ номер 1 ] — европейский четырёхмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолёт . Он был разработан компанией Airbus Military , ныне Airbus Defence and Space , как тактический авиалайнер со стратегическими возможностями для замены старых транспортных самолетов, таких как Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules . [ 3 ] По размеру A400M находится между C-130 и Boeing C-17 Globemaster III . Он может перевозить более тяжелые грузы, чем C-130, и может использовать неровные взлетно-посадочные полосы. Помимо транспортных возможностей, А400М может выполнять дозаправку в воздухе и медицинскую эвакуацию при наличии соответствующего оборудования.
А400М Первый полет состоялся 11 декабря 2009 года из аэропорта Севильи , Испания. В период с 2009 по 2010 год производство A400M было отменено из-за задержек в программе разработки и перерасхода средств; однако страны-заказчики предпочли сохранить поддержку проекта. К июлю 2011 года в общей сложности 174 самолета A400M были заказаны восемью странами. В марте 2013 года A400M получил сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), а первый самолет был поставлен ВВС Франции в августе 2013 года.
Разработка
Происхождение
Проект берет свое начало в группе Future International Military Airlifter (FIMA), созданной в 1982 году как предприятие совместное Aérospatiale , British Aerospace (BAe), Lockheed и Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) с целью разработки замены как для C-130 Hercules , так и для Transall C-160 . [ 4 ] Различные требования и сложности международной политики означали, что продвижение инициативы было медленным. В 1989 году Lockheed приняла решение о выходе из группировки. Компания Lockheed самостоятельно разработала модернизированный самолет Hercules C-130J Super Hercules . С присоединением Alenia итальянской CASA и испанской группа FIMA стала Еврофлагом .
Руководство проекта оценило конфигурации с двумя и счетверенными турбовинтовыми двигателями, конфигурацию с четырьмя винтовыми двигателями и конфигурацию с четырьмя турбовинтовыми двигателями и в конечном итоге остановилось на варианте с турбовинтовым двигателем. [ 5 ] Поскольку ни один из существующих турбовинтовых двигателей в западном мире не был достаточно мощным, чтобы достичь проектируемой крейсерской скорости 0,72 Маха, потребовалась новая конструкция двигателя. Первоначально был выбран турбовинтовой двигатель SNECMA M138 на базе турбовентиляторного двигателя M88 , однако эта силовая установка оказалась несоответствующей предъявляемым требованиям. [ 6 ] [ 7 ] В апреле 2002 года Airbus Military опубликовала новый запрос предложений (RFP), на который ответили Pratt & Whitney Canada с PW180 и Europrop International . В мае 2003 года Airbus Military выбрала Europrop TP400 -D6. United Technologies заявила, что этот выбор стал результатом политического вмешательства. [ 8 ] [ 9 ]
В апреле 2003 года руководитель партнера Europrop заявил, что Airbus был близок к выбору предложения P&WC, утверждая, что оно было более чем на 400 миллионов евро (436,7 миллиона долларов США) дешевле, чем предложение Europrop. [ 10 ] Когда первоначальный срок принятия решения по двигателю прошел, генеральный директор Airbus Ноэль Форгерд заявил, что предложение P&WC было почти на 20 процентов дешевле, и заявил, что «на сегодняшний день Пратт и Уитни, без сомнения, является победителем, гораздо более низкое предложение может заставить нас передумать. ", предложив Europrop пересмотреть свое предложение, которое, как сообщается, было снижено на 10 или 20 процентов. [ 11 ] В более позднем отчете описывается, что пересмотренная заявка превышает заявку P&WC на 120 миллионов евро. [ 12 ]

Первоначальными странами-партнерами были Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург. Эти страны решили поручить организацию по совместному сотрудничеству в области вооружений (OCCAR) управление приобретением A400M. После вывода Италии и пересмотра объемов закупок пересмотренная потребность составила 180 самолетов. Предполагалось, что первый полет состоится в 2008 году, а первая поставка - в 2009 году. В апреле 2005 года к программе присоединилась Южная Африка, а компания Denel Saab Aerostructures получила контракт на поставку компонентов фюзеляжа. [ 13 ] Малайзия — вторая страна за пределами Европы, принявшая участие в проекте. Малайзия через CTRM отвечает за производство композитных авиационных компонентов для самолетов. [ 14 ]
A400M позиционируется как промежуточный по размеру и дальности между Lockheed C-130 и Boeing C-17 , перевозя слишком большой или слишком тяжелый груз для C-130, но при этом способный использовать неровные взлетно-посадочные полосы. [ 15 ]
Задержки и проблемы
В январе 2009 года EADS объявила, что первая поставка была отложена с 2009 года как минимум до 2012 года, и указала, что хочет пересмотреть условия. [ 16 ] EADS заявила, что первые поставки начнутся через три года после первого полета. В январе 2009 года Financial Times Deutschland сообщила, что A400M имел избыточный вес на 12 тонн и может не соответствовать ключевому требованию к характеристикам - способности переносить по воздуху 32 тонны. Источники сообщили FTD , что он может поднять только 29 тонн, чего недостаточно для перевозки такой боевой машины пехоты, как Puma . [ 17 ] В ответ на сообщение главнокомандующий ВВС Германии заявил: «Это катастрофическое развитие событий» и может задержать поставки ВВС Германии ( Люфтваффе ) до 2014 года. [ 18 ] Начальный оперативный потенциал (IOC) Люфтваффе позже был отложен, и были изучены альтернативы, такие как более высокая интеграция европейских возможностей воздушных перевозок. [ 19 ]

29 марта 2009 года генеральный директор Airbus Том Эндерс сообщил Der Spiegel , что от программы можно отказаться без изменений. [ 20 ] OCCAR напомнил странам-участницам, что они могут расторгнуть контракт до 31 марта 2009 года. [ 21 ] В апреле 2009 года ВВС ЮАР объявили, что рассматривают альтернативу A400M из-за задержек и увеличения стоимости. [ 22 ] 5 ноября 2009 года Южная Африка объявила об отмене приказа. [ 23 ] 12 июня The New York Times сообщила, что Германия и Франция отложили принятие решения об отмене своих заказов на шесть месяцев, в то время как Великобритания планировала принять решение в конце июня. Нью-Йорк Таймс также процитировала отчет Сената Франции от февраля 2009 года, отметив: «A400M превышает бюджет на 5 миллиардов евро, отстает от графика на 3-4 года, [и] эксперты в области аэрокосмической отрасли оценивают, что это также обходится Airbus от 1 миллиарда до 10 евро». 1,5 миллиарда в год». [ 24 ]
В 2009 году Airbus признал, что программа, как ожидается, потеряет не менее 2,4 миллиарда евро и не сможет окупиться без экспортных продаж. [ 8 ] Аудит PricewaterhouseCoopers прогнозировал, что бюджет превысит бюджет на 11,2 миллиарда евро, а корректирующие меры приведут к перерасходу бюджета на 7,6 миллиарда евро. [ 25 ] 24 июля 2009 года семь европейских стран объявили о продолжении программы и сформировали совместное агентство по закупкам для пересмотра контракта. [ 26 ] 9 декабря 2009 года газета Financial Times сообщила, что Airbus запросил дополнительную субсидию в размере 5 миллиардов евро. [ 27 ] В январе 2010 года Airbus повторил, что A400M может быть списан, что будет стоить ему 5,7 миллиарда евро, если правительства стран-партнеров не добавят 5,3 миллиарда евро. [ 28 ] задержки уже увеличили его бюджет на 25%. [ 29 ] Сообщается, что руководители Airbus считали A400M конкурирующим за ресурсы с программами A380 и A350 XWB . [ 30 ]
В июне 2009 года компания Lockheed Martin сообщила, что Великобритания и Франция запросили подробную информацию о C-130J в качестве альтернативы A400M. [ 31 ]
В ноябре 2010 года Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Люксембург, Испания и Турция завершили контракт и согласились предоставить Airbus Military кредит в размере 1,5 миллиарда евро. Программа тогда отставала от графика как минимум на три года. Великобритания сократила свой заказ с 25 до 22 самолетов, а Германия - с 60 до 53, уменьшив общий заказ со 180 до 170. [ 32 ]
В 2013 году бюджет Франции на 50 самолетов составил 8,9 млрд евро (~ 11,7 млрд долларов США) при себестоимости единицы 152,4 млн евро (~ 200 млн долларов США) или 178 млн евро (~ 235 млн долларов США), включая затраты на разработку. [ 33 ] Французская Белая книга по обороне и национальной безопасности 2013 года сократила потребность в тактических транспортных самолетах с 70 до 50. [ 34 ] Поскольку A400M не мог осуществлять дозаправку вертолета в воздухе, Франция объявила в 2016 году, что закупит четыре C-130J. [ 35 ] В июле 2016 года французская аэрокосмическая лаборатория ONERA подтвердила успешные испытания в аэродинамической трубе шланга длиной 36,5 м (120 футов) и тормозной системы, позволяющей дозаправлять вертолеты. Предыдущие испытания показали нестабильность предполагаемого шланга длиной 24 м (80 футов) из-за вихрей, создаваемых интерцепторами , развернутыми для достижения воздушной скорости 108–130 узлов. [ 36 ]
производственные дефекты 14 винтовых редукторов (ПГВ) производства итальянского поставщика Avio В апреле 2016 года были обнаружены Aero. Проблема, связанная с процессом термообработки , ослабившим зубчатый венец, не затронула другие PGB; задействованные подразделения нуждались в изменении. В Airbus отметили: «до полной замены партии любой самолет может продолжать летать не более чем с одним установленным редуктором воздушного винта и подлежит постоянным проверкам». Другая проблема PGB заключалась в растрескивании пробки входной шестерни, в результате чего мелкие металлические частицы могли попасть в масляную систему, защищенную магнитным датчиком. Пострадали только двигатели 1 и 3, винты которых вращаются вправо. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) издало Директиву о летной годности, предписывающую немедленную проверку на крыле с последующей заменой в случае обнаружения признаков повреждения. [ 37 ] 27 апреля 2016 года Airbus предупредил, что ремонт PGB может потребовать значительных затрат. [ 38 ] Временное исправление PGB было сертифицировано в июле 2016 года, что значительно увеличило интервалы проверок. [ 39 ]
В мае 2016 года Airbus подтвердил, что в части фюзеляжа французского A400M было обнаружено растрескивание, выявленное в ходе проверок качества в 2011 году. Не влияя на безопасность, его можно отремонтировать в ходе регулярного технического обслуживания/модернизации. [ 40 ] [ 41 ] алюминиево-цинковый сплав , известный как серия 7000 В нескольких центральных рамах использовался . Его химический состав, а также условия окружающей среды привели к распространению трещин. Сплав был исключен из будущих самолетов. Рассматривалась возможность модернизации, позволяющей снять его с ранних моделей A400M, что могло занять до семи месяцев. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
29 мая 2016 года Эндерс признал в интервью, опубликованном в Bild am Sonntag , что некоторые из «серьезных проблем» A400M возникли по вине Airbus: «Мы недооценили проблемы с двигателем... Airbus позволил некоторым убедить себя. известные европейские лидеры начали использовать двигатель, созданный неопытным консорциумом». Более того, он взял на себя полную ответственность за двигатель. [ 45 ] 27 июля 2016 года Airbus подтвердил, что взял на себя оплату в размере 1 миллиарда долларов за проблемы с доставкой и перспективы экспорта. [ 46 ] Эндерс заявил: «Промышленная эффективность и поэтапное внедрение военных функций А400М все еще отстают от графика и остаются сложными». [ 47 ]
Летные испытания
Перед первым полетом необходимое время воздушных испытаний двигателя Europrop TP400 C-130 было получено с использованием испытательного самолета , который впервые поднялся в воздух 17 декабря 2008 года. [ 48 ] А400М из Севильи. первый полет 11 декабря 2009 года состоялся [ 1 ] В апреле 2010 года второй А400М совершил свой первый полет. [ 49 ] В июле 2010 года в воздух поднялся третий А400М, после чего авиапарк налетал 400 часов, совершив более 100 полетов. [ 50 ] В июле 2010 года А400М прошел испытания крыла на предельную нагрузку. [ 51 ] В октябре 2010 года Airbus объявил о начале дозаправки и испытаний на десантирование. [ 52 ] К октябрю 2010 года A400M налетал 672 часа из 2700 часов, которые должны были пройти сертификацию. [ 53 ] В ноябре 2010 года были совершены первые прыжки с парашютом. Эндерс и руководитель проекта A400M Бруно Деланнуа были среди парашютистов. [ 54 ]
крыла В конце 2010 года на летно-испытательном самолете MSN1 были проведены имитационные ледовые испытания с использованием приборов, установленных на передних кромках . В результате была выявлена аэродинамическая проблема, вызывающая биение горизонтального хвостового оперения , которая была решена посредством шестинедельной модернизации с целью установки противообледенительного оборудования, питаемого отбираемым воздухом . Серийные самолеты оборудованы аналогичным образом. [ 55 ] Зимние испытания проводились в Кируне , Швеция, в феврале 2011 года. [ 56 ] В марте 2012 года испытания на высотный старт и приземление были проведены в Ла-Пасе на высоте 4061,5 м (13325 футов) и в Кочабамбе на высоте 2548 м (8360 футов) в Боливии . [ 57 ] [ 58 ]
К апрелю 2011 года общий налет составил 1400 часов и выполнено более 450 полетов. [ 59 ] В мае 2011 года двигатель TP400-D6 получил сертификацию EASA. [ 60 ] В мае 2011 года парк самолетов А400М насчитывал 1600 часов и совершил более 500 полетов. К сентябрю 2011 года общее количество увеличилось до 2100 часов и 684 полетов. [ 61 ] Из-за проблемы с коробкой передач А400М был показан на статическом дисплее вместо летной демонстрации на Парижском авиасалоне 2011 года . [ 62 ] К октябрю 2011 года общий налет достиг 2380 часов за 784 рейса. [ 55 ]
В мае 2012 года летно-испытательный самолет MSN2 должен был провести неделю, проводя испытания грунтовой взлетно-посадочной полосы на травяной полосе в аэропорту Котбус-Древиц в Германии. [ 63 ] Испытания были прерваны 23 мая, когда во время испытания на прерванный взлет левые основные колеса выломали поверхность взлетно-посадочной полосы. Airbus Military заявила, что поведение самолета было «отличным». Неповрежденный самолет вернулся в Тулузу. [ 63 ]
На выставке Royal International Air Tattoo 2012 года самолет получил официальное название «Атлас». [ 64 ] [ 65 ]
предоставило A400M сертификат типа , разрешив его ввод в эксплуатацию. В марте 2013 года EASA [ 66 ]
Производство и доставка
Сборка первого А400М началась на заводе EADS в Испании в Севилье в начале 2007 года. Основные агрегаты, построенные на других предприятиях за рубежом, были доставлены на завод в Севилье транспортниками Airbus Beluga . В феврале 2008 года четыре двигателя Europrop TP400-D6 были поставлены для летных испытаний для первого А400М. [ 67 ] Статические структурные испытания испытательного планера начались в марте 2008 года в Испании. [ 68 ] К 2010 году Airbus планировал производить 30 самолетов в год. [ 69 ] Турецкий партнер, компания Turkish Aerospace Industries , поставила первый компонент А400М в Бремен в 2007 году. [ 70 ]

Первый рейс, первоначально запланированный на начало 2008 года, был отложен из-за задержек и финансовых трудностей. В январе 2008 года EADS объявила, что причиной задержки стали проблемы с двигателем. Перенесенный первый рейс, назначенный на июль 2008 года, снова был отложен. За гражданской сертификацией по стандарту EASA CS-25 последовала сертификация для военного использования. В июне 2008 года A400M был представлен в Севилье на мероприятии под председательством Хуана Карлоса I. короля Испании [ 71 ]
12 января 2011 года началось серийное производство. [ 72 ] В августе 2013 года первый А400М был поставлен ВВС Франции . Официально он был передан во время церемонии в сентябре 2013 года. [ 73 ] [ 74 ] В августе 2013 года первый турецкий А400М совершил свой первый полет из Севильи. [ 75 ] В марте 2015 года Малайзия получила свой первый А400М. [ 76 ]
В мае 2015 года стало известно, что страны-члены создали Группу мониторинга программы (PMT) для анализа и мониторинга прогресса в разработке и производстве A400M. ГУП инспектирует линию окончательной сборки в Севилье и на других производственных площадках. В первых выводах отмечалось, что у Airbus не было комплексного подхода к производству, разработке и модернизации, и они рассматривались как отдельные программы. [ 77 ]

9 мая 2015 года самолет А400М разбился в Севилье во время своего первого испытательного полета. [ 78 ] Германия, Малайзия, Турция и Великобритания приостановили полеты на время расследования. [ 79 ] Первоначально основное внимание уделялось тому, была ли авария вызвана новым программным обеспечением управления подачей топлива, позволяющим регулировать топливные баки для обеспечения определенных маневров; Airbus выпустил обновление, предписывающее операторам проверять все блоки управления двигателем (ЭБУ). [ 80 ] Ключевой сценарий, рассмотренный следователями, заключается в том, что данные параметров калибровки крутящего момента были случайно стерты на трех двигателях во время установки программного обеспечения, что помешало работе FADEC . [ 81 ] 3 июня 2015 года Airbus объявил, что следователи подтвердили, что «первый, второй и третий двигатели перестали работать после взлета и не реагировали на попытки экипажа контролировать настройку мощности обычным способом». [ 82 ]
11 июня 2015 года министерство обороны Испании объявило, что прототипы могут возобновить испытательные полеты и что в ближайшее время могут быть выданы дополнительные разрешения. [ 83 ] Королевские ВВС отменили приостановку полетов А400М 16 июня 2015 года, а на следующий день за этим последовали ВВС Турции. [ 84 ] 19 июня 2015 года поставки возобновились. [ 85 ] В июне 2016 года ВВС Франции приняли свой девятый А400М, первый способный выполнять тактические задачи, такие как десантирование грузов. Пересмотренный стандарт включает добавление брони кабины и оборудования защитных систем, а также разрешение на перекачку и получение топлива в полете. [ 86 ]
Дизайн

Airbus A400M обеспечивает существенные улучшения полезной нагрузки, дальности полета, внутреннего объема и эксплуатационной мощности по сравнению с Transall C-160 и Lockheed C-130 , которые он заменяет или дополняет. Он может перевозить до 37 метрических тонн (41 короткую тонну) на расстояние более 2000 морских миль (3700 км; 2300 миль). [ 87 ] Грузовой отсек имеет длину 17,71 м (58,1 фута) без учета аппарели, ширину 4,00 м (13,12 фута) и высоту 3,85 м (12,6 фута) (или 4,00 м (13,12 фута) позади крыла). [ 88 ] и может быть сконфигурирован для перевозки грузов , военнослужащих , десантирования парашютистов , проведения медицинской эвакуации или дозаправки в воздухе. Он может эксплуатироваться на коротких мягких взлетно-посадочных полосах и перевозить грузы на большие расстояния. [ 88 ] Типичная грузовая нагрузка может включать шесть автомобилей Land Rover и их прицепы, или две легкие бронемашины, или самосвал и экскаватор, или ракетный комплекс Patriot , или вертолет Puma или Cougar , или грузовик и 25-тонный прицеп. [ 89 ]

Он оснащен электродистанционной системой управления полетом с боковыми контроллерами и защитой диапазона полета . Как и другие самолеты Airbus, A400M имеет полностью стеклянную кабину . Большинство систем во многом основаны на системах А380, но модифицированы для военных задач. Гидравлическая система имеет два канала с давлением 207 бар (3000 фунтов на квадратный дюйм), питающие основные и вторичные приводы управления полетом, шасси, колесные тормоза, грузовую дверь и дополнительную систему дозаправки с помощью шланга и тормоза. Как и в А380, третьей гидросистемы нет. Вместо этого есть две электрические системы. Один представляет собой набор двухканальных гидравлических приводов с электрическим приводом, другой — набор гибридных приводов с электрическим/гидравлическим приводом. Непохожая избыточность обеспечивает большую защиту от боевых повреждений. [ 90 ]
Более 30 процентов конструкции самолета изготовлено из композиционных материалов . Крыло с размахом 42,4 м (139 футов) в основном изготовлено из из армированного углеродным волокном пластика компонентов , включая лонжероны крыла , обшивку крыльев длиной 19 м (62 фута) и толщиной 12–14 мм (0,47–0,55 дюйма) и другие детали. Крыло весит около 6500 кг (14 330 фунтов) и может нести и поднимать до 25 000 кг (55 116 фунтов) топлива. [ 91 ] Он имеет удлинение 8,1, широкую хорду 5,6 м (18 футов) и угол стреловидности 15 градусов при средней аэродинамической хорде 25 процентов . [ 92 ]
А400М имеет Т-образное хвостовое оперение . Высота его вертикального стабилизатора составляет 8,02 м (26,3 фута). Размах горизонтального стабилизатора составляет 19,03 м (62,4 фута), стреловидность 32,5 градуса. [ 92 ]

Пропеллеры Ratier -Figeac FH385 вращаются против часовой стрелки, а FH386 - по часовой стрелке. [ 93 ] Восьмилопастные винты-ятаганы изготовлены из тканого композитного материала. Он оснащен четырьмя двигателями Europrop TP400-D6 мощностью 8 250 кВт (11 000 л.с.) каждый. [ 88 ] Двигатель ТП400-Д6 — самый мощный турбовинтовой двигатель на Западе, поступивший на вооружение. [ 60 ]

Пара пропеллеров на каждом крыле вращаются в противоположных направлениях , при этом кончики пропеллеров продвигаются сверху к средней точке между двумя двигателями. В этом отличие от подавляющего большинства многомоторных винтовых самолетов, у которых все винты вращаются в одном направлении. Противоположное вращение достигается за счет использования коробки передач, установленной на двух двигателях, и только гребной винт вращается в противоположном направлении. Все четыре двигателя идентичны и вращаются в одном направлении. Это избавляет от необходимости иметь на складе два разных «ручных» двигателя для одного и того же самолета, упрощая затраты на обслуживание и поставку. Эта конфигурация, дублированная между двигателями (DBE), позволяет создавать большую подъемную силу и уменьшает крутящий момент и тягу винта на каждом крыле. Это также уменьшает рыскание в случае отказа подвесного двигателя. [ 94 ] Благодаря этим преимуществам размер вертикального стабилизатора можно уменьшить на 17 процентов, а размер горизонтального стабилизатора — на 8 процентов. [ 92 ]
Передняя камера инфракрасного обзора (EVS) обеспечивает улучшенный обзор местности в условиях плохой видимости. Изображения EVS отображаются на HUD при полетах на малых высотах, демонстрируя их ценность для выполнения тактических задач ночью или в облаках. [ 90 ] EADS и Thales поставляют новый многоцветный инфракрасный датчик предупреждения (MIRAS) для самолета A400M. [ 95 ] [ 96 ]
У А400М есть съемный заправочный зонд, установленный над кабиной, что позволяет ему получать топливо из топливозаправщиков, оснащенных тормозным механизмом. [ 88 ] Опционально приемный зонд может быть заменен установленным на фюзеляже резервуаром УАРРСИ для приема топлива из топливозаправщиков, оборудованных стрелой. [ 97 ] Он может выступать в качестве заправщика, если оснащен двумя шлангами, установленными на крыле, и тормозными заправочными капсулами под крылом или центральным блоком шлангов и барабанов. [ 88 ] Дозаправочные капсулы могут перекачивать топливо на другие самолеты со скоростью 2640 фунтов в минуту (20,0 кг/с). [ 89 ]
А400М оснащен раздвижными перегородками перед задними боковыми дверями, предназначенными для того, чтобы дать парашютистам время выбраться из самолета до того, как они попадут в встречный поток. [ 98 ]
Операционная история


29 декабря 2013 года ВВС Франции выполнили первый оперативный вылет А400М: самолет вылетел в Мали для поддержки операции «Сервал» . [ 99 ]
10 сентября 2015 года ВВС Великобритании были объявлены лидером парка самолетов A400M по налету часов: 900 часов налета и 300 самолето-вылетов, достигнутых парком из четырех самолетов. эскадрилья Лдр. Глен Уиллкокс из испытательной эскадрильи тяжелых самолетов Королевских ВВС подтвердил, что уровень надежности был высоким для самолета на столь раннем этапе его карьеры, и что испытания очков ночного видения, горячее и холодное замачивание, испытания на определение шумовых характеристик и первые схемы крепления груза уже были проведены. завершено. В марте 2015 года состоялась первая оперативная миссия ВВС Великобритании по доставке грузов в ВВС Акротири , Кипр . [ 100 ]
В сентябре и октябре 2017 года самолеты A400M из Франции, Германии и Великобритании участвовали в операциях по оказанию помощи при стихийных бедствиях после урагана Ирма в Карибском бассейне , доставляя вертолет Puma , продовольствие, воду и другую помощь, а также эвакуируя застрявших людей. [ 101 ] [ 102 ]
В июле 2018 года немецкие Люфтваффе впервые применили А400М в боевых условиях, переправив 75 солдат с авиабазы Вунсторф в Мазари-Шариф . [ 103 ] Инспектор ВВС Германии Инго Герхарц назвал это «вехой», поскольку это была первая подобная миссия в зоне активных боевых действий и показала, что комплект брони полностью работоспособен. [ 104 ]
В сентябре 2018 года ВВС Франции объявили, что они налетали 10 000 часов на своем парке из 14 самолетов A400M, в основном выполняя миссии по снабжению для операции «Бархан» . [ 105 ]
Правительство Германии планировало продать последние 13 самолетов A400M из своего заказа в 53 самолета, но не смогло привлечь покупателей. В 2017 году немецкий парламент решил вместо этого использовать их на службе в Вунсторфе на севере Германии. В январе 2019 года министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен объявила, что 10 самолетов A400M будут использоваться для формирования многонационального авиатранспортного крыла, базирующегося на авиабазе Лехфельд на юге Германии. [ 106 ] От этого плана отказались в 2022 году из-за отсутствия интереса со стороны потенциальных стран-партнеров. [ 107 ]
В 2019 году немецкий танкер A400M заменил Airbus A310 MRTT, развернутый на авиабазе Муваффак Салти в Иордании для дозаправки самолетов союзников в рамках немецкой интервенции против ИГИЛ . [ 108 ]
В августе 2021 года Бельгия, Франция, Германия, Испания, Турция и Великобритания направили в общей сложности 25 самолетов A400M для оказания помощи в эвакуации из аэропорта Кабула . [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] Немецкие А400М за 35 полетов эвакуировали 5347 человек. [ 113 ]
Экспорт


- Чили
- В июле 2005 года ВВС Чили подписали Меморандум о взаимопонимании на три самолета. [ 114 ] но заказ не был сделан. Чили начала переговоры о покупке бразильского Embraer KC-390 . [ 115 ]
- Чешская Республика
- В феврале 2017 года министерство обороны Чехии заявило, что заинтересовано в совместной аренде самолетов А400М у Германии. [ 116 ]
- Венгрия
- В сентябре 2020 года Венгрия была названа первым партнером Многонационального авиатранспортного подразделения, которое должно было быть создано на авиабазе Лехфельд , с 10 самолетами A400M, заключёнными по контракту с Германией. [ 117 ] план, от которого отказались в 2022 году. [ 107 ]
- Индонезия
- В январе 2017 года Индонезия одобрила приобретение пяти самолетов A400M для расширения возможностей Индонезии по воздушным перевозкам. [ 118 ] В марте 2017 года письмо о намерениях с Airbus подписала компания Pelita Air Services, представляющая консорциум индонезийских авиационных компаний. [ 119 ] В марте 2018 года ВВС Индонезии и государственное предприятие Indonesia Trading Company (ITC) объявили, что рассматривают возможность заказа двух самолетов A400M, которые будут укомплектованы экипажем ВВС Индонезии и будут выполнять роль грузовых авиаперевозок, помогая сбалансировать цены на товары по всему миру. архипелаг. Стороны были заинтересованы в способности самолета работать с неровных взлетно-посадочных полос, где обычный грузовой самолет не может этого сделать, а также в возможности промышленных компенсаций . [ 120 ] В ноябре 2021 года Airbus подтвердил, что министерство обороны Индонезии подписало сделку с Airbus на два самолета A400M с возможностью в форме письма о намерениях приобрести еще четыре самолета. [ 121 ] В декабре 2022 года Airbus объявил, что контракт заключен, первая поставка ожидается в 2026 году. [ 122 ] [ 123 ]
- Казахстан
- В сентябре 2021 года Казахстан подписал соглашение с Airbus о покупке двух самолетов А400М для Войск ПВО Казахстана . [ 124 ] 5 апреля 2024 года первый самолет был выкачен в здании окончательной сборки A400M в Севилье . Ожидается, что он будет доставлен в Казахстан до 2025 года. [ 125 ] [ 126 ]
- Малайзия
- В декабре 2005 года Королевские ВВС Малайзии заказали четыре самолета A400M в дополнение к своему парку C-130 Hercules. [ 127 ]
- ЮАР
- В декабре 2004 года Южная Африка объявила, что закупит восемь самолетов A400M на сумму около 837 миллионов евро, при этом страна присоединится к команде Airbus Military в качестве промышленного партнера. Поставки ожидались с 2010 по 2012 год. [ 128 ] В 2009 году Южная Африка отменила все восемь самолетов, сославшись на рост затрат. предоплаты на сумму 837 миллионов евро В ноябре 2011 года Airbus Military достигла соглашения о возмещении Armscor . [ 129 ]
- Южная Корея
- В феврале 2019 года Управление программы оборонных закупок Южной Кореи (DAPA) подтвердило предложение Испании об обмене неопределенного количества учебно-тренировочных самолетов KAI T-50 Golden Eagles и KAI KT-1 Woongbi на авиалайнеры A400M. [ 130 ]
Варианты
- А400М Гризли
- Пять прототипов и опытных самолетов, шестой самолет списан.
- А400М-180 Атлас
- Вариант производства
Операторы

Дата | Страна | Заказы | Поставки | Дата ввода услуги | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
27 мая 2003 г. | ![]() |
53 | 45 [ 2 ] | декабрь 2014 г. [ 131 ] | Заказ уменьшен с 60 до 53 (плюс 7 вариантов). [ 132 ] |
![]() |
50 | 24 [ 2 ] | август 2013 г. [ 133 ] | ||
![]() |
27 | 14 [ 2 ] | ноябрь 2016 г. [ 134 ] | Первоначальный бюджет в 3453 миллиона евро увеличился до 5493 миллионов евро в 2010 году. [ 135 ] Поставка 13 самолетов отложена до 2025–2030 годов. [ 136 ] | |
![]() |
22 | 22 [ 137 ] | ноябрь 2014 г. [ 138 ] | Первоначальный заказ уменьшен с 25 до «минимум 22». [ 139 ] Закупка дополнительных самолетов запланирована на конец 2020-х годов. [ 140 ] | |
![]() |
10 | 10 [ 2 ] [ 141 ] | апрель 2014 г. [ 142 ] | ||
![]() |
7 | 7 [ 2 ] | декабрь 2020 г. [ 143 ] | ||
![]() |
1 [ 2 ] | 1 [ 144 ] | октябрь 2020 г. [ 144 ] | Находится в Бельгии в составе двухнационального флота. [ 145 ] | |
8 декабря 2005 г. | ![]() |
4 | 4 [ 2 ] | Март 2015 г. [ 146 ] | Первая страна, не входящая в НАТО, купившая A400M. Последний А400М доставлен в марте 2017 года. [ 146 ] |
1 сентября 2021 г. | ![]() |
2 [ 124 ] | 0 | Ожидается в 2024 г. [ 124 ] | |
18 ноября 2021 г. | ![]() |
2 (4 варианта) | 0 | Ожидается в 2026 г. [ 123 ] | Два A400M в конфигурации MRTT были заказаны для расширения возможностей страны по военным воздушным перевозкам и дозаправке в воздухе; письмо о намерениях содержит опции для четырех дополнительных самолетов. [ 121 ] |
Общий | 178 [ 2 ] | 127 [ 2 ] |
Несчастные случаи
Самолет A400M разбился 9 мая 2015 года, когда самолет MSN23 во время своего первого испытательного полета разбился вскоре после взлета из аэропорта Сан-Пабло в Севилье, Испания, в результате чего четыре члена испанского Airbus погибли и двое других были серьезно ранены. Поднявшись в воздух, незадолго до крушения экипаж связался с авиадиспетчерами по поводу технической неисправности. [ 147 ] прежде чем столкнуться с опорой электропередачи при попытке аварийной посадки. [ 148 ] Авария была связана с тем, что система FADEC не смогла правильно считывать показания датчиков двигателя из-за случайного стирания файлов, в результате чего три из четырех двигателей оставались в режиме «холостого хода» во время взлета. [ 149 ]
Технические характеристики


Данные из спецификаций Airbus Defense & Space. [ 150 ] [ 151 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 или 4 человека (2 пилота, 3-й опционально, 1 грузчик )
- Грузоподъемность: 37 000 кг (81 600 фунтов)
- Длина: 45,1 м (148 футов 0 дюймов)
- Размах крыла: 42,4 м (139 футов 1 дюйм)
- Высота: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 225,1 м 2 (2384 кв. футов)
- Пустой вес: 78 600 [ 152 ] кг (173 283 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 141 000 кг (310 852 фунта)
- Запас топлива: 50 500 кг (111 300 фунтов) внутреннего топлива
- Максимальный посадочный вес: 123 000 кг (271 000 фунтов)
- Силовая установка: 4 турбовинтовых двигателя Europrop TP400-D6 мощностью 8200 кВт (11000 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 8-лопастные шага Ratier-Figeac гребные винты изменяемого с возможностью флюгирования и реверса. [ номер 2 ] [ 93 ] , диаметр 5,3 м (17 футов 5 дюймов)
Производительность
- Максимальная скорость: 0,72 Маха.
- Крейсерская скорость: 781 км/ч (485 миль в час, 422 узла) на высоте 9450 м (31000 футов). [ 90 ]
- Начальная крейсерская высота: 9000 м (29000 футов) на взлетной высоте.
- Дальность: 3300 км (2100 миль, 1800 миль) при максимальной полезной нагрузке [ номер 3 ]
- Дальность полета с 30-тонной полезной нагрузкой: 4500 км (2450 морских миль)
- Дальность полета с полезной нагрузкой 20 тонн: 6400 км (3450 морских миль)
- Перегоночная дальность: 8700 км (5400 миль, 4700 морских миль)
- Практический потолок: 12 200 м (40 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 637 кг/м 2 (130.4 [ 90 ] фунт/кв. фут)
- Тактическая взлетная дистанция: 980 м (3215 футов) [ номер 4 ]
- Тактическая посадочная дистанция: 770 м (2530 футов) [ номер 4 ]
- Радиус поворота (земля): 28,6 м
См. также
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-70 - прототип украинско-российского военно-транспортного самолета компании Антонов.
- Embraer C-390 Millennium - бразильский военно-транспортный самолет/заправщик
- Ильюшин Ил-76 — российский тяжелый военно-транспортный самолет.
- Kawasaki C-2 — японский военно-транспортный самолёт.
- Сиань Y-20 - китайский военно-транспортный самолет
- Lockheed C-130 Hercules – американский военно-транспортный самолет
- Lockheed Martin C-130J Super Hercules – Военно-транспортный самолет
Примечания
- ^ Назван в честь греческого мифологического персонажа .
- ^ FH385 против часовой стрелки на двигателях 2 и 4, FH386 по часовой стрелке на двигателях 1 и 3)
- ^ Крейсерская скорость на дальнюю дистанцию; запасы по MIL-C-5011A)
- ^ Jump up to: а б масса самолета 100 тонн (98 длинных тонн; 110 коротких тонн), мягкое поле, ISA , уровень моря
Ссылки
- ^ Jump up to: а б «Обновлено: фотографии и видео: Airbus празднует взлет A400M» . Рейс Интернешнл . 11 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Заказы, поставки, находящиеся в эксплуатации военные самолеты по странам — по всему миру» (PDF) . Аэробус . Проверено 10 августа 2024 г.
- ^ РАФ – А400м. , MOD, заархивировано из оригинала 30 апреля 2009 г. , получено 15 мая 2010 г.
- ^ Хьюсон, Р. Важнейшее руководство по военным самолетам , 2-е изд. Эйрлайф Пресс, ООО, 2001.
- ^ Лопес Диес, JL; Асенджо Торнелл, JL (3 октября 2018 г.). Самолет А400М: Требования к проектированию и концептуальные определения (PDF) . Мадрид, Испания. стр. 10–12.
- ^ «По следам запутанных корней» (PDF) . Рейс Интернешнл . 9–15 ноября 2004 г. с. 59. Архивировано из оригинала (PDF) 17 ноября 2015 года.
- ^ «По следам запутанных корней» (PDF) . Рейс Интернешнл . 9–15 ноября 2004 г. с. 60. Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2015 года .
- ^ Jump up to: а б Майклс, Дэниел (2 декабря 2009 г.). «Транспорт Airbus почти готов к взлету» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года.
- ^ Льюис, Пол (13 мая 2003 г.). «США раскритиковали выбор двигателя для А400М» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Агера, Мартин (21 апреля 2003 г.). «Неевропейский двигатель может быть установлен на А400М» . Новости обороны . Том. 18, нет. 16. Берлин, Германия. п. 1. ISSN 0884-139X – через NewsBank .
- ^ «EADS поддерживает европейского поставщика военного самолета Airbus» . Париж, Франция. Агентство Франс-Пресс . 6 мая 2003 г.
- ^ Шварц, Карл (июль 2003 г.). «А400М: Меньше самолетов – выше цена» . Флюг Ревю . п. 62. ISSN 0015-4547 . Архивировано из оригинала 25 июня 2003 года.
- ^ «Южная Африка отменяет заказ на A400M». Архивировано 20 мая 2013 года в Wayback Machine Defense Industry Daily . Проверено: 2 мая 2012 г.
- ^ «Продукты и услуги (аэрокосмическая промышленность)» . Исследование технологий композитов Малайзия. Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ Харви, Дэйв (16 июля 2010 г.). «Купит ли мир А400М?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 16 октября 2016 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Риган, Джеймс и Тим Хефер. EADS хочет изменить контракт на A400M, добавляет задержку>». Архивировано 18 октября 2015 года в Wayback Machine Reuters , 9 января 2009 года. Проверено: 1 июля 2011 года.
- ^ «Сообщается, что военный транспортный самолет Airbus A400M слишком тяжелый и слабый». Архивировано 14 января 2009 г. на сайте Wayback Machine Thelocal.de. Дата обращения: 20 июля 2010 г.
- ^ «Бизнес: EADS отрицает возможность краха проекта А400М». Архивировано 29 ноября 2014 г. на сайте Wayback Machine Khaleejtimes.com , 23 января 2009 г.
- ^ "Саша Ланге: Конец Airbus A400M?" Архивировано 28 июля 2009 года в Wayback Machine . Комментарии SWP, 26 февраля 2009 г.
- ^ Эванс-Притчард, Эмброуз. «Airbus признает, что может отказаться от проекта военно-транспортного самолета A400M». Архивировано 24 июня 2018 года в Wayback Machine The Daily Telegraph , 29 марта 2009 года.
- ↑ Проект Airbus A400M грозит провалом. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine , Der Spiegel , 27 февраля 2009 г.
- ^ Энгельбрехт, Леон. «SAAF рассматривает альтернативу A400M». Архивировано 19 июля 2011 года в Wayback Machine . DefenceWeb , 3 апреля 2009 г.
- ^ «Правительство расторгает многомиллиардный контракт с Airbus» . mg.co.za. 5 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 г. . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Братья, Кэролайн. «Германия и Франция откладывают решение по военному транспорту Airbus». Архивировано 30 марта 2017 года в Wayback Machine The New York Times , 11 июня 2009 года.
- ^ «Факты: большие деньги стоят за переговорами об Airbus A400M». Архивировано 17 ноября 2015 г. в Wayback Machine Reuters , 21 января 2010 г.
- ^ «Airbus продлевает мораторий на контракт с A400M». Архивировано 17 ноября 2015 года в Wayback Machine Bloomberg News , 27 июля 2009 года.
- ^ «EADS просит 5 миллиардов евро для завершения строительства А400М» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 года.
- ^ Холлингер, Пегги, Пилита Кларк и Джереми Лемер. «Airbus угрожает списать самолет А400М». Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Financial Times , 5 января 2010 года.
- ^ «Руководитель Airbus может отменить A400M». Архивировано 12 января 2010 года в Wayback Machine BBC News , 12 января 2010 года.
- ^ «Военный самолет Airbus продолжает отвлекать внимание» . Новости Би-би-си . 3 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ «Великобритания и Франция ищут данные о самолете Super Hercules, говорит Lockheed». Блумберг.
- ^ Кристина Маккензи (1 января 2011 г.). «Страны-партнеры утвердили контракт A400M» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 28 апреля 2016 года.
- ^ «Законопроект о финансах на 2014 год: Оборона: оснащение сил» (на французском языке). Сенат Франции. 21 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 13 января 2014 г.
- ^ Мерше, Жан-Доминик (30 апреля 2013 г.). «ВВС: следует заказать менее сорока А400М» (на французском языке). Марианна . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года.
- ^ Стивенсон, Бет (5 января 2016 г.). «Сообщается, что Франция подтверждает покупку C-130J» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года.
- ^ «Французская аэрокосмическая лаборатория подробно описывает испытания по дозаправке А400М» . FlightGlobal. 25 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2016 г.
- ^ «На устранение неисправности двигателя Airbus A400M ушли недели» . Рейтер . 5 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2018 г.
- ^ «Airbus сообщает, что проблемы с коробкой передач двигателя A400M приведут к задержкам» . Новости обороны. 28 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2016 г.
- ^ Шалал, Андреа (9 июля 2016 г.). «Временное исправление проблемы с двигателем A400M сертифицировано: Airbus» . Reuters.com . Рейтер. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года.
- ^ «Airbus хочет заменить детали A400M после обнаружения трещин, — заявляет Германия» . Рейтер . 13 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г.
- ^ «Германия требует от Airbus решить проблемы с A400M» . Новости обороны. 18 мая 2016 г.
- ^ «Airbus преодолевает трудности с A400M» . Авиационная неделя. 1 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2016 г.
- ^ «Технические проблемы А400М» . www.globalsecurity.org . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Плоккер, Маттейс; Давершот, Дерк; Боймлер, Томас (2009). «Решение гибридной конструкции для рам крепления крыла A400M» . В Босе, MJ (ред.). ICAF 2009, Преодоление разрыва между теорией и оперативной практикой . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 375–385. дои : 10.1007/978-90-481-2746-7_22 . ISBN 978-90-481-2746-7 .
- ^ «Airbus признает, что некоторые проблемы с A400M являются «самодельными» » . Новости обороны. 29 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ «Airbus объявляет о дополнительных финансовых сборах в размере 1 млрд евро за A400M» . Новости обороны. 28 июля 2016 г.
- ^ «Airbus выдвинула новое обвинение в размере 1 миллиарда евро против A400M» . FlightGlobal. 27 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2016 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (17 декабря 2008 г.). «Двигатель Airbus A400M впервые поднимается в воздух» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 18 декабря 2008 года.
- ^ «Второй Airbus Military A400M совершил первый полет» (Пресс-релиз). Аэробус Военный. 9 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
- ^ Хойл, Крейг (9 июля 2011 г.), «Изображение: Третий А400М поднимается в воздух». , Flight International , заархивировано из оригинала 11 июля 2010 г.
- ^ «Крыло А400М прошло критические испытания». defpro.com , 3 августа 2010 г. Архивировано 17 марта 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «A400M близок к первому падению с воздуха, испытаниям дозаправки, сообщает Airbus». Архивировано 31 октября 2010 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal.com , 31 октября 2010 г.
- ^ Кингсли-Джонс, Макс; Флоттау, Йенс (4 ноября 2010 г.). «Airbus увеличит объем испытаний A400M» . Авиационная неделя . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хойл, Крейг. «Фото: Первые парашютисты прыгают с европейского самолета A400M». Архивировано 10 ноября 2010 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal.com , 10 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Хойл, Крейг (27 октября 2011 г.). «Поднимаемся: «Гризли» Airbus Military приближается к гражданской сертификации» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 10 ноября 2011 года.
- ^ Перри, Доминик. «А400М проходит шведские зимние испытания». Архивировано 11 февраля 2011 года в Wayback Machine Flight International , 8 февраля 2011 года.
- ^ «Глобальный тур по A400M». Архивировано 29 ноября 2014 года на Wayback Machine второй линии защиты . Проверено: 16 апреля 2012 г.
- ^ «A400M хорошо проводит время в Ла-Пасе». Архивировано 30 июля 2012 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal , 30 марта 2012 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Подписана поправка к контракту на А400М, поскольку испытательный парк прошел 1400 летных часов». Архивировано 10 апреля 2011 г. в Wayback Machine Flight International , 7 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Чутер, Эндрю. «Двигатель А400М получил сертификат безопасности». Новости обороны , 6 мая 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Фото: обновленный А400М готов к испытаниям на обледенение». Flight International , 16 июля 2011 г.
- ^ Моррисон, Мердо. «Париж: проблемы с двигателем не позволяют А400М полететь на выставке». Архивировано 22 июня 2011 года в Wayback Machine Flight International , 19 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Хойл, Крейг. «Мягкий грунт сокращает время посадочных испытаний А400М». Архивировано 7 июня 2012 г. в Wayback Machine Flightglobal , 25 мая 2012 г.
- ^ Церемония присвоения имени А400М в РИАТ. , Airbus Military , 6 июля 2012 г., заархивировано из оригинала 17 декабря 2013 г.
- ^ Хойл, Крейг (6 июля 2012 г.), «RIAT: A400M возрождается как «Атлас» » , Flightglobal , заархивировано из оригинала 17 декабря 2013 г.
- ^ «Airbus Military A400M получает полный сертификат гражданского типа от EASA» . Defense-update.com . 14 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 г. . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Четвертый двигатель для A400M приближает первый полет» . Рейтер,
- ^ «Программа статических испытаний начинается на самолете MSN 5000» . EADS, 28 марта 2008 г. Архивировано 8 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Обратный отсчет A400M № 4 - отчет о ходе работы от Airbus Military». Архивировано 16 июля 2007 года на сайте Wayback Machine A400m-countdown.com . Проверено: 20 июля 2010 г.
- ^ «TAI осуществила поставку первого компонента A400M в Бремен» . www.defense-aerospace.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Король представляет Airbus 400, крупнейший военный самолет европейского производства». Архивировано 20 мая 2011 года на сайте Wayback Machine ELPAÍS.com .
- ^ «А400М начинает работу» . 12 января 2011 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2012 г.
- ^ «Принятие во Франции означает начало поставок A400M». Архивировано 2 ноября 2013 года в Wayback Machine . Flight International, 1 августа 2013 г.
- ^ «Франция официально принимает транспорт A400M». Архивировано 19 декабря 2013 года в Wayback Machine . Flight International, 30 сентября 2013 г.
- ^ «Первый Airbus Military A400M для ВВС Турции совершил первый полет» . ЕАДС. 12 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г.
- ^ Уолдрон, Грег (10 марта 2015 г.). «Малайзия получила первый А400М» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 12 марта 2015 года.
- ^ «Страны A400M формируют группу мониторинга, Германия предупреждает о недостатке воздушных перевозок» . Авиационная неделя. 21 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 г.
- ^ MJ Перейра (10 мая 2015 г.). «У разбившегося А400М после взлета возникли проблемы с шасси» . Азбука Севильи . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года.
- ^ «Великобритания прекращает использование Airbus A400M после крушения в Севилье» . 10 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2017 г.
- ^ «Программное обеспечение отключило подачу топлива в подбитый А400М» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 22 мая 2015 года . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ «Зонд A400M фокусируется на последствиях случайного стирания данных» . Рейтер . 9 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2015 г.
- ^ «Airbus сообщает, что в результате крушения A400M в Испании отказали 3 из 4 двигателей» . Новости обороны. 27 мая 2015 г.
- ^ «Airbus может возобновить испытательные полеты А400М в Испании после крушения: Минобороны» . Рейтер . 11 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 г.
- ^ «Airbus надеется возобновить поставки A400M» . Файнэншл Таймс . 17 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г.
- ^ «Airbus возобновляет поставки клиентам A400M» . IHS Jane's 360. 22 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2015 г.
- ^ «Франция получает первый A400M с тактическими возможностями» . FlightGlobal. 22 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 г.
- ^ «ОБ АТЛАСЕ (А400М)» . РАФ . Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Военный самолет Airbus DS – A400M» . Аэробус Военный . Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Мраз, Стивен Дж. (17 февраля 2005 г.). «Airbus строит военный авиалайнер: новый многоцелевой транспортник заменит устаревшие тяжелые самолеты в военном флоте» . История на обложке. Дизайн машины . Том. 77, нет. 4. стр. 98+. ISSN 0024-9114 . Архивировано из оригинала 24 июня 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет об пилотировании доказывает возможности A400M» . Авиационная неделя. 10 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 г.
- ^ Слоан, Джефф (2013). «Сборка крыла А400М: проблема интеграции композитов» . Высокоэффективные композиты . Том. 21, нет. 1. С. 26–31. ISSN 1081-9223 . OCLC 838365211 .
- ^ Jump up to: а б с Норрис, Гай (9–15 ноября 2004 г.). «Под кожей: авиалайнер Airbus Military имеет несколько общих черт со своими коммерческими собратьями: такие же размеры и технология композитных материалов, которые впервые были разработаны для авиалайнеров» . А400М: Планер. Рейс Интернешнл . Том. 166, нет. 4959. Тулуза, Франция. стр. 46+. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года.
- ^ Jump up to: а б «Информационный листок сертификата типа EASA для A400M-180» (PDF) . europa.eu . Архивировано (PDF) из оригинала 9 мая 2018 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ «Фокус на инновациях: Down-Between-Enginees (DBE)» . Аэробус Военный . Архивировано из оригинала 1 мая 2008 года.
- ^ «ИК-датчики. Страница 4. Английская страница. 5. Немецкий . IAF.Fraunhofer. Архивировано 31 июля 2009 года в Wayback Machine.
- ^ «EADS и Thales поставят новейшую систему предупреждения о ракетном нападении на А400М» . globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 7 января 2006 года.
- ^ «А400М как танкер» (PDF) . Аэробус Военный . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 14 мая 2013 г.
- ^ Климек, Крис (1 апреля 2015 г.). «Том Круз цепляется за летающий аэробус (правда) в фильме «Следующая невыполнима»» . airspacemag.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2015 года.
- ^ Хойл, Крейг (6 января 2014 г.). «Французская миссия в Мали дебютирует в эксплуатации A400M» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 13 февраля 2014 года.
- ^ «Поставки A400M создают головную боль для Великобритании» . Авиационная неделя. 11 сентября 2015 г.
- ^ Вигурё, Тьерри (10 сентября 2017 г.). «Ирма: l'Airbus A400M opérationnel aux Antilles» [Ирма: Airbus A400M работает на Антильских островах]. lepoint.fr (на французском языке). Париж. Архивировано из оригинала 29 июля 2018 года.
- ^ Гебауэр, Матиас (11 сентября 2017 г.). «Бундесвер начинает спасательную операцию в Карибском бассейне » . spiegel.de (на немецком языке). Гамбург. Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 года.
- ^ «62-я авиатранспортная эскадрилья: A400M ВВС впервые летит в Афганистан» . www.flugrevue.de . 25 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 года . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Бундесвер: Солдаты Бундесвера впервые доставлены в Афганистан на проблемном самолете А400М» . Мир . 25 июля 2018 г. – через www.welt.de.
- ^ «Налёт A400M компании Armée de l’Air достиг 10 000 часов» . Aerobuzz.de . 7 сентября 2018 г.
- ^ «Радость в Лехфельде: скоро появится A400M» . Официальный сайт Люфтваффе . 3 января 2019 г. Архивировано из оригинала 4 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «В Лехфельде больше нет многонациональной ассоциации воздушного транспорта» . Журнал Бундесвера (на немецком языке). 12 июля 2022 г. . Проверено 10 августа 2024 г.
- ^ «А400М заменит танкер А310, уже задействованный в немецкой операции «Противодействие ДАИШ » . Авиационист . 9 июля 2019 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Глава нового военного самолета Airbus оптимистично настроен в отношении A400M и перспектив MRTT» . FlightGlobal . 6 сентября 2021 г. Проверено 10 января 2022 г.
- ^ «Третий французский рейс эвакуированных из Кабула приземлился в Париже» . Франция 24 . 19 августа 2021 г. Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Эстебанес Гарсия, Диего; Чоуза, Паула (17 августа 2021 г.). «Первый военный самолет для репатриации испанских граждан из Афганистана вылетает из Сарагосы» . ЭЛЬ-ПАИС . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Роблин, Себастьен. «823 человека, один самолет: средства отслеживания полетов свидетельствуют о героических и отчаянных усилиях по хаотичной эвакуации из Афганистана» . Форбс . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Последние А400М покинули Кабул: завершилась спасательная операция в Афганистане» . 27 августа 2021 г.
- ^ Airbus Military подписывает соглашение с Airbus Military в Чили. Архивировано 6 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Робертс, Дженис (19 декабря 2011 г.). «Airbus возвращает Armscor платежи за самолет A400M» . MoneyWeb Южная Африка . Йоханнесбург. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года.
- ^ Адамовский, Ярослав (14 февраля 2017 г.). «Чешские и швейцарские военные могли бы арендовать Airbus A400M у Германии» . Новости обороны . Варшава, Польша.
- ^ «Германия сформирует многонациональное авиатранспортное подразделение A400M с Венгрией» . Джейнс.com . 18 сентября 2020 г. Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Рахмат, Ридзван (19 января 2017 г.). «Индонезия одобряет приобретение пяти самолетов Airbus A400M за 2 миллиарда долларов США» . IHS Jane’s 360 . Сингапур.
- ^ «Airbus подписывает соглашение о намерениях с индонезийской компанией Pelita Air Services на транспортный самолет A400M» . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ «Торговое агентство Индонезии предлагает использовать грузовой автомобиль А400М» . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Министерство обороны Индонезии заказало два Airbus A400M | Airbus» . www.airbus.com . 17 ноября 2021 г. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Airbus Defense [@airbusdefence] (12 декабря 2022 г.). «Прямой эфир на #AirbusTMB. Обновление по #A400M для Индонезии: контракт официально вступил в силу. Мы приветствуем Индонезию 🇮🇩 в семействе #A400M в качестве 10-го оператора. https://www.airbus.com/en/Trade -Медиа-брифинг» ( Твит ) . Проверено 15 декабря 2022 г. - через Twitter .
- ^ Jump up to: а б Хойл, Крейг; Мадрид2022-12-14T11:30:00+00:00. «Индонезия завершает заказ на авиалайнеры А400М» . Полет Глобал . Проверено 15 декабря 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Республика Казахстан заказала два самолета Airbus A400M» . Аэробус . 1 сентября 2021 г.
- ^ Госслен-Мало, Элизабет (15 апреля 2024 г.). «Airbus выкатывает первый А400М, предназначенный для Казахстана» . Новости обороны .
- ^ Паркен, Оливер (15 апреля 2024 г.). «Покраска нового казахстанского А400М выглядит как советский самолет из фильма о Бонде» . Зона боевых действий .
- ^ «Цена A400M остается на уровне 600 миллионов ринггитов за штуку». Malay Mail , 13 ноября 2009 г. Архивировано 28 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Южная Африка подписывает контракт на транспортировку A400M». Flight International , 3 мая 2005 г.
- ^ Робертс, Дженис. «Airbus возвращает Armscor платежи за самолет A400M». Moneyweb , 19 декабря 2011 г.
- ^ Греватт, Джон. «Южная Корея подтверждает потенциальную сделку по обмену самолетами с Испанией» . Джейн. Архивировано из оригинала 24 февраля 2019 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Хойл, Крейг (18 декабря 2014 г.). «Германия получила первый авиалайнер А400М» . FlightGlobal . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Прорыв в споре по поводу A400M» (немецкий). Архивировано 28 октября 2010 года в Wayback Machine Sueddeutsche Zeitung . Проверено: 27 октября 2010 г.
- ^ «Первый А400М Airbus Military доставлен в ВВС Франции» . airbus.com . 1 августа 2013 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Испания получила свой первый транспортный самолет А400М» . Flightglobal.com . 17 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 г.
- ^ «Оценка программ специального вооружения (PEA)» (на испанском языке). Архивировано 24 октября 2013 года в Wayback Machine Ministryio de Defensa , Мадрид (Grupo Atenea), сентябрь 2011 года.
- ^ "Транспортный самолет А400М". Архивировано 7 мая 2018 года в Wayback Machine Министерства обороны . Проверено: 6 мая 2018 г.
- ^ Данлоп, Том (22 мая 2023 г.). «Новый транспортный самолет Atlas доставлен в Великобританию» . Британский оборонный журнал .
- ^ «Первый британский A400M прибыл в дом Брайз Нортон» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Великобритания обращается к Airbus Military и Thales за услугами по обучению A400M». Архивировано 22 мая 2014 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal.com, август 2010 г.
- ^ «Великобритания планирует закупить дополнительные транспортные самолеты А400М» . Британский оборонный журнал . 6 января 2022 г. Проверено 7 января 2022 г.
- ^ «Турция пополнила свой парк А400М 10-й поставкой!» . www.defenceturkey.com . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «Airbus Defence and Space поставляет A400M ВВС Турции» . airbus-group.com . Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Первый бельгийский Atlas ограничит поставки A400M в этом году» . Flight Global, 22 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Люксембург принял поставку A400M | Aviation Week Network» . Aviationweek.com .
- ^ «Поставка Airbus будет перенесена на 2020 год» (на немецком языке). lessentiel.lu. 9 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Четвертый и последний А400М доставлен в Малайзию» . Плохоголовые летают . 9 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2017 г.
- ^ Александр, Харриет (9 мая 2015 г.). «Видео: Военный самолет разбился во время испытательного полета под Севильей» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года.
- ^ Тереза Лопес Павон (9 мая 2015 г.). "Четверо погибших после крушения военного самолета А-400М во время испытаний рядом с аэропортом Севильи" . ЭЛЬМУНДО (по-испански). Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года.
- ^ «Фатальная авария A400M связана с ошибкой стирания данных» . Новости Би-би-си . 10 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 г. Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Аэробус (15 мая 2020 г.). «Технические характеристики А400М» . Аэробус Оборона и Космос . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «А400М Доставка до точки необходимости» . Аэробус . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ «Das Transportflugzeug Airbus A400M» . Немецкие ВВС . Проверено 11 января 2022 г.
Внешние ссылки

- Официальный сайт Airbus
- Веб-сайт OCCAR A400M
- «Атлас» берет на себя бремя «Операция Руман» — оперативный дебют самолета A400M Atlas ВВС Великобритании в рамках крупной гуманитарной воздушной перевозки ( Королевское авиационное общество , январь 2018 г.)
- Международный военно-транспортный самолет 2000-х годов
- Airbus оборонный и космический самолет
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Высокоплановый самолет
- Т-образное хвостовое оперение самолета
- Четырехмоторный турбовинтовой самолет
- Самолет с винтами встречного вращения
- Самолет совершил первый полет в 2009 году.