Jump to content

Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский)

Чайковский ок. 1875 г.

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор , соч. 35 был единственным концертом для скрипки, написанным Петром Ильичем Чайковским . Сочиненный в 1878 году , это один из самых известных скрипичных концертов .

Концерт был написан в Кларенсе , Швейцария, где Чайковский оправлялся от последствий своего злополучного брака. Концерт создан под влиянием » Эдуарда Лало и «Испанской симфонии был написан с помощью ученика и, вероятно, бывшего любовника Чайковского Иосифа Котека . Несмотря на первоначальное намерение Чайковского посвятить произведение Котеку, вместо этого он посвятил его Леопольду Ауэру из-за давления общества. Ауэр, однако, отказался ее исполнять, и премьера Адольфа Бродского в 1881 году вызвала неоднозначные отзывы. Произведение, которое Чайковский позже посвятил Бродскому, с тех пор стало основой скрипичного репертуара. Концерт состоит из трех частей , написан для скрипки соло и оркестра и обычно длится около 35 минут.

Произведение было написано в Кларенсе, Швейцария , на курорте на берегу Женевского озера , куда Чайковский отправился выздоравливать от депрессии, вызванной его катастрофическим браком с Антониной Милюковой . Он работал над своей сонатой для фортепиано соль мажор, но это было тяжело. Вскоре к нему присоединился его ученик по композиции, скрипач Иосиф Котек , который учился игре на скрипке в Берлине у Йозефа Иоахима . Эти двое вместе играли произведения для скрипки и фортепиано, в том числе аранжировку для скрипки и фортепиано Эдуарда Лало » «Испанской симфонии , которую они, возможно, играли на следующий день после прибытия Котека. Возможно, это произведение послужило катализатором для создания концерта. [ 1 ] Чайковский писал своей покровительнице Надежде фон Мекк : «В ней [ Испанской симфонии ] много свежести, легкости, пикантных ритмов, красивых и прекрасно гармонизированных мелодий... Он [Лало], так же, как Лео Делиб и Бизе , не стремится к глубине, но тщательно избегает рутины, ищет новые формы и больше думает о музыкальной красоте , чем о соблюдении устоявшихся традиции, как и немцы». [ 2 ] Авторитет Чайковского Дэвид Браун пишет, что Чайковский «почти писал рецепт скрипичного концерта, который он сам собирался сочинить». [ 3 ]

Чайковский (справа) со скрипачом Иосифом Котеком .

Чайковский добился быстрого и устойчивого прогресса в работе над концертом, так как к этому моменту лечения отдыхом к нему вернулось вдохновение, и работа была завершена в течение месяца, несмотря на то, что средняя часть была полностью переписана (версия исходной части сохранилась как первая из трех пьес для скрипки и фортепиано, «Souvenir d’un Lieu cher »). [ 4 ] Поскольку Чайковский не был скрипачом, он обратился за советом к Котеку по поводу завершения сольной партии. [ 5 ] «Как любовно он занимается моим концертом!» Чайковский написал своему брату Анатолию в день завершения новой медленной части. «Само собой разумеется, что без него я бы ничего не смог сделать. Он играет великолепно». [ 6 ]

Преданность

[ редактировать ]

Чайковский хотел посвятить концерт Иосифу Котеку, но чувствовал себя стеснённым слухами об истинной природе его отношений с молодым человеком, которые это, несомненно, вызовет. (В какой-то момент они почти наверняка были любовниками, и Чайковский всегда старался скрыть свою гомосексуальность от широкой публики.) [ 7 ] В 1881 году он порвал с Котеком после того, как последний отказался играть Скрипичный концерт, полагая, что он был плохо принят и нанесет ущерб его многообещающей карьере. Однако он посвятил Котеку Вальс-Скерцо для скрипки с оркестром, написанный в 1877 году, после его публикации в 1878 году.

Чайковский намеревался дать первое исполнение Леопольду Ауэру , для которого он написал «Меланколическую серенаду» для скрипки с оркестром, и, соответственно, посвятил это произведение ему. Однако Ауэр отказался, а это означало, что запланированную на март 1879 года премьеру пришлось отменить и найти нового солиста. [ 8 ] В 1912 году Ауэр рассказал свою версию истории нью-йоркскому журналу Musical Courier :

Когда однажды вечером, около тридцати лет назад [на самом деле тридцать четыре года] Чайковский пришел ко мне и подарил мне сверток с нотами, велико было мое удивление, когда я обнаружил, что это оказался Скрипичный концерт, посвященный мне, законченный и уже в исполнении. распечатать. [Это сокращение для скрипки и фортепиано, напечатанное в 1878 году; публикация полной партитуры состоялась только в 1888 году.] Первым моим чувством была благодарность за это доказательство его симпатии ко мне, которое почтило меня как художника. При более близком знакомстве с произведением я пожалел, что великий композитор не показал его мне перед тем, как сдать в печать. Тогда мы могли бы быть избавлены от многих неприятностей...

Леопольд Ауэр

Как бы горячо я ни защищал симфонические произведения молодого композитора (который в то время еще не был общепризнанным), я не мог испытывать такого же энтузиазма к Скрипичному концерту, за исключением первой части; еще менее я мог бы поставить ее на один уровень с его чисто оркестровыми сочинениями. Я до сих пор того же мнения. Моя задержка с представлением концерта публике частично объяснялась моим сомнением в его истинной ценности, а частично тем, что я счел необходимым по чисто техническим причинам внести некоторые небольшие изменения в отрывки соло. часть. Эту тонкую и трудную задачу я впоследствии взял на себя и перередактировал сольную партию скрипки, и именно эту редакцию играю я, а также мои ученики, до сих пор. Неверно утверждать, что я объявил концерт в его первоначальном виде неисполняемым. Я лишь сказал, что некоторые отрывки не соответствуют характеру инструмента и что, как бы идеально они ни были исполнены, они не будут звучать так хорошо, как представлял себе композитор. Только с этой чисто эстетической точки зрения кое-что мне показалось невыполнимым, и по этой причине я перемонтировал сольную партию.

Чайковский, оскорбленный моей задержкой с исполнением концерта публично, и совершенно справедливо (я часто глубоко сожалел об этом и перед его смертью получил от него отпущение грехов), теперь приступил к публикации второго издания и посвятил концерт на этот раз Адольф Бродский, который представил его в Вене, где он встретил резкую критику, особенно со стороны Ханслика. Единственное объяснение, которое я могу дать оркестровой партитуре, до сих пор носящей мое имя, заключается в том, что, когда первоначальный издатель П. Юргенсон из Москвы, в угоду композитору, переиздал концерт, он выпустил фортепианную партитуру в новом издании, но ждал переиздавать оркестровую партитуру до тех пор, пока ее первое издание не будет исчерпано. Только так я могу решить проблему двойной преданности.

... Концерт пробился в мир, а ведь это самое главное. Невозможно угодить всем. [ 9 ]

Премьера

[ редактировать ]

Первое выступление было дано Адольфом Бродским 4 декабря 1881 года в Вене под управлением Ганса Рихтера . Чайковский изменил посвящение Бродскому. Критическая реакция была неоднозначной. Влиятельный критик Эдуард Ханслик назвал ее «длинной и претенциозной» и сказал, что она «поставила нас лицом к лицу с отвратительной мыслью о том, что может существовать музыка, которая воняет для ушей», назвав последнюю часть «вонючей русской». Ханслик также писал, что «на скрипке не играли, а били до черноты».

Скрипачом, который в раннем возрасте проделал большую работу, чтобы сделать произведение популярным среди публики и завоевать для него место в репертуаре, был Карел Галирж (который в 1905 году должен был провести премьеру переработанной версии Сибелиуса Скрипичного концерта ). Когда Чайковский присутствовал на исполнении произведения в Лейпциге в 1888 году с Халиржем в качестве солиста, он назвал это событие «памятным днем». [ 10 ]

Польская премьера концерта состоялась в Варшаве 14 января 1892 года под управлением скрипки Станислава Барцевича и дирижера. По этому случаю они также сыграли « Меланколическую серенаду» в Польше. впервые [ 11 ] [ 12 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Концерт написан для скрипки соло, двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов ля и си-бемоль, двух фаготов , четырех валторн фа фа, двух труб ре мажора, тромбона , литавр и струнных по желанию .

Произведение состоит из трех частей :

  1. Аллегро модерато (англ. общее время, ре мажор)
  2. Песня : Анданте ( 3
    4
    , соль минор)
  3. Финал : Allegro vivissimo (англ. 2
    4
    , ре мажор)

Вторая и третья части исполняются атака , без перерыва между ними. Типичное представление длится около 35 минут.

Аллегро модерато

[ редактировать ]

Первая часть имеет сонатную форму с элементами темы и вариаций и может быть разделена на вступление , экспозицию , развитие , репризу и коду . Краткое вступление дается оркестром ре мажор; как и в случае с первым фортепианным концертом , его тема больше никогда не появляется. [ 13 ] Солист отвечает вступлением, похожим на каденцию, и начинает экспозицию с вступления в главную тему кантабиле . После виртуозных пассажей, включающих быстрые гаммы и трезвучия , вводится спокойная вторая тема ля мажор. [ 14 ] Настроение постепенно усиливается и достигает величественной кульминации, при этом главную тему играет весь оркестр, который считается одним из самых приятных «новинок» в литературе. [ 15 ]

Раздел развития начинается с серии, казалось бы, случайных хроматических сдвигов. [ 15 ] заканчивается до мажор, где скрипка соло обрабатывает тонкую вариацию основной темы. Далее следует героическое оркестровое тутти основной темы фа мажор, развивающееся до собственной, технически сложной каденции Чайковского , в которой используются некоторые из самых высоких нот скрипки. [ 14 ] После каденции, заканчивающейся трелью , снова вступает оркестр и снова начинается перепросмотр основной темы ре мажор. После репризы второй темы, также ре мажор, «оркестр и солист мчатся до конца» в быстрой коде. [ 16 ]

Песня : Анданте

[ редактировать ]

Вторая часть имеет относительно медленный тройной размер и мрачный тон. [ 17 ] Он начинается с короткого хорального вступления для деревянных духовых инструментов, за которым следует вступление первой темы соль минор для скрипки соло; простая кантабильная мелодия, «сладкая, но меланхоличная». Краткая оркестровая интерлюдия приводит к более яркой части ми мажор. Повтор первой темы приводит к переходу, серии оркестровых аккордов, переходящих в третью часть, которая следует без паузы ( attacca subito ). [ 16 ]

Финал : Allegro vivissimo.

[ редактировать ]

В финальной части использованы явно русские элементы: гудящий аккомпанемент, начальная тема на струне, придающая музыке «глубокое, резонансное и слегка резкое звучание», темп, который становится все быстрее и быстрее, «лирический фолк». -подобная мелодия», навеянная русской народной тематикой, [ 14 ] и повторяющиеся тематические циклы. [ 18 ] Он начинается с живого оркестрового вступления, после которого соло скрипки переходит к танцевальной основной теме ре мажор. Чуть более спокойная часть ( Poco meno mosso ) ля мажор вводит вторую тему, которая обрабатывается в ряде вариаций . Солист ускоряется ( Poco a poco stringendo ), чтобы вернуться к основной теме фа мажор, после чего следует реприза второй темы соль мажор. Основная тема появляется еще раз и приводит к виртуозной коде ре мажор, грандиозно завершающей произведение. [ 16 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Браун 1983 , с. 260.
  2. ^ Цитируется в Brown 1983 , p. 260.
  3. ^ Браун 1983 , стр. 260–261.
  4. ^ Браун 1983 , с. 261
  5. ^ Стейнберг 1998 , с. 484.
  6. ^ Цитируется в Brown 1983 , p. 261.
  7. ^ Александр Познанский , Чайковский: В поисках внутреннего человека , с. 297
  8. ^ Браун 1983 , стр. 261–262.
  9. Musical Courier , 12 января 1912 г. Цитируется в Steinberg 1998 , стр. 485–486.
  10. ^ Варрак 1973 , с. 211.
  11. ^ Исследования Чайковского: Меланхолическая серенада
  12. ^ Исследования Чайковского: Концерт для скрипки с оркестром
  13. ^ Стейнберг 1998 , с. 487.
  14. ^ Jump up to: а б с Стейнберг 1998 , с. 488.
  15. ^ Jump up to: а б Кнапп 2003 , с. 195.
  16. ^ Jump up to: а б с «Великий побег: Скрипичный концерт ре мажор Чайковского, опус 35» . Хьюстонский симфонический оркестр . 27 сентября 2018 г. Проверено 2 февраля 2021 г.
  17. ^ Кнапп 2003 , с. 225.
  18. ^ Смит 2014 , с. 77.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f3e21b43c21a53cffa81070d9f88cca__1723598520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/ca/6f3e21b43c21a53cffa81070d9f88cca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Concerto (Tchaikovsky) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)