префектура Янина
Провинция Яния Вилайет-и Янья | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Провинция Османской империи | |||||||||||
1867–1912 | |||||||||||
Флаг | |||||||||||
![]() Янина Вилайет в 1867–1912 гг. | |||||||||||
Капитал | Янина ( Янина ) | ||||||||||
Население | |||||||||||
• 1897 [ 1 ] | 595,108 | ||||||||||
• 1911 [ 2 ] | 560,835 | ||||||||||
История | |||||||||||
1867 | |||||||||||
1912 | |||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Албания Греция |

Вилайет Янина , Янья или Янина ( османский турецкий язык : ولايت يانیه , латинизированный : Vilâyet-i Yanya ) [ 3 ] — административное деление первого уровня ( вилайет ) Османской империи , основанное в 1867 году. [ 4 ] Сообщается, что в конце 19 века его площадь составляла 18 320 квадратных километров (7 070 квадратных миль). [ 5 ] Он был создан путем слияния пашалика Янины и пашалика Берата с санджаками Янины , Берата , Эргири , Превезе , Тирхала и Кесрие . Позже Кесрие был понижен в звании до каза и привязан к вилайету Монастир , а Тирхала была передана Греции в 1881 году.
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2011 г. ) |
Греческое национальное движение в Эпире
[ редактировать ]

Хотя часть местного населения внесла большой вклад в греческую войну за независимость (1821–1830 гг.), регион Эпир в то время не стал частью греческого государства. В 1878 году восстание вспыхнуло , в ходе которого революционеры, в основном Эпироты, взяли под свой контроль Саранду и Дельвину. Однако оно было подавлено османскими войсками, сожгшими 20 деревень региона. [ 6 ]
В следующем году греческое население региона Янина санкционировало создание комитета, чтобы представить европейским правительствам свое желание союза с Грецией. [ 7 ]
была основана организация Эпиротское общество В 1906 году членами Эпиротской диаспоры Панайотисом Данглисом и Спиросом Спиромилиосом с целью присоединения региона к Греции. [ 8 ] снабжая местных греков огнестрельным оружием. [ 9 ]
Албанское национальное пробуждение
[ редактировать ]Янина Вилайет был одним из главных центров культурной и политической жизни албанцев , проживавших в Янина Вилайет и Монастир Вилайет . [ 10 ] Одной из важнейших причин было влияние греческого образования и культуры южноалбанских писателей, полученное в знаменитой греческой школе Янины Зосимаи . [ 10 ] Абдил Фрашери , первый политический идеолог Албанского национального пробуждения [ 11 ] был одним из шести депутатов от Янины Вилайет в первом Османском парламенте в 1876–1877 годах. [ 12 ] Абдил Фрашери из Фрашера , современная Албания , вместе с Мехметом Али Вриони из Берата (также в современной Албании ) и некоторыми членами албанской общины Янины основал Албанский комитет Янины . в мае 1877 года [ 10 ] Фрашери боролся против решений Сан-Стефанского договора . [ 10 ] Однако Призренская лига состояла в основном из албанцев-мусульман, в то время как местные православные христиане больше симпатизировали греческому делу. [ 13 ] [ 14 ]
Конец османского правления
[ редактировать ]Во время албанского восстания 1912 года Янина вилайет был предложен в качестве одного из четырех вилайетов, входящих в состав Албанского вилайета . Османское правительство положило конец албанским восстаниям, приняв почти все требования албанских повстанцев 4 сентября 1912 года, включая образование вилайета позднее в 1912 году. [ 15 ]
После Первой Балканской войны 1912–1913 годов и Лондонского договора южная часть вилайета, включая Янину , была включена в состав Греции. [ 16 ] Греция также захватила северный Эпир во время Балканских войн , но Бухарестский договор , завершивший Вторую Балканскую войну , передал Северный Эпир Албании. [ 17 ]
Демография
[ редактировать ]Вилайет Янина отличался этническим, лингвистическим и культурным разнообразием.
Был сделан ряд оценок об этнической принадлежности и религиозной принадлежности местного населения. Османская империя классифицировала и подсчитывала своих граждан по религии, а не по этнической принадлежности, что приводило к неэффективным переписям и отсутствию классификации населения по этническим группам. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Вилайет был преимущественно населен албанцами и греками , а основными религиями были ислам и православие. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Районы Янины, которые позже были включены в состав Греции, были преимущественно греческими. [ 26 ] [ 27 ]
Согласно Османскому ежегодному отчету за 1890/91 год, в вилайете Янина проживало 512 812 жителей, из которых 44% были мусульманами, 48% - ортодоксальными христианами , 7% - арумынами и 0,7% - евреями. Православные албанцы составляли 52% православного населения, а греки составляли 48% православного населения. Албанцы составляли 69% населения, а греки - 23%. [ 28 ]
По данным Арама Андоняна и Заврена Биберяна, в 1908 году из общей численности населения в 648 000 человек 315 000 жителей были албанцами , большинство из которых были мусульманами и православными, а некоторые были приверженцами католицизма . [ 29 ] Арумын и греков было около 180 000 и 110 000 соответственно. [ 29 ] Меньшие общины включали болгар , турок , цыган и евреев . [ 29 ]
По словам Тома Виннифрита и Элефтерии Николаиду, османская статистика 1908 года после признания арумынской общины дает следующие цифры по этническим группам: из общей численности населения в 550 000 греки были самыми многочисленными (300 000), за ними следовали албанцы (210 000). , арумыны (25 000) и еврейская община (3 000). [ 30 ] [ 31 ] Николаиду добавляет, что санджаки Янины, Превезы и Гирокастера были преимущественно греками, санджак Игуменицы (тогда Гумениче, Решадие между 1909 и 1913 годами в честь Мехмета V , османского султана) имел небольшое большинство греков, а санджак Берата на севере было преимущественно албанским. [ 30 ] По ее словам, официальная османская статистика в вилайете Янина имела тенденцию отдавать предпочтение албанскому элементу в ущерб греческому. [ 32 ] Виннифрит утверждает, что в этих цифрах заметен убыль населения в результате эмиграции в Грецию и Америку, тогда как цифра Арумынии кажется небольшой. [ 31 ]
Гераклид и Кромида (2023) утверждают, что албанцы составляли большинство во всем вилайете, причем 2/3 албанцев были мусульманами, в то время как православные греки составляли сильное меньшинство. Албанцы доминировали на севере и в центре вилайета, а греки - на юге. [ 33 ]
По словам сэра Гамильтона Александра Росскина Гибба, в 1895 году было ок. 224 000 мусульман. Православное население включало ок. 118 000 греков (частично албанского происхождения, эллинизированных за столетие греческими религиозными и образовательными учреждениями) и ок. 129,5 тыс. албанцев, а еврейское население составило 3,5 тыс. человек. [ 34 ] По словам Зафера Голена, две трети населения составляли албанские мусульмане. [ 35 ] в то время как, согласно Димитриосу Часиотису ок. Из общей численности населения 419 403 человека составляли греки, а также 239 000 турок и албанцев и 6 000 евреев. [ 36 ] По оценкам Лонтоса, 3/4 населения были христианами. [ 36 ]
Официальная статистика Османской империи за 1893 и 1911 годы. | |||||||
Группа | 1893 [ 37 ] | 1911 [ 2 ] | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Православные (« греки» ) [ 39 ] | 286,304 | 311,032 | |||||
Мусульмане (« турки» ) [ 39 ] | 225,415 | 244,638 | |||||
евреи | 3,677 | 3,990 | |||||
католики | 83 | - | |||||
Другой | 997 | 1,175 | |||||
Общий | 516,476 | 560,835 |
Неофициальные оценки провинции Янина
| ||||||
Этническая принадлежность | 1890-91 (Душку) [ 28 ] | 1895 (Гибб) [ 40 ] | 1908 (Андонян и Биберян) [ 29 ] | 1908 (Николаиду, Виннифрит) [ 30 ] [ 31 ] | ||
албанцы | 353,840 | 129,517 - 353,495 | 315,000 | 210,000 | ||
греки | 117,947 | 118,033 | 110,000 | 300,000 | ||
арумыны | 35,897 | 180,000 | 25,000 | |||
турки | 0 - 223,885 | 10,000 | 20,000 | |||
болгары | 20,000 | |||||
РИМЛЯНАМ | 7,000 | |||||
евреи | 3,590 | 3,517 | 6,000 | 3,000 | ||
Общий | 512,812 | 474,952 | 648,000 | 550,000 |
Административное деление
[ редактировать ]Санджаки провинции: [ 41 ]
- Санджак Янинский ( Яня , Айдонат , Филат , Махова , Лесковик , Конице )
- Санджак из Эргири ( Эргири , Дельвин , Сарандоз , Премеди , Фрашер , Тепеделен , Курвелеш , Химара )
- Санджак из Превеза ( Превезе , Лорос , Марглич )
- Санджак Берата ( Берат , Авлонья , Лошина , Фир )
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Клогг, Р. (2002). Краткая история Греции . Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-00479-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мутлу, Сервет. «Позднее османское население и его этническое распределение» (PDF) . стр. 29–31. Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2015 г. Проверено 24 декабря 2012 г. Скорректированная популяция для уровня смертности = 8.
- ^ Jump up to: а б Преподавание современной истории Юго-Восточной Европы. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine . Альтернативные образовательные материалы, с. 26
- ^ Salname-yi Vilâyet-i Yanya («Ежегодник вилайета Янина»), типография Вилайета, Янья [Греция], 1288 [1871]. на сайте цифровой библиотеки Hathi Trust.
- ^ Румелия в Британской энциклопедии
- ^ Европа Элизе Реклю , стр. 152
- ^ М. В. Сакеллариу. Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Экдотике Афинон. ISBN 978-960-213-371-2 , с. 292.
- ^ Сакеллариу М.В. Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Экдотика Афин, 1997, ISBN 978-960-213-371-2 , с. 293
- ^ Сакеллариу, М.В. (1997). Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Экдотике Афинон. п. 310. ИСБН 978-960-213-371-2 .
- ^ Сакеллариу, М.В. (1997). Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Экдотике Афинон. п. 360. ИСБН 978-960-213-371-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Тренченьи, Балаж; Копечек, Михал (2006). Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе (1770–1945): тексты и комментарии . Позднее Просвещение – возникновение современной национальной идеи. Том. 1. Издательство Центрально-Европейского университета . п. 348. ИСБН 963-7326-52-9 .
- ^ Копечек, Михал; Эрсой, Ахмед; Горни, Мацей; Кехириотис, Вангелис; Манчев, Боян; Балаж; Турда, Мариус (2006), Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе (1770–1945) , том. 1, Будапешт, Венгрия: Издательство Центрально-Европейского университета, с. 348, ISBN 963-7326-52-9 , получено 18 января 2011 г. ,
первый политический идеолог Албанского возрождения.
- ^ Балаж Тренченьи, Михал Копечек (2006). Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе (1770–1945) . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789637326523 . Проверено 19 сентября 2010 г.
В первом османском парламенте 1876–1877 годов он был одним из шести депутатов, назначенных от виллы Яннина.
- ^ Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение, 1878–1912 гг . Издательство Принстонского университета. п. 108. ИСБН 9780691650029 .
- ^ Яннис Хацис. Албанское национальное движение и перспективы греко-албанского подхода. п. 67
- ^ Шоу, Стэнфорд Дж .; Эзель Курал Шоу (2002) [1977]. «Расчистка колод: прекращение Триполитанской войны и албанского восстания» . История Османской империи и современной Турции . Том. 2. Великобритания:Пресс-синдикат Кембриджского университета. п. 293. ИСБН 0-521-29166-6 . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Клогг 2002 , с. 105: «В феврале 1913 года греческая армия захватила Янину, столицу Эпира. Турки признали достижения балканских союзников по Лондонскому договору в мае 1913 года».
- ^ Клогг 2002 , с. 105: «Вторая Балканская война была недолгой, и болгары... получили независимую Албанию».
- ^ секретная внешняя политика Турции, 1774–2000 гг. Уильям М. Хейл
- ^ Сделки Королевского исторического общества Королевского исторического общества
- ^ Сараево: Боснийский калейдоскоп , Фрэн Марковиц
- ^ Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе , Клаус Рот
- ^ Арабский мир, Турция и Балканы (1878–1914): справочник по исторической статистике Джастин Маккарти.
- ^ Джастин Маккарти. Смерть и изгнание: этнические чистки османских мусульман, 1821-1922 гг . Дарвин Пресс, 1995. ISBN 978-0-87850-094-9 , с. 162
- ^ Стефани Швандерс-Зиверс, Бернд Юрген Фишер. Албанская идентичность: миф и история . Издательство Университета Индианы, 2002. ISBN 978-0-253-34189-1 , с. 57.
- ^ Революция 1908 года в Турции , Айкут Кансу.
- ^ Джастин Маккарти. и изгнание: этническая чистка османских мусульман, 1821-1922 гг . Дарвин Пресс, 1995. ISBN 978-0-87850-094-9 , с. 162
- ^ Стефани Шванднер-Зиверс, Бернд Юрген Фишер. миф и история . Издательство Университета Индианы, 2002. ISBN 978-0-253-34189-1 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Душку, Ледя (01.12.2019). «Вилайет Янина перед эллинизмом» . Зюдост-Форшунген . 78 (1): 70. doi : 10.1515/sofo-2019-780106 . ISSN 2364-9321 . S2CID 229165927 .
- ^ Jump up to: а б с д Эриксон, Эдвард Дж. (2003). Поражение в деталях: Османская армия на Балканах, 1912–1913 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 41. ИСБН 978-0-275-97888-4 . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Николаиду, Элефтерия (1997). «От Берлинского конгресса до освобождения Эпира» . Эпир: 4000 лет греческой культуры и цивилизации . Экдотике Афинон: 356. ISBN. 9789602133712 .
- ^ Jump up to: а б с Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. п. 120. ИСБН 978-0-7156-3201-7 .
Турецкие деятели в 1908 году, после властей... Влахс удивительно мал
- ^ Николаиду, Элефтерия (1997). «От Берлинского конгресса к освобождению Эпира» . Эпир: 4000 греческих культур и цивилизаций : 356. ISBN 978-960-213-371-2 .
- ^ Гераклид, Алексис; Кромида, Юлли (2023). Греко-албанские противоречия с девятнадцатого века: история . Тейлор и Фрэнсис. п. 9. ISBN 9781003224242 .
В Пашалике Янины под руководством Али-паши, многоэтническом полунезависимом образовании площадью около 75 000 квадратных километров, которое доминировало на сцене более 30 лет, с 1788 года до конца 1821 года, греки (точнее, говорящие по-гречески) составляли большинство. потому что Пашалик не ограничивался первоначальным вилайетом Янина, а включал в себя другие части южной Албании, часть центральной Македонии, большую часть Фессалии и даже значительной части Стереи Эллады (Румели, как она тогда называлась), за исключением Виотии и Аттики, а также города Патры на Пелопоннесе (Морея, как она тогда называлась). (.) По мнению Натали Клейер и других специалистов, на севере и в центре вилайета доминировали албанцы, а на юге - греки. Большинство комментаторов склонялись к проведению линии в вилайете от Саранды до Коники или от Химары и Гирокастера до Коники, на севере которого доминировали албанцы, а на юге - греки. Но из этого разграничения было несколько исключений, например, чамы на юге, а также валахи и рома в различных местах. Во всем вилайете присутствие и влияние греков были значительными за эти 90 лет, при этом греки составляли сильное меньшинство, но при этом албаноязычные, будь то мусульмане или православные христиане, составляли большинство населения, две трети которого составляли мусульмане-тоски. и одна треть православных тосков, живущих в основном в санцаке Гирокастра, а также на севере и западе санцака Янина.
- ^ Гибб, Гамильтон (1954). Энциклопедия ислама . Брилл. п. 652 . Проверено 5 марта 2011 г.
Согласно османскому ежегоднику 1895 года, в провинции Янья (Эпир и Албания к югу от реки Деволл) проживало 223 885 мусульман, 118 033 грека, 129 517 православных албанцев, 3517 евреев и только 93 католика. Надо добавить, что часть этих греков были по происхождению православными албанцами, греицированными через греческие религиозные и образовательные учреждения, ревностно учреждаемые начиная со второй половины XVIII века.
- ^ ОСМАНКА НА БАЛКАНАХ В МОЛОДОСТИ МЕХМЕТА АКИФА ЭРСОЯ. Архивировано 24 января 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б М. В. Сакеллариу. Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Экдотика Афин, 1997, ISBN 9789602133712 , с. 356
- ^ Кемаль Х. Карпат. Отчеты о населении Османской империи и перепись 1881/82–1893 гг . Int. J. Ближневосточный стад. 9 (1978), 237-274, с. 37
- ^ Нусбергер Анжелика; Вольфганг Стоппель (2001), Защита меньшинств в Восточной Европе (Албания) (PDF) (на немецком языке), Кельнский университет, стр. 8, заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. , получено 25 октября 2021 г. ,
национального самосознания по-прежнему не обнаружено, поскольку не национальные, а скорее религиозные критерии определяют принадлежность к социальной группе со всеми будучи православными христианами, единогласно считались греками, а «турки» - мусульманами...» [...все православные христиане считались "Греки", а мусульмане точно так же, как и "Турки"
- ^ Jump up to: а б Согласно османской системе классификации, все православные христиане были отнесены к «грекам», а все мусульмане - к «туркам» - независимо от этнической принадлежности. [ 38 ]
- ^ Гибб, Гамильтон (1954). Энциклопедия ислама . Брилл. п. 652 . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Янина, провинция | История и цивилизация
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 215.
СМИ, связанные с Вилайетом Янина, на Викискладе?
- Штаты и территории, основанные в 1867 году.
- Штаты и территории упразднены в 1912 году.
- префектура Янина
- Штаты и территории упразднены в 1913 году.
- Вилайеты Османской империи в Европе
- Османская Греция
- Османская Албания
- Османский Эпир
- Заведения 1867 года в Османской империи
- Упадок 1912 года в Османской империи