Концерт для девяти инструментов (Веберн)
Концерт Антона Веберна для девяти инструментов , соч. 24 (нем. Konzert für neun Instrumente), написанный в 1934 году, представляет собой двенадцатитоновый концерт для девяти инструментов : флейты , гобоя , кларнета , валторны , трубы , тромбона , скрипки , альта и фортепиано . Состоит из трех движений :
- Несколько оживленно
- Очень медленно
- Очень быстро
Концерт основан на производном ряде , «часто цитируемом [например, Милтоном Бэббитом (1972). [ нужна полная цитата ] ] как образец симметричной конструкции». [ 1 ] Ряд тонов показан ниже. [ 2 ]
По словам Луиджи Даллапикколы , концерт представляет собой «произведение невероятной краткости... и уникальной концентрации... Хотя я не понял произведения полностью, у меня было ощущение, что я нашел эстетическое и стилистическое единство, столь же великое, как и Я мог бы пожелать [Прага, 5 сентября 1935 года]». [ 3 ]
Вторая часть «довольно жестко ограничивает значения многих областей», например, показывая «только два значения длительности ( четверть и половинная нота [с])», и, отчасти в результате, «обладает большим единообразием в текстуре и жестах ». [ 4 ]
Ряд тонов можно интерпретировать как: 019, 2te, 367, 458. [ 5 ]
структура [Концерта] Во вступлении демонстрируется «характерная треххордовая , четыре из которых «составляют совокупность » или раздел . [ 6 ] «Шесть комбинаций трихорд [раздела] порождают три пары дополнительных гексахорд ». [ 7 ] «Веберн в полной мере пользуется этим свойством (его четырехкратной степенью симметрии ) в Концерте», что при четырех соответствующих преобразованиях (T 0 T 6 I 5 I B ) тональный ряд сохраняет свои неупорядоченные трихорды (j = 019 091 и т. д.). , k=2te, l=367 и m=458). Представленный гексахорд иногда называют гексахордом «Ода Наполеону» (014589). [ 8 ]
По словам Брайана Алеганта, «[т] латинский квадрат ... ясно показывает встроенную избыточность [раздела]», четыре, и, «само собой разумеется, Веберн в полной мере использует это свойство в Концерте»: [ 5 ]
дж к л м л м дж к м л к дж к дж м л
Например, I 5 = 548, 376, 2эт, 109.
Источники
[ редактировать ]- ^ Бэйли (1996), стр.246.
- ^ Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм. Кембриджские введения в музыку , с. 97. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
- ^ Бэйли, Кэтрин (1996). «Симметрия как Немезида: Веберн и первая часть концерта, опус 24», с. 245, Журнал теории музыки , том. 40, нет. 2 (Осень), стр. 245–310.
- ^ Хэсти, Кристофер (1981). «Сегментация и процесс в посттональной музыке», стр. 63–64, Music Theory Spectrum , vol. 3, (Весна), стр. 54–73.
- ^ Перейти обратно: а б Брайан Алегант, «Перекрестные перегородки как гармония и голосовое лидерство в двенадцатитоновой музыке», Music Theory Spectrum 23, вып. 1 (весна 2001 г.), стр. 1–40, цитата на стр. 5.
- ^ Алегант (2001), стр. 2–3.
- ^ Аллегант (2001), с. 4.
- ^ Ван ден Тоорн, Питер К. (1996). Музыка, политика и Академия , стр. 128–129. ISBN 0-520-20116-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голден, Роберт (1977). «Структура высоты звука во второй части концерта Веберна, соч. 24», Только в теории 2, вып. 10:8–22. Цитируется на стр. 38 Брайана Алеганта, «Перекрестные разделы как гармония и голосовое лидерство в двенадцатитоновой музыке», Music Theory Spectrum 23, вып. 1 (весна 2001 г.), стр. 1–40.
- Голден, Роберт (1977). «Магические квадраты третьей части концерта Веберна, соч. 24». Только в теории 2, №№. 11–12:32–42. Цитируется на стр. 38 журнала Alegant 2001.
- Хартвелл, Робин (1979). «Ритмическая организация в сериальной музыке Антона Веберна». Кандидатская дисс. Брайтон: Университет Сассекса.
- Ран, Джон (1980). Основная атональная теория . Нью-Йорк: Longman, Inc. ISBN 0-582-28117-2 .
- Штокхаузен, Карлхайнц (1963 [1953]). «Концерт Веберна для девяти инструментов, соч. 24». В своих текстах о музыке 1 под редакцией Дитера Шнебеля , 24–31. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. [Впервые опубликовано в «Мелосе» , № 20 (1953), 343–348.]
- Штраус, Джозеф Н. (2011). «Контекстно-инверсионные пространства». Журнал теории музыки 55, вып. 1 (Весна): 43–88.
- Винтл, Кристофер (1982). «Анализ и исполнение: Концерт Веберна, соч. 24/ii», Музыкальный анализ 1:73–100. Цитируется на стр. 39 Алеганта 2001 г.; на стр. 19 Джонатана Дансби , «Приглашенная редакция: исполнение и анализ музыки», Music Analysis 8, nos. 1–2 (март – июль 1989 г.): 5–20; на стр. 74–75 Кэтрин Нолан, «Структурные уровни и двенадцатитоновая музыка: ревизионистский анализ второй части «Фортепианных вариаций» Веберна, соч. 27», Journal of Music Theory 39, вып. 1 (весна 1995 г.): 47–76; на стр. 324, 328 и 339 Джона Ринка, « Музыкальная структура и исполнение Уоллеса Берри» (обзор), Music Analysis 9, вып. 3 (октябрь 1990 г.), 319–339; на стр. 57 и 88 журнала Straus 2011; и на стр. 337 и 353 Whittall 1987.
- Уиттолл, Арнольд (1987). «Веберн и множественное значение». Музыкальный анализ 6, вып. 3 (октябрь): 333–353.