Jump to content

Рациональный эгоизм

(Перенаправлено с Рациональный эгоист )

Рациональный эгоизм (также называемый рациональным эгоизмом ) — это принцип, согласно которому действие является рациональным тогда и только тогда, когда оно максимизирует собственные интересы . [ 1 ] [ 2 ] Как таковое это считается нормативной формой эгоизма . [ 3 ] хотя исторически он был связан как с позитивными , так и с нормативными формами. [ 4 ] В своей сильной форме рациональный эгоизм утверждает, что не преследовать собственные интересы однозначно иррационально . Однако его более слабая форма утверждает, что, хотя преследование собственных интересов рационально, неспособность преследовать собственные интересы не всегда иррациональна. [ 5 ]

Первоначально являвшийся элементом нигилистической философии в России, позднее он был популяризирован в англоязычных странах русско-американской писательницей Айн Рэнд .

Происхождение

[ редактировать ]

Разумный эгоизм возник Дмитрия Николая как доминирующая социальная философия русского нигилистического движения , получив развитие в трудах философов-нигилистов Чернышевского и Писарева . Однако их терминология была в значительной степени запутана, чтобы избежать правительственной цензуры, а название «рациональный эгоизм» явно не упоминается в трудах обоих философов. [ 4 ] [ 6 ] Рациональный эгоизм получил дальнейшее воплощение в романе Чернышевского 1863 года « Что делать?» , [ 7 ] и подвергся ответной критике со стороны Федора Достоевского в его произведении «Записки из подполья» 1864 года . Для Чернышевского разумный эгоизм послужил основой социалистического развития человеческого общества. [ 4 ] [ 8 ]

Английский философ Генри Сиджвик обсуждал рациональный эгоизм в своей книге «Методы этики» , впервые опубликованной в 1872 году. [ 9 ] Метод этики — это «любая рациональная процедура, с помощью которой мы определяем, что отдельные люди «должны» или что для них «правильно» делать или стремиться реализовать посредством добровольных действий». [ 10 ] Сиджвик рассматривает три таких процедуры, а именно: рациональный эгоизм, догматический интуиционизм и утилитаризм . Рациональный эгоизм - это точка зрения, согласно которой, если он рационален, «агент считает количество последующего удовольствия и боли важным только для себя самого при выборе между альтернативами действия; и всегда ищет максимально достижимый избыток удовольствия над болью». [ 11 ]

Сиджвику было трудно найти какую-либо убедительную причину предпочтения рационального эгоизма утилитаризму . Хотя утилитаризму можно дать рациональное основание и примирить его с моралью здравого смысла, рациональный эгоизм кажется столь же правдоподобной доктриной относительно того, что у нас есть больше всего оснований делать. Таким образом, мы должны «признать окончательное и фундаментальное противоречие в наших кажущихся интуициях относительно того, что является Разумным в поведении; и из этого признания, по-видимому, следует, что кажущееся интуитивное действие Практического Разума, проявляющееся в этих противоречивых суждениях, в конечном итоге является иллюзорным». . [ 12 ]

Автор и философ Айн Рэнд также обсуждает теорию, которую она назвала рациональным эгоизмом . Она считает, что действовать против собственных интересов одновременно иррационально и аморально. [ 13 ] Таким образом, ее взгляд представляет собой соединение как рационального эгоизма (в стандартном смысле), так и этического эгоизма , поскольку, согласно философии объективизма , эгоизм не может быть должным образом оправдан без эпистемологии, основанной на разуме .

Ее книга «Достоинство эгоизма» (1964) подробно объясняет концепцию рационального эгоизма. Согласно Рэнд, разумный человек считает свою жизнь своей высшей ценностью, рациональность — своей высшей добродетелью , а свое счастье — конечной целью своей жизни.

И наоборот, Рэнд резко критиковал этическую доктрину альтруизма :

Не путайте альтруизм с добротой, доброжелательностью или уважением прав других. Это не праймериз, а последствия, которые, по сути, альтруизм делает невозможными. Непреодолимой первичностью альтруизма, основным абсолютом является самопожертвование – что означает самосожжение, самоотречение, самоотречение и самоуничтожение – что означает « я» как эталон зла, самоотверженность как эталон добра. Не прячьтесь за такими поверхностностями, как, следует или не следует давать нищему ни копейки. Проблема не в этом. Вопрос в том, имеете ли вы на право давая существование, не ему этой копейки. Вопрос в том, должны ли вы продолжать покупать свою жизнь, десять центов за десять центов, у любого нищего, который захочет приблизиться к вам. Вопрос в том, является ли потребность других первым залогом вашей жизни и моральной целью вашего существования. Вопрос в том, следует ли рассматривать человека как жертвенное животное. Любой уважающий себя человек ответит: Нет. Альтруизм говорит: Да. [ 14 ]

Два возражения против рационального эгоизма выдвинул английский философ Дерек Парфит , который подробно обсуждает эту теорию в книге «Причины и личности» (1984). Во-первых, с рациональной эгоистической точки зрения разумно делать взносы в пенсионную схему сейчас, даже если это наносит ущерб нынешним интересам (которые заключаются в том, чтобы потратить деньги сейчас). Но кажется столь же разумным максимизировать свои интересы сейчас, учитывая, что причины человека связаны не только с ним, но и с ним таким, какой он есть сейчас (а не с его будущим «я», которое, как утверждается, является «другим» человеком). Парфит также утверждает, что, поскольку связи между настоящим психическим состоянием и психическим состоянием будущего «я» могут ослабевать, неправдоподобно утверждать, что человек должен быть безразличен между своим настоящим и будущим «я». [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Байер (1990), с. 201; Герт (1998), с. 69; Шейвер (2002), §3; Мозли (2006), §2.
  2. ^ Шейвер, Роберт (2019), «Эгоизм» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 27 мая 2020 г.
  3. ^ Шейвер, Роберт (2019). «Эгоизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2019 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  4. ^ Jump up to: а б с Сканлан, Джеймс П. (1999). » Достоевского «Дело против разумного эгоизма в «Записках из подполья » . Журнал истории идей . 60 (3). Издательство Пенсильванского университета: 549–567. дои : 10.2307/3654018 . JSTOR   3654018 .
  5. ^ Мозли, Александр (2006). «Эгоизм» . У Дж. Физера; Б. Дауден (ред.). Интернет-энциклопедия философии .
  6. ^ Сент-Джон Мерфи, Саша (2016). «Спор о нигилизме в русской литературе 1860-х годов» . Слово . 28 (2). Школа славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона: 48–68. doi : 10.14324/111.0954-6839.045 (неактивен 31 января 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  7. ^ Анджей Валицкий; Хильда Эндрюс-Русецка (1979). История русской мысли: от Просвещения к марксизму . Издательство Стэнфордского университета. п. 196. ИСБН  978-0-8047-1132-6 .
  8. ^ «SparkNotes: Заметки из подполья: Контекст» . СпаркНотес . Проверено 30 мая 2015 г.
  9. ^ Сиджвик (1907)
  10. ^ Сиджвик (1907), с. 1
  11. ^ Сиджвик (1907), с. 95
  12. ^ Сиджвик (1907), с. 508
  13. ^ Смит (2006); Мозли (2006), §2а.
  14. ^ Айн Рэнд, «Вера и сила: разрушители современного мира», « Философия: кому это нужно» , 1982, Новая американская библиотека, стр. 74.
  15. ^ Д. Парфит (1984), части II и III

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Байер, Курт (1990). «Эгоизм» в «Спутнике этики» . Питер Сингер (редактор), Блэквелл: Оксфорд.
  • Бринк, Д. 1992, «Сиджвик и обоснование рационального эгоизма», в «Очерках Генри Сиджвика», изд. Б. Шульц, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Готье, Дэвид (1986). Мораль по соглашению . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Герт, Бернард (1998). Мораль: ее природа и обоснование . Издательство Оксфордского университета.
  • Каган С., 1986, «Теория рациональности с текущей целью», Ethics 96: 746–59. JSTOR   2381097
  • Маккензи, Александр Дж. (2003). «Эволюционная теория игр». Стэнфордская энциклопедия философии (летнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). связь
  • Мозли, Александр (2006). "Эгоизм". Интернет-энциклопедия философии . Дж. Физер и Б. Дауден (ред.). связь
  • Мюллер, Д. (1989). Общественный выбор II . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  • Парфит, Д., 1984, Причины и люди , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Парфит Д., 1986, Ответ Кагану, Этика, 96: 843–46, 868–69.
  • Пол, Э. и Ф. Миллер и Дж. Пол (1997). Собственный интерес . Издательство Кембриджского университета
  • Шейвер, Роберт (1998). Рациональный эгоизм: выборочная и критическая история . Издательство Кембриджского университета.
  • Шейвер, Роберт (2002). "Эгоизм". Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). связь
  • Сигвик, Х., Методы этики . Лондон, 1874 г., 7-е изд. 1907.
  • Смит, Тара (2006). Нормативная этика Айн Рэнд . Издательство Кембриджского университета.
  • Собер, Э. и Д.С. Уилсон (1998). Другим: эволюция и психология бескорыстного поведения . Издательство Гарвардского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e3b68be6c8c2502e0ba381df89797cc__1706809200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/cc/8e3b68be6c8c2502e0ba381df89797cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rational egoism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)