Рациональный эгоизм
Часть серии о |
Индивидуализм |
---|
Рациональный эгоизм (также называемый рациональным эгоизмом ) — это принцип, согласно которому действие является рациональным тогда и только тогда, когда оно максимизирует собственные интересы . [ 1 ] [ 2 ] Как таковое это считается нормативной формой эгоизма . [ 3 ] хотя исторически он был связан как с позитивными , так и с нормативными формами. [ 4 ] В своей сильной форме рациональный эгоизм утверждает, что не преследовать собственные интересы однозначно иррационально . Однако его более слабая форма утверждает, что, хотя преследование собственных интересов рационально, неспособность преследовать собственные интересы не всегда иррациональна. [ 5 ]
Первоначально являвшийся элементом нигилистической философии в России, позднее он был популяризирован в англоязычных странах русско-американской писательницей Айн Рэнд .
Происхождение
[ редактировать ]Разумный эгоизм возник Дмитрия Николая как доминирующая социальная философия русского нигилистического движения , получив развитие в трудах философов-нигилистов Чернышевского и Писарева . Однако их терминология была в значительной степени запутана, чтобы избежать правительственной цензуры, а название «рациональный эгоизм» явно не упоминается в трудах обоих философов. [ 4 ] [ 6 ] Рациональный эгоизм получил дальнейшее воплощение в романе Чернышевского 1863 года « Что делать?» , [ 7 ] и подвергся ответной критике со стороны Федора Достоевского в его произведении «Записки из подполья» 1864 года . Для Чернышевского разумный эгоизм послужил основой социалистического развития человеческого общества. [ 4 ] [ 8 ]
Английский философ Генри Сиджвик обсуждал рациональный эгоизм в своей книге «Методы этики» , впервые опубликованной в 1872 году. [ 9 ] Метод этики — это «любая рациональная процедура, с помощью которой мы определяем, что отдельные люди «должны» или что для них «правильно» делать или стремиться реализовать посредством добровольных действий». [ 10 ] Сиджвик рассматривает три таких процедуры, а именно: рациональный эгоизм, догматический интуиционизм и утилитаризм . Рациональный эгоизм - это точка зрения, согласно которой, если он рационален, «агент считает количество последующего удовольствия и боли важным только для себя самого при выборе между альтернативами действия; и всегда ищет максимально достижимый избыток удовольствия над болью». [ 11 ]
Сиджвику было трудно найти какую-либо убедительную причину предпочтения рационального эгоизма утилитаризму . Хотя утилитаризму можно дать рациональное основание и примирить его с моралью здравого смысла, рациональный эгоизм кажется столь же правдоподобной доктриной относительно того, что у нас есть больше всего оснований делать. Таким образом, мы должны «признать окончательное и фундаментальное противоречие в наших кажущихся интуициях относительно того, что является Разумным в поведении; и из этого признания, по-видимому, следует, что кажущееся интуитивное действие Практического Разума, проявляющееся в этих противоречивых суждениях, в конечном итоге является иллюзорным». . [ 12 ]
В Ранде
[ редактировать ]Автор и философ Айн Рэнд также обсуждает теорию, которую она назвала рациональным эгоизмом . Она считает, что действовать против собственных интересов одновременно иррационально и аморально. [ 13 ] Таким образом, ее взгляд представляет собой соединение как рационального эгоизма (в стандартном смысле), так и этического эгоизма , поскольку, согласно философии объективизма , эгоизм не может быть должным образом оправдан без эпистемологии, основанной на разуме .
Ее книга «Достоинство эгоизма» (1964) подробно объясняет концепцию рационального эгоизма. Согласно Рэнд, разумный человек считает свою жизнь своей высшей ценностью, рациональность — своей высшей добродетелью , а свое счастье — конечной целью своей жизни.
И наоборот, Рэнд резко критиковал этическую доктрину альтруизма :
Не путайте альтруизм с добротой, доброжелательностью или уважением прав других. Это не праймериз, а последствия, которые, по сути, альтруизм делает невозможными. Непреодолимой первичностью альтруизма, основным абсолютом является самопожертвование – что означает самосожжение, самоотречение, самоотречение и самоуничтожение – что означает « я» как эталон зла, самоотверженность как эталон добра. Не прячьтесь за такими поверхностностями, как, следует или не следует давать нищему ни копейки. Проблема не в этом. Вопрос в том, имеете ли вы на право давая существование, не ему этой копейки. Вопрос в том, должны ли вы продолжать покупать свою жизнь, десять центов за десять центов, у любого нищего, который захочет приблизиться к вам. Вопрос в том, является ли потребность других первым залогом вашей жизни и моральной целью вашего существования. Вопрос в том, следует ли рассматривать человека как жертвенное животное. Любой уважающий себя человек ответит: Нет. Альтруизм говорит: Да. [ 14 ]
Критика
[ редактировать ]Два возражения против рационального эгоизма выдвинул английский философ Дерек Парфит , который подробно обсуждает эту теорию в книге «Причины и личности» (1984). Во-первых, с рациональной эгоистической точки зрения разумно делать взносы в пенсионную схему сейчас, даже если это наносит ущерб нынешним интересам (которые заключаются в том, чтобы потратить деньги сейчас). Но кажется столь же разумным максимизировать свои интересы сейчас, учитывая, что причины человека связаны не только с ним, но и с ним таким, какой он есть сейчас (а не с его будущим «я», которое, как утверждается, является «другим» человеком). Парфит также утверждает, что, поскольку связи между настоящим психическим состоянием и психическим состоянием будущего «я» могут ослабевать, неправдоподобно утверждать, что человек должен быть безразличен между своим настоящим и будущим «я». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Чарвака - Древняя школа индийского материализма.
- Эгоистический анархизм - Школа анархической мысли
- Просвещенный личный интерес - Этическая философия
- Гедонизм - теория или практика, определяющая приоритет удовольствия.
- Homo Economicus - Модель людей как рациональных, корыстных агентов.
- Инструментальная рациональность – философские термины.
- Невидимая рука – Понятие в экономике
- Практическая причина – использование разума для принятия решения о том, как действовать.
- Праксиология - Теория человеческого действия
- Предпочтение (экономика) - Понятие в экономике
- Дилемма заключённого – стандартный пример теории игр
Примечания
[ редактировать ]- ^ Байер (1990), с. 201; Герт (1998), с. 69; Шейвер (2002), §3; Мозли (2006), §2.
- ^ Шейвер, Роберт (2019), «Эгоизм» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 27 мая 2020 г.
- ^ Шейвер, Роберт (2019). «Эгоизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2019 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с Сканлан, Джеймс П. (1999). » Достоевского «Дело против разумного эгоизма в «Записках из подполья » . Журнал истории идей . 60 (3). Издательство Пенсильванского университета: 549–567. дои : 10.2307/3654018 . JSTOR 3654018 .
- ^ Мозли, Александр (2006). «Эгоизм» . У Дж. Физера; Б. Дауден (ред.). Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Сент-Джон Мерфи, Саша (2016). «Спор о нигилизме в русской литературе 1860-х годов» . Слово . 28 (2). Школа славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона: 48–68. doi : 10.14324/111.0954-6839.045 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Анджей Валицкий; Хильда Эндрюс-Русецка (1979). История русской мысли: от Просвещения к марксизму . Издательство Стэнфордского университета. п. 196. ИСБН 978-0-8047-1132-6 .
- ^ «SparkNotes: Заметки из подполья: Контекст» . СпаркНотес . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Сиджвик (1907)
- ^ Сиджвик (1907), с. 1
- ^ Сиджвик (1907), с. 95
- ^ Сиджвик (1907), с. 508
- ^ Смит (2006); Мозли (2006), §2а.
- ^ Айн Рэнд, «Вера и сила: разрушители современного мира», « Философия: кому это нужно» , 1982, Новая американская библиотека, стр. 74.
- ^ Д. Парфит (1984), части II и III
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байер, Курт (1990). «Эгоизм» в «Спутнике этики» . Питер Сингер (редактор), Блэквелл: Оксфорд.
- Бринк, Д. 1992, «Сиджвик и обоснование рационального эгоизма», в «Очерках Генри Сиджвика», изд. Б. Шульц, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Готье, Дэвид (1986). Мораль по соглашению . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Герт, Бернард (1998). Мораль: ее природа и обоснование . Издательство Оксфордского университета.
- Каган С., 1986, «Теория рациональности с текущей целью», Ethics 96: 746–59. JSTOR 2381097
- Маккензи, Александр Дж. (2003). «Эволюционная теория игр». Стэнфордская энциклопедия философии (летнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). связь
- Мозли, Александр (2006). "Эгоизм". Интернет-энциклопедия философии . Дж. Физер и Б. Дауден (ред.). связь
- Мюллер, Д. (1989). Общественный выбор II . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Парфит, Д., 1984, Причины и люди , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Парфит Д., 1986, Ответ Кагану, Этика, 96: 843–46, 868–69.
- Пол, Э. и Ф. Миллер и Дж. Пол (1997). Собственный интерес . Издательство Кембриджского университета
- Шейвер, Роберт (1998). Рациональный эгоизм: выборочная и критическая история . Издательство Кембриджского университета.
- Шейвер, Роберт (2002). "Эгоизм". Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). связь
- Сигвик, Х., Методы этики . Лондон, 1874 г., 7-е изд. 1907.
- Смит, Тара (2006). Нормативная этика Айн Рэнд . Издательство Кембриджского университета.
- Собер, Э. и Д.С. Уилсон (1998). Другим: эволюция и психология бескорыстного поведения . Издательство Гарвардского университета.