Кукумац

Кукумац ( Майя: [qʼuːqʼuːˈmats] ; альтернативно Гукумац ) был богом ветра и дождя постклассических майя киче - . Именно Пернатый Змей согласно Пополь Вуху создал мир и человечество вместе с богом Тепеу . [ 1 ] Оно переносило солнце по небу в подземный мир и выступало посредником между различными силами в космосе майя. [ 2 ] Считается эквивалентом ацтекского бога Кетцалькоатля . [ 3 ] и Кукулькана - юкатекских майя . [ 4 ]
Кукумац также ассоциировался с водой, облаками и небом. Вместе с Тепеу, богом молнии и огня, [ 5 ] он считался мифическим предком знати Киче по прямой мужской линии. [ 6 ]
Котуджа, царь киче, основавший город Кумаркадж , носил имя божества в качестве титула и, вероятно, был бывшим жрецом бога. Священники Кукуматца в Кумаркадже, столице Киче, были выходцами из доминирующей династии Кавеков и выполняли функции управляющих в городе.
Этимология
[ редактировать ]Кукумац (альтернативно Кукумац , Гукумац , Гукумац , Гугумац , Кукумац ) переводится буквально как «змей кетцаль», хотя его часто переводят менее точно как «пернатый змей». [ 7 ] Название происходит от на языке киче слова q'uq , относящегося к великолепному кетцалю Pharomachrus mocinno , ярко окрашенной птице, обитающей в облачных лесах южной Мезоамерики . [ 7 ] Это сочетается со словом кумац «змея». [ 3 ] Вполне вероятно, что божество пернатого змея было заимствовано у ацтеков или майя и смешано с другими божествами, чтобы создать бога Кукумаца, которому поклонялись киче. [ 8 ] Кукумац, возможно, происходил из Мексиканской долины ; некоторые учёные приравняли божество к ацтекскому божеству Эекатлю-Кетцалькоатлю , который также был богом-творцом . [ 9 ] Кукумац, возможно, изначально был тем же богом, что и Тохил Киче , бог солнца , который также имел атрибуты пернатого змея. [ 10 ] но позже они разошлись, и у каждого божества появилось отдельное жречество. [ 11 ]
Символизм
[ редактировать ]
Великолепный самец кетцаля может похвастаться переливающимися сине-зелеными хвостовыми перьями длиной до 1 метра (3,3 фута), которые ценились элитой майя. [ 12 ] Сине-зеленые перья символизировали растительность и небо, оба символа жизни древних майя, а ярко-красные перья на птичьей груди символизировали огонь. [ 12 ] В совокупности эта комбинация придала птице глубокую религиозную символику. [ 3 ] Змея была символом возрождения майя из-за ее привычки сбрасывать кожу, чтобы обнажить под ней более свежую. [ 3 ] Таким образом, Кукумац объединил небесные характеристики кетцаля со змеиными силами змеи подземного мира, дав ему власть над всеми уровнями вселенной майя. [ 3 ] Эти характеристики также указывали на сексуальную двойственность между его мужским аспектом пернатого змея и его женской ассоциацией с водой и ветром. [ 5 ] Эта двойственность позволяла богу служить посредником между мужским богом солнца Тохилом и женской богиней луны Авиликс , роль, которая символизировалась мезоамериканской игрой в мяч . [ 13 ]
В древних горных текстах майя Кукумац прочно ассоциируется с водой, которая, в свою очередь, связана с подземным миром. [ 14 ] Сообщается, что киче верили, что Кукумац был пернатым змеем, который передвигался в воде. [ 15 ] В «Анналах Какчикелей » рассказывается, что группа горных майя называла себя гукумац, потому что, как говорили, их единственным спасением была вода. [ 16 ] были Майя Какчикель тесно связаны с киче, и один из их предков, Гагавитц, как говорят, бросился в озеро Атитлан и превратился в божество, вызвав тем самым шторм на воде, известной сегодня как Хокомил . [ 17 ] [ 18 ]
У киче Кукумац не только появлялся как пернатый змей, он также воплощался в виде орла и ягуара , он также был известен тем, что превращался в лужу крови. [ 19 ] Божество иногда изображалось в виде улитки или раковины и ассоциировалось с флейтой, сделанной из костей. [ 19 ] Кукумац ассоциировался не только с водой, но и с облаками и ветром. [ 20 ]
Солнце и игра с мячом
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
|
Кукумац не был прямым эквивалентом мексиканского Кетцалькоатля, он сочетал свои атрибуты с атрибутами классического периода майя Чонтал бога-создателя Ицамны и был двуглавым змеевидным небесным монстром, который нес солнце по небу. [ 21 ] Скульптуры человеческого лица, появляющегося между челюстями змеи, были обычным явлением с конца классического периода до позднего постклассического периода и могут изображать Кукумаца, несущего Хун-Ахпу, юного аватара бога Солнца Тохиля, по небу. [ 22 ] После полудня Кукумац продолжил путь на запад и спустился в подземный мир, неся более старое солнце. [ 23 ] Такие скульптуры использовались в качестве маркеров для мезоамериканской игры в мяч. [ 24 ] Поскольку Кукумац выступал в качестве посредника между Тохилом и Авиликсом и их воплощениями как близнецы-герои майя Хунахпу и Ишбаланке, расположение таких маркеров площадки для игры в мяч на восточной и западной сторонах площадок для игры в мяч, ориентированных с севера на юг, будет представлять Кукуматца, несущего солнце в зенит с помощью восточный маркер несёт в пасти Хунахпу/Тохила, а западный маркер будет представлять собой спуск солнца в подземный мир и будет нести Ишбаланке/Авиликса в челюстях. [ 22 ]
В самом сердце королевства Киче не известны никакие маркеры игры с мячом, и такие исследователи, как Фокс, считают важным то, что эти изображения Кукуматца, несущего солнце, найдены на восточной периферии, обращенной к подземному миру, из-за использования игры с мячом в качестве посредничества. политический конфликт. [ 25 ]
Современная вера
[ редактировать ]Различные божества пернатых змей оставались популярными в мезоамериканских народных традициях после испанского завоевания, но к 20 веку Кукумац лишь изредка появлялся среди киче. [ 26 ] Хуан де Леон записал традицию, согласно которой Кукумац помогал богу солнца Тохилу в его ежедневном восхождении к зениту. [ 27 ] По словам Де Леона, который, возможно, получил информацию от старейшин Санта-Крус-дель-Киче , пернатый змей схватил Тохиля челюстями и благополучно унес его в небо. [ 28 ]
Пополь Вух
[ редактировать ]В начале « Пополь Вух » Кукумац изображен плывущим в первозданном море с Тепеу , завернутым в перья кетцаля. [ 29 ] Еще ничего не существовало, только море, покоящееся под небом. [ 29 ] Вскоре Кукумац и Тепеу обсудили создание человека, и между ними было решено поднять землю и создать человечество. [ 1 ] Боги произнесли слово « Земля », и земля образовалась словно из тумана. [ 30 ] Затем они вызвали горы из воды, и горы поднялись по их команде. [ 30 ] Затем среди недавно образовавшихся гор и долин выросли сосновые и кипарисовые леса. [ 31 ] Кукумац был доволен их совместным созданием земли и поблагодарил других присутствовавших богов. [ 31 ] Боги создали животных, таких как олени, птицы, пумы, ягуары и различные виды змей. [ 32 ] Они проинструктировали каждое животное, где ему следует жить. [ 32 ] Затем боги повелели животным воздавать им хвалу и поклоняться им. [ 33 ] Однако животные не могли говорить и просто пищали, болтали и ревели на свой лад. [ 34 ] Кукумац вскоре понял, что их первая попытка создания существ оказалась неудачной, поскольку они не могли воздать им хвалу, и поэтому они приговорили животных жить в лесах и ущельях. [ 35 ] Их животным было приказано жить в дикой природе и позволить их плоти есть тем, кто будет соблюдать дни богов и воздавать им хвалу.
Сначала они сформировали людей из грязи, но в этой форме человек не мог ни двигаться, ни говорить и быстро растворился в небытии. Позже они создали людей из резного дерева, которых Хуракан уничтожил, поскольку деревянные манекены были несовершенны, бесчувственны и не воздавали хвалы богам. Выживших затем превратили в обезьян и приговорили к жизни в дикой природе. Кукумац и Тепеу, наконец, добились успеха в своем творении, создав людей из кукурузы . [ 36 ] Здесь были сформированы первые люди: Балам Агаб, Балам Кице, Ики Балам, Махуката. Их взгляд был далеко, и они все поняли.
В Пополь Вух также упоминается исторический правитель Киче, который носил имя или титул божества, вероятно, потому, что он черпал часть своей силы от бога. [ 37 ] Этот титул «Пернатый змей» был важным титулом, используемым для исторических деятелей в других частях Мезоамерики. [ 38 ] личное имя этого царя, вероятно, было Котуджа. [ 39 ] Этот человек, вероятно, был Адж Кукумацем , или священником Кукумаца, до того, как стал Аджпопом ( королем). [ 40 ] Говорят, что этот король заново основал столицу киче в Кумаркадже. [ 38 ]
Храм и священство в Кумаркадже
[ редактировать ]
В столице Киче, Кумаркадже, храм Кукумаца состоял из круглого храма в честь божества и дворца в честь рода Кавек, правящей династии города. [ 41 ] Единственный след храма сейчас — это круглый отпечаток на поверхности главной площади города. [ 27 ] Храм располагался непосредственно между храмами важных божеств киче, Тохиля и Авиликса, немного севернее центральной оси храма Тохила и немного южнее оси храма Авиликса, повторяя роль Кукумаца как посредника между двумя божества. [ 5 ] [ 42 ] Судя по следам, оставленным на площади, очевидно, что храм представлял собой круглую стену диаметром 6 метров (20 футов), огибающую круглую платформу, с круглым проходом шириной 1 метр (3,3 фута) между ними. [ 27 ] Вся конструкция, вероятно, когда-то поддерживала крышу, а на восточной и западной сторонах храма были небольшие каменные платформы, каждая шириной около 1 метра (3,3 фута). [ 27 ] Храм Кукумаца, должно быть, был полностью разобран очень скоро после испанского завоевания, поскольку он не упоминается никем из посетителей колониальной эпохи, а на ранних рисунках этого места видна только растительность на том месте, где когда-то стоял храм. [ 27 ] Традиция строительства круглых храмов, посвященных божеству Пернатого Змея, была древней в мезоамериканском культурном регионе. [ 28 ]
Жрецы Кукумаца происходили из важной линии правящей династии Кавеков, и это, вероятно, было источником власти и престижа для Кавеков. [ 43 ] Священников звали Адж Кукумац , что означает «он из Кукумаца». [ 44 ] Жрецы Кукумаца и Тепеу, его партнера по мифу о творении Киче (Адж Кукумац и Тепев Яки ), также служили управляющими в Кумаркадже и отвечали за получение и охрану любых выплат дани и добычи, которые были возвращены в город. [ 45 ] Хотя священники Киче, как правило, имели более низкий ранг, чем светские чиновники, священники линий Кавеков были исключением, и в их число входили священники Кукумаца, Тепеу и Тохила. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маккалистер 2008 , стр. 1–2.
- ^ Фокс 2008 , стр. 60, 121, 249; Фокс 1991 , стр. 220–221, 235.
- ^ Jump up to: а б с д и Кристенсон 2007 , с. 53.
- ^ Ресинос, Гетц и Морли 1954 , стр. 45–36.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а , с. 279.
- ^ Кармак 2001b , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 52.
- ^ Рид и Гонсалес 2000 , с. 191.
- ^ Кармак (2001a) , с. 55.
- ^ Фокс 2008 , с. 60.
- ^ Орельяна 1981 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , стр. 52–53.
- ^ Кармак 2001a , с. 279; Фокс 2008 , с. 249; Фокс 1991 , с. 221.
- ^ Кристенсон 2007 , с. 59, нет. 54; Ресинос 1998 , с. 51, нет. 62.
- ^ Кристенсон 2007 , с. 59, н. 54.
- ^ Кристенсон 2007 , с. 59, нет. 54; Ресинос 1998 , с. 51.
- ^ Кристенсон 2007 , с. 59, нет. 54; Ресинос 1998 , с. 64.
- ^ Перес 2018 .
- ^ Jump up to: а б Рид и Гонсалес 2000 , стр. 190–191.
- ^ Кармак 2001a , стр. 260, 279.
- ^ Фокс 2008 , стр. 60, 121; Фокс 1991 , стр. 220–221.
- ^ Jump up to: а б Фокс 2008 , стр. 60, 249.
- ^ Фокс 1991 , с. 235.
- ^ Фокс 2008 , с. 249.
- ^ Фокс 2008 , стр. 248–249; Фокс 1991 , стр. 234–235.
- ^ Рид и Гонсалес 2000 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с д и Кармак 2001а , с. 364.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001а , с. 365.
- ^ Jump up to: а б Лурманн 1984 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 63.
- ^ Кристенсон 2007 , стр. 64–65.
- ^ Кристенсон 2007 , с. 65.
- ^ Ресинос, Гетц и Морли 1954 , с. 41.
- ^ Миллер и Таубе 2003 , с. 69.
- ^ Рид и Гонсалес 2000 , с. 191; Кармак 2001b , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001b , с. 178.
- ^ Кармак 2001b , с. 183.
- ^ Кармак 2001b , стр. 181, 183.
- ^ Коу 1999 , с. 190; Келли 1996 , с. 200.
- ^ Кармак 2001a , с. 364.
- ^ Кармак 2001a , с. 366.
- ^ Кристенсон 2007 , с. 254, н. 742.
- ^ Кармак 2001a , стр. 208, 311.
- ^ Кармак 2001a , с. 208.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кармак, Роберт М. (2001a). Королевство Кичеаб: Эволюция Королевства Кичеаб (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Кармак, Роберт М. (2001b). Kik'aslemaal le K'iche'aab': Historia Social de los K'iche's (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-19-2 . OCLC 47220876 .
- Кристенсон, Аллен Дж. (2007) [2003]. «Попул Вух: Священная книга народа киче майя» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 23 января 2010 г.
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Фокс, Джон В. (2008) [1987]. Формирование постклассического государства майя . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-10195-0 . OCLC 297146853 .
- Фокс, Джон В. (1991). «Повелители света против повелителей тьмы: постклассическая игра в мяч горных майя» . В Скарборо, Вернон; Уилкокс, Дэвид Р. (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 213–238 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Келли, Джойс (1996). Археологический путеводитель по Северной Центральной Америке: Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2858-5 . OCLC 34658843 .
- Лурманн, ТМ (зима 1984 г.). «Попул Вух и Лакан». Этос . 12 (4). Blackwell Publishing и Американская антропологическая ассоциация : 335–362. дои : 10.1525/eth.1984.12.4.02a00030 .
- Маккалистер, Рик (2008). «Порядок и хаос в литературе коренных народов Мезоамерики» . Artifara: Revista de lenguas y literaturas ibericas y latinoamricanas (на испанском языке) (8). Турин, Италия: Туринский университет: факультет литературных и филологических наук. ISSN 1594-378X . OCLC 489051220 . Архивировано из оригинала ( RTF ) 22 июля 2011 г.
- Миллер, Мэри ; Таубе, Карл (2003) [1993]. Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27928-4 . ОСЛК 28801551 .
- Орельяна, Сандра Л. (весна 1981 г.). «Идолы и идолопоклонство в Хайленде Гватемале». Этноистория . 28 (2). Издательство Университета Дьюка : 157–177. дои : 10.2307/481116 . JSTOR 481116 .
- Перес, Сезар (14 ноября 2018 г.). «Ксокомил, феномен озера Атитлан, из-за которого лодка с 17 людьми перевернулась». Свободная пресса . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 16 ноября 2018 г.
- Пройсс, Мэри Х. (1988). Боги Пополь Вух: Шмукане, Кукумац, Тоджил и Джуракан. Калвер-Сити, Калифорния: Лабиринт. ISBN 0-911437-25-8 .
- Прочтите, Кей Алмере; Гонсалес, Джейсон (2000). Справочник по мезоамериканской мифологии . Оксфорд: ABC-CLIO . ISBN 1-85109-340-0 . OCLC 43879188 .
- Ресинос, Адриан (1998). Мемориал Солалы, Аналес-де-лос-Какчикелес; Титул лордов Тотоникапана (на испанском языке). Гватемала: Святой камень. ISBN 84-8377-006-7 . ОСЛК 25476196 .
- Ресинос, Адриан; Гетц, Делия; Морли, Сильванус Грисволд (1954). Попул Вух, Книга Народа . Лос-Анджелес, США: Plantin Press.
- Тедлок, Деннис (пер.) (1985). Пополь Вух: Полное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 0-671-45241-Х .