Jump to content

Кукумац

(Перенаправлено с Гукумаца )
Маркер площадки для игры в мяч в Микско-Вьехо , изображающий Кукуматца, несущего Тохиля по небу в челюстях.

Кукумац ( Майя: [qʼuːqʼuːˈmats] ; альтернативно Гукумац ) был богом ветра и дождя постклассических майя киче - . Именно Пернатый Змей согласно Пополь Вуху создал мир и человечество вместе с богом Тепеу . [ 1 ] Оно переносило солнце по небу в подземный мир и выступало посредником между различными силами в космосе майя. [ 2 ] Считается эквивалентом ацтекского бога Кетцалькоатля . [ 3 ] и Кукулькана - юкатекских майя . [ 4 ]

Кукумац также ассоциировался с водой, облаками и небом. Вместе с Тепеу, богом молнии и огня, [ 5 ] он считался мифическим предком знати Киче по прямой мужской линии. [ 6 ]

Котуджа, царь киче, основавший город Кумаркадж , носил имя божества в качестве титула и, вероятно, был бывшим жрецом бога. Священники Кукуматца в Кумаркадже, столице Киче, были выходцами из доминирующей династии Кавеков и выполняли функции управляющих в городе.

Этимология

[ редактировать ]

Кукумац (альтернативно Кукумац , Гукумац , Гукумац , Гугумац , Кукумац ) переводится буквально как «змей кетцаль», хотя его часто переводят менее точно как «пернатый змей». [ 7 ] Название происходит от на языке киче слова q'uq , относящегося к великолепному кетцалю Pharomachrus mocinno , ярко окрашенной птице, обитающей в облачных лесах южной Мезоамерики . [ 7 ] Это сочетается со словом кумац «змея». [ 3 ] Вполне вероятно, что божество пернатого змея было заимствовано у ацтеков или майя и смешано с другими божествами, чтобы создать бога Кукумаца, которому поклонялись киче. [ 8 ] Кукумац, возможно, происходил из Мексиканской долины ; некоторые учёные приравняли божество к ацтекскому божеству Эекатлю-Кетцалькоатлю , который также был богом-творцом . [ 9 ] Кукумац, возможно, изначально был тем же богом, что и Тохил Киче , бог солнца , который также имел атрибуты пернатого змея. [ 10 ] но позже они разошлись, и у каждого божества появилось отдельное жречество. [ 11 ]

Символизм

[ редактировать ]
Кук . «блестящий кетцаль» был тесно связан с Кукумацем в верованиях киче

Великолепный самец кетцаля может похвастаться переливающимися сине-зелеными хвостовыми перьями длиной до 1 метра (3,3 фута), которые ценились элитой майя. [ 12 ] Сине-зеленые перья символизировали растительность и небо, оба символа жизни древних майя, а ярко-красные перья на птичьей груди символизировали огонь. [ 12 ] В совокупности эта комбинация придала птице глубокую религиозную символику. [ 3 ] Змея была символом возрождения майя из-за ее привычки сбрасывать кожу, чтобы обнажить под ней более свежую. [ 3 ] Таким образом, Кукумац объединил небесные характеристики кетцаля со змеиными силами змеи подземного мира, дав ему власть над всеми уровнями вселенной майя. [ 3 ] Эти характеристики также указывали на сексуальную двойственность между его мужским аспектом пернатого змея и его женской ассоциацией с водой и ветром. [ 5 ] Эта двойственность позволяла богу служить посредником между мужским богом солнца Тохилом и женской богиней луны Авиликс , роль, которая символизировалась мезоамериканской игрой в мяч . [ 13 ]

В древних горных текстах майя Кукумац прочно ассоциируется с водой, которая, в свою очередь, связана с подземным миром. [ 14 ] Сообщается, что киче верили, что Кукумац был пернатым змеем, который передвигался в воде. [ 15 ] В «Анналах Какчикелей » рассказывается, что группа горных майя называла себя гукумац, потому что, как говорили, их единственным спасением была вода. [ 16 ] были Майя Какчикель тесно связаны с киче, и один из их предков, Гагавитц, как говорят, бросился в озеро Атитлан и превратился в божество, вызвав тем самым шторм на воде, известной сегодня как Хокомил . [ 17 ] [ 18 ]

У киче Кукумац не только появлялся как пернатый змей, он также воплощался в виде орла и ягуара , он также был известен тем, что превращался в лужу крови. [ 19 ] Божество иногда изображалось в виде улитки или раковины и ассоциировалось с флейтой, сделанной из костей. [ 19 ] Кукумац ассоциировался не только с водой, но и с облаками и ветром. [ 20 ]

Солнце и игра с мячом

[ редактировать ]

Кукумац не был прямым эквивалентом мексиканского Кетцалькоатля, он сочетал свои атрибуты с атрибутами классического периода майя Чонтал бога-создателя Ицамны и был двуглавым змеевидным небесным монстром, который нес солнце по небу. [ 21 ] Скульптуры человеческого лица, появляющегося между челюстями змеи, были обычным явлением с конца классического периода до позднего постклассического периода и могут изображать Кукумаца, несущего Хун-Ахпу, юного аватара бога Солнца Тохиля, по небу. [ 22 ] После полудня Кукумац продолжил путь на запад и спустился в подземный мир, неся более старое солнце. [ 23 ] Такие скульптуры использовались в качестве маркеров для мезоамериканской игры в мяч. [ 24 ] Поскольку Кукумац выступал в качестве посредника между Тохилом и Авиликсом и их воплощениями как близнецы-герои майя Хунахпу и Ишбаланке, расположение таких маркеров площадки для игры в мяч на восточной и западной сторонах площадок для игры в мяч, ориентированных с севера на юг, будет представлять Кукуматца, несущего солнце в зенит с помощью восточный маркер несёт в пасти Хунахпу/Тохила, а западный маркер будет представлять собой спуск солнца в подземный мир и будет нести Ишбаланке/Авиликса в челюстях. [ 22 ]

В самом сердце королевства Киче не известны никакие маркеры игры с мячом, и такие исследователи, как Фокс, считают важным то, что эти изображения Кукуматца, несущего солнце, найдены на восточной периферии, обращенной к подземному миру, из-за использования игры с мячом в качестве посредничества. политический конфликт. [ 25 ]

Современная вера

[ редактировать ]

Различные божества пернатых змей оставались популярными в мезоамериканских народных традициях после испанского завоевания, но к 20 веку Кукумац лишь изредка появлялся среди киче. [ 26 ] Хуан де Леон записал традицию, согласно которой Кукумац помогал богу солнца Тохилу в его ежедневном восхождении к зениту. [ 27 ] По словам Де Леона, который, возможно, получил информацию от старейшин Санта-Крус-дель-Киче , пернатый змей схватил Тохиля челюстями и благополучно унес его в небо. [ 28 ]

Пополь Вух

[ редактировать ]

В начале « Пополь Вух » Кукумац изображен плывущим в первозданном море с Тепеу , завернутым в перья кетцаля. [ 29 ] Еще ничего не существовало, только море, покоящееся под небом. [ 29 ] Вскоре Кукумац и Тепеу обсудили создание человека, и между ними было решено поднять землю и создать человечество. [ 1 ] Боги произнесли слово « Земля », и земля образовалась словно из тумана. [ 30 ] Затем они вызвали горы из воды, и горы поднялись по их команде. [ 30 ] Затем среди недавно образовавшихся гор и долин выросли сосновые и кипарисовые леса. [ 31 ] Кукумац был доволен их совместным созданием земли и поблагодарил других присутствовавших богов. [ 31 ] Боги создали животных, таких как олени, птицы, пумы, ягуары и различные виды змей. [ 32 ] Они проинструктировали каждое животное, где ему следует жить. [ 32 ] Затем боги повелели животным воздавать им хвалу и поклоняться им. [ 33 ] Однако животные не могли говорить и просто пищали, болтали и ревели на свой лад. [ 34 ] Кукумац вскоре понял, что их первая попытка создания существ оказалась неудачной, поскольку они не могли воздать им хвалу, и поэтому они приговорили животных жить в лесах и ущельях. [ 35 ] Их животным было приказано жить в дикой природе и позволить их плоти есть тем, кто будет соблюдать дни богов и воздавать им хвалу.

Сначала они сформировали людей из грязи, но в этой форме человек не мог ни двигаться, ни говорить и быстро растворился в небытии. Позже они создали людей из резного дерева, которых Хуракан уничтожил, поскольку деревянные манекены были несовершенны, бесчувственны и не воздавали хвалы богам. Выживших затем превратили в обезьян и приговорили к жизни в дикой природе. Кукумац и Тепеу, наконец, добились успеха в своем творении, создав людей из кукурузы . [ 36 ] Здесь были сформированы первые люди: Балам Агаб, Балам Кице, Ики Балам, Махуката. Их взгляд был далеко, и они все поняли.

В Пополь Вух также упоминается исторический правитель Киче, который носил имя или титул божества, вероятно, потому, что он черпал часть своей силы от бога. [ 37 ] Этот титул «Пернатый змей» был важным титулом, используемым для исторических деятелей в других частях Мезоамерики. [ 38 ] личное имя этого царя, вероятно, было Котуджа. [ 39 ] Этот человек, вероятно, был Адж Кукумацем , или священником Кукумаца, до того, как стал Аджпопом ( королем). [ 40 ] Говорят, что этот король заново основал столицу киче в Кумаркадже. [ 38 ]

Храм и священство в Кумаркадже

[ редактировать ]
Руины Кумаркаджа. Храм Кукумац когда-то стоял между храмом Тохила (башня в центре слева) и храмом Авиликса (сзади). Площадка для игры в мяч находится на переднем плане.

В столице Киче, Кумаркадже, храм Кукумаца состоял из круглого храма в честь божества и дворца в честь рода Кавек, правящей династии города. [ 41 ] Единственный след храма сейчас — это круглый отпечаток на поверхности главной площади города. [ 27 ] Храм располагался непосредственно между храмами важных божеств киче, Тохиля и Авиликса, немного севернее центральной оси храма Тохила и немного южнее оси храма Авиликса, повторяя роль Кукумаца как посредника между двумя божества. [ 5 ] [ 42 ] Судя по следам, оставленным на площади, очевидно, что храм представлял собой круглую стену диаметром 6 метров (20 футов), огибающую круглую платформу, с круглым проходом шириной 1 метр (3,3 фута) между ними. [ 27 ] Вся конструкция, вероятно, когда-то поддерживала крышу, а на восточной и западной сторонах храма были небольшие каменные платформы, каждая шириной около 1 метра (3,3 фута). [ 27 ] Храм Кукумаца, должно быть, был полностью разобран очень скоро после испанского завоевания, поскольку он не упоминается никем из посетителей колониальной эпохи, а на ранних рисунках этого места видна только растительность на том месте, где когда-то стоял храм. [ 27 ] Традиция строительства круглых храмов, посвященных божеству Пернатого Змея, была древней в мезоамериканском культурном регионе. [ 28 ]

Жрецы Кукумаца происходили из важной линии правящей династии Кавеков, и это, вероятно, было источником власти и престижа для Кавеков. [ 43 ] Священников звали Адж Кукумац , что означает «он из Кукумаца». [ 44 ] Жрецы Кукумаца и Тепеу, его партнера по мифу о творении Киче (Адж Кукумац и Тепев Яки ), также служили управляющими в Кумаркадже и отвечали за получение и охрану любых выплат дани и добычи, которые были возвращены в город. [ 45 ] Хотя священники Киче, как правило, имели более низкий ранг, чем светские чиновники, священники линий Кавеков были исключением, и в их число входили священники Кукумаца, Тепеу и Тохила. [ 46 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Маккалистер 2008 , стр. 1–2.
  2. ^ Фокс 2008 , стр. 60, 121, 249; Фокс 1991 , стр. 220–221, 235.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Кристенсон 2007 , с. 53.
  4. ^ Ресинос, Гетц и Морли 1954 , стр. 45–36.
  5. ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а , с. 279.
  6. ^ Кармак 2001b , с. 76.
  7. ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 52.
  8. ^ Рид и Гонсалес 2000 , с. 191.
  9. ^ Кармак (2001a) , с. 55.
  10. ^ Фокс 2008 , с. 60.
  11. ^ Орельяна 1981 , с. 159.
  12. ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , стр. 52–53.
  13. ^ Кармак 2001a , с. 279; Фокс 2008 , с. 249; Фокс 1991 , с. 221.
  14. ^ Кристенсон 2007 , с. 59, нет. 54; Ресинос 1998 , с. 51, нет. 62.
  15. ^ Кристенсон 2007 , с. 59, н. 54.
  16. ^ Кристенсон 2007 , с. 59, нет. 54; Ресинос 1998 , с. 51.
  17. ^ Кристенсон 2007 , с. 59, нет. 54; Ресинос 1998 , с. 64.
  18. ^ Перес 2018 .
  19. ^ Jump up to: а б Рид и Гонсалес 2000 , стр. 190–191.
  20. ^ Кармак 2001a , стр. 260, 279.
  21. ^ Фокс 2008 , стр. 60, 121; Фокс 1991 , стр. 220–221.
  22. ^ Jump up to: а б Фокс 2008 , стр. 60, 249.
  23. ^ Фокс 1991 , с. 235.
  24. ^ Фокс 2008 , с. 249.
  25. ^ Фокс 2008 , стр. 248–249; Фокс 1991 , стр. 234–235.
  26. ^ Рид и Гонсалес 2000 , с. 182.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Кармак 2001а , с. 364.
  28. ^ Jump up to: а б Кармак 2001а , с. 365.
  29. ^ Jump up to: а б Лурманн 1984 , с. 336.
  30. ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 61.
  31. ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 62.
  32. ^ Jump up to: а б Кристенсон 2007 , с. 63.
  33. ^ Кристенсон 2007 , стр. 64–65.
  34. ^ Кристенсон 2007 , с. 65.
  35. ^ Ресинос, Гетц и Морли 1954 , с. 41.
  36. ^ Миллер и Таубе 2003 , с. 69.
  37. ^ Рид и Гонсалес 2000 , с. 191; Кармак 2001b , с. 181.
  38. ^ Jump up to: а б Кармак 2001b , с. 178.
  39. ^ Кармак 2001b , с. 183.
  40. ^ Кармак 2001b , стр. 181, 183.
  41. ^ Коу 1999 , с. 190; Келли 1996 , с. 200.
  42. ^ Кармак 2001a , с. 364.
  43. ^ Кармак 2001a , с. 366.
  44. ^ Кристенсон 2007 , с. 254, н. 742.
  45. ^ Кармак 2001a , стр. 208, 311.
  46. ^ Кармак 2001a , с. 208.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f83be67d3d43d9f79ce20192b0057b2__1706248140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/b2/8f83be67d3d43d9f79ce20192b0057b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qʼuqʼumatz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)