Вымышленное родство
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
Социальная антропология Культурная антропология |
Фиктивное родство — это термин, используемый антропологами и этнографами для описания форм родства или социальных связей, которые не основаны ни на кровнородственных (кровных узах), ни на родственных («по браку») связях. Это контрастирует с настоящими родственными связями.
В той степени, в которой родственные и родственные связи можно считать реальными или истинными родственными отношениями, термин «фиктивное родство» в прошлом использовался для обозначения тех родственных связей, которые являются вымышленными в смысле нереальных . Таким образом, обращение к этой концепции как к межкультурной значимой антропологической категории основано на предположении, что обратная категория «(истинного) родства», построенная вокруг кровного родства и близости, аналогичным образом применима кросс-культурно. Использование этого термина было обычным явлением до середины-конца двадцатого века, когда антропология эффективно деконструировала и пересмотрела многие концепции и категории, связанные с изучением родства и социальных связей. В частности, антропологи установили, что кровное родство не является универсальным для всех культур и, напротив, оно может быть культурно-специфичным символом родства только в определенных культурах (см. статьи о родстве и книгу Дэвида М. Шнайдера о родстве). подробнее об истории изучения родства).
Исходя из ранних связей антропологии с юридическими исследованиями, термин «фиктивное родство» также может использоваться в юридическом смысле, и это использование продолжается в обществах, где эти категории и определения родства и социальных связей имеют юридическое значение; например, в вопросах наследования.
В рамках упомянутой выше деконструкции родства антропологи теперь признают, что — в межкультурном плане — виды социальных связей и отношений, которые раньше рассматривались как «родство», часто не основаны на кровных или брачных узах, а скорее могут быть на основе совместного проживания, общих экономических связей, воспитания родства или знакомства посредством других форм взаимодействия.
В социологии семьи эта идея называется избранным родственником , фиктивным родственником или добровольным родственником . Социологи определяют это понятие как форму членов расширенной семьи, не связанных ни кровью, ни браком. Узы, допускающие избранное родство, могут включать религиозные ритуалы, тесные дружеские связи, [1] или другие важные взаимные социальные или экономические отношения. [2] Примерами избранных родственников являются крестные родители , усыновленные дети и близкие друзья семьи. [3] : 31–32 Идея фиктивных родственников использовалась для анализа старения. [4] иностранные боевики, [5] иммигрантские сообщества, [1] и меньшинства [6] [7] в современных обществах. Некоторые исследователи утверждают, что сверстники могут создавать фиктивные родственные сети. [8]
Примеры
[ редактировать ]Типы отношений, которые антропологи часто называют фиктивным родством , включают компадрацго отношения , приемную семью , общее членство в однолинейной группе происхождения и законное усыновление . Известной традицией Гурунг является институт «Роди», где подростки формируют фиктивные родственные узы и становятся членами Роди для общения, выполнения общественных задач и поиска партнеров по браку. В западной культуре человек может называть близких друзей своих родителей «тетей» или «дядей» (а своих детей — «двоюродным братом») или может называть близких друзей «братом» или «сестрой», хотя это это всего лишь вежливое обращение и не представляет собой фактическую оценку как таковую. В частности, студенческие братства и женские клубы в некоторых североамериканских культурах обычно используют слова «брат» и «сестра» для обозначения членов организации. Монастырские, масонские и ложиные организации также используют термин «Брат» для обозначения своих членов. «Сестра-медсестра» используется для обозначения звания медсестры, а термин «Сестричество» может использоваться для феминисток. Фиктивное родство обсуждалось Дженни Уайт в ее работе о трудящихся-мигрантах в США. Стамбул . [9] В своей работе она опирается на идеи производства и того, что женщины, с которыми она работает, объединены «паутиной долга», через которую женщины относятся друг к другу как к родственникам. Однако эти отношения встречаются реже, чем родственные отношения, и служат целям, которые не сравнимы с естественной семьей и не исключают ее .
- Компадрасго — это форма вымышленного родства, уходящая корнями в историю Центральной Мексики на протяжении многих лет. Компадрацго, буквально означающий «совместное родительство», представляет собой термин, описывающий совокупность отношений между ребенком, его родителями и их крестными родителями. Была выдвинута гипотеза, что эти отношения возникли после испанского завоевания в 1521 году, чтобы помочь справиться со стрессовыми ситуациями. [10] Эти фиктивные родственные связи все еще существуют в современных мексиканских обществах и устанавливаются путем оказания той или иной помощи на протяжении всей жизни ребенка. [11] Крестные родители редко становятся более важными, чем родители, тем более в неэкономической сфере.
- У мальчиков и мужчин во многих обществах есть обычаи «кровного братства», согласно которым два неродственных человека объявляются братьями. Пожалуй, самые известные подобные отношения в англоязычной литературе - между персонажами Томом Сойером и Гекльберри Финном в романе 1876 года «Приключения Тома Сойера» американского писателя Марка Твена в письменном соглашении, ритуально подписанном кровью сторон и считающемся имеют сверхъестественные последствия. Монгольский каган-император Чингис был анда своему коллеге-аристократу и политическому сопернику Джамухе , хотя соперничество закончилось казнью последнего. Некоторые китаеведы Клятву смертных в Персиковом саду» в « Романе о трёх королевствах» , одном из четырёх классических китайских романов считают примером кровного братства « , хотя с китайской точки зрения это sui Generis . [ нужна ссылка ]
- Иммигранты без документов также продемонстрировали фиктивные родственные связи. Известно, что нелегальные работники ресторанов образуют псевдосемьи, в которых они сотрудничают в жизненных и рабочих ситуациях. [12] Эти отношения приносят пользу работникам, создавая систему поддержки, которая в противном случае была бы недоступна для тех, кто живет вдали от дома. Однако эти связи в строгом смысле слова фиктивны и ничего не значат для людей под такими притворствами. [ нужна ссылка ]
- Некоторые фиктивные родственные связи были обнаружены в Израиле в связи с трансплантацией органов . Больничные комитеты формируются для оценки того, было ли донорство органов от настоящего члена семьи или друга. [13] Чтобы получить трансплантацию органов, некоторые люди вынуждены искать незнакомцев и платить им компенсацию за процедуру. Однако отношения между донором и реципиентом должны быть придуманы как семейные отношения, чтобы пройти через больничный комитет. В этом случае фиктивное родство создается заведомо обеим сторонам для достижения своих целей и носит мутуалистический характер.
- Усыновление и приемная семья всегда относились к категории фиктивного родства (в тех случаях, когда ребенок не имеет генетического родства с опекунами). К детям обычно относятся как к биологическим родственникам усыновителей, и они получают много родительского внимания, несмотря на отсутствие семейных связей. Эту точку зрения критикуют некоторые, утверждающие, что представления о родстве не всегда основаны на биологических детерминантах. [14]
- Вооруженные силы Соединенных Штатов также были средством пропаганды фиктивного родства, например, чувства братства, которое испытывают солдаты. Фиктивное родство выявлено и среди супругов военнослужащих и женщин. [15] Эти отношения могут способствовать установлению тесных связей, которые полезны в трудные времена.
- В других случаях отношения могут со стороны казаться фиктивными родственными отношениями, но на самом деле эта видимость является всего лишь результатом терминологии родства. Жители деревни Шанти Нагар в Северной Индии относятся ко всем, даже к незнакомцам, по-семейному. [16] Мужчина обращался к другому мужчине того же возраста как «брат», а к пожилому мужчине - как «дядя». Хотя эти термины, используемые при обращении друг к другу, кажутся указывающими на фиктивное родство, на самом деле они не предполагают существования ритуальных родственных отношений. [17]
Критика
[ редактировать ]В последнее время многие антропологи отказались от различия между «реальным» и «фиктивным» родственником, поскольку многие культуры не основывают свое представление о родстве на генеалогических отношениях. Наиболее убедительно это утверждал Дэвид М. Шнайдер в своей книге 1984 года «Критика изучения родства» . [18] В ответ на это понимание Джанет Карстен разработала идею « родства ». Свои первоначальные идеи она развила в ходе исследований с малайцами , изучая социализированное и биологическое. Здесь она использует идею родства, чтобы отойти от заранее созданной аналитической оппозиции, которая существует в антропологической мысли между биологическим и социальным. [19] Карстен утверждал, что родство следует описывать с точки зрения утверждений и обычаев коренных народов, некоторые из которых выходят за рамки того, что антропологи традиционно понимают под родством. [20]
Однако это не означает, что человеческие отношения, не связанные с родством, например, в ситуациях «око за око» , даже в рамках дружеских отношений, более важны, чем родственные отношения, поскольку их мотивация также связана с выживанием и сохранением человека, или что люди обязательно привязаны к культуре, в которую они вовлечены, и это нельзя обобщать до такой степени, что все люди всегда недооценивают родство в отсутствие заботы. В таких случаях привязанность к другим — это не культурный акт, а акт выживания. Герберт Гинтис в своей рецензии на книгу « Секс на рассвете » критикует идею о том, что мужчины не заботятся о происхождении, «что делает нас непохожими ни на один другой вид, о котором я могу думать». [21] Таких особей можно рассматривать исходя из естественной тенденции живых существ к выживанию через потомство.
В ответ на аналогичную модель, выдвинутую Э.О. Уилсоном , Университета Райса из Дэвид Квеллер сказал, что такая новая модель «предполагает и, как я подозреваю, требует, близкое родство». [22] Теория также упускает из виду феномены выживания, не принадлежащие к родству или неблизкие родственники, такие как тот, который можно увидеть в трайбализме или этническом национализме .
Исследование показало, что люди примерно так же генетически эквивалентны своим друзьям, как и своим четверородным братьям. [23]
Использование в социобиологии
[ редактировать ]В биологических науках и науках о поведении животных термин «родство» имеет значение, отличное от нынешнего антропологического использования этого термина, и больше общего с прежним антропологическим использованием, которое предполагало, что кровные узы онтологически предшествуют социальным связям. В этих науках термин «родство» обычно используется как сокращение от «коэффициента регрессии (генетического) родства», который представляет собой показатель, обозначающий долю общего генетического материала между любыми двумя людьми относительно средней степени генетической изменчивости в популяции. находится на стадии изучения. Этот коэффициент связи является важным компонентом теории инклюзивной приспособленности , трактовки эволюционного селективного давления на возникновение определенных форм социального поведения. Как ни странно, инклюзивная теория приспособленности более широко известна благодаря своей более узкой форме — теории родственного отбора , название которой явно перекликается с прежними концепциями «родства» в антропологии.
В то время как теория инклюзивной приспособленности, таким образом, описывает одно из необходимых условий для эволюционного возникновения социального поведения, детали ближайших условий, опосредующих выражение социальных связей и сотрудничества, менее исследованы в социобиологии. В частности, вопрос о том, обязательно ли наличие генетического родства (или «кровных уз») для выражения социальных связей и сотрудничества, был источником большой путаницы, отчасти из-за мысленных экспериментов в У. Д. Гамильтона ранних теоретических исследованиях . Помимо изложения деталей давления эволюционного отбора, Гамильтон примерно обрисовал два возможных механизма, с помощью которых может быть опосредовано выражение социального поведения:
Таким образом, очевидно селективное преимущество, которое в правильном смысле ставит поведение в зависимость от распознавания факторов, которые коррелируют с отношениями рассматриваемого индивида. Например, может случиться так, что в отношении определенного социального действия, совершаемого по отношению к соседям без разбора, индивид только-только достигает уровня безубыточности с точки зрения инклюзивной приспособленности. Если бы он мог научиться распознавать тех из своих соседей, которые действительно были близкими родственниками, и мог бы посвятить свои благотворные действия только им, то преимущество инклюзивной приспособленности сразу же появилось бы. Таким образом, мутация, вызывающая такое дискриминационное поведение, сама по себе приносит пользу инклюзивной приспособленности и будет отобрана. Фактически, индивидууму, возможно, не потребуется проводить какую-либо столь изощренную дискриминацию, как мы предлагаем здесь; разница в щедрости его поведения в зависимости от того, произошли ли ситуации, вызвавшие ее, вблизи или вдали от его собственного дома, могла бы привести к преимуществу аналогичного рода. [24]
Традиционная социобиология не принимала во внимание расходящиеся последствия между этими основными возможностями выражения социального поведения, а вместо этого предполагала, что это выражение действует по принципу «узнавания», в соответствии с которым люди поведенчески настроены различать, какие другие являются их истинными генетическими родственниками, и взаимодействовать с ними. в кооперативном поведении с ними. Но когда самовыражение становится в первую очередь основанным на местоположении или контексте — в зависимости от конкретной демографии и истории общества — социальные связи и сотрудничество могут совпадать, а могут и не совпадать с кровными узами. Отзывы [25] Исследования млекопитающих, приматов и человека показывают, что выражение социального поведения у этих видов в первую очередь зависит от местоположения и контекста (см. воспитание родства ), а примеры того, что раньше называлось «фиктивным родством», легко понять в эта перспектива. Социальное сотрудничество, однако, не означает, что люди видят друг в друге семью или родственников, а также то, что люди будут ценить тех, кто, как известно, не связан с ними родством, больше, чем тех, кто связан родством или просто пренебрегает им.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эбо, Хелен Роуз и Мэри Карри. «Фиктивные родственники как социальный капитал в новых иммигрантских сообществах». Социологические перспективы 43 , вып. 2 (2000): 189–209.
- ^ Фордхэм, Сигнития. «Бессонность как фактор школьного успеха чернокожих учеников: прагматичная стратегия или пиррова победа?». Гарвардский обзор образования 58 , вып. 1 (1988): 54-85.
- ^ Чиабаттари, Тереза. Социология семьи: изменения, преемственность и разнообразие . Публикации SAGE. 2016.
- ^ Мак Рэй, Хейзел. «Фиктивный родственник как компонент социальных сетей пожилых людей». Исследования старения 14 , вып. 2 (1992): 226-247.
- ^ Сервин Мур (2015) Иностранные тела: транснациональный активизм, повстанческое движение на Северном Кавказе и за его пределами, терроризм и политическое насилие, том 27, № 3, 395-415
- ^ Либоу, Эллиот. Уголок Тэлли: исследование негритянских уличных мужчин . Роуман и Литтлфилд, 2003.
- ^ Стэк, Кэрол Б. Вся наша родня. Основные книги, 1975.
- ^ Тирни, Уильям Г. и Кристан М. Венегас. «Фиктивное родство и социальный капитал — роль групп сверстников в подаче заявления и оплате обучения в колледже». Американский учёный-бихевиорист 49 , вып. 12 (2006): 1687–1702.
- ^ Уайт, Деньги делают нас родственниками .
- ^ Хорстман, Компадрацго и адаптация в Центральной Мексике шестнадцатого века
- ^ Карлос, Вымышленное родство и модернизация в Мексике: сравнительный анализ.
- ^ Ким, «Мамина семья»: вымышленное родство и нелегальные иммигранты, работающие в ресторанах.
- ^ Джейкоб, Распутывание фиктивного родства и судебный процесс.
- ^ Хауэлл, Усыновление неродственного ребенка: некоторые проблемы антропологического исследования родства
- ^ Фрезе, Антропология и вооруженные силы США: достижение совершеннолетия в двадцать первом веке.
- ^ Фрид, Вымышленное родство в деревне на севере Индии.
- ^ Ватук, Справка, адрес и фиктивное родство в городах Северной Индии.
- ^ Шнайдер, Критика изучения родства
- ^ Карстен, Сущность родства и жар очага; Питание, индивидуальность и родство малайцев на Пулау Лангкави .
- ^ Карстен, Культуры родства .
- ^ Гинтис, Герберт. «Многое из этого верно, но помните: это не означает должного» . Amazon.com . Проверено 6 августа 2014 г.
- ^ Брэндон Кейм (26 августа 2010 г.). «Э.О. Уилсон предлагает новую теорию социальной эволюции» . Wired.com .
- ^ https://time.com/2982660/study-friends-dna/
- ^ Гамильтон, Уильям Д. (1964) Генетическая эволюция социального поведения . Журнал теоретической биологии 7:1-52. Перепечатано в 1996 году. Узкие дороги Генной Земли. Том. 1. Оксфорд: WH Freeman.
- ^ Голландия, Максимилиан. (2012) Социальные связи и воспитательное родство: совместимость культурных и биологических подходов . Северный Чарльстон: Createspace Press.
Библиография
[ редактировать ]- Карстен, Джанет, изд. (2000). Культуры родства: новые подходы к изучению родства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-65627-3 .
- Карстен, Джанет (май 1995 г.). «Сущность родства и жар очага: питание, личность и родство среди малайцев в Пулау Лангкави». Американский этнолог . 22 (2): 223–241. дои : 10.1525/ae.1995.22.2.02a00010 . JSTOR 646700 .
- Шнайдер, Дэвид М. (1984). Критика изучения родства . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. OCLC 10605668 .
- Уайт, Дженни Б. (2004). Деньги делают нас родственниками: женский труд в городах Турции (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-203-24042-1 .