Теребинтус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Теребинтус (также Теребинтус Турбо [ 1 ] ) был предполагаемым учеником Скифана , [ 2 ] в течение 1-2 веков нашей эры, согласно трудам христианского писателя и антиманихейского полемиста Кирилла Иерусалимского , и упоминается ранее в анонимно написанной критической биографии Мани, известной как Acta Archelai .
Биография
[ редактировать ]Согласно антиманихейским сочинениям Кирилла и другой православной полемике, Теребинф отправился в Иудею , а затем вернулся в Сирию Палестину («став там известным и осужденным») и в конце концов поселился в Вавилонии . Говорят также, что он привез с собой книги Скифиана, которые после смерти подарил своему жильцу, вдове с рабом по имени Кубрик, который позже изменил свое имя на Мани . Мани якобы изучал книги, которые тем самым стали источником манихейского учения . [ 3 ] [ а ]
23. Но Теребинф, его ученик в этом злостном заблуждении, унаследовал его деньги, книги и ересь, и пришел в Палестину, и, став известным и осужденным в Иудее, он решил уйти в Персию; но чтобы его и там не узнавали по имени, он изменил свое имя. он и называл себя Буддой. Однако и там он нашел противников в лице жрецов Митры: и, будучи побежден в обсуждении многих доводов и споров и, наконец, сильно прижатый, он укрылся у одной вдовы. Затем, взойдя на кровлю и призвав демонов воздуха, которых манихеи и по сей день призывают во время своей отвратительной церемонии с смоквой, он был поражен Богом, сброшен с кровли и скончался. второй зверь был отсечен.
— Кирилл Иерусалимский
Эту историю также можно найти в Acta Archelai , антиманихейском писании, написанном на сирийском языке , которое приписывается писателю конца IV века нашей эры Гегемонию . [ 4 ] Эта история снова повторяется в Lexicon Suidae (X век) в статье, посвященной Мани. Согласно Лексикону, книги назывались: Mysterium, Evangelium, Thesaurum и Capitum (что означает «Тайна», «Евангелие», «Сокровищница» и « Книга глав» соответственно). [ 5 ]
Однако, по мнению А. А. Бевана, этот рассказ «не претендует на звание исторического». [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Святитель Кирилл Иерусалимский:
- «22. Был в Египте некий Скиф , сарацин по происхождению, не имевший ничего общего ни с иудаизмом, ни с христианством. Этот человек, живший в Александрии и подражавший жизни Аристотеля , составил четыре книги, одна из которых называлась Евангелием, которое имело не деяния Христа, а только имя, и еще одна книга, называемая Главами, и третья Тайн, и четвертая, которую они распространяют сейчас, - Сокровище. У этого человека был ученик по имени Теревинф. когда Скиф задумал прийти в Иудею и опустошить землю, Господь поразил его смертельной болезнью и остановил мор.
- 23. Но Теревинф, его ученик в этом злом заблуждении, унаследовал его деньги, книги и ересь, и пришел в Палестину, и, получив известность и осуждение в Иудее, он решил перейти в Персию, чтобы и там его не узнали по его имени. он изменил его и назвал себя Буддой. Однако и там он нашел противников в лице жрецов Митры: и, будучи побежден в обсуждении многих доводов и споров и, наконец, сильно прижатый, он укрылся у одной вдовы. Затем, поднявшись на кровлю и призвав демонов воздуха, которых манихеи и по сей день призывают во время своей отвратительной церемонии с смоквой, он был поражен Богом, сброшен с кровли и скончался. второй зверь был отсечен.
- 24. Однако книги, в которых были записаны его нечестия, остались; и эти деньги, и его деньги достались вдове по наследству. И не имея ни родственника, ни другого друга, она решила купить на эти деньги мальчика по имени Кубрик: его она усыновила и воспитала как сына, обучая персов, и таким образом заточила злое оружие против человечества. Итак, Кубрик, подлый раб, вырос среди философов и после смерти вдовы унаследовал и книги, и деньги. Затем, чтобы имя рабства не было упреком, вместо Кубрика он назвал себя Манесом, что на персидском языке означает беседу. Поскольку он считал себя чем-то вроде спорщика, он называл себя Манесом, как бы превосходным мастером речи. Но хотя он и выдумал себе почетный титул на языке персов, однако промысл Божий заставил его сделаться самообвинителем даже против его воли, чтобы, думая прославить себя в Персии, он мог заявить о себе среди Греков по имени маньяк».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ написан Тербонен в Кодексе Казиненсис, но Тербинкон, Тербинтум или Тербинтум у Кирилла Иерусалимского (Катехизис, 6) и других. Также Теревент и Терибеней (Кодекс Рег. Алекс. Ват.)
- ^ Роулинсон (1916) .
- ^ Св. Кирилл Иерусалимский, Катехизические лекции , Лекция шестая. Что касается единства Бога в статье, я верю в единого Бога. Также о ересях., Главы 22-24, с.170 [1]
- ^ Лаут, Эндрю, Святой Иоанн Дамаскин: традиция и оригинальность в византийском богословии , Oxford University Press, Оксфорд, 2002, стр.70; Брелоер Бернардус – Бёмер Франциск (ред.), и латинские коллекции под редакцией Карола Клемена , под редакцией Чарльза Клемента), 1939, стр. 175-176. Sources of Religion Indicarum, Sources of Religion Ex Auctoribus, греческие
- ^ Бернхарди Годофредус (редактор), Suidae Lexicon Graece et Latine , Haliset Brunsvigae 1853, стр. 684-686. Оригинальный текст этой записи доступен в Интернете с переводом и комментариями: [2]
- ^ Беван (1930) .
Библиография
[ редактировать ]- Беван, А.А. (1930). "Манихейство". Энциклопедия религии и этики . Редкие мистические отпечатки. Том. 8. Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-3666-3 .
- Роулинсон, Х.Г. (1916). Сношения между Индией и западным миром с древнейших времен до падения Рима . Университетское издательство.