Теософия и литература
По мнению некоторых литературоведов и религиоведов , современная теософия оказала определенное влияние на современную литературу . [ 1 ] [ 2 ] особенно в таких жанрах фантастики, как фэнтези и научная фантастика . [ 3 ] [ 4 ] Исследователи утверждают, что теософия оказала значительное влияние на ирландский литературный ренессанс конца 19 — начала 20 веков, особенно на таких деятелей, как У. Б. Йейтс и Г. У. Рассел . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Классические писатели и теософы
[ редактировать ]
Достоевский
[ редактировать ]В ноябре 1881 года Елена Блаватская , главный редактор журнала «Теософ» , начала публиковать свой перевод на английский язык « Великого инквизитора » из пятой книги пятой главы Федора Достоевского романа «Братья Карамазовы» . [ 8 ] [ примечание 1 ] [ примечание 2 ]
В небольшом комментарии, предшествовавшем началу публикации, она пояснила, что несколько месяцев назад умер «великий русский писатель» Достоевский, сделав «знаменитый» роман «Братья Карамазовы» своим последним произведением. Она охарактеризовала этот отрывок как «сатиру» на современное богословие в целом и на Римско-католическую церковь в частности. По описанию Блаватской, «Великий инквизитор» представляет Второе пришествие Христа , происходящее в Испании во времена инквизиции . Христос немедленно арестован Великим Инквизитором как еретик . Легенда, или «поэма», создана персонажем Иваном Карамазовым , материалистом и атеистом, который рассказывает ее своему младшему брату Алеше , незрелому христианскому мистику ». [ 10 ] [ примечание 3 ]
По мнению Брендана Френча, исследователя эзотерики, «очень важно», что [ровно через 8 лет после публикации «Великого инквизитора»] Блаватская объявила Достоевского «писателем-теософом». [ 12 ] В своей статье о приближении новой эпохи в обществе и литературе под названием «Приливная волна» она написала:
«[Корень зла, следовательно, лежит в моральной, а не в физической причине.] Если спросить, что же тогда поможет, мы смело ответим: – Теософская литература; торопясь добавить, что под этим термином не подразумеваются ни книги, посвященные речь идет не об адептах и явлениях , ни о публикациях Теософского общества ... Что сейчас нужно европейскому миру, так это дюжина писателей, таких как Достоевский, русский писатель... Именно такие писатели нужны в наш день пробуждения; авторы пишут ради богатства или славы, а бесстрашные апостолы живого Слова Истины, нравственные целители гнойничковых язв нашего века... Чтобы писать романы с моральным смыслом, достаточно глубоким, чтобы взбудоражить общество, требуется литературный талант и прирожденный теософ. как и Достоевский». [ 13 ] [ 14 ]
Толстой
[ редактировать ]

Когда Лев Толстой работал над книгой «Мысли мудрых людей на каждый день», [ 15 ] он пользовался журналом Теософского общества Германии Theosophischer Wegweiser . Он извлек восемь афоризмов индийского мудреца Рамакришны , восемь из «Голоса безмолвия». [ 16 ] Блаватской и одного из коллег-теософов Франца Гартмана из номеров 1902 и 1903 годов и перевел их на русский язык. [ 17 ] В библиотеке Толстого имелось английское издание «Голоса безмолвия» , подаренное ему автором. [ 18 ] [ примечание 4 ]
В ноябре 1889 года Блаватская опубликовала собственный английский перевод сказки Толстого «Как чертенок свой буханку выкупил, или Первый винокуренный завод». [ 20 ] которое сопровождалось небольшим предисловием об особенностях перевода с русского языка. Называя Толстого «величайшим романистом и мистиком современной России», она писала, что все его лучшие произведения уже переведены, но внимательный русский читатель не обнаружит «народного национального духа», которым пронизаны все оригинальные рассказы и сказочные произведения. сказки, в любом из этих переводов. Несмотря на то, что они полны «народной мистики», а некоторые из них «очаровательны», их труднее всего перевести на иностранный язык. Она заключила: «Ни один иностранный переводчик, каким бы способным он ни был, если он не родился и не вырос в России и не знаком с русской крестьянской жизнью, не сможет воздать им должное или даже передать читателю их полный смысл благодаря их абсолютно национальному идиоматическому языку. ." [ 21 ]
В сентябре 1890 года Блаватская опубликовала философа Рафаэля фон Кёбера статью в своем журнале «Люцифер» «Лев Толстой и его нецерковное христианство» . [ 22 ] Профессор фон Кёбер кратко описал заслуги Толстого как великого мастера художественного языка, но основное внимание в статье было уделено поискам Толстым ответов на религиозно-философские вопросы. Автор приходит к выводу, что «философия жизни» Толстого по своей основе тождественна теософии. [ 23 ]
Теософ Чарльз Джонстон , президент нью-йоркского отделения Ирландского литературного общества , [ 24 ] Джонстон побывал в России и встретился с Толстым. В марте 1899 года Джонстон опубликовал книгу «Как пишет граф Толстой?». [ 25 ] в американском журнале The Arena . В ноябре 1904 года Рудольф Штайнер прочитал в Берлине лекцию «Теософия и Толстой». [ 26 ] где обсуждал романы «Война и мир» , «Анна Каренина» , повесть « Смерть Ивана Ильича» , философскую книгу « О жизни» (1886–87). [ 27 ]
Йейтс
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Поэма У. Б. Йейтса | |
![]() |

Йейтс заинтересовался теософией в 1884 году, после прочтения «Эзотерического буддизма» Альфреда Перси Синнетта . Экземпляр книги прислала ему его тетя Изабелла Варли. Вместе со своими друзьями Джордж Рассел [ 35 ] [ примечание 7 ] и Чарльз Джонстон, [ 33 ] он основал Дублинское герметическое общество, которое позже стало ирландской секцией Теософского общества. [ 37 ] Согласно Энциклопедии оккультизма и парапсихологии (ЭОП), склонность Йейтса к мистицизму была «стимулирована» религиозной философией Теософского общества. [ 38 ]
В 1887 году семья Йейтса переехала в Лондон, где его друг Джонстон познакомил его с Блаватской. [ 39 ] Внешним своим видом она напоминала ему «старую ирландскую крестьянку». Он вспоминал ее массивную фигуру, постоянное курение сигарет и непрерывную работу за письменным столом, которую, как он утверждал, «она делала по двенадцать часов в день». Он уважал ее «чувство юмора, ее неприязнь к формализму, ее абстрактный идеализм и ее яркую, страстную натуру». В конце 1887 года она официально основала Ложу Блаватской Теософского общества в Лондоне. Йейтс вступил в Эзотерическую секцию Ложи в декабре 1888 года и стал членом «Комитета по регистрации оккультных исследований» в декабре 1889 года. В августе 1890 года, к его великому сожалению, он был исключен из Общества за проведение оккультных экспериментов, запрещенных Теософы. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Согласно Энциклопедии фэнтези (EF), Йейтс много писал о мистике и магии. [ 43 ] В 1889 году он опубликовал статью «Ирландские феи, привидения, ведьмы и т. д.». [ 44 ] [ 41 ] - в журнале Блаватской и еще один в 1914 году - «Ведьмы и волшебники и ирландский фольклор». [ 45 ] Литературовед Ричард Эллманн писал о нем:
«Йейтс нашел в оккультизме и в мистицизме в целом точку зрения, которая имела то достоинство, что противоречила общепринятым убеждениям... Он хотел получить доказательства того, что экспериментальная наука ограничена в своих результатах в эпоху, когда наука делала экстравагантные заявления; он хотел доказать, что идеальный мир существует, в эпоху, которая довольно самодовольно относилась к преимуществам действительности, он хотел показать, что нынешняя вера в разум и логику игнорирует гораздо более важную человеческую способность — воображение». [ 46 ] [ 47 ]
Поэзия и мистика
[ редактировать ]По словам Гертруды Марвин Уильямс , британский поэт Альфред Теннисон читал «мистическую поэму » Блаватской «Голос Безмолвия ». в последние дни своей жизни [ 48 ] [ 49 ]
В своей статье о Блаватской профессор Рассел Гольдфарб [ примечание 8 ] упоминает лекцию американского психолога и философа Уильяма Джеймса , в которой он сказал, что «мистическая истина лучше всего выражается в виде музыкальной композиции, а не в виде концептуальной речи». [ 51 ] В качестве доказательства Джеймс привел этот отрывок из «Голоса безмолвия» в своей книге «Разнообразие религиозного опыта» :
«Тот, кто услышит голос Нады , «Беззвучный Звук»,
и постичь это, он должен познать природу Дхараны ...
Когда самому себе его форма кажется нереальной,
как и при пробуждении все формы, которые он видит во сне;
когда он перестанет слышать многих, он сможет различить
Единое — внутренний звук , убивающий внешний...
Ибо тогда душа услышит и запомнит.
И тогда внутреннее ухо заговорит
Голос Тишины ...
И теперь твое Я потеряно в Я ,
себя к Себе , слившийся в
то Я , из которого ты впервые излучился...
Вот! ты стал Светом, ты стал Звуком,
Ты — твой Учитель и твой Бог.
Ты Сам являешься объектом своего поиска;
Голос непрерывен, что звучит в вечности,
освобожден от перемен, от греха освобожден,
семь звуков в одном,
Голос Тишины .
Мужчина папа Сб. "
По мнению буддийского писателя Денниса Лингвуда , автор «Голоса молчания» (сокращенно VS) «стремится больше вдохновлять, чем наставлять, обращается к сердцу, а не к голове». [ 55 ] Исследователь НРМ Арнольд Кальницкий писал, что, несмотря на неизбежные вопросы о происхождении и авторстве ВС, [ примечание 10 ] «подлинность тона учения и выражения чувств» поднялась над теософской и оккультной средой, получив «независимое уважение» со стороны таких авторитетов, как Уильям Джеймс, Д.Т. Судзуки и других. [ 57 ]
Русский эзотерик П. Д. Успенский утверждал, что ВС занимает «совершенно особое» положение в современной мистической литературе, и использовал несколько цитат из него в своей книге «Tertium Organum», чтобы продемонстрировать «мудрость Востока». [ 58 ] Писатель Говард Мерфет назвал VS «маленькой жемчужиной», отметив, что его поэзия «богата как образами, так и мантраподобными вибрациями». [ 59 ] Анни Безант охарактеризовала язык VS как «идеальный и красивый английский, плавный и музыкальный». [ 60 ]
По мнению профессора Роберта Эллвуда , эта книга представляет собой «короткое мистическое религиозное произведение редкой красоты». [ 61 ] Другие ученые-религиоведы предположили, что: ритмическая модуляция в ВС поддерживает «чувство мистической преданности»; [ 62 ] вопросы, освещенные в ВС, «явно посвящены достижению мистических состояний сознания»; [ 63 ] и что ВС входит в число «наиболее духовно практических произведений Блаватской». [ 64 ]
Уильям Джеймс сказал о мистицизме следующее: «Есть грань ума, которую преследуют эти вещи; и шепот оттуда смешивается с действиями нашего понимания, подобно тому, как воды бесконечного океана посылают свои волны, разбиваясь о гальку, лежащую на поверхности. наши берега». [ 53 ]
Теософская фантастика
[ редактировать ]Предтеча
[ редактировать ]

По мнению ученого Брендана Френча, романы авторов розенкрейцерской традиции — это путь в «концептуальную область» Блаватской. [ 66 ] Он отмечает, что Занони (1842 г.) [ 67 ] Эдвард Бульвер-Литтон [ 68 ] [ 69 ] является «несомненно апогеем жанра». Именно этот роман впоследствии оказал наибольшее влияние на разработку концепции теософских махатм . Френч процитировал слова Блаватской: «Ни один автор в мире литературы никогда не давал более правдивого или более поэтического описания этих существ , чем сэр Э. Бульвер-Литтон, автор «Занони ». [ 70 ] [ 71 ]
Этот роман особенно важен для последователей оккультизма из-за «подозрения — активно поддерживаемого его автором — что произведение представляет собой не вымышленное повествование о мифическом братстве, а точное изображение настоящего братства бессмертных ». [ 72 ] По версии EF , персонаж Бульвер-Литтона — « Обитатель порога ». [ 73 ] с тех пор стал широко использоваться последователями теософии. [ 74 ] [ 75 ] и авторы «странной фантастики». [ 76 ]
Второй важный роман Бульвер-Литтона для теософов — « Грядущая раса». [ 77 ] опубликовано в 1871 году. [ 78 ] [ 79 ]
Теософы как писатели-фантасты
[ редактировать ]По мнению Френча, теософия во многом способствовала распространению оккультизма в художественной литературе. Не только теософы писали оккультную фантастику, но и многие профессиональные авторы, склонные к мистицизму, присоединились к Теософскому обществу. [ 80 ] Русский литературовед Анатолий Бритиков писал, что «Теософский миф прекрасен и поэтичен», поскольку его авторы обладали «необычайным художественным талантом» и заимствовали свои идеи из произведений «высокой литературной ценности». [ 81 ]
По мнению Джона Клюта , собственные произведения Блаватской, большая часть которых была опубликована в 1892 году в сборнике « Кошмарные истории», [ 82 ] [ 83 ] является «неважным». [ примечание 11 ] Однако ее основные философские труды « Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина » можно рассматривать как богатые источники, содержащие «много исходного материала для создателей фантастических миров». [ 3 ] Он писал, что по своему содержанию, поддерживаемая сопутствующим антуражем, усиливающим ее воздействие, теософия представляет собой «священную драму, роман, тайную историю» мира. Те, чьи души «достаточно развиты, чтобы понять эту драму, знают, что история разворачивается в другом месте, за порогом... в стране, свободной от мирских случайностей». [ 4 ] [ примечание 12 ]
профессора Антуана Фавра По мнению , Страна призраков, или Исследования тайн оккультизма [ 86 ] Эмма Хардиндж Бриттен , [ 87 ] [ 79 ] один из основателей теософского движения , является «одним из главных художественных произведений, вдохновленных оккультным течением». [ 69 ]
Мэйбл Коллинз , [ примечание 13 ] который помогал Блаватской редактировать теософский журнал «Люцифер» в Лондоне, написал книгу под названием «Цветение и плод: правдивая история черного мага» (1889). [ 89 ] По словам ЭОП, книга продемонстрировала ее растущий интерес к метафизике и оккультизму. [ 88 ] Однако после ухода из редакционной работы она опубликовала несколько книг. [ примечание 14 ] это пародировало Блаватскую и ее Учителей . [ 91 ] [ 92 ]
Франц Гартманн опубликовал несколько художественных произведений: «Приключение среди розенкрейцеров» (1887), [ 93 ] [ примечание 15 ] теософская сатира «Говорящий образ Урура» (1890), [ 95 ] и среди гномов (1895) [ 96 ] — сатира на тех, кто сразу отрицает все «сверхъестественное». [ 97 ] Русский филолог Александр Сенкевич отмечал, что Блаватская прекрасно понимала, что титульный «Говорящий образ» — ее «карикатурная личность», но тем не менее в течение многих месяцев продолжала публиковать роман в своем журнале. [ 98 ] В предисловии к первому изданию его автор заявил, что персонажи романа являются «так сказать, составными фотографиями живых людей» и что он создан «с единственной целью показать, до какой нелепости доходят чисто интеллектуальные исследования после духовного истины поведут». [ 99 ] [ 100 ] [ примечание 16 ] «Конец романа Гартмана неожидан. Злые силы, удерживавшие «Говорящий образ», ослабевают, и он освобождается от затемнения сознания. Итоговый вывод автора вполне буддийский: «Ищите истину сами: не поручите это кому-нибудь другому». [ 98 ]
лидеры Уильям Куан Джадж Теософские [ 101 ] Чарльз Вебстер Ледбитер , [ 102 ] Анна Кингсфорд , [ 103 ] и другие писали так называемые «странные истории». [ 104 ] [ 84 ] В своем сборнике художественной литературы Ледбитер дал краткую характеристику Блаватской как рассказчицы оккультных сказок: «Она очаровывала своих слушателей, она играла на них, как на инструменте, и заставляла их волосы подниматься дыбом от удовольствия, и я часто замечал, как осторожно, после одного из ее рассказов они должны были ходить парами и ни на мгновение не оставаться в одиночестве!» [ 105 ] [ 106 ] Роман «Карма» Альфреда Синнетта [ 107 ] по сути, представляет собой изложение теософских учений о карме и реинкарнации с использованием знаний прошлых жизней и настоящей кармы главных героев. [ 108 ] [ 92 ] Его следующий оккультный роман «Юнайтед» [ 109 ] [ 110 ] был опубликован в 1886 году в двух томах. [ примечание 17 ]
Трилогия «Посвященный» (1920–32). [ 112 ] Сирила Скотта была чрезвычайно популярна и несколько раз переиздавалась. В нем автор излагает свое понимание теософского учения, используя вымышленных персонажей наряду с реальными. [ 113 ] [ 114 ]
Писатели-фантасты и теософия
[ редактировать ]
В 1887 году Блаватская опубликовала статью «Знамения времени», в которой рассуждала о растущем влиянии теософии в литературе. Она перечислила некоторые романы, которые можно отнести к теософской и мистической литературе, в том числе «Мистер Айзекс». [ 115 ] (1882) и Зороастр [ 116 ] (1885) Фрэнсиса Мэриона Кроуфорда ; [ 117 ] Романтика двух миров [ 118 ] (1886) Мари Корелли ; [ 119 ] Странная история доктора Джекила и мистера Хайда [ 120 ] (1886) Роберта Луи Стивенсона ; [ примечание 18 ] Падший идол [ 122 ] (1886) Ф. Ансти ; [ 123 ] Копи царя Соломона [ 124 ] (1885) и Она: История приключений [ 125 ] (1887) Х. Райдера Хаггарда ; [ 78 ] Родство [ 126 ] (1885) и Брат тени [ 127 ] (1886) Розы Кэмпбелл Прейд ; Дом слез [ 128 ] (1886) Эдмунда Дауни ; [ 129 ] и дочь тропиков [ 130 ] (1887) Флоренс Марриат . [ 131 ] [ 132 ]
Согласно EOP, прототипом главного героя романа Кроуфорда « Мистер Айзекс» был некто по имени мистер Джейкоб, индуистский маг конца 19 — начала 20 веков. [ 133 ] Блаватскую особенно очаровал Рам Лал Кроуфорда, персонаж, родственный Мейнуру Бульвер-Литтона или Кут Хуми из теософов. Рам Лал говорит о себе: «Я не всемогущ. У меня ненамного больше силы, чем у вас. При определенных условиях я могу добиться определенных результатов, ощутимых, видимых и заметных для всех; но моя сила , как вы знаете, сама по себе просто знание законов природы , которые западные учёные по своему невежеству игнорируют». [ 134 ] [ 135 ] [ 136 ] По мнению EF , эта книга информирует читателей о некоторых учениях теософии. [ 117 ]
Роза Кэмпбелл Прейд [ 137 ] интересовалась спиритизмом , оккультизмом и теософией и познакомилась со многими теософами, которые, как отметил Френч, «неизбежно стали персонажами ее романов». Он писал: «Особое влияние на Прайд оказала ее встреча в 1885 году с Мохини Чаттерджи (который стал образцом для Ананды в «Брате тени »)». [ 138 ] [ примечание 19 ]
Френч писал, что образы теософских махатм появляются в нескольких самых популярных романах Марии Корелли, включая ее первую книгу «Роман двух миров» (1886). Похожая тема присутствует в «Падшем идоле» (1886) Ф. Ансти. [ 139 ]
По данным EOP, автор оккультных романов Алджернон Блэквуд специализировался на литературе, описывающей психические явления и призраки. [ 140 ] [ 141 ] Исследователи эзотерики Гилхус и Микаэльссон в своей статье «Теософия и популярная фантастика» отмечают, что в его романе «Человеческая струна» [ 142 ] (1910) Блэквуд предупреждает читателей об опасности оккультных экспериментов. [ 143 ]
Густава Майринка Роман [ 144 ] Голем [ 145 ] (1914) упоминается многими исследователями эзотерики. [ 146 ] [ 2 ] [ 79 ] Писатель Талбот Манди [ 2 ] создавал свои труды на основе теософского предположения о том, что различные формы оккультизма существуют как свидетельства древней мудрости, сохранившейся и в настоящее время, благодаря тайному братству адептов. [ 147 ] [ 148 ] [ 114 ]
Персонажи, прототипом которых была Блаватская
[ редактировать ]
- Мадам Тамвако в романе Розы Кэмпбелл Прейд Affinities [ 126 ] [ 149 ]
- Образ Урура в романе Франца Гартмана «Говорящий образ Урура» [ 95 ] [ 91 ] [ 98 ]
- Майя в одноименном рассказе Веры Желиховской. [ 150 ] [ примечание 20 ]
- Мадам Петровна в романе Уильяма Линкольна Гарвера «Брат третьей степени» [ 151 ] [ примечание 21 ]
- Мадам Сосостриса в стихотворении Т. С. Элиота «Бесплодная земля» [ 153 ] [ 154 ] [ 155 ]
- Елена Петровна Блаватская в романе Марка Фроста «Список семи» [ 156 ] [ 3 ] [ 157 ]
- Natalia Vladimirovna Andreyeva in a novel by Concordia Antarova Two Lives [ 158 ]
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, FM (1886). Дом слез .
- Ансти, Ф. (1886). Падший идол .
- Блэквуд, А. (1910). Человеческий аккорд .
- Блаватская, Л.П. (1889). Голос тишины (PDF) .
- ———— (1892). Кошмарные сказки .
- Бриттен, Э.Х. (1876 г.). Страна призраков, или Исследования тайн оккультизма (PDF) .
- Коллинз, М. (1889). Цветок и плод: правдивая история черного мага . Нью-Йорк, компания JW Lovell.
- ———— (1892). Мориал Махатма, или Черный Мастер Тибета .
- Корелли, М. (1886). Романс двух миров . ()
- Кроуфорд, FM (1882). Мистер Айзекс . Нью-Йорк, Кольер.
- ———— (1885). Зороастр .
- Достоевский, Ф. (1880). Великий Инквизитор . Перевод Е. Блаватской .
- Элиот, Т.С. (1922). Пустынная земля .
- Фламмарион, К. (1889). Урания . Перевод Огасты Р. Стетсон. [ 159 ] [ примечание 22 ]
- ———— (1892). Люмен .
- ———— (1894). Омега: Последние дни мира .
- Фрост, М. (1993). Список 7 .
- Гарвер, WL (1894). Брат третьей степени (PDF) .
- Хаггард, HR (1885). Копи царя Соломона .
- ———— (1887). Она: История приключений .
- Хартманн, Ф. (1887). Приключение среди розенкрейцеров . Оккультный паб. Ко.
- ———— (1890). Говорящий образ Урура .
- ———— (1895). Среди гномов .
- Судья, WQ (1893 г.). Оккультные сказки .
- Кингсфорд, А. (1875). Розамунда-принцесса и другие сказки .
- Ледбитер, CW (1911). Духи Египта и другие странные истории .
- Литтон, Б. (1842). Занони .
- ———— (1871). Грядущая гонка .
- Марриат, Ф. (1887). Дочь тропиков .
- Мейринк, Г. (1914). Der Golem [ Голем ] (на немецком языке).
- Манди, Т. (1924). Ом: Тайна долины Ахбор .
- Прад, Р.К. (1885 г.). Родство . Г. Рутледж и сыновья.
- ———— (1886). Брат Тени . Арно Пресс. ISBN 9780405081620 .
- ———— (1902). Безумный корень: Романтика странной страны .
- Скотт, CM (1920). Посвященный . (1-я часть)
- ———— (1953). Мальчик, который видел правду . Случайный дом. ISBN 9781446489161 .
- Синнетт, AP (1885). Карма: Роман .
- ———— (1886а). Юнайтед, Том. 1 .
- ———— (1886б). Юнайтед, Том. 2 .
- Стивенсон, Р.Л. (1886 г.). Странная история доктора Джекила и мистера Хайда .
- Толстой, Л.Н. (1889). Как чертенок выкупил свой буханку, или Первый винокуренный завод . Перевод Е. Блаватской .
- Йейтс, ВБ (1889). Ирландские феи, привидения, ведьмы и т. д .
- ———— (1914). Ведьмы и волшебники и ирландский фольклор .
- ———— (1929). Мохини Чаттерджи .
- На русском языке
- Достоевский, Ф. М. Великий инквизитор [ The Grand Inquisitor ] (in Russian). (1980)
- Желиховская, В. П. Майя [ Maya ] (in Russian). (1893)
- Толстой, Л. Н. Как чертёнок краюшку выкупал [ How A Devil's Imp Redeemed His Loaf ] (in Russian). (1886)
- ————. О жизни [ On Life ] (in Russian). (1886–1887)
- ————. Мысли мудрых людей на каждый день [ The Thoughts of Wise People for Every Day ] (in Russian). (1903)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ » Достоевского «Блаватская была настолько впечатлена «Братьями Карамазовыми , что перевела… «Великого инквизитора» для публикации в «Теософисте ». [ 9 ]
- ↑ По мнению Брендана Френча, трудно предположить, что, кроме Блаватской, кто-либо еще переводил Достоевского на английский язык до 1912 года, когда перевод Констанции Гарнетт . вышел [ 9 ]
- ↑ После первой публикации в 1881 году перевод Блаватской несколько раз переиздавался. [ 11 ]
- ↑ Мария Карлсон заявила, что Толстому нравилось «религиозное произведение» Блаватской «Голос молчания» , и что он был знаком с несколькими ведущими теософами. [ 19 ]
- ↑ Впервые он был опубликован в 1929 году под названием «Размышления о смерти», один из них был переиздан в 1932 году как «Мохини Чаттерджи». [ 30 ]
- ↑ В 1885 году индуистский теософ Мохини Чаттерджи посетил Дублин по приглашению Герметического общества, президентом которого был Йейтс. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
- ^ Ирландский писатель Джордж Рассел, друг Йейтса, был «пожизненным теософом». [ 36 ]
- ^ «Рассел М. Гольдфарб — профессор английского языка в Университете Западного Мичигана». [ 50 ]
- ^ «Ом Тат Сат, санскритская мантра, означающая «Ом, что есть». Священные слова, которые используются для призыва божества». [ 54 ]
- ↑ Блаватская, как она утверждала, была всего лишь переводчиком древнего текста. [ 56 ]
- ^ Почти все ее рассказы посвящены психическим явлениям , карме , реинкарнации и тайнам. [ 84 ]
- ↑ Российский литературовед Зинаида Венгерова похвалила Блаватскую как артистку слова, хотя рассматривала только ее российские публикации. [ 85 ]
- ^ «Важная, но темная фигура в Теософском обществе во второй половине девятнадцатого века». [ 88 ]
- ^ В частности, Мориал Махатма, или Черный мастер Тибета (1892). [ 90 ]
- ↑ Блаватская назвала это произведение Гартмана необычным и странным рассказом, «полным поэтического чувства», который к тому же содержит «глубокие философские и оккультные истины». [ 94 ]
- ↑ Реальные личности теософской истории, послужившие прототипами персонажей Гартмана, довольно легко рассматриваются в романе: Образ Урура, посредника между Обществом распространения мудрости и Таинственным братством адептов — Еленой Блаватской ; капитан Бампкинс — полковник Генри Олкотт ; Мистер Паффер — Альфред Перси Синнетт , мадам. и Мсср. Корнель — мадам. и Мсср. Кулон ; Преподобный Снифф — преподобный Джордж Паттерсон ; г-н Боттлер, представитель Общества открытия неизвестных наук — Ходжсон от Общества психических исследований и т. д.
- ↑ Блаватская назвала этот роман «замечательным произведением» не только из-за его «неоспоримых» литературных достоинств, но и из-за его «психических» качеств. [ 111 ]
- ↑ По мнению Блаватской, Стивенсон «проблеск истинного видения», когда писал свой роман, который следует рассматривать как «истинную аллегорию». Каждый изучающий оккультизм признал бы в мистере Хайде «одержимого личностью». [ 121 ]
- ↑ Согласно EF , идеи Блаватской «обеспечивают основу для краткой, но искренней теософской фантазии» «Брат тени » (1886) г-жи Прейд. [ 137 ]
- ^ См. комментарии к переизданию 2017 года. [ 150 ]
- ^ «Портрет мадам Петровны, выполненный Гарвером, является явной литературной копией Блаватской». [ 152 ]
- ↑ Французский астроном и писатель Камиль Фламмарион был членом Теософского общества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гольдфарб 1971 , с. 671.
- ^ Jump up to: а б с Сантуччи 2012 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с Клют 1997б .
- ^ Jump up to: а б Клют 1999 год .
- ^ Гольдфарб 1971 , с. 666.
- ^ Селлон и Вебер 1992 , с. 327.
- ^ Мелтон 2001b , с. 196.
- ^ Достоевский 1880 .
- ^ Jump up to: а б Французский 2000 , с. 444.
- ^ Блаватская 1968 .
- ^ МирКэт .
- ^ Французский 2000 , с. 443.
- ^ Блаватская 1980a , стр. 6–8.
- ^ Французский, 2000 , стр. 443–444.
- ^ Толстой 1903 .
- ^ Блаватская 1889 , стр. 25, 31, 54, 61–62.
- ^ Толстой 1956 , p. 482.
- ^ Ласько 2004 .
- ^ Карлсон 2015 , с. 161.
- ^ Толстой 1889 .
- ^ Блаватская 1889a .
- ^ Кебер 1890 .
- ^ Кёбер 1890 , стр. 9, 14.
- ^ Маккриди 1997c , с. 206.
- ^ Джонстон 2014 .
- ^ Штайнер 1904 .
- ^ Толстой 1887 .
- ^ Йейтс 1929 .
- ^ Монтейт 2014 , стр. 21–6.
- ^ Росс 2014 , с. 159.
- ^ Маккриди 1997b .
- ^ Эллманн 1987 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Маккриди 1997с .
- ^ Сингх 2012 .
- ^ Мелтон 2001h .
- ^ Монтейт 2014 , с. 216.
- ^ Росс 2014 , с. 565.
- ^ Мелтон 2001i .
- ^ Маккриди 1997c , с. 205.
- ^ Эллманн 1987 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Маккриди 1997a , с. 41.
- ^ Росс 2014 , с. 566.
- ^ Эшли 1997d .
- ^ Йейтс 1889 .
- ^ Йейтс 1914 .
- ^ Эллманн 1964 , с. 3.
- ^ Гольдфарб 1971 , с. 667.
- ^ Блаватская 1889 .
- ^ Уильямс 1946 , стр. 11–12.
- ^ Гольдфарб 1971 , с. 672.
- ^ Jump up to: а б Гольдфарб 1971 , с. 669.
- ^ Блаватская 1889 , стр. 1–3, 20–22.
- ^ Jump up to: а б Джеймс 1929 , с. 412.
- ^ Теосопедия 2012 .
- ^ Сангхаракшита 1958 , с. 1.
- ^ Блаватская 1889 , с. VI.
- ^ Кальницкий 2003 , с. 329.
- ^ Успенский 1911 , Гл. 20.
- ^ Мерфет 1975 , с. 241.
- ^ Безант 2011 , с. 353
- ^ Элвуд 2014 , с. 219.
- ^ Кун 1992 , с. 272.
- ^ Кальницкий 2003 , с. 323.
- ^ Рудбёг 2012 , стр. 406.
- ^ Интровинье 2018 , с. 13.
- ^ Французский 2000 , с. 557.
- ^ Литтон 1842 .
- ^ Мелтон 2001г .
- ^ Jump up to: а б Фавр 2010 , с. 88.
- ^ Блаватская 1877 , с. 285.
- ^ Французский 2000 , с. 562.
- ^ Французский 2000 , с. 585.
- ^ Годвин 1994 , с. 129.
- ^ Эшли 1997a .
- ^ Пурукер 1999 .
- ^ Клют 1997e .
- ^ Литтон 1871 .
- ^ Jump up to: а б Мелтон 2001e , с. 558.
- ^ Jump up to: а б с Ханеграаф 2013 , с. 151.
- ^ Французский 2000 , с. 662.
- ^ Бритиков 1970 , p. 60.
- ^ Блаватская 1892 .
- ^ Шабанова 2016 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Гилхус и Микаэльссон 2013 , стр. 456.
- ^ Венгерова & Соловьёв 1892 , pp. 301–315.
- ^ Бриттен 1876 .
- ^ Мелтон 2001c .
- ^ Jump up to: а б Мелтон 2001г .
- ^ Коллинз 1889 .
- ^ Коллинз 1892 .
- ^ Jump up to: а б Французский 2000 , с. 671.
- ^ Jump up to: а б Гилхус и Микаэльссон 2013 , стр. 457.
- ^ Хартманн 1887 .
- ^ Блаватская 1960 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Хартманн 1890 г.
- ^ Хартманн 1895 .
- ^ Зиркофф 1960 , стр. 453–5.
- ^ Jump up to: а б с Сенкевич 2012 , p. 418.
- ^ Хартманн 1890 , с. viii.
- ^ Французский 2000 , с. 672.
- ^ Судья 1893 .
- ^ Ледбитер 1911 .
- ^ Кингсфорд 1875 .
- ^ Ханеграаф 2013 , с. 150.
- ^ Ледбитер 1911 , с. 138.
- ^ Гилхус и Микаэльссон 2013 , стр. 456–457.
- ^ Синнетт 1885 .
- ^ Французский 2000 , с. 667.
- ^ Синнетт 1886a .
- ^ Синнетт 1886b .
- ^ Блаватская 1958 , с. 306.
- ^ Скотт 1920 .
- ^ Французский 2000 , с. 728.
- ^ Jump up to: а б Гилхус и Микаэльссон 2013 , стр. 459.
- ^ Кроуфорд 1882 .
- ^ Кроуфорд 1885 .
- ^ Jump up to: а б Эшли 1997c .
- ^ Корелли 1886 .
- ^ Эшли 1997b .
- ^ Стивенсон 1886 .
- ^ Блаватская 1980b , стр. 636–7.
- ^ Ансти 1886 .
- ^ Ларсон 1997 .
- ^ Хаггард 1885 .
- ^ Хаггард 1887 .
- ^ Jump up to: а б Стейки в 1885 году .
- ^ Жаркое 1886 года .
- ^ Аллен 1886 .
- ^ Клют 1997а .
- ^ Марят 1887 .
- ^ Блаватская 1887 , с. 83.
- ^ Французский, 2000 , стр. 663–664.
- ^ Мелтон 2001f .
- ^ Кроуфорд 1882 , с. 300.
- ^ Блаватская 1883 , с. 125.
- ^ Французский, 2000 , стр. 664–665.
- ^ Jump up to: а б Стейблфорд, 1997 год .
- ^ Французский, 2000 , стр. 665–6.
- ^ Французский, 2000 , стр. 669–70.
- ^ Мелтон 2001а .
- ^ Мелтон 2001e , с. 559.
- ^ Блэквуд 1910 .
- ^ Гилхус и Микаэльссон 2013 , стр. 465.
- ^ Клют 1997c .
- ^ Мейринк 1914 .
- ^ Фэвр 2010 , с. 104.
- ^ Манди 1924 .
- ^ Клют 1997d .
- ^ Сассон 2012 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Желиховская 1893 .
- ^ Гарвер 1894 .
- ^ Французский 2000 , с. 677.
- ^ Элиот 1922 .
- ^ Гольдфарб 1971 , с. 668.
- ^ Брин 2014 , с. 110.
- ^ Фрост 1993 .
- ^ Гилхус и Микаэльссон 2013 , с. 470.
- ^ Аббасова 2015 .
- ^ Клют и Стерлинг 1999 .
Источники
[ редактировать ]- Мелтон, Дж. Г. , изд. (2001а). «Блэквуд, Алджернон (Генри) (1869–1951)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 192. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001б). «Блаватская, Елена Петровна (1831–1891)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 194–6. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001с). «Бриттен, Эмма Хардиндж (1823–1899)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 218–19. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001г). «Коллинз, Мэйбл (миссис Кенингейл Кук) (1851–ок. 1922)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 310–11. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001е). «Художественная литература, английский оккультизм» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 557–60. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001е). «Джейкоб, господин («Якоб из Симлы») (ок. 1850–1921)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 819. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001г). «Литтон, Бульвер (1803–1873)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 948–9. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001ч). «Рассел, Джордж Уильям (1867–1935)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 1333. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ————, изд. (2001и). «Йейтс, У (Ильям) Б (утлер) (1865–1939)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 1696. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Пурукер, Г. де , изд. (1999). «Обитатель порога» . Энциклопедический теософский словарь . Издательство Теософского университета. ISBN 978-1-55700-141-2 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- «Форматы и редакции Великого инквизитора » . МирКэт .
- «Ом Тат Сат» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство. 30 марта 2012 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- Аббасова, Пярвин (лето 2015 г.). «Е.П.Б. в современной России» . Квест . 103 (3). Уитон, Иллинойс: Теософское издательство: 112–113. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 30 июня 2017 г.
- Эшли, М. (1997a). «Бульвер-Литтон, [сэр] Эдвард, первый барон Литтон» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997б). «Корелли, Мари» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997в). «Кроуфорд, Ф. Мэрион» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997г). «Йейтс, Уильям Батлер» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Безант, А. (2011). Анни Безант: Автобиография . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108027311 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Блаватская, Л.П. (1877). Разоблаченная Исида . Том. 1. Нью-Йорк: Дж. В. Бутон.
- ———— (февраль 1883 г.). «Мистер Айзекс» (PDF) . Теософ . 4 (41). Бомбей: Теософское общество: 124–6 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (октябрь 1887 г.). «Знамения времени» (PDF) . Люцифер . 1 (2). Лондон: Теософское издательское общество: 83–9.
- ———— (ноябрь 1889а). «Русские народные произведения: Отрывки из повестей графа Л. Н. Толстого» (PDF) . Люцифер . 5 (27). Лондон: Теософское издательское общество: 195.
- ———— (1958). «Юнайтед» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 7. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 306–17.
- ———— (1960). «Приключение среди розенкрейцеров» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 8. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 130–6.
- ———— (1968). «Великий инквизитор [Примечание]» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 3. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 324–5.
- ———— (1980а). «Приливная волна» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 12. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 1–8.
- ———— (1980б). «Эзотерический раздел: Инструкция №3» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 12. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 581–652.
- Брин, Б. (апрель 2014 г.). Брин, Б. (ред.). «Викторианский оккультизм и искусство синестезии» . Приложение . 2 (2). Остин, Техас: Приложение, LLC: 109–14 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Карлсон, Мария (2015) [1993]. Нет религии выше истины: История теософского движения в России, 1875-1922 гг . Библиотека наследия Принстона. Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400872794 . Проверено 11 марта 2019 г.
- Клют, Дж. (1997a). «Аллен, ФМ» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997б). «Блаватская Е.П.» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997в). «Мейринк, Густав» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997г). «Манди, Талбот» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997е). «Странная фантастика» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1999). «Теософия» . В Клюте, Дж .; Николлс, П. (ред.). Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Орбита. ISBN 9781857238976 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Клют, Дж .; Стерлинг, Б. (1999). «Фламмарион, Камилла» . В Клюте, Дж .; Николлс, П. (ред.). Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Орбита. ISBN 9781857238976 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Эллманн, Р. (1964). Личность Йейтса . Книга Галактики (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195007121 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1987). Йейтс: Человек и маски (переиздание). Книги о пингвинах. ISBN 0140113649 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Эллвуд, Р.С. (2014) [1986]. Теософия: современное выражение мудрости веков . Книги квестов. Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 9780835631457 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Фавр, А. (2010). Западный эзотеризм: краткая история . Серия SUNY в западных эзотерических традициях. Перевод Роны, Кристины. Олбани: SUNY Press. ISBN 9781438433776 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Френч, Би Джей (2000). Мастера теософии: исследование концептуальных областей Е. П. Блаватской и К. В. Ледбитера (докторская диссертация). Сидней: Сиднейский университет. hdl : 2123/7147 .
- Гилхус, И.С.; Микаэльссон, Л. (2013). «Теософия и популярная фантастика» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 453–72. ISBN 9789004235977 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Годвин, Дж. (1994). Теософское Просвещение . Серия SUNY в западных эзотерических традициях. Олбани: SUNY Press. ISBN 9780791421512 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Гольдфарб, РМ (1971). «Мадам Блаватская». Журнал популярной культуры . 5 (3). Уайли-Блэквелл: 660–72. дои : 10.1111/j.0022-3840.1971.0503_660.x .
- Ханеграаф, WJ (2013). "Литература". Западный эзотеризм: Путеводитель для растерянных . Лондон: Блумсбери. ISBN 9781441188977 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Интровинь, М. (2018). Реджинальд В. Мачелл (1854–1927): британский художник-теософ из Сан-Диего (PDF) . Турин: UPS . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Джеймс, В. (1929) [1902]. «Лекции XVI и XVII. Мистика» . Разнообразие религиозного опыта . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- Джонстон, К. (2014). «Как пишет граф Толстой?». Секирин, Петр (ред.). Американцы в разговоре с Толстым: Избранные рассказы, 1887–1923 гг . МакФарланд. стр. 55–8. ISBN 9780786481651 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Кальницкий, Арнольд (2003). «7.5.3 Голос молчания : обзор тематического содержания и акцентов». Теософское движение девятнадцатого века: легитимация спорного и укрепление сомнительного (диссертация Д. Литта и Фил.). Промоутер доктор Х.К. Стейн. Претория: Университет Южной Африки (опубликовано в 2009 г.). стр. 322–9. HDL : 10500/2108 . OCLC 1019696826 .
- Кёбер, Р. фон (сентябрь 1890 г.). Блаватская, Л.П. (ред.). «Лев Толстой и его нецерковное христианство» (PDF) . Люцифер . 7 (37). Лондон: Теософское издательское общество: 9–14.
- Кун, AB (1992) [1930]. Теософия: современное возрождение древней мудрости (докторская диссертация). Серия «Американская религия: Исследования религии и культуры». Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-56459-175-3 .
- Ларсон, Р.Д. (1997). «Ансти, Ф» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Маккриди, С. (1997a). «Блаватская, Елена Петровна (1831–91)» . Энциклопедия Уильяма Батлера Йейтса . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 40–41. ISBN 0313283710 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997б). «Чаттерджи, Мохини (1858–1936)» . Энциклопедия Уильяма Батлера Йейтса . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 75–6. ISBN 0313283710 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ———— (1997в). «Джонстон, Чарльз (1867–1931)» . Энциклопедия Уильяма Батлера Йейтса . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 205–6. ISBN 0313283710 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Монтейт, К. (2014). Йейтс и теософия . Исследования крупных литературных авторов. Рутледж. ISBN 9781135915629 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Мерфет, Х. (1975). Когда наступит рассвет: Биография Елены Петровны Блаватской . Теософское издательство. ISBN 9780835604611 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Росс, Д.А. (2014). Критический компаньон Уильяма Батлера Йейтса: литературный справочник о его жизни и творчестве . Издательство информационной базы. ISBN 9781438126920 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Рудбёг, Тим (2012). Теософия Е. П. Блаватской в контексте (PDF) (докторская диссертация). Эксетер: Эксетерский университет . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Сангхаракшита, Бхикшу (1958). Парадокс и поэзия в «Голосе молчания» (PDF) . Бангалор: Индийский институт мировой культуры . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Сантуччи, JA (2012). «Теософия» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембриджские спутники религии. Издательство Кембриджского университета. стр. 231–46. ISBN 9781107493551 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Сассон, Д. (2012). Альбанезе, КЛ; Штейн, С.Дж. (ред.). Тоска по новому веку: Лора Холлоуэй-Лэнгфорд и поздняя викторианская духовность . Религия в Северной Америке. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253001771 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Селлон, Э.Б.; Вебер, Р. (1992). «Теософия и Теософское общество». Ин Февр, А .; Нидлман, Дж. (ред.). Современная эзотерическая духовность . Нью-Йорк: Издательская компания Crossroad. стр. 311–29. ISBN 0-8245-1145-Х . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Сингх, Суман (15 июля 2012 г.). «Влияние Мохини Мохана Чаттерджи на У.Б. Йейтса» . Шод Санчаян . 3 (2). Веб-портал гуманитарных и социальных исследований. ISSN 2249-9180 . Проверено 27 февраля 2019 г.
- Стейблфорд, Б.М. (1997). «Пред, миссис» . В Клюте, Дж .; Грант, Дж. (ред.). Энциклопедия фэнтези . Орбита. ISBN 9781857233681 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Штайнер, Р. (1904). «Теософия и Толстой» . Избранные лекции Рудольфа Штайнера . Архив Рудольфа Штайнера и электронная библиотека . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Уильямс, генеральный директор (1946). Жрица оккультизма: мадам Блаватская . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
- Зирков, Б. де (1960). «Франц Хартманн» (PDF) . В Зиркоффе, Б. де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 8. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 439–57 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- На русском языке
- Бритиков, А. Ф. [in Russian] (1970). Русский советский научно-фантастический роман [ A Russian Soviet Science Fiction Novel ]. Л.: Наука . Retrieved 11 February 2019 .
- Венгерова, З. А. [in Russian] ; Соловьёв, В. С. (1892). "Блаватская Елена Петровна" [Blavatsky Helena Petrovna]. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (in Russian). Vol. 3. СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона. pp. 301–319 . Retrieved 2019-02-11 .
- Ласько, В. А. (2004). "Книги с полки яснополянской библиотеки" [Books from the shelf of the Yasnaya Polyana library]. Культура и время (in Russian) (3/4). Москва: МЦР: 232–43 . Retrieved 1 March 2019 .
- Сенкевич, А. Н. (2012). Елена Блаватская. Между светом и тьмой [ Helena Blavatsky. Between Light and Darkness ]. Носители тайных знаний (in Russian). Москва: Алгоритм. ISBN 978-5-4438-0237-4 . OCLC 852503157 . Проверено 11 февраля 2019 г.
- Толстой, Л. Н. (1956). Полное собрание сочинений: Произведения 1886, 1903–1909 гг [ Complete Collected Writings: Works 1886, and 1903–1909 ]. Vol. 40. М.: Государственное издательство художественной литературы . Retrieved 11 February 2019 .
- Успенский, П. Д. (1911). Tertium Organum . СПб . Retrieved 11 February 2019 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шабанова, Ю. А. (2016). Теософия: история и современность [ Theosophy: History and contemporaneity ] (PDF) (in Russian). Харьков: ФЛП Панов А. Н. ISBN 978-617-7293-89-6 . Проверено 11 февраля 2019 г.