аль-Мансур
аль-Мансур Аль-Мансур | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф Амир аль-Муминин | |||||
2-й халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 10 июня 754 г. - 6 октября 775 г. | ||||
Предшественник | аль-Саффах | ||||
Преемник | аль-Махди | ||||
Рожденный | в. 714 аль-Хумайма , Иордания | ||||
Умер | 6 октября 775 г. (61 год) недалеко от Мекки , Аббасидский халифат. | ||||
Похороны | |||||
Супруги |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | Мухаммад ибн Али ибн Абдаллах | ||||
Мать | Мир вам | ||||
Религия | Хашимия Кайсаниты Шиитский ислам |
Абу Джаабд Аллах ибн Аль -Мансур ( / Æ L m Æ n Æ г. н. э. 775 ; ) арабский : أبو عبد المنصور ; 95 ах – известный Союзник, Мухмад просто как его лакаб аль-Мансур (аль-Мансур), был вторым Аббасидов халифом . , правил с 136 по 158 годы хиджры (754–775 гг. Н. Э.), сменив своего брата аль-Саффаха ( годы правления 750–754 ). Он известен тем, что основал «Круглый город» Мадинат аль-Салам , который должен был стать ядром имперского Багдада .
Современные историки считают аль-Мансура настоящим основателем халифата Аббасидов, одного из крупнейших государств в мировой истории, за его роль в стабилизации и институционализации династии. [1] : 265
Предыстория и молодость
[ редактировать ]Согласно аль-Суюти » « Истории халифов , аль-Мансур жил с 95 по 158 год хиджры (714 г. н. э. – 6 октября 775 г. н. э.). [2] Аль-Мансур родился в доме семьи Аббасидов в Хумейме (современная Иордания ) после их эмиграции из Хиджаза в 714 году (95 г.х.). [3] Его матерью была Саллама , рабыня. [4] Аль-Мансур был братом Ас-Саффы . [5] Обоих звали Абдаллах, и, чтобы различать их, ас-Саффаха называл его кунья Абу аль-Аббас. [6]
Аль-Мансур был правнуком Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба , дяди исламского пророка Мухаммеда . [7] Брат аль-Мансура аль-Саффах начал отстаивать свои права на пост халифа в 740-х годах и проявил особую активность в Хорасане , районе, где жили неарабские мусульмане. После смерти халифа Омейядов Хишама ибн Абд аль-Малика в 743 году последовал период нестабильности. Аль-Саффах возглавил революцию Аббасидов в 747 году, и его претензии на власть были поддержаны мусульманами по всему Ираку. Он стал первым халифом халифата Аббасидов в 750 году после победы над своими соперниками. [5]
Незадолго до свержения Омейядов армией повстанцев из Хорасана, находившихся под влиянием пропаганды, распространяемой Аббасидами , последний омейядский халиф Марван II арестовал главу семьи Аббасидов, другого брата Аль-Мансура, Ибрагима. Аль-Мансур бежал с остальной частью своей семьи в Куфу , где некоторые из лидеров хорасанских повстанцев выразили свою преданность его брату аль-Саффаху. Ибрагим умер в плену, и аль-Саффах стал первым халифом Аббасидов. Во время правления своего брата аль-Мансур повел армию в Месопотамию , где получил представление от губернатора после того, как сообщил ему о смерти последнего халифа Омейядов. Последний губернатор Омейядов укрылся в Ираке в гарнизонном городе. Аль-Мансур и халиф аль-Саффа пообещали ему охранную грамоту, но после сдачи города он был казнен вместе с рядом своих последователей. [3]
Согласно книге «Золотые луга» , книге по истории на арабском языке, написанной около 947 года нашей эры, неприязнь аль-Мансура к династии Омейядов хорошо задокументирована, и, как сообщается, он говорил:
«Омейяды твердой рукой держали данное им правительство, защищая, оберегая и оберегая дар, дарованный им Богом. Но затем их власть перешла к их женоподобным сыновьям, единственной целью которых было удовлетворение их желаний и которые гонялись за удовольствиями, запрещенными Всемогущим Богом... Тогда Бог лишил их власти, покрыл их позором и лишил их мирских благ». [8] : 24
Первой женой Мансура была йеменская женщина из королевской семьи; его второй был потомком героя первых мусульманских завоеваний ; его третьим был иранский слуга. Также у него было как минимум три наложницы: арабка , византийка по прозвищу «беспокойная бабочка» и курдка . [9]
Халифат
[ редактировать ]Аль-Саффах умер после короткого пятилетнего правления, и аль-Мансур взял на себя ответственность за создание халифата Аббасидов. [3] удерживая власть в течение почти 22 лет, с Зу аль-Хиджа 136 года хиджры до Зу аль-Хиджа 158 года хиджры (754–775). [8] [10] Аль-Мансур был провозглашен халифом по пути в Мекку в 753 году (136 г. хиджры) и вступил в должность в следующем году. [11] Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад взял имя аль-Мансур («победоносный») и согласился сделать своего племянника Ису ибн Мусу своим преемником халифата Аббасидов. Это соглашение должно было разрешить соперничество в семье Аббасидов, но право аль-Мансура на вступление на престол было особенно оспорено его дядей Абдуллой ибн Али . Придя к власти в качестве халифа, аль-Мансур приказал заключить в тюрьму своего дядю в 754 году и убить его в 764 году. [12]
Казнь Абу Муслима и последствия
[ редактировать ]Опасаясь усиления власти аббасидского генерала Абу Муслима , завоевавшего популярность среди народа, аль-Мансур тщательно спланировал свое убийство. Абу Муслим разговаривал с халифом, когда по назначенному сигналу четверо (некоторые источники говорят, что пять) его охранников ворвались внутрь и смертельно ранили генерала. [13] Джон Айкин в своем труде «Общая биография » повествует, что Мансур, не удовлетворившись убийством, совершил «надругательства над трупом, и держал его несколько дней, чтобы засучить глаза зрелищем». [11]
Казнь Абу Муслима вызвала волнения по всей провинции Хорасан . В 755 году Сунпад , иранский дворянин из Дома Карен , возглавил восстание против аль-Мансура, взяв города Нишапур , Кумис и Рэй . В Рее он захватил сокровища Абу Муслима. Он приобрел множество сторонников из Джибала и Табаристана , в том числе Дабуидов правителя Хуршида , которому платили деньги из сокровищ. [13] : 201 Аль-Мансур приказал отряду численностью 10 000 человек под командованием командира Аббасидов Джахвара ибн Маррара аль-Лиджли без промедления двинуться в Хорасан для борьбы с восстанием. Сунпад потерпел поражение, и Аббасиды отвоевали Хорасан. [13]
Аль-Мансур послал чиновника провести инвентаризацию добычи, собранной в ходе битвы, в качестве меры предосторожности против ее приобретения его армией. Возмущенный алчностью аль-Мансура, генерал Джахвар заручился поддержкой своих войск в своих планах равномерно разделить сокровища и восстал против халифа. Это вызвало тревогу при дворе халифа, и аль-Мансур приказал Мухаммаду ибн Ашару двинуться в сторону Хорасана . Джахвар, зная, что его войска находятся в невыгодном положении, отступил в Исфахан и укрепился для подготовки. Армия Мухаммеда потеснила силы повстанцев, и Джахвар бежал в Азербайджан . Силы Джахвара потерпели поражение, но он ускользнул от преследования Мухаммеда. Эта кампания длилась с 756 по 762 год нашей эры (с 138 по 144 годы хиджры). [13] В 759 году аль-Мансур послал армию под командованием своих генералов Абу аль-Хасиба Марзука и Хазима ибн Хузаймы в Табаристан, чтобы наказать Хуршида за его поддержку Сунпада. Хуршид потерпел поражение, и Абу аль-Хасиб был назначен губернатором региона. [14]
Сместив бывшего визиря ибн Аттия аль-Бахили, аль-Мансур передал свои обязанности Абу Айюбу аль-Мурияни из Хузестана . Абу Айюб ранее был секретарем Сулеймана ибн Хабиба ибн аль-Мухаллаба, который в прошлом приговорил аль-Мансура к порке и порке на куски. Абу Айюб спас аль-Мансура от этого наказания. Тем не менее, назначив его визирем, аль-Мансур заподозрил Абу Айюба в различных преступлениях, включая вымогательство и предательство, что привело к убийству последнего. Вакантная должность секретаря была предоставлена Абану ибн Садаке до смерти халифа аль-Мансура. [8] : 26
Основание Багдада
[ редактировать ]большую армию В 757 году аль-Мансур послал в Каппадокию , которая укрепила город Малатья . В том же году он столкнулся с группой Равандийа из района Большого Хорасана , которые совершали обход вокруг его дворца в знак поклонения. [15] [11] : 201 Когда в 758/9 году жители Хорасана восстали против аль-Мансура в битве при Аль-Хашимии , Ман ибн Заида аль-Шайбани , генерал из племени Шайбан и соратник Язида ибн Умара аль-Фазари , Омейядов губернатор Ирака , появился на месте восстания полностью в маске и бросился между толпой и Мансуром, отгоняя повстанцев. Ман открывается аль-Мансуру как «тот, кого вы искали», и, услышав это, аль-Мансур даровал ему награды, почетные одежды, звания и амнистию за то, что он ранее служил династии Омейядов . [8] : 23 В 762 году два потомка Хасана ибн Али восстали в Медине и Басре. Войска Аль-Мансура разгромили повстанцев сначала в Медине, а затем в Басре. Это будет последнее крупное восстание против халифа аль-Мансура. [16]
Для закрепления своей власти аль-Мансур основал новую императорскую резиденцию и дворец-город Мадинат ас-Салам ( город мира ), который стал ядром имперской столицы Багдада . [17] Аль-Мансур заложил основы Багдада недалеко от старой столицы аль-Мадаина , на западном берегу реки Тигр , в месте, приемлемом для него и его командиров. Круглый город диаметром около 2,4 км был окружен оборонительной стеной двойной толщины с четырьмя воротами: Куфа, Сирия, Хорасан и Басра. В центре города аль-Мансур воздвиг дворец халифа и главную мечеть . [18] Аль-Мансур построил Багдад в ответ на растущую обеспокоенность главных городов Ирака , Басры и Куфы по поводу отсутствия солидности внутри режима после смерти Абу'л Аббаса (позже известного как аль-Саффах ). Другой причиной строительства новой столицы была растущая потребность в размещении и обеспечении стабильности быстро развивающейся аббасидской бюрократии, созданной под влиянием иранских идеалов. [3] Средневековые историки ат-Табари и аль-Хатиб аль-Багдади позже будут утверждать, что аль-Мансур приказал снести дворец Хосрова в Ктесифоне, чтобы материал можно было использовать для строительства города мира . [19]
Аль-Мансур реализовал свое видение мощного централизованного халифата в новой столице мусульманской империи Багдаде. В городе проживали мужчины и женщины разных вероисповеданий и культур со всего исламского мира. Население Багдада включало христианские , зороастрийские и еврейские меньшинства и общалось на арабском языке. Аль-Мансур добивался исламизации, наполняя свою администрацию мусульманами различного происхождения. [20] Багдад стал одним из прочных достижений аль-Мансура. Его правление было в основном мирным, поскольку он сосредоточился на внутренних реформах, сельском хозяйстве и покровительстве наукам. [18] таким образом, он проложил путь Багдаду к тому, чтобы стать мировым центром обучения и науки под властью седьмого аббасидского халифа аль-Мамуна . [21]
В 764 году сын аль-Мансура аль-Махди был назначен наследником халифата, имея преимущество перед племянником аль-Мансура Исой ибн Мусой , который был назначен назначенным преемником, когда аль-Мансур был коронован халифом. Этому изменению преемственности противостояли части семьи Аббасидов и некоторые союзники Исы ибн Мусы в Хорасане , но его поддержала армия Аббасидов. Аль-Мансур добивался поддержки вступления на престол своего сына с 754 года, одновременно подрывая позиции Исы ибн Мусы в армии Аббасидов. [22]
Ат-Табари пишет в своей «Истории пророков и царей» : «У Абу Джафара было зеркало, в котором он мог отличить своего врага от своего друга». [23] Аль-Мансура Секретная служба распространялась на отдаленные регионы его империи и была в курсе всего, от социальных волнений до цен на инжир, что делало Мансура очень хорошо осведомленным о своих владениях. Он вставал на рассвете, работал до вечерней молитвы . Он подал пример своему сыну и наследнику. Согласно историческим источникам, аль-Мансур советовал своему сыну: «Не откладывай сегодняшнюю работу на завтра и лично займись государственными делами. Не спи, ибо твой отец не спал с тех пор, как пришел в халифат. Ибо, когда сон находил его глаза, дух его оставался бодрствующим». Будучи особенно бережливым, аль-Мансур получил прозвище Абу ад-Дуваник («Отец мелких перемен»), внимательно следил за своими сборщиками налогов и следил за тем, чтобы государственные расходы тщательно контролировались. Сообщается, что он сказал: «У того, у кого нет денег, нет людей, а тот, у кого нет людей, наблюдает, как растут его враги». [24]
Исламские ученые под его руководством
[ редактировать ]Алиды ближайшего , группа, происходящая от Али родственника Мухаммеда и двоюродного брата ибн Аби Талиба , воевали вместе с Аббасидами против Омейядов. Они хотели, чтобы власть была передана имаму Джафару ас-Садику , правнуку Али и одному из самых влиятельных ученых в области исламской юриспруденции того времени. Когда стало ясно, что семья Аббасидов не намерена передавать власть Алиду, группы, лояльные Али, перешли в оппозицию. [3] Когда аль-Мансур пришел к власти в качестве второго халифа Аббасидов, он начал подавлять то, что он считал крайними элементами в широкой мусульманской коалиции, которая поддержала революцию Аббасидов . Он станет первым халифом Аббасидов, который поддержит исламскую ортодоксальность как вопрос государственной политики . Хотя режим аль-Мансура не вторгался в частную сферу элиты, ортодоксальность пропагандировалась в общественных богослужениях , например, посредством организации караванов паломников . [25] Жесткое обращение Аль-Мансура с Алидами привело к восстанию в 762–763 годах, но в конечном итоге они потерпели поражение. [3]
Имам Джафар ас-Садик стал жертвой притеснений со стороны семьи Аббасидов и в ответ на его растущую популярность среди народа в конечном итоге был отравлен по приказу халифа. [26] на десятом году правления аль-Мансура. [8] : 26 Согласно ряду источников, Ханифа ан-Нуман , основавший школу юриспруденции Абу , был заключен в тюрьму аль-Мансуром. Малик ибн Анас , основатель другой школы, во время своего правления был подвергнут порке , но сам аль-Мансур не потворствовал этому. Двоюродный брат Аль-Мансура, в то время губернатор Медины , приказал порку и был за это наказан. [27] Мухаммад и Ибрагим ибн Абдаллах , внуки имама Хасана ибн Али , внука Мухаммеда , подверглись преследованиям со стороны аль-Мансура после восстания против его правления. Они избежали его преследований, но гнев аль-Мансура обрушился на их отца Абдаллу ибн Хасана и других членов его семьи. Позже сыновья Абдаллы были разбиты и убиты. [11] : 202
Покровительство переводам и стипендиям
[ редактировать ]Аль-Мансур был первым халифом Аббасидов, спонсировавшим Движение переводчиков . Аль-Мансур был особенно заинтересован в спонсировании переводов текстов по астрономии и астрологии . [28] Аль-Мансур призвал учёных к своему двору и стал известен как покровитель астрономов. [29] Когда багдадскому двору аль-Мансура был подарен « Зидж аль-Синдхинд» , индийский астрономический справочник, включавший таблицы для расчета положения небесных тел, аль-Мансур приказал перевести этот крупный индийский труд по астрономии с санскрита на арабский язык. Астрономические таблицы в арабском переводе Зидж аль-Синдхинд получили широкое распространение среди мусульманских ученых. Во время правления аль-Мансура были также переведены греческие произведения, такие как и » Птолемея «Альмагест « Евклида » Начала . [30]
Аль-Мансур перевел персидские книги по астрономии, математике, медицине, философии и другим наукам в рамках систематической кампании по сбору знаний. [31] Перевод персидских книг был частью растущего интереса к древнему иранскому наследию и персидскому движению возрождения, которое спонсировал аль-Мансур. Перевод и изучение произведений на пехлеви , доисламском языке Персии, вошли в моду среди интеллектуалов и авторов, поддерживавших халифат Аббасидов . [32] Правительственные секретари персидского происхождения в администрации аль-Мансура спонсировали переводы текстов Пехлеви по истории и принципам королевской администрации. Популярные арабские переводы были сделаны Ибн аль-Мукаффой текстов, документирующих системы и иерархию Сасанидской империи . [33]
Аль-Мансур был очень заинтересован в качестве перевода и дважды заплатил аль-Хаджаджу ибн Юсуфу ибн Матару Евклида за перевод «Начал» . [30] Аль-Мансур заплатил врачу Джабрилю ибн Бухтишу за написание арабских переводов медицинских книг. [30] а первые арабские переводы медицинских текстов, написанных Галеном и Гиппократом, были сделаны официальным переводчиком аль-Мансура. [34] В 765 году аль-Мансур страдал от болезни желудка и вызвал христианского сирийско -говорящего врача Джурджиса ибн Бухтишу из Гундешапура в Багдад для лечения. Поступая таким образом, аль-Мансур положил начало традиции среди халифов Аббасидов, которые платили врачам из семьи несторианцев-христиан Бухтишу за то, чтобы те оказывали им помощь и писали оригинальные арабские медицинские трактаты, а также переводили медицинские тексты на арабский язык. [35]
Внешняя политика
[ редактировать ]В 751 году первый халиф Аббасидов аль-Саффах разгромил китайскую династию Тан в битве при Таласе . Китайские источники сообщают, что аль-Мансур регулярно отправлял свои дипломатические делегации в Китай. Делегации Аль-Мансура были известны в Китае как Хэйи Даши ( «Арабы в черной одежде »). [37] В 756 году аль-Мансур послал 3000 наемников на помощь императору Тан Сузонгу в восстании Ань Лушаня. [38] Резня иностранных арабских и персидских купцов-мусульман, устроенная бывшим генералом повстанцев Янь Тянь Шэнгуном, произошла во время восстания Ань Лушань во время резни в Янчжоу (760 г.) , [39] [40]
Византийский , император Константин V использовал слабость халифата Омейядов чтобы вернуть себе земли у мусульманских правителей. После того, как халифат Омейядов потерпел поражение от предшественника аль-Мансура аль-Саффы , Константин V вторгся в Армению и оккупировал ее части на протяжении 751 и 752 годов. Под властью аль-Мансура мусульманские армии совершали набеги на византийскую территорию. [41] Аль-Мансур был первым халифом Аббасидов, который провел встречу с Византийской империей с целью выкупа . Дипломаты на службе Константина V и аль-Мансура впервые договорились об обмене пленными в 756 году. [42]
В 763 году аль-Мансур послал свои войска, чтобы завоевать Аль-Андалус для империи Аббасидов . Но халиф Омейядов Абд ар-Рахман I успешно защитил свою территорию. Аль-Мансур отступил и после этого сосредоточил свои войска на удержании восточной части своей империи на землях, которые когда-то были частью Персии. [43]
Некоторые историки приписывают аль-Мансуру начало союза Аббасидов и Каролингов . Фактически, именно первый король Каролингов Пиппин III положил начало новой эре франконской дипломатии, отправив дипломатических посланников ко двору аль-Мансура в Багдаде в 765 году. Вполне вероятно, что Пиппин III стремился к союзу с аль-Мансуром против их общих врагов. Эмират Кордова . В 768 году послы Пиппина III вернулись во Францию вместе с послами халифа аль-Мансура. Пиппин III принял делегацию аль-Мансура в Аквитании , и в знак нового союза состоялся обмен подарками. Этот союз укрепился, когда между 797 и 807 годами король Карл Великий и халиф Харун ар-Рашид открыли посольства. [44]
Обращение Аль-Мансура со своими христианскими подданными было суровым; он «с большой энергией взимал с них подушную оплату и навешивал на них знаки рабства». [11] : 202
Семья
[ редактировать ]Первой женой Аль-Мансура была Арва, известная как Умм Муса, чья родословная восходит к цари Химьяра . [45] Ее отцом был Мансур аль-Химьяри. У нее был брат по имени Язид. [46] У нее было два сына, Мухаммед (будущий халиф аль-Махди ) и Джафар . [45] Она умерла в 764 году. [45] Другой женой была Хаммада. Ее отцом был Иса, [47] один из дядей аль-Мансура. [48] Она умерла во время халифата аль-Мансура. [47] Другой женой была Фатима . Ее отцом был Мухаммад, один из потомков Тальхи ибн Убайдуллы . У нее было три сына: Сулейман , Иса и Якуб. [46] Одной из его наложниц была курдка. Она была матерью сына аль-Мансура Джафара Ибн аль-Курдия ( Насаб в переводе означает «Сын курдской женщины»). В отличие от других его взрослых сводных братьев, о Джафаре мало что известно, и он, вероятно, не занимался политикой, не имел брака или проблем. Однако его смерть зафиксирована в дворцовых записях в 802 году нашей эры, что позволяет предположить, что он дожил до совершеннолетия и продолжал жить при дворе, а не был изгнан или умер до совершеннолетия. [46] Другой наложницей была Кали-аль Фарраша. Она была гречанкой и матерью сына аль-Мансура Салиха аль-Мискина. [46] Другой наложницей была Умм аль-Касим, чей сын аль-Касим умер в возрасте десяти лет. [46] Единственная дочь Аль-Маснура, Алия, родилась у женщины из Омейядов. Она вышла замуж за Исхака ибн Сулеймана . [46]
Смерть
[ редактировать ]Аль-Масуди пишет, что Мансур умер в субботу 6 зу аль-хиджа 158 г.х./775 г. н.э. Существуют разные версии места и обстоятельств смерти аль-Мансура. В одном сообщении рассказывается, что аль-Мансур совершал паломничество в Мекку и уже почти добрался до нее, когда смерть настигла его в месте, называемом Садом Бани Эмира, на главной дороге в Ирак, в возрасте шестидесяти трех лет. Согласно этому повествованию, он был похоронен в Мекке с открытым лицом, поскольку на нем была одежда ихрама . Вокруг Мекки было выкопано 100 могил с намерением предотвратить любые попытки найти и осквернить его кости. [49]
В другом сообщении Фадла ибн Рабиа , который утверждал, что был с Мансуром в момент его смерти, говорится, что он умер в аль-Батхе возле колодца Маймуна, в котором он должен был быть похоронен в аль-Хаджуне в шестьдесят лет. -пятилетний возраст. В этом повествовании Мансур сидел в куполообразной комнате и галлюцинировал по поводу дурных предзнаменований на стене. Когда ар-Рабия ответил: «Я не вижу ничего написанного на стене. Ее поверхность чистая и белая», — ответил аль-Мансур, — «моя душа предупреждена, что она может подготовиться к своему близкому отъезду». Достигнув колодца Маймун, он, как сообщается, сказал: «Слава Богу» и в тот же день скончался.
Когда аль-Мансур умер, в казне халифата насчитывалось 600 миллионов дирхамов и четырнадцать миллионов динаров . [8] : 33 На смертном одре Мансур сказал: «Мы пожертвовали будущей жизнью ради простой мечты!» [50]
См. также
[ редактировать ]- аль-Румия , город, временно используемый аль-Мансуром в качестве своей резиденции.
- Мечеть Байя — мечеть за пределами Мекки в Аравии. Она была построена по приказу аль-Мансура.
- Хасан ибн Зайд ибн Хасан Аббасид, губернатор Медины с 766 по 772 год.
- Ибн Исхак
- Китайско-арабские отношения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кембриджская история ислама, том 1: Формирование исламского мира , изд. Чейз Ф. Робинсон, март 2011 г.
- ^ Аль-Суюти, Тарих Аль-Холафаа (История халифов)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хоутинг, Г.Р. «Аль-Мансур: Аббасидский халиф» . Британская энциклопедия . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Наджибабади, Акбар Шах Хан (2001). История ислама (Том 2) . Даруссалам. п. 287. ИСБН 9789960892887 .
- ^ Перейти обратно: а б Такер, Эрнест (2016). Ближний Восток в современной мировой истории . Рутледж. п. 8. ISBN 9781315508245 .
- ^ Эль-Хибри 2021 , с. 41.
- ^ Адамец, Людвиг В. (2016). Исторический словарь ислама . Роуман и Литтлфилд. п. 17. ISBN 9781442277243 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сандерс, П. (1990). Золотые луга: Аббасиды МАСЮДИ. Переведено и отредактировано Лунде Полом и Стоун Кэролайн, Kegan Paul International, Лондон и Нью-Йорк, 1989 г. ISBN 0 7103 0246 0 . Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока, 24 (1), 50–51. doi:10.1017/S0026318400022549
- ^ Бобрик 2012 , с. 21.
- ^ Эксуорси, Майкл (2008); История Ирана ; Базовый, США; ISBN 978-0-465-00888-9 . п. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Айкин, Джон (1747). Общая биография: или Жизнеописания, критические и исторические, самых выдающихся людей всех возрастов, стран, условий и профессий, расположенные в алфавитном порядке . Лондон: Г.Г. и Дж. Робинсоны. п. 201. ИСБН 1333072457 .
- ^ Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Издательство Эдинбургского университета. п. 192. ИСБН 9780748630776 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мариньи, Франсуа Ожье де (1758). История арабов под управлением халифов, от Магомета, их основателя, до смерти Мостазема, пятьдесят шестого и последнего абассийского халифа; содержащий пространство в шестьсот тридцать шесть лет. С примечаниями историческими, критическими и пояснительными; вместе с генеалогическими и хронологическими таблицами; и полный указатель к каждому тому . Лондон: Лондон, Т. Пейн [и др.], с. 23 . ISBN 9781171019787 . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Малек, Ходж М. (2004). Дабуйиды Испахбады и ранние аббасидские правители Табаристана: история и нумизматика . Королевское нумизматическое общество. п. 14. ISBN 978-0-901405-83-8 .
- ^ Берки, JP (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сальваторе, Армандо; Тоттоли, Роберто; Рахими, Бабак (2018). История ислама Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. п. 125. ИСБН 9780470657546 .
- ^ Чарльз Венделл (1971). «Багдад: Imago Mundi и другие знания фонда». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 2 .
- ^ Перейти обратно: а б Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (2004). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. стр. 154–155. ISBN 9780810865686 .
- ^ Джайюси, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Андре (2008). Город в исламском мире, том 94/1 и 94/2 . БРИЛЛ. п. 225. ИСБН 9789004162402 .
- ^ Сальваторе, Армандо; Тоттоли, Роберто; Рахими, Бабак (2018). История ислама Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. п. 126. ИСБН 9780470657546 .
- ^ Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (2004). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. п. 33. ISBN 9780810865686 .
- ^ Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Издательство Эдинбургского университета. п. 193. ИСБН 9780748630776 .
- ^ ат-Табари; Уильямс, Джон Олден (1988). Ранняя империя Аббаси, Том I: Правление Абу Джафара аль-Мансура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 66–67. ISBN 0521326621 .
- ^ Бобрик 2012 , с. 13.
- ^ Такер, Эрнест (2016). Ближний Восток в современной мировой истории . Рутледж. стр. 9–10. ISBN 9781315508245 .
- ^ аль-Фусул аль-мухимма, стр.212; Далаил аль-Имама, стр. 111: Итбат аль-Васия, стр. 142.
- ^ Якуби, том III, с. 86; Мурудж ад-Захаб, том III, стр. 268–270.
- ^ Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. п. 82. ИСБН 9783030217037 .
- ^ Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. п. 85. ИСБН 9783030217037 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. п. 88. ИСБН 9783030217037 .
- ^ Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. стр. 83–84. ISBN 9783030217037 .
- ^ Селим, Сама (2017). Нация и перевод на Ближнем Востоке . Рутледж. стр. 69–70. ISBN 9781317620648 .
- ^ Селим, Сама (2017). Нация и перевод на Ближнем Востоке . Рутледж. п. 72. ИСБН 9781317620648 .
- ^ аль-Джубури, Имадалдин (2004). История исламской философии: с точки зрения греческой философии и ранней истории ислама . Авторы On Line Ltd., стр. 186–187. ISBN 9780755210114 .
- ^ Морелон, Режис (1916). Энциклопедия истории арабской науки: технологии, алхимия и науки о жизни . ЦРК Пресс. п. 910. ИСБН 9780415124126 .
- ^ Грирсон, Филип; Блэкберн, Марк А.С.; Музей, Фицуильям (5 августа 1986 г.). Средневековая европейская чеканка: с каталогом монет в музее Фицуильяма, Кембридж . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521031776 – через Google Книги.
- ^ Висвизи, Анна; Литрас, Милтиадис Д.; Альхалаби, Вади; Чжан, Си (2019). Новый Шелковый путь проходит через Аравийский полуостров: освоение глобального бизнеса и инноваций . Издательство Изумрудной группы. п. 19. ISBN 9781787566798 .
- ^ Нидэм, Джозеф; Хо, Пин-Ю; Лу, Гвей-Джен; Сивин, Натан (1980). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 4, Спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары (иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 416. ИСБН 052108573X .
- ^ Ван, Лей (2017). Самые ранние мусульманские общины в Китае (PDF) . Кираат № 8 (февраль – март 2017 г.). Центр исследований и исламских исследований короля Фейсала. п. 11. ISBN 978-603-8206-39-3 .
- ^ Ци 2010 , с. 221-227.
- ^ Уокер, Алисия (2012). Ближневосточные конфликты от Древнего Египта до XXI века: энциклопедия и сборник документов [4 тома] . Издательство Кембриджского университета. п. 258. ИСБН 9781440853531 .
- ^ Такер, Спенсер К. (2019). Император и мир: экзотические элементы и образ средневизантийской императорской власти, девятый-тринадцатый века нашей эры . АВС-КЛИО. п. 40. ИСБН 9781107004771 .
- ^ Мудрый Бауэр, Сьюзен (2010). История средневекового мира: от обращения Константина до первого крестового похода . WW Нортон и компания. п. 369. ИСБН 9780393078176 .
- ^ Тор, Дебора (2017). Империи Аббасидов и Каролингов: сравнительные исследования цивилизационного формирования . БРИЛЛ. п. 85. ИСБН 9789004353046 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, Набия (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида . Издательство Чикагского университета. стр. 15–16. ISBN 978-0-86356-031-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж ат-Табари ; Хью Кеннеди (1990). История ат-Табари Том. 29: Аль-Мансур и аль-Махди, 763–786 гг. н.э./146–169 гг . хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 148–49.
- ^ Перейти обратно: а б ас-Саи, Ибн; Турава, Шаукат М.; Брей, Джулия (2017). Книга «Женщины халифов: Женщины и двор Багдада» . Библиотека арабской литературы. Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-4798-6679-3 .
- ^ Халликан, Ибн; де Слейн, WMG (1842 г.). Биографический словарь Ибн Халликана . Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии, Том 1. с. 535.
- ^ Бобрик 2012 , с. 16
- ^ Бобрик 2012 , с. 19
Цитированные источники
[ редактировать ]- Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 978-1416567622 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2021). Аббасидский халифат: история . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-18324-7 .
- Ци, Дунфан (2010), «Золотые и серебряные изделия на месте кораблекрушения Белитунг» , Краль, Регина; Гай, Джон; Уилсон, Дж. Кейт; Рэби, Джулиан (ред.), Кораблекрушение: сокровища Тан и муссонные ветры , Вашингтон, округ Колумбия: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, стр. 221–227, ISBN 978-1-58834-305-5 , заархивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2021 г. , получено 9 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Аль-Мансура или о нем в Wikisource