Jump to content

аль-Мансур

(Перенаправлено с Аль-Мансура )

аль-Мансур
Аль-Мансур
Халиф
Амир аль-Муминин
Аббасидский халиф аль-Мансур из генеалогии (силсиланама), «Сливки историй» ( Зубдет-ут Теварих , 1598 г.)
2-й халиф Аббасидского халифата
Царствование 10 июня 754 г. - 6 октября 775 г.
Предшественник аль-Саффах
Преемник аль-Махди
Рожденный в. 714
аль-Хумайма , Иордания
Умер 6 октября 775 г. (61 год)
недалеко от Мекки , Аббасидский халифат.
Похороны
Супруги
Проблема
Имена
Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад аль-Мансур
Династия Аббасид
Отец Мухаммад ибн Али ибн Абдаллах
Мать Мир вам
Религия Хашимия Кайсаниты Шиитский ислам

Абу Джаабд Аллах ибн Аль -Мансур ( / Æ L m Æ n Æ г. н. э. 775 ; ) арабский : أبو عبد المنصور ; 95 ах – известный Союзник, Мухмад просто как его лакаб аль-Мансур (аль-Мансур), был вторым Аббасидов халифом . , правил с 136 по 158 годы хиджры (754–775 гг. Н. Э.), сменив своего брата аль-Саффаха ( годы правления 750–754 ). Он известен тем, что основал «Круглый город» Мадинат аль-Салам , который должен был стать ядром имперского Багдада .

Современные историки считают аль-Мансура настоящим основателем халифата Аббасидов, одного из крупнейших государств в мировой истории, за его роль в стабилизации и институционализации династии. [1] : 265 

Предыстория и молодость

[ редактировать ]

Согласно аль-Суюти » « Истории халифов , аль-Мансур жил с 95 по 158 год хиджры (714 г. н. э. – 6 октября 775 г. н. э.). [2] Аль-Мансур родился в доме семьи Аббасидов в Хумейме (современная Иордания ) после их эмиграции из Хиджаза в 714 году (95 г.х.). [3] Его матерью была Саллама , рабыня. [4] Аль-Мансур был братом Ас-Саффы . [5] Обоих звали Абдаллах, и, чтобы различать их, ас-Саффаха называл его кунья Абу аль-Аббас. [6]

Аль-Мансур был правнуком Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба , дяди исламского пророка Мухаммеда . [7] Брат аль-Мансура аль-Саффах начал отстаивать свои права на пост халифа в 740-х годах и проявил особую активность в Хорасане , районе, где жили неарабские мусульмане. После смерти халифа Омейядов Хишама ибн Абд аль-Малика в 743 году последовал период нестабильности. Аль-Саффах возглавил революцию Аббасидов в 747 году, и его претензии на власть были поддержаны мусульманами по всему Ираку. Он стал первым халифом халифата Аббасидов в 750 году после победы над своими соперниками. [5]

Незадолго до свержения Омейядов армией повстанцев из Хорасана, находившихся под влиянием пропаганды, распространяемой Аббасидами , последний омейядский халиф Марван II арестовал главу семьи Аббасидов, другого брата Аль-Мансура, Ибрагима. Аль-Мансур бежал с остальной частью своей семьи в Куфу , где некоторые из лидеров хорасанских повстанцев выразили свою преданность его брату аль-Саффаху. Ибрагим умер в плену, и аль-Саффах стал первым халифом Аббасидов. Во время правления своего брата аль-Мансур повел армию в Месопотамию , где получил представление от губернатора после того, как сообщил ему о смерти последнего халифа Омейядов. Последний губернатор Омейядов укрылся в Ираке в гарнизонном городе. Аль-Мансур и халиф аль-Саффа пообещали ему охранную грамоту, но после сдачи города он был казнен вместе с рядом своих последователей. [3]

Согласно книге «Золотые луга» , книге по истории на арабском языке, написанной около 947 года нашей эры, неприязнь аль-Мансура к династии Омейядов хорошо задокументирована, и, как сообщается, он говорил:

Золотой динар аль-Мансура

«Омейяды твердой рукой держали данное им правительство, защищая, оберегая и оберегая дар, дарованный им Богом. Но затем их власть перешла к их женоподобным сыновьям, единственной целью которых было удовлетворение их желаний и которые гонялись за удовольствиями, запрещенными Всемогущим Богом... Тогда Бог лишил их власти, покрыл их позором и лишил их мирских благ». [8] : 24 

Первой женой Мансура была йеменская женщина из королевской семьи; его второй был потомком героя первых мусульманских завоеваний ; его третьим был иранский слуга. Также у него было как минимум три наложницы: арабка , византийка по прозвищу «беспокойная бабочка» и курдка . [9]

Аль-Саффах умер после короткого пятилетнего правления, и аль-Мансур взял на себя ответственность за создание халифата Аббасидов. [3] удерживая власть в течение почти 22 лет, с Зу аль-Хиджа 136 года хиджры до Зу аль-Хиджа 158 года хиджры (754–775). [8] [10] Аль-Мансур был провозглашен халифом по пути в Мекку в 753 году (136 г. хиджры) и вступил в должность в следующем году. [11] Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад взял имя аль-Мансур («победоносный») и согласился сделать своего племянника Ису ибн Мусу своим преемником халифата Аббасидов. Это соглашение должно было разрешить соперничество в семье Аббасидов, но право аль-Мансура на вступление на престол было особенно оспорено его дядей Абдуллой ибн Али . Придя к власти в качестве халифа, аль-Мансур приказал заключить в тюрьму своего дядю в 754 году и убить его в 764 году. [12]

Казнь Абу Муслима и последствия

[ редактировать ]
Хорасан и другие территории во время Халифата в 750 году.

Опасаясь усиления власти аббасидского генерала Абу Муслима , завоевавшего популярность среди народа, аль-Мансур тщательно спланировал свое убийство. Абу Муслим разговаривал с халифом, когда по назначенному сигналу четверо (некоторые источники говорят, что пять) его охранников ворвались внутрь и смертельно ранили генерала. [13] Джон Айкин в своем труде «Общая биография » повествует, что Мансур, не удовлетворившись убийством, совершил «надругательства над трупом, и держал его несколько дней, чтобы засучить глаза зрелищем». [11]

Казнь Абу Муслима вызвала волнения по всей провинции Хорасан . В 755 году Сунпад , иранский дворянин из Дома Карен , возглавил восстание против аль-Мансура, взяв города Нишапур , Кумис и Рэй . В Рее он захватил сокровища Абу Муслима. Он приобрел множество сторонников из Джибала и Табаристана , в том числе Дабуидов правителя Хуршида , которому платили деньги из сокровищ. [13] : 201  Аль-Мансур приказал отряду численностью 10 000 человек под командованием командира Аббасидов Джахвара ибн Маррара аль-Лиджли без промедления двинуться в Хорасан для борьбы с восстанием. Сунпад потерпел поражение, и Аббасиды отвоевали Хорасан. [13]

Аль-Мансур послал чиновника провести инвентаризацию добычи, собранной в ходе битвы, в качестве меры предосторожности против ее приобретения его армией. Возмущенный алчностью аль-Мансура, генерал Джахвар заручился поддержкой своих войск в своих планах равномерно разделить сокровища и восстал против халифа. Это вызвало тревогу при дворе халифа, и аль-Мансур приказал Мухаммаду ибн Ашару двинуться в сторону Хорасана . Джахвар, зная, что его войска находятся в невыгодном положении, отступил в Исфахан и укрепился для подготовки. Армия Мухаммеда потеснила силы повстанцев, и Джахвар бежал в Азербайджан . Силы Джахвара потерпели поражение, но он ускользнул от преследования Мухаммеда. Эта кампания длилась с 756 по 762 год нашей эры (с 138 по 144 годы хиджры). [13] В 759 году аль-Мансур послал армию под командованием своих генералов Абу аль-Хасиба Марзука и Хазима ибн Хузаймы в Табаристан, чтобы наказать Хуршида за его поддержку Сунпада. Хуршид потерпел поражение, и Абу аль-Хасиб был назначен губернатором региона. [14]

Сместив бывшего визиря ибн Аттия аль-Бахили, аль-Мансур передал свои обязанности Абу Айюбу аль-Мурияни из Хузестана . Абу Айюб ранее был секретарем Сулеймана ибн Хабиба ибн аль-Мухаллаба, который в прошлом приговорил аль-Мансура к порке и порке на куски. Абу Айюб спас аль-Мансура от этого наказания. Тем не менее, назначив его визирем, аль-Мансур заподозрил Абу Айюба в различных преступлениях, включая вымогательство и предательство, что привело к убийству последнего. Вакантная должность секретаря была предоставлена ​​Абану ибн Садаке до смерти халифа аль-Мансура. [8] : 26 

Основание Багдада

[ редактировать ]
Карта Багдада между 767 и 912 годами нашей эры. Город был основан аль-Мансуром в 762 году.

большую армию В 757 году аль-Мансур послал в Каппадокию , которая укрепила город Малатья . В том же году он столкнулся с группой Равандийа из района Большого Хорасана , которые совершали обход вокруг его дворца в знак поклонения. [15] [11] : 201  Когда в 758/9 году жители Хорасана восстали против аль-Мансура в битве при Аль-Хашимии , Ман ибн Заида аль-Шайбани , генерал из племени Шайбан и соратник Язида ибн Умара аль-Фазари , Омейядов губернатор Ирака , появился на месте восстания полностью в маске и бросился между толпой и Мансуром, отгоняя повстанцев. Ман открывается аль-Мансуру как «тот, кого вы искали», и, услышав это, аль-Мансур даровал ему награды, почетные одежды, звания и амнистию за то, что он ранее служил династии Омейядов . [8] : 23  В 762 году два потомка Хасана ибн Али восстали в Медине и Басре. Войска Аль-Мансура разгромили повстанцев сначала в Медине, а затем в Басре. Это будет последнее крупное восстание против халифа аль-Мансура. [16]

Для закрепления своей власти аль-Мансур основал новую императорскую резиденцию и дворец-город Мадинат ас-Салам ( город мира ), который стал ядром имперской столицы Багдада . [17] Аль-Мансур заложил основы Багдада недалеко от старой столицы аль-Мадаина , на западном берегу реки Тигр , в месте, приемлемом для него и его командиров. Круглый город диаметром около 2,4 км был окружен оборонительной стеной двойной толщины с четырьмя воротами: Куфа, Сирия, Хорасан и Басра. В центре города аль-Мансур воздвиг дворец халифа и главную мечеть . [18] Аль-Мансур построил Багдад в ответ на растущую обеспокоенность главных городов Ирака , Басры и Куфы по поводу отсутствия солидности внутри режима после смерти Абу'л Аббаса (позже известного как аль-Саффах ). Другой причиной строительства новой столицы была растущая потребность в размещении и обеспечении стабильности быстро развивающейся аббасидской бюрократии, созданной под влиянием иранских идеалов. [3] Средневековые историки ат-Табари и аль-Хатиб аль-Багдади позже будут утверждать, что аль-Мансур приказал снести дворец Хосрова в Ктесифоне, чтобы материал можно было использовать для строительства города мира . [19]

Аль-Мансур реализовал свое видение мощного централизованного халифата в новой столице мусульманской империи Багдаде. В городе проживали мужчины и женщины разных вероисповеданий и культур со всего исламского мира. Население Багдада включало христианские , зороастрийские и еврейские меньшинства и общалось на арабском языке. Аль-Мансур добивался исламизации, наполняя свою администрацию мусульманами различного происхождения. [20] Багдад стал одним из прочных достижений аль-Мансура. Его правление было в основном мирным, поскольку он сосредоточился на внутренних реформах, сельском хозяйстве и покровительстве наукам. [18] таким образом, он проложил путь Багдаду к тому, чтобы стать мировым центром обучения и науки под властью седьмого аббасидского халифа аль-Мамуна . [21]

В 764 году сын аль-Мансура аль-Махди был назначен наследником халифата, имея преимущество перед племянником аль-Мансура Исой ибн Мусой , который был назначен назначенным преемником, когда аль-Мансур был коронован халифом. Этому изменению преемственности противостояли части семьи Аббасидов и некоторые союзники Исы ибн Мусы в Хорасане , но его поддержала армия Аббасидов. Аль-Мансур добивался поддержки вступления на престол своего сына с 754 года, одновременно подрывая позиции Исы ибн Мусы в армии Аббасидов. [22]

Ат-Табари пишет в своей «Истории пророков и царей» : «У Абу Джафара было зеркало, в котором он мог отличить своего врага от своего друга». [23] Аль-Мансура Секретная служба распространялась на отдаленные регионы его империи и была в курсе всего, от социальных волнений до цен на инжир, что делало Мансура очень хорошо осведомленным о своих владениях. Он вставал на рассвете, работал до вечерней молитвы . Он подал пример своему сыну и наследнику. Согласно историческим источникам, аль-Мансур советовал своему сыну: «Не откладывай сегодняшнюю работу на завтра и лично займись государственными делами. Не спи, ибо твой отец не спал с тех пор, как пришел в халифат. Ибо, когда сон находил его глаза, дух его оставался бодрствующим». Будучи особенно бережливым, аль-Мансур получил прозвище Абу ад-Дуваник («Отец мелких перемен»), внимательно следил за своими сборщиками налогов и следил за тем, чтобы государственные расходы тщательно контролировались. Сообщается, что он сказал: «У того, у кого нет денег, нет людей, а тот, у кого нет людей, наблюдает, как растут его враги». [24]

Исламские ученые под его руководством

[ редактировать ]

Алиды ближайшего , группа, происходящая от Али родственника Мухаммеда и двоюродного брата ибн Аби Талиба , воевали вместе с Аббасидами против Омейядов. Они хотели, чтобы власть была передана имаму Джафару ас-Садику , правнуку Али и одному из самых влиятельных ученых в области исламской юриспруденции того времени. Когда стало ясно, что семья Аббасидов не намерена передавать власть Алиду, группы, лояльные Али, перешли в оппозицию. [3] Когда аль-Мансур пришел к власти в качестве второго халифа Аббасидов, он начал подавлять то, что он считал крайними элементами в широкой мусульманской коалиции, которая поддержала революцию Аббасидов . Он станет первым халифом Аббасидов, который поддержит исламскую ортодоксальность как вопрос государственной политики . Хотя режим аль-Мансура не вторгался в частную сферу элиты, ортодоксальность пропагандировалась в общественных богослужениях , например, посредством организации караванов паломников . [25] Жесткое обращение Аль-Мансура с Алидами привело к восстанию в 762–763 годах, но в конечном итоге они потерпели поражение. [3]

Имам Джафар ас-Садик стал жертвой притеснений со стороны семьи Аббасидов и в ответ на его растущую популярность среди народа в конечном итоге был отравлен по приказу халифа. [26] на десятом году правления аль-Мансура. [8] : 26  Согласно ряду источников, Ханифа ан-Нуман , основавший школу юриспруденции Абу , был заключен в тюрьму аль-Мансуром. Малик ибн Анас , основатель другой школы, во время своего правления был подвергнут порке , но сам аль-Мансур не потворствовал этому. Двоюродный брат Аль-Мансура, в то время губернатор Медины , приказал порку и был за это наказан. [27] Мухаммад и Ибрагим ибн Абдаллах , внуки имама Хасана ибн Али , внука Мухаммеда , подверглись преследованиям со стороны аль-Мансура после восстания против его правления. Они избежали его преследований, но гнев аль-Мансура обрушился на их отца Абдаллу ибн Хасана и других членов его семьи. Позже сыновья Абдаллы были разбиты и убиты. [11] : 202 

Покровительство переводам и стипендиям

[ редактировать ]
Аббасидский Серебряный дирхам халифа аль-Мансура 754–775 гг.

Аль-Мансур был первым халифом Аббасидов, спонсировавшим Движение переводчиков . Аль-Мансур был особенно заинтересован в спонсировании переводов текстов по астрономии и астрологии . [28] Аль-Мансур призвал учёных к своему двору и стал известен как покровитель астрономов. [29] Когда багдадскому двору аль-Мансура был подарен « Зидж аль-Синдхинд» , индийский астрономический справочник, включавший таблицы для расчета положения небесных тел, аль-Мансур приказал перевести этот крупный индийский труд по астрономии с санскрита на арабский язык. Астрономические таблицы в арабском переводе Зидж аль-Синдхинд получили широкое распространение среди мусульманских ученых. Во время правления аль-Мансура были также переведены греческие произведения, такие как и » Птолемея «Альмагест « Евклида » Начала . [30]

Аль-Мансур перевел персидские книги по астрономии, математике, медицине, философии и другим наукам в рамках систематической кампании по сбору знаний. [31] Перевод персидских книг был частью растущего интереса к древнему иранскому наследию и персидскому движению возрождения, которое спонсировал аль-Мансур. Перевод и изучение произведений на пехлеви , доисламском языке Персии, вошли в моду среди интеллектуалов и авторов, поддерживавших халифат Аббасидов . [32] Правительственные секретари персидского происхождения в администрации аль-Мансура спонсировали переводы текстов Пехлеви по истории и принципам королевской администрации. Популярные арабские переводы были сделаны Ибн аль-Мукаффой текстов, документирующих системы и иерархию Сасанидской империи . [33]

Аль-Мансур был очень заинтересован в качестве перевода и дважды заплатил аль-Хаджаджу ибн Юсуфу ибн Матару Евклида за перевод «Начал» . [30] Аль-Мансур заплатил врачу Джабрилю ибн Бухтишу за написание арабских переводов медицинских книг. [30] а первые арабские переводы медицинских текстов, написанных Галеном и Гиппократом, были сделаны официальным переводчиком аль-Мансура. [34] В 765 году аль-Мансур страдал от болезни желудка и вызвал христианского сирийско -говорящего врача Джурджиса ибн Бухтишу из Гундешапура в Багдад для лечения. Поступая таким образом, аль-Мансур положил начало традиции среди халифов Аббасидов, которые платили врачам из семьи несторианцев-христиан Бухтишу за то, чтобы те оказывали им помощь и писали оригинальные арабские медицинские трактаты, а также переводили медицинские тексты на арабский язык. [35]

Внешняя политика

[ редактировать ]
Манкус , выпущенный при саксонском короле Мерсии Оффе (757–796), скопированный с золотого динара времен правления аль-Мансура. Он сочетает в себе латинскую легенду OFFA REX с арабскими легендами. Дату 157 г. хиджры (773–774 гг.) можно прочитать. [36] Британский музей .

В 751 году первый халиф Аббасидов аль-Саффах разгромил китайскую династию Тан в битве при Таласе . Китайские источники сообщают, что аль-Мансур регулярно отправлял свои дипломатические делегации в Китай. Делегации Аль-Мансура были известны в Китае как Хэйи Даши ( «Арабы в черной одежде »). [37] В 756 году аль-Мансур послал 3000 наемников на помощь императору Тан Сузонгу в восстании Ань Лушаня. [38] Резня иностранных арабских и персидских купцов-мусульман, устроенная бывшим генералом повстанцев Янь Тянь Шэнгуном, произошла во время восстания Ань Лушань во время резни в Янчжоу (760 г.) , [39] [40]

Византийский , император Константин V использовал слабость халифата Омейядов чтобы вернуть себе земли у мусульманских правителей. После того, как халифат Омейядов потерпел поражение от предшественника аль-Мансура аль-Саффы , Константин V вторгся в Армению и оккупировал ее части на протяжении 751 и 752 годов. Под властью аль-Мансура мусульманские армии совершали набеги на византийскую территорию. [41] Аль-Мансур был первым халифом Аббасидов, который провел встречу с Византийской империей с целью выкупа . Дипломаты на службе Константина V и аль-Мансура впервые договорились об обмене пленными в 756 году. [42]

В 763 году аль-Мансур послал свои войска, чтобы завоевать Аль-Андалус для империи Аббасидов . Но халиф Омейядов Абд ар-Рахман I успешно защитил свою территорию. Аль-Мансур отступил и после этого сосредоточил свои войска на удержании восточной части своей империи на землях, которые когда-то были частью Персии. [43]

Некоторые историки приписывают аль-Мансуру начало союза Аббасидов и Каролингов . Фактически, именно первый король Каролингов Пиппин III положил начало новой эре франконской дипломатии, отправив дипломатических посланников ко двору аль-Мансура в Багдаде в 765 году. Вполне вероятно, что Пиппин III стремился к союзу с аль-Мансуром против их общих врагов. Эмират Кордова . В 768 году послы Пиппина III вернулись во Францию ​​вместе с послами халифа аль-Мансура. Пиппин III принял делегацию аль-Мансура в Аквитании , и в знак нового союза состоялся обмен подарками. Этот союз укрепился, когда между 797 и 807 годами король Карл Великий и халиф Харун ар-Рашид открыли посольства. [44]

Обращение Аль-Мансура со своими христианскими подданными было суровым; он «с большой энергией взимал с них подушную оплату и навешивал на них знаки рабства». [11] : 202 

Первой женой Аль-Мансура была Арва, известная как Умм Муса, чья родословная восходит к цари Химьяра . [45] Ее отцом был Мансур аль-Химьяри. У нее был брат по имени Язид. [46] У нее было два сына, Мухаммед (будущий халиф аль-Махди ) и Джафар . [45] Она умерла в 764 году. [45] Другой женой была Хаммада. Ее отцом был Иса, [47] один из дядей аль-Мансура. [48] Она умерла во время халифата аль-Мансура. [47] Другой женой была Фатима . Ее отцом был Мухаммад, один из потомков Тальхи ибн Убайдуллы . У нее было три сына: Сулейман , Иса и Якуб. [46] Одной из его наложниц была курдка. Она была матерью сына аль-Мансура Джафара Ибн аль-Курдия ( Насаб в переводе означает «Сын курдской женщины»). В отличие от других его взрослых сводных братьев, о Джафаре мало что известно, и он, вероятно, не занимался политикой, не имел брака или проблем. Однако его смерть зафиксирована в дворцовых записях в 802 году нашей эры, что позволяет предположить, что он дожил до совершеннолетия и продолжал жить при дворе, а не был изгнан или умер до совершеннолетия. [46] Другой наложницей была Кали-аль Фарраша. Она была гречанкой и матерью сына аль-Мансура Салиха аль-Мискина. [46] Другой наложницей была Умм аль-Касим, чей сын аль-Касим умер в возрасте десяти лет. [46] Единственная дочь Аль-Маснура, Алия, родилась у женщины из Омейядов. Она вышла замуж за Исхака ибн Сулеймана . [46]

Аль-Масуди пишет, что Мансур умер в субботу 6 зу аль-хиджа 158 г.х./775 г. н.э. Существуют разные версии места и обстоятельств смерти аль-Мансура. В одном сообщении рассказывается, что аль-Мансур совершал паломничество в Мекку и уже почти добрался до нее, когда смерть настигла его в месте, называемом Садом Бани Эмира, на главной дороге в Ирак, в возрасте шестидесяти трех лет. Согласно этому повествованию, он был похоронен в Мекке с открытым лицом, поскольку на нем была одежда ихрама . Вокруг Мекки было выкопано 100 могил с намерением предотвратить любые попытки найти и осквернить его кости. [49]

В другом сообщении Фадла ибн Рабиа , который утверждал, что был с Мансуром в момент его смерти, говорится, что он умер в аль-Батхе возле колодца Маймуна, в котором он должен был быть похоронен в аль-Хаджуне в шестьдесят лет. -пятилетний возраст. В этом повествовании Мансур сидел в куполообразной комнате и галлюцинировал по поводу дурных предзнаменований на стене. Когда ар-Рабия ответил: «Я не вижу ничего написанного на стене. Ее поверхность чистая и белая», — ответил аль-Мансур, — «моя душа предупреждена, что она может подготовиться к своему близкому отъезду». Достигнув колодца Маймун, он, как сообщается, сказал: «Слава Богу» и в тот же день скончался.

Когда аль-Мансур умер, в казне халифата насчитывалось 600 миллионов дирхамов и четырнадцать миллионов динаров . [8] : 33  На смертном одре Мансур сказал: «Мы пожертвовали будущей жизнью ради простой мечты!» [50]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кембриджская история ислама, том 1: Формирование исламского мира , изд. Чейз Ф. Робинсон, март 2011 г.
  2. ^ Аль-Суюти, Тарих Аль-Холафаа (История халифов)
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хоутинг, Г.Р. «Аль-Мансур: Аббасидский халиф» . Британская энциклопедия . Проверено 16 января 2018 г.
  4. ^ Наджибабади, Акбар Шах Хан (2001). История ислама (Том 2) . Даруссалам. п. 287. ИСБН  9789960892887 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Такер, Эрнест (2016). Ближний Восток в современной мировой истории . Рутледж. п. 8. ISBN  9781315508245 .
  6. ^ Эль-Хибри 2021 , с. 41.
  7. ^ Адамец, Людвиг В. (2016). Исторический словарь ислама . Роуман и Литтлфилд. п. 17. ISBN  9781442277243 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сандерс, П. (1990). Золотые луга: Аббасиды МАСЮДИ. Переведено и отредактировано Лунде Полом и Стоун Кэролайн, Kegan Paul International, Лондон и Нью-Йорк, 1989 г. ISBN   0 7103 0246 0 . Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока, 24 (1), 50–51. doi:10.1017/S0026318400022549
  9. ^ Бобрик 2012 , с. 21.
  10. ^ Эксуорси, Майкл (2008); История Ирана ; Базовый, США; ISBN   978-0-465-00888-9 . п. 81.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Айкин, Джон (1747). Общая биография: или Жизнеописания, критические и исторические, самых выдающихся людей всех возрастов, стран, условий и профессий, расположенные в алфавитном порядке . Лондон: Г.Г. и Дж. Робинсоны. п. 201. ИСБН  1333072457 .
  12. ^ Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Издательство Эдинбургского университета. п. 192. ИСБН  9780748630776 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Мариньи, Франсуа Ожье де (1758). История арабов под управлением халифов, от Магомета, их основателя, до смерти Мостазема, пятьдесят шестого и последнего абассийского халифа; содержащий пространство в шестьсот тридцать шесть лет. С примечаниями историческими, критическими и пояснительными; вместе с генеалогическими и хронологическими таблицами; и полный указатель к каждому тому . Лондон: Лондон, Т. Пейн [и др.], с. 23 . ISBN  9781171019787 . Проверено 7 января 2018 г.
  14. ^ Малек, Ходж М. (2004). Дабуйиды Испахбады и ранние аббасидские правители Табаристана: история и нумизматика . Королевское нумизматическое общество. п. 14. ISBN  978-0-901405-83-8 .
  15. ^ Берки, JP (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  16. ^ Сальваторе, Армандо; Тоттоли, Роберто; Рахими, Бабак (2018). История ислама Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. п. 125. ИСБН  9780470657546 .
  17. ^ Чарльз Венделл (1971). «Багдад: Imago Mundi и другие знания фонда». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 2 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (2004). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. стр. 154–155. ISBN  9780810865686 .
  19. ^ Джайюси, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Андре (2008). Город в исламском мире, том 94/1 и 94/2 . БРИЛЛ. п. 225. ИСБН  9789004162402 .
  20. ^ Сальваторе, Армандо; Тоттоли, Роберто; Рахими, Бабак (2018). История ислама Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. п. 126. ИСБН  9780470657546 .
  21. ^ Гариб, Эдмунд А.; Догерти, Бет (2004). Исторический словарь Ирака . Пугало Пресс. п. 33. ISBN  9780810865686 .
  22. ^ Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Издательство Эдинбургского университета. п. 193. ИСБН  9780748630776 .
  23. ^ ат-Табари; Уильямс, Джон Олден (1988). Ранняя империя Аббаси, Том I: Правление Абу Джафара аль-Мансура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 66–67. ISBN  0521326621 .
  24. ^ Бобрик 2012 , с. 13.
  25. ^ Такер, Эрнест (2016). Ближний Восток в современной мировой истории . Рутледж. стр. 9–10. ISBN  9781315508245 .
  26. ^ аль-Фусул аль-мухимма, стр.212; Далаил аль-Имама, стр. 111: Итбат аль-Васия, стр. 142.
  27. ^ Якуби, том III, с. 86; Мурудж ад-Захаб, том III, стр. 268–270.
  28. ^ Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. п. 82. ИСБН  9783030217037 .
  29. ^ Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. п. 85. ИСБН  9783030217037 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. п. 88. ИСБН  9783030217037 .
  31. ^ Бсоул, Лабиб Ахмед (2019). Переводческое движение и аккультурация в средневековом исламском мире . Спрингер. стр. 83–84. ISBN  9783030217037 .
  32. ^ Селим, Сама (2017). Нация и перевод на Ближнем Востоке . Рутледж. стр. 69–70. ISBN  9781317620648 .
  33. ^ Селим, Сама (2017). Нация и перевод на Ближнем Востоке . Рутледж. п. 72. ИСБН  9781317620648 .
  34. ^ аль-Джубури, Имадалдин (2004). История исламской философии: с точки зрения греческой философии и ранней истории ислама . Авторы On Line Ltd., стр. 186–187. ISBN  9780755210114 .
  35. ^ Морелон, Режис (1916). Энциклопедия истории арабской науки: технологии, алхимия и науки о жизни . ЦРК Пресс. п. 910. ИСБН  9780415124126 .
  36. ^ Грирсон, Филип; Блэкберн, Марк А.С.; Музей, Фицуильям (5 августа 1986 г.). Средневековая европейская чеканка: с каталогом монет в музее Фицуильяма, Кембридж . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521031776 – через Google Книги.
  37. ^ Висвизи, Анна; Литрас, Милтиадис Д.; Альхалаби, Вади; Чжан, Си (2019). Новый Шелковый путь проходит через Аравийский полуостров: освоение глобального бизнеса и инноваций . Издательство Изумрудной группы. п. 19. ISBN  9781787566798 .
  38. ^ Нидэм, Джозеф; Хо, Пин-Ю; Лу, Гвей-Джен; Сивин, Натан (1980). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 4, Спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары (иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 416. ИСБН  052108573X .
  39. ^ Ван, Лей (2017). Самые ранние мусульманские общины в Китае (PDF) . Кираат № 8 (февраль – март 2017 г.). Центр исследований и исламских исследований короля Фейсала. п. 11. ISBN  978-603-8206-39-3 .
  40. ^ Ци 2010 , с. 221-227.
  41. ^ Уокер, Алисия (2012). Ближневосточные конфликты от Древнего Египта до XXI века: энциклопедия и сборник документов [4 тома] . Издательство Кембриджского университета. п. 258. ИСБН  9781440853531 .
  42. ^ Такер, Спенсер К. (2019). Император и мир: экзотические элементы и образ средневизантийской императорской власти, девятый-тринадцатый века нашей эры . АВС-КЛИО. п. 40. ИСБН  9781107004771 .
  43. ^ Мудрый Бауэр, Сьюзен (2010). История средневекового мира: от обращения Константина до первого крестового похода . WW Нортон и компания. п. 369. ИСБН  9780393078176 .
  44. ^ Тор, Дебора (2017). Империи Аббасидов и Каролингов: сравнительные исследования цивилизационного формирования . БРИЛЛ. п. 85. ИСБН  9789004353046 .
  45. ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, Набия (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида . Издательство Чикагского университета. стр. 15–16. ISBN  978-0-86356-031-6 .
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и ж ат-Табари ; Хью Кеннеди (1990). История ат-Табари Том. 29: Аль-Мансур и аль-Махди, 763–786 гг. н.э./146–169 гг . хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 148–49.
  47. ^ Перейти обратно: а б ас-Саи, Ибн; Турава, Шаукат М.; Брей, Джулия (2017). Книга «Женщины халифов: Женщины и двор Багдада» . Библиотека арабской литературы. Нью-Йорк Пресс. ISBN  978-1-4798-6679-3 .
  48. ^ Халликан, Ибн; де Слейн, WMG (1842 г.). Биографический словарь Ибн Халликана . Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии, Том 1. с. 535.
  49. ^ Бобрик 2012 , с. 16
  50. ^ Бобрик 2012 , с. 19

Цитированные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
аль-Мансур
Родился: ок. 714 г. н.э.   Умер: ок. 775 г. н.э.
Титулы шиитского ислама
Предшественник Имам шиитов Хашимия - Кайсанитов
10 июня 754 г. - 6 октября 775 г.
Преемник
Халиф Аббасидского халифата
10 июня 754 г. - 6 октября 775 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc98e6e45ac82e55f73f71647ecffdb2__1722561960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/b2/bc98e6e45ac82e55f73f71647ecffdb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Mansur - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)