Боинг RC-135
RC-135 | |
---|---|
![]() Самолет-разведчик RC-135 Rivet Joint в полете. | |
Общая информация | |
Тип | Самолет-разведчик |
Производитель | Боинг (планер) L3Харрис Технологии |
Статус | Активный |
Основные пользователи | ВВС США |
Количество построенных | Всего 32 планера во всех итерациях |
История | |
Дата введения | 1961 |
Разработано на основе | Боинг C-135 Стратолифтер |
Boeing RC-135 — семейство больших самолетов-разведчиков, построенных компанией Boeing и модифицированных рядом компаний, включая General Dynamics , Lockheed , LTV , E-Systems и L3 Technologies , и используемых ВВС США и Royal Air. Силы для поддержки потребителей разведывательных данных на театральном и национальном уровне, предоставляя возможности сбора, анализа и распространения на месте событий практически в реальном времени.
На базе планера C-135 Stratolifter с 1961 года на вооружении находятся различные типы RC-135. В отличие от C-135 и KC-135, которые признаны компанией Boeing как модель 717 , [ 3 ] [ 4 ] большая часть нынешнего парка RC-135, за исключением RC-135W ВВС Великобритании, внутри обозначается как Модель 739 компании . Многие варианты неоднократно модифицировались, что привело к появлению большого разнообразия обозначений, конфигураций и названий программ.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1962 году первый вариант RC-135, RC-135A, был заказан ВВС США для замены Boeing RB-50 Superfortress . Первоначально было заказано девять машин, но позже их число сократили до четырех. Компания Boeing присвоила этому варианту обозначение Boeing 739-700, но это был модифицированный вариант KC-135A, находившийся тогда в производстве. Они использовали те же турбореактивные двигатели Pratt & Whitney J57, что и танкер, и размещали камеры в отсеке сразу за нишей носового колеса, где обычно располагался носовой топливный бак. У них не было системы дозаправки в воздухе, и они использовались для фотографических и геодезических задач. Хотя RC-135A был первым обозначением в семействе RC-135, это был не первый RC-135, находящийся на вооружении. Эта награда принадлежит RC-135S, который начал выполнять оперативные разведывательные миссии в 1961 году, а в 1962 году последовал RC-135D.
Следующим заказанным вариантом был RC-135B, который будет использоваться в качестве самолета электронной разведки для замены Boeing RB-47H Stratojet , платформы SIGINT . В отличие от более ранних вариантов, RC-135B имели ТРДД Pratt & Whitney TF33 , а не более старые J57. Эти десять самолетов были доставлены непосредственно компании Martin Aircraft начиная с 1965 года для установки комплекта оперативной электроники. К 1967 году они появились как RC-135C и в том же году все поступили на вооружение. Заправочная стрела не была установлена, а пост оператора стрелы использовался как фотоотсек для камеры КА-59. Внешне самолет отличался крупными щечными обтекателями антенны на носовой части фюзеляжа.
RC-135B были последними построенными новыми самолетами. Все последующие варианты разведчиков представляли собой модифицированные самолеты либо из более ранних вариантов RC-135, либо из танкеров и транспортников.
В 2005 году парк RC-135 завершил серию значительных модернизаций планера, навигации и силовой установки, включая замену двигателя с TF33 на двигатели CFM International CFM-56 (F108), используемые на KC-135R и T Stratotanker , а также модернизация приборов и навигационных систем кабины экипажа до стандарта Программы модернизации авионики (AMP). Стандарт AMP включает преобразование аналоговых показаний в цифровую конфигурацию стеклянной кабины .
Операционная история
[ редактировать ]Нынешний парк RC-135 представляет собой последнюю версию модификаций этого парка самолетов, выпущенных в начале 1960-х годов. Первоначально использовавшиеся Стратегическим авиационным командованием для разведки, парк RC-135 за время своего пребывания участвовал во всех вооруженных конфликтах с участием войск США. RC-135 поддерживали операции во Вьетнамской войне , на Средиземном море для операции «Каньон Эльдорадо» , на Гренаде для операции «Срочная ярость» , в Панаме для операции «Правое дело» , на Балканах для операций «Делиберат Форс» и «Союзная сила» , а также в Юго-Западной Азии для операций «Щит пустыни» , «Буря в пустыне» , Несокрушимая свобода и свобода Ирака . RC-135 постоянно присутствуют в Юго-Западной Азии с начала 1990-х годов. Они были стойкими приверженцами операций «холодной войны», выполняя миссии по периферии СССР и его государств-сателлитов в Европе и по всему миру.
Первоначально все RC-135 эксплуатировались Стратегическим авиационным командованием . С 1992 года они приписаны к воздушному боевому командованию . Парк RC-135 постоянно базируется на базе ВВС Оффутт , штат Небраска , и управляется 55-м авиакрылом , используя передовые оперативные базы по всему миру. [ 5 ]
9 августа 2010 года программа Rivet Joint отметила 20-летие непрерывной службы в Центральном командовании , начиная с начала Desert Shield . Это самое продолжительное непрерывное присутствие любого самолета на вооружении ВВС. За это время он совершил более 8000 боевых вылетов. [ 6 ] поддержка воздушных и наземных сил операций «Буря в пустыне» , «Щит пустыни» , «Северный дозор» , «Южный дозор» , «Иракская свобода» и «Несокрушимая свобода» .
Великобритании В марте 2010 года министерство обороны объявило, что достигло соглашения с правительством США о покупке трех самолетов RC-135W Rivet Joint для замены Nimrod R1 , снятого с вооружения в июне 2011 года. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Самолет, получивший обозначение Airseeker, планировалось поставить к 2017 году, общая стоимость которого составит около 650 миллионов фунтов стерлингов, включая обеспечение наземной инфраструктуры, обучение персонала и наземные вспомогательные системы. [ 10 ] [ 11 ] В 2013 году правительство Великобритании подтвердило, что экипажи 51-й эскадрильи Королевских ВВС с 2011 года тренировались и действовали вместе со своими коллегами из ВВС США, налетав более 32 000 часов и совершив 1800 боевых вылетов в составе 55-го крыла на авиабазе Оффутт . [ 12 ]
ВВС Великобритании получили первый RC-135W в сентябре 2013 года, который был развернут с июля 2014 года для поддержки действий коалиции против Исламского Государства Ирак и боевиков Леванта в Ираке. [ 13 ] Второй самолет был доставлен на семь месяцев раньше запланированного срока в сентябре 2015 года, в него было включено более шестидесяти усовершенствований, начиная от модернизации систем управления самолетом и заканчивая усовершенствованиями двигателей, обеспечивающими повышенную топливную экономичность и долговечность. Со временем такие же обновления получит и первый Airseeker. [ 11 ] Самолет будет дозаправляться в воздухе на танкерах ВВС США, базирующихся в Европе, поскольку Великобритания не имеет самолетов-заправщиков, оборудованных стрелой, и не планирует адаптировать самолеты, оборудованные тормозной системой. [ 14 ]
Разведывательные самолеты ВВС США и Королевских ВВС RC-135W Rivet Joint неоднократно использовались для проведения разведывательных миссий вокруг Польши и российского анклава Калининграда во время российского вторжения на Украину в 2022 году . Заявленные цели включают в себя передачу четкого сигнала о том, что США и, следовательно, НАТО осведомлены о передвижениях России в районе боевых действий. [ 15 ] [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]Разведывательные платформы КС-135А
[ редактировать ]По крайней мере четыре танкера КС-135А были переоборудованы в самодельные разведывательные платформы без изменения обозначения Mission Design Series (MDS). КС-135А 55–3121, 55–3127, 59–1465 и 59-1514 были модифицированы, начиная с 1961 года. В том же году Советский Союз объявил о своем намерении взорвать термоядерное устройство на Новой Земле мощностью 100 мегатонн , так называемую Царь-бомбу. . Стенд КС-135А (55–3127) был модифицирован по программе «Большое Сафари» в конфигурацию SPEED LIGHT BRAVO с целью получения разведывательной информации по результатам испытаний. Успех миссии побудил переоборудовать дополнительные самолеты для сбора разведывательной информации.
KC-135R Подставка для заклепок / Заклепка Quick
[ редактировать ]Не путать с танкером-заправщиком KC-135R с двигателем CFM F108. KC-135R MDS был применен в 1963 году на трех разведывательных самолетах KC-135A в рамках программы Rivet Stand . Это три самолета: 55–3121, 59–1465 и 59–1514. Четвертый серийный номер. 58–0126, был переоборудован в 1969 году для замены 1465, разбившегося в 1967 году. Внешне самолеты на протяжении всей своей карьеры имели различные конфигурации, но в целом их отличали пять антенн «полотенцедержатель» вдоль позвоночника верхней части фюзеляжа и обтекатель внизу. носовая часть фюзеляжа.
Первые три самолета сохранили стандартный носовой обтекатель танкера, а 58-0126 был оснащен обтекателем «свиной нос», обычно ассоциирующимся с RC-135. Вместо заправочной стрелы была установлена трапециевидная конструкция, которая использовалась для закрепления на проводе аэродинамической формы со специализированной приемной решеткой, в просторечии известной как «бливет». Сообщалось, что он использовался для миссий «Вересковый патч» и «Боевой лев». На каждой стороне носовой части фюзеляжа имелось четыре небольших оптически плоских окна.
В некоторых миссиях на каждой стороне носовой части фюзеляжа устанавливалась небольшая конструкция, похожая на крыло, в которой размещались датчики, а под ней - диагональная распорка. После потери 59–1465 KC-135A 58-0126 был модифицирован до этого стандарта под рабочим названием Rivet Quick . Все четыре самолета были потеряны в результате аварий или переоборудованы в топливозаправщики КС-135Р. Они являются одними из немногих танкеров КС-135, оснащенных резервуаром для дозаправки в воздухе над кабиной пилота, оставшимся от их службы в качестве платформ для сбора разведывательной информации.
KC-135T Челюсть кобры
[ редактировать ]В 1969 году KC-135R 55-3121 был модифицирован компанией Lockheed Air Services до уникальной конфигурации KC-135T под названием программы Cobra Jaw. Внешне отличавшийся обтекателем в форме «свиного носа», самолет имел вращающиеся приемные антенны «клык» под носовым обтекателем, большую лопастную антенну над носовой частью фюзеляжа, одиночную антенну «полотенцедержатель» на хребте, каплевидные антенны в передней части горизонтального. стабилизаторы с каждой стороны и трапециевидная конструкция вместо заправочной стрелы. На носу самолета ненадолго было изображено мультяшное изображение кобры Ford Cobra Jet. Позже он был модифицирован в RC-135T Rivet Dandy.
RC-135А
[ редактировать ]Четыре RC-135A (от 63-8058 до 8061) были фотокартографическими платформами, которые некоторое время использовались Службой аэрофотографической и картографической службы, базирующейся на базе ВВС Тернер , штат Джорджия , а затем на базе ВВС Форбс , штат Канзас, в составе 1370-го фотографического картографического крыла. . Вскоре миссию взяли на себя спутники, а RC-135A были демодифицированы и использовались для различных других целей, таких как транспортировка персонала и обучение экипажа. [ 4 ]
В начале 1980-х годов они были переоборудованы в танкеры под обозначением КС-135D той же базовой конфигурации, что и КС-135А, а затем и Е, плюс некоторое оставшееся оборудование специального назначения. Из-за задержек с переустановкой исходного оборудования RC-135A были последними из всей серии C-135, поставленными ВВС США. Номер модели Boeing RC-135A — 739-700. [ 4 ]
RC-135B
[ редактировать ]Поставляемая версия RC-135. RC-135B никогда не использовался в эксплуатации, поскольку на нем не было установленного Boeing оборудования. Вся производственная партия из десяти самолетов RC-135B была доставлена непосредственно компании Martin Aircraft в Балтиморе, штат Мэриленд, для модификации и установки оборудования миссии в рамках программы Big Safari . По завершении RC-135B были переименованы в RC-135C. Номер модели Boeing RC-135B — 739-445B. [ 4 ]
RC-135C Большая команда
[ редактировать ]Модифицированный и переименованный самолет RC-135B, используемый для выполнения задач стратегической разведки, оснащенный системой электронной разведки AN/ASD-1 ( ELINT ). Эта система характеризовалась большими «щечными» отсеками в носовой части фюзеляжа, содержащими автоматизированную систему определения местоположения излучателей ELINT (AEELS – не бортовой радиолокатор бокового обзора – SLAR, как часто цитируется), а также множество других антенн и положение камеры в Дозаправочная площадка в хвостовой части фюзеляжа. Экипаж самолета состоял из двух пилотов, двух штурманов, многочисленных специалистов по сбору разведывательной информации, техников по летному обслуживанию и бортовых лингвистов. Когда RC-135C был полностью развернут, SAC смогла вывести свой парк самолетов RB-47H Stratojet из активной разведывательной деятельности. Все десять продолжают служить в качестве платформ RC-135V Rivet Joint или RC-135U Combat Sent.
RC-135D Офисный мальчик / Заклепка Латунь
[ редактировать ]RC-135D, первоначально обозначенные как KC-135A-II, были первыми самолетами C-135 с разведывательной конфигурацией, получившими префикс MDS «R», хотя они не были первыми самолетами семейства C-135, предназначенными для разведки. В 1962 году они были доставлены на базу ВВС Эйлсон , Аляска, в рамках проекта Office Boy. Серийные номера: 60–0356, 60–0357 и 60–0362. В 1963 году самолет приступил к боевым вылетам. Эти три самолета были заказаны как танкеры KC-135A, но доставлены без дозаправочных штанг и известны как «фальшивые C-135A» до поставки первого настоящего грузового самолета C-135A в 1961 году. [ 17 ]
Основная миссия Rivet Brass пролетела вдоль северной границы Советского Союза, часто в качестве шаттла между Эйлсоном и ВВС Великобритании Аппер-Хейфорд , Оксфордшир, а затем ВВС Великобритании Милденхолл , Саффолк, Великобритания. RC-135D также использовался в Юго-Восточной Азии в периоды, когда RC-135M (см. Ниже) был недоступен. В конце 1970-х годов, с расширением парка RC-135 с турбовентиляторными двигателями TF33, RC-135D были переоборудованы в танкеры и остаются на вооружении как KC-135R с приемником. [ 17 ]
RC-135E Лиза Энн / Заклепка Янтарь
[ редактировать ]Первоначально обозначенный C-135B-II, проектное название Lisa Ann, RC-135E Rivet Amber был единственным в своем роде самолетом, оснащенным большой Hughes Aircraft мощностью 7 МВт. радиолокационной системой с фазированной решеткой [ 18 ] Первоначально поставленный как C-135B, 62-4137 эксплуатировался со базы ВВС Шемя на Аляске с 1966 по 1969 год. Его операции выполнялись совместно с самолетами RC-135S Rivet Ball (см. ниже). Одна только радиолокационная система весила более 35 000 фунтов и стоила более 35 миллионов долларов США (долларов 1960 года), что делало Rivet Amber одновременно самым тяжелым летающим самолетом на базе C-135 и самым дорогим самолетом ВВС для своего времени. Это препятствовало прямому контакту передней и кормовой частей экипажа после посадки в самолет. [ 19 ]
Система могла отслеживать объект размером с футбольный мяч на расстоянии 300 миль (480 км). Его задача заключалась в наблюдении за испытаниями советских баллистических ракет на этапе спуска в атмосферу. Потребность в мощности для радара с фазированной решеткой была огромной, что потребовало дополнительного источника питания. Он представлял собой турбовальный двигатель Lycoming T55-L5, расположенный в отсеке под левой внутренней секцией крыла и приводящий в действие генератор мощностью 350 кВА, предназначенный для питания оборудования миссии. [ 19 ]
На противоположном крыле, в том же месте, находился коробчатый теплообменник, обеспечивающий охлаждение массивных электронных компонентов на борту самолета. Такая конфигурация привела к ошибочному впечатлению, будто самолет имел шесть двигателей. 5 июня 1969 года «Ривет Эмбер» пропал в море во время парома из Шеми на авиабазу Эйлсон для проведения технического обслуживания. Никаких следов самолета или его экипажа обнаружено не было. [ 20 ]
Карточка с заклепками RC-135M
[ редактировать ]RC-135M был промежуточным типом с более ограниченными возможностями ELINT, чем RC-135C, но с обширными дополнительными возможностями COMINT. Они были переоборудованы из транспортных средств C-135B военного воздушного командования и эксплуатировались 82-й разведывательной эскадрильей во время войны во Вьетнаме с авиабазы Кадена , собирая радиоразведку над Тонкинским заливом и Лаосом под названием программы Combat Apple, первоначально Burning Candy. [ 21 ] Самолетов RC-135М было шесть: 62–4131, 62–4132, 62–4134, 62–4135, 62–4138 и 62–4139. Позже все они были модифицированы и к началу 1980-х годов продолжали эксплуатироваться как RC-135W Rivet Joints. [ 22 ]
RC-135S Нэнси Рэй / Ванда Белль / Заклепочный шар
[ редактировать ]Rivet Ball был предшественником программы Cobra Ball и был начат с одного RC-135S (серийный номер 59–1491, ранее JKC-135A) 31 декабря 1961 года. Самолет впервые эксплуатировался в рамках проекта Нэнси Рэй в качестве актива ВВС. Systems Command , а позже как разведывательная платформа RC-135S Стратегического авиационного командования в рамках проекта Wanda Belle. Название Rivet Ball было присвоено в январе 1967 года. Самолет эксплуатировался с авиабазы Шемия на Аляске. Как и большинство других вариантов RC-135, RC-135S имел удлиненный носовой обтекатель, в котором размещалась приемная антенна S-диапазона . [ 18 ] [ 23 ]
Самолет имел десять больших оптически плоских кварцевых окон для камер слежения в правой части фюзеляжа. В отличие от любого другого RC-135S, Rivet Ball имел купол из плексигласа, установленный в центре верхней части фюзеляжа для положения ручного слежения. Он получил первую фотографическую документацию испытаний советской многозарядной ракеты (MRV) 4 октября 1968 года. 13 января 1969 года Rivet Ball был уничтожен, когда он вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при приземлении в Шеми, без человеческих жертв. [ 18 ] [ 23 ]
RC-135S Шар кобры
[ редактировать ]
RC -135S Cobra Ball — это сборщик измерительной и сигнатурной разведки (MASINT), оснащенный специальными электрооптическими приборами, такими как всепогодный радар слежения и средневолновая инфракрасная решетка (MIRA), предназначенный для наблюдения за полетами баллистических ракет на большом расстоянии. [ 24 ] Cobra Ball отслеживает сигналы, связанные с ракетами, и отслеживает ракеты на этапах разгона и входа в атмосферу, обеспечивая разведку для проверки договора и распространения баллистических ракет на театре военных действий . Самолеты представляют собой сильно модифицированные C-135B. [ 5 ] Правое крыло и двигатели традиционно окрашены в черный цвет, чтобы уменьшить солнечные блики для камер слежения. [ 25 ]
На вооружении находятся три самолета, приписанных к 55-му крылу базирующейся 45-й разведывательной эскадрильи, на базе ВВС Оффутт , Небраска. Самолеты Cobra Ball изначально были приписаны к Шеме и использовались для наблюдения за испытаниями баллистических ракет на полуострове Камчатка совместно с Cobra Dane и Cobra Judy . В 1969 году два самолета были переоборудованы в Cobra Ball. После потери самолета в 1981 году еще один самолет был переоборудован в 1983 году. В 1995 году единственный RC-135X был преобразован в RC-135S в дополнение к другому самолету.
RC-135T Заклепка Денди
[ редактировать ]В 1971 году KC-135T 55-3121 был модифицирован до конфигурации RC-135T Rivet Dandy. Он использовался для пополнения парка RC-135C/D/M, которого тогда не хватало из-за продолжающихся модернизаций, требующих вывода планеров из эксплуатации. Он действовал в соответствии с оперативным приказом Burning Candy. В 1973 году оборудование SIGINT с самолета было снято и передано на KC-135R 58–0126, в результате чего 55-3121 взял на себя роль учебно-тренировочного самолета, и эту роль он выполнял до конца своего эксплуатационного существования. Внешне самолет сохранил обтекатель «свиной нос» и некоторые другие внешние модификации. Стрела дозаправки в воздухе и трапеция под хвостовым оперением были сняты и не имели оперативной разведывательной функции. [ 26 ]
В этой конфигурации он действовал по-разному: 376-е стратегическое крыло на авиабазе Кадена , Окинава, 305-е AREFW на авиабазе Гриссом , штат Индиана, и 6-е стратегическое крыло на авиабазе Эйлсон, Аляска. В 1982 году самолет был модифицирован двигателями Pratt & Whitney TF33 -PW102 и другими модификациями, общими для программы танкеров KC-135E, и вернулся на авиабазу Эйлсон. Он разбился на подходе к аэропорту Вальдес на Аляске 25 февраля 1985 года, в результате чего погибли три члена экипажа. Обломки были найдены в августе 1985 года, через шесть месяцев после аварии. [ 26 ]
РК-135У Боевой отправлен
[ редактировать ]
RC-135U Combat Sent предназначен для сбора технической разведки о радиолокационных системах противника. Отправленные боевые данные собираются для разработки новых или модернизированных приемников радиолокационного оповещения , постановщиков радиолокационных помех , ложных целей, противорадиационных ракет и учебных тренажеров. [ 5 ]
Три самолета RC-135C, отчетливо идентифицированные по антенным решеткам на подбородке фюзеляжа, хвостовом обтекателе и законцовках крыла, были переоборудованы в RC-135U (63-9792, 64–14847 и 64–14849) в начале 1970-х годов. В 1978 году 63-9792 был преобразован в Rivet Joint. Все самолеты остаются в эксплуатации на базе ВВС Оффутт , штат Небраска. Минимальные требования к экипажу — 2 пилота, 2 штурмана, 3 системных инженера, 10 офицеров радиоэлектронной борьбы и 6 специалистов по местности. [ 27 ]
Заклепочное соединение RC-135V/W
[ редактировать ]
RC-135V/W — это стандартная бортовая платформа SIGINT ВВС США . Миссии, выполняемые на RC-135, обозначаются как Burning Wind или Misty Wind . [ 28 ] Его сенсорный комплект позволяет экипажу миссии обнаруживать, идентифицировать и определять местоположение сигналов во всем электромагнитном спектре . [ 29 ] Затем команда миссии может передать собранную информацию в различных форматах широкому кругу потребителей через обширный коммуникационный пакет Rivet Joint. В состав экипажа входят экипаж кабины, офицеры радиоэлектронной борьбы , операторы разведки и обслуживающий персонал бортовых систем. Все модификации планера и систем миссии Rivet Joint выполняются компанией L-3 Communications в Гринвилле, штат Техас , под контролем Командования материально-технического обеспечения ВВС . [ 5 ] [ 29 ]
Все RC-135 приписаны к воздушному боевому командованию. RC-135 постоянно базируется на базе ВВС Оффутт, штат Небраска, и эксплуатируется 55-м авиакрылом, используя различные точки передового развертывания по всему миру. [ 29 ]
В течение многих лет RC-135V/W можно было идентифицировать по четырем большим антеннам системы определения местоположения множественных излучателей связи (MUCELS) с дисковыми крышками впереди, четырем лопастным антеннам несколько меньшего размера в кормовой части и множеству меньших антенн на нижней стороне. Компания Baseline 8 Rivet Joints в 2000-х годах внесла первое серьезное изменение во внешнюю конфигурацию RC-135V/W, заменив антенны MUCELS антеннами с плоскими лопастями. Конфигурация меньших по размеру нижних антенн также была существенно изменена.
Заклепочное соединение RC-135W (проект Airseeker)
[ редактировать ]
Великобритания закупила три самолета KC-135R для переоборудования на стандарт RC-135W Rivet Joint. [ 1 ] в рамках проекта Airseeker. [ 30 ] Приобретение трех самолетов было заложено в бюджет в 634 миллиона фунтов стерлингов с вводом в эксплуатацию в октябре 2014 года. [ 31 ] Самолеты сформировали 51-ю эскадрилью RAF , базирующуюся в RAF Waddington вместе с другими средствами ISTAR RAF. Ожидается, что они останутся в эксплуатации до 2045 года.
Ранее Королевские ВВС собирали радиоразведку с помощью трех самолетов Nimrod R1 . [ 8 ] Когда пришло время модернизировать морские Nimrods до стандарта MRA4 , в августе 2003 года был запущен проект Helix для изучения вариантов продления срока службы R1 до 2025 года. [ 32 ] В 2008 году в Helix была добавлена возможность перехода на Rivet Joint. [ 32 ] Великобритании и вывод из эксплуатации R1 стал неизбежным, когда MRA4 был отменен в соответствии с обзором обороны в 2010 году . Участие R1 в операции «Эллами» в Ливии отложило его вывод на пенсию до июня 2011 года.
Helix стал проектом Airseeker, в рамках которого три планера KC-135R были преобразованы в стандарт RC-135W компанией L-3 Communications . L-3 обеспечивает постоянное обслуживание и модернизацию по долгосрочному соглашению. Эти три планера представляют собой бывшие ВВС США KC-135R , все из которых впервые поднялись в воздух в 1964 году и перед поставкой были модифицированы в соответствии с новейшим стандартом RC-135W. Три планера, предлагаемые Великобритании, являются самыми молодыми KC-135 в парке ВВС США. [ 33 ] По состоянию на сентябрь 2010 года налет самолета составил около 23 200, 22 200 и 23 200 часов. [ 34 ]
В январе 2011 года личный состав 51 эскадрильи начал подготовку в Оффатте для переоборудования на RC-135. [ 35 ] Первый RC-135W (ZZ664) был досрочно доставлен в Королевские ВВС 12 ноября 2013 года для окончательного утверждения и испытаний группой оборонного оборудования и поддержки перед его выпуском на вооружение Британского MAA . Второй (ZZ665) был поставлен в сентябре 2015 года, третий (ZZ666) — в июне 2017 года. Последний поступил на вооружение в декабре 2017 года. [ 36 ] [ 37 ]
RC-135X Глаз кобры
[ редактировать ]Единственный RC-135X Cobra Eye был переоборудован в середине-конце 1980-х годов из самолета с телеметрическими/дальномерными приборами C-135B, серийный номер 62–4128, с задачей отслеживания возвращаемых аппаратов межконтинентальных баллистических ракет . [ 38 ] [ 39 ] В 1993 году он был переоборудован в дополнительный RC-135S Cobra Ball. [ 21 ] [ 40 ]
ТК-135
[ редактировать ]Три самолета находятся в эксплуатации для обучения экипажей и не имеют полностью функционального оборудования. Один TC-135S (62–4133) обеспечивает возможность тренировки для миссии Cobra Ball и отличается от боеготовых самолетов отсутствием щек в носовой части фюзеляжа. Он был переоборудован из EC-135B в 1985 году после крушения бывшего RC-135T 55–3121, который до этого момента использовался в качестве учебно-тренировочного. Два TC-135W (62-4127 и 4129) служат в качестве учебных самолетов, в первую очередь для миссии Rivet Joint, но могут обеспечить некоторые возможности обучения для экипажей боевых команд RC-135U. Они несут значительно меньше антенн, чем полностью оборудованные самолеты, но в остальном внешне похожи на другие самолеты Rivet Joint.
Операторы
[ редактировать ]ВВС США - Боевое командование авиации
- Группа № 1 – RAF Waddington , Линкольншир , Англия.
- № 51-я эскадрилья [ 42 ]
- 54-я эскадрилья (отряд оперативного переоборудования) [ 43 ]
- 56-я эскадрилья (испытания и оценка) [ 44 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 17 июля 1967 года самолет KC-135R Rivet Stand, 59-1465 , разбился при взлете с авиабазы Оффутт , штат Небраска . Командир самолета слишком сильно развернул самолет, в результате чего он заглох и разбился чуть менее чем в миле от конца взлетно-посадочной полосы на краю Папиллион-Крик . Один из пяти членов экипажа на борту погиб. [ 45 ]
- 13 января 1969 года самолет ВВС США RC-135S, 59-1491 , получивший название «Rivet Ball», возвращался с оперативной разведывательной миссии, когда во время метели приземлился на базе ВВС Шемя на Аляске. Самолет соскользнул с покрытой льдом взлетно-посадочной полосы и упал в 40-футовый овраг. Позже на самолетах «Балл» были установлены реверсоры тяги на ТРДД ТФ-33, но на этом самолете были установлены ТРД J-57 без возможности реверса тяги. Все восемнадцать членов экипажа успешно эвакуировали самолет. Самолет был списан как поврежденный и не подлежащий ремонту, но многие компоненты, предназначенные для разведывательной миссии, были сохранены для дальнейшего использования. [ 46 ]
- 5 июня 1969 года самолет ВВС США RC-135E, 62-4137 , получивший название «Ривет Эмбер», вылетел с базы ВВС Шемя на Аляске, чтобы переправиться на базу ВВС Эйлсон. Хотя цель этого перегонного полета иногда описывается как плановое техническое обслуживание, во время предыдущего боевого вылета самолет столкнулся с серьезной турбулентностью и получил разрешение на одноразовый полет для проверки на предмет возможных структурных повреждений на главной оперативной базе. «Ривет Эмбер» был самым тяжелым самолетом 135-й серии, когда-либо построенным. Это был высокотехнологичный самолет с радаром, который весил более 35 000 фунтов. Под каждым крылом располагались специализированные контейнеры, в которых размещался теплообменник (правое крыло) и дополнительный электрогенератор (левое крыло). Во время полета вся связь с 62-4137 была потеряна, а обломки самолета так и не были найдены. [ 20 ]
- 15 марта 1981 года самолет ВВС США RC-135S, 61-2664 , получивший название «Cobra Ball», разбился на конечном заходе на посадку в плохую погоду на базу ВВС Шемия на Аляске во время полета с базы ВВС Эйлсон на Аляске. Командир самолета не установил правильную глиссаду или скорость снижения на финальном этапе и врезался в землю недалеко от взлетно-посадочной полосы. Из двадцати четырех пассажиров самолета шестеро погибли. [ 47 ]
- 25 февраля 1985 года самолет ВВС США RC-135T, 55-3121 , действовавший на авиабазе Эйлсон на Аляске, выполнял тренировочные заходы на посадку в очень плохую погоду в муниципальном аэропорту Вальдез на Аляске. Этот бывший самолет «Спид Лайт» был модернизирован двигателями P&W TF-33, но в то время использовался только для отработки навыков приземления и дозаправки в воздухе, а не для оперативных разведывательных миссий, но иногда его называли «Ривет Денди». ". Первые два захода на посадку прошли без происшествий, но экипаж, по-видимому, дезориентировался, и третий заход на посадку с помощью микроволновой системы приземления (MLS) был начат примерно в четырех милях (6,4 км) к северу от предписанного курса прибытия MLS. Экипаж из трех человек, двух пилотов и штурмана, погиб, когда самолет врезался в склон горы. Схема захода на посадку была сертифицирована для самолета de Havilland Canada DHC-7 , STOL . И глиссада, и траектория ухода на второй круг были слишком крутыми для самолета RC-135. Обломки были обнаружены 2 августа 1985 года. [ 26 ]
- 3 марта 2003 года два МиГ-29 и 23 северокорейских МиГ - КНААФ перехватили RC-135S в Японском море . МиГ-29 пролетел в 50 футах от самолета. Другой нацелился на него с помощью радара управления огнем, готовясь сбить. RC-135S изменил курс в сторону Японии и приземлился на авиабазе Кадена. [ 48 ]
- 30 апреля 2015 года самолет ВВС США RC-135V, 64-14848 , выполнявший полет с авиабазы Оффутт , штат Северная Каролина, прервал взлет во время обычного тренировочного задания, когда члены экипажа заметили дым и пламя, исходящие из кормовой камбуза. Около 50 сбоев командир самолета прервал взлет, а экипаж кабины, офицеры радиоэлектронной борьбы, операторы разведки и специалисты по летному обслуживанию — всего 27 человек — эвакуировали самолет. Хотя обошлось без травм, за исключением незначительного отравления дымом, возникший пожар повредил системы управления самолетом и системы, связанные с миссией. Общая стоимость ремонта оценивалась в 62,4 миллиона долларов США. Причиной аварии стала неспособность обслуживающего персонала депо L3 Communications затянуть стопорную гайку, соединяющую металлическую кислородную трубку с соединительным штуцером над камбузом. В результате пожара расплавилась стопорная гайка и отсоединилась трубка, в результате чего в огонь попали еще больше кислорода, который увеличился в размерах и нанес серьезные повреждения планеру, камбузу и боевому оборудованию на борту самолета. Работы по системе кислородной линии, которые были названы причиной аварии 2015 года, проводились в августе 2013 года. [ 49 ]
- 29 сентября 2022 года самолет RAF RC-135 Rivet Joint взаимодействовал с двумя российскими Су-27, один из которых выпустил ракету в районе объекта RAF Rivet Joint за пределами видимости. Россия заявила, что это произошло из-за технической неисправности, и признала, что инцидент произошел над Черным морем в международных водах. Министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что «нам невероятно повезло, что ситуация не ухудшилась». [ 50 ] Позже из-за серии утечек секретных данных была обнародована дополнительная информация об инциденте. По словам двух представителей Министерства обороны США, российский пилот неверно истолковал то, что говорил ему оператор радара на земле, и думал, что у него есть разрешение на стрельбу. Пилот, нацелившийся на британский самолет, выстрелил, но ракета не запустилась должным образом. [ 51 ]
Технические характеристики (RC-135)
[ редактировать ]Данные из паспорта USAF RC-135. [ 52 ] [ ненадежный источник? ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 пилота, 2 штурмана (летный состав).
- Вместимость: 21–27 человек в зависимости от требований миссии, минимум 4 офицера радиоэлектронной борьбы («Вороны»), 14 операторов разведки и 4 инженера бортовых систем (экипаж миссии).
- Длина: 136 футов 3 дюйма (41,53 м)
- Размах крыльев: 130 футов 10 дюймов (39,88 м)
- Высота: 41 фут 8 дюймов (12,70 м)
- Площадь крыла: 2433 кв. футов (226,0 м ). 2 )
- Профиль : корень: BAC 310/311/312; совет: BAC 313 [ 53 ]
- Вес пустого: 124 000 фунтов (56 245 кг)
- Полная масса: 297 000 фунтов (134 717 кг)
- Максимальный взлетный вес: 322 500 фунтов (146 284 кг)
- Силовая установка: 4 CFM International F-108-CF-201 с тягой 22 000 фунтов силы (98 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 504 узла (580 миль в час, 933 км/ч)
- Диапазон: 2998 миль (3450 миль, 5552 км)
- Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 4900 футов/мин (25 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Хойл, Крейг (22 марта 2010 г.). «Великобритания одобряет покупку Rivet Joint» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 25 марта 2010 года . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ «Первый самолет Rivet Joint доставлен в Великобританию» . GOV.UK. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Историческая перспектива, начало гордой миссии». Архивировано 12 июня 2014 года в Wayback Machine , Boeing Frontiers , июль 2006 года.
- ^ Jump up to: а б с д «КС-135» . Американские военные самолеты.нет. Архивировано из оригинала 5 февраля 2013 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Янг, Сьюзен Х.Х. (2008). «Альманах ВВС США 2008: Галерея вооружения ВВС США» (PDF) . Журнал «ВВС» . 91 (5): 145–146. Архивировано (PDF) из оригинала 26 февраля 2009 г. Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ «RJs выполнили 8000 вылетов в ЗО» . База ВВС Оффатт. 2010. Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 25 сентября 2010 г.
- ^ «Заявления министров Хансарда Палаты общин от 22 марта 2010 г. (pt 0001)» . публикации.parliament.uk . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Самолет RC-135V/W Соединенного Королевства с заклепками» (PDF) . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности. 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 года . Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ «Самолет Nimrod R1 в финальном полете для Королевских ВВС» . Би-би-си. 28 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 1 июля 2011 года . Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Дорр, Роберт Ф. (22 апреля 2011 г.). «Британские экипажи воздушных искателей RC-135W на тренировке» . Сеть оборонных СМИ. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Новый разведывательный самолет Королевских ВВС прибывает в Великобританию на семь месяцев раньше» . Оборонная аэрокосмическая промышленность. 4 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 г. . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ «Первый самолет Rivet Joint доставлен в Великобританию» . Министерство обороны Великобритании. 12 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 г. . Проверено 14 ноября 2013 г.
- ^ Стивенсон, Бет (21 августа 2014 г.). «RAF Rivet Joint о первом оперативном развертывании над Ираком» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года.
- ^ Осборн, Тони (5 июля 2013 г.). «Королевские ВВС и ВВС США работают над совместным соглашением по дозаправке Rivet» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ «Военный самолет США кружит над Калининградом» . Новости Мираж . 13 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 7 января 2024 года . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ «Авиационный круг США в Калининграде второй день подряд» (на литовском языке). Летувос Ритас. 9 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2022 года . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хейлиг, Дженнингс. «Варианты С-135. Часть вторая» . clubhyper.com . Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ворон-1» . www.rc135.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хопкинс III, Роберт С. (1997). Стратотанкер КС-135; Больше, чем просто танкер . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-85780-069-2 .
- ^ Jump up to: а б Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing RC-135E Rivet Amber 62-4137 Шемя, АК, США [Берингово море]» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Страница разведки 82d» . Архивировано из оригинала 23 октября 2005 года.
- ^ Дон Логан, Серия C-135 , Schiffer Publishing
- ^ Jump up to: а б «Варианты C-135, автор Дженнингс Хейлиг (иллюстрация, без масштаба)» . www.clubhyper.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «RC-135S Cobra Ball - Альянс по защите противоракетной обороны» . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Журнал ВВС, октябрь 2008 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing RC-135T Rivet Dandy 55-3121, муниципальный аэропорт Вальдес, АК (VDZ)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Информационный бюллетень о боевой отправке RC-135У» . ВВС США. 28 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 г. Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ Ришельсон, Джеффри Т. (14 июля 2015 г.). Разведывательное сообщество США . Издательство Авалон. п. 235. ИСБН 978-0-8133-4919-0 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 30 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Информационный бюллетень по заклепочному соединению RC-135V/W» . ВВС США . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Перри, Доминик (12 ноября 2013 г.). «ФОТО: Первый самолет RAF Rivet Joint прибывает в Великобританию» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «Министерство обороны – Отчет об основных проектах за 2012 год, Приложение 3» (PDF) . Национальное контрольно-ревизионное управление. 8 января 2013 г. с. 32. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2013 года.
- ^ Jump up to: а б «Министерство обороны – Отчет о крупных проектах за 2010 г., Приложение 2» (PDF) . Национальное контрольно-ревизионное управление. 15 октября 2010 г. с. 24. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2013 года.
- ^ «Великобритания еще не подтвердила замену Nimrod SIGINT» . Международные авиационные новости . 20 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2023 г.
- ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 18 января 2011 г. (pt 0004)» . публикации.parliament.uk . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Хойл, Крейг (14 января 2011 г.). «Личный состав Королевских ВВС начинает обучение Rivet Joint» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 19 января 2011 года . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ Чутер, Эндрю (22 апреля 2016 г.). «Дата одобрения производства фрегата Тип 26 указана в опубликованных письмах» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 8 января 2024 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Эллисон, Джордж (8 июня 2017 г.). «Великобритания принимает третий и последний самолет наблюдения RC-135 Rivet Joint» . Британский оборонный журнал . Архивировано из оригинала 12 июня 2017 года . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ «Лексикон» . fas.org . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Рендалл, Дэвид. Руководство Джейн по распознаванию самолетов , 2000.
- ^ «Варианты C-135, часть третья, автор Дженнингс Хейлиг (иллюстрация, без масштаба)» . www.clubhyper.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Воздушный ГСН (Заклепочное соединение RC-135W)» . Официальный сайт РАФ . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ «51-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 21 апреля 2016 г.
- ^ «54-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «56(R)эскадрон» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиационная катастрофа ASN Boeing KC-135R Stratotanker 59-1465, авиабаза Бельвью-Оффутт, северо-восток (ВЫКЛ)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Boeing RC-135S Rivet Ball 59-1491 Авиабаза Шемя, АК (СЯ)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Boeing RC-135S Cobra Ball II 61-2664 Авиабаза Шемя, АК (СЯ)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Шмитт, Эрик (4 марта 2003 г.). «СЕВЕРОКОРЕЕЙСКИЙ МИГ ПЕРЕХВАТИЛ АМЕРИКАНСКИЙ САМОЛЕТ НА ШПИОНАЛЬНОЙ МИССИИ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа самолета Boeing RC-135V Rivet Joint, 64-14848, авиабаза Бельвью-Оффутт, северо-восток (ВЫКЛ)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Винтур, Патрик (20 октября 2022 г.). «Российский истребитель «выпустил ракету» рядом с самолетом ВВС Великобритании из-за неисправности, — сообщили в МПС» . TheGuardian.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Гиббонс-Нефф, Томас; Шмитт, Эрик (12 апреля 2023 г.). «Недопонимание едва не привело к тому, что российский самолет сбил британский самолет-шпион, заявляют официальные лица США» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Самолет-разведчик Boeing RC-135» . Военно-воздушные технологии. 27 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Шар кобры - Федерация американских ученых
- Платформа сбора оптической разведки RC-135S Cobra Ball ВВС. Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine - Федерация американских ученых.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница Rivet Joint на FAS.org
- RB-47 и RC-135 во Вьетнаме Брюс Бэйли
- «Повесть о двух самолетах» , Кингдон Р. «Кинг» Хоуз, подполковник ВВС США (в отставке)
- Презентация боевого отправления RC-135U, капитан Логан Шранк, сентябрь 2017 г.
- "Заклепочное соединение RC-135" на YouTube