Jump to content

JRD Тата

(Перенаправлено с JRD Tata )

JRD Тата
Папа в 1955 году
Рожденный ( 1904-07-29 ) 29 июля 1904 г.
Париж , Франция
Умер 29 ноября 1993 г. ( 1993-11-29 ) (89 лет)
Женева , Швейцария
Место отдыха Кладбище Пер-Лашез
Гражданство Франция (1904–1928)
Индия (1929–1993)
Занятие Промышленник Филантроп
Известный Основатель Tata Consultancy Services , Tata Motors , Titan Industries , Voltas и Air India.
Супруг Тельма Тата
Родители) Ратанджи Дадабхой Тата
Сюзанна «Суни» Бриер
Родственники Увидеть семью Тата
Награды Падма Вибхушан (1955)
Почетного легиона (1982)
Медаль Дэниела Гуггенхайма (1988)
Бхарат Ратна (1992)

Джехангир Ратанджи Дадабдой Тата Л.Х. (29 июля 1904 — 29 ноября 1993) — индийский промышленник, филантроп, летчик и бывший председатель Tata Group .

Он родился в семье Тата в Индии и был сыном известного бизнесмена Ратанджи Дадабхоя Таты и его жены Сюзанны Бриер . Он наиболее известен как основатель нескольких отраслей в составе Tata Group, включая Tata Consultancy Services , Tata Motors , Titan Industries , Tata Salt , Voltas и Air India . В 1982 году он был награжден Орденом Почетного легиона Франции , а в 1955 и 1992 годах он получил две высшие гражданские награды Индии: Падма Вибхушан и Бхарат Ратна . Этих наград он был удостоен за вклад в индийскую промышленность. [ 1 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дж.Р.Д. Тата родился 29 июля 1904 года в семье индийских парсов в Париже , Франция. Он был вторым ребенком бизнесмена Ратанджи Дадабхоя Тата и его французской жены Сюзанны «Суни» Бриер . [ 2 ] Его отец был двоюродным братом Джамсетджи Тата , пионера-промышленника в Индии. У него была старшая сестра Силла, младшая сестра Родабе и два младших брата Дараб и Джамшед (по имени Джимми) Тата. Его сестра Силла была замужем за Диншоу Манекджи Пети , третьим баронетом Пети. Невестка его сестры, Раттанбай Пети , была женой Мухаммеда Али Джинны , который позже стал основателем Пакистана в августе 1947 года. Дочь Джинны и Раттанбая Дина Джинна была замужем за Bombay Dyeing председателем Невиллом Вадиа , который был сыном Сэр Несс Вадиа и леди Ивейн Клара Пауэлл Вадиа. У Невилла и Дины было двое детей, Нусли Вадиа и Диана Н. Вадиа. Нусли является нынешним председателем Wadia Group . Нусли женился на Морин Вайда, и у них двое детей, Джехангир Вадиа и Несс Вадиа .

Поскольку его мать была француженкой, он провел большую часть своего детства во Франции, и в результате французский был его первым языком. Он учился в школе Янсона Де Сайи в Париже. [ 3 ] Один из учителей этой школы называл его L'Egyptien . [ 4 ]

Он посещал школу Джона Коннона Кафедральный собор и в Бомбее . Тата получила образование в Лондоне, Японии, Франции и Индии. [ 5 ] Когда его отец присоединился к компании Tata , он перевез всю семью в Лондон . За это время мать JRD умерла в возрасте 43 лет, когда его отец был в Индии, а его семья - во Франции.

После смерти матери Ратанджи Дадабхой Тата решил перевезти свою семью в Индию и в октябре 1923 года отправил JRD в Англию для получения высшего образования. Он был зачислен в гимназию и интересовался изучением инженерного дела в Кембриджском университете . Однако, как гражданин Франции, JRD должен был пройти службу в армии как минимум на год. Между начальной школой и армией он провел некоторое время дома в Бомбее. После вступления во французскую армию он был направлен в полк спахи . [ 6 ] Обнаружив, что Тата умеет не только читать и писать по-французски и по-английски, [ 7 ] но мог и печатать, полковник назначил его секретарем в своем кабинете. После службы во французской армии отец решил вернуть его в Индию, и он присоединился к компании Tata.

В 1929 году Тата отказался от французского гражданства и стал гражданином Индии. В 1930 году Тата женился на Тельме Викаджи, племяннице Джека Викаджи, колоритного адвоката, которого он нанял для защиты по обвинению в слишком быстрой езде на своем Bugatti по главной набережной Бомбея Марин-Драйв. Ранее он был помолвлен с Динбай Мехтой, будущей матерью The Economist редактора Шапура Харегата .

Хотя он родился в семье парса, а его мать-француженка приняла зороастризм , JRD был агностиком . Некоторые религиозные обычаи парсов, такие как их похоронные обряды и их исключительность, его раздражали. Он придерживался трех основных принципов зороастризма: добрых мыслей, добрых слов и добрых дел, но не исповедовал веру или неверие в Бога. [ 8 ]

Когда Тата был в туре, его вдохновил отец своего друга, пионер авиации Луи Блерио , первый человек, перелетевший Ла-Манш, и он занялся полетами. 10 февраля 1929 года Тата получила первую лицензию, выданную в Индии. [ 9 ] Позже он стал известен как «Отец индийской гражданской авиации ». В 1932 году он основал первую коммерческую авиакомпанию Индии Tata Airlines, которая в 1946 году стала Air India , ныне национальной авиакомпанией Индии. Он и Невилл Винсент вместе работали над созданием авиакомпании Tata Airlines . Они также были хорошими друзьями. В 1929 году JRD стал одним из первых индийцев, получивших коммерческую лицензию. В 1932 году в небо поднялась компания Tata Aviation Service, предшественница Tata Airlines и Air India. [ нужна ссылка ] В том же году он совершил первый коммерческий почтовый рейс в Джуху на самолете de Havilland Puss Moth . [ 10 ]

Первый полет в истории индийской авиации [ сомнительно обсудить ] взлетел из Дрига в Карачи в Мадрас под управлением JRD под управлением Кота 15 октября 1932 года. [ 11 ] JRD кормил и лелеял свое детище авиакомпании вплоть до 1953 года, когда правительство Джавахарлала Неру национализировало Air India. Это было решение, с которым JRD боролся изо всех сил. [ нужна ссылка ]

Он присоединился к Tata Sons в качестве бесплатного ученика в 1925 году. В 1938 году, в возрасте 34 лет, Тата был избран председателем Tata Sons, что сделало его главой крупнейшей промышленной группы в Индии. Он занял пост председателя Tata Sons от своего троюродного брата Новроджи Саклатвалы . На протяжении десятилетий он руководил огромной группой компаний Tata, основными интересами которой были металлургия, машиностроение, энергетика, химическая промышленность и гостиничный бизнес. Он был известен тем, что преуспел в бизнесе, сохраняя при этом высокие этические стандарты – отказываясь давать взятки политикам или использовать черный рынок .

Под его председательством активы Tata Group выросли со 100 миллионов долларов США до более чем 5 миллиардов долларов США. Он начал с 14 предприятий под своим руководством, а полвека спустя, 26 июля 1988 года, когда он ушел, Tata Sons представляла собой конгломерат из 95 предприятий, которые они либо основали, либо в которых имели контрольный пакет акций.

Он был попечителем Фонда сэра Дорабджи Тата с момента его создания в 1932 году и более полувека. Под его руководством в 1941 году этот трест основал первое в Азии онкологическое учреждение — Мемориальный центр рака, исследований и лечения Тата в Бомбее. Он также основал Институт социальных наук Тата ( TISS , 1936), Институт фундаментальных исследований Тата ( TIFR). , 1945) и Национальный центр исполнительских искусств.

В 1945 году он основал Tata Motors . В 1948 году Tata запустила Air India International как первую международную авиакомпанию Индии. В 1953 году правительство Индии назначило Тату председателем Air India и директором совета директоров Indian Airlines – эту должность он занимал в течение 25 лет. За выдающиеся достижения в авиации ему было присвоено звание Почетного коммодора авиации Индии.

Тата очень заботился о своих работниках. В 1956 году он инициировал программу более тесного «сотрудничества сотрудников с руководством», чтобы дать работникам более сильный голос в делах компании. Он твердо верил в благосостояние сотрудников и поддерживал принципы восьмичасового рабочего дня, бесплатной медицинской помощи, системы страхования рабочих и схем компенсации работникам при несчастных случаях, которые позже были приняты в качестве законодательных требований в Индии.

Он также был одним из основателей первого руководящего органа NCAER, Национального совета прикладных экономических исследований в Нью-Дели, первого независимого института экономической политики Индии, созданного в 1956 году. В 1968 году он основал Tata Consultancy Services как компьютерный центр Tata. В 1979 году компания Tata Steel ввела новую практику: работник считается «на работе» с момента, когда он уходит из дома на работу, до момента, когда он возвращается домой с работы. Это возлагало на компанию финансовую ответственность перед работником за любые несчастные случаи по дороге на работу и с работы. В 1987 году он основал Titan Industries . Джамшедпур также был выбран городом Глобального договора ООН из-за качества жизни, санитарных условий, дорог и социального обеспечения, которые предлагала Tata Steel. [ 12 ]

Поддержка чрезвычайных полномочий в 1975 г.

[ редактировать ]

Тата также поддержал провозглашение чрезвычайных полномочий премьер-министром Индирой Ганди в 1975 году. Цитируется, что он сказал репортеру Times : «Все зашло слишком далеко. Вы не можете себе представить, через что мы здесь прошли». — забастовки, бойкоты, демонстрации. Были дни, когда я не мог выйти из дома на улицу. Парламентская система не соответствует нашим потребностям». [ 13 ]

Награды и почести

[ редактировать ]
Тата на марке Индии 1994 года.

Тата получила ряд наград. присвоили ему почетное звание капитана группы В 1948 году ВВС Индии , 4 октября 1966 года ему было присвоено звание коммодора авиации (эквивалент бригадного генерала в армии). [ 14 ] и 1 апреля 1974 года был повышен до звания вице-маршала авиации . [ 15 ] Ему было вручено несколько международных наград в области авиации - премия Тони Яннуса в марте 1979 года, Золотая воздушная медаль Международной авиационной федерации в 1985 году, премия Эдварда Уорнера Международной организации гражданской авиации, Канада, в 1986 году и медаль Даниэля Гуггенхайма в 1988. [ 16 ] Он получил Падма Вибхушан Франции. в 1955 году. В 1983 году ему был вручен Орден Почетного легиона В 1992 году за его самоотверженную гуманитарную деятельность Тата был удостоен высшей гражданской награды Индии - Бхарат Ратна . [ 17 ] В его память правительство Махараштры назвало свой первый двухэтажный мост мостом Бхаратратна JRD Тата в Насик Пхата, Пимпри Чинчвад . [ 18 ]

премьер-министра Индиры Ганди После чрезвычайного положения в 1975-1977 годах , во время которого она спорно проводила принудительную стерилизацию как форму контроля над рождаемостью , Tata развила эти усилия, приказав Tata Steel открыть девять центров планирования семьи в 1984 году. [ 19 ] Сотрудникам и их партнерам, не являющимся сотрудниками, выплачивали компенсацию за прохождение стерилизации, а заводские цеха награждали за достижение самого низкого уровня рождаемости. [ 20 ] Хотя такие стимулы, возможно, нарушали медицинской этики принцип личной телесной автономии , Тата был награжден Премией Организации Объединенных Наций в области народонаселения 1992 года за свои усилия. [ 17 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Тата умерла в Женеве , Швейцария, от инфекции почек 29 ноября 1993 года в возрасте 89 лет. [ 21 ] За несколько дней до смерти он сказал: «Comme c'est doux de mourir» («Как нежно умереть»). [ 22 ]

После его смерти заседание индийского парламента было закрыто в его память - честь, которую обычно не оказывают лицам, не являющимся членами парламента. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

В 2012 году Тата занял шестое место среди « Величайших индейцев » в опросе журнала Outlook , «проведенном совместно с каналами CNN-IBN и History18 Channels с BBC». [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Отчет на Vohuman.org. Амальсад, Мехер Дадабхой. «Вохуман» . Архивировано из оригинала 4 мая 2007 года . Проверено 11 апреля 2007 г.
  2. ^ «ДжРД ТАТА» . Центральный архив Тата. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 7 октября 2015 г.
  3. ^ Пай 2004 , с. 3.
  4. ^ Пай 2004 , с. 7.
  5. ^ Пай 2004 , с. 6.
  6. ^ Пай 2004 , с. 9.
  7. ^ RM Лала: За последними синими горами, Жизнь JRD Тата
  8. ^ Бисвас, Ашит (23 ноября 2003 г.). «Для JRD служение было религией – икона индустрии умерла 10 лет назад, но наследие продолжает жить» . Телеграф . Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
  9. ^ «Первый годовой отчет Бомбейского аэроклуба» . Полет Глобал . 1 августа 1929 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
  10. ^ «Аэродром Джуху: возродится ли первый гражданский самолет в Индии?» . Yahoo Новости Индия . Проверено 6 декабря 2020 г.
  11. ^ «Air India снова нуждается в наследии JRD Tata, чтобы вернуться в форму» . @businessline . 8 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 15 октября 2021 г.
  12. ^ «Слава JR D» , Программа городов Глобального договора ООН , заархивировано из оригинала 26 июня 2015 г. , получено 25 июля 2013 г.
  13. ^ Гуха, Рамачандран (25 июля 2013 г.). Слава JRD (изд. 2007 г.). Индия: Пан Книги. п. 110. ИСБН  978-0-330-54022-3 .
  14. ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (авиационная отрасль)». Газета Индии. 15 октября 1966 г. с. 634.
  15. ^ «IAF присваивает Тендулкару почетное звание капитана группы» . Индус . 23 июня 2010 г. ISSN   0971-751X . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 24 июня 2020 г.
  16. ^ Сачин в блюзе IAF (23 июня 2010 г.). «Блог: Почетные комиссии IAF» . СтратПост. Архивировано из оригинала 4 декабря 2014 года . Проверено 7 октября 2015 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Промышленники: JRD Tata – сделал Tatas крупнейшим бизнес-домом в Индии своего времени» . ewritersportal.com. 20 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. . Проверено 10 апреля 2014 г.
  18. ^ «Заместитель председателя правительства сегодня откроет эстакаду | Pune News – Times of India» . Таймс оф Индия . 15 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2020 г. . Проверено 29 марта 2020 г.
  19. ^ Клинг, Блэр Б. (1998). «Патернализм в индийском труде: Металлургическая компания Tata в Джамшедпуре» . Международная история труда и рабочего класса . 53 (53): 69–87. дои : 10.1017/S0147547900013673 . ISSN   0147-5479 . JSTOR   27672457 . S2CID   144626670 .
  20. ^ Джонс, Клейтон (30 июля 1982 г.). «Промышленность способствует тому, что в планировании семьи достаточно двух» . Христианский научный монитор . ISSN   0882-7729 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 2 октября 2023 г.
  21. ^ Пай 2004 , с. 32.
  22. ^ ЛАЛА, РМ (1993). За последними синими горами . Индия: Penguin Books India. п. 1. ISBN  0-14-016901-6 .
  23. ^ Сенгупта, Уттам (20 августа 2012 г.). «Мера человека» . Перспективы . Архивировано из оригинала 24 июля 2021 года . Проверено 11 февраля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Пай, Анант (2004). JRD Тата: Тихий завоеватель . Мумбаи: Индийский книжный дом. ISBN  8175084200 .
[ редактировать ]
Деловые позиции
Предшественник Председатель Тата Групп
1938-1991
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c539bc9de56c919d4c2b11dc49df3149__1722847740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/49/c539bc9de56c919d4c2b11dc49df3149.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
J. R. D. Tata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)