JRD Тата
JRD Тата | |
---|---|
Рожденный | Париж , Франция | 29 июля 1904 г.
Умер | 29 ноября 1993 г. Женева , Швейцария | (89 лет)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез |
Гражданство | Франция (1904–1928) Индия (1929–1993) |
Занятие | Промышленник Филантроп |
Известный | Основатель Tata Consultancy Services , Tata Motors , Titan Industries , Voltas и Air India. |
Супруг | Тельма Тата |
Родители) | Ратанджи Дадабхой Тата Сюзанна «Суни» Бриер |
Родственники | Увидеть семью Тата |
Награды | Падма Вибхушан (1955) Почетного легиона (1982) Медаль Дэниела Гуггенхайма (1988) Бхарат Ратна (1992) |
Джехангир Ратанджи Дадабдой Тата Л.Х. (29 июля 1904 — 29 ноября 1993) — индийский промышленник, филантроп, летчик и бывший председатель Tata Group .
Он родился в семье Тата в Индии и был сыном известного бизнесмена Ратанджи Дадабхоя Таты и его жены Сюзанны Бриер . Он наиболее известен как основатель нескольких отраслей в составе Tata Group, включая Tata Consultancy Services , Tata Motors , Titan Industries , Tata Salt , Voltas и Air India . В 1982 году он был награжден Орденом Почетного легиона Франции , а в 1955 и 1992 годах он получил две высшие гражданские награды Индии: Падма Вибхушан и Бхарат Ратна . Этих наград он был удостоен за вклад в индийскую промышленность. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дж.Р.Д. Тата родился 29 июля 1904 года в семье индийских парсов в Париже , Франция. Он был вторым ребенком бизнесмена Ратанджи Дадабхоя Тата и его французской жены Сюзанны «Суни» Бриер . [ 2 ] Его отец был двоюродным братом Джамсетджи Тата , пионера-промышленника в Индии. У него была старшая сестра Силла, младшая сестра Родабе и два младших брата Дараб и Джамшед (по имени Джимми) Тата. Его сестра Силла была замужем за Диншоу Манекджи Пети , третьим баронетом Пети. Невестка его сестры, Раттанбай Пети , была женой Мухаммеда Али Джинны , который позже стал основателем Пакистана в августе 1947 года. Дочь Джинны и Раттанбая Дина Джинна была замужем за Bombay Dyeing председателем Невиллом Вадиа , который был сыном Сэр Несс Вадиа и леди Ивейн Клара Пауэлл Вадиа. У Невилла и Дины было двое детей, Нусли Вадиа и Диана Н. Вадиа. Нусли является нынешним председателем Wadia Group . Нусли женился на Морин Вайда, и у них двое детей, Джехангир Вадиа и Несс Вадиа .
Поскольку его мать была француженкой, он провел большую часть своего детства во Франции, и в результате французский был его первым языком. Он учился в школе Янсона Де Сайи в Париже. [ 3 ] Один из учителей этой школы называл его L'Egyptien . [ 4 ]
Он посещал школу Джона Коннона Кафедральный собор и в Бомбее . Тата получила образование в Лондоне, Японии, Франции и Индии. [ 5 ] Когда его отец присоединился к компании Tata , он перевез всю семью в Лондон . За это время мать JRD умерла в возрасте 43 лет, когда его отец был в Индии, а его семья - во Франции.
После смерти матери Ратанджи Дадабхой Тата решил перевезти свою семью в Индию и в октябре 1923 года отправил JRD в Англию для получения высшего образования. Он был зачислен в гимназию и интересовался изучением инженерного дела в Кембриджском университете . Однако, как гражданин Франции, JRD должен был пройти службу в армии как минимум на год. Между начальной школой и армией он провел некоторое время дома в Бомбее. После вступления во французскую армию он был направлен в полк спахи . [ 6 ] Обнаружив, что Тата умеет не только читать и писать по-французски и по-английски, [ 7 ] но мог и печатать, полковник назначил его секретарем в своем кабинете. После службы во французской армии отец решил вернуть его в Индию, и он присоединился к компании Tata.
В 1929 году Тата отказался от французского гражданства и стал гражданином Индии. В 1930 году Тата женился на Тельме Викаджи, племяннице Джека Викаджи, колоритного адвоката, которого он нанял для защиты по обвинению в слишком быстрой езде на своем Bugatti по главной набережной Бомбея Марин-Драйв. Ранее он был помолвлен с Динбай Мехтой, будущей матерью The Economist редактора Шапура Харегата .
Хотя он родился в семье парса, а его мать-француженка приняла зороастризм , JRD был агностиком . Некоторые религиозные обычаи парсов, такие как их похоронные обряды и их исключительность, его раздражали. Он придерживался трех основных принципов зороастризма: добрых мыслей, добрых слов и добрых дел, но не исповедовал веру или неверие в Бога. [ 8 ]
Карьера
[ редактировать ]Когда Тата был в туре, его вдохновил отец своего друга, пионер авиации Луи Блерио , первый человек, перелетевший Ла-Манш, и он занялся полетами. 10 февраля 1929 года Тата получила первую лицензию, выданную в Индии. [ 9 ] Позже он стал известен как «Отец индийской гражданской авиации ». В 1932 году он основал первую коммерческую авиакомпанию Индии Tata Airlines, которая в 1946 году стала Air India , ныне национальной авиакомпанией Индии. Он и Невилл Винсент вместе работали над созданием авиакомпании Tata Airlines . Они также были хорошими друзьями. В 1929 году JRD стал одним из первых индийцев, получивших коммерческую лицензию. В 1932 году в небо поднялась компания Tata Aviation Service, предшественница Tata Airlines и Air India. [ нужна ссылка ] В том же году он совершил первый коммерческий почтовый рейс в Джуху на самолете de Havilland Puss Moth . [ 10 ]
Первый полет в истории индийской авиации [ сомнительно – обсудить ] взлетел из Дрига в Карачи в Мадрас под управлением JRD под управлением Кота 15 октября 1932 года. [ 11 ] JRD кормил и лелеял свое детище авиакомпании вплоть до 1953 года, когда правительство Джавахарлала Неру национализировало Air India. Это было решение, с которым JRD боролся изо всех сил. [ нужна ссылка ]
Он присоединился к Tata Sons в качестве бесплатного ученика в 1925 году. В 1938 году, в возрасте 34 лет, Тата был избран председателем Tata Sons, что сделало его главой крупнейшей промышленной группы в Индии. Он занял пост председателя Tata Sons от своего троюродного брата Новроджи Саклатвалы . На протяжении десятилетий он руководил огромной группой компаний Tata, основными интересами которой были металлургия, машиностроение, энергетика, химическая промышленность и гостиничный бизнес. Он был известен тем, что преуспел в бизнесе, сохраняя при этом высокие этические стандарты – отказываясь давать взятки политикам или использовать черный рынок .
Под его председательством активы Tata Group выросли со 100 миллионов долларов США до более чем 5 миллиардов долларов США. Он начал с 14 предприятий под своим руководством, а полвека спустя, 26 июля 1988 года, когда он ушел, Tata Sons представляла собой конгломерат из 95 предприятий, которые они либо основали, либо в которых имели контрольный пакет акций.
Он был попечителем Фонда сэра Дорабджи Тата с момента его создания в 1932 году и более полувека. Под его руководством в 1941 году этот трест основал первое в Азии онкологическое учреждение — Мемориальный центр рака, исследований и лечения Тата в Бомбее. Он также основал Институт социальных наук Тата ( TISS , 1936), Институт фундаментальных исследований Тата ( TIFR). , 1945) и Национальный центр исполнительских искусств.
В 1945 году он основал Tata Motors . В 1948 году Tata запустила Air India International как первую международную авиакомпанию Индии. В 1953 году правительство Индии назначило Тату председателем Air India и директором совета директоров Indian Airlines – эту должность он занимал в течение 25 лет. За выдающиеся достижения в авиации ему было присвоено звание Почетного коммодора авиации Индии.
Тата очень заботился о своих работниках. В 1956 году он инициировал программу более тесного «сотрудничества сотрудников с руководством», чтобы дать работникам более сильный голос в делах компании. Он твердо верил в благосостояние сотрудников и поддерживал принципы восьмичасового рабочего дня, бесплатной медицинской помощи, системы страхования рабочих и схем компенсации работникам при несчастных случаях, которые позже были приняты в качестве законодательных требований в Индии.
Он также был одним из основателей первого руководящего органа NCAER, Национального совета прикладных экономических исследований в Нью-Дели, первого независимого института экономической политики Индии, созданного в 1956 году. В 1968 году он основал Tata Consultancy Services как компьютерный центр Tata. В 1979 году компания Tata Steel ввела новую практику: работник считается «на работе» с момента, когда он уходит из дома на работу, до момента, когда он возвращается домой с работы. Это возлагало на компанию финансовую ответственность перед работником за любые несчастные случаи по дороге на работу и с работы. В 1987 году он основал Titan Industries . Джамшедпур также был выбран городом Глобального договора ООН из-за качества жизни, санитарных условий, дорог и социального обеспечения, которые предлагала Tata Steel. [ 12 ]
Поддержка чрезвычайных полномочий в 1975 г.
[ редактировать ]Тата также поддержал провозглашение чрезвычайных полномочий премьер-министром Индирой Ганди в 1975 году. Цитируется, что он сказал репортеру Times : «Все зашло слишком далеко. Вы не можете себе представить, через что мы здесь прошли». — забастовки, бойкоты, демонстрации. Были дни, когда я не мог выйти из дома на улицу. Парламентская система не соответствует нашим потребностям». [ 13 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Тата получила ряд наград. присвоили ему почетное звание капитана группы В 1948 году ВВС Индии , 4 октября 1966 года ему было присвоено звание коммодора авиации (эквивалент бригадного генерала в армии). [ 14 ] и 1 апреля 1974 года был повышен до звания вице-маршала авиации . [ 15 ] Ему было вручено несколько международных наград в области авиации - премия Тони Яннуса в марте 1979 года, Золотая воздушная медаль Международной авиационной федерации в 1985 году, премия Эдварда Уорнера Международной организации гражданской авиации, Канада, в 1986 году и медаль Даниэля Гуггенхайма в 1988. [ 16 ] Он получил Падма Вибхушан Франции. в 1955 году. В 1983 году ему был вручен Орден Почетного легиона В 1992 году за его самоотверженную гуманитарную деятельность Тата был удостоен высшей гражданской награды Индии - Бхарат Ратна . [ 17 ] В его память правительство Махараштры назвало свой первый двухэтажный мост мостом Бхаратратна JRD Тата в Насик Пхата, Пимпри Чинчвад . [ 18 ]
премьер-министра Индиры Ганди После чрезвычайного положения в 1975-1977 годах , во время которого она спорно проводила принудительную стерилизацию как форму контроля над рождаемостью , Tata развила эти усилия, приказав Tata Steel открыть девять центров планирования семьи в 1984 году. [ 19 ] Сотрудникам и их партнерам, не являющимся сотрудниками, выплачивали компенсацию за прохождение стерилизации, а заводские цеха награждали за достижение самого низкого уровня рождаемости. [ 20 ] Хотя такие стимулы, возможно, нарушали медицинской этики принцип личной телесной автономии , Тата был награжден Премией Организации Объединенных Наций в области народонаселения 1992 года за свои усилия. [ 17 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Тата умерла в Женеве , Швейцария, от инфекции почек 29 ноября 1993 года в возрасте 89 лет. [ 21 ] За несколько дней до смерти он сказал: «Comme c'est doux de mourir» («Как нежно умереть»). [ 22 ]
После его смерти заседание индийского парламента было закрыто в его память - честь, которую обычно не оказывают лицам, не являющимся членами парламента. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В 2012 году Тата занял шестое место среди « Величайших индейцев » в опросе журнала Outlook , «проведенном совместно с каналами CNN-IBN и History18 Channels с BBC». [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отчет на Vohuman.org. Амальсад, Мехер Дадабхой. «Вохуман» . Архивировано из оригинала 4 мая 2007 года . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ «ДжРД ТАТА» . Центральный архив Тата. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Пай 2004 , с. 3.
- ^ Пай 2004 , с. 7.
- ^ Пай 2004 , с. 6.
- ^ Пай 2004 , с. 9.
- ^ RM Лала: За последними синими горами, Жизнь JRD Тата
- ^ Бисвас, Ашит (23 ноября 2003 г.). «Для JRD служение было религией – икона индустрии умерла 10 лет назад, но наследие продолжает жить» . Телеграф . Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ «Первый годовой отчет Бомбейского аэроклуба» . Полет Глобал . 1 августа 1929 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ «Аэродром Джуху: возродится ли первый гражданский самолет в Индии?» . Yahoo Новости Индия . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «Air India снова нуждается в наследии JRD Tata, чтобы вернуться в форму» . @businessline . 8 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Слава JR D» , Программа городов Глобального договора ООН , заархивировано из оригинала 26 июня 2015 г. , получено 25 июля 2013 г.
- ^ Гуха, Рамачандран (25 июля 2013 г.). Слава JRD (изд. 2007 г.). Индия: Пан Книги. п. 110. ИСБН 978-0-330-54022-3 .
- ^ «Часть I. Раздел 4: Министерство обороны (авиационная отрасль)». Газета Индии. 15 октября 1966 г. с. 634.
- ^ «IAF присваивает Тендулкару почетное звание капитана группы» . Индус . 23 июня 2010 г. ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Сачин в блюзе IAF (23 июня 2010 г.). «Блог: Почетные комиссии IAF» . СтратПост. Архивировано из оригинала 4 декабря 2014 года . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Промышленники: JRD Tata – сделал Tatas крупнейшим бизнес-домом в Индии своего времени» . ewritersportal.com. 20 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 г. . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ «Заместитель председателя правительства сегодня откроет эстакаду | Pune News – Times of India» . Таймс оф Индия . 15 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2020 г. . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Клинг, Блэр Б. (1998). «Патернализм в индийском труде: Металлургическая компания Tata в Джамшедпуре» . Международная история труда и рабочего класса . 53 (53): 69–87. дои : 10.1017/S0147547900013673 . ISSN 0147-5479 . JSTOR 27672457 . S2CID 144626670 .
- ^ Джонс, Клейтон (30 июля 1982 г.). «Промышленность способствует тому, что в планировании семьи достаточно двух» . Христианский научный монитор . ISSN 0882-7729 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Пай 2004 , с. 32.
- ^ ЛАЛА, РМ (1993). За последними синими горами . Индия: Penguin Books India. п. 1. ISBN 0-14-016901-6 .
- ^ Сенгупта, Уттам (20 августа 2012 г.). «Мера человека» . Перспективы . Архивировано из оригинала 24 июля 2021 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Пай, Анант (2004). JRD Тата: Тихий завоеватель . Мумбаи: Индийский книжный дом. ISBN 8175084200 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Генеалогическое древо Тата
- Краткая история жизни JRD Tata. Архивировано 30 октября 2019 года в Wayback Machine.
- Лала, РМ (1992). За последней голубой горой: официальная биография Дж.Р.Д. Таты . Викинг. ISBN 0-670-84430-6 .
- Мамбро, Арвинд, изд. (2004). JRD Tata Letters . Появление. ISBN 81-291-0513-6 .
- Биография на newindiadigest.com. Архивировано 13 января 2020 года в Wayback Machine.
- Биография на tata.com. Архивировано 14 августа 2013 г. в Wayback Machine.
- Лала, РМ (1993). За последней голубой горой: жизнь JRD Tata (новое и обновленное издание). Нью-Дели, Индия: Викинг. ISBN 978-0-14-016901-0 .
- 1904 рождения
- 1993 смертей
- История авиации Индии
- Пионеры авиации
- Индийский народ французского происхождения
- Индийские авиаторы
- Индийские руководители
- Парсы из Мумбаи
- Бизнесмены из Мумбаи
- Индийские агностики
- Лауреаты Бхарат Ратны
- Лауреаты Падма Вибхушан в сфере торговли и промышленности.
- Солдаты Французского Иностранного легиона
- Семья Тата
- Бизнесмены в стали
- Бизнесмены в сфере информационных технологий
- Бизнесмены в кофе
- Руководители автомобильной промышленности
- Индийские основатели автопроизводителей
- Золотая медаль Бессемера
- Люди Тата Групп
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Бизнесмены из Парижа
- Выпускники Собора и школы Джона Коннона
- Индийские масоны