Тритеизм
Тритеизм (от греческого τριθεΐα, «три божества»). [ 1 ] ) — политеистическая нетринитарная христианская концепция Бога единство Троицы и , как следствие, монотеизм , в которой отрицается это не единый Бог трех вечно единосущных Личностей . Он утверждает, что Отец — , Сын ( Иисус Христос ) и Святой Дух , а три онтологически отдельных Бога. [ 2 ] Это представляет собой скорее « возможное отклонение», чем любая реальная школа мысли, постулирующая три отдельных божества. [ 3 ] Обычно это было «немногим больше, чем враждебный ярлык». [ 4 ] относилось к тем, кто подчеркивал индивидуальность каждой ипостаси или божественного лица — Отца, Сына и Святого Духа — выше единства Троицы в целом. [ 1 ] Обвинение было особенно популярно между III и VII веками нашей эры. [ 1 ]
В истории христианства различных богословов обвиняли в впадении в тритеизм. Среди первых были монофизиты Иоанн Филопонос (умер около 570 г.) и его последователи, такие как Евгений и Конон из Тарса. [ 1 ] Они учили, что общая природа Троицы — это абстракция; так что, хотя эти три личности единосущны , они различны по своим свойствам . [ 5 ] Их точка зрения была попыткой примирить Аристотеля с христианством. [ 4 ] Эта точка зрения, которую защищал Антиохийский патриарх Петр III , была осуждена как троебожие на синоде в Александрии в 616 году. [ 3 ] [ 1 ] Оно было снова осуждено как троебожие на Третьем Константинопольском соборе в 680–81 гг. [ 5 ]
В поздней античности несколько еретических движений критиковали православие как эквивалент троебожия. Сабеллианцы монархиане , пневматомахи и . называли своих противников тритеистами [ 1 ] Евреи и мусульмане часто критиковали тринитаризм как просто прикрытый тритеизм (см. Исламский взгляд на Троицу ). [ 6 ] Группы, обвиняемые ортодоксами в тритеизме, включают аномейцев и несторианцев . [ 1 ]
В Средние века схоласта Росцелина . обвиняли в троебожии Он был крайним номиналистом и считал три божественные личности существующими отдельно. Он был осужден как тритеист на суассонском синоде примерно в 1092 году. -реалист Схоласт Жильбер де ла Порре заблуждался в противоположном направлении, проводя различие между тремя божественными существами и сущностью Бога (создавая четверицу, а не троицу), и был обвинен в троебожии. [ 3 ] Он был осужден на Реймском соборе в 1148 году . Идеи Гилберта повлияли на Иоахима Фиорского , и Четвертый Латеранский собор (1215 г.) попытался внести ясность в вопрос, подтвердив численное единство Троицы. [ 5 ]
В наше время австрийский католик Антон Гюнтер , пытаясь опровергнуть гегелевский пантеизм , объявил три божественные личности тремя абсолютными и различными реальностями, связанными друг с другом только своим общим происхождением. [ 5 ]
Список христиан, обвиняемых в троебожии
[ редактировать ]Следующие тритеистические тенденции были осуждены господствующей теологией как еретические.
- Те, кого обычно подразумевают под этим названием, были частью монофизитов , имевших большое влияние во второй половине VI века, но не оставивших никаких следов, кроме нескольких скудных упоминаний у Иоанна Эфесского , Фотия , Леонтия и т. д. [ 7 ] Говорят, что их основателем был некий Джон Аскунагес, глава школы софистов в Антиохии . Основным писателем был Иоанн Филопон , великий комментатор Аристотеля; лидерами были два епископа, Конон Тарсийский и Евгений Селевкийский в Исаврии , которые были свергнуты своими компровинциалами и нашли убежище в Константинополе, где нашли могущественного новообращенного и покровителя в лице Афанасия Монаха , внука императрицы Феодоры . Филопон посвятил ему книгу о Троице. вызвал его Старый философ сослался на свои недуги, когда император Юстиниан ко двору, чтобы дать отчет о своем учении. Но Конону и Евгению пришлось спорить в правление Юстина II (565–78) в присутствии католического патриарха Иоанна Схоластика (565–77) с двумя сторонниками умеренной монофизитской партии, Стефаном и Павлом, последний впоследствии патриархом. Антиохии. Епископы-тритеисты отказались предать анафеме Филопона и привели доказательства того, что он согласен с Севером и Феодосием. Их сослали в Палестине , а Филопон написал книгу против Иоанна Схоластика, вынесшего свой приговор в пользу своих противников. Но он разработал собственную теорию Воскресения (см. Евтихианство ), на основании которой Конон и Евгений вместе с Фемистом, основателем агноктов, написали против него трактат, в котором объявили его взгляды совершенно нехристианскими. Эти два епископа и обездоленный епископ по имени Феона приступили к рукоположению епископов для своей секты, которую они основали в Коринфе и Афинах , Риме, Северной Африке и Западном Патриархате, в то время как на востоке агенты путешествовали через Сирию и Киликию , Исаврию и Каппадокию , обращая целых округов и рукоположение священников и диаконов в городах, сёлах и монастырях. Евгений умер в Памфилии ; Конон вернулся в Константинополь. Леонтий уверяет, что аристотелизм Филопона заставил его учить, что в Святой Троице есть три частичные субстанции ( merikai ousiai, ikikai theotetes, idiai physeis ) и один общий. Происхождение учения было объяснено (впервые) в разделе «МОНОФИЗИТЫ», где можно найти отчет о трудах Филопона и сочинениях Стефана Гобаруса, другого члена секты.
- Иоанн Филопон , аристотелевец и монофизит из Александрии около середины шестого века, был обвинен в троебожии, потому что видел в Троице разделенные три природы, субстанции и божества, по числу божественных лиц. Он стремился обосновать эту точку зрения с помощью категорий рода и , вида аристотелевских индивидуума . [ 7 ]
- В средние века Росцеллен Компьенский , основатель номинализма , утверждал, как и Филопон, что, если только Три Лица не являются tres res (3 объекта), вся Троица должна была быть воплощена. Он был осужден за ересь троебожия на Суассонском соборе 1092-1093 годов под председательством Рено дю Белле , архиепископа Реймса . Пытаясь апеллировать к авторитету Ланфранка и Ансельма , Росцеллин побудил Ансельма написать Cur Deus Homo и другие трактовки божественной природы, опровергающие его трактовку. [ 7 ] Росцеллин публично отрекся и после изгнания в Англию и Италию примирился с церковью, но вернулся к форме своих прежних рассуждений.
- Среди католических писателей — Пьер Файди , изгнанный из ораторского искусства в Париже в 1671 году. [ 7 ] за непослушание и умер в 1709 году, практиковал форму тритеизма в своей работе «Eclaireissements sur la доктрине и Phistoire ecclésiastiqes des deux premiers siecles» (Париж, 1696), в которой он пытался доказать, что самые ранние отцы были тритеистами. Ему ответил премонстрант аббат- Луи-Шарль Гюго ( «Апология системы святых отцов о Троице» , Люксембург, 1699).
- Видный идеолог русского старообрядчества и писатель Аввакум (умер в 1682 г.) был обвинен официальной Православной церковью и соратниками-старообрядцами в троебожии на основании некоторых отрывков из его писем.
- Католический каноник Трира по имени Омбс, находившийся под влиянием доктрин «Просвещения», [ 7 ] подобным же образом приписывал Отцам свой собственный взгляд на три одинаковых природы в Троице, называя числовое единство Бога выдумкой схоластов . Его книга Opuscula de Deo Uno et Trino (Майнц, 1789 г.) была осуждена Пием VII в Записке от 14 июля 1804 г.
- Богемский философ-иезуит Антон Гюнтер также был обвинен в тритеизме, в результате чего его работа попала в Index librorum .
- Среди протестантов Генрих Николай (ум. 1660), профессор в Данциге и Эльбинге. [ 7 ] (не путать с основателем Familia Caritatis ).
- Самым известным в англиканской церкви является Уильям Шерлок , декан церкви Святого Павла . [ 7 ] чье « Защита учения о Святой и присно-благословенной Троице» (Лондон, 1690 г.) против социниан , утверждая, что, за исключением взаимного сознания друг друга, которого не может быть ни у одного сотворенного духа, три божественные личности представляют собой «три различных бесконечных «умы» или «три разумных существа», подвергся нападкам со стороны Роберта Саута в «Анимадверсиях по оправданию доктора Шерлока» (1693). Говорят, что работа Шерлока сделала Уильяма Мэннинга социнианцем, а Томаса Эмлина арианцем, а этот спор был высмеян в пародии под названием «Королевская битва», приписываемой Уильяму Питтису (1694?), которая была переведена на латынь в Кембридже.
- Джозеф Бингем , автор «Древностей», проповедовал в Оксфорде в 1695 году. [ 7 ] проповедь, которая, как считалось, представляла отцов тритеистов, и была осуждена Советом Хебдомадала как ложная, impia et haeretica , поскольку ученого изгнали из Оксфорда.
- Хотя члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, вероятно, не идентифицируют себя как тритеисты, некоторые критики мормонизма говорят, что он является тритеистическим или политеистическим, поскольку учит, что Божество - это совет трех различных божеств, совершенно единых по своей цели. , единство и миссия , но, тем не менее, отдельные и различные существа. [ 8 ] [ 9 ]
- Некоторые предполагают, что Церковь адвентистов седьмого дня приняла тритеистический взгляд на Отца, Сына и Святого Духа, поскольку она не рассматривает их сингулярность как Божество, состоящее в одном существе, а скорее как три отдельных существа в одной группе. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каждан, Александр (1991). «Тритеизм» . В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Слик, Мэтт (15 декабря 2008 г.). «Тритеизм» . Министерство христианской апологетики и исследований . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мари-Анн Ваннье (2005) [2002], «Тритеизм» , в Андре Воше (редактор), Энциклопедия Средневековья , James Clarke & Co, ISBN 9780227679319 .
- ^ Перейти обратно: а б Кристиан Вильдберг (2018), «Джон Филопон» , в книге Эдварда Н. Залты (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Перейти обратно: а б с д ФЛ Кросс; Э.А. Ливингстон, ред. (2009) [2005], «Тритеизм» , Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Дейл Тагги (2016), «Троица: иудаистские и исламские возражения» , в книге Эдварда Н. Залты (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чепмен, Джон (1912). «Тритеисты». Архивировано 15 июня 2012 г. в Wayback Machine . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона (общественное достояние). Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ b777 (15 декабря 2008 г.). «Тритеизм|Что такое тритеизм?» . carm.org . Проверено 2 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Троица: отказ мормонизма от высшего Божьего откровения (часть 4 из 4) | Мормонский кофе» . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «Учит ли адвентизм седьмого дня Троице?» (PDF) . CultOrChristian.com .