Захват Большой мечети
Захват Большой мечети | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Саудовские солдаты прорываются в подземный коридор Большой мечети Мекки после того, как отравили внутренние помещения химическим веществом несмертельного действия, предоставленным французскими специалистами. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Саудовская Аравия При поддержке: Франция [1] [2] [3] [4] | братство [5] | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Халид бин Абдель Азиз Фахд бин Абдель Азиз Султан бин Абдель Азиз Абдулла бин Абдель Азиз Наиф бин Абдель Азиз Бадр бин Абдель Азиз Турки бин Фейсал Бриг. Ген. Фалех ад-Дахери † Лейтенант А. Кудхейби ( WIA ) Майор М. Зувейд ан-Нефаи † | Джухайман аль-Отайби Мухаммад аль-Кахтани † Мухаммад Фейсал Мухаммад Элиас | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
спецназ ВВПС [6] Национальная гвардия Специальные силы безопасности ГИП [7] ГИГН (советники) | Н/Д | ||||||
Сила | |||||||
~10 000 солдат | 300–600 боевиков [8] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
| ||||||
11 паломников убиты 109 паломников получили ранения | |||||||
Захват Большой мечети — это осада, которая произошла с 20 ноября по 4 декабря 1979 года в Большой мечети Мекки , одном из самых священных исламских мест в Мекке , Саудовская Аравия . Здание осаждали до 600 боевиков под руководством Джухаймана аль-Отайби , саудовского антимонархического исламиста из племени Отайба . Они назвали себя « аль-Ихван » ( араб . الإخوان ), имея в виду религиозное арабское ополчение. [5] это сыграло значительную роль в создании Саудовского государства в начале 20 века.
Повстанцы взяли заложников среди верующих и призвали к восстанию против дома Саудов , осуждая их стремление к союзу с «христианскими неверными» из западного мира и заявляя, что политика саудовского правительства предает ислам , пытаясь протолкнуть секуляризм в Саудовское общество. Они также заявили, что Махди (конец времен) прибыл в лице одного из лидеров боевиков Мухаммада Абдуллы аль-Кахтани.
В поисках помощи в контрнаступлении против Ихванов саудовцы запросили срочную помощь у Франции , которая ответила отправкой консультативных подразделений GIGN . После того как французские боевики предоставили им особый тип слезоточивого газа , который притупляет агрессию и затрудняет дыхание, саудовские войска отравили газом внутреннюю часть Большой мечети и ворвались внутрь. Они успешно захватили это место после двух недель боев. [11]
В процессе возвращения Большой мечети саудовские военные убили самопровозглашенного мессию аль-Кахтани. Джухайман и 68 боевиков были схвачены живыми и позже приговорены властями Саудовской Аравии к смертной казни через обезглавливание на публичных демонстрациях в ряде саудовских городов. [12] [13] Осада Большой мечети Ихванами, произошедшая в разгар Исламской революции в соседнем Иране , спровоцировала дальнейшие беспорядки во всем мусульманском мире . Крупномасштабные антиамериканские беспорядки вспыхнули во многих странах с мусульманским большинством после того, как иранский религиозный деятель Рухолла Хомейни ложно заявил в радиопередаче, что захват Большой мечети был организован Соединенными Штатами и Израилем . [14]
После нападения король Саудовской Аравии Халид бин Абдель Азиз ввел более строгую систему исламского права по всей стране. [15] а также дал улемам больше власти в течение следующего десятилетия. Саудовской Аравии Аналогично, исламская религиозная полиция стала более настойчивой. [16]
Фон
[ редактировать ]Захватом руководил Джухайман аль-Отайби, член семьи Отайба влиятельной в Неджд . Он объявил своего зятя Мохаммеда Абдуллу аль-Кахтани Махди , или искупителем, который, как полагают, прибудет на землю за несколько лет до Судного Дня . Его последователи приукрасили тот факт, что имя Аль-Кахтани и имя его отца идентичны имени Пророка Мухаммеда и имени его отца, и разработали поговорку: « Имена его и его отца были такими же, как имена Мухаммеда и его отца, и он пришел в Мекку с севера, «чтобы оправдать их веру». Дата нападения, 20 ноября 1979 года, была последним днем 1399 года по исламскому календарю ; это связано с традицией муджаддида , человека, который появляется на рубеже каждого столетия исламского календаря, чтобы возродить ислам, очистить его от посторонних элементов и вернуть ему первозданную чистоту. [17]
Дед Джухаймана, Султан бин Баджад аль-Отайби , ездил с Ибн Саудом в первые десятилетия века, и другие члены семьи Отайбы были одними из выдающихся представителей Ихвана . [ нужна ссылка ] Джухайман выступал в качестве проповедника, капрала Национальной гвардии Саудовской Аравии и был бывшим учеником шейха Абд аль-Азиза ибн База , который впоследствии стал Великим муфтием Саудовской Аравии .
Цели
[ редактировать ]Аль-Отайби выступил против Ибн База «и начал выступать за возвращение к первоначальным путям ислама, среди прочего: отказ от Запада, отмену телевидения и изгнание немусульман». [18] Он заявил, что «правящая династия Аль-Саудов потеряла свою легитимность, потому что она была коррумпированной, показной и разрушила саудовскую культуру агрессивной политикой вестернизации ». [ нужна ссылка ]
Аль-Отайби и Кахтани встретились, когда вместе находились в тюрьме за подстрекательство к мятежу , когда аль-Отайби утверждал, что ему было послано Богом видение, сообщающее ему, что Кахтани был Махди. Их заявленная цель заключалась в установлении теократии в рамках подготовки к неминуемому апокалипсису. Они отличались от первоначальных Ихванов и других более ранних ваххабитских пуристов тем, что «они были милленариями , они отвергали монархию и осуждали ваххабитских улемов ». [19]
Отношения с улемами
[ редактировать ]Многие из их последователей были студентами богословия Исламского университета в Медине . Аль-Отайби присоединился к местному отделению салафитской группы «Аль-Джамаа аль-Салафия аль-Мухтасиба» ( «Салафитская группа, которая повелевает правильно и запрещает неправильное ») в Медине, возглавляемой шейхом Абд аль-Азизом ибн Базом, председателем Постоянного комитета ислама. Исследования и вынесение фетв того времени. [20] Последователи проповедовали свое радикальное послание в различных мечетях Саудовской Аравии, не будучи арестованными. [21] и правительство не хотело противостоять религиозным экстремистам. Аль-Отайби, аль-Кахтани и несколько членов ихванов были арестованы как нарушители спокойствия Министерства внутренних полицией безопасности дел Мабахит в 1978 году. [22] Члены улемов (включая Ибн База) подвергли их перекрестному допросу на предмет ереси, но впоследствии они были освобождены как традиционалисты, возвращающиеся к Ихванам, как дед аль-Отайби, и, следовательно, не представляющие угрозы. [23]
Даже после захвата Большой мечети улемы сохраняли определенную терпимость к повстанцам. Когда правительство потребовало принятия фетвы, разрешающей применение вооруженной силы в Большой мечети, высказывания Ибн База и других высокопоставленных улемов «были на удивление сдержанными». Ученые не объявили аль-Отайби и его последователей немусульманами, несмотря на нарушение ими неприкосновенности Великой мечети, а лишь назвали их « аль-джамаа аль-мусаллаха » (вооруженная группа). Старшие ученые также настаивали на том, что, прежде чем силы безопасности нападут на них, власти должны предложить им возможность сдаться. [24]
Препараты
[ редактировать ]Благодаря пожертвованиям богатых последователей группа была хорошо вооружена и обучена. Некоторые члены, такие как аль-Отайби, были бывшими военными чиновниками Национальной гвардии. [25] Некоторые военнослужащие Национальной гвардии, симпатизирующие повстанцам, в течение нескольких недель до нового года провозили контрабандой оружие, боеприпасы, противогазы и продовольствие на территорию мечети. [26] Автоматическое оружие было вывезено контрабандой из арсеналов Национальной гвардии, а припасы были спрятаны в сотнях небольших подземных комнат под мечетью, которые использовались как скиты . [27]
Захват
[ редактировать ]Ранним утром 20 ноября 1979 года имам Большой мечети шейх Мохаммед ас-Субайил готовился возглавить молитву для 50 000 верующих, собравшихся на молитву. Около 5 часов утра его прервали повстанцы, которые достали оружие из-под одежды, заперли ворота цепями и убили двух полицейских, которые были вооружены только деревянными дубинками для дисциплинирования непослушных паломников. [6] Число повстанцев оценивается как «не менее 500». [ нужна ссылка ] или «от четырех до пятисот», и в их число входили несколько женщин и детей, присоединившихся к движению аль-Отайби. [27]
В то время Большая мечеть ремонтировалась саудовской группой Бинладин . [28] Сотрудник организации смог сообщить о захвате внешнему миру до того, как повстанцы перерезали телефонные линии.
Повстанцы освободили большую часть заложников, а остальных заперли в убежище. Они заняли оборонительные позиции на верхних уровнях мечети и снайперские позиции на минаретах, откуда они командовали территорией. Никто за пределами мечети не знал, сколько заложников осталось, сколько боевиков находится в мечети и какие приготовления они провели.
Во время мероприятия наследный принц Фахд находился в Тунисе на заседании саммита Лиги арабских государств . Командующий Национальной гвардией принц Абдалла также находился за границей с официальным визитом в Марокко . Поэтому король Халид возложил ответственность на двух членов Судаирской семерки — принца Султана , тогдашнего министра обороны, и принца Наифа , тогдашнего министра внутренних дел. за урегулирование инцидента [29]
Осада
[ редактировать ]Вскоре после захвата повстанцами около 100 сотрудников службы безопасности МВД попытались вернуть мечеть, но были отброшены с большими потерями. К выжившим быстро присоединились подразделения армии Саудовской Аравии и национальной гвардии Саудовской Аравии . По просьбе саудовской монархии французские подразделения, оперативники и коммандос GIGN были срочно отправлены на помощь саудовским силам в Мекке . [30]
Элитное подразделение под названием «Рахбар» Группы специальной службы , батальон коммандос пакистанской армии, возглавляемый майором Первезом Мушаррафом , впоследствии генералом пакистанской армии и бывшим президентом Пакистана , было мобилизовано, и коммандос SSG были срочно отправлены в Мекку. из Пакистана по запросу правительства Саудовской Аравии . . [31]
К вечеру весь город Мекка был эвакуирован. [ сомнительно – обсудить ] Принц Султан назначил Турки бин Фейсала Аль Сауда , главу Аль-Мухабараат Аль-Аамма (Саудовская разведка), занять передовой командный пункт в нескольких сотнях метров от мечети, где принц Турки останется в течение следующих нескольких недель. Однако первой задачей было добиться одобрения улемов, которых возглавлял Абдул Азиз ибн Баз. Ислам запрещает любое насилие в Большой мечети, вплоть до того, что растения нельзя выкорчевывать без явной религиозной санкции. Ибн Баз оказался в щекотливой ситуации, тем более что ранее он преподавал аль-Отайби в Медине. Несмотря на это, улемы издали фетву, разрешающую применить смертельную силу для возвращения мечети. [7]
Получив одобрение религии, саудовские войска начали лобовую атаку на три главных ворот. И снова штурмовые силы были отбиты. Снайперы продолжали отстреливать обнаруживших себя солдат. Повстанцы транслировали свои требования через громкоговорители мечети на улицах Мекки, призывая к прекращению экспорта нефти в Соединенные Штаты и изгнанию всех иностранных гражданских и военных экспертов с Аравийского полуострова . [32] В Бейруте оппозиционная организация « Арабская партия социалистического действия – Аравийский полуостров » 25 ноября выступила с заявлением, в котором якобы разъяснила требования повстанцев. Однако партия отрицает свою причастность к захвату Большой мечети. [33]
Официально правительство Саудовской Аравии заняло позицию, согласно которой оно не будет агрессивно отвоевывать мечеть, а скорее будет морить боевиков голодом. Тем не менее, было предпринято несколько безуспешных атак, по крайней мере одно из них через подземные туннели внутри и вокруг мечети. [34]
По словам Лоуренса Райта в книге «Надвигающаяся башня: Аль-Каида и путь к 11 сентября» :
В Мекку прибыла группа из трех французских коммандос из Группы вмешательства национальной жандармерии (GIGN). Коммандос закачали газ в подземные помещения, но, возможно, из-за того, что помещения были столь запутанно соединены между собой, подача газа прекратилась, и сопротивление продолжалось. По мере того, как число жертв росло, саудовские силы просверливали дыры во дворе и бросали гранаты в комнаты внизу, убивая без разбора многих заложников, но вытесняя оставшихся повстанцев на более открытые территории, где их могли перестрелять снайперы. Спустя более чем две недели после начала штурма выжившие повстанцы наконец сдались. [35] [36]
Однако этому сообщению противоречат как минимум два других сообщения: [37] [ нужна страница ] включая слова тогдашнего командира GIGN Кристиана Пруто : [3] три коммандос GIGN обучили и оснастили саудовские силы и разработали план атаки (который заключался в просверливании дыр в полу мечети и стрельбе из баллонов с газом, прошитых взрывчаткой, через перфорационные отверстия), но не принимали участия в акции и не участвовали в боевых действиях. ступил в мечеть.
Саудовская национальная гвардия и саудовская армия понесли тяжелые потери. слезоточивый газ . Для вытеснения оставшихся боевиков был использован [38] Согласно телеграмме посольства США от 1 декабря, нескольким лидерам боевиков удалось бежать из осады. [39] а несколько дней спустя спорадические бои вспыхнули и в других частях города.
Битва длилась более двух недель, и в результате официально «255 паломников, солдат и фанатиков» были убиты и «еще 560 получили ранения… хотя дипломаты предположили, что число жертв было выше». [36] Военные потери составили 127 убитых и 451 раненых. [9]
Последствия
[ редактировать ]Заключенные, суды и казни
[ редактировать ]Вскоре после того, как стало известно о захвате власти, новый исламский революционный лидер Ирана заявил аятолла Хомейни радиослушателям: «Нетрудно догадаться, что это дело рук преступного американского империализма и международного сионизма ». [40] [41] Гнев, подогреваемый этими слухами, распространил антиамериканские демонстрации по всему мусульманскому миру , отмеченные на Филиппинах , в Турции , Бангладеш , на востоке Саудовской Аравии , в Объединенных Арабских Эмиратах и Пакистане . [14] В Исламабаде (Пакистан ) на следующий день после захвата посольство США в этом городе было захвачено толпой, которая сожгла посольство дотла . Неделю спустя в Триполи (Ливия ) еще одна толпа напала и сожгла посольство США. [42] Советские агенты также распространяли слухи о том, что за захватом Большой мечети стояли США. [43]
Аль-Кахтани был убит при захвате мечети, но Джухайман и 67 других повстанцев, переживших нападение, были схвачены и позже обезглавлены. [12] Никакого снисхождения к ним не было проявлено. [13] Король получил фетву (указ) от Совета старших ученых. [12] который признал подсудимых виновными в семи преступлениях:
- нарушение неприкосновенности Масджид аль-Харам (Большой мечети);
- нарушение святости месяца Мухаррам ;
- убийство собратьев-мусульман и других;
- неподчинение законным властям;
- приостановка молитвы в Масджид аль-Харам;
- ошибка в идентификации Махди ;
- эксплуатация невиновных для совершения преступных действий. [44] [45]
9 января 1980 года 63 повстанца были публично обезглавлены на площадях восьми саудовских городов. [12] ( Бурайда , Даммам , Мекка, Медина, Эр-Рияд , Абха , Хаиль и Табук ). По словам Сандры Макки , места «были тщательно выбраны не только для того, чтобы обеспечить максимальное освещение, но и, как можно подозревать, для того, чтобы охватить другие потенциальные очаги недовольства». [13]
Политика
[ редактировать ]Халед, однако, отреагировал на переворот не репрессиями против религиозных пуритан в целом, а предоставлением улемам и религиозным консерваторам большей власти в течение следующего десятилетия. Считается, что он считал, что «решение религиозного переворота было простым: больше религии». [16] Сначала были запрещены фотографии женщин в газетах, затем женщин на телевидении. Кинотеатры и музыкальные магазины были закрыты. Школьная программа была изменена, чтобы обеспечить гораздо больше часов религиоведения, исключив занятия по таким предметам, как неисламская история. Гендерная сегрегация распространилась «на самую скромную кофейню», а религиозная полиция стала более могущественной. Лишь спустя десятилетия после восстания правительство Саудовской Аравии снова начало проводить постепенные реформы в направлении более либерального общества. [46] [47]
См. также
[ редактировать ]- Ихванское восстание
- Список претендентов на Махди
- Список современных конфликтов на Ближнем Востоке
- Список войн с участием Саудовской Аравии
- Разграбление Мекки 930 г.
- Осада Лал Масджида
- Операция Голубая Звезда
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Нападение на Кабу, полное видео» . 23 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 г. Проверено 8 июня 2013 г. - через YouTube.
- ^ Да Лаге, Оливье (2006) [1996]. «Саудовская Аравия, страна ислама» . Геополитика Саудовской Аравии . Геополитика государств мира (на французском языке). Полет. 2 (2-е изд.). Брюссель , Бельгия : Editions Complexe. п. 34. ISBN 2-8048-0121-7 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б см. также Пруто, Кристиан (1998). Государственные мемуары (на французском языке). Мишель Лафон. стр. 265–277, 280. ISBN. 978-2840983606 .
- ^ Райт, Робин (декабрь 1991 г.). Ван Холлен, Кристофер (ред.). «Неизведанные реалии кризиса в Персидском заливе» . Ближневосточный журнал . 45 (1). Вашингтон, округ Колумбия , Соединенные Штаты Америки: Институт Ближнего Востока : 23–29. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4328237 . Проверено 21 января 2022 г. - через JSTOR .
- ^ Перейти обратно: а б Лейси 2009 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2006b , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2006b , стр. 103–104.
- ^ «Осада Мекки» . 2006. Архивировано из оригинала 6 июля 2016 года . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пьер Тристам, «Захват Большой мечети в Мекке в 1979 году», About.com» . Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Блок, Уильям; Блок, Пол младший; Крейг младший, Джон Г.; Дейблер, Уильям Э., ред. (10 января 1980 г.). Написано в Эр-Рияде, Саудовская Аравия. «63 фанатика обезглавлены за захват мечети» . Мир/Нация. Питтсбург Пост-Газетт . Том. 53, нет. 140. Питтсбург , Пенсильвания , Соединенные Штаты Америки: PG Publishing Co. Associated Press . п. 6 . Проверено 21 января 2022 г. - через Google Newspapers .
- ^ Бенджамин, Эпоха священного террора (2002), с. 90
- ^ Перейти обратно: а б с д Робертс, Моррис; Робертс, Джон М.; Речь, Джеймс В.; Риди, Винс, ред. (10 января 1980 г.). «Саудиты обезглавливают фанатиков» . Адвокат Виктории . Том. 134, нет. 247. Виктория, Техас , Соединенные Штаты Америки: Издательская компания Victoria Advocate. Ассошиэйтед Пресс . п. 6Б . Проверено 7 августа 2012 г. - через Google Newspapers .
- ^ Перейти обратно: а б с Макки, Сандра . Саудовцы: внутри пустынного королевства . Обновленное издание. Нортон в мягкой обложке. WW Norton and Company , Нью-Йорк. 2002 г. (первое издание: 1987 г.). ISBN 0-393-32417-6 пбк., с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2001 , с. 149.
- ^ Райт 2001 , с. 155 .
- ^ Перейти обратно: а б Лейси 2009 , с. 48 «Эти старики на самом деле верили, что катастрофа в мечети была для нас божьим наказанием за то, что мы публиковали женские фотографии в газетах, — говорит принцесса, одна из племянниц Халеда. ... Халед пришел к согласию с шейхами, и проблема заключалась в иностранном влиянии и бидаа. Решение религиозного переворота было простым - больше религии».
- ^ Бенджамин, Эпоха священного террора, (2002) стр. 90
- ^ Райт 2001 , с. 152.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 63.
Однако важно подчеркнуть, что повстанцы 1979 года не были буквально реинкарнацией Ихванов, и подчеркнуть три отличительные черты первых: они были милленаристами, они отвергали монархию и осуждали ваххабитских улемов.
- ^ Лейси 2009 , с. 9.
- ^ Райт 2006 , стр. 88–89.
- ^ Лейси 2009 , с. 31.
- ^ Райт 2006b , с. 103.
- ^ Лейси 2009 , с. 30: «Их язык был на удивление сдержанным. У шейхов был богатый словарный запас осуждения, который они регулярно использовали против тех, кто навлек на себя их гнев, от кафиров... до аль-фасекуна (тех, кто безнравственен и не следует за Богом). Но самое худшее, что они могли придумать для Джухаймана и его последователей, - это аль-джамаа аль-мусаллаха (вооруженная группа). Они также настаивали на том, чтобы молодым людям дали еще один шанс покаяться... Прежде чем напасть на них, сказали улемы. , власти должны предложить возможность «сдаться и сложить оружие».
- ^ Райт 2006b , с. 102.
- ^ Бенджамин, Эпоха священного террора, (2002), с. 90
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2006b , с. 104.
- ↑ Захват Большой мечети в Мекке в 1979 году: нападение и осада, вдохновившие Усаму бен Ладена. Архивировано 7 января 2019 года в Wayback Machine . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Астал, Камаль М. (2002). «Три тематических исследования: Египет, Саудовская Аравия и Ирак» (PDF) . Пакистанский журнал прикладных наук . 2 (3). Научные публикации: 308–319 . Проверено 9 августа 2012 г.
- ^ Ирфан Хусейн (2012). Фатальные линии разлома: Пакистан, ислам и Запад . Роквилл, Мэриленд: Издательство Arc Manor. п. 129. ИСБН 978-1604504781 . Проверено 17 апреля 2012 г.
- ^ «Великая осада Каабы завершилась ССГ при Мушаррафе?» . Пакистанская оборона . 2 октября 2013 года . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Райт 2006 , с. 92.
- ^ Саудовская оппозиционная группа перечисляет требования повстанцев в отчетах MERIP, № 85. (февраль 1980 г.), стр. 16–17.
- ^ «Телеграмма посольства США от 22 ноября» (PDF) . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Тристам, Пьер. «Захват Большой мечети в Мекке в 1979 году. Нападение и осада, вдохновившие Усаму бен Ладена» . о.com. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 17 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2001 , с. 148.
- ^ Трофимов, Ярослав (2007). Осада Мекки: восстание 1979 года у самой святыни ислама . Случайный дом .
- ^ « Телеграмма посольства США от 27 ноября » (PDF) . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ «Телеграмма посольства США от 1 декабря» (PDF) . Проверено 14 ноября 2017 г.
- ↑ В этот день, 21 ноября , BBC.
- ^ Кифнер, Джон (25 ноября 1979 г.). Сульцбергер, Артур Окс-старший (ред.). «Хомейни обвиняет США и Израиль в попытке захватить мечети» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк , Нью-Йорк , Соединенные Штаты Америки. п. 1. ISSN 0362-4331 . OCLC 1645522 . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ [2 декабря 1979 г.] ПОСОЛЬСТВО США В ЛИВИИ ШТОРМОВАНО ТОЛПОЙ ИЗ 2 000 ЧЕЛОВЕК; Пожары повредили здание, но все американцы спаслись – атака вызвала сильный протест. Отношения были крутыми, удалось спастись без вреда. 2000 ливийских демонстрантов штурмуют посольство США. Строгие меры безопасности. Официальное участие неясно, The New York Times , 3 декабря 1979 г.
- ^ Советские «активные меры»: подделка, дезинформация, политические операции (PDF) . Бюро по связям с общественностью (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия , Соединенные Штаты Америки: Государственный департамент США . 1 октября 1981 г. с. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2022 года . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБ Таурис. п. 168.
- ^ Саламе, Гассан (июнь 1987 г.). Саид, Эдвард ; Абу-Лугход, Ибрагим (ред.). «Ислам и политика в Саудовской Аравии» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 9 (3). Ассоциация выпускников арабо-американских университетов/Институт арабских исследований: 306–326. ISSN 0271-3519 . JSTOR i40087865 . Проверено 21 января 2022 г. - через JSTOR .
- ^ Лейси 2009 , стр. 49–52.
- ^ Тузиньян, Лорен (6 ноября 2017 г.). «Саудовские женщины за рулем» . News.com.au. Проверено 14 ноября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Лейси, Роберт (15 октября 2009 г.). Внутри королевства: короли, священнослужители, модернисты, террористы и борьба за Саудовскую Аравию . Группа Пингвин США. ISBN 9781101140734 .
- Райт, Робин Б. (2001). Священная ярость: гнев воинствующего ислама . Саймон и Шустер.
- Райт, Лоуренс (2006). Надвигающаяся башня: Аль-Каида и путь к 11 сентября . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-375-41486-2 .
- Райт, Лоуренс (2006b). Надвигающаяся башня: Аль-Каида и путь к 11 сентября . Нью-Йорк: Винтаж. ISBN 978-1-4000-3084-2 . (мягкая обложка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абуриш, Саид К. , Взлет, коррупция и грядущее падение дома Саудов , собор Святого Мартина (1996)
- Бенджамин, Дэниел, Эпоха священного террора Дэниела Бенджамина и Стивена Саймона, Нью-Йорк: Random House (около 2002 г.)
- Фэйр, К. Кристин и Сумит Гангули, «Ступая по священной земле: противоповстанческие операции в священных местах», Oxford University Press (2008)
- Хасснер, Рон Э. , «Война на священных землях», издательство Корнельского университета (2009) ISBN 978-0-8014-4806-5
- Кечичян, Джозеф А., «Роль улемов в политике исламского государства: пример Саудовской Аравии», Международный журнал ближневосточных исследований , 18 (1986), 53–71.
- Трофимов, Ярослав , Осада Мекки: забытое восстание в святейшей святыне ислама и рождение Аль-Каиды , Doubleday (2007) ISBN 0-385-51925-7 (также в мягкой обложке – Anchor, ISBN 0-307-27773-9 )
- Преступления 1979 года в Саудовской Аравии
- 20 век в Мекке
- Апокалиптика
- Арабские восстания
- Резня в мечетях в Азии
- Конфликты 1979 года
- События декабря 1979 года в Азии
- Миссии GIGN
- Осада Мекки
- Захват заложников в Саудовской Аравии
- Махдизм
- Масджид аль-Харам
- Резня 1979 года
- Массовые убийства 20-го века в Азии
- Резня в Саудовской Аравии
- События ноября 1979 года в Азии
- Операции с участием французского спецназа
- Нападения на здания и сооружения в 1979 г.
- Террористические инциденты в Азии в 1979 году
- Террористические инциденты в Саудовской Аравии в 1970-е годы
- Осада 20-го века
- История холодной войны Франции
- Осада с участием Франции
- Споры 1979 года
- Отношения Франции и Саудовской Аравии
- Нападения на здания и сооружения в Саудовской Аравии