Боинг Старлайнер
![]() Космический корабль Boeing Starliner 2 приближается к МКС в мае 2022 года во время второго орбитального летного испытания. | |
Производитель | Боинг Оборона, космос и безопасность |
---|---|
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Оператор | Боинг Оборона, космос и безопасность |
Приложения | МКС Транспорт экипажа |
Веб-сайт | Боинг |
Технические характеристики | |
Тип космического корабля | Капсула |
Грузоподъемность | На МКС : 4 экипажа и 100 кг (220 фунтов) груза. [ 3 ] [ а ] |
Вместимость экипажа | До 7 |
Объем | 11 м 3 (390 куб. футов) [ 5 ] |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Дизайн жизни | |
Размеры | |
Длина | 5,03 м (16,5 футов) (капсула и SM ) [ 6 ] |
Диаметр | 4,56 м (15 футов) [ 6 ] |
Производство | |
Статус | Активный |
Построен | 3 |
Оперативный | 2 |
Ушедший на пенсию | 1 |
Первый запуск | Без экипажа: 20 декабря 2019 г. Состав экипажа: 5 июня 2024 г. |
Связанный космический корабль | |
Ракета-носитель | Atlas V N22 [ б ] |
![]() | |
Конфигурация | |
![]() Разобранный вид Starliner A: Капсула экипажа: 1: Носовая часть, 2: Крышка парашютного отсека, 3: Люк для доступа экипажа, 4: Подруливающие устройства RCS для входа в атмосферу, 5: Подушки безопасности, 6: Тепловой экран , 7: Док-система НАСА , 8: Парашюты, 9 : Окно B: Сервисный модуль: 10: Шлангаль , 11: Радиаторы, 12: «Соляная будка» с двигателями RCS и OMAC , 13: Топливные баки, 14: Подруливающее устройство управления креном, 15: Двигатели RS-88 для аварийно-спасательного запуска , 16: Солнечные панели |
Боинг Старлайнер (или CST-100 ) [ с ] — космический корабль, предназначенный для перевозки экипажа на Международную космическую станцию (МКС) и другие пункты назначения на низкой околоземной орбите и обратно. Разработанный компанией Boeing в рамках ( НАСА программы коммерческих экипажей CCP), он состоит из многоразовой экипажа капсулы и одноразового сервисного модуля .
Немного больше, чем командный модуль Apollo или SpaceX Crew Dragon , но меньше, чем капсула Orion , Starliner может вместить экипаж до семи человек, хотя НАСА планирует летать не более чем из четырех человек. Он может оставаться пристыкованным к МКС на срок до семи месяцев и запускается на ракете Atlas V N22 с космодрома 41 на мысе Канаверал во Флориде.
В 2014 году НАСА заключило с Boeing контракт с фиксированной ценой на сумму 4,2 миллиарда долларов США на постройку Starliner, а SpaceX получила 2,6 миллиарда долларов на разработку Crew Dragon . К июлю 2024 года усилия Boeing превысили бюджет как минимум на 1,6 миллиарда долларов.
Первоначально запланированный к вводу в эксплуатацию в 2017 году запуск Starliner неоднократно задерживался из-за проблем в управлении и проектировании. Первый беспилотный орбитальный полет в декабре 2019 года был признан частичным провалом, что привело к второму орбитальному полету в мае 2022 года. В ходе летных испытаний экипажа , запущенных в июне 2024 года, возникли сбои: утечка гелия и выход из строя пяти из восьми кормовых двигателей. столкнувшись с двигателями системы управления реакцией – на подходе к МКС, что привело НАСА к выводу, что возвращать астронавтов на Землю на борту Starliner слишком рискованно. Starliner CFT-1 приземлился без экипажа в космической гавани Уайт-Сэндс в сентябре 2024 года.
Starliner стоит дороже за полет, чем Crew Dragon, что вызывает критику со стороны генерального инспектора НАСА и других наблюдателей.
Фон
[ редактировать ]
Когда программа «Спейс Шаттл» подошла к концу, НАСА стремилось способствовать развитию новых возможностей космических полетов. Отходя от традиционной модели государственных космических кораблей, НАСА предложило революционный подход: компании будут владеть космическими кораблями и управлять ими, а НАСА будет выступать в качестве клиента, приобретая полеты по мере необходимости. Чтобы стимулировать инновации, НАСА предложило финансирование для поддержки разработки этих новых транспортных средств. Однако, в отличие от предыдущих контрактов «затраты плюс» , эти новые контракты будут иметь фиксированную цену , что возлагает финансовый риск перерасхода средств на сами компании.
Компания Boeing имеет обширный опыт разработки аппаратов для исследования космоса: она построила первую ступень ( S-IC ) ракеты «Сатурн V» , собрала лунные вездеходы и с 1993 года выступала в качестве генерального подрядчика американского орбитального сегмента МКС. Благодаря своей проверенной репутации и глубокому опыту компания Boeing считалась хорошо подготовленной к борьбе за контракты на коммерческие космические полеты. [ 7 ] [ 8 ]
В 2010 году компания Boeing представила свой проект для участия в конкурсе программы коммерческих экипажей НАСА: CST-100. Компания получила первоначальное финансирование в размере 18 миллионов долларов в рамках первого раунда программы развития коммерческих экипажей (CCDev 1) для поддержки развития Starliner. [ 9 ] Кроме того, United Launch Alliance, совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, выделило 6,7 миллиона долларов на разработку системы аварийного обнаружения , которая позволит ее ракете Atlas V быть подготовленной для запуска Starliner. [ 9 ] В то время компания Boeing выразила оптимизм по поводу того, что Starliner может быть введен в эксплуатацию уже в 2015 году, при условии своевременного получения разрешений и финансирования. [ 10 ]
В октябре 2011 года НАСА объявило, что Центр обработки орбитальных аппаратов -3 в Космическом центре Кеннеди будет сдан в аренду компании Boeing для производства и испытаний Starliner в рамках партнерства с Space Florida . [ 11 ]
В течение следующих трех лет НАСА проведет еще три раунда финансирования разработок, выделив Boeing 92,3 миллиона долларов в рамках CCDev 2 в 2011 году. [ 12 ] 460 миллионов долларов США в рамках программы Commercial Crew Integrated Capability (CCiCap) в 2012 году, [ 13 ] и 9,9 млн долларов США по Контракту на сертификационную продукцию (CPC) в 2013 году. [ 14 ]
Ожидалось, что НАСА объявит о своем выборе для выгодного контракта на возможность перевозки коммерческих экипажей (CCtCap) в сентябре 2014 года. Компания Boeing лоббировала НАСА заключение контракта с единственным поставщиком, утверждая, что для успешной разработки Starliner ей необходим полный бюджет программы. В НАСА этот подход получил значительную поддержку, и многие лица, принимающие решения, выразили уверенность в возможностях и показателях безопасности Boeing. Более того, представители НАСА даже подготовили обоснование выбора Boeing в качестве единственного поставщика. [ 15 ]
Хотя Уильям Х. Герстенмайер , руководитель НАСА по исследованию человека, считал предложение Starliner более сильным, [ 16 ] он не решался заключить контракт с единственным поставщиком. Многолетняя программа коммерческих экипажей была разработана для поощрения конкуренции и сокращения штатов, и Герстенмайер считал, что выбор только одной компании подорвет эти цели. [ 17 ] Благодаря своим усилиям он успешно убедил НАСА отложить объявление CCtCap и обеспечить дополнительное финансирование для поддержки двух конкурирующих проектов. [ 15 ]
16 сентября 2014 года НАСА объявило, что и Boeing, и SpaceX получат контракты CCtCap на разработку пилотируемых космических кораблей. Boeing получил 4,2 миллиарда долларов США на завершение и сертификацию Starliner, а SpaceX получила 2,6 миллиарда долларов США на завершение и сертификацию Crew Dragon . [ 17 ] Чтобы получить полную сумму контракта, каждой компании необходимо будет успешно завершить испытание на прерывание , испытание на орбитальном полете без экипажа, испытание на орбитальном полете с экипажем и шесть пилотируемых полетов на МКС. Однако НАСА не нужно было платить за неудачные испытания, и ему нужно было всего лишь закупить по две миссии с экипажем на МКС у каждой компании. [ 18 ] После первоначальных гарантированных миссий компании будут на постоянной основе конкурировать за контракты на запуск.
В ноябре 2015 года НАСА объявило, что исключило Boeing из рассмотрения в многомиллиардном конкурсе коммерческих служб снабжения на право доставки грузов на Международную космическую станцию. [ 19 ]
Разработка
[ редактировать ]

Название CST-100 (Crew Space Transportation-100) впервые было использовано, когда капсула была представлена публике в июне 2010 года. [ 20 ] Буквы «CST» обозначают Crew Space Transportation. [ 21 ] в то время как «100», вероятно, относится к линии Кармана , которая обычно считается границей космоса на высоте 100 километров (62 мили) над Землей. [ 22 ] [ 23 ] Дизайн основан на опыте Boeing в программах НАСА «Аполлон», «Спейс шаттл» и МКС, а также в проекте «Орбитальный экспресс» . [ 10 ]

Космический корабль состоит из капсулы многоразового использования и одноразового служебного модуля и предназначен для полетов на низкую околоземную орбиту . Капсула вмещает семь пассажиров или смесь экипажа и груза. Для полетов НАСА на МКС он будет перевозить четырех пассажиров и небольшое количество груза. В капсуле Starliner используется бессварная конструкция, полученная методом центрифугирования, и ее можно использовать повторно до 10 раз, а срок выполнения работ составляет шесть месяцев. Boeing планирует чередовать два многоразовых модуля экипажа для всех запланированных миссий Starliner. В каждом полете используется новый служебный модуль, обеспечивающий двигательную и энергетическую мощность космического корабля. Starliner оснащен беспроводным Интернетом и планшетными технологиями для интерфейса экипажа. [ 24 ]
Starliner использует стыковочную систему НАСА . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Компания Boeing модифицировала конструкцию Starliner перед OFT-2, добавив откидную крышку входа в атмосферу под одноразовым носовым обтекателем для дополнительной защиты стыковочного порта во время входа в атмосферу . Это было проверено на миссии OFT-2. Напротив, многоразовый носовой обтекатель SpaceX Dragon 2 шарнирно закреплен и защищает стыковочный порт как во время запуска, так и во время входа в атмосферу. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
при входе в капсулу используется легкий аблятор Boeing В качестве теплозащитного экрана . [ 31 ]
Солнечные элементы , предоставленные дочерней компанией Boeing Spectrolab, установлены на кормовой части служебного модуля и обеспечивают 2,9 кВт электроэнергии. [ 32 ]
Помимо капсулы и служебного модуля, в адаптер ракеты-носителя Atlas V интегрирована конструкция длиной 5,8 фута (1,78 м), называемая аэроюбкой. Аэродинамическая юбка обеспечивает аэродинамическую устойчивость и гасит ударные волны, исходящие от передней части ракеты. [ 33 ]
Двигательная установка космического корабля производится компанией Aerojet Rocketdyne и состоит из 64 двигателей:
- ) с усилием 100 фунтов силы (440 Н) 12 двигателей MR-104J RCS ( система управления реакцией на капсуле, использующих гидразиновое монотопливо и зарезервированных для ориентации капсулы при входе в атмосферу. [ 34 ]
- 52 на служебном модуле с использованием битоплива монометилгидразина и тетраоксида азота :
- Подруливающие устройства RCS 28 × 85 фунтов силы (380 Н) на служебном модуле для ориентации в течение большей части полета
- 20 двигателей OMAC (орбитальное маневрирование и ориентация) по 1500 фунтов силы (6700 Н) для изменения орбит
- тягой 40 000 фунтов силы (180 000 Н) RS-88 4 двигателя для возможности эвакуации при запуске в случае прерывания [ 35 ]
Подруливающие устройства RCS и OMAC на служебном модуле сгруппированы в четыре «собачьи будки», равномерно расположенные по периметру служебного модуля, каждый из которых содержит пять подруливающих устройств OMAC (три обращенных назад и два обращенных вперед). [ оспаривается – обсуждаем ] ) и семь двигателей RCS: [ 36 ] [ 37 ] два обращены назад, два обращены вперед, по одному в радиальном и двух тангенциальном направлениях. Последние три находятся в плоскости, очень близкой к центру масс космического корабля.
Для перемещения космического корабля двигатели используются сбалансированными парами, так что центр силы проходит через центр масс космического корабля. Для вращения космического корабля двигатели используются в несбалансированных парах, поэтому результирующая сила отсутствует, а чистый крутящий момент сосредоточен внутри космического корабля. Двигатели RCS используются для вращения (управления ориентацией) и очень точных маневров стыковки, а двигатели OMAC используются для существенной корректировки орбиты. Подруливающие устройства RCS также используются для компенсации небольшого дисбаланса двигателей OMAC.
Компания Boeing спроектировала капсулу так, чтобы она могла приземляться на землю, а не приводняться . Это первая капсульная миссия с экипажем, запущенная из Соединенных Штатов. После повторного входа в атмосферу будут развернуты три парашюта, что замедлит скорость капсулы примерно до 4 миль в час (350 футов/мин; 1,8 м/с). Прежде чем самолет достигнет земли, сработают шесть подушек безопасности, чтобы смягчить приземление. Существует четыре основных места приземления, в том числе две площадки на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, Плайя Уиллкокс в Аризоне и полигон Дагуэй в Юте. База ВВС Эдвардс в Калифорнии служит местом аварийной посадки. [ 38 ] Все посадочные площадки находятся на западе США, что позволяет сбросить служебный модуль для разрушительного входа в атмосферу над Тихим океаном. Boeing заявляет, что на всех пяти посадочных площадках ежегодно будет осуществляться около 450 возможностей посадки. [ 39 ]
После заключения контракта на транспортировку коммерческих экипажей (CCtCap) в 2014 году НАСА назначило команду из четырех опытных астронавтов, Боба Бенкена , Эрика Бо , Дуга Херли и Суниты Уильямс , в качестве консультантов для инженеров Boeing и SpaceX. [ 40 ] Эти астронавты также должны были стать летчиками-испытателями в первых миссиях. Херли рассказал о резком контрасте в рабочих отношениях между астронавтами и инженерами двух компаний. В то время как инженеры SpaceX были восприимчивы к обратной связи, с энтузиазмом относились к сотрудничеству и внимательно относились к предложениям, Херли обнаружил, что инженеры Boeing безразличны, высокомерны и самоуверенны. Он также сказал, что команда Boeing не проинформировала астронавтов об утечке топлива, произошедшей во время испытания на прерывание полета на площадке . В конце концов Херли заявил начальнику управления астронавтов , что не будет летать на Starliner. Позже Херли и Бенкен возглавили историческую миссию Crew Dragon Demo-2 , первый пилотируемый полет космического корабля. [ 41 ] Уильямс полетит в космос во время летных испытаний экипажа Boeing, но вернется на Землю на Crew Dragon после того, как на Starliner вышли из строя двигатели.
Несмотря на то, что первоначально компания Boeing получила значительно большее финансирование, она столкнулась со значительным перерасходом бюджета программы Starliner, который по состоянию на июль 2024 года превысил 1,6 миллиарда долларов. [ 42 ]
В ноябре 2019 года Управление генерального инспектора НАСА опубликовало отчет, в котором говорится, что в 2016 году произошло изменение контракта с Boeing. [ 43 ] заявляя: «Мы обнаружили, что для полетов Boeing с третьей по шестую с экипажем НАСА согласилось выплатить дополнительные 287,2 миллиона долларов сверх фиксированных цен Boeing, чтобы смягчить предполагаемый 18-месячный перерыв в полетах на МКС, ожидаемый в 2019 году, и гарантировать, что подрядчик продолжит работу в качестве второго коммерческого поставщика экипажа», а НАСА и Боинг обязались выполнить шесть миссий вместо последних четырех, которые являются необязательными. [ 44 ]
Администратор НАСА Билл Нельсон заявил, что генеральный директор Boeing Келли Ортберг взяла на себя обязательство продолжить программу Starliner, несмотря на неудачу. [ 45 ] Однако финансовые аналитики выразили скептицизм по поводу того, что Boeing продолжит инвестировать в убыточную программу. [ 42 ]
Тестирование
[ редактировать ]Различные проверочные испытания тестовых изделий начались в 2011 году и продолжились на реальных космических кораблях, начиная с 2019 года.
Прерывание и сброс тестов
[ редактировать ]

В сентябре 2011 года компания Boeing объявила о завершении серии испытаний на падение с земли для проверки конструкции системы амортизации подушек безопасности. Подушки безопасности расположены под тепловым экраном Starliner, который предназначен для отделения от капсулы во время спуска с парашютом на высоте около 5000 футов (1500 м). Подушки безопасности производства ILC Dover срабатывают путем наполнения смесью сжатого азота и кислорода, а не пировзрывчатой смесью, которая иногда используется в автомобильных подушках безопасности . Испытания проводились в пустыне Мохаве на юго-востоке Калифорнии на скорости от 10 до 30 миль в час (от 16 до 48 км/ч), чтобы имитировать условия бокового ветра во время приземления. Компания Bigelow Aerospace построила мобильную испытательную установку и провела испытания. [ 21 ]
В апреле 2012 года компания Boeing сбросила макет своего Starliner над пустыней Невады на Сухом озере Деламар , штат Невада , успешно испытав три основных посадочных парашюта корабля с высоты 11 200 футов (3 400 м). [ 46 ]
В мае 2016 года компания Boeing сообщила, что ее график испытаний будет сокращен на восемь месяцев, чтобы уменьшить массу космического корабля, решить проблемы аэродинамики, ожидаемые во время запуска и подъема ракеты Atlas V, а также удовлетворить новые требования к программному обеспечению, установленные НАСА. [ 47 ] Испытание орбитального полета было запланировано на весну 2019 года. Ракета-носитель для этого испытания орбитального полета, ракета Atlas V N22 , была собрана на United Launch Alliance предприятии (ULA) в Декейтере, штат Алабама , к концу 2017 года. [ 48 ] Первый полет с экипажем ( Boe-CFT ) был запланирован на лето 2019 года в ожидании результатов испытаний Boe-OFT . Планировалось, что он продлится 14 дней и доставит на МКС одного астронавта НАСА и одного летчика-испытателя Боинга. [ 49 ] 5 апреля 2018 года НАСА объявило, что первый запланированный полет двух человек, первоначально запланированный на ноябрь 2018 года, скорее всего, состоится в 2019 или 2020 году. [ 50 ]
Серьезный инцидент произошел во время испытаний горячим огнем в июне 2018 года. Из-за конструктивного недостатка топливной системы четыре из восьми клапанов остались открытыми, что привело к выбросу более 4000 фунтов (1800 кг) токсичного топлива монометилгидразина , в результате чего образовался огненный шар, который захлестнуло оборудование. Сообщается, что инцидент усугубил враждебность по отношению к субподрядчику двигательной установки Aerojet Rocketdyne, которому Boeing отказался платить за изменения в конструкции. Проинформировав НАСА об инциденте, компания Boeing попыталась сохранить информацию об инциденте в тайне, даже скрывая информацию от астронавтов, участвовавших в проекте. [ 51 ]
В октябре 2018 года первый беспилотный орбитальный полет был отложен на апрель 2019 года, а первый запуск экипажа перенесен на август 2019 года. [ 52 ] [ 53 ] В марте 2019 года агентство Reuters сообщило, что эти испытательные полеты были отложены как минимум на три месяца. [ 54 ] а в апреле 2019 года компания Boeing объявила, что беспилотная орбитальная миссия запланирована на август 2019 года. [ 55 ]

В мае 2019 года все основные испытания горячим огнем, включая моделирование испытаний аварийного двигателя на малой высоте, были завершены с использованием полностью готового к эксплуатации испытательного модуля, который был «полетным», то есть испытательный стенд сервисного модуля В огневых испытаниях использовались топливные и гелиевые баки, система управления реакцией, орбитальным маневрированием и двигателями ориентации, двигатели прерывания запуска, а также все необходимые топливопроводы и авионика, которые будут использоваться для пилотируемых полетов. Это открыло путь для испытаний на прерывание полета на стартовой площадке и последующих полетов без экипажа и с экипажем. [ 56 ]
4 ноября 2019 года состоялся тест на прерывание работы планшета. [ 57 ] Капсула ускорилась от площадки, но затем один из трех парашютов не раскрылся, и капсула приземлилась только с двумя парашютами. [ 58 ] [ 59 ] Однако посадка была признана безопасной, а испытание успешным. В Boeing не ожидали, что неисправность одного парашюта повлияет на график разработки Starliner. [ 60 ]
Первые орбитальные летные испытания (без экипажа)
[ редактировать ]

Беспилотный орбитальный испытательный полет Boeing (OFT), запущенный 20 декабря 2019 года, с антропоморфным испытательным устройством по прозвищу «Рози-ракетчик» и одетым в синий скафандр Boeing IVA. [ 61 ] Он приземлился через два дня, едва не закончившись катастрофой. В конечном итоге миссия была объявлена частично проваленной. [ 51 ]
После запуска космический корабль зафиксировал « прошедшее время миссии » со своей ракеты-носителя Atlas V, которое отставало на 11 часов. Следовательно, когда космический корабль отделился от ракеты, вместо того, чтобы на короткое время запустить двигатели управления реакцией для выхода на орбиту, его компьютеры приказали им стрелять гораздо дольше, потребляя так много топлива, что космическому кораблю уже не хватало топлива для стыковки с МКС. [ 51 ] [ 62 ] [ 63 ] Когда капсулу готовили к повторному входу в атмосферу, была обнаружена еще одна ошибка программного обеспечения; это могло вызвать катастрофическое столкновение служебного модуля и капсулы экипажа. [ 51 ] [ 64 ]
Космический корабль приземлился на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико через два дня после запуска. [ 65 ] После приземления астронавт НАСА Сунита Уильямс назвала космический корабль «Калипсо» в честь исследовательского судна « Калипсо », на котором работал океанографический исследователь Жак Кусто . [ 66 ]
После миссии вице-президент Boeing Джон Малхолланд признал, что компания не проводила комплексные сквозные испытания для всей миссии, а вместо этого провела испытания более мелких сегментов. Такой подход способствовал возникновению ошибок в программном обеспечении, которые привели к почти катастрофическим сбоям во время летных испытаний. Малхолланд настаивал на том, чтобы компания Boeing не сходила с ума и чтобы в целях экономии денег не пренебрегали сквозными испытаниями. НАСА также было обвинено в том, что оно не потребовало от Boeing провести сквозное испытание. [ 51 ]
Последующее расследование полета НАСА и Boeing дало множество рекомендаций для Boeing и НАСА. Компания Boeing заявила, что они являются собственностью компании, поэтому публично известны только те, которые чиновники намеренно раскрыли. В 2020 году представители компании заявили, что выполнили 80 рекомендаций. [ 67 ]
Второе орбитальное летное испытание (без экипажа)
[ редактировать ]
Поскольку первый OFT не достиг своих целей, официальные лица Boeing заявили 6 апреля 2020 года, что капсула экипажа Starliner проведет вторую демонстрационную миссию без экипажа - Boeing Orbital Flight Test 2 (OFT-2) перед полетом астронавтов. В НАСА заявили, что приняли рекомендацию Boeing провести вторую беспилотную миссию. Газета Washington Post сообщила, что второе орбитальное летное испытание, преследующее почти те же цели, что и первое, как ожидается, будет запущено с мыса Канаверал «где-то в октябре или ноябре 2020 года». В Boeing заявили, что профинансируют незапланированный испытательный полет капсулы экипажа «бесплатно для налогоплательщиков». Ранее в 2020 году компания Boeing сообщила инвесторам, что в счет своей прибыли она взимает 410 миллионов долларов США для покрытия ожидаемых расходов на второй беспилотный испытательный полет. [ 68 ] Представители Boeing заявили 25 августа 2020 года, что они подготовили почву для первой демонстрационной миссии Starliner с астронавтами в середине 2021 года. [ 28 ] Компания Boeing изменила конструкцию стыковочной системы Starliner перед OFT-2, добавив крышку входа в атмосферу для дополнительной защиты во время огненного спуска капсулы через атмосферу. Эта крышка входа в атмосферу шарнирная, как и у конструкции SpaceX. Команды также установили подогреватель топлива космического корабля OFT-2, плиты термозащиты и подушки безопасности, используемые для смягчения приземления капсулы. По данным НАСА, модуль экипажа миссии OFT-2 начал приемочные испытания в августе 2020 года, которые предназначены для проверки систем космического корабля перед его соединением со служебным модулем. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] 10 ноября 2020 года менеджер программы коммерческих экипажей НАСА Стив Стич заявил, что вторые орбитальные летные испытания будут отложены до первого квартала 2021 года из-за проблем с программным обеспечением. [ 69 ] Беспилотные испытания продолжали откладываться: беспилотный испытательный полет OFT-2 запланирован на март 2021 года, а запуск пилотируемого полета запланирован на следующее лето. [ 70 ] Дата запуска OFT-2 снова перенесена: самая ранняя предполагаемая дата запуска назначена на август 2021 года. [ 71 ]
В период запуска в августе 2021 года перед запуском были обнаружены некоторые проблемы с 13 клапанами двигательной установки космического корабля. Космический корабль уже был состыкован с ракетой-носителем Atlas V компании United Launch Alliance (ULA) и доставлен на стартовую площадку. Попытки устранить проблему на стартовой площадке не увенчались успехом, и ракету вернули в VIF (Средство вертикальной интеграции) ULA. Попытки устранить проблему на VIF также не увенчались успехом, и компания Boeing решила вернуть космический корабль на завод, отменив таким образом запуск в это стартовое окно. [ 72 ] [ 73 ] Между Boeing и Aerojet Rocketdyne возник коммерческий спор по поводу ответственности за устранение проблемы. [ 74 ] Клапаны подверглись коррозии из-за попадания влаги, которая взаимодействовала с топливом, но источник влаги не был очевиден. К концу сентября 2021 года компания Boeing не определила первопричину проблемы, и рейс был отложен на неопределенный срок. [ 75 ] В течение октября 2021 года НАСА и Boeing продолжали добиваться прогресса и «работали над возможностями запуска в первой половине 2022 года». [ 76 ] В декабре 2021 года компания Boeing решила заменить весь сервисный модуль и ожидала, что OFT-2 появится в мае 2022 года. [ 77 ] [ 78 ]
Миссия OFT-2 стартовала 19 мая 2022 года. [ 79 ] На нем снова находился испытательный манекен ракетчика Рози в синем скафандре Боинга. [ 80 ] [ 81 ] Два двигателя орбитального маневрирования и управления ориентацией (OMAC) вышли из строя во время выведения на орбиту, но космический корабль смог компенсировать это, используя оставшиеся двигатели OMAC с добавлением двигателей системы управления реакцией (RCS). Пара двигателей RCS, использовавшихся для маневрирования Starliner, также вышла из строя во время стыковки из-за низкого давления в камере. Некоторые тепловые системы, используемые для охлаждения космического корабля, показали очень низкие температуры, что потребовало от инженеров управления ими во время стыковки. [ 82 ] [ 83 ]
22 мая 2022 года капсула состыковалась с Международной космической станцией. [ 84 ] 25 мая 2022 года капсула вернулась из космоса и успешно приземлилась. [ 85 ] Во время входа в атмосферу одна из навигационных систем потеряла связь со спутниками GPS, но Стив Стич, менеджер программы коммерческих экипажей НАСА, сказал, что во время входа в атмосферу это не является неожиданностью. [ 86 ]
Третий орбитальный полет (с экипажем)
[ редактировать ]

Летные испытания Starliner с экипажем изначально планировались как заключительные испытания капсулы перед поступлением в регулярную эксплуатацию. [ 87 ] Это испытание предполагало запуск двух астронавтов на орбиту, стыковку с Международной космической станцией примерно на неделю и проведение дополнительных испытаний, в то время как наземные экипажи просматривали данные о запуске и стыковке. После проверки и утверждения этих данных капсула должна была отстыковаться и вернуться на Землю для приземления на юго-западе Америки примерно через восемь дней. Однако двигатели капсулы вышли из строя, когда Starliner состыковался с МКС, и, несмотря на несколько месяцев испытаний, НАСА почувствовало, что не может понять, почему двигатели вышли из строя, и решило, что слишком рискованно возвращать своих астронавтов на Землю на борту Starliner, который попытается вернуться без экипажа.
Первоначально планировалось на 2017 год. [ 88 ] запуск столкнулся с многочисленными задержками, в том числе с проблемами с парашютным ремнем и легковоспламеняющейся лентой на проводке. [ 89 ] [ 90 ] Эти задержки отодвинули запуск на середину 2024 года.
Попытка запуска 6 мая 2024 года была отменена из-за проблемы с кислородным клапаном на ракете. [ 91 ] Впоследствии утечка гелия в служебном модуле еще больше задержала миссию. [ 92 ] [ 93 ] Еще одна попытка, предпринятая 1 июня, была отменена из-за неисправности оборудования наземного компьютера. [ 94 ] Starliner успешно стартовал 5 июня в 14:52 по всемирному координированному времени (10:52 по восточному времени). [ 95 ]
Находясь на орбите и приближаясь к МКС во время этого летного испытания, как автоматизированные системы, так и астронавты, берущие на себя ручное управление во время стыковки, получили указание неоднократно запускать двигатели RCS. Это стресс-тестирование выявило ухудшение производительности двигателей, в результате чего программное обеспечение космического корабля сочло пять из них поврежденными и непригодными для использования, а также возникла утечка гелия в служебном модуле. [ 96 ] [ 97 ] Все пять вышедших из строя двигателей были обращены назад, что привело к потере шести степеней свободы управления ориентацией, пока четыре из них не были восстановлены. [ 98 ] [ 99 ] Астронавты смогли благополучно пристыковать капсулу к МКС. [ 100 ] [ 101 ]
Совместная команда НАСА и Boeing провела недели, пытаясь понять, что стало причиной неисправности двигателей, проводя наземные испытания на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико двигателя Aerojet Rocketdyne, который планировалось использовать в будущей миссии Starliner. [ 102 ] и работа с астронавтами над повторением их испытаний в космосе. [ 103 ] Во время этих испытаний наземная группа смогла воспроизвести ухудшение тяги и привязать его к тефлоновому уплотнению, деформированному из-за накопления тепла. [ 104 ] Однако когда эти испытания были проведены на Starliner на орбите, проблема не повторилась. [ 105 ]
В конечном итоге НАСА почувствовало, что не может понять, почему двигатели вышли из строя, и решило, что слишком рискованно возвращать своих астронавтов на Землю на борту Starliner, который попытается вернуться без экипажа. [ 106 ] Boeing, со своей стороны, выразил доверие к Starliner и считает, что существует обоснование возвращения космического корабля на Землю с астронавтами на борту. [ 105 ] [ 107 ]
Starliner благополучно приземлился на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико 7 сентября в 04:01:35 UTC (6 сентября, 23:01:35 MDT , местное время в месте приземления), примерно через шесть часов после того, как он отстыковался от космического корабля. МКС. [ 108 ] [ 109 ] Во время входа в атмосферу у Starliner возникли две новые технические проблемы, не связанные с предыдущими проблемами. В навигационной системе Starliner произошел кратковременный сбой, и один из 12 двигателей, используемых для ориентации капсулы во время входа в атмосферу, не загорелся. [ 110 ]
НАСА заявляет, что рассмотрит все данные, связанные с миссией, чтобы сообщить, какие дополнительные действия необходимы для удовлетворения требований сертификации. [ 111 ] Администратор НАСА Билл Нельсон заявил, что генеральный директор Boeing Келли Ортберг взяла на себя обязательство продолжить программу Starliner, несмотря на неудачу. [ 45 ]
Должностные лица Boeing должны были принять участие в пресс-конференции после приземления, но в последнюю минуту внезапно отменили ее без объяснения причин. После того, как НАСА решило завершить испытательный полет Starliner без экипажа на борту, компания отказалась отвечать на вопросы журналистов, предпочитая вместо этого публиковать лишь краткие заявления. [ 110 ]
Коммерческое использование
[ редактировать ]
В рамках CCP компания Boeing владеет и управляет капсулами Starliner, что позволяет компании предлагать коммерческие рейсы, не принадлежащие CCP, если они не мешают миссиям НАСА. [ 112 ] Хотя SpaceX обеспечила частные коммерческие полеты, Boeing еще этого не сделал.
Соглашение CCP разрешает Boeing продавать места для космических туристов на рейсах МКС. Хотя первоначально это предлагалось, увеличенная продолжительность типичных миссий на МКС делает это маловероятным. [ 113 ]
В октябре 2021 года Blue Origin , Boeing и Sierra Nevada Corporation объявили о планах создания коммерческой космической станции под названием Orbital Reef . Этот «бизнес-парк смешанного назначения» мог бы обслуживаться как космическими кораблями Starliner, так и космическими кораблями Dream Chaser компании Sierra Nevada . [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ]
Ракета-носитель
[ редактировать ]Starliner был разработан для совместимости с несколькими ракетами-носителями, включая Atlas V, Delta IV , Falcon 9 и Vulcan Centaur . [ 117 ]
Ожидается, что в трех орбитальных испытательных полетах и шести эксплуатационных миссиях Starliner будет летать на вершине Atlas V. Однако United Launch Alliance, оператор Atlas V, прекратила производство ракеты в 2024 году после производства транспортных средств для всех оставшихся запусков по контракту. [ 118 ] [ 119 ] Транспортные средства были переданы клиентам, включая шесть, необходимые для оставшихся рейсов Starliner. [ 120 ]
После этого Starliner столкнется с неопределенным будущим. Delta IV снята с производства и больше не доступна, [ 121 ] Falcon 9 принадлежит конкуренту по пилотируемым запускам SpaceX, а Vulcan Centaur еще не прошел испытания с участием человека, и за испытания придется заплатить Boeing. [ 120 ]
Запустить профиль
[ редактировать ]Atlas V N22 (без обтекателя, с двумя двигателями SRB и двумя двигателями Centaur) запускает Starliner. После прохождения стадий максимального q , сброса SRB, отделения ускорителя, зажигания «Кентавра», сброса носового обтекателя и аэроюбки он выпускает космический корабль Starliner при отделении ступеней, почти через 15 минут после старта на высоте 112 миль × 45 миль (181 км × 72 км) суборбитальная траектория, чуть ниже орбитальной скорости, необходимой для выхода на стабильную орбиту вокруг Земли. После отделения от двухдвигательного «Кентавра » собственные двигатели Starliner, установленные на его служебном модуле, выводят космический корабль на орбиту, чтобы продолжить путь к Международной космической станции.
Суборбитальная траектория необычна для запуска спутника, но она похожа на технику, используемую космическим шаттлом и системой космического запуска . Это гарантирует, что, если космическому кораблю не удастся вывести на орбиту, он снова войдет в атмосферу контролируемым образом. [ 122 ] Выход Starliner на орбиту начинается примерно на 31 минуте миссии и длится 45 секунд. [ 123 ]
Конфигурация N22 специфична для Starliner. Все остальные запуски Atlas V используют обтекатель полезной нагрузки и одномоторную версию верхней ступени Centaur. Starliner использует двухмоторный Centaur, чтобы обеспечить более гибкие варианты прерывания в случае сбоев на более поздних этапах запуска. [ 124 ] Starliner — единственная полезная нагрузка с экипажем для Atlas V.
Список космических кораблей
[ редактировать ]По состоянию на январь 2020 г. [update]Компания Boeing планировала ввести в эксплуатацию три космических корабля Boeing Starliner для удовлетворения потребностей программы коммерческого экипажа, причем каждый космический корабль, как ожидается, можно будет повторно использовать до десяти раз с шестимесячным периодом ремонта. [ 125 ] [ 126 ] 25 августа 2020 года компания Boeing объявила, что для всех запланированных миссий Starliner будет чередовать только две капсулы вместо трех. [ 28 ]
Серийный номер | Имя | Тип | Статус | Рейсы | Время полета | Общее время полета | Примечания [ 127 ] [ 128 ] | Кот. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С1 | Никто | Прототип | Ушедший на пенсию | 1 | 1 мин 19 с ( ПАТ ) | 1м 19с | Прототип использовался только для теста прерывания площадки. | ![]() |
С2 | будет объявлено позднее | Экипаж | Активный | 1 | 5д 23ч 54м ( ОФТ-2 ) | 5д 23ч 54м | Завершил полет ОФТ-2 . | ![]() ![]() |
S3 | Калипсо | Экипаж | Активный | 2 | 95д 14ч 31м | Назван в честь Жака Кусто корабля RV Calypso . Первый Starliner, вышедший на орбиту во время OFT , первый, доставивший экипаж в космос во время CFT . | ![]() ![]() |
Список рейсов
[ редактировать ]В список включены только завершенные или реализованные на данный момент миссии. Даты указаны в формате UTC , а для будущих событий это самые ранние возможные возможности (также известные как NET -даты) и они могут измениться.
Миссия и патч | Капсула | Дата запуска | Дата посадки | Примечания | Экипаж | Исход |
---|---|---|---|---|---|---|
Тест прерывания Pad ( пластырь ) |
С1 | 4 ноября 2019 г. | Имитируя побег из вышедшей из строя ракеты, двигатели Starliner RS-88 подняли капсулу с площадки в Уайт-Сэндс . Раскрылись только два из трех парашютов, но это было признано успешным. | — | Успех | |
Орбитальные летные испытания ( пластырь ) |
С3.1 Калипсо |
19 декабря 2019 г. | 22 декабря 2019 г. | Первый беспилотный орбитальный полет. Вышел на орбиту, но не смог встретиться с МКС. Приземлился успешно. | — | Частичный отказ |
Орбитальный полет, испытание 2 ( пластырь ) |
С2.1 | 19 мая 2022 г. | 25 мая 2022 г. | Второй беспилотный орбитальный полет. Были сбои в работе двигателя OMAC и RCS , но он успешно пристыковался к МКС. | — | Успех |
Летные испытания экипажа ( пластырь ) |
С3.2 Калипсо |
5 июня 2024 г. | 7 сентября 2024 г. | Испытательный полет экипажа на МКС. Приземлился без экипажа из-за неисправности двигателей RCS. | Частичный отказ | |
Старлайнер-1 | С2.2 | август 2025 г. | подлежит уточнению | НАСА дважды забронировало миссию SpaceX Crew-11 в этом слоте на случай, если Starliner-1 не будет готов к полету. [ 129 ] [ 130 ] | Планируется | |
Старлайнер-2 | подлежит уточнению | подлежит уточнению | подлежит уточнению | будет объявлено позднее | Планируется | |
Старлайнер-3 | подлежит уточнению | подлежит уточнению | подлежит уточнению | будет объявлено позднее | Планируется |
НАСА разместило твердые заказы только на три полета Starliner после того, как капсула будет сертифицирована для оперативного использования. По условиям контракта с Boeing у нее есть возможность приобрести до шести эксплуатационных полетов, от Starliner-1 до Starliner-6, однако неясно, удастся ли выполнить такое количество миссий до запланированного вывода МКС из эксплуатации. 2030. [ 131 ]
Технологические партнеры
[ редактировать ]- Aerojet Rocketdyne , система управления реакцией и ретроракеты [ 132 ]
- Бортовые системы, парашюты [ 133 ]
- Bigelow Aerospace , элементы капсулы экипажа [ 20 ]
- Collins Aerospace , системы жизнеобеспечения [ 134 ]
- Компания Дэвида Кларка , скафандры [ 135 ]
- КМП Дувр , подушки безопасности [ 136 ]
- Samsung , технологии мобильной связи [ 137 ]
- Spincraft, работа по вращающейся форме оболочки под давлением модуля экипажа [ 138 ]
См. также
[ редактировать ]- Список пилотируемых космических кораблей
- Dream Chaser — разрабатываемый космический самолет
- Мэнчжоу — пилотируемый космический корабль, разрабатываемый в Китае
- «Орел» . разрабатывают пилотируемый космический корабль В России
- Орион (космический корабль) - американо-европейский класс космических кораблей для программы Артемида.
- SpaceX Dragon 2 — космический корабль капсульного типа, предназначенный для человека.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Первая пилотируемая миссия Boeing Crew Flight Test включает в себя 2 экипажа плюс 344 кг (758 фунтов) груза. [ 4 ]
- ^ N22 означает, что у Atlas V нет обтекателя полезной нагрузки, двух твердотопливных ускорителей и двух двигателей второй ступени Centaur.
- ^ CST — это инициализм для космического транспорта экипажа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейли, Кейт; Бургхардт, Майкл; Вуд, Майкл; Ингхэм, Джей; Лембек, Майкл (2011). «Аспекты проектирования системы перевозки коммерческих экипажей» (PDF) . Конференция и выставка AIAA SPACE 2011 . Конференция и выставка AIAA SPACE 2011. 27–29 сентября 2011 г. Лонг-Бич, Калифорния. дои : 10.2514/6.2011-7101 . ISBN 978-1-60086-953-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2013 года . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Карро, Марк (24 июля 2013 г.). «Boeing совершенствует CST-100 подход к капсуле коммерческого экипажа » . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ «Программа коммерческих экипажей. Нажмите на нее» (PDF) . НАСА. 1 октября 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2024 г. Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Упаковка груза Starliner — это балансирующий акт» . Боинг. 28 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2024 года . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Кребс, Гюнтер (апрель 2017 г.). «Старлайнер (CST-100)» . Космическая страница Гюнтера. Архивировано из оригинала 3 мая 2017 года . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бургхардт, Майк (август 2011 г.). «Boeing CST-100: Система коммерческой перевозки экипажа» (PDF) . Боинг. Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2013 года . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Адам Манн (25 октября 2021 г.). «Компания Боинг: от ракет до коммерческого экипажа» . Space.com . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Вайс, Стэнли И. (31 мая 2019 г.). Компания «Боинг» . КосмосNext50 | Британская энциклопедия . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «НАСА выбирает коммерческие фирмы для начала разработки концепций перевозки экипажа и демонстрации технологий для пилотируемых космических полетов с использованием средств Закона о восстановлении» . пресс-релиз (Пресс-релиз). НАСА. 1 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 года . Проверено 9 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, Стивен (21 июля 2010 г.). «Космическая капсула Boeing может быть введена в эксплуатацию к 2015 году» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ Уивер, Дэвид; Кюри, Майкл; Филман, Эмбер; Ланге, Тина; Корн, Паула (31 октября 2011 г.). «НАСА подписывает соглашение с Space Florida о повторном использовании объектов Кеннеди» (пресс-релиз). НАСА. Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «НАСА награждает следующий пакет соглашений о развитии коммерческих экипажей» (пресс-релиз). НАСА. 18 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 июня 2012 г.
- ^ «НАСА объявляет о следующих шагах по выводу американцев с территории США» (пресс-релиз). НАСА. 3 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ «НАСА заключает контракты как следующий шаг к безопасному запуску американских астронавтов с территории США» (пресс-релиз). НАСА. 10 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бергер, Эрик (2024). Вход в атмосферу: SpaceX, Илон Маск и многоразовые ракеты, положившие начало второй космической эпохе . Книги БенБеллы. стр. 270–275. ISBN 978-1637745274 .
- ^ Норрис, Гай (11 октября 2014 г.). «Почему НАСА отвергло коммерческий экипаж Сьерра-Невады» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Герстенмайер, Уильям Х. (15 сентября 2014 г.). «Заявление о выборе источника для контракта на транспортировку коммерческих экипажей» (PDF) . НАСА . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Ширхольц, Стефани; Мартин, Стефани (16 сентября 2014 г.). «НАСА выбирает американские компании для перевозки американских астронавтов на Международную космическую станцию» . НАСА. Архивировано из оригинала 9 июня 2016 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Райан, Джейсон (6 ноября 2015 г.). «НАСА снова откладывает выдачу наград CRS 2 и снимает с рассмотрения компанию Boeing» . Космический полет Инсайдер. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гедмарк, Джон; Голд, Майк (16 июня 2010 г.). «Bigelow Aerospace присоединяется к Федерации коммерческих космических полетов» (пресс-релиз). Федерация коммерческих космических полетов. Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 года . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Меми, Эдмунд Г. (12 сентября 2011 г.). «Испытания космических капсул направлены на обеспечение безопасного приземления» . Боинг. Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ Меми, Эдмунд Г.; Морган, Адам К. (19 июля 2010 г.). «Космический корабль Boeing CST-100 для оказания коммерческих услуг по транспортировке экипажей» (пресс-релиз). Боинг. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Чоу, Дениз (19 июля 2010 г.). «Новый космический корабль сможет доставлять людей на частные космические станции» . Space.com . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ «Космическая капсула XXI века» . Боинг. Архивировано из оригинала 15 декабря 2011 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Гронден, Ив-А. (5 августа 2013 г.). «НАСА излагает свои планы по сертификации коммерческих экипажей» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ Группа коммерческих космических полетов . youtube.com . SpaceUp в Хьюстоне. 2011. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ Мессье, Дуг (23 марта 2011 г.). «Обновленная информация о программе Boeing CST-100 Crew» . Параболическая дуга. Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 года . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, Стивен (25 августа 2020 г.). «Boeing планирует второй испытательный полет Starliner в декабре 2020 года или январе 2021 года» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, Стивен (18 января 2021 г.). «Boeing работает над программным обеспечением Starliner для испытательного полета в марте» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хауэлл, Элизабет (21 января 2021 г.). «Программное обеспечение космического корабля Boeing Starliner прошло квалификационную проверку для следующего испытательного полета НАСА» . Space.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Латрелл, Джо (28 июля 2015 г.). «Боинг CST-100 обретает форму на бывшем объекте НАСА» . Космический полет Инсайдер. Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ «Солнечные элементы Spectrolab для питания космического корабля Boeing Starliner» . 17 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ Майк Уолл (19 декабря 2019 г.). «Ракетный полет Starliner Atlas V компании Boeing перед запуском носит «юбку». Вот почему» . Space.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Aerojet Rocketdyne отправляет возвращаемые двигатели Starliner» (пресс-релиз). Аэроджет Рокетдайн. 15 марта 2018 г. . Проверено 26 августа 2024 г.
- ^ Вейтеринг, Ханнеке (24 апреля 2019 г.). «Объяснение систем аварийного прерывания запуска SpaceX и Boeing» . Space.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2020 года . Проверено 6 февраля 2020 г.
- ^ «Летные испытания экипажа Starliner: записная книжка репортера» (PDF) . Боинг. 19 декабря 2023 г. с. 3.
- ^ Конурка Starliner, крышка снята (фотография). Проводной (журнал) .
- ^ «Обзор летно-испытательной миссии экипажа Boeing НАСА» . НАСА . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Кларк, Стивен (22 сентября 2015 г.). «Boeing определил основные места посадки CST-100» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 5 августа 2018 г.
- ^ «НАСА назначает четырех астронавтов для коммерческих испытательных полетов Boeing и SpaceX» . собирать ПРОСТРАНСТВО . 9 июля 2015 года . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Бергер, Эрик (2024). Вход в атмосферу: SpaceX, Илон Маск и многоразовые ракеты, положившие начало второй космической эпохе . Книги БенБеллы. стр. 293–296. ISBN 978-1637745274 .
- ^ Jump up to: а б Джонссон, Джули (25 августа 2024 г.). «Новый генеральный директор Boeing сталкивается с трудным выбором после того, как НАСА отказалось от Starliner в пользу SpaceX» . Блумберг . Проверено 27 августа 2024 г.
- ^ Фауст, Джефф (14 ноября 2019 г.). «Генеральный инспектор НАСА критикует дополнительные выплаты коммерческим экипажам Boeing» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ «Управление НАСА транспортировкой экипажа на Международную космическую станцию» (PDF) . OIG.NASA.gov . 14 ноября 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 23 октября 2021 г. . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рулетка, Джоуи (24 августа 2024 г.). «SpaceX вернет астронавтов Boeing Starliner из космоса в следующем году, — сообщает НАСА» . Рейтер . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ Кларк, Стивен (3 апреля 2012 г.). «Парашюты для капсулы экипажа Boeing испытаны над Невадой» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Фауст, Джефф (12 мая 2016 г.). «Boeing откладывает первый полет CST-100 с экипажем на 2018 год» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 14 мая 2016 г.
- ^ Райан, Джейсон (4 января 2018 г.). «Boeing CST-100 Starliner на шаг ближе к полету с завершением DCR» . Космический полет Инсайдер. Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Бергин, Крис (27 ноября 2017 г.). «Трио Boeing Starliner готовится к испытательным полетам» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Пастор, Энди (5 апреля 2018 г.). «НАСА и Боинг сигнализируют об отсрочке регулярных полетов на космическую станцию» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бергер, Эрик (6 мая 2024 г.). «Удивление не в том, что Боинг потерял коммерческий экипаж, а в том, что он вообще финишировал» . Арс Техника . Проверено 26 августа 2024 г.
- ^ «Целевые даты испытательных полетов программы коммерческих экипажей НАСА» . 4 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 5 октября 2018 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Программа коммерческих экипажей – 6 февраля 2019 года» . blogs.nasa.gov . 6 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Эрик М. Джонсон (20 марта 2019 г.). «Boeing на несколько месяцев откладывает испытательные полеты по американской пилотируемой космической программе: источники» . Рейтер . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Кларк, Стивен (2 апреля 2019 г.). «Boeing откладывает первый испытательный полет Starliner на август, НАСА продлевает продолжительность миссии первого экипажа» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ Кларк, Стивен (25 мая 2019 г.). «Капсула экипажа Boeing Starliner завершает основные испытания силовой установки» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Кларк, Стивен. «Boeing испытывает систему спасения капсулы экипажа» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Бергер, Эрик (4 ноября 2019 г.). «Старлайнер совершил первый полет, но один из его парашютов не раскрылся» . Арс Техника. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «Заявление Boeing относительно испытания на прерывание площадки CST-100 Starliner» (пресс-релиз). Боинг. 4 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2019 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Кларк, Стивен (4 ноября 2019 г.). «Boeing испытывает систему спасения капсулы экипажа» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Рэйчел Джой (21 ноября 2019 г.). «Помнишь Рози Клепальщика? Познакомься с Рози Ракетчиком» . Флорида сегодня . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Фауст, Джефф (20 декабря 2019 г.). «Старлайнер выходит на орбиту «не по номиналу» после запуска» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Шитц, Майкл (20 декабря 2019 г.). «Boeing Starliner провалил миссию и не смог достичь космической станции после того, как вылетел на неверную орбиту» . CNBC. Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Харвуд, Уильям (7 февраля 2020 г.). «Менеджеры NASA и Boeing признают проблемы с проверкой программного обеспечения Starliner» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Амос, Джонатан (20 декабря 2019 г.). «Корабль астронавтов Boeing заглох на орбите» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 20 декабря 2019 г.
- ^ Льюис, Мари (22 декабря 2019 г.). «Настройтесь на пресс-конференцию после приземления Starliner» . Программа коммерческих экипажей НАСА. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «НАСА и Boeing завершили обзор испытаний орбитальных полетов» . НАСА. 7 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 29 августа 2020 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Кларк, Стивен (7 апреля 2020 г.). «После проблемного испытательного полета Boeing отправит капсулу экипажа без астронавтов» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 25 мая 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Малик, Тарик (11 ноября 2020 г.). «НАСА заявляет, что следующий испытательный полет Boeing Starliner состоится не раньше 2021 года» . Space.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2020 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «НАСА и Boeing установили новую дату запуска следующих летных испытаний Starliner» . Боинг. 9 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ «Boeing и НАСА обновили цель запуска следующего испытательного полета Starliner» . Боинг. 6 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2021 г. Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ «Starliner возвращается на завод для решения проблемы с клапаном» . Боинг . 13 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Шитц, Майкл (13 августа 2021 г.). «Boeing откладывает испытательный полет космического корабля Starliner как минимум на два месяца из-за проблем с клапанами» . CNBC . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Капсула Boeing Starliner впервые состыковывается с Международной космической станцией» . Хранитель . Рейтер. 21 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Давенпорт, Кристиан (24 сентября 2021 г.). «Спустя почти два месяца после обнаружения проблемы с космическим кораблем Starliner компания Boeing все еще ищет ответы» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Уолл, Майк (9 октября 2021 г.). «Следующий испытательный запуск Starliner от Boeing для НАСА перенесен на 2022 год» . Space.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Фауст, Джефф (20 декабря 2021 г.). «Тестовый полет Boeing Starliner запланирован на весну 2022 года» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Бергер, Эрик (14 декабря 2021 г.). «Проблема с негерметичным клапаном вынуждает Boeing заменить сервисный модуль Starliner» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Уильям Грэм (19 мая 2022 г.). «Запуск Starliner OFT-2 выходит на орбиту и направляется к МКС» . NasaSpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ @BoeingSpace (21 мая 2022 г.). «@NASA_Astronauts впервые открывает люк Starliner на @Space_Station и приветствует #RosieTheRocketeer и Джебедайю Кермана» ( твит ). Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года — через Twitter .
- ^ Элизабет Хауэлл (16 мая 2022 г.). «Рози-ракетчик: познакомьтесь с манекеном, летающим во время испытательного полета Boeing OFT-2 на этой неделе» . Space.com. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Груш, Лорен (25 мая 2022 г.). «Космический корабль Boeing Starliner возвращается на Землю, завершая важнейшую испытательную миссию» . Грань . Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Раби, Пассан (20 мая 2022 г.). «Старлайнер Boeing на пути к МКС, несмотря на сбой в работе двигателя» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Эрик Мак (21 мая 2022 г.). «Boeing успешно состыковал капсулу Starliner с МКС спустя годы после неудачной первой попытки» . CNET. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ «Boeing Starliner завершил орбитальные летные испытания-2 с безопасной посадкой» . Собрать пространство. 25 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Стив, Стич (25 мая 2022 г.). Пресс-конференция НАСА Boeing Starliner OFT-2 после приземления, 25 мая 2022 г. Космический SPAN. Архивировано из оригинала 19 сентября 2022 года . Проверено 19 сентября 2022 г. - через YouTube.
- ^ Фауст, Джефф (3 ноября 2022 г.). «Первый рейс Starliner с экипажем задерживается» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Boeing и SpaceX выбраны для создания новой американской системы транспортировки экипажей в космосе» . НАСА. 16 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2017 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Фауст, Джефф (29 марта 2023 г.). «Испытательный полет с экипажем Starliner перенесен на июль» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Бергер, Эрик (1 июня 2023 г.). «Boeing обнаружил две серьезные проблемы со Starliner всего за несколько недель до запуска» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Запуск первого астронавта Starliner компании Boeing снова отложен на 6 мая» . Space.com . 4 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2024 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Уильям Харвуд (6 мая 2024 г.). «Запуск Starliner прервался из-за неисправности клапана в верхней ступени Centaur Atlas 5» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 7 мая 2024 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Харвуд, Уильям (22 мая 2024 г.). «Запуск Boeing Starliner в субботу исключен, поскольку анализ утечки гелия продолжается – Spaceflight Now» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Фауст, Джефф (1 июня 2024 г.). «Попытка запуска Starliner пресечена» . Космические новости . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Хауэлл, Элизабет (5 июня 2024 г.). «Старлайнер Boeing впервые запускает астронавтов в исторический старт (фото, видео)» . Space.com . Архивировано из оригинала 7 июня 2024 года . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Харвуд, Уильям (25 июля 2024 г.). «Космической капсуле Boeing Starliner предстоит решающие испытания» . Новости CBS - через Yahoo News.
Во время встречи с космической станцией на следующий день после запуска возникли еще четыре утечки, и пять двигателей корабля, обращенных в кормовую часть, не работали должным образом.
- ^ Харвуд, Уильям (26 июля 2024 г.). «Готовые испытания капсулы Boeing Starliner» . Космический полет сейчас . Проверено 27 июля 2024 г.
пять маневровых двигателей, обращенных назад, не сработали так, как ожидало летное программное обеспечение. Позже четыре из них прошли успешные испытания, а один был признан неудачным.
- ^ Харвуд, Уильям (24 августа 2024 г.). «НАСА исключает возможность доставки астронавтов домой на самолете Boeing Starliner» . Космический полет сейчас .
Сброс и запуск двигателей в конечном итоге показали, что четыре из пяти снова заработали, и Starliner после задержки состыковался с МКС.
- ^ «Уверенность Boeing в возвращении Starliner с экипажем остается высокой» (пресс-релиз). Боинг. 2 августа 2024 г.
1 горячий пожар в свободном полете из 5 подруливающих устройств, обращенных в корму, перед стыковкой, возвращая управление осью с 6 степенями свободы (DOF).
В этом заявлении признается, что управление 6 степенями свободы было потеряно из-за сбоев. - ^ Бергер, Эрик (22 июня 2024 г.). «НАСА на неопределенный срок откладывает возвращение Starliner для проверки данных о двигательной установке» . Арс Техника . Проверено 26 августа 2024 г.
- ^ Хауэлл, Элизабет (29 июля 2024 г.). «Boeing Starliner испытывает двигатели на МКС, пока НАСА рассматривает варианты возвращения астронавтов на Землю» . Space.com . Проверено 26 августа 2024 г.
- ^ «Испытания Starliner продолжаются в космосе и на земле для поддержки будущих долгосрочных миссий» . Боинг . 3 июля 2024 г. Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «НАСА и Boeing Прогресс в испытаниях Starliner с экипажем на космической станции» . Боинг .
- ^ Харвуд, Уильям (26 июля 2024 г.). «Готовые испытания капсулы Boeing Starliner» . Космический полет сейчас . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Чанг, Кеннет (7 августа 2024 г.). «НАСА заявляет, что астронавты Boeing Starliner могут полететь домой на SpaceX в 2025 году» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Уоттлс, Джеки (24 августа 2024 г.). «Астронавты Boeing Starliner вернутся на Землю на корабле Spacex Crew Dragon, сообщает НАСА» . CNN . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ «Уверенность Boeing в возвращении Starliner с экипажем остается высокой» . starlinerupdates.com . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ https://www.space.com/boeing-starliner-lands-earth-crew-flight-test-mission
- ^ Найлс-Карнс, Элина (29 августа 2024 г.). «НАСА и команды Boeing «приступают» к возвращению без экипажа Starliner - летные испытания экипажа Boeing НАСА» . НАСА . Проверено 29 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, Стивен (7 сентября 2024 г.). «Оставив свой экипаж, Starliner покидает космическую станцию и возвращается на Землю» . Арс Техника . Проверено 7 сентября 2024 г.
- ^ Таво, Джессика (24 августа 2024 г.). «НАСА решает вернуть космический корабль Starliner на Землю без экипажа» . НАСА . Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ «Юнона: Новое начало | Исправлен звёздный лайнер CFT» . www.simplerockets.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Клотц, Ирен (17 сентября 2014 г.). «Космическое такси Boeing включает в себя сиденье для туриста» . Рейтер . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ Давенпорт, Джастин (27 октября 2021 г.). «Blue Origin, Sierra Space и Boeing объявляют об орбитальном рифе» . nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Чаппелл, Билл (25 октября 2021 г.). «Blue Origin заявляет, что построит в космосе орбитальный многофункциональный бизнес-парк» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Груш, Лорен (25 октября 2021 г.). «Blue Origin раскрывает планы по созданию будущей коммерческой космической станции под названием Orbital Reef» . Грань . Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Уолл, Майк (3 августа 2018 г.). «Crew Dragon и Starliner: взгляд на будущие такси для астронавтов» . SPACE.com. Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Рулетка, Джоуи (26 августа 2021 г.). «ULA прекращает продажу своей центральной части Atlas V, открывая путь к выводу ракеты из эксплуатации» . Грань. Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Бруно, Тори [@torybruno] (12 июня 2024 г.). «Горько-сладко. Последний Atlas V проходит через завод. Осталось выполнить 16 AV-миссий. Все они будут построены в этом году, что освободит больше места для производства уровня #Vulcan» ( Твит ) . Проверено 14 июня 2024 г. - через Twitter .
- ^ Jump up to: а б Бергер, Эрик (2 июня 2022 г.). «НАСА только что выкупило у SpaceX оставшиеся полеты экипажа космической станции» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Бергер, Эрик (22 августа 2019 г.). «Последняя однорычажная ракета «Дельта» была запущена в четверг, и она произвела настоящее шоу» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Кларк, Стивен (19 декабря 2019 г.). «Тестовый полет Starliner с использованием специальной конфигурации Atlas 5, необычная траектория запуска» . Космический полет сейчас .
Перигей или нижняя точка суборбитальной траектории высотой 44 мили находится внутри атмосферы Земли, а это означает, что Starliner снова войдет в атмосферу и вернется на Землю без дополнительного маневра.
- ^ Кларк, Стивен (19 мая 2022 г.). «Капсула экипажа Boeing Starliner отправляется в долгожданный испытательный полет» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ «ОФТ-2: Двухмоторный Кентавр возвращается в строй для запусков Starliner» . УЛА . Проверено 27 августа 2024 г.
- ^ Кребс, Гюнтер. «Старлайнер (CST-100)» . Космическая страница Гюнтера. Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ «ЦСТ-100 Старлайнер» . Боинг. Архивировано из оригинала 19 июля 2021 года . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Кларк, Стивен (22 декабря 2019 г.). «Первая коммерческая капсула для экипажа Boeing получила название «Калипсо» » . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 9 марта 2020 года . Проверено 9 марта 2020 г.
Корабль Starliner, приземлившийся в воскресенье в Нью-Мексико, получивший обозначение «Космический корабль 3 [...] Космический корабль 1», был построен для испытаний Boeing на прерывание на площадке и не предназначен для полетов в космос. [...] она назвала корабль Starliner, вернувшийся в воскресенье, «Калипсо» в честь исследовательского судна, которым пользовался французский исследователь Жак Кусто.
- ^ «Блокнот репортера Starliner» (PDF) . Боинг. 2019. с. 9. Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2023 г. Проверено 9 марта 2020 г.
Космический корабль 1 использовался для тестирования системы прерывания запуска во время теста Pad Abort Test в Нью-Мексико. Космический корабль 2 [готовится] к полету первых людей на летные испытания экипажа Starliner. Космический корабль 3 [намечается] для испытаний беспилотного орбитального полета...
- ^ Смит, Марсия (29 июля 2024 г.). «Starliner прошел орбитальные испытания, но первый эксплуатационный запуск провалился» . SpacePolicyOnline.com . Проверено 27 августа 2024 г.
- ^ Стич, Стив (26 июля 2024 г.). Пресс-конференция NASA по обзору миссии SpaceX Crew-9 . НАСА. Событие происходит в 9:06 . Проверено 26 августа 2024 г. - через YouTube.
Я хотел бы объявить, что Crew-10 полетит в феврале 2025 года, это следующий полет, чтобы дать Starliner немного больше времени для завершения модификаций после CFT. Итак, Starliner-1 перейдет в августовский слот в следующем году, и мы дважды зарезервируем этот слот для Crew-11.
- ^ Кларк, Стивен (25 августа 2024 г.). «Решение NASA Starliner было правильным, но для Boeing это сокрушительный удар» . Арс Техника . Проверено 26 августа 2024 г.
Показательно, что НАСА разместило у Boeing твердые заказы на три полета Starliner только после того, как агентство сертифицировало космический корабль для оперативного использования.
- ^ «Aerojet Rocketdyne готовится к первому полету космического корабля Boeing Starliner» . Аэроджет Рокетдайн. 12 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «Boeing испытывает парашютную систему для космического корабля CST-100» . НАСА. 4 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «Коллинз Аэроспейс обеспечит атмосферу, подобную земной, на новом «космическом такси» Боинга для НАСА» . spaceref.com . 8 апреля 2019 года . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Хауэлл, Элизабет (17 апреля 2024 г.). « Мне очень нравятся эти костюмы». Шикарные (и гибкие) скафандры Starliner компании Boeing вызывают восторг у астронавтов (эксклюзив)» . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ «ILC Dover становится поставщиком скафандров для Boeing Starliner» . spacedaily.com . 31 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Леон Спенсер (22 мая 2014 г.). «Samsung и Boeing сотрудничают в области мобильных технологий в космосе» . ЗДНет . Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Ричардсон, Майк (20 июля 2018 г.). «Строительство лучшего космического корабля» . Аэрокосмическое производство . Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 6 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Космический транспортный корабль Boeing / Bigelow Crew на YouTube от Boeing (2010)
- Boeing представляет первое в Америке космическое такси и открывает возможности для будущего на YouTube от Boeing (2014)
- Блокнот репортера Starliner
- Астронавт Даг Хайнс впервые садится в Boeing Starliner во время OFT-2.
- Контракт на транспортировку коммерческих экипажей Boeing (CCtCap) - контракт с фиксированной ценой с НАСА для программы Starliner.