Фильмы категории B (эксплуатационный бум)
Часть серии о |
фильмы категории Б |
---|
![]() |
1960-е и 1970-е годы ознаменовались ростом количества в стиле эксплуатации независимых фильмов категории «Б» ; фильмы, которые в основном были сняты без поддержки крупнейших киностудий Голливуда. Когда в начале 1960-х годов цензурное давление ослабло, малобюджетная часть американской киноиндустрии все чаще включала в себя элементы сексуального и жестокого характера, давно ассоциирующиеся с так называемыми «эксплуататорскими» фильмами. Упадок Кодекса кинопроизводства в 1968 году в сочетании с успехом эксплуатационного фильма «Беспечный ездок» в следующем году подпитывал эту тенденцию на протяжении всего последующего десятилетия. Успех движения по эксплуатации B-студий оказал существенное влияние на стратегии крупных студий 1970-х годов. [ нужна ссылка ]
1960-е годы [ править ]
Несмотря на многочисленные преобразования в отрасли, средние затраты на производство американского художественного фильма оставались в основном стабильными на протяжении 1950-х годов. В 1950 году эта цифра составляла 1 миллион долларов; в 1961 году он достиг 2 миллионов долларов — с поправкой на инфляцию рост в реальном выражении составил менее 10 процентов. [1] Традиционный двойной фильм категории B, предшествующий и уравновешивающий последующий фильм A, практически исчез из американских кинотеатров. Пакет двойных жанров, популяризированный American International Pictures (AIP) в предыдущее десятилетие, стал новым лицом двойного фильма. последний Э. Левина Джозефа импортный фильм «Геркулес освобожденный» В июле 1960 года в соседних театрах Нью-Йорка открылся . 82-минутный саспенс-фильм « Террор — это мужчина » был показан в качестве «совместного фильма» и примечателен тем, что включал в себя ставший теперь обычным трюк эксплуатации, в котором чувствительных зрителей просили закрыть глаза во время развязки. [2] В том же году Роджер Корман повел American International по новому пути: «Когда они попросили меня снять два десятидневных черно-белых фильма ужасов, чтобы они играли в качестве двойного полнометражного фильма, я убедил их вместо этого профинансировать один цветной фильм ужасов. " [3] Исторический фильм в духе британской Hammer Films , «Дом Ашеров» имел успех, запустив серию фильмов по мотивам По, которые Корман снял для AIP. [4]

С ослаблением ограничений отраслевой цензуры в 1960-е и 1970-е годы произошло значительное расширение производства и коммерческой жизнеспособности различных поджанров фильмов категории B, которые стали известны под общим названием « эксплуатационные фильмы» . Практика продвижения в стиле эксплуатации стала стандартной практикой в низкобюджетной отрасли. Поскольку крупные студии отказались от традиционного производства фильмов категории B, эксплуатация стала способом обозначения всей области низкобюджетных жанровых фильмов.
В начале 1960-х годов фильмы об эксплуатации в первоначальном смысле продолжали появляться: «Поврежденные товары» 1961 года , поучительная история о молодой женщине, распущенность бойфренда которой приводит к венерическим заболеваниям , дополнена огромными гротескными крупными планами физических проявлений ВД. [5] В то же время концепция маргинальной эксплуатации сливалась с тесно связанной и столь же почтенной традицией: « обнаженные » фильмы, в которых снимались кадры из нудистского лагеря или стриптиз-артистки, такие как Бетти Пейдж, были просто мягкой порнографией предыдущих десятилетий. 1933 год. Фильм «Этот обнаженный мир» , обещавший «настоящее путешествие по американской нудистской колонии!», «гарантированно был самым образовательным фильмом из когда-либо созданных!» [6] В конце 1950-х годов, когда все больше старых кинотеатров специально посвятили себя «взрослой» продукции, некоторые режиссеры начали снимать обнаженные тела с большим сходством сюжетов. Наиболее известным был Расс Мейер , который выпустил свой первый успешный обнаженный фильм «Аморальный мистер Чай » в 1959 году. Пять лет спустя, с бюджетом менее 100 000 долларов, Мейер выпустил «Лорну» , «жесткий фильм, в котором секс сочетался с суровый реализм и насилие». [6] Мейер заработал андеграундную репутацию талантливого режиссера благодаря таким фильмам, как « Быстрее, кошечка!». Убийство! Убийство! (1965) и Виксен! (1968), фильмы, практически игнорируемые основной прессой, которые стали известны как фильмы о сексуальной эксплуатации . [7] Многие фильмы, хотя и не имели откровенного сексуального характера, тем не менее были отправлены в кинотеатры для взрослых из-за их сексуального содержания. [8]

Одним из самых влиятельных фильмов той эпохи, как на категории B, так и за ее пределами, был Paramount студии «Психо» . Его прибыль в размере 8,5 миллионов долларов при затратах на производство в 800 000 долларов сделала его самым прибыльным фильмом 1960 года. [9] Его массовое распространение без Производственного кодекса одобрения помогло ослабить цензуру фильмов в США. И, как отмечает Уильям Пол, этот переход в жанр ужасов уважаемого режиссера Альфреда Хичкока был сделан, «примечательно, с фильмом с самым низким бюджетом за всю его американскую карьеру и с наименее гламурными звездами. [Его] наибольшее первоначальное влияние... было о халтурных фильмах ужасов (особенно фильмов второстепенного режиссера Уильяма Касла ), каждый из которых пытался объявить себя страшнее, чем «Психо ». [10] Первым фильмом Касла в духе «Психо» был «Убийство» (1961), ранний шаг в развитии поджанра слэшеров , который процветал в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Чтобы компенсировать небольшой бюджет, многие студии прибегли к крайнему насилию и жестокости. Один из этих фильмов, «Кровавый пир» (1963), заложил основу жанра фильмов о брызгах .
Несмотря на влияние «Психо» и растущую популярность ужасов, крупные голливудские студии в значительной степени продолжали пренебрегать этим жанром, по крайней мере, в своих собственных производственных линиях. Наряду с продукцией «внеголливудских» американских концернов, подобных концернам Льюиса и Фридмана, дистрибьюторы привезли больше иностранных фильмов, чтобы удовлетворить потребности сельских автодорог, недорогих городских кинотеатров и просто гриндхаусов. [11] Успех Hammer Films с фильмом «Проклятие Франкенштейна» (1957) и его ремейком « Дракулы» (1958) сделал студию важным поставщиком фильмов ужасов на американский рынок категории «Б», и эту позицию она сохраняла на протяжении 1960-х годов. В 1961 году American International выпустила фильм, на который явно повлиял характерный для Хаммера смелый визуальный стиль и угрюмый темп: «Черное воскресенье» было названо хоррором, импортированным из Италии, где в прошлом году состоялась его премьера под названием «Маска демона» . Он стал самым кассовым фильмом в истории AIP. [12] Режиссером фильма был Марио Бава , который положил начало поджанру ужасов, известному как giallo, с помощью La ragazza che sapeva troppo ( Девушка, которая слишком много знала ; 1963) и Sei Donne per l'assassino ( Кровь и черные кружева ; 1964). Многие «джалли», сильно стилизованные фильмы, сочетающие в себе сексуальную эксплуатацию и ультранасилие, были выбраны для проката на рынке B в США и, в свою очередь, оказали влияние на американские фильмы ужасов, особенно на слэшеры. В то время как в прошлом термин «фильм категории B» применялся как в Соединенных Штатах, так и за рубежом, почти исключительно к малобюджетным американским фильмам, растущая итальянская эксплуататорская киноиндустрия теперь также стала ассоциироваться с этим ярлыком (обычно в стиле Италия как фильм категории B ).
Отказ от Кодекса [ править ]

Производственный кодекс был официально отменен в 1968 году и заменен первой версией современного MPA . В том же году вышли два особо актуальных фильма ужасов. Одним из них была высокобюджетная постановка Paramount режиссера Романа Полански , основанная на бестселлере Айры Левина . » , созданный ветераном жанра ужасов категории B Уильямом Кастлом, Фильм « Ребенок Розмари «впервые с 1930-х годов вывел этот жанр на рынок». [13] Это был успех критиков и седьмой по величине кассовый успех года. Другим стал ставший Джорджа А. Ромеро уже классическим фильм « Ночь живых мертвецов» , который снимался по выходным в Питтсбурге и его окрестностях за 114 000 долларов. Он основывался на достижениях предшественников жанра B, таких как «Вторжение похитителей тел», в подтекстовом исследовании социальных и политических проблем, и имел успех у критиков и финансовый успех. [14]
С отменой Производственного кодекса и установлением рейтинга X , фильмы крупной студии А, такие как «Полуночный ковбой» , теперь могли показывать изображения для взрослых , в то время как рынок все более жесткой порнографии резко возрос. В этом изменившемся коммерческом контексте работы, подобные работе Расса Мейера, получили новую легитимность. В 1969 году впервые был показан фильм Мейера « Искатели-хранители, любовники-плачущие!» , было рассмотрено в The New York Times . [15] Вскоре Корман будет выпускать наполненные обнаженной натурой картины сексуальной эксплуатации , такие как «Студентки-медсестры» (1970) и «Женщины в клетках» (1971). С «Любовниками вампиров» (1970) Хаммер аналогичным образом запустил «цикл фильмов о лесбиянках-вампирах, граничащих с мягким порно». [16]
состоялась премьера самого важного из всех фильмов об эксплуатации В мае 1969 года на Каннском кинофестивале . Во многом значимость Easy Rider обусловлена тем фактом, что он был выпущен за солидный, хотя и скромный бюджет и выпущен крупной студией. Впервые проект был представлен в American International одним из его соавторов, Питером Фондой . Фонда стал главной звездой AIP в фильме Кормана «Дикие ангелы» (1966), байкерском фильме, и «Путешествие » в фильме «ЛСД» . Идея, которую предложил Фонда, объединила бы эти две проверенные темы. AIP был заинтригован, но отказался предоставить своему коллеге Деннису Хопперу , который появлялся в «Путешествии» и нескольких других опусах AIP, полную режиссерскую свободу. Затем дуэт передал свою концепцию, бюджет которой составлял 60 000 долларов, продюсеру Берту Шнайдеру . Полагая, что им будет легче собрать 600 000 долларов, Шнайдер помог заключить сделку по финансированию и распространению с Columbia Pictures , президентом которой был его брат. К проекту присоединились еще два выпускника эксплуатационного завода Корман/АИП: Джек Николсон и оператор. Ласло Ковач . Фильм (в который удалось включить еще одну излюбленную тему эксплуатации — угрозу деревенщины , а также изрядное количество обнаженной натуры) был продан за 501 000 долларов. «Беспечный ездок» заработает 19,1 миллиона долларов на прокате, став, как гласит одна история, «основополагающим фильмом, который стал мостом между всеми подавляемыми тенденциями, представленными халтурой/китчем/хакерством со времен рассвета Голливуда, и господствующим кино семидесятых». " [17]
1970-е годы [ править ]
В конце 1960-х и начале 1970-х годов появилось новое поколение малобюджетных кинокомпаний, которые опирались на самые разные направления эксплуатации, а также на научно-фантастические и подростковые темы, которые были основой с 1950-х годов. Роджера Кормана Такие операции, как New World Pictures , Cannon Films , New Line Cinema , Film Ventures International , Fanfare Films и Independent-International Pictures, вывели фильмы об эксплуатации в основные кинотеатры по всей стране. Продолжительность лучших продуктов крупнейших студий продолжала расти: в 1970 году продолжительность десяти самых прибыльных фильмов составляла в среднем 140,1 минуты. [18] «Б» не отставали: в 1955 году Корман снял пять фильмов средней продолжительностью 74,8 минуты с диапазоном от 69 до 79. Он сыграл аналогичную роль в пяти фильмах, первоначально выпущенных в 1970 году: двух для AIP и трех для его собственного «Нового мира». , включая итальянский фильм ужасов, который он купил примерно за 25 000 долларов: средняя продолжительность составила 89,8 минуты с диапазоном от 86 до 94. [19] Эти фильмы могут принести кругленькую прибыль. первого релиза Нового Света, байкерского фильма «Ангелы Крепкий орешек Производство » обошлось в 117 000 долларов. Это не был «Беспечный ездок» , но его кассовые сборы в размере 2 миллионов долларов плюс означали 46-процентную прибыль для инвесторов Нового Света. [20]
Помимо стартапов, рост эксплуатации в 1970-е годы затронул и ведущие студии малобюджетной сферы. В 1973 году American International дала шанс режиссеру Брайану Де Пальме , чей предыдущий фильм, комедия Warner Bros. , показал плохие результаты. Рецензируя «Сестры первый фильм ужасов Де Пальмы из Нью-Йорка », критик Полин Кель заметила, что его «хромая техника, похоже, не имеет значения для людей, которые хотят беспричинной крови. Фильм дает ее, но почему в нем так много беспричинной тупости?» ... [Он] не может заставить двух людей поговорить, чтобы изложить простую пояснительную мысль, чтобы это не звучало как самая унылая республиканская картина 1938 года». [21] Многие примеры так называемого жанра «черная эксплуатация» начала и середины десятилетия, в котором представлены наполненные стереотипами истории, вращающиеся вокруг наркотиков, насильственных преступлений и проституции, были продуктом AIP. Одной из крупнейших звезд блэксплоитации была Пэм Гриер , которая начала свою карьеру в кино с эпизодической роли в фильме Расса Мейера « За пределами долины кукол» (1970) и снялась в нескольких картинах «Новый Свет», включая «Большой кукольный дом» «Большой кукольный дом» (1971) и ( 1971 ). «Большая птичья клетка» (1972), оба режиссера Джек Хилл . Хилл также сняла свои самые известные роли в двух фильмах AIP о черной эксплуатации: «Коффи» (1973) и «Фокси Браун» (1974).

Blaxploitation был первым жанром эксплуатации, который серьезно подхватили крупные студии. Действительно, United Artists фильм «Хлопок приходит в Гарлем » (1970) режиссера Осси Дэвиса считается первым значительным фильмом такого типа. Еще до того, как этот жанр утвердился, микробюджетный независимый фильм Лоуренса Меррика «Черные ангелы» (также известный как «Черные байкеры из ада» ; 1970). через несколько месяцев последовал [22] Но фильм, который считается по-настоящему разжигающим феномен черной эксплуатации, снова полностью независимый, вышел в следующем году: «Baadasssss Song» Sweet Sweetback . Мелвин Ван Пиблс написал, был сопродюсером, режиссером, снялся в главной роли, отредактировал и написал музыку к фильму, который был завершен в последнюю минуту благодаря кредиту в размере 50 000 долларов от Билла Косби . [23]

В 1970 году малобюджетная криминальная драма, снятая на пленке 16 мм начинающим американским режиссером, получила приз международных критиков на Венецианском кинофестивале . «Ванда» , сценарий и режиссер Барбара Лоден , является одновременно знаковым событием в движении независимого кино и классическим фильмом категории «Б». Сюжет, в котором рассказывается о разочарованной разведенной женщине, которая уходит от своей жизни в угольном городке и бесцельно влюбляется в мелкого потенциального крутого мошенника, напоминает декорации старого фильма в стиле нуар . Лоден, который потратил шесть лет на сбор денег для производства стоимостью менее 200 000 долларов, создал фильм, который Винсент Кэнби из The New York Times похвалил за «абсолютную точность эффектов, порядочность точки зрения и чистоту техники». это может быть только результатом сознательной дисциплины». [24] Хотя «Ванда» будет единственным фильмом, когда-либо созданным Лоден, она «оставила нам фильм, который предвосхитил независимый дух, который оживит индустрию». [25]
Подобно Ромеро и Ван Пиблсу, другие кинематографисты того времени создавали фильмы, в которых интуитивное развлечение эксплуатации сочеталось с острыми социальными комментариями. Первые три полнометражных фильма Ларри Коэна : «Кость» (также известный как «Кошмар Беверли-Хиллз» ; 1972), «Черный Цезарь» (1973) и «Ад в Гарлеме» (1973) номинально были фильмами о черной эксплуатации, но Коэн — также сценарист каждого фильма — использовали их как средство сатирического исследования расовых отношений и заработной платы при капитализме, основанном на принципах «собака-собака». Фильм Коэна «Частные дела Дж. Эдгара Гувера» (1977), снятый для AIP, возможно, «похож на бульварную дешевку», но один ведущий критик нашел его «возможно, самым умным фильмом об американской политике, когда-либо выходившим в Голливуде». [26] Кровавый фильм ужасов «Смертельный сон» (он же «Мертвая ночь» ; 1974), снятый Бобом Кларком по сценарию Алана Орсмби, также является протестом против войны во Вьетнаме . Канадский режиссер Дэвид Кроненберг снял множество малобюджетных фильмов ужасов, которые, хотя и не являются идеологическими, но все же глубоко фокусируются на экзистенциальных и психологических проблемах, таких как «Дрожание» (1975), «Бешеный» (1977) и «Выводок» (1979). [27]
Сфера ужасов продолжала привлекать молодых независимых американских режиссеров, чьи работы оказались особенно влиятельными. Как объяснил критик Роджер Эберт в одной из рецензий на фильмы 1974 года: «Фильмы ужасов и эксплуатации почти всегда приносят прибыль, если их продают по правильной цене. более традиционные проекты с нуля». [28] Конкретно рассматриваемым фильмом была «Техасская резня бензопилой» . Написанный и поставленный Тобе Хупером , бюджет фильма составил от 93 000 до 250 000 долларов. [29] Он принесет 14,4 миллиона долларов от проката внутри страны и станет одним из самых влиятельных фильмов ужасов десятилетия. [30] Джон Карпентер , чей дебютный полнометражный фильм, научно-фантастическая комедия «Темная звезда» стоимостью 60 000 долларов (1974), стал культовой классикой . «Хэллоуин» (1978), стоимость которого составила 320 000 долларов, собрал в прокате по всему миру более 80 миллионов долларов, что сделало его «самым успешным инди-фильмом, когда-либо выпущенным». [31] Фильм фактически сделал режим слэшера основным выражением жанра ужасов на следующее десятилетие. Как Хупер узнал из знаменитого фильма Ромеро « Ночь живых мертвецов» , «Хэллоуин» , в свою очередь, во многом следовал модели « Черного Рождества» , снятого Deathdream . Бобом Кларком из [32]
Влияние этих фильмов до сих пор отражается в таких фильмах, как сериал «Пила» 2006 года , в том числе в «Пиле III» , мейнстриме, производство которого составило 10 миллионов долларов, что намного ниже нынешнего среднего голливудского показателя, но более чем в сто раз превышает бюджет Хупера и находится далеко за пределами лиги истинно независимых фильмов. . В разных отношениях фильмы категории «Б» той эпохи вдохновили более поздних кинематографистов, имевших гораздо лучшую финансовую поддержку. Почти все работы Квентина Тарантино — в частности, «Джеки Браун» (1997), фильмы «Убить Билла» (2003–04) и его «Доказательства смерти» часть в «Грайндхаусе» (2007) — явно отдают дань уважения классическому эксплуататорскому кино. Blaxploitation - это прямая дань уважения первому, в то время как изображения «Убить Билла» отсылают к широкому спектру азиатских фильмов о боевых искусствах , которые регулярно появлялись в кинотеатрах США в 1970-х годах. Эти фильмы о « кунг-фу , снятым в Гонконге », как их часто называли, независимо от того, какое конкретное боевое искусство было показано, были популяризированы в Соединенных Штатах благодаря фильмам Брюса Ли . Его фильмы, а позже и с такими звездами, как Гонконгский. Джеки Чан и японский Сонни Чиба были проданы одной и той же аудитории жанра/использования, на которую ориентировались AIP и New World. «Доказательство смерти» вдохновлено целым рядом стилей эксплуатации, особенно слэшерами и фильмами об автомобильных погонях, такими как « » Исчезающая точка (1971), «Грязная Мэри», «Безумный Ларри» Нового Света» (1974), «Пушечное ядро (1976) и «Доказательство смерти». Grand Theft Auto (1977).
B Новые для рынки
В начале 1970-х годов растущая практика показа немейнстримовых фильмов в качестве поздних показов с целью создания культовой киноаудитории сделала полуночный фильм важным новым способом кинематографического показа с трансгрессивным подтекстом. Общение в контркультурной среде было частью первоначальной привлекательности полуночного киносеанса, что-то вроде автомобильного кино для модников . [33] Одним из первых фильмов, принятых в новую полуночную киносеть в 1971 году, была трехлетняя « Ночь живых мертвецов» . Полуночный успех малобюджетных картин, снятых полностью вне студийной системы, таких как Джона Уотерса » «Розовые фламинго (1972), с их манерным акцентом на эксплуатации, стимулировал развитие движения независимого кино. «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975), недорогой фильм студии 20th Century-Fox, имитирующий всевозможные клише классических фильмов категории «Б», стал беспрецедентным хитом, когда его перезапустили как поздний полнометражный фильм через год после его первоначального, убыточного выпуска. Несмотря на то, что «Рокки Хоррор» породил свой собственный субкультурный феномен, он способствовал популяризации театрального полуночного кино.
На телевидении параллели между еженедельными сериалами, которые стали основой программ в прайм-тайм , и голливудскими сериалами прежних времен уже давно были очевидны. В 1970-е годы оригинальные полнометражные программы все чаще стали перекликаться с фильмами категории B. Хотя с момента начала массовой коммерциализации этого средства массовой информации в конце 1940-х годов специально для телевидения проводились драматические презентации полнометражных фильмов, они, по большому счету, не пересекались с сферой фильмов категории «Б». драма в прямом эфире - уникальная смесь кинематографических и театральных элементов, примером которой является «Театр 90» В 1950-е годы преобладала (1956–1961). В течение 1960-х годов произошел переход к заранее записанным функциям; большинство из фильмов, произведенных крупными сетями, либо стремились к престижу крупных кинофильмов (например, канала CBS 1965 года «Золушка» ), либо предназначались в качестве пилотных проектов для запланированных сериалов. За этот период AIP выпустила ряд картин низкого жанра, таких как «Зонтар, Существо с Венеры». первых (1966) предназначенный для рынка синдикации телепередач .
По мере того, как производство телевизионных фильмов расширялось с введением в 1969 году программы ABC «Фильм недели» , за которой вскоре последовало выделение других сетевых слотов для оригинальных художественных презентаций, временные и финансовые факторы постепенно сместили это средство массовой информации на территорию B-изображений. В статье журнала «Time» 1974 года «Новые фильмы категории B» Ричард Шикель начинает с обсуждения нескольких недавних дорогостоящих телевизионных фильмов только для того, чтобы утверждать, что
«как со старыми фильмами, так и с телефильмами: быстрые, ловкие вестерны, детективы и боевики-мелодрамы, основанные на устоявшихся условностях, могут в конечном итоге привлечь наше внимание больше, чем их более претенциозно разрекламированные конкуренты... Удобно. Включиться, легко выключиться, фильмы, снятые для телевидения, приближаются к условиям, в которых зрители смотрели все фильмы много лет назад… когда по крайней мере половина удовольствия от похода в кино получалась именно от того факта, что никакого чувства Это простое и недорогое мероприятие сопровождалось культурным событием. [34] "
В то время как многие телевизионные фильмы 1970-х годов представляли собой жанровые картины, ориентированные на действие, тип, знакомый по современному кинематографическому производству категории «Б», на маленьком экране также произошло возрождение мелодрамы категории «Б». Телевизионные фильмы, вдохновленные недавними скандалами, такие как ABC » на канале «Испытание Пэтти Херст , премьера которого состоялась через месяц после ее освобождения из тюрьмы в 1979 году, восходят к 1920-м годам, а такие фильмы, как « Человеческие катастрофы» и «Когда любовь остывает» , снимки малобюджетной студии FBO, сделанные на скорую руку после несчастий знаменитостей. Некоторые телевизионные фильмы, такие как «Кошмар в округе Бэдэм» (ABC; 1976), направлялись прямо в сферу эксплуатации девушек-путешественниц в рабстве деревенщин.
Отголоски « Беспечного ездока» можно было почувствовать в «Кошмаре в округе Бэдхэм» , а также во множестве широкоэкранных фильмов той эпохи. Но, пожалуй, наибольшее влияние на судьбу фильма категории «Б» было не столь прямым. К 1973 году крупные студии явно осознали коммерческий потенциал жанров, которые когда-то были отправлены на распродажу. «Ребенок Розмари» показал, что хорошо упакованный «специальный» ужастик может стать кассовым хитом, но он имел мало общего со стилем эксплуатации. Уорнер Бразерс. «Экзорцист » режиссера Уильяма Фридкина — это совсем другая история. Это показало, что широко рекламируемый и распространяемый фильм этого жанра может стать абсолютным блокбастером. И еще: по описанию Уильяма Пола, «это фильм, который действительно утвердил грубость как способ выражения в мейнстримовом кино… Прошлые фильмы об эксплуатации сумели эксплуатировать свою жестокость в силу своей маргинальности. «Экзорцист» сделал жестокость респектабельной» . К концу десятилетия стратегия бронирования фильмов одновременно в сотнях и тысячах кинотеатров стала стандартной отраслевой практикой». [35] Это был самый крупный фильм года и, безусловно, самый кассовый фильм ужасов, когда-либо созданный. В своем жанре компания Universal 's American Graffiti сделала нечто подобное. Выпущенный, когда сценаристу и режиссеру Джорджу Лукасу было двадцать девять лет, Пол описывает его как «по сути, американо-международную подростковую картину с гораздо большим количеством остроты и лоска» - сочетание, которое сделало его третьим по величине фильмом 1973 года и Кроме того, это, безусловно, самый прибыльный фильм на подростковую тематику, когда-либо созданный. [36] За ними последуют фильмы на тему категории «А», имеющие еще большую историческую значимость.
Примечания [ править ]
- ^ Финны (2003), с. 42.
- ^ Томпсон (1960).
- ^ Цитируется по Ди Франко (1979), с. 97.
- ^ См., например, Hogan (1997), стр. 212 и далее.
- ^ Гиброн, Билл (24 июля 2003 г.). «Что-то странное: фильмы о путешествиях» . Вердикт DVD . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гальперин (2006), с. 201.
- ↑ Самое раннее использование термина «сексуальная эксплуатация» в кинематографическом контексте на данный момент встречается в двух статьях Los Angeles Times 1958 года: Говард Уитмен, «Кризис морали» (26 мая), и репортер киноиндустрии Филип К. Шойер, «Актер Клирс». Up Rip Torn Mystery» (3 июня). В 1959 году Шойер, возможно, был первым, кто использовал фразу «фильм о сексуальной эксплуатации» (точнее, «фильм о сексуальной эксплуатации») в своей рецензии «Голубой деним рассказывает о тяжелом положении молодежи» (20 августа). В том же году фраза «фильм о сексуальной эксплуатации» появляется в правительственном документе « Преступность несовершеннолетних: слушания перед подкомитетом по расследованию преступности среди несовершеннолетних Комитета судебной власти Сената США» , стр. 7030, 7099. общий тираж к 1964 году, судя по его неоднократному использованию в том же году в периодическом журнале «Мир кино» .
- ^ Такие фильмы обычно освещались крупными СМИ с большим пренебрежением. Анонимный рецензент «Нью-Йорк Таймс» начинает так: «КАК НАЧАТЬ ДИКОЕ БИКИНИ» — да, это название появилось вчера на двойном счете округа. И любой, кто заходит внутрь, ожидая худшего, не будет разочарован. Ибо здесь, наконец, а в цвете — ответ на молитву идиота». Эти фильмы часто были близкими к последней остановке для угасших звезд; как выразился безымянный рецензент: «На этот раз давайте пожалеем Брайана Донлеви , Микки Руни и старого доброго, ныне покойного Бастера Китона ». «Дикие бикини появляются по соседству», The New York Times , 12 января 1967 г. (доступно в Интернете ).
- ^ Кук (2000), с. 222.
- ^ Пол (1994), с. 33.
- ^ Мирланд (2007), с. 90.
- ↑ Согласно комментарию Тима Лукаса к DVD Anchor Bay Entertainment, цитируется по Kehr (2007).
- ^ Кук (2000), стр. 222–223.
- ^ Кук (2000), с. 223.
- ^ Кэнби (1969).
- ^ Мирланд (2007), с. 96.
- ^ Цитата: Кейгин и Дрей (1984), с. 53. Общая история: Кейгин и Дрей (1984), стр. 61–66. Финансовые показатели: по данным ассоциированного продюсера Уильяма Л. Хейворда, цитируется по Biskind (1998), стр. 74.
- ^ См. Финлер (2003), с. 359 для лучших фильмов. Финлер перечисляет «Привет, Долли!» как и в 1970 году, когда он заработал большую часть своих денег, но премьера состоялась в декабре 1969 года. В этом анализе его заменяет «Сова и кошечка» , короче на 51 минуту.
- ↑ Из 1955: Женщина-апач , Зверь с миллионом глаз , День, когда настал конец света , Форсаж и Пять пушек на запад . С 1970 года: « Крепкий орешек ангелов» , «Кровавая мама» , «Данвичский ужас» , «Иванна» (также известный как «Крик демона-любовника» , премьера в США: 1971 год) и «Студентки-медсестры» . Для покупки Иванны : Ди Франко (1979), с. 164.
- ^ Ди Франко (1979), с. 160
- ^ Шея (1976), с. 269.
- ^ Пухальский (2002), стр. 33–34.
- ^ Ван Пиблс (2003).
- ^ Цитируется по Рейно (2006). См. также Рейно, чтобы узнать об усилиях Лодена по сбору средств. О себестоимости продукции: Шикель (2005), с. 432. См. также «Для Ванды» эссе Беренис Рейно , 2002 (1995); часть веб-сайта Sense of Cinema . Проверено 29.12.06.
- ^ Конрад, Тодд (2006). « Ванда (обзор). Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine », часть Independent Film Quarterly . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ Тейлор (1999), с. 835; Робин Вуд, цитата: Кук (2000), стр. 232.
- ^ Пол (1994), стр. 368–69.
- ^ Эберт (1974).
- ^ Рокофф (2002), с. 42.
- ^ Для проката фильма в США: Кук (2000), с. 229. За влияние: Сапольский и Молитор (1996), с. 36; Рубин (1999), с. 155.
- ^ Харпер (2004), стр. 12–13.
- ^ Рокофф (2002); Пол (1994), с. 320.
- ^ См., например, Джек Стивенсон, Земля тысячи балконов: открытия и признания археолога из фильмов категории B (Манчестер: Headpress/Critical Vision, 2003), стр. 49–50; Джоан Холлоуз, «Мужественность культа», в книге «Определение культовых фильмов: культурная политика оппозиционных вкусов» , изд. Марк Янкович (Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 2003), стр. 35–53; Джанет Стайгер, Телевизионные блокбастеры: ситкомы, которые обязательно нужно посмотреть в эпоху сетей (Нью-Йорк и Лондон: New York University Press, 2000), стр. 112.
- ^ Шикель (1974).
- ^ Пол (1994), стр. 288, 291.
- ^ Пол (1994), с. 92.
Ссылки [ править ]
- Арчер, Юджин (1960). «Дом Ашеров: история По о Билле с «Почему я должен умереть?»», The New York Times , 15 сентября (доступно онлайн ).
- Бискинд, Питер (1998). Беспечные наездники, бешеные быки: как поколение секс-наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-80996-6
- Кейгин, Сет и Филип Дрей (1984). Голливудские фильмы семидесятых . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0-06-091117-4
- Кэнби, Винсент (1969). «Расс Мейер», The New York Times , 6 сентября (доступно в Интернете ).
- Кук, Дэвид А. (2000). Утраченные иллюзии: американское кино в тени Уотергейта и Вьетнама, 1970–1979 (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press). ISBN 0-520-23265-8
- Корлисс, Ричард (1981). «Так наступит конец света», Time , 26 января (доступно онлайн ).
- Корман, Роджер, с Джимом Джеромом (1998). Как я снял сотню фильмов в Голливуде и не потерял ни копейки , новое изд. Нью-Йорк: Да Капо. ISBN 0-306-80874-9
- Ди Франко, Дж. Филип, изд. (1979). Киномир Роджера Кормана . Нью-Йорк и Лондон: Дом Челси. ISBN 0-87754-050-0
- Эберт, Роджер (1974). « Техасская резня бензопилой » , Chicago Sun-Times , 1 января (доступно онлайн, архивировано 5 июня 2011 г., в Wayback Machine ).
- Эпштейн, Эдвард Джей (2005). Общая картина: новая логика денег и власти в Голливуде . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 1-4000-6353-1
- Финлер, Джоэл В. (2003). Голливудская история , 3-е изд. Лондон и Нью-Йорк: Wallflower. ISBN 1-903364-66-3
- Гринспан, Роджер (1973). «Выходит фильм Гуэрсио «Электра скольжение в синем»: режиссер дебютирует с загадкой», The New York Times , 20 августа (доступно онлайн ).
- Граймс, Уильям (2010). «Джозеф Сарно, режиссер фильма о сексуальной эксплуатации, умер в возрасте 89 лет», The New York Times , 2 мая (доступно онлайн ).
- Гальперин, Джеймс Л., изд. (2006). Аукцион № 636 постеров к фильму Heritage Signature . Даллас: столица наследия. ISBN 1-59967-060-7
- Харпер, Джим (2004). Наследие крови: подробное руководство по слэшерам . Манчестер, Великобритания: Headpress. ISBN 1-900486-39-3
- Хоган, Дэвид Дж. (1997). Темный роман: сексуальность в фильме ужасов . Джефферсон, Северная Каролина, и Лондон: МакФарланд. ISBN 0-7864-0474-4
- Джойнер, Уитни (2007). «Режиссёры, которые идут рука об руку, как кровь и кишки», The New York Times , раздел 2 («Искусство и досуг»), стр. 13, 22, 28 января.
- Кель, Полина (1976 [1973]). «Не-Люди» в Reeling . Нью-Йорк: Уорнер, стр. 263–279. ISBN 0-446-83420-3
- Кер, Дэйв (2007). «Новые DVD: Коллекция Марио Бавы, Том 1 », The New York Times , 10 апреля (доступно в Интернете ).
- Маккарти, Тодд и Чарльз Флинн, ред. (1975). Короли Bs: Работа в голливудской системе - Антология истории кино и критики (Нью-Йорк: EP Dutton). ISBN 0-525-47378-5
- Осгерби, Билл (2003). «Неряшливые наездники: эксплуатация, «инаковость» и нарушение правил в байкерском фильме 1960-х годов», Журнал популярного кино и телевидения (22 сентября) (доступно в Интернете ).
- Пол, Уильям (1994). Смеясь, крича: современные голливудские ужасы и комедия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08464-1
- Пухальски, Стивен (2002). Slimetime: Путеводитель по неряшливым и бессмысленным фильмам , ред. ред. Манчестер, Великобритания: Headpress/Critical Vision. ISBN 1-900486-21-0
- Рид, Джон Ховард (2005). Голливудские фильмы категории «Б»: сокровищница волнений, мурашек и острых ощущений . Моррисвилл, Северная Каролина: Лулу. ISBN 1-4116-5065-4
- Рокофф, Адам (2002). Разваливаясь на части: взлет и падение фильма-слэшера, 1978–1986 гг . Джефферсон, Северная Каролина, и Лондон: МакФарланд. ISBN 0-7864-1227-5
- Рейно, Беренис (2006). «Разрушенные жизни Ванды» (буклет, прилагаемый к выпуску DVD Parlor Pictures с Вандой ).
- Рубин, Мартин (1999). Триллеры . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-58183-4
- Сапольски, Барри С. и Фред Молитор (1996). «Тенденции содержания в современных фильмах ужасов», в « Фильмы ужасов: текущие исследования предпочтений и реакции аудитории» , под ред. Джеймс Б. Уивер Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, стр. 33–48. ISBN 0-8058-1174-5
- Шефер, Эрик (1999). «Смелый! Дерзкий! Шокирующий! Правда!»: История эксплуатации фильмов, 1919–1959 гг . Дарем, Северная Каролина, и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2374-5
- Шикель, Ричард (1974). «Новые фильмы категории B», Time , 1 апреля (доступно в Интернете ).
- Шикель, Ричард (2005). Элиа Казан: Биография . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 0-06-019579-7
- Тейлор, Пол (1999). « Личные файлы Дж. Эдгара Гувера », в справочнике по фильмам Time Out , 8-е изд., Изд. Джон Пим. Лондон и др.: Penguin, с. 835. ISBN 0-14-028365-X
- Ван Пиблс, Мелвин (2003). «Настоящая сделка: Что это
было... есть! Песня Sweet Sweetback's Baadasssss » (комментарий к выпуску DVD Xenon Entertainment к песне Sweet Sweetback's Baadasssss Song ). - Уорланд, Рик (2007). Фильм ужасов: Введение . Молден, Массачусетс, и Оксфорд: Блэквелл. ISBN 1-4051-3902-1
Внешние ссылки [ править ]
- Запись в Википедии на итальянском языке B-movie, посвященная использованию этого термина в итальянской киноиндустрии.
- «Что такое фильм категории B?» эссе Дуэйна Л. Мартина из B-Movie Central, посвященное стилям эксплуатации 1960-х и 1970-х годов.