Jump to content

Бернар Мандевиль

(Перенаправлено с Б. Мандевиля )

Бернар Мандевиль
Возможный портрет Мандевиля [1]
Рожденный ( 1670-11-15 ) 15 ноября 1670 г.
Умер 21 января 1733 г. ( 1733-01-21 ) (62 года)
Эра Философия XVIII века
Область Западная философия
Школа Классическая экономика
Основные интересы
Политическая философия , этика, экономика
Известные идеи
Неосознанное сотрудничество людей, современный свободный рынок , разделение труда
Подпись

Бернар Мандевиль , или Бернар де Мандевиль ( / ˈ m æ n d ə ˌ v ɪ l / ; 15 ноября 1670 — 21 января 1733), был англо-голландским философом, политическим экономистом, сатириком, писателем и врачом. Он родился в Роттердаме , большую часть своей жизни прожил в Англии и использовал английский язык для большинства своих опубликованных работ. Он прославился благодаря «Басни о пчелах» .

Мандевиль родился 15 ноября 1670 года в Роттердаме , Нидерланды , где его отец был известным врачом гугенотского происхождения. [2] [3] Покинув школу Эразма в Роттердаме, он продемонстрировал свои способности в « Схоластической медицинской речи» (1685 г.), а в Лейденском университете в 1689 г. подготовил диссертацию «De brutorum Operationibus» , в которой защищал картезианскую теорию автоматизма у животных. В 1691 году он получил степень доктора медицины, произнеся вступительный диспут De chylosi vitiata . Он переехал в Англию, чтобы выучить язык. [4] и преуспел настолько замечательно, что многие отказывались верить, что он иностранец. Его отец был изгнан из Роттердама в 1693 году за участие в налоговых бунтах Костермана 5 октября 1690 года; Сам Бернар вполне мог быть замешан в этом. [5]

Как врач Мандевиль пользовался большим уважением, и его литературные произведения также пользовались успехом. Его разговорные способности принесли ему дружбу с лордом Маклсфилдом (главным судьей 1710–1718), который познакомил его с Джозефом Аддисоном , которого Мандевиль описал как «пастора в парике». Он умер от гриппа 21 января 1733 года в Хакни в возрасте 62 лет. [6]

Сохранилось изображение Мандевиля, но многие детали его жизни еще предстоит изучить. Хотя имя Мандевиль свидетельствует о французском гугенотском происхождении, его предки жили в Нидерландах, по крайней мере, с 16 века. [5]

Работает

[ редактировать ]

Басня о пчелах

[ редактировать ]
Басня о пчелах , издание 1924 года.

В 1705 году Мандевиль опубликовал стихотворение под названием «Ворчливый улей, или Мошенники, ставшие честными» (двести собачьих куплетов). В «Ворчавшем улье» Мандевиль описывает пчелиное сообщество, процветающее до тех пор, пока пчелы внезапно не станут честными и добродетельными. Без их стремления к личной выгоде их экономика рушится, а оставшиеся пчелы отправляются жить простой жизнью в дупло дерева, подразумевая тем самым, что без частных пороков не может быть общественной пользы. [7]

В 1714 году стихотворение было переиздано как составная часть «Басни о пчелах: или, Частные пороки, общественные блага» , состоящей из прозаического комментария, названного «Замечания» , и эссе « Исследование о происхождении нравственной добродетели» . Книга была написана в первую очередь как политическая сатира на состояние Англии в 1705 году, когда тори обвиняли Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо , и министерство в пропаганде войны за испанское наследство по личным мотивам. [6]

В 1723 году появилось более позднее издание, включавшее «Очерк о благотворительности и благотворительных школах » и «Исследование природы общества» . В первом эссе критиковалась благотворительная школа, призванная давать образование бедным и тем самым прививать им добродетель. Мандевиль не соглашался с идеей о том, что образование добавляет добродетели, потому что он не верил, что злые желания существуют только у бедных, а, скорее, считал образованных и богатых гораздо более хитрыми. [7] Мандевиль также считал, что образование бедных увеличивает их стремление к материальным вещам, сводя на нет цель школы и затрудняя их обеспечение. [8] С ним энергично боролись, в частности, епископ Беркли и Уильям Лоу , автор книги «Серьезный призыв» , и в 1729 году оно стало предметом судебного преследования за его аморальную направленность. [ нужна ссылка ]

Философия Мандевиля вызвала в то время большое оскорбление и всегда клеймилась как ложная, циничная и унизительная. Его главный тезис состоит в том, что действия людей нельзя делить на низшие и высшие. Высшая жизнь человека — это всего лишь фикция, введенная философами и правителями для упрощения управления и отношений в обществе. Фактически добродетель (которую он определял как «любое действие, посредством которого человек, вопреки побуждениям природы, должен стремиться к благу других или к победе над своими собственными страстями из рационального стремления быть добрым») на самом деле является наносит ущерб государству в его коммерческом и интеллектуальном прогрессе. Это происходит потому, что только пороки (т. е. эгоистичные действия людей) посредством изобретений и обращения капитала (экономики) в сочетании с роскошной жизнью стимулируют общество к действию и прогрессу. [6]

Частный порок, общественная польза

[ редактировать ]

Мандевиль пришел к выводу, что порок, противоречащий «христианским добродетелям» его времени, был необходимым условием экономического процветания. Его точка зрения становится более суровой, если сравнивать ее с точкой зрения Адама Смита . И Смит, и Мандевиль считали, что коллективные действия отдельных людей приносят общественную пользу. [9] Однако, что отличает его философию от философии Смита, так это то, что он является катализатором этой общественной пользы. Смит верил в добродетельный личный интерес, приводящий к невидимому сотрудничеству. По большей части Смит не видел необходимости в руководстве, позволяющем получить общественную пользу. С другой стороны, Мандевиль считал, что порочная жадность приводит к невидимому сотрудничеству, если его правильно направить. Квалификация Мандевиля в отношении правильного ченнелинга еще больше отделяет его философию от подхода Смита к невмешательству . По сути, Мандевиль призывал политиков обеспечить, чтобы страсти человека приносили общественную пользу. В «Басни о пчелах» он заявил , что «частные пороки ловким управлением умелого политика могут быть превращены в общественную выгоду». [10]

В « Басне» он показывает общество, обладающее всеми добродетелями, «осчастливленное содержанием и честностью», впадающее в апатию и совершенно парализованное. Отсутствие любви к себе (ср. Гоббс ) есть смерть прогресса. Так называемые высшие добродетели — это просто лицемерие и возникают из эгоистического желания превосходить животных. «Моральные добродетели — это политическое детище, которое лесть породила из гордости». Точно так же он приходит к великому парадоксу : «частные пороки являются общественными благами». [6]

Среди прочего, Мандевиль утверждает, что самое низкое и гнусное поведение приводит к положительным экономическим эффектам. Распутник . , например, — порочный персонаж, однако на его расходы будут наниматься портные, слуги, парфюмеры, повара, проститутки Эти люди, в свою очередь, будут нанимать пекарей, плотников и т.п. Поэтому хищность и насилие низменных страстей развратника приносят пользу обществу в целом. Подобные сатирические аргументы приводили сатирики эпохи Реставрации и Августа. Мандевиля Известным примером является «Скромная защита общественных тушеных блюд» , в которой приводились доводы в пользу создания общественных, контролируемых государством публичных домов . В документе 1726 года признаются интересы женщин и упоминается, например, клитор как центр женского сексуального удовольствия. [11] Сатира Джонатана Свифта 1729 года «Скромное предложение», вероятно, является намеком на титул Мандевиля. [11] [12]

Мандевиль был одним из первых исследователей разделения труда , и Адам Смит использует некоторые из его примеров.

Мандевиль говорит:

Но если один полностью посвятит себя изготовлению луков и стрел, в то время как другой добывает еду, третий строит хижины, четвертый делает одежду, а пятый — утварь, то они становятся полезными не только друг для друга, но и сами занятия и занятия. за то же количество лет получат гораздо большие улучшения, чем если бы все беспорядочно следовали каждому из Пяти...

В часовом деле, которое достигло более высокой степени совершенства, чем оно было бы достигнуто сейчас, если бы все всегда оставалось занятием одного человека; и я убежден, что даже то изобилие, которое мы имеем в часах, а также точность и красота, из которых они могут быть изготовлены, обусловлены главным образом разделением этого искусства на множество отраслей. ( Басня о пчелах , том второй )

Адам Смит. [13]

Вегетарианство

[ редактировать ]

Мандевиль всю жизнь был вегетарианцем и принял концепцию, выдвинутую Гассенди , о том, что животные, кроме человека, разумны . [14] Говард Уильямс написал главу о Мандевиле в своей книге 1882 года по истории вегетарианства « Этика диеты» , утверждая, что работа Мандевиля « Басня о пчелах » содержит искреннюю критику употребления мяса: «Я часто думал [пишет Мандевиль ] если бы не эта тирания, которую обычай узурпирует над нами, люди сколько-нибудь терпимого добродушия никогда не могли бы смириться с убийством такого количества животных для ежедневного пропитания, пока обильная земля так обильно обеспечивает их разнообразием овощных лакомств». [15] Генри Стивенс Солт в своей плодотворной книге 1892 года о правах животных « Права животных: рассмотрение в связи с социальным прогрессом » включил басню о пчелах в главу «Библиография прав животных». [16] «Басня о пчелах» также вдохновила раннего активиста вегетарианства Джозефа Ритсона стать вегетарианцем. [17]

Хотя автор, вероятно, не собирался подрывать мораль , его взгляды на человеческую природу критики сочли циничными и унизительными. Другая его работа, «Исследование природы общества» (1723 г.), добавленная к более поздним версиям «Басни » , также поразила общественное сознание, и его последние работы « Свободные мысли о религии» (1720 г.) и «Исследование происхождения «Честь и польза христианства» (1732 г.) мало что успокоили. Работа, в которой он наиболее близко приближается к современным взглядам, — это его описание происхождения общества. Его априорные теории следует сравнить с историческими исследованиями юриста Генри Мэна ( «Древний закон» ). Он пытается показать, что все социальные законы являются кристаллизованными результатами эгоистического возвеличивания и защитных союзов между слабыми. Отрицая любую форму морального чувства или совести , он считает все социальные добродетели развившимися из инстинкта самосохранения , взаимных уговоров между партнерами в оборонительном и наступательном союзе, а также искусственно созданных чувств гордости и тщеславия. подпитываются политиками как противоядие от разногласий и хаоса. [ нужна ссылка ]

Иронические парадоксы Мандевиля представляют собой критику «любезного» идеализма графа Шефтсбери ; их ирония контрастирует с серьезными эгоистическими системами Гоббса и Гельвеция . [6]

Идеи Мандевиля об обществе и политике были высоко оценены Фридрихом Хайеком , сторонником австрийской экономики , в его книге «Закон, законодательство и свобода» . [18] [19] Но прежде всего Кейнс снова привлек к этому внимание в своем «Очерке о Мальтусе» и « Общей теории» . Кейнс считает Мандевиля предшественником своей собственной теории недостаточного эффективного спроса. [ нужна ссылка ]

Карл Маркс в своем основополагающем труде «Капитал » похвалил Мандевиля как «честного человека с ясным умом» за его вывод о том, что богатство общества зависит от относительной бедности рабочих. [ нужна ссылка ]

Библиография

[ редактировать ]

Ренатус Виллемсен, Бернар Мандевиль: озорной мыслитель?, Нордбук, 2022 г. Другие работы, ошибочно приписываемые ему, - это «Мир без маски» (1736 г.) и Zoologia Medicineis hibernica (1744 г.).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Портрет Мандевиля» . Бернард-Мандевиль.nl . Проверено 7 августа 2024 г.
  2. ^ Проект Бернарда Мандевиля
  3. ^ Фихтер-Видеманн, Эвелин (5 мая 2017 г.). Право человека на воду: справедливость. . . Или Шам?: Правовая, философская и теологическая основа нового права человека на воду . Wipf и Stock Publishers. ISBN  9781498294072 .
  4. ^ [1] Студенческая энциклопедия Britannica. Архивировано 8 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б Литературная энциклопедия
  6. ^ Jump up to: а б с д и Митчелл 1911 год .
  7. ^ Jump up to: а б Кук 1999 год .
  8. ^ Басня о пчелах, 5 изд., Лондон, 1728 г., примечания, стр. 212–213, 328, цитируется в Marx 1990 [1867], Capital Vol. 1, глава 25, Общий закон капиталистического накопления, с. 765, Классика Пингвина.
  9. ^ Хайек, ФА (1967). Доктор Бернар Мандевиль: Лекция о высшем уме . Труды Британской академии . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: location missing publisher (link) See also Петсулас, К. (2001). Либерализм Хайека и его истоки: его идеи спонтанного порядка и шотландского Просвещения . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-18322-7 .
  10. ^ Мандевиль , с. 369.
  11. ^ Jump up to: а б Полемика..., эссе Урсулы Пиа Яух. Карл Хансер Верлаг, Мюнхен, 2001 г.
  12. ^ Праймер, И. (15 марта 2006 г.). Бернард Мандевиль «Скромная защита общественного рагу»: проституция и ее недовольство в ранней георгианской Англии . Спрингер. ISBN  9781403984609 .
  13. ^ Смит 1982 , с. 27, раздел I.ii.3.
  14. ^ Скарбек, Эмили (2013), Пирт, Сандра Дж.; Леви, Дэвид М. (ред.), «Ф.А. Хайек и ранние основы спонтанного порядка» (PDF) , Ф.А. Хайек и современная экономика: экономическая организация и деятельность , Исследования Джепсона в области лидерства, Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. . 101–117, номер домена : 10.1057/9781137354365_6 , ISBN.  978-1-137-35436-5 , получено 21 января 2024 г.
  15. ^ Уильямс, Ховард (1883). «Бернар де МАНДЕВИЛЬ 1670-1733» . Этика диеты (1-е изд.).
  16. ^ Солт, Генри Стивенс; Леффингвелл, Альберт (1894). Права животных: взгляд на социальный прогресс . : Macmillan & Co., стр 105–106 . Нью-Йорк, Лондон .
  17. ^ Спенсер, Колин. (2002). Вегетарианство: история . Четыре стены, восемь окон. стр. 221-222. ISBN   1-56858-238-2
  18. ^ См. также Хайек, ФА (1967). Доктор Бернар Мандевиль: Лекция о высшем уме . Труды Британской академии . Лондон. стр. 125–141. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Хайек, ФА (1978). «Доктор Бернар Мандевиль». Новые исследования в области философии, политики, экономики и истории идей . Лондон и Чикаго: Routledge и University of Chicago Press. стр. 249-266 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

в проекте Гутенберг

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f66f1413178290b77d54c5301a5f8474__1723046880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/74/f66f1413178290b77d54c5301a5f8474.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bernard Mandeville - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)