Бернар Мандевиль
Бернар Мандевиль | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 21 января 1733 г. | (62 года)
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Классическая экономика |
Основные интересы | Политическая философия , этика, экономика |
Известные идеи | Неосознанное сотрудничество людей, современный свободный рынок , разделение труда |
Подпись | |
Бернар Мандевиль , или Бернар де Мандевиль ( / ˈ m æ n d ə ˌ v ɪ l / ; 15 ноября 1670 — 21 января 1733), был англо-голландским философом, политическим экономистом, сатириком, писателем и врачом. Он родился в Роттердаме , большую часть своей жизни прожил в Англии и использовал английский язык для большинства своих опубликованных работ. Он прославился благодаря «Басни о пчелах» .
Жизнь
[ редактировать ]Мандевиль родился 15 ноября 1670 года в Роттердаме , Нидерланды , где его отец был известным врачом гугенотского происхождения. [2] [3] Покинув школу Эразма в Роттердаме, он продемонстрировал свои способности в « Схоластической медицинской речи» (1685 г.), а в Лейденском университете в 1689 г. подготовил диссертацию «De brutorum Operationibus» , в которой защищал картезианскую теорию автоматизма у животных. В 1691 году он получил степень доктора медицины, произнеся вступительный диспут De chylosi vitiata . Он переехал в Англию, чтобы выучить язык. [4] и преуспел настолько замечательно, что многие отказывались верить, что он иностранец. Его отец был изгнан из Роттердама в 1693 году за участие в налоговых бунтах Костермана 5 октября 1690 года; Сам Бернар вполне мог быть замешан в этом. [5]
Как врач Мандевиль пользовался большим уважением, и его литературные произведения также пользовались успехом. Его разговорные способности принесли ему дружбу с лордом Маклсфилдом (главным судьей 1710–1718), который познакомил его с Джозефом Аддисоном , которого Мандевиль описал как «пастора в парике». Он умер от гриппа 21 января 1733 года в Хакни в возрасте 62 лет. [6]
Сохранилось изображение Мандевиля, но многие детали его жизни еще предстоит изучить. Хотя имя Мандевиль свидетельствует о французском гугенотском происхождении, его предки жили в Нидерландах, по крайней мере, с 16 века. [5]
Работает
[ редактировать ]Басня о пчелах
[ редактировать ]В 1705 году Мандевиль опубликовал стихотворение под названием «Ворчливый улей, или Мошенники, ставшие честными» (двести собачьих куплетов). В «Ворчавшем улье» Мандевиль описывает пчелиное сообщество, процветающее до тех пор, пока пчелы внезапно не станут честными и добродетельными. Без их стремления к личной выгоде их экономика рушится, а оставшиеся пчелы отправляются жить простой жизнью в дупло дерева, подразумевая тем самым, что без частных пороков не может быть общественной пользы. [7]
В 1714 году стихотворение было переиздано как составная часть «Басни о пчелах: или, Частные пороки, общественные блага» , состоящей из прозаического комментария, названного «Замечания» , и эссе « Исследование о происхождении нравственной добродетели» . Книга была написана в первую очередь как политическая сатира на состояние Англии в 1705 году, когда тори обвиняли Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо , и министерство в пропаганде войны за испанское наследство по личным мотивам. [6]
В 1723 году появилось более позднее издание, включавшее «Очерк о благотворительности и благотворительных школах » и «Исследование природы общества» . В первом эссе критиковалась благотворительная школа, призванная давать образование бедным и тем самым прививать им добродетель. Мандевиль не соглашался с идеей о том, что образование добавляет добродетели, потому что он не верил, что злые желания существуют только у бедных, а, скорее, считал образованных и богатых гораздо более хитрыми. [7] Мандевиль также считал, что образование бедных увеличивает их стремление к материальным вещам, сводя на нет цель школы и затрудняя их обеспечение. [8] С ним энергично боролись, в частности, епископ Беркли и Уильям Лоу , автор книги «Серьезный призыв» , и в 1729 году оно стало предметом судебного преследования за его аморальную направленность. [ нужна ссылка ]
Идеи
[ редактировать ]Философия Мандевиля вызвала в то время большое оскорбление и всегда клеймилась как ложная, циничная и унизительная. Его главный тезис состоит в том, что действия людей нельзя делить на низшие и высшие. Высшая жизнь человека — это всего лишь фикция, введенная философами и правителями для упрощения управления и отношений в обществе. Фактически добродетель (которую он определял как «любое действие, посредством которого человек, вопреки побуждениям природы, должен стремиться к благу других или к победе над своими собственными страстями из рационального стремления быть добрым») на самом деле является наносит ущерб государству в его коммерческом и интеллектуальном прогрессе. Это происходит потому, что только пороки (т. е. эгоистичные действия людей) посредством изобретений и обращения капитала (экономики) в сочетании с роскошной жизнью стимулируют общество к действию и прогрессу. [6]
Частный порок, общественная польза
[ редактировать ]Мандевиль пришел к выводу, что порок, противоречащий «христианским добродетелям» его времени, был необходимым условием экономического процветания. Его точка зрения становится более суровой, если сравнивать ее с точкой зрения Адама Смита . И Смит, и Мандевиль считали, что коллективные действия отдельных людей приносят общественную пользу. [9] Однако, что отличает его философию от философии Смита, так это то, что он является катализатором этой общественной пользы. Смит верил в добродетельный личный интерес, приводящий к невидимому сотрудничеству. По большей части Смит не видел необходимости в руководстве, позволяющем получить общественную пользу. С другой стороны, Мандевиль считал, что порочная жадность приводит к невидимому сотрудничеству, если его правильно направить. Квалификация Мандевиля в отношении правильного ченнелинга еще больше отделяет его философию от подхода Смита к невмешательству . По сути, Мандевиль призывал политиков обеспечить, чтобы страсти человека приносили общественную пользу. В «Басни о пчелах» он заявил , что «частные пороки ловким управлением умелого политика могут быть превращены в общественную выгоду». [10]
В « Басне» он показывает общество, обладающее всеми добродетелями, «осчастливленное содержанием и честностью», впадающее в апатию и совершенно парализованное. Отсутствие любви к себе (ср. Гоббс ) есть смерть прогресса. Так называемые высшие добродетели — это просто лицемерие и возникают из эгоистического желания превосходить животных. «Моральные добродетели — это политическое детище, которое лесть породила из гордости». Точно так же он приходит к великому парадоксу : «частные пороки являются общественными благами». [6]
Среди прочего, Мандевиль утверждает, что самое низкое и гнусное поведение приводит к положительным экономическим эффектам. Распутник . , например, — порочный персонаж, однако на его расходы будут наниматься портные, слуги, парфюмеры, повара, проститутки Эти люди, в свою очередь, будут нанимать пекарей, плотников и т.п. Поэтому хищность и насилие низменных страстей развратника приносят пользу обществу в целом. Подобные сатирические аргументы приводили сатирики эпохи Реставрации и Августа. Мандевиля Известным примером является «Скромная защита общественных тушеных блюд» , в которой приводились доводы в пользу создания общественных, контролируемых государством публичных домов . В документе 1726 года признаются интересы женщин и упоминается, например, клитор как центр женского сексуального удовольствия. [11] Сатира Джонатана Свифта 1729 года «Скромное предложение», вероятно, является намеком на титул Мандевиля. [11] [12]
Мандевиль был одним из первых исследователей разделения труда , и Адам Смит использует некоторые из его примеров.
Мандевиль говорит:
Но если один полностью посвятит себя изготовлению луков и стрел, в то время как другой добывает еду, третий строит хижины, четвертый делает одежду, а пятый — утварь, то они становятся полезными не только друг для друга, но и сами занятия и занятия. за то же количество лет получат гораздо большие улучшения, чем если бы все беспорядочно следовали каждому из Пяти...
В часовом деле, которое достигло более высокой степени совершенства, чем оно было бы достигнуто сейчас, если бы все всегда оставалось занятием одного человека; и я убежден, что даже то изобилие, которое мы имеем в часах, а также точность и красота, из которых они могут быть изготовлены, обусловлены главным образом разделением этого искусства на множество отраслей. ( Басня о пчелах , том второй )
— Адам Смит. [13]
Вегетарианство
[ редактировать ]Мандевиль всю жизнь был вегетарианцем и принял концепцию, выдвинутую Гассенди , о том, что животные, кроме человека, разумны . [14] Говард Уильямс написал главу о Мандевиле в своей книге 1882 года по истории вегетарианства « Этика диеты» , утверждая, что работа Мандевиля « Басня о пчелах » содержит искреннюю критику употребления мяса: «Я часто думал [пишет Мандевиль ] если бы не эта тирания, которую обычай узурпирует над нами, люди сколько-нибудь терпимого добродушия никогда не могли бы смириться с убийством такого количества животных для ежедневного пропитания, пока обильная земля так обильно обеспечивает их разнообразием овощных лакомств». [15] Генри Стивенс Солт в своей плодотворной книге 1892 года о правах животных « Права животных: рассмотрение в связи с социальным прогрессом » включил басню о пчелах в главу «Библиография прав животных». [16] «Басня о пчелах» также вдохновила раннего активиста вегетарианства Джозефа Ритсона стать вегетарианцем. [17]
Влияние
[ редактировать ]Хотя автор, вероятно, не собирался подрывать мораль , его взгляды на человеческую природу критики сочли циничными и унизительными. Другая его работа, «Исследование природы общества» (1723 г.), добавленная к более поздним версиям «Басни » , также поразила общественное сознание, и его последние работы « Свободные мысли о религии» (1720 г.) и «Исследование происхождения «Честь и польза христианства» (1732 г.) мало что успокоили. Работа, в которой он наиболее близко приближается к современным взглядам, — это его описание происхождения общества. Его априорные теории следует сравнить с историческими исследованиями юриста Генри Мэна ( «Древний закон» ). Он пытается показать, что все социальные законы являются кристаллизованными результатами эгоистического возвеличивания и защитных союзов между слабыми. Отрицая любую форму морального чувства или совести , он считает все социальные добродетели развившимися из инстинкта самосохранения , взаимных уговоров между партнерами в оборонительном и наступательном союзе, а также искусственно созданных чувств гордости и тщеславия. подпитываются политиками как противоядие от разногласий и хаоса. [ нужна ссылка ]
Иронические парадоксы Мандевиля представляют собой критику «любезного» идеализма графа Шефтсбери ; их ирония контрастирует с серьезными эгоистическими системами Гоббса и Гельвеция . [6]
Идеи Мандевиля об обществе и политике были высоко оценены Фридрихом Хайеком , сторонником австрийской экономики , в его книге «Закон, законодательство и свобода» . [18] [19] Но прежде всего Кейнс снова привлек к этому внимание в своем «Очерке о Мальтусе» и « Общей теории» . Кейнс считает Мандевиля предшественником своей собственной теории недостаточного эффективного спроса. [ нужна ссылка ]
Карл Маркс в своем основополагающем труде «Капитал » похвалил Мандевиля как «честного человека с ясным умом» за его вывод о том, что богатство общества зависит от относительной бедности рабочих. [ нужна ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Одетый Эзоп , или Сборник басен, написанный знакомыми стихами (1704 г.)
- Тифон: бурлескная поэма (1704)
- Благотворительность плантатора (1704 г.)
- «Богоматерь без маски» (1709 , 1724 , 1731, 1742), произведение, в котором видна более грубая сторона его натуры.
- «Трактат об ипохондриях и истерических страстях» (1711, 1715, 1730 (выпуск 1730 года назывался «Трактат об ипохондриях и истерических болезнях »)), которым восхищался Джонсон (здесь Мандевиль протестует против спекулятивной терапии и выдвигает собственные причудливые теории о животный дух в связи с «желудочным ферментом»: он демонстрирует знание методов Локка и восхищение Сиденхэмом ).
- Басня о пчелах (1714, 1724 )
- Злодеяния, которые следует справедливо опасаться со стороны правительства вигов (1714 г.)
- Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье (1720 , 1721, 1723, 1729)
- Скромная защита общественных тушеных блюд (1724, 1740) Несколько форматов в Ex-Classics
- Исследование причин частых казней в Тайберне (1725 г.)
- Исследование о происхождении чести и пользе христианства на войне (1732 г.)
- Письмо Диону, посвященное его книге «Альцифрон, или Меньший философ» (1732 г.)
Ренатус Виллемсен, Бернар Мандевиль: озорной мыслитель?, Нордбук, 2022 г. Другие работы, ошибочно приписываемые ему, - это «Мир без маски» (1736 г.) и Zoologia Medicineis hibernica (1744 г.).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Портрет Мандевиля» . Бернард-Мандевиль.nl . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Проект Бернарда Мандевиля
- ^ Фихтер-Видеманн, Эвелин (5 мая 2017 г.). Право человека на воду: справедливость. . . Или Шам?: Правовая, философская и теологическая основа нового права человека на воду . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781498294072 .
- ^ [1] Студенческая энциклопедия Britannica. Архивировано 8 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Литературная энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с д и Митчелл 1911 год .
- ^ Jump up to: а б Кук 1999 год .
- ^ Басня о пчелах, 5 изд., Лондон, 1728 г., примечания, стр. 212–213, 328, цитируется в Marx 1990 [1867], Capital Vol. 1, глава 25, Общий закон капиталистического накопления, с. 765, Классика Пингвина.
- ^ Хайек, ФА (1967). Доктор Бернар Мандевиль: Лекция о высшем уме . Труды Британской академии . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link) See also Петсулас, К. (2001). Либерализм Хайека и его истоки: его идеи спонтанного порядка и шотландского Просвещения . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-18322-7 . - ^ Мандевиль , с. 369.
- ^ Jump up to: а б Полемика..., эссе Урсулы Пиа Яух. Карл Хансер Верлаг, Мюнхен, 2001 г.
- ^ Праймер, И. (15 марта 2006 г.). Бернард Мандевиль «Скромная защита общественного рагу»: проституция и ее недовольство в ранней георгианской Англии . Спрингер. ISBN 9781403984609 .
- ^ Смит 1982 , с. 27, раздел I.ii.3.
- ^ Скарбек, Эмили (2013), Пирт, Сандра Дж.; Леви, Дэвид М. (ред.), «Ф.А. Хайек и ранние основы спонтанного порядка» (PDF) , Ф.А. Хайек и современная экономика: экономическая организация и деятельность , Исследования Джепсона в области лидерства, Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. . 101–117, номер домена : 10.1057/9781137354365_6 , ISBN. 978-1-137-35436-5 , получено 21 января 2024 г.
- ^ Уильямс, Ховард (1883). «Бернар де МАНДЕВИЛЬ 1670-1733» . Этика диеты (1-е изд.).
- ^ Солт, Генри Стивенс; Леффингвелл, Альберт (1894). Права животных: взгляд на социальный прогресс . : Macmillan & Co., стр 105–106 . Нью-Йорк, Лондон .
- ^ Спенсер, Колин. (2002). Вегетарианство: история . Четыре стены, восемь окон. стр. 221-222. ISBN 1-56858-238-2
- ^ См. также Хайек, ФА (1967). Доктор Бернар Мандевиль: Лекция о высшем уме . Труды Британской академии . Лондон. стр. 125–141.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хайек, ФА (1978). «Доктор Бернар Мандевиль». Новые исследования в области философии, политики, экономики и истории идей . Лондон и Чикаго: Routledge и University of Chicago Press. стр. 249-266 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кук, Гарольд Джон (1999). «Бернар Мандевиль и терапия «умного политика» » . Журнал истории идей . 60 (1). Издательство Пенсильванского университета : 101–124. дои : 10.2307/3654002 . JSTOR 3654002 . ПМИД 11623644 . .
- Мандевиль, Бернар, Басня о пчелах , т. I, Page=369 в приложении «В поисках природы общества».
- Смит, Адам (1982), Богатство народов , том. 1 (изд. Глазго) , сноска к стр. 27, раздел I.ii.3
- свободном доступе : Митчелл, Джон Малкольм (1911). « Мандевиль, Бернар де ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). стр. 559–560. Этот источник цитирует:
- Хилл, Босуэлл , III, 291–293;
- Л. Стивен, Английская мысль в восемнадцатом веке ;
- Александр Бейн , Моральная наука , 593–598;
- Виндельбанд, В. , История этики (английский перевод Тафтса);
- Дж. М. Робертсон, «Пионеры-гуманисты» (1907);
- П. Сакманн, Бернар де Мандевиль и спор о пчелиных баснях (Фрайбург, 1/Бр., 1897 г.) и сравните статьи. Этика
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герольд Блюмле и Нильс Гольдшмидт: Слава пороку. В: Зюддойче Цайтунг . 17 мая 2010 г. ( sueddeutsche.de ).
- Каррив, П. (1980), Бернар Мандевиль , Париж
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Кларк, Генри, изд. (2003), Торговля, культура и свобода: чтения о капитализме до Адама Смита , Индианаполис: Фонд Свободы, ISBN 0-86597-379-2 .
- Донати, Р. (2011), Причины пессимиста. Мандевиль в культуре Просвещения , Пиза: ETS, ISBN 978-88-467-2802-9 .
- Голдсмит, М.М. (1985), Частные пороки, общественные блага. Социальная и политическая мысль Бернарда Мандевиля , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Хорн, Т. А. (1978), Социальная мысль Бернарда Мандевиля: добродетель и коммерция в Англии начала восемнадцатого века , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета .
- Хундерт, Э.Г. (1994), Басня Просвещения. Бернард Мандевиль и открытие общества , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Монро, Х. (1975), Двойственность Бернарда Мандевиля , Оксфорд
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Праймер И., изд. (1975), Исследования Мандевиля , Гаага : Мартин Нийхофф .
- Праймер И., изд. (2006), «Скромная защита общественного рагу: проституция и ее недовольство в ранней георгианской Англии» Бернарда Мандевиля , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 1-4039-7167-6 .
- Прайор, Чарльз, изд. (2000), Идеи Мандевиля и Августа: новые эссе , английские литературные исследования, Виктория, Британская Колумбия: Университет Виктории, ISBN 0-920604-73-0 .
- Розенталь, Лаура (2006), Печально известная коммерция: проституция в британской литературе и культуре восемнадцатого века , Итака: издательство Корнельского университета, ISBN 0-8014-4404-7 .
- Шнайдер, Л. (1987), Парадокс и общество , Нью-Брансуик
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Скрибано, МЭ (1980), Человеческая природа и конкурентное общество , Милан.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Симонацци, М. (2008), Басни философии , Милан
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Смит, Джордж Х. (2008). «Мандевиль, Бернар (1670–1733)». В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 314–315. дои : 10.4135/9781412965811.n190 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
- Стаффорд, Дж. Мартин, изд. (1997), Частные пороки, общественные блага? Современный прием Бернара Мандевиля , Солихалл: Исмерон, ISBN 0-9512594-5-8 .
- Толонен, Микко (2013), Анатомы гражданского общества Мандевиля и Юма , Оксфорд: Фонд Вольтера .
- Клейман-Лафон, Сильви (2013), Целительная сила слов: медицина как литература в «Трактате об ипохондрических и истерических заболеваниях» Бернара Мандевиля , Исследования Вольтера и восемнадцатого века, Оксфорд: Фонд Вольтера
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Бернара Мандевиля в Project Gutenberg
- Работы Бернара Мандевиля или о нем в Internet Archive
- Работы Бернара Мандевиля в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Бернара Мандевиля в Открытой библиотеке
- Проект Бернарда Мандевиля - на голландском языке, но с некоторыми английскими переводами и множеством биографических подробностей.
- Бернар Мандевиль - Интернет-энциклопедия философии
- 1670 рождений
- 1733 смерти
- Голландские экономисты 17 века
- Голландские философы 17 века
- Голландские врачи 17 века.
- Английские писатели XVII века
- Английские врачи 17 века.
- Английские философы XVII века
- Голландские экономисты XVIII века
- Голландские философы XVIII века
- Голландские врачи XVIII века
- Английские писатели XVIII века
- Английские врачи XVIII века
- Английские писатели-публицисты XVIII века.
- Английские философы XVIII века
- Классические экономисты
- Голландские писатели-мужчины
- Голландские писатели-публицисты
- Голландские сатирики
- английские экономисты
- Английские писатели научно-популярной литературы
- Английские политические философы
- Английские сатирики
- Английские активисты вегетарианства
- Выпускники Лейденского университета
- Ученые из Роттердама
- Писатели из Роттердама
- Голландские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Голландские активисты вегетарианства