Ахейропоэта
Acheiropoieta ( средневековый греческий : αχειροποίητα , «сделанный без руки»; единственное число acheiropoieton ) — также называемые иконами, сделанными без рук (и варианты) — это христианские иконы, которые, как говорят, возникли чудесным образом; не создано человеком. Неизменно это изображения Иисуса или Девы Марии . Наиболее примечательными примерами, которые верят по традиции, являются в Восточной церкви Мандилион, [ 1 ] известный также как Образ Эдессы , и Одигитрии , и несколько русских икон, и на Западе Туринская Плащаница , Покров Вероники , Богоматерь Гваделупская и Образ Манопелло . Этот термин также используется для обозначения икон, которые считаются обычными человеческими копиями чудесно созданного оригинального архетипа.
Хотя самые известные ахейропоэты сегодня — это в основном иконы, написанные на деревянных панелях, они существуют и в других материалах, таких как мозаика , расписная плитка и ткань. Эрнст Китцингер различал два типа: «Либо это изображения, которые, как полагают, были созданы руками, отличными от рук обычных смертных, либо они считаются механическими, хотя и чудесными, отпечатками оригинала». [ 2 ] Вера в такие изображения стала заметной только в VI веке, к концу которого были хорошо известны и Мандилион, и образ Камулианы . Паломнику Антонину из Пьяченцы была показана реликвия типа Покрова Вероники в Мемфисе, Египет, в 570-х годах. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Такие изображения действовали как могущественные реликвии , а также иконы, и их изображения, естественно, считались особенно авторитетными в отношении истинного внешнего вида предмета. Как и другие типы икон, которые, как полагают, были написаны с живого сюжета, такие как « Одигитрия» (предположительно написанная евангелистом Лукой ), они поэтому служили важными ссылками на другие изображения в традиции. Поэтому они копировались в огромных масштабах, и вера в то, что такие изображения существовали и удостоверяли подлинность определенных типов лица, сыграла важную роль в консерватизме иконографических традиций, таких как изображение Иисуса . [ 4 ] Рядом с развитой легендой об Образе Эдессы и в сочетании с ней была история о Покрове Вероники, имя которой в типичном случае народной этимологии ошибочно истолковывалось как означающее «истинную икону» или «истинный образ», страх «ложный образ» остается сильным.
Еще одна, более крупная группа изображений, иногда пересекающаяся с acheiropoieta в популярной традиции, считалась в раннем средневековье созданной традиционными средствами во времена Нового Завета, часто новозаветными деятелями, которые, как и многие монахи более позднего периода, считалось, что они практиковали как художники. Самым известным из них и наиболее широко почитаемым на Западе был святой Лука, который, как долгое время считалось, поручил Деве Марии позировать для своего портрета, но на Востоке многие считали, что многие другие фигуры создали образы, в том числе повествовательные. Говорят, что святой Петр «проиллюстрировал свой собственный рассказ о Преображении », Лука проиллюстрировал целое Евангелие конца VII века , а франкский паломник Аркульф сообщил, что видел на Святой Земле ткань, сотканную или вышитую изображениями самой Богородицы. Иисуса и апостолов. Говорят также, что апостолы были очень активными покровителями, заказывая циклы иллюминированных рукописей. и фрески в их церквях. [ 5 ]
Подобные верования явно переносили современные практики обратно в I век, и в их развитой форме они не встречаются до иконоборческой борьбы , но в IV веке Евсевий , который не одобрял изображения, признал, что «черты Его апостолов Петра и Павла, да и самого Христа, сохранились в цветных портретах, которые я рассматривал». [ 5 ] Многие известные образы, в том числе Образ Эдессы и Одигитрии, в вариантах своих рассказов описывались как образы этого типа. Вера в то, что изображения, самое раннее VI века, были подлинными продуктами I века, искажала любое чувство стилистического анахронизма, облегчая принятие дальнейших изображений, точно так же, как и вера в ахейропоэту , которая, должно быть, отражала божественный стандарт. реализма и точности, исказили ранние средневековые представления о том, какая степень реализма возможна в искусстве, что объясняет очень часто похвалы изображениям за их реализм, тогда как на современный взгляд в сохранившемся корпусе этого мало. Стандартные изображения как черт главных фигур Нового Завета, так и иконография ключевых сюжетных сцен, по-видимому, подтверждали свою подлинность изображениями, предположительно созданными либо непосредственными свидетелями, либо теми, кто мог слышать рассказы свидетелей, или альтернативно сам Бог или его ангелы. [ 4 ]
Ахейропоэта 836 г.
[ редактировать ]Такие иконы рассматривались как мощный аргумент против иконоборчества . В документе [ нужна ссылка ] очевидно произведенный в кругу Константинопольского Патриарха, который якобы является записью (фиктивного) [ нужна ссылка ] церковный собор 836 года, список чудотворно сохранившихся архейропоэтов В качестве доказательства божественного одобрения икон приводится ахейропоэты и икон. Перечислены :
- Образ Эдессы , описанный еще в Эдессе ;
- образ Богородицы в Лоде , который, как говорят, чудесным образом появился на колонне церкви, построенной апостолами Петром и Иоанном;
- другое изображение Богородицы высотой в три локтя в Лоде в Израиле, которое, как говорят, чудесным образом появилось в другой церкви.
Девять других перечисленных чудес связаны с поддержанием, а не с созданием икон, которые противостоят или восстанавливают нападения различных язычников, арабов, персов, насмешников, безумцев, иконоборцев и евреев.
Этот список, похоже, имел региональную предвзятость, поскольку не упоминаются другие известные на тот момент изображения, такие как Изображение Камулианы , [ 6 ] позже перевезен в столицу. Другой пример, и единственный, который, бесспорно, до сих пор существует, — это мозаичная икона Христа Латомоса в Салониках . Он был покрыт штукатуркой в период иконоборчества, к концу которого в результате землетрясения штукатурка упала, обнажив изображение (во время правления Льва V, 813–820 гг.). Однако, согласно сообщению, это было лишь дополнительным чудом. [ кем? ] сохранившийся. Здесь говорится, что мозаика строилась тайно, во время гонений Галерия в IV веке , как изображение Богородицы, как вдруг в одночасье превратилось в нынешний образ Христа. [ 7 ]
Яркие примеры
[ редактировать ]Образ Эдессы
[ редактировать ]Согласно христианской легенде, образ Эдессы (известный в Восточной Православной Церкви как Мандилион , средневековое греческое слово, не применяемое ни в каком другом контексте) представлял собой священную реликвию, состоящую из квадрата или прямоугольника ткани, на котором был изображен чудесный образ. от лица Иисуса был запечатлен — первая икона («образ»). По преданию, Абгар V написал Иисусу, прося приехать и вылечить его от болезни. Авгар получил ответное письмо от Иисуса, в котором он отклонял приглашение, но обещал в будущем посетить одного из своих учеников. Вместе с письмом было изображение Иисуса. Эта легенда была впервые записана в начале четвертого века Евсевием. [ 8 ] который сказал, что он расшифровал и перевел настоящее письмо из документов сирийской канцелярии короля Эдессы. Вместо этого, как говорят, Фаддей Эдесский , один из семидесяти учеников , пришел в Эдессу, неся слова Иисуса, благодаря добродетелям которых царь был чудесным образом исцелен.
Первое упоминание о существовании физического образа в древнем городе Эдессе (ныне Шанлыурфа ) было у Евагрия Схоластика , писавшего около 600 г., который сообщает о портрете Христа божественного происхождения ( θεότευκτος ), который оказал чудесную помощь в защита Эдессы от персов в 544 году. [ 9 ] Образ был перенесен в Константинополь в X веке. Ткань исчезла из Константинополя во время Четвертого крестового похода [разграбления Константинополя] в 1204 году и вновь появилась в качестве реликвии в Людовика IX короля Франции Сент-Шапель в Париже . Окончательно оно исчезло во время Французской революции . [ 10 ]
Икона Анчи в Грузии считается Керамидионом , еще одним ахейропоэтом, лик Христа записанным с раннего периода, чудесным образом запечатленным в результате контакта с Мандилионом . Для искусствоведов это грузинская икона VI-VII веков.
Изображение Камулианы
[ редактировать ]Хотя сейчас он малоизвестен, вероятно, он был разрушен в период византийского иконоборчества . [ 11 ] Икона Христа из Камулианы в Каппадокии была самым известным греческим образцом, конечно, с того момента, как она достигла Константинополя в 574 году, после чего она использовалась в качестве палладия в битвах Филиппика , Приска и Ираклия , а также во время паннонской аварской осады Константинополя. в 626 г. и восхваляемый Георгием Писидой . [ 12 ]
Изображение Латеранского дворца в Риме
[ редактировать ]Это изображение, также называемое Уроницей, [ 13 ] : 117 хранится в бывшей частной часовне папы, в комнате, ныне известной как Sancta Sanctorum, на вершине Scala Sancta в уцелевшей части старого Латеранского дворца в Риме. Легенда гласит, что этот образ был начат евангелистом Лукой и закончен ангелами.
Считается, что икона была написана в Риме между V и VI веками. сегодня остались лишь легкие следы под закрашиванием Сегодня от первоначального изображения Христа в Величестве со скрещенным нимбом в классической позе Учителя, держащего в левой руке Свиток Закона, а правая поднята в благословении, . Лицо неоднократно реставрировалось, но оно полностью изменилось, когда Папа Александр III (1159–1181) поместил нынешнее, написанное на шелке, поверх оригинала. Иннокентий III (1189–1216) покрыл остальную часть святой иконы рельефной серебряной ризой , но другие более поздние украшения полностью покрыли ее поверхность. Его также убрали во время недавней реставрации.
Двери, защищающие икону, также из чеканного серебра, относятся к XV веку. Над ним находится балдахин из металла и позолоченного дерева, заменяющий балдахин работы Карадаосси (1452–1527), утерянный во время разграбления Рима в 1527 году. Последний раз само изображение осматривал иезуитский историк искусства Дж. Вильперт в 1907 году. [ 13 ] : 120
Еще во времена правления Папы Сергия I (687–701) есть записи о том, что изображение несли в ежегодной процессии на определенных праздниках, а Папа Стефан II (752–757) носил изображение на своих плечах в процессии, чтобы противостоять угроза со стороны лангобардов . К девятому веку его тщательно продуманная процессия стала центром праздника Успения . В средние века Папа и семь кардиналов-епископов служили мессы в небольшом святилище, где он располагался, и время от времени целовали ему ноги. [ 13 ] : 126–128 Хотя эта икона больше не является особым литургическим объектом, некоторые римляне все еще почитают ее, считая ее последней надеждой в случае бедствий и памятных событий в столице, почитание, которое можно сравнить с почитанием другой древней иконы Salus Populi Romani в Базилике ди. Санта-Мария-Маджоре снова в Риме. Первую икону ежегодно возили через Рим крестным ходом, чтобы «встретить» вторую в праздник Успения.
Покров Вероники
[ редактировать ]Покров Вероники, известный по-итальянски как Вольто Санто или Святой Лик (но не путать с резным распятием Вольто Санто из Лукки ) — легендарная реликвия . Легенда имеет средневековое происхождение и является лишь особенностью западной церкви ; его связь с каким-либо одним сохранившимся физическим изображением еще слабее, хотя с ним был связан ряд изображений, некоторые из которых, вероятно, всегда предназначались для получения в виде копий. Имидж в Ватикане имеет определенный приоритет хотя бы из-за престижа папства. Монахиням Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме в 1517 году было запрещено выставлять свои конкурирующие изображения, чтобы избежать конкуренции с Ватиканской Вероникой; сейчас он также находится в Ватикане. Как и изображение Генуи, оно нарисовано на панели и поэтому, вероятно, всегда было копией.
Легенда гласит, что Вероника из Иерусалима встретила Иисуса на Виа Долороза по пути на Голгофу . Когда она остановилась, чтобы вытереть пот (лат. suda ) с его лица своей вуалью, его изображение отпечаталось на ткани. Это событие отмечено на одной из Крестных станций . Согласно легенде, позже Вероника отправилась в Рим, чтобы подарить ткань римскому императору Тиберию . Легенда гласит, что он обладает чудодейственными свойствами: способен утолять жажду, возвращать зрение, а иногда даже воскрешать мертвых. Исследования последних лет прослеживают связь имени с образом. [ 14 ] к перенесению восточных реликвий на Запад во времена крестовых походов.
Изображение Манопелло
[ редактировать ]В 1999 году немецкий отец-иезуит Генрих Пфайффер , профессор истории искусств Папского Григорианского университета, [ 15 ] объявил на пресс-конференции в Риме , что нашел Покров в церкви монастыря капуцинов в небольшой деревне Манопелло, Италия , где он находился под опекой монахов-капуцинов с 1660 года. Изображение, известное как Изображение Манопелло засвидетельствовано отцом Донато да Бомба в его исследовании «Исторические отношения», датируемом 1640 годом. Исследования начала 2010-х годов. [ 16 ] выявил отмеченные совпадения с Плащаницей. [ 14 ] В сентябре 2006 года Папа Бенедикт XVI совершил частное паломничество к святыне, впервые в качестве папы, присвоив ей статус базилики.
Туринская плащаница
[ редактировать ]льняную ткань Туринская Плащаница (или Туринская Плащаница) представляет собой со скрытым изображением человека, который, по-видимому, получил физическую травму, соответствующую распятию . Изображение ясно видно как фотографический негатив , что впервые было замечено в 1898 году на обратной фотопластине, когда фотографу-любителю Секондо Пиа неожиданно разрешили его сфотографировать. Плащаница хранится в королевской капелле собора Святого Иоанна Крестителя в Турине , Италия . Римско -католическая церковь одобрила использование изображения в связи с поклонением Святому Лику Иисуса , и некоторые полагают, что это та самая ткань, которой покрывали Иисуса при погребении. Однако льняное полотно плащаницы было датировано радиоуглеродом , что указывает на то, что оно возникло в 13 или начале 14 века нашей эры. [ 17 ] На этом основании практически доказано, что плащаница является средневековой мистификацией или подделкой или иконой, созданной как таковая. Тем не менее, он является предметом интенсивных споров среди некоторых ученых, верующих, историков и писателей относительно его подлинности и/или деталей его изготовления из-за других особенностей.
Дева Гваделупская
[ редактировать ]Говорят, что этот образ Богородицы в полный рост был чудесным образом создан в необычно поздний (для Западной церкви) 1531 год в Мексике, где он продолжает пользоваться огромной репутацией.
В 1979 году Филипу Каллахану (биофизику, энтомологу Министерства сельского хозяйства США, консультанту НАСА), специализирующемуся на инфракрасных изображениях, был предоставлен прямой доступ для визуального осмотра и фотографирования изображения. Он сделал множество инфракрасных фотографий передней части тильмы . Делая заметки, которые были позже опубликованы, его помощник отметил, что оригинальное произведение искусства не треснуло и не отслоилось, в то время как более поздние дополнения (сусальное золото, посеребрение Луны) показали серьезные признаки износа, если не полного разрушения. Каллахан не смог объяснить отличную сохранность неретушированных участков изображения на тильме, особенно верхних двух третей изображения. Его результаты вместе с фотографиями были опубликованы в 1981 году. [ 18 ]
Повелитель чудес Буги
[ редактировать ]Это трехмерное изображение распятого Иисуса Христа, датируемое 16 веком, и его приписывают чудесному событию, произошедшему с индейкой из этого южноамериканского региона Анд, которая работала стиркой одежды для богатых семей города Буга. [ нужна ссылка ]
5 октября 2006 года группа специалистов, используя четыре различных взаимодополняющих технологии: рентгеновские лучи, ультрафиолетовые лучи, пигментный и стратиграфический анализ изображения, подтвердила его хорошую сохранность. [ нужна ссылка ]
Официальный праздник в религиозно-католическом календаре: 14 сентября. [ нужна ссылка ]
Богоматерь Столпа
[ редактировать ]Согласно древней испанской традиции, на заре христианства Иаков Великий , один из первых Двенадцати Апостолов Иисуса Христа, проповедовал Евангелие в тогдашней языческой земле Цезарагуста (ныне Сарагоса), в римской провинции Испания. . Он был разочарован своей миссией, обратив лишь несколько человек. Когда он молился на берегу реки Эбро с некоторыми из своих учеников, Мария чудесным образом предстала перед ним на вершине столпа в сопровождении ангелов. Мария заверила Иакова, что люди в конечном итоге обратятся и их вера будет такой же сильной, как и столп, на котором она стоит. Она подарила ему столб как символ и свое деревянное изображение. Иакову также было поручено построить часовню на том месте, где она оставила столб.
Принято считать, что Мария явилась Иакову через переезд, поскольку во время этого события она все еще жила либо в Эфесе, либо в Иерусалиме. Считается, что она умерла через три-пятнадцать лет после смерти Иисуса. После основания церкви Иаков вернулся в Иерусалим с некоторыми из своих учеников, где стал мучеником, обезглавленным в 44 году нашей эры при Ироде Агриппе . Его ученики якобы вернули его тело в Испанию.
Святой Доминик в Сориано
[ редактировать ]Чудотворная картина, дарованная монастырю - (Фра Франжипане) Богородицы вместе со святыми Екатериной и святой Магдалиной .
Панагия Иеросолимитисса
[ редактировать ]в Гробнице Марии в Икона Божией Матери Панагия Иеросолимитисса (Всесвятая Госпожа Иерусалимская; греч. Παναγία Ιεροσολυμίτισσα) — ахейропоэтон, находящийся Гефсимании в Иерусалиме . Православные христиане считают икону покровительницей Иерусалима. Распространенная версия происхождения Панагии Иеросолимитиссы состоит в том, что она чудесным образом появилась в 1870 году. Эта история стала популярной благодаря брошюре, выпущенной Греческим Православным Патриархатом Иерусалима, подтверждающей ее. [ 19 ]
Икона Христа Латомоса
[ редактировать ]Икона Христа Латомоса (или Латомоса ), известная также как Чудо Латомоса , — византийская мозаика с изображением Иисуса в монастыре Латомос (ныне церковь Осиоса (Святого) Давида Дендрита ) в Салониках , Греция , то есть ахейропоэтон. [ 20 ] Происхождение этой мозаичной иконы можно проследить до конца третьего века нашей эры, когда Максимиан и Диоклетиан совместно правили Римской империей . Икона Христа Латомоса — одна из менее известных ахейропоэтов ( греч . αχειροποίητα εικόνα). [ 20 ]
По преданию, икону Христа Латомоса нашла принцесса Флавия Максимиана Феодора , христианская дочь императора Максимиана. Она спрятала его, чтобы защитить от потенциального ущерба со стороны языческих и римских властей, и он замечательно пережил как византийское иконоборчество в восьмом веке, так и период времени в пятнадцатом веке, когда церковь Осиоса Давида была преобразована в исламскую мечеть (во времена Османская . оккупация Салоник) [ 21 ] Незадолго до османской оккупации и до двенадцатого века мозаичная икона была вновь обнаружена монахом из Нижнего Египта . Он был снова открыт в 1921 году, и здание было вновь посвящено Святому Давиду .
Тематически и художественно Икона Христа Латомоса считается первой в своем роде, изображающей апокалиптическую сцену, включающую образы из Книги Иезекииля . Икона также является первой, отражающей важные богословские идеи об апокалипсисе. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Монастырь Ахейропоэтос в Кирении, Кипр.
- Апаурушейя
- Церковь Ахейропоэтос в Салониках, Греция
- Восприятие религиозных образов в природных явлениях
- Сваямбху
- Святой Лик Лукки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гусцин, Марк (08 февраля 2016 г.). Традиция изображения Эдессы . Издательство Кембриджских ученых. п. 137. ИСБН 9781443888752 .
- ^ Китцингер, 113
- ^ Китцингер, 113–114.
- ^ Jump up to: а б Григг, повсюду
- ^ Jump up to: а б Григг, 5–6, 5 цитируется
- ^ Манго, Сирил А. (1986). Искусство Византийской империи 312-1453: Источники и документы . Университет Торонто Пресс. стр. 115 –. ISBN 978-0-8020-6627-5 .
- ^ Григг, 6; Кормак
- ^ Евсевий, Historia Ecclesiae 1.13.5 и .22.
- ^ Евагрий, у Джеймса Пола Миня , Patrologia Graeca lxxxvi, 2, столбцы. 2748f, отмечено Рансиманом 1931, с. 240, примечание 5; отмечая, что «портрет Христа вошел в разряд икон αχειροποίητοι»
- ^ Две документальные описи: 1534 год (Жерар из Сен-Квентина де л'Иль, Париж) и 1740 год. См. Словарь искусств Гроува , Стивен Рансиман, Некоторые замечания об образе Эдессы, Кембриджский исторический журнал 1931 года и Shroud.com. для списка группы реликвий. См. также изображение готического реликвария, датируемого 13-м веком. Архивировано 7 апреля 2008 г. в Wayback Machine на сайте Histor.ws . Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Беквит, 88 лет, хотя Генрих Пфайффер отождествляет его с Покровом Вероники и Манопелло. Изображение : Генрих Пфайффер, «Концепция «ахейропоэтоса», иконография лика Христа и покрывала Манопелло», в ди Лаццаро , [1]
- ^ Китцингер, 111-112; Эмерик, 356–357. Наиболее полно освещено фон Добшюцем, как и большинство изображений здесь.
- ^ Jump up to: а б с Б. М. Болтон, «Рекламируйте послание: изображения в Риме на рубеже двенадцатого века», в книге Д. Вуда (редактор) «Церковь и искусство» (Оксфорд, 1992).
- ^ Jump up to: а б «Вновь открытое лицо» — первая из четырех частей аудиовизуальной презентации, связывающей святой образ с рядом древних предшественников, YouTube, дата доступа: март 2013 г.
- ↑ Отрывок из книги Il Volto Santo di Manoppello («Святой лик Манопелло»), опубликованной Carsa Edizioni в Пескаре (стр. 13), дата доступа: март 2013 г.
- ^ Плащаница Христа. Лик Христа. Архивировано 1 апреля 2013 г. в онлайн-аудиовизуале Wayback Machine с текстами эксперта по плащаницам старшего. Бландина Паскаль Шлёмер и др.
- ^ Дэймон, ЧП; диджей Донахью; Б. Х. Гор; А.Л. Хэтеуэй; АЙТ Юлл; Т.В. Линик; Пи Джей Серсел; ЖЖ Тулин; Ч.Р. Бронк; ЭТ Холл; РЕМ Хеджес; Р. Хаусли; МА право; К. Перри; Г. Бонани; С. Трамбор; В. Вельфли; Джей Си Эмберс; СГЭ Боуман; М. Н. Лиз; М. С. Тайт (февраль 1989 г.). «Радиоуглеродное датирование Туринской плащаницы» (PDF) . Природа . 337 (6208): 611–615. Бибкод : 1989Natur.337..611D . дои : 10.1038/337611a0 . S2CID 27686437 .
- ^ Каллахан, Филип: «Тилма под инфракрасным излучением», Исследования CARA в области народной преданности , том. II, Исследования Гуадалупана, вып. III (март 1981 г., 45 стр.), Вашингтон, округ Колумбия; ср. Литэм, Мигель (2001). «Индейская герменевтика и историческое значение Богоматери Гваделупской Мексиканской», Фольклорный форум , Google Docs. стр. 34–35.
- ^ Кешман, Анастасия (январь 2023 г.). "Икона Панагия Иеросолимитисса - пример традиций взаимности на Святой Земле XIX и XX веков" . Маргиналии: Художественные чтения . 1–3 . София, Болгария: Институт искусствознания: 307–320 – через ResearchGate.
- ^ Jump up to: а б с Арчос, Ирен (5 октября 2015 г.). «Безбородый Иисус: История мозаики V века монастыря Латому Святого Давида Салоникского» . Греко-американская девушка . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Джеймс, Лиз; Николсон, Оливер; Скотт, Роджер, ред. (2021). «Женщины, помнящие женщин? Мотив «Чудо в Латомосе» в средневековой Македонии». После текста: Византийские запросы в честь Маргарет Маллетт . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000468717 .
Библиография
[ редактировать ]- Беквит, Джон, Раннехристианское и византийское искусство , История искусства Пингвина (ныне Йельский университет), 2-е изд. 1979, ISBN 0140560335
- ди Лаццаро, Паоло. (ред.), Труды международного семинара по научному подходу к изображениям Acheiropoietos , ВДНХ, 2010, ISBN 978-88-8286-232-9
- Бренда М. Болтон, «Рекламируйте послание: изображения в Риме на рубеже двенадцатого века» в книге Дайаны Вуд (редактор) « Церковь и искусство» (Исследования по истории церкви, 28) Оксфорд: Блэквелл, 1992, стр. 117– 130.
- Кормак, Робин, «Письмо золотом: Византийское общество и его иконы», Лондон: Джордж Филип, 1985, ISBN 0-540-01085-5 .
- Эрнст фон Добшюц , Образы Христа - Исследования христианской легенды, Лейпциг: JC Hinrichs´sche buchhandlung, 1899. Новое издание Kessinger Publishing's Legacy Reprints, 2009. ISBN 1-120-17642-5
- Эмерик, Джадсон Дж., Темпьетто Дель Клитунно возле Сполето , 1998, Penn State Press, ISBN 0271044500 , 9780271044507, книги Google
- Григг, Роберт, «Византийская доверчивость как препятствие антикварианству», Gesta , Vol. 26, № 1 (1987), стр. 3–9, Издательство Чикагского университета от имени Международного центра средневекового искусства, JSTOR.
- Китцингер, Эрнст , «Культ изображений в эпоху до иконоборчества», Dumbarton Oaks Papers , Vol. 8, (1954), стр. 83–150, Думбартон-Оукс, Попечители Гарвардского университета, JSTOR
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международный семинар по научному подходу к изображениям Acheiropoietos
- Перевод образа «Нерукотворного» Господа нашего Иисуса Христа Православный синаксарий
- Икона «Нерукотворная» от Лидды
- Плащаница Христова Онлайн-аудиовизуальный фильм «Лик Христа» с текстами эксперта по плащаницам с. Бландина Паскаль Шлёмер и др.
- «Вновь открытое лицо» — первая из четырех частей аудиовизуальной презентации, посвященной ряду древних предшественников, YouTube, дата доступа: март 2013 г.