Ильюшин Ил-18
Ил-18/Ил-20/Ил-22 | |
---|---|
![]() | |
Российский воздушный транспорт Ил-18. | |
Роль | Турбовинтовой авиалайнер и самолет-разведчик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Московский машиностроительный завод №30 |
Дизайнер | Ильюшин |
Первый полет | 4 июля 1957 г. |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Аэрофлот Советские авиалинии (Исторический) Rossiya (Historical) Эйр Корё |
Произведено | 1957–1985 |
Количество построенных | по крайней мере 678 [ 1 ] |
Развитый в | Ильюшин Ил-38 |
Ильюшин Ил-18 ( русский : Ильюшин Ил-18 ; кодовое название НАТО : Кут ) — большой турбовинтовой авиалайнер , который впервые поднялся в воздух в 1957 году и стал одним из самых известных советских самолетов своей эпохи. Ил-18 был одним из основных авиалайнеров мира на протяжении нескольких десятилетий. [ нужна ссылка ] и широко экспортировался. Благодаря долговечности самолета многие экземпляры налетали более 45 000 часов. [ нужна ссылка ] и этот тип остается работоспособным как в военных, так и (в меньшей степени) в гражданских целях. Преемником Ил-18 стал дальнемагистральный Ил-62 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Два советских самолета имели обозначение Ил-18. Первый Ил-18 был винтовым авиалайнером, выпущенным в 1946 году, но после года испытательных полетов от этой программы отказались.
В начале 1950-х годов в связи с необходимостью замены старых конструкций и увеличения численности советского гражданского транспортного парка 30 декабря 1955 года было издано постановление Совета Министров СССР главным конструкторам Кузнецову и Ивченко о разработке новых турбовинтовых двигателей, Ильюшину и Антонова спроектировать самолет с этими двигателями. [ 2 ] Два проекта самолетов были разработаны как Ильюшин Ил-18 и Антонов Ан-10 , а двигателем был выбран Кузнецов НК-4, а не Ивченко АИ-20 . [ 2 ]

Проектирование Ил-18 началось в 1954 году до выхода директивы, и был использован опыт разработки Ил-18 с поршневым двигателем, хотя это был самолет новой конструкции. [ 2 ] Проектировался четырехмоторный низкоплан с круглым гермофюзеляжем и обычным хвостовым оперением. [ 2 ] Убирающееся вперед трехопорное шасси имело четыре колеса, установленные на тележках основных опор, тележки основных опор поворачивались на 90 градусов и убирались в заднюю часть бортовых двигателей. [ 2 ] Новой особенностью того времени была установка метеорологического радара в носовой части, и это был первый советский авиалайнер, имевший систему автоматического захода на посадку. [ 2 ] Самолет имеет две входные двери по левому борту до и после крыла и два аварийных выхода над крылом с каждой стороны. [ 2 ]
Прототип СССР-Л5811 был выкатан в июне 1957 года и после наземных испытаний 1 июля 1957 года приступил к рулежным испытаниям и скоростным пробегам. [ 2 ] 4 июля 1957 года прототип совершил первый полет с Ходынки . [ 2 ] 10 июля 1957 года самолет был доставлен в аэропорт Москва-Внуково для представления советской правительственной комиссии; Также присутствовали прототипы Антонова Ан-10 и Ту-114 . [ 2 ] Тип Ил-18 формально назывался «Москва» , и оно было нарисовано на фюзеляже, хотя это название не использовалось, когда самолет поступил в производство. [ 2 ]
Для изготовления самолета был выбран Московский машиностроительный завод № 30, расположенный на Ходынке, недалеко от того места, где было построено конструкторское бюро Ильюшина и прототип. [ 3 ] В 1957 году завод начал сокращать производство Ил -14 и готовиться к постройке серийного самолета, получившего обозначение Ил-18А . [ 3 ] Ил-18А отличался от прототипа лишь в мелких деталях, в основном внутренней компоновкой, позволяющей увеличить количество сидячих мест с 75 до 89. [ 3 ]

Первый серийный самолет был оснащен Кузнецовым НК-4, но с двигателями возникли проблемы, поэтому в июле 1958 года Совет Министров постановил, что все производство с ноября 1958 года будет использовать Ивченко АИ-20 , а более раннее производство будет модернизировано. [ 3 ] Всего было построено 20 Ил-18А, прежде чем производство было переведено на улучшенный Ил-18Б . Этот новый вариант имел более высокую полную массу, а носовая часть была переработана с увеличенным обтекателем, что увеличило длину на 20 см. [ 3 ] Первый Ил-18Б поднялся в воздух 30 сентября 1958 года на базе АИ-20; VIP-вариант также был построен как Ил-18С для советских ВВС. [ 3 ] ТГ-18 вспомогательная силовая установка С апреля 1961 года вместо батареи свинцово-кислотных аккумуляторов для наземного запуска была установлена . Некоторые самолеты были модифицированы, чтобы позволить ВСУ запускаться в полете. [ 3 ]
С учетом опыта предыдущих самолетов дальнейшим усовершенствованием стал вариант Ил-18В. [ 3 ] Конструктивно Ил-18В остался прежним, но интерьер был переработан, включая перенос камбуза и некоторые незначительные системные изменения. [ 3 ] Первый Ил-18В появился в декабре 1959 года и продолжал производиться до 1965 года, после того как было построено 334 самолета. [ 3 ] Также появились специализированные варианты самолета, в том числе самолет, модифицированный для летной калибровки, и дальний полярный вариант. [ 3 ] Появились и военные варианты, в том числе противолодочный Ил-38 . [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Первый Ил-18, первоначально оснащенный двигателями Кузнецова НК-4 , поднялся в воздух 4 июля 1957 года. 17 сентября 1958 года самолет впервые поднялся в воздух с новыми двигателями Ивченко АИ-20 . Владимир Коккинаки Летчиком-испытателем был . С 1958 по 1960 год на этом самолете было установлено двадцать пять мировых рекордов, в том числе рекорды дальности полета и высоты полета с различной полезной нагрузкой. В 1958 году самолет был удостоен Гран- при Всемирной выставки в Брюсселе . был открыт памятник В апреле 1979 года в аэропорту Шереметьево в память о самолете.
Семнадцать иностранных авиаперевозчиков приобрели около 125 самолетов Ил-18 на 100-120 пассажиров. Ил-18 все еще в строю [ когда? ] в Сибири , Северной Корее и на Ближнем Востоке , в то время как ряд экземпляров, изготовленных в середине 1960-х годов, по состоянию на 2014 год все еще использовался в гражданских целях в Африке и Южной Азии. Этот тип используется в различных военных целях, включая Ил-22ПП радиоэлектронной борьбы. и самолет-разведчик [ 4 ] который поступил на вооружение в октябре 2016 года. [ 5 ] Модернизированный Ил-20М с усовершенствованными средствами радиолокационной, радио- и оптико-электронной разведки поступил на вооружение в июле 2020 года для обеспечения надежного наведения ракетного комплекса Х-47М2 «Кинжал» . [ 6 ]
Ил-18 (регистрация DDR-STD), принадлежащий Interflug и использовавшийся в качестве транспортного средства лидерами Восточной Германии, в том числе Эрихом Хонеккером , был переоборудован в статический гостиничный номер на аэродроме Теуге в Нидерландах. [ 7 ]
По состоянию на июль 2018 года в эксплуатации авиалайнеров находится 7 самолетов с 6 эксплуатантами. [ 8 ]
Ил-18/20/22 служат в ВВС России в качестве разведывательных и командно-штабных самолетов.
17 сентября 2018 года был случайно сбит Ил-20М с 15 людьми на борту недалеко от Латакии в Сирии . [ 9 ]
был сбит воздушно-десантный командный пункт Ил-22 24 июня 2023 года во время мятежа группы Вагнера . Все десять членов экипажа погибли. [ 10 ] [ 11 ]
14 января 2024 года украинские СМИ сообщили, что над Азовским морем был сбит Ил-22. Самолет успешно совершил аварийную посадку в аэропорту Анапы . Утверждалось, что он был поврежден и не подлежал ремонту. Представитель ВВС Украины отметил, что это «Жирный ублюдок». [ 12 ] [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]







Данные: ОКБ Ильюшина. [ 14 ]
- Ил-18
- Обозначение единственного прототипа семейства Ил-18.
- Ил-18А
- Оригинальная серийная модель, эквивалентная предсерийной, с турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-4 или Ивченко АИ-20 . Построено около 20.
- Ил-18Б
- Первая крупная серийная модель среднемагистрального авиалайнера, вмещающая 84 пассажира.
- Ил-18 Комби
- Самолет Ил-18 доработан до смешанной грузопассажирской компоновки.
- Ил-18Д
- Аналог Ил-18И, но оснащен дополнительным топливным баком центроплана для увеличения дальности полета. На Ил-18Д установлены четыре турбовинтовых двигателя Ивченко АИ-20М мощностью 3169 кВт (4250 л.с.).
- Ретранслятор связи Ил-18Д
- Три самолета модифицированы для обеспечения ретрансляции связи между VIP-самолетами и государственными органами.
- Il-18D Pomor
- Одиночный Ил-18Д, переоборудованный в рыболовный разведчик ( помор = человек, живущий у моря)
- Ил-18Д Салон
- VIP версия Ил-18Д
- Ил-18ДОРР
- Два Ил-18Д были модифицированы как рыболовные разведчики для Полярного института океанического рыболовства и океанографии, модификация в основном включала установку специализированного боевого оборудования. Впервые они поднялись в воздух в 1985 году, позже были модифицированы обратно в стандартные Ил-18Д.
- Ил-18Э
- Аналог Ил-18И, но без увеличенного запаса топлива.
- Ил-18Э Салон
- VIP-транспортная версия Ил-18Э.
- Ил-18Гр
- Aircraft converted to cargo configuration, (Gr - Gruzovoy - cargo).
- Ил-18ГрМ
- Несколько самолетов Ил-18 модифицированы до стандарта Гр с добавлением герметизированной боковой грузовой двери.
- Ил-18И
- Оснащен более мощными турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20М мощностью 3169 кВт (4250 л.с.). Количество мест увеличено до 122 пассажиров в увеличенной кабине за счет перемещения кормовой гермопереборки назад на 1,64 м (5 футов).
- 18LL
- ( «Летающая лаборатория» - летающая лаборатория), один самолет, модифицированный из Ил-18А в противообледенительный стенд, и Ил-18В, используемый Чехословацким летно-испытательным центром в качестве испытательного стенда для двигателей.
- Ил-18РТ
- Два Ил-18В были модифицированы в самолеты-ретрансляторы телеметрии для испытаний ракет и беспилотных летательных аппаратов.
- Ил-18РТЛ
- Прототип Ил-20РТ, переоборудованный из Ил-18А, г/н 188000401.
- Ил-18С
- VIP вариант Ил-18Б
- 18SL
- Обозначение ряда различных испытательных и исследовательских самолетов обычно имело буквенный суффикс, например SL-18D, для испытаний авионики.
- 18Т
- Это обозначение присваивалось гражданским и военным грузовым транспортным самолетам, переоборудованным из самолетов Ил-18А/Б/В.
- Ил-18АТ: Военно-транспортно-медицинская версия на базе Ил-18А.
- Ил-18БТ: Военно-транспортно-медицинская версия на базе Ил-18Б.
- Ил-18ВТ: Военно-транспортно-медицинская версия на базе Ил-18В.
- 18ТД
- Один Ил-18Т был модифицирован как военно-транспортный вариант, чтобы вместить либо 69 носилок, либо 118 десантников. Не востребованный военными, его переоборудовали под стандарт Ил-18Д.
- Ил-18УШ
- Один Ил-18В был модифицирован в учебно-тренировочный штурман с двумя спинными окнами астросекстанта. Хотя он был испытан и признан приемлемым, советские ВВС использовали вместо него вариант двухреактивного Ту-124 .
- 18В
- Стандартная версия Аэрофлота, принятая на вооружение в 1961 году. Ил-18В оснащался четырьмя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20К и вмещал 90-100 пассажиров.
- Ил-18В Салон
- VIP-версия Ил-18В
- Ил-18В/полярный
- a single Il-18V modified for Polyarnaya Aviatsiya - Polar Aviation use.
- 18В-26А
- единственный Ил-18В, модифицированный для использования в Полярной Авиации - Полярной Авиации, со вспомогательным топливным баком в кабине, измененной компоновкой окон и увеличенными маслобаками на двигателях, прикрытыми выступающими обтекателями на мотогондолах (иногда называемый Ил-18Д). , до того, как появилась настоящая модель D).
- Калибратор Ил-18В
- один Ил-18В, эксплуатируемый Interflug для калибровки навигационных средств.
- Ил-20М (по классификации НАТО: Coot-A)
- Версия самолета-разведчика COMINT / ELINT .
- Ил-20РТ
- Четыре самолета телеметрии , использовавшиеся для поддержки советской космической деятельности, позже были заменены вариантом Ил-76.
- Ил-22 (по классификации НАТО: Coot-B)
- Вариант воздушного командного пункта. [ 15 ] [ 16 ] (Не путать с прототипом советского реактивного бомбардировщика Ил-22 1947 года .)
- Ил-22М
- Версия воздушного командного пункта аналогична Ил-22, но имела новые [ когда? ] миссионерское оборудование. [ 17 ] [ 18 ]
- 22ПП
- Самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки. Разработка началась осенью 2009 года, одна машина построена и принята на вооружение отряда РЭБ 117-го военно-транспортного авиационного полка. [ 4 ]
- 24Н
- Два Ил-18Д, модифицированные для ледовой разведки, аналогичные Ил-20М, но с гражданским разведывательным оборудованием, оба позже доработаны до стандартной конфигурации и проданы.
- Ил-38
- Морская разведка, противолодочный вариант.
- Ил-118
- Предлагаемая модернизация с двумя винтовыми двигателями Лотарева Д-236-Т .
Операторы
[ редактировать ]

Гражданские операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- NPP MIR (ChK Leninets) - 1 in cargo service
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Балканские авиалинии Ил-18 и 18Д
- Аэрокарибские Ил-18 и 18В
- Кубинский
- Седан Ил-18 и 18Гр
- Немецкие европейские авиалинии
- Немецкая Люфтганза
- Интерфлюг (16 эксплуатируемых) [ 20 ]
- Egyptair (ранее United Arab Airlines)
- Ghana Airways (8 куплено, 4 позже возвращено в СССР)
- Малев Венгерские авиалинии Ил-18В
- ЛОТ (10 эксплуатировались с 1961 до начала 1990-х годов). [ 21 ] )
- Polonia Airways (1 работал в 90-е годы)
- Полниппон (3 действовали с 1990 по 1996 год)
Военные операторы
[ редактировать ]Текущие операторы:
- ВКС России Ил-20, Ил-20М , Ил-22ПП и Ил-38. - версии [ 22 ] [ 23 ]
Бывшие операторы:
- Правительство Болгарии
- ВВС Ганы — были возвращены Советскому Союзу после Кваме Нкрумы . свержения [ 26 ]
- Правительство Индонезии (президентский самолет)
- ВВС Северного Йемена
- Польские ВВС [ 27 ] (ВИП Транспорт, заменен на Ту-134 )
- Правительство Румынии
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Технические характеристики (Ил-18Д)
[ редактировать ]

Данные ОКБ Ильюшина. [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 9 человек
- Вместимость: 65-120 пассажиров
- Длина: 35,9 м (117 футов 9 дюймов)
- Размах крыла: 37,4 м (122 фута 8 дюймов)
- Высота: 10,165 м (33 фута 4 дюйма)
- Площадь крыла: 140 м 2 (1500 кв. футов)
- Вес пустого: 35 000 кг (77 162 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 64 000 кг (141 096 фунтов)
- Запас топлива: 30 000 л (6 599 имп галлонов)
- Диаметр фюзеляжа: 3,5 м (11 футов)
- Макс. Посадочный вес: 52 600 кг (115 963 фунта)
- Макс. масса без топлива: 48 800 кг (107 586 фунтов)
- Макс. вес такси: 64 500 кг (142 198 фунтов)
- Силовая установка: 4 Ивченко АИ-20М мощностью 3170 кВт (4250 л.с.) каждый. аксиальных турбовинтовых двигателя
- Гребные винты: 4-лопастные AW-68 I , диаметр 4,5 м (14 футов 9 дюймов). гребные винты с флюгированием постоянной скорости
- Вспомогательная силовая установка: ТГ-16М (28 В постоянного тока)
Производительность
- Максимальная скорость: 675 км/ч (419 миль в час, 364 узла)
- Максимальная скорость: 0,65 Маха.
- Крейсерская скорость: 625 км/ч (388 миль в час, 337 узлов) на высоте 8000 м (26000 футов)
- Дальность полета: 6500 км (4000 миль, 3500 миль) с полезной нагрузкой 6500 кг (14330 фунтов), максимальным запасом топлива и запасом на один час.
- 3700 км (2299 миль) с максимальной полезной нагрузкой 13 500 кг (29 762 фунта) при 84–85% максимальной продолжительной мощности.
- Практический потолок: 11 800 м (38 700 футов)
- Минимальный заход на посадку: Высота принятия решения по категории 1 ИКАО 60 м (200 футов) / 800 м (видимость) или RVR 550 м.
- Разбег: 1350 м (4430 футов)
- Посадочный пробег: 850 м (2790 футов)
Авионика
- РПСН-2АМГ : или РПСН-2Н Эмблема метеолокатор
- НАС-1Б: автономная навигационная система
- DISS-1: доплеровский датчик скорости/дрейфа
- АНУ-1: автономный навигационный компьютер.
- Put'-4M: navigation system
- КС-6Г: компасная система
- ДАК-ДБ: удаленный небесный компас
- RSBN-2S Svod: SHORAN ( Svod - Dome)
- SP-50 Materik: ILS
- РВ-УМ: радиовысотомер
- НИ-50БМ-1: навигационный дисплей
- АРК-11: основной и резервный АПД (автопеленгатор)
- РСБ-5/1230: радиосвязь
- РСИУ-5 (Р802Г): радиостанция командного канала, 2 оф.
- СР-2М Хром: транспондер IFF ( Хром - Хром)
- МСРП-12-96: самописец полетных данных
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ реестр самолётов типа Ильюшин Ил-18/20/22/38 Archived 3 March 2016 at the Wayback Machine , Il-18 russianplanes.net
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Gordon and Komissarov 2004, pp. 7-9
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Gordon and Komissarov 2004, pp. 13-49
- ^ Jump up to: а б Макдермотт, Роджер Н. (сентябрь 2017 г.). Возможности России в области радиоэлектронной борьбы до 2025 года: вызов НАТО в электромагнитном спектре (PDF) (Отчет). Международный центр обороны и безопасности. п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2018 г. Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ "В рамках единого дня военной приемки Министерству обороны сдан опытный самолет специального назначения на базе Ил-18" . ilyushin.org (in Russian). 26 October 2016. Archived from the original on 12 November 2018 . Retrieved 11 November 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Ракетный комплекс "Кинжал" сможет получать целеуказания с борта модернизированного Ил-20М" . armstrade.org .
- ^ «Самолет Хонеккера получает новую жизнь в качестве роскошного отеля » Местный . 7 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ theguardian.com: Россия теряет связь с военными самолетами над Сирией.
- ^ «Оценка российской наступательной кампании, 24 июня 2023 г.» . Институт изучения войны . 24 июня 2023 г. Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Тони Осборн (26 июня 2023 г.). «Отряды Вагнера сбили российский воздушно-десантный командный пункт на территории России» . Авиационная неделя . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Акс, Дэвид. «Украинские источники: Мы только что сбили два лучших командных самолета России» . Форбс . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ "Представитель ВВС Украины показывает поврежденный российский Ил-22: восстановлению он не подлежит - фото" . Yahoo! Новости . Украинская правда. 15 января 2024 г. Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Gordon, Yefim; Dmitry Komissarov (2004). OKB Ilyushin . Sergey Komissarov (1st ed.). Hinkley: Midland publishing. pp. 193–251. ISBN 1-85780-187-3 .
- ^ Рогоуэй, Ховард Альтман, Тайлер (15 января 2024 г.). «Вьются слухи о возможном сбитии российского радиолокационного самолета А-50 (обновлено)» . Драйв . Проверено 15 января 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Украина уничтожила российский самолет-разведчик и командирский самолет - главком армии" . Рейтер . 15 января 2024 г. Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Панелла, Крис. «Шокирующие изображения показывают обломки российского командно-десантного самолета Ил-22, сбитого во время восстания Вагнера» . Бизнес-инсайдер . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ «Силы Вагнера сбили российский воздушно-десантный командный пункт на территории России | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ "Air Koryo КАРТОЧКА ОПЕРАТОРА" . russianplanes.net . Retrieved 9 July 2021 .
- ^ Михал Петриковский, Самолеты Ил-18 Lufthansa , Авиация No. 12/2009, стр. 20 (на польском языке)
- ^ «АэроЛОТ – Вчерашний флот» . www.polrail.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ "Опытный самолет спецназначения Ил-22ПП "Порубщик" сдан Министерству обороны - Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 27 January 2019 . Retrieved 26 January 2019 .
- ^ "Авиация флота получила зависающую бомбу" . news.rambler.ru . 13 February 2017. Archived from the original on 1 August 2018 . Retrieved 26 January 2019 .
- ^ Рэгг 2011 , с. 49.
- ^ Рэгг 2011 , с. 51.
- ^ Рэгг 2011 , с. 137.
- ^ Рэгг 2011 , с. 229.
Библиография
[ редактировать ]- Gordon, Yefim and Komissarov, Dmitry. Ilyushin Il-18/-20/-22 - A Versatile Turboprop Transport . Hinckley, Leicestershire, UK: Midland Publishing, 2004, ISBN 1-85780-157-1
- Gordon, Yefim; Dmitry Komissarov (2004). OKB Ilyushin . Sergey Komissarov (1st ed.). Hinkley: Midland publishing. pp. 193–251. ISBN 1-85780-187-3 .
- Рэгг, Дэвид (23 февраля 2011 г.). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- самолет Ильюшин
- Советские авиалайнеры 1950-х годов.
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Низкоплан
- Четырехмоторный турбовинтовой самолет
- Самолет совершил первый полет в 1957 году.
- Советские и российские военные самолеты-разведчики.
- Самолет радиоэлектронной борьбы
- Аварии и инциденты с участием самолета Ил-18