Витаккасантхана Сутта
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Палийский канон |
---|
![]() |
Витаккасантана Сутта (MN 20) ( «Устранение отвлекающих мыслей ») — 20-я беседа в Маджхима Никае Палийского канона Тхеравады буддизма .
В Тхеравадинской Типитаке Витакка-сантхана-сутта является двадцатой беседой в Маджхима Никае (МН) и поэтому часто обозначается как « МН 20 »; в издании Канона Палийского общества текстов (PTS) этот текст начинается на 118-й странице первого тома трехтомной Маджхима Никаи (М) и поэтому поочередно представлен как « Ми 118 ».
Название и содержание
[ редактировать ]английские переводы [ 1 ] использовали несколько разных названий для Витакка-сантхана-сутты , в том числе Удаление отвлекающих мыслей , [ 2 ] [ 3 ] Дискурсивно мыслящий ум , [ 4 ] и Расслабление мыслей . [ 5 ]
Витакка -сантхана-сутта описывает пять подходов к преодолению негативных мыслей. Переводчики английского языка использовали разные термины для обозначения цели, характера и компонентов этих подходов. Один перевод начинается с утверждения, что
Когда монах стремится к возвышенному уму, ему следует уделять внимание пяти темам в подходящее время. [ 5 ]
Другие переводчики и комментаторы ссылаются на пять «вещей». [ 2 ] [ 4 ] "знаки", [ 3 ] : 211 или «стратегии». [ 6 ] : 128 Цель этих пяти подходов по-разному описывается как достижение «высшего сознания». [ 2 ] «высший разум», [ 3 ] : 211 «развитие ума», [ 4 ] «острый ум», [ 5 ] или «свобода». [ 6 ] : 128 Чтобы реализовать эти подходы, необходимо «поразмыслить над», [ 2 ] «обратить внимание», [ 3 ] : 211 «принимать участие», [ 4 ] [ 5 ] или «нанять» [ 6 ] : 128 каждый подход.

Описывая первый из пяти подходов, сутта использует аналогию с плотничьим колышком. На языке одного перевода, когда ум наполняется ненавистью или иллюзией из-за пребывания на плохом («случайном») объекте, стремящийся ( бхикку ) должен заменить плохую мысль хорошей («умелой») мыслью (пали : тато нимиттато аньням нимиттам ):
Подобно опытному плотнику или ученику плотника, сильно ударяющему, выталкивающему и избавляющемуся от грубого колышка тонким, монах, чтобы избавиться от случайного предмета, должен размышлять о другом предмете, связанном с умением. . [ 2 ]
Если по-прежнему возникают мысли «негативного» характера [ 6 ] : 128 или «зло» [ 2 ] [ 5 ] [ 3 ] : 211 [ 4 ] и «неквалифицированный», [ 2 ] [ 5 ] «нездоровый», [ 3 ] : 211 или «недостойный», [ 4 ] второй рекомендуемый подход заключается в следующем: претенденту следует «поразмыслить о последствиях», [ 6 ] : 133 «подумайте о недостатках» [ 2 ] "изучите опасность [и]", [ 3 ] : 211 [ 4 ] или «внимательно изучить недостатки» [ 5 ] таких мыслей (пали: манасикатаббам ).
Если негативные мысли все еще продолжают возникать, третий подход – «отвлечение внимания». [ 6 ] : 135 — то есть претенденту не следует «присутствовать», [ 4 ] «не обращать внимания», [ 3 ] : 212 «быть без внимания и размышлений», [ 2 ] «не обращай внимания и не обращай внимания», [ 5 ] или даже «забыть» [ 3 ] : 212 такие мысли.
Если третий подход не способен устранить негативные мысли, четвертый подход предполагает обращение «к корню». [ 6 ] : 138 (Пали: витакка мула бхеда паббам ) путем «успокоения мыслеформирования», [ 3 ] : 212 «удаление источника (мысли) этих неумелых мыслей», [ 2 ] «успокоение всего намеренного мыслительного процесса», [ 4 ] или заняться «расслаблением мышления». [ 5 ] Сутта : сравнивает это с этапами устранения источника физического движения
Точно так же, как человек, идущий быстро, может подумать: «Почему я иду быстро?» А что, если я пойду медленно? и он шел медленно; тогда он мог бы подумать: «Почему я иду медленно?» Что, если я встану? и он стоял; тогда он мог бы подумать: «Почему я стою?» А что, если я сяду? и он сидел; тогда он мог бы подумать: «Почему я сижу?» А что, если я лягу? и он ляжет. Поступая так, он заменял каждую более грубую позу более тонкой. Точно так же... когда монах уделяет внимание успокоению мыслеформирования этих мыслей... его ум становится внутренне устойчивым, умиротворенным, приведенным к единству и концентрации. [ 3 ] : 212
Пятый подход (пали: абхинигганхитаббам ; санскрит: абхиниграха ), [ 6 ] : 143 если четвертый и все предыдущие подходы вместе взятые не способны устранить негативные мысли, к чему следует стремиться, это значит стиснуть зубы и «подчинить и сокрушить (злой) разум (добрым) разумом». [ 2 ] точно так же, как один человек может применять физическое насилие к другому человеку. [ 2 ] [ 3 ]
Комментарии и переводы
[ редактировать ]Комментарий к Витаккасантхана-сутте части III книги «Покорение разума» в был предоставлен Экнатом Ишвараном (1988). [ 6 ]
Было сделано несколько английских переводов Витакка -сантхана-сутты , в том числе:
- «Устранение отвлекающих мыслей» ( Сома Тера , 1960/1981), [ 2 ]
- «Устранение отвлекающих мыслей» ( Нанамоли Бхиккху и Бхиккху Бодхи , 2005 г.) [ 3 ] (как часть перевода всей Маджхима Никаи )
- «Дискурсивно мыслящий разум» ( сестра Уппалаванна ) [ 4 ] (как часть перевода всей Маджхима Никаи )
- «Расслабление мыслей» ( Таниссаро Бхиккху , 1997) [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Палийский (стр. 103–105) , оригинал Маджхима Никаи , включая Витаккасантана Сутту доступен в Готама, Будда (2012). Маджхима Никая: Беседы Будды средней длины . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1478369622 . ISBN 1478369620
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Устранение отвлекающих мыслей» ( Сома Тера , 1960/1981), OCLC 40612150 (по состоянию на 4 января 2013 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Нанамоли, Бхикку ; Бхиккху Бодхи (2005). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (3-е изд.). Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. стр. 211–214. ISBN 086171072X . (оригинальная публикация 1995 г.) Также онлайн ЗДЕСЬ (по состоянию на 4 января 2013 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Дискурсивно мыслящий разум» ( сестра Уппалаванна ) (по состоянию на 4 января 2013 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Расслабление мыслей» ( Таниссаро Бхиккху , 1997) (по состоянию на 4 января 2013 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Иасваран, Экнат (2010). Покорение разума: возьмите под контроль свои мысли и измените свою жизнь с помощью медитации (3-е, исправленное изд.). Петалума, Калифорния: Нилгири Пресс. ISBN 9781586380472 . ISBN 1586380478 , OCLC 500801448 Оригинальная публикация: Иасваран, Экнат (1988). Покорение разума (1-е изд.). Петалума, Калифорния: Нилгири Пресс. ISBN 0915132508 . ISBN 0915132516 , ОСЛК 18520298
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Палийский текст (транслитерация) (начиная с 1.2.10)