Список сутт Маджхима Никая
Это список сутт из сборника Маджхима Никая бесед средней длины Типитака , входящего в состав буддийского канона . Английские переводы были выполнены Бханте Суджато . [ 1 ]
Общий список
[ редактировать ]Сутта нет | Части | Подразделения | Палийское название | Английское название | Описание |
---|---|---|---|---|---|
МН 1 | Мулапаннасапали - Основные пятьдесят бесед | Мулапарияя Вагга - Разделение дискурса на корень | Мулапарияя Сутта | Корневая последовательность | Будда исследует, как представление о постоянном «я» возникает в процессе восприятия. Рассмотрен широкий круг явлений, охватывающий как натуралистическое, так и космологическое измерения. Непробуждённый человек интерпретирует свой опыт с точки зрения себя, в то время как более продвинутые люди переживают тот же опыт без привязанности. |
МН 2 | Саббасава Сутта | Все ферментации | Также называется «Все загрязнения» ( Бхиккху Бодхи ). Эта сутта объясняет семь способов удаления загрязнений путем видения, сдерживания, использования, сохранения, избегания, удаления и развития. | ||
МН 3 | Дхаммадаяда Сутта | Наследники в Дхамме | Некоторые из учеников Будды унаследовали от него только материальные блага и славу. Но его истинное наследие – это духовный путь, путь удовлетворения. Достопочтенный Сарипутта объясняет, как, следуя примеру Будды, мы можем испытать плоды пути. | ||
МН 4 | Бхайя-бхерава сутта | Страх и ужас | Будда объясняет трудности жизни в дикой местности и то, как их можно преодолеть с помощью чистоты поведения и медитации. Он рассказывает о некоторых страхах и препятствиях, с которыми столкнулся во время своей практики. | ||
МН 5 | Анангана Сутта | Без дефектов | Главные ученики Будды, Сарипутта и Моггаллана, использовали сравнение с потускневшей чашей, чтобы проиллюстрировать недостатки ума и поведения. Они подчеркивают, что главное не столько в том, есть ли недостатки, сколько в том, осознаем ли мы их. | ||
МН 6 | Аканхейя Сутта | Если монах должен пожелать | По мнению Будды, тщательное соблюдение этических предписаний является основой всех высших достижений в духовной жизни. | ||
МН 7 | Ваттхупама Сутта | Сравнение ткани | Множество различных видов нечистот, оскверняющих ум, сравнивают с грязной тканью. Когда ум чист, мы находим радость, которая ведет к состояниям более высокого сознания. Наконец, Будда отвергает брахманское представление о том, что чистота достигается омовением в священных реках. | ||
МН 8 | Саллекха Сутта | Беседа о стирании | Будда проводит различие между мирной медитацией и духовными практиками, охватывающими всю жизнь. Он перечисляет сорок четыре аспекта, которые он объясняет как «стирание», то есть стирание самомнения. | ||
МН 9 | Саммадитти Сутта | Правильный взгляд | Достопочтенный Сарипутта дает подробное объяснение правильного воззрения, первого фактора благородного восьмеричного пути. По подсказкам других нищих он подходит к этой теме с самых разных точек зрения. | ||
МН 10 | Сатипаттхана Сутта | Системы отсчета/Основы осознанности | Здесь Будда подробно описывает седьмой фактор благородного восьмеричного пути — медитацию осознанности. В нем собраны многие учения о медитации, встречающиеся в каноне, особенно основополагающие практики, сосредоточенные на теле, и считается одним из наиболее важных дискурсов по медитации. | ||
МН 11 | Сиханада Вагга - Отдел львиного рыка | Кула-сиханада сутта | Краткая беседа о львином рыке | Будда заявляет, что только те, кто следует его путем, могут по-настоящему пережить четыре стадии пробуждения. Это происходит потому, что, хотя многое и есть общего с другими системами, ни одна из них не заходит так далеко, чтобы полностью отвергнуть всякую привязанность к идее самости. | |
МН 12 | Маха-сиханада сутта | Великая беседа о львином рыке | Раздетый монах Сунакхатта нападает на учение Будды, потому что оно просто ведет к прекращению страданий. Будда возражает, что на самом деле это хвала, и продолжает перечислять свои многочисленные глубокие и могущественные достижения. | ||
МН 13 | Маха-дуккхакхандха Сутта | Великий дискурс о массе страданий | Пытаясь показать разницу между своим учением и учением других аскетов, Будда отмечает, что они говорят об отпускании, но не совсем понимают, почему. Затем он очень подробно объясняет страдания, возникающие из-за привязанности к чувственной стимуляции. | ||
МН 14 | Чула-дуккхакхандха Сутта | Краткая беседа о массе страданий | Мирянин недоумевает, как, несмотря на долгую практику, у него все еще возникают жадные или ненавистные мысли. Будда объясняет важность медитации погружения в освобождение от таких привязанностей. Но он также критикует самоуничижение и вспоминает предыдущий диалог с джайнскими аскетами. | ||
МН 15 | Анумана Сутта | Вывод | Преподобный Моггаллана поднимает тему наставления, без которого невозможно здоровое общество. Он перечисляет ряд качеств, которые побудят других подумать, что стоит конструктивно увещевать вас. | ||
МН 16 | Четохила Сутта | Пустыня в сердце | Будда объясняет различные способы эмоциональной оторванности от своего духовного сообщества. | ||
МН 17 | Ванапаттха Сутта | Заросли джунглей | Жить в пустыне – это здорово, но не все к этому готовы. Будда призывает медитирующих задуматься о том, действительно ли окружение поддерживает их практику медитации, а если нет, уйти. | ||
МН 18 | Мадупиндика Сутта | Медовый шарик | На вызов брамина Будда дает загадочный ответ о том, как конфликт возникает из-за распространения, основанного на восприятиях. Достопочтенный Каччана подробно раскрывает последствия этого в одном из самых проницательных отрывков во всем каноне. | ||
МН 19 | Дведхавитака Сутта | Два типа мышления | Рассказывая о своем собственном опыте развития медитации, Будда объясняет, как понимать вредные и безвредные мысли и как вообще выйти за пределы мыслей. | ||
МН 20 | Витаккасантана Сутта | Удаление отвлекающих мыслей | В практическом учении по медитации Будда описывает пять различных подходов к остановке мыслей. | ||
МН 21 | Опамма Вагга - Отдел сравнений | Какакупама Сутта | Сравнение с пилой | Дискуссия, полная ярких и запоминающихся сравнений о важности терпения и любви, даже когда мы сталкиваемся с оскорблениями и критикой. Будда заканчивает сравнением с пилой, одним из самых запоминающихся сравнений, встречающихся в беседах. | |
МН 22 | Алагадупама Сутта | Сравнение водяной змеи | Один из монахов отрицает, что запрещенное поведение действительно является проблемой. Монахи, а затем и Будда подвергли его впечатляющей выговору. Будда сравнивает того, кто понимает только букву учения, с тем, кто хватает змею за хвост, а также приводит знаменитое сравнение с плотом. | ||
МН 23 | Ваммика Сутта | Муравей | В любопытной беседе, наполненной запоминающимися образами, божество задает загадку нищему, который ищет ответа у Будды. | ||
МН 24 | Ратха-винита сутта | Эстафета Колесницы | Достопочтенный Сарипутта ищет диалога с уважаемым монахом Достопочтенным Пунной Мантанипуттой, и они обсуждают этапы очищения. | ||
МН 25 | Нивапа Сутта | Наживка | Будда сравнивает попадание Мары в ловушку с оленем, попавшим в ловушку, иллюстрируя все более сложные стратегии, используемые охотником и объектом охоты. | ||
МН 26 | Арияпариесана сутта | Благородный поиск | Это один из самых важных биографических дискурсов, рассказывающий об опыте Будды от выхода из дома до осознания пробуждения. На протяжении всего времени им двигало стремление полностью избежать перерождения и страданий. | ||
МН 27 | Кула-хаттипадопама сутта | Изображение более короткого слоновьего следа | Будда предостерегает от поспешных выводов о духовных достижениях учителя, сравнивая их с осторожностью, с которой следопыт выслеживает слонов. Он представляет полное обучение монашествующего. | ||
МН 28 | Маха-хаттипадопама Сутта | Изображение большого слоновьего следа | Сарипутта подробно демонстрирует, как любой след может поместиться в след слона, так и все учение Будды может поместиться в четыре благородные истины. Это предлагает общий шаблон для организации учения Будды. | ||
МН 29 | Маха-саропама Сутта | Большой дискурс о подобии сердцевины | После инцидента с Девадаттой Будда предостерегает нищих от удовлетворения поверхностными благами духовной жизни и указывает на освобождение как на истинную суть учения. | ||
МН 30 | Кула-саропама сутта | Краткая беседа об образе сердцевины | Аналогично предыдущему. После инцидента с Девадаттой Будда предостерегает нищих от самоуспокоенности и указывает на освобождение как на истинную суть учения. | ||
МН 31 | Махаямака Вагга – Большое разделение пар | Кула-госинга сутта | Краткая беседа в Госинге | Будда встречает трех нищих, усердно и слаженно практикующих, и спрашивает их, как они это делают. Не желая раскрывать свои высшие достижения, они объясняют, как решают практические вопросы совместной жизни. Но под давлением Будды они раскрывают свои достижения в медитации. | |
МН 32 | Махагосинга Сутта | Великая беседа в Госинге | Несколько старших нищих, наслаждаясь красотой ночи, обсуждают, какой практикующий украсил бы парк. Они отдают свои ответы Будде, который хвалит их ответы, но вносит свою собственную интерпретацию. | ||
МН 33 | Маха-гопалака сутта | Большой пастушеский дискурс | Эта сутта объясняет одиннадцать способов, с помощью которых монах может добиться прогресса на пути. | ||
МН 34 | Чула-гопалака Сутта | Краткая беседа о пастухе | Проводя параллели с пастухом, ведущим свое стадо через опасную реку, Будда представляет различные виды просветленных учеников, пересекающих поток переселений. | ||
МН 35 | Кула-сачака Сутта | Краткая беседа о саккаке | Саччака был участником дебатов, который вызвал Будду на состязание. Несмотря на свое хвастовство, Будду ничуть не смущают его нападки. | ||
МН 36 | Маха-Саччака Сутта | Большой дискурс о саккаке | На менее конфронтационной встрече Будда и Сачака обсуждают разницу между физическим и умственным развитием. Будда подробно описывает различные практики, которые он совершал перед пробуждением, подробно описывая, какие поразительные усилия он предпринимал, чтобы умертвить тело. | ||
МН 37 | Кула-танхасанкхая сутта | Краткая беседа об уничтожении жажды | Моггаллана посещает небеса Сакки, повелителя богов, чтобы увидеть, действительно ли он понимает то, чему учит Будда. | ||
МН 38 | Маха-танхасанкхая сутта | Великий дискурс об уничтожении жажды | Чтобы противостоять ошибочному мнению, что самотождественное сознание переходит из одной жизни в другую, Будда учит зависимому происхождению, показывая, что сознание неизменно возникает в зависимости от условий. | ||
МН 39 | Маха-Ассапура Сутта | Великая беседа в Ассапуре | Будда призывает нищих жить согласно своему имени, фактически практикуя так, чтобы соответствовать или превосходить ожидания, которые люди возлагают на отшельников. | ||
МН 40 | Кула-ассапура сутта | Краткая беседа в Ассапуре | Ярлыки духовного практикующего возникают не только из-за внешних атрибутов, но и из-за искренних внутренних изменений. | ||
МН 41 | Чукаямака Вагга — более короткое деление пар | Салеяка Сутта | Брахманы Салы | Будда объясняет группе браминов поведение, ведущее к перерождению в высших или низших состояниях, включая подробные объяснения десяти основных практик, которые должны выполнять миряне и которые также составляют основу для освобождения. | |
МН 42 | Вераньяка Сутта | Брамины Веранджаки | Аналогично предыдущему. Будда объясняет поведение, ведущее к перерождению в высших или низших состояниях, включая подробные объяснения десяти основных практик. | ||
МН 43 | Маха-ведалла сутта | Большой набор вопросов и ответов | Серия вопросов и ответов между Сарипуттой и Махакотхитой, исследующая различные тонкие и непонятные аспекты учения. | ||
МН 44 | Кула-ведалла сутта | Краткий набор вопросов и ответов | Мирянин Висакха спрашивает монахиню Дхаммадинну о различных трудных вещах, включая некоторые из высших достижений медитации. Будда полностью поддерживает ее ответы. | ||
МН 45 | Чула-дхаммасамадана сутта | Краткий дискурс о применении практик | Будда объясняет, как занятия различными практиками могут иметь вредные или полезные результаты. Запоминающееся сравнение с лианой показывает, насколько коварными могут быть искушения. | ||
МН 46 | Маха-дхаммасамадана сутта | Большой дискурс о применении практик | Хотя мы все хотим быть счастливыми, часто случается обратное. Будда объясняет, почему. | ||
МН 47 | Вимамсака Сутта | Исследователь | Хотя некоторые духовные учителя предпочитают оставаться в безвестности, Будда не только призвал своих последователей внимательно исследовать его, но и дал им подробный и требовательный метод сделать это. | ||
МН 48 | Косамбия Сутта | Косамбийцы | Несмотря на присутствие Будды, монахи Косамби впали в глубокий и ожесточенный спор. Будда учил сопротивляющихся монахов развивать любовь и гармонию, напоминая им о состоянии мира, которого они искали. | ||
МН 49 | Брахманимантаника Сутта | Приглашение Брахмы | Будда возносится в высокое небесное царство, где вступает в космическую борьбу с могущественным божеством, впавшим в заблуждение, что он вечен и всемогущ. | ||
МН 50 | Маратаджания Сутта | Упрек Маре | Мара, обманщик и бог смерти, пытался рассердить Моггаллану. Он не только потерпел неудачу, но и подвергся суровой проповеди, предупреждающей об опасности нападения на учеников Будды. | ||
МН 51 | Маджхимапаннасапали - Средние пятьдесят бесед | Гахапати Вагга - Отдел по домохозяевам | Кандака Сутта | В Кандаку | Будда обсуждает медитацию осознанности с практикующими мирянами. Противопоставляя открытость животных двуличности людей, он объясняет, как практиковать так, чтобы не причинять вреда ни себе, ни другим. |
МН 52 | Аттхаканагара сутта | Человеку из Аттхаканагары | На просьбу домохозяина научить путь к свободе, Достопочтенный Ананда объясняет не менее одиннадцати медитативных состояний, которые могут служить дверьми в бессмертное. | ||
МН 53 | Секха-патипада сутта | Практика для одного на тренировке | Будда приглашен своей семьей, сакианами Капилаваттху, на открытие нового общественного зала. Он предлагает Достопочтенному Ананде подробно объяснить этапы духовной практики для практикующего-мирянина. | ||
МН 54 | Поталия Сутта | В Поталию | Когда Поталия расстроился из-за того, что его назвали «домохозяином», Будда спросил его об истинной природе привязанности и отречения. | ||
МН 55 | Дживака Сутта | Беседа с Дживакой , целителем | Личный врач Будды, Дживака, слышит критику политики Будды в отношении употребления мяса и спрашивает его об этом. | ||
МН 56 | Упали Сутта | Беседа с домохозяином Упали | Будда не согласен с джайнским аскетом в вопросе о том, какие действия важнее — физические или умственные. Услышав об этом, джайнский ученик Упали решает посетить Будду и опровергнуть его, и продолжает, несмотря на все предупреждения. | ||
МН 57 | Куккураватика Сутта | Собачий долг-аскет | Некоторые аскеты в древней Индии прибегали к крайним практикам, например, давали обет вести себя как бык или собака. Будда встречает двух таких людей, и на него неохотно приходится раскрывать каммические результаты такой практики. | ||
МН 58 | Абхая Сутта | Принцу Абхае (О правильной речи) | Лидер джайнов Нигантха Натапутта ставит своему ученику принцу Абхае дилемму, которую он должен поставить перед Буддой, предполагая, что это покажет его слабость. Дела идут не совсем так, как планировалось. | ||
МН 59 | Бахуведания Сутта | Множество видов чувств | Будда разрешает разногласия по поводу количества видов чувств, которым он учил, указывая, что разные способы обучения подходят в разных контекстах и не должны быть причиной споров. Далее он показывает важность удовольствия для развития высшей медитации. | ||
МН 60 | Апаннака Сутта | Неопровержимое учение | Будда учит группу незаинтересованных домохозяев, как использовать рациональное размышление, чтобы прийти к практикам и принципам, которые гарантированно принесут хороший результат, даже если мы не знаем всех переменных. | ||
МН 61 | Бхиккху Вагга | Амбалаттикарахуловада Сутта | Совет Рахуле в Mango Stone | Используя «наглядный урок» чашки воды, Будда объясняет своему сыну Рахуле, как важно говорить правду и размышлять о своих мотивах. | |
МН 62 | Маха-Рахуловада Сутта | Великая беседа с советами Рахуле | Будда велит Рахуле медитировать на не-я, что он немедленно применяет на практике. Увидев его, Достопочтенный Сарипутта советует ему развивать медитацию на дыхании, но Будда сначала предлагает широкий спектр различных практик. | ||
МН 63 | Кула-Малункьевада Сутта | Краткие инструкции Малункье | Монах требует, чтобы Будда ответил на его метафизические вопросы, иначе он разденется. Будда сравнивает его с человеком, пораженным стрелой, который отказывается от лечения до тех пор, пока не получит ответы на все свои вопросы о стреле и лучнике. | ||
МН 64 | Маха-Малункьяпутта Сутта | Великие наставления Малункье | У маленького ребенка нет неправильных взглядов или намерений, но основная тенденция к этим вещам все еще присутствует. Без практики они неизбежно будут повторяться. | ||
МН 65 | Бхаддали Сутта | В Бхаддали | Монах отказывается следовать правилу, запрещающему есть после полудня, но испытывает раскаяние и прощается. | ||
МН 66 | Латукикопама Сутта | Сравнение с перепелом | Опять поднимаем правило, касающееся еды, но на этот раз в знак благодарности Будде за устранение всего, что вызывает сложности и стресс. Будда подчеркивает, что привязанность даже к мелочам может быть опасной. | ||
МН 67 | Чатума Сутта | И Катума | После увольнения некоторых непослушных монахов Будду убеждают смягчиться и учат их четырем опасностям, грозящим уйти. | ||
МН 68 | Налакапана Сутта | И Налакапана | Те, кто практикует это, делают это не потому, что они неудачники, а потому, что стремятся к высшей свободе. Когда он говорит о достижениях учеников, Будда делает это, чтобы вдохновить. | ||
МН 69 | Гулиссани Сутта | Гулиссани | Монах приходит в общину из пустыни, но ведет себя неподобающе. Достопочтенный Сарипутта объясняет, как должен вести себя нищий, будь то в лесу или в городе. | ||
МН 70 | Китагири Сутта | В Китагири | Третий дискурс, в котором рассказывается о пользе для здоровья от еды в одну часть дня, а также о нежелании некоторых нищих следовать этому. | ||
МН 71 | Париббайака Вагга - Отдел странников | Тевиджа Ваччаготта Сутта | К Ваччаготе о тройном истинном знании | Будда отрицает свое всеведение и выдвигает три высших знания, которые составляют основу его пробужденного прозрения. | |
МН 72 | Агги-Ваччагота Сутта | Ваччагота в огне | Отказываясь занять позицию в отношении бесполезных метафизических спекуляций, Будда иллюстрирует духовную цель сравнением с угасающим пламенем. | ||
МН 73 | Маха-Ваччагота Сутта | Великая беседа с Вакчаготтой | В заключительной части «трилогии Вакчаготта» Вачаготта отпускает свою одержимость бессмысленными предположениями и спрашивает о практике. | ||
МН 74 | Дигханака Сутта | В Диганакху | Ловко перехитрив крайнего скептика, Будда обсуждает последствия веры и неверия. Вместо того, чтобы зацикливаться на абстракциях, он призывает оставаться ближе к чувствам, которые человек испытывает. | ||
МН 75 | Великолепная Сутта | В Магандию | Обвиненный гедонистом в слишком негативном подходе, Будда рассказывает о роскоши своего воспитания и о своем осознании того, насколько мала ценность таких вещей. Через отречение он нашел гораздо большее удовольствие. | ||
МН 76 | Сандака Сутта | В Сандаку | Достопочтенный Ананда учит группу странников тому, что существует множество различных подходов к духовной жизни, многие из которых никуда не ведут. | ||
МН 77 | Маха-сакулудайи Сутта | Великая беседа с Сакулудайином | В отличие от многих учителей, последователи Будды относятся к нему с искренней любовью и уважением, поскольку видят искренность его учения и практики. | ||
МН 78 | Самана-Мундика Сутта | В созерцательном | Странник учит, что человек достигает высшего достижения, если соблюдает четыре основные этические заповеди. Стандарты Будды значительно выше. | ||
МН 79 | Кула-сакулудайи Сутта | Краткая беседа с Сакулудайином | Странник учит своей доктрине «высшего великолепия», но не может дать удовлетворительного объяснения тому, что это означает. Будда незабываемо сравнивает его с человеком, влюбленным в идеализированную женщину, которую он никогда не встречал. | ||
МН 80 | Векханасса Сутта | В Веханассу | Начав аналогично предыдущему, Будда продолжает объяснять, что к его учению обращаются не только из-за умных аргументов, а потому, что вы видите в себе результаты практики. | ||
МН 81 | Раджа Вагга - Разделение королей | Гхатикара Сутта | Гхатикара Гончар | Будда рассказывает необычный рассказ о прошлой жизни во времена предыдущего Будды, Кассапы. В то время его не интересовала Дхамма, и его пришлось заставить пойти увидеть Будду. Этот дискурс важен для понимания развития доктрины Бодхисаттвы. | |
МН 82 | Раттапала Сутта | О Раттхапале | Богатый молодой человек Раттхапала очень хочет идти вперед, но ему приходится преодолевать сопротивление своих родителей. Даже после того, как он стал монахом, родители пытались уговорить его раздеться. Дискурс заканчивается трогательной серией учений о хрупкости мира. | ||
МН 83 | Махадева Сутта | О царе Махадеве | Редкое расширенное мифическое повествование, повествующее о древнем королевском роде и его конечном падении. | ||
МН 84 | Мадхура Сутта | В Мадхуре | В Мадхуре, ближе к северо-западному пределу досягаемости Будды во время его жизни, король Авантипутта спрашивает Достопочтенного Махакачану о брахманических претензиях на принадлежность к высшей касте. | ||
МН 85 | Бодхираджакумара Сутта | Принцу Бодхи | Признавая, что раньше он верил, что удовольствие можно получить через боль, Будда объясняет, как его практика показала ему ошибочность этой идеи. | ||
МН 86 | Ангулимала Сутта | О Ангулимале | Игнорируя предупреждения, Будда отправляется во владения печально известного убийцы Ангулималы и ему удается обратить его на путь ненасилия. Став монахом, Ангулимала все еще страдал за свои прошлые поступки, но лишь в небольшой степени. Он использует свою новую приверженность ненасилию, чтобы помочь роженице. | ||
МН 87 | Пияджатика Сутта | От того, кто дорог | Редкий взгляд на супружескую жизнь короля Пасенади и на то, как его привела к Дхамме его царица, несравненная Маллика. Она подтверждает учение Будды о том, что наши близкие приносят нам горе; но это не то, что хотят слышать муж, отец и король. | ||
МН 88 | Бахитика Сутта | Плащ | Король Пасенади пользуется возможностью посетить Достопочтенного Ананду, где спрашивает об умелом и неумелом поведении и о том, что восхваляет Будда. В знак благодарности он предлагает Ананде ценную ткань. | ||
МН 89 | Дхаммачетия Сутта | Памятники Дхамме | Король Пасенади, ближе к концу своей жизни, посещает Будду и проявляет трогательную преданность и любовь к своему учителю. | ||
МН 90 | Каннакаттала Сутта | В Каннакаттале | Король Пасенади расспрашивает Будду о разных вещах: касте, всеведении и богах среди них. | ||
МН 91 | Брахмана Вагга - Раздел о браминах | Брахмаю Сутта | Брахмайу | Самый старый и самый уважаемый брамин того времени отправляет ученика осмотреть Будду, и тот проводит несколько месяцев, следя за каждым его шагом, прежде чем отчитаться. Убежденный, что Будда исполняет древнее пророчество Великого Человека, брамин становится его учеником. | |
МН 92 | Села Сутта | В Селу | Брахманический аскет по имени Кения приглашает всю Сангху на трапезу. Когда брамин Села видит, что происходит, он посещает Будду и выражает свой восторг в трогательной серии религиозных стихов. | ||
МН 93 | Ассалаяна Сутта | В Ассалаяну | Не по годам развитый ученик-брахман поощряется против его желания бросить вызов Будде по вопросу касты. Его нежелание оказывается оправданным. | ||
МН 94 | Гхотамукха Сутта | В Гхотамуху | Брамин отрицает существование такой вещи, как принципиальное отречение, но Достопочтенный Удена убеждает его в обратном. | ||
МН 95 | Чанки Сутта | С Канки | Известный брамин Чанки отправляется с большой группой навестить Будду, несмотря на возражения других брахманов. Не по годам развитый ученик бросает вызов Будде, подтверждая достоверность Ведических писаний. Будда дает подробное объяснение того, как истинное понимание постепенно возникает посредством духовного образования. | ||
МН 96 | Пхасукари Сутта | В Пхасукари | Брамин утверждает, что человек заслуживает служения и привилегий в зависимости от касты, но Будда возражает, что ценность человека показывает поведение, а не каста. | ||
МН 97 | Дхананджани Сутта | В Дхананджани | Коррумпированный сборщик налогов искупается благодаря встрече с Достопочтенным Сарипуттой. | ||
МН 98 | Васетта Сутта | В Васетту | Два ученика-брамина спрашивают Будду о том, что делает брамином: рождение или дела? Будда указывает, что, хотя вид животных определяется рождением, для людей важно то, как вы решили жить. Этот дискурс предвосхищает современную точку зрения, согласно которой между людьми не существует четко определенных расовых различий. | ||
МН 99 | Субха Сутта | Утром | Упорный труд сам по себе не ценен; важен результат. И так же, как и в мирской жизни, духовная практика может привести, а может и не привести к плодотворным результатам. | ||
МН 100 | Сангарава Сутта | В Сангараву | Разгневанный преданностью женщины-брамина, брамин посещает Будду. Он позиционирует себя против традиционалистов и рационалистов, как человек, чье учение основано на непосредственном опыте. | ||
МН 101 | Упарипаннасапали - Последние пятьдесят бесед | Девадаха Вагга - Дивизия в Девадахе | Девадаха Сутта | В Девадаху | Будда обращается к группе джайнских аскетов, настаивая на их утверждении, что они практикуют прекращение всех страданий путем самоумерщвления. Он указывает на ряд ошибок в их логике и объясняет свой средний путь. |
МН 102 | Панчаттая Сутта | Пять и Три | Средняя версия более известной Брахмаджала-сутты (DN1) рассматривает ряд спекулятивных взглядов и отвергает их все. | ||
МН 103 | За пределами Сутты | Что ты думаешь обо мне? | Будда учит монахов не спорить об основных учениях, а всегда стремиться к гармонии. | ||
МН 104 | Самагама Сутта | В Самагаме | Услышав о смерти лидера джайнов Нигантхи Натапутты, Будда призывает Сангху быстро разрешать любые споры. Он предлагает серию из семи методов разрешения споров. Они составляют основу монашеского кодекса. | ||
МН 105 | Сунакхатта Сутта | В Сунакхатту | Не все из тех, кто утверждает, что пробудился, искренни. Будда учит, что истинный духовный прогресс зависит от необратимого освобождения от сил, ведущих к страданию. | ||
МН 106 | Аненьджа-саппайя сутта | Способствует невозмутимому | Начиная с глубокого погружения в медитацию, Будда переходит на все более глубокие уровни, показывая, как прозрение на этой основе ведет к отстранению сознания от любой формы перерождения. | ||
МН 107 | Ганака-Моггаллана Сутта | Беседа с Ганакой-Моггалланой | Будда сравнивает обучение бухгалтера с пошаговым духовным путем своих последователей. Но даже при таком хорошо объясненном пути Будда может лишь указать путь, и нам предстоит идти по нему. | ||
МН 108 | Гопака-Моггаллана Сутта | Моггаллана Гвардеец | На фоне растущей военной напряженности после смерти Будды Достопочтенного Ананду спрашивают о том, как Сангха планировала продолжать свою деятельность в отсутствие их учителя. Поскольку Будда отказался назначить преемника, заложенные им учение и практика становятся учителем, и Сангха решает проблемы путем консенсуса. | ||
МН 109 | Маха-пуннама сутта | Великая беседа в ночь полнолуния | В прекрасную ночь полнолуния один из нищих задает Будде ряд вопросов, затрагивающих суть учения. Но когда он слышит об учении о не-я, другой нищий не способен уловить смысл. | ||
МН 110 | Кула-пуннама сутта | Краткая беседа в ночь полнолуния | Хороший человек способен понять плохого, но не наоборот. | ||
МН 111 | Анупада Вагга - Разделение одного на другого | Анупада Сутта | Один за другим, как они происходили | Будда подробно описывает процесс прозрения Достопочтенного Сарипутты. Многие идеи и термины в этом тексте предвосхищают Абхидхамму. | |
МН 112 | Чаббисотхана Сутта | Шестикратная чистота | Если кто-то утверждает, что пробудился, его заявление следует подвергнуть подробному допросу с помощью серии подробных вопросов. Претензию следует принять только в том случае, если они смогут на них четко ответить. | ||
МН 113 | Сапуриса Сутта | Настоящий мужчина | Будда объясняет, что по-настоящему хороший человек не унижает других и не чувствует своего превосходства из-за их достижений. | ||
МН 114 | Севитабба Асевитабба Сутта | Быть культивируемым и не быть культивируемым | Будда устанавливает рамки того, что следует развивать или избегать, а Достопочтенный Сарипутта добровольно предлагает детализировать. | ||
МН 115 | Бахудхатука Сутта | Множество видов элементов | Начав с восхваления мудрого человека, Будда продолжает объяснять, что человек становится мудрым, исследуя элементы, поля чувств, взаимозависимое происхождение, а также то, что возможно и невозможно. | ||
МН 116 | Исигили Сутта | Беседа в Исигили | Размышляя об изменениях, которые претерпевают даже географические объекты, Будда затем перечисляет имена мудрецов прошлого, живших на горе Исигили недалеко от Раджагахи. | ||
МН 117 | Маха-каттарисака сутта | Великая сорока | Рассуждение о предпосылках правильного самадхи, подчеркивающее взаимосвязь и взаимную поддержку всех факторов восьмеричного пути. | ||
МН 118 | Анапанасати Сутта | Осознанность дыхания | Окруженный многими опытными нищими, Будда подробно учит осознанности дыхания, показывая, как они связаны с четырьмя видами медитации осознанности. | ||
МН 119 | Каягатасати Сутта | Осознанность, погруженная в тело | Здесь основное внимание уделяется первому аспекту медитации осознанности — наблюдению за телом. Этот набор практик, какими бы простыми они ни казались, имеет далеко идущие преимущества. | ||
МН 120 | Санкхаруппатти Сутта | Новое появление через устремление | Будда объясняет, как можно загадать желание переродиться в разных сферах. | ||
МН 121 | Сон Вагги - Разделение Пустоты | Кула-сунньята сутта | Малая беседа о пустоте | Будда описывает свою собственную практику медитации на пустоту. | |
МН 122 | Маха-суньята сутта | Великий дискурс о пустоте | Группа нищих слишком много общается, поэтому Будда учит о важности уединения, чтобы полностью войти в пустоту. | ||
МН 123 | Ачарьябхутта Сутта | Замечательно и чудесно | Будда пригласил почтенного Ананду рассказать об удивительных качествах Будды, и он продолжает перечислять ряд явно чудесных событий, сопровождавших его рождение. Будда завершает это объяснением того, что, по его мнению, действительно удивительно в себе. | ||
МН 124 | Баккула Сутта | О преподобном Баккуле | Достопочтенный Баккула, считающийся самым здоровым из нищих, объясняет старому другу свою строгую и суровую практику. Необычная форма этой беседы позволяет предположить, что она была добавлена в канон спустя некоторое время после смерти Будды. | ||
МН 125 | Дантабхуми Сутта | Дискурс на «прирученной сцене» | Молодой монах не может убедить князя в благах душевного покоя. Будда предлагает сравнения, основанные на дрессировке слона, которая могла бы оказаться успешной, поскольку принц был знаком с этим полем. | ||
МН 126 | Бхумиджа Сутта | Это Бхуми | Успех в духовной жизни зависит не от того, какие обеты вы даете или не даете, а от того, хорошо ли вы практикуете. | ||
МН 127 | Ануруддха Сутта | Ануруддхе | Мирянин приходит в замешательство, когда его поощряют развивать «безграничные» и «обширные» освобождения, и просит Достопочтенного Ануруддху объяснить, одинаковы они или различны. | ||
МН 128 | Упаккилеса Сутта | Несовершенства | Вторая беседа, посвященная ссоре Косамби, изображает Будду, не сумевшего добиться примирения между спорящими нищими и покидающего монастырь. Он проводит время в пустыне, прежде чем встретиться с вдохновляющим сообществом практикующих монахов. Там он подробно обсуждает препятствия на пути к медитации, с которыми он столкнулся перед пробуждением. | ||
МН 129 | Балапандита Сутта | Дураки и мудрецы | Дурак страдает и в этой жизни, и в следующей, а хитрый выигрывает в обоих отношениях. | ||
МН 130 | Девадута Сутта | Божественные посланники | Развивая предыдущее, эта беседа содержит наиболее подробные описания ужасов ада. | ||
МН 131 | Вибханга Вагга - Отдел экспозиций | Бхаддекаратта Сутта | Благоприятный день | Эта беседа начинается с короткого, но мощного набора стихов, восхваляющих преимущества понимания того, что происходит здесь и сейчас, за которыми следует объяснение. | |
МН 132 | Ананда Бхаддекаратта Сутта | Ананда и одна прекрасная ночь | Та же беседа, что и MN 131, но произнесенная Достопочтенным Анандой. | ||
МН 133 | Маха-каччана Бхаддекаратта Сутта | Маха-каччана и одна прекрасная ночь | Стихи из МН 131 по-другому объясняются Достопочтенным Махакаччаной. | ||
МН 134 | Ломасакангия Бхаддекаратта | Ломасакангия и одна отличная ночь | Божество поощряет монаха, не знающего стихов из МН 131, выучить их. | ||
МН 135 | Кула-каммавибханга сутта | Краткое изложение каммы | Будда объясняет брахману, как ваши поступки в прошлых жизнях влияют на вас в этой жизни. | ||
МН 136 | Маха-каммавибханга сутта | Великое изложение каммы | Столкнувшись с чрезмерно упрощенной версией своего учения, Будда подчеркивает часто упускаемые из виду нюансы и особенности проявления кармы. | ||
МН 137 | Салаятана-вибханга сутта | Анализ шести чувств-медиа | Подробный анализ шести чувств и их связи с эмоциональными и когнитивными процессами. | ||
МН 138 | Уддеса-вибханга сутта | Анализ заявления | Будда дает краткое и загадочное заявление о том, как сознание может привязываться. Нищие просят почтенного Махакачану объяснить, что из этого следует. | ||
МН 139 | Аранавибханга Сутта | Анализ бесконфликтности | Достижение мира – непростая задача. Будда объясняет, как избежать конфликта посредством удовлетворения, правильной речи, понимания удовольствия и не настаивания на местных условностях. | ||
МН 140 | Дхату-вибханга сутта | Анализ свойств | Оставаясь на ночь в гончарной мастерской, Будда случайно сталкивается с монахом, который его не узнает. У них долгая и глубокая дискуссия, основанная на четырех элементах. Это одна из самых проницательных и трогательных бесед в каноне. | ||
МН 141 | Саккавибханга Сутта | Анализ истины | Развивая первую проповедь Будды, Достопочтенный Сарипутта дает подробное объяснение четырех благородных истин. | ||
МН 142 | Дакхинавибханга Сутта | Экспозиция предложений | Когда его мачеха Махападжапати желает предложить ему одежду для личного пользования, Будда призывает ее вместо этого предложить ее всей Сангхе. Далее он объясняет, что лучшее подношение Сангхе — это подношение двойной общине монахов и монахинь, возглавляемой Буддой. | ||
МН 143 | Санаятана Вагга – Разделение шестичастной основы | Анатапиндиковада Сутта | Инструкции для Анатапиндики | Когда великий ученик-мирянин Анатхапиндика умирает, достопочтенный Сарипутта навещает его и дает мощное учение о непривязанности. | |
МН 144 | Чанновада Сутта | Инструкции для Чанны | Монах Чанна страдает неизлечимой болезнью и хочет покончить с собой. | ||
МН 145 | Пунновада Сутта | Инструкции для Пунны | Накануне отъезда в далекую страну, полную диких и непредсказуемых людей, Будда спрашивает Достопочтенного Пуну, как бы он отреагировал, если бы там на него напали. | ||
МН 146 | Нандаковада Сутта | Увещевание Нандаки | Когда достопочтенного Нандаку просят обучать монахинь, он приглашает их поучаствовать в его беседе и спрашивает, есть ли что-нибудь, что требует дальнейшего объяснения. | ||
МН 147 | Чула-рахуловада сутта | Краткая беседа с советом Рахуле | Будда берет Рахулу с собой в укромное место, чтобы привести его к освобождению. | ||
МН 148 | Чачакка Сутта | Шесть секстетов | Будда анализирует шесть чувств с шести точек зрения и демонстрирует пустоту каждого из них. | ||
МН 149 | Маха-салаятаника сутта | Великий дискурс шести чувств и средств массовой информации | Объясняет, как понимание шести чувств объединяется с восьмеричным путем и ведет к освобождению. | ||
150 мин. | Нагаравиндейя Сутта | Нагаравинданам | В беседе с группой домохозяев Будда помогает им отличить тех духовных практиков, которые действительно достойны уважения. | ||
МН 151 | Пиндапатапарисуддхи Сутта | Очищение милостыни | Будда замечает сияющий цвет лица Достопочтенного Сарипутты, который является результатом его глубокой медитации. Затем он представляет серию размышлений, благодаря которым нищий может быть уверен, что он достоин своей пищи-подаяния. | ||
МН 152 | Индрия-бхавана сутта | Развитие факультетов | Учитель-брамин утверждает, что очищение чувств заключается в простом избегании видения и слышания вещей. Будда объясняет, что речь идет не о том, чтобы избегать чувственного опыта, а о том, чтобы понять его и научиться не подвергаться влиянию чувственного опыта». |
См. также
[ редактировать ]- Список сутт
- Список сутт Дигха Никаи
- Список сутт Маджхима Никая
- Список сутт Самьютта Никая
- Список сутт Ангуттара Никая
- Список сутт Кхуддака Никая
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суджато, Бханте . «Средние беседы 1: Перевод Маджхиманикаи» (PDF) . СуттаЦентрал.
Источник переводов
[ редактировать ]В эту статью включен текст из этого источника, написанного Бханте Суджато и доступного по лицензии CC0 .