Jump to content

Артур Харрис

(Перенаправлено с Бомбардировщика Харриса )


сэр Артур Харрис

Главный маршал авиации сэр Артур Трэверс Харрис, 24 апреля 1944 г.
Имя при рождении Артур Трэверс Харрис
Псевдоним(а) Бомбардировщик Харрис
Рожденный ( 1892-04-13 ) 13 апреля 1892 г.
Челтнем , Глостершир , Англия
Умер 5 апреля 1984 г. ) ( 1984-04-05 ) ( 91 год
Горинг-он-Темз , Оксфордшир , Англия
Верность  Великобритания
Услуга/ ветвь Британская армия (1914–18)
Королевские ВВС (1918–46)
Лет службы 1914–46
Классифицировать Маршал Королевских ВВС
Команды удержаны Бомбардировочное командование (1942–45)
Группа № 5 (1939–40).
Королевские ВВС Палестины и Трансиордании (1938–39)
Группа № 4 (1937–38).
Док Королевских ВВС Пембрук (1933)
№ 210-й эскадрильи (1933 г.)
№ 58-я эскадрилья (1925–27)
№ 45-я эскадрилья (1922–24)
№ 31-я эскадрилья (1921–22)
50-я эскадрилья (1918–19)
№ 44-я эскадрилья (1918 г.)
№ 191-й эскадрильи (1918 г.)
Битвы/войны Первая мировая война
Арабское восстание в Палестине
Вторая мировая война
Награды Кавалер Большого креста ордена Бани
Офицер Ордена Британской Империи
Крест ВВС
Упоминается в депешах (2)
Order of Suvorov, 1st Class (USSR)
Медаль за выдающиеся заслуги (США)
Главный главнокомандующий Ордена Почетного легиона (США)
Большой крест ордена Polonia Restituta (Польша)
Большой крест ордена Южного Креста (Бразилия)
Кавалер ордена Почетного легиона (Франция).
Военный крест (Франция)
Орден Бани ГКБ Орден Британской Империи ОБЕ Крест ВВС (Великобритания) AFC Военная медаль 1939–1945 гг. Легион Заслуг ЛОМ Национальный орден Южного Креста Почетного легиона» Боевой крест 1939–1945 гг.
Другая работа Менеджер Южноафриканской морской корпорации

Маршал Королевских ВВС сэр Артур Трэверс Харрис, 1-й баронет , GCB , OBE , AFC (13 апреля 1892 — 5 апреля 1984), широко известный как « бомбардировщик » Харрис в прессе , а в Королевских ВВС часто как « Бутч » Харрис , [а] был главнокомандующим авиации (AOC-in-C) бомбардировочного командования Королевских ВВС в разгар англо-американской стратегической бомбардировки нацистской Германии во Второй мировой войне .

Харрис родился в Глостершире и эмигрировал в Родезию в 1910 году в возрасте 17 лет. Он присоединился к 1-му Родезийскому полку в начале Первой мировой войны и участвовал в боевых действиях в Южной Африке и Юго-Западной Африке . В 1915 году Харрис вернулся в Англию, чтобы сражаться на европейском театре военных действий. Он присоединился к Королевскому летному корпусу , в котором оставался до формирования Королевских ВВС в 1918 году. Харрис оставался в ВВС на протяжении 1920-х и 1930-х годов, служа в Индии , Месопотамии , Персии , Египте , Палестине и других местах.

С началом Второй мировой войны в 1939 году Харрис принял командование 5-й группой Королевских ВВС в Англии, а в феврале 1942 года был назначен главой бомбардировочного командования. Он сохранял эту позицию до конца войны. В том же году британский кабинет министров согласился на «бомбардировку территорий» немецких городов . Харрису было поручено реализовать политику Черчилля , и он поддержал разработку тактики и технологий для более эффективного выполнения этой задачи. Харрис помогал начальнику штаба британской авиации маршалу Королевских ВВС Чарльзу Порталу в проведении самых разрушительных атак Соединенного Королевства на немецкую инфраструктуру и население, включая бомбардировку Дрездена . Приказы Харриса из военного кабинета сосредоточить внимание на бомбардировках по площади, а не на точном наведении на цель, оставались спорными из-за большого количества жертв среди гражданского населения и разрушений, вызванных этой стратегией в континентальной Европе .

После войны Харрис переехал в Южную Африку, где руководил Южноафриканской морской корпорацией. Ему был присвоен титул баронета в 1953 году. Он умер в Англии в 1984 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Харрис родился 13 апреля 1892 года в Челтнеме , Глостершир , где жили его родители, пока его отец Джордж Стил Трэверс Харрис, государственный инженер в Индии, находился в отпуске на родину. [2] Поскольку его отец большую часть времени находился в Индии, Харрис вырос без чувства прочных корней и принадлежности; большую часть своего дальнейшего детства он провел в семье ректора Кента , преподобного К. Э. Грэма-Джонса, о котором он позже вспоминал с любовью. [3] Харрис получил образование в школе Allhallows в Девоне , а два его старших брата получили образование в более престижных школах Шерборн и Итон соответственно; по словам биографа Генри Проберта, это произошло потому, что Шерборн и Итон были дорогими и «на третий номер оставалось не так уж много денег». [4]

Бывший ученик Allhallows, актер Артур Чадли, часто посещал школу и дарил мальчикам бесплатные билеты на свои шоу. Харрис получил такой билет в 1909 году и пошел посмотреть спектакль во время летних каникул . Главным героем сериала был родезийский фермер, который вернулся в Англию, чтобы жениться, но в конечном итоге поссорился со своей напыщенной невестой и вместо этого женился на более практичной горничной. Идея страны, в которой человека оценивают по способностям, а не по классу, очень вдохновила предприимчивого Харриса, который сразу же сказал своему отцу (который только что вышел на пенсию и вернулся в Англию), что намерен эмигрировать в Южную Родезию вместо того, чтобы возвращаться в Англию. Слава новому семестру. Отец Харриса был разочарован, имея в виду карьеру военного или государственной службы для своего сына, но неохотно согласился. [5]

В начале 1910 года Харрис-старший оплатил проезд своего сына на пароходе « Инанда» до Бейры в Мозамбике, откуда тот по железной дороге отправился в Умтали в Маникаленде . [5] Следующие несколько лет Харрис зарабатывал на жизнь горнодобывающей промышленностью, вождением автобусов и сельским хозяйством. [6] Он получил более постоянную должность в ноябре 1913 года, когда его нанял Крофтон Таунсенд, человек из недалеко от Корка в Ирландии, который переехал в Родезию и в 1903 году основал ферму Лоудейл недалеко от Мазо в Машоналенде. Харрис быстро завоевал доверие своего работодателя, и был назначен менеджером фермы в Лоудейле, когда Таунсенд отправился с визитом в Англию в начале 1914 года. Приобретя навыки, необходимые для успешного ведения ранчо в Родезии, Харрис решил, что откроет свою собственную ферму в стране, как только Таунсенд вернется. [7] По словам Проберта, Харрис к настоящему времени считал себя «в первую очередь родезийцем», и эту самоидентификацию он сохранил до конца своей жизни. [8]

Военная карьера

[ редактировать ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Воинская часть стоит на параде с винтовками на плечах посреди города. Вокруг собираются большие толпы.
1- й Родезийский полк проходит парадом в Булавайо по пути в Южную Африку в ноябре 1914 года. Харрис был в этом подразделении горнистом .

Когда в августе 1914 года разразилась Первая мировая война, Харрис не узнал о ней почти месяц, находясь в то время в кустах. Несмотря на его предыдущее нежелание следовать по пути, который его отец проложил для него в армии, и его желание основать собственное ранчо в Родезии, Харрис чувствовал патриотическую необходимость присоединиться к военным усилиям . Он быстро попытался присоединиться к 1-му Родезийскому полку , который был сформирован Британской Южно-Африканской компании администрацией для подавления восстания Марица в Южной Африке, но обнаружил, что доступны только две должности: пулеметчик или стрелок. горнист . Научившись играть на горне в Allhallows, он успешно подал заявку на работу горнистом и был приведен к присяге 20 октября 1914 года. [9]

1-й Родезийский полк на короткое время разместил гарнизон в Блумфонтейне , затем служил вместе с южноафриканскими войсками в Юго-Западной Африке в первой половине 1915 года. Кампания произвела на Харриса сильное впечатление, особенно долгие марши по пустыне; три десятилетия спустя он написал, что «по сей день я не делаю ни шагу, если меня может перевезти какое-нибудь транспортное средство». [10] Юго-Западная Африка также предоставила Харрису его первый опыт воздушных бомбардировок: единственный немецкий самолет в Юго-Западной Африке попытался сбросить артиллерийские снаряды на его подразделение, но не смог нанести никакого ущерба. [10]

Когда в июле 1915 года завершилась Юго-Западная африканская кампания, 1-й Родезийский полк был отведен в Кейптаун , где был расформирован; Харрис был официально выписан 31 июля. Первоначально он чувствовал, что сделал свою часть работы на благо Империи, и вернулся в Родезию, чтобы возобновить работу в Лоудейле, но он и многие из его бывших товарищей вскоре передумали, когда стало ясно, что война в Европе продлится гораздо дольше, чем они ожидали. Они не хотели присоединяться ко 2-му Родезийскому полку, который собирался для службы в Восточной Африке , считая «выстрелы в кусты» на африканском театре военных действий менее важными, чем «настоящая война» в Европе. Харрис отплыл в Англию из Бейры за счет администрации компании в августе в составе отряда белых добровольцев из Южной Родезии, состоящего из 300 человек. Он прибыл в октябре 1915 года, переехал к своим родителям в Лондон и, после безуспешных попыток найти работу сначала в кавалерии, а затем в Королевской артиллерии , вступил в Королевский летный корпус. [11] в качестве подпоручика на испытательном сроке 6 ноября 1915 г. [12]

Харрис научился летать в Бруклендсе в конце 1915 года и, получив подтверждение в своем звании, [13] затем продолжал с отличием служить в тылу и во Франции в 1917 году в качестве командира звена и, в конечном итоге, командира 45-й эскадрильи , летая на самолетах Sopwith 1½ Strutter и Sopwith Camel . Прежде чем вернуться в Великобританию, чтобы командовать 44-й эскадрильей, выполняющей обязанности по обороне дома, Харрис заявил, что пять самолетов противника уничтожены, и 2 ноября 1918 года был награжден Крестом ВВС (AFC). [14] [15] Намереваясь однажды вернуться в Родезию, Харрис носил « Родезия » на его униформе блестит плечо. [16] Войну закончил майором . [17] [15]

Межвоенные годы

[ редактировать ]

Харрис остался в недавно сформированных Королевских ВВС (RAF) после окончания Первой мировой войны, предпочтя карьеру в ВВС возвращению в Родезию, потому что у него и его первой жены Барбары только что родился первый ребенок, и он не думал, что Барбаре понравилось бы быть женой родезийского фермера. [18] В апреле 1920 года командир эскадрильи Харрис был совместно назначен командиром станции Королевских ВВС Дигби и командиром 3-й летной школы Королевских ВВС . Позже он служил на различных должностях в Индии , Месопотамии и Персии . О своей службе в Индии он рассказал, что впервые участвовал в бомбардировках во время обычных ежегодных беспорядков среди соплеменников Северо-Западной границы . [19] Его эскадрилья была оснащена плохо обслуживаемыми истребителями Bristol F.2 . [20] В Месопотамии он командовал эскадрильей «Виккерс-Вернон» . Позже Харрис писал о своем пребывании там: «Мы проделали дыру в носу и установили собственные бомбодержатели, и я превратил эти машины в самые тяжелые и лучшие бомбардировщики в командовании». [21] Харрис также внес свой вклад в разработку методов бомбардировки, способствуя развертыванию бомб замедленного действия , которые впоследствии использовались командованием ВВС Ирака во время подавления различных ближневосточных восстаний (таких как иракское восстание 1920 года , восстание Адвана , восстание Ахмеда) . Восстание Барзани и восстание Махмуда Барзанджи ). Харрис однажды заметил, что «единственное, что понимают арабы, — это тяжелая рука». [22]

В течение 1920-х годов Харрис иногда сомневался в своем решении остаться в Королевских ВВС, а не возвращаться в Родезию; он подал в отставку в мае 1922 года, но его уговорили остаться. [23] Он участвовал в разработке бомбардировок территорий в Ираке в 1923 году. [24] Год спустя его направили в Великобританию, где он командовал первой послевоенной эскадрильей тяжелых бомбардировщиков ( № 58 ). Его командующим в Ираке был будущий начальник штаба авиации сэр Джон Салмонд , который также был одним из его командиров в Великобритании. Вместе они разработали «ночную подготовку для ночных операций». [21] Он был назначен кавалером Ордена Британской Империи 3 июня 1927 года. [25] и произведен в командиры звена . 1 июля 1927 года [26]

С 1927 по 1929 год Харрис посещал Колледж штаба армии в Кэмберли , где обнаружил, что в колледже армия держит 200 лошадей для офицерской охоты на лис . В то время, когда все службы испытывали острую нехватку техники, высшее командование армии, в котором по-прежнему доминировали кавалерийские офицеры, явно имело другой набор приоритетов, чем технократы, такие как Харрис, [21] который пошутил, что армейские командиры были бы довольны танком только в том случае, если бы кто-то разработал такой, который «ел бы сено, а после этого издавал бы звуки, как лошадь». [27] Он также был низкого мнения о флоте ; он отметил, что на хорошо управляемой яхте никогда нельзя допускать три вещи: «тачку, зонтик и военно-морской офицер». Бернард Монтгомери был одним из немногих армейских офицеров, которых он встретил во время учебы в колледже и которые ему нравились, возможно, потому, что они разделяли определенные основные характеристики личности. [21]

Следующим его командованием была эскадрилья летающих лодок , где он продолжал отрабатывать технику ночных полетов. ему было присвоено звание капитана группы . 30 июня 1933 года [28] С 1934 по 1937 год он был заместителем директора по планированию Министерства авиации. Его направили в Ближневосточное командование в Египте в качестве старшего офицера штаба авиации. В 1936 году Харрис прокомментировал восстание палестинских арабов , что «одна 250-фунтовая или 500-фунтовая бомба в каждой деревне, которая говорит вне очереди», могла бы удовлетворительно решить проблему. [29] В том же году он посетил Южную Родезию в профессиональном качестве, чтобы помочь правительству Южной Родезии создать собственные военно-воздушные силы. [30]

2 июля 1937 года Харрис был произведен в звание коммодора авиации. [31] а в 1938 году он был назначен командиром 4-й (бомбардировочной) группы. После закупочной миссии в США его направили в Палестину и Трансиорданию , где он стал офицером, командующим контингентом Королевских ВВС в этом районе, а 1 июля 1939 года получил звание вице-маршала авиации . [32]

В этот период Харрис и другие оказывали давление на высшее руководство, требуя больших стратегических бомбардировщиков, которые могли бы бомбить немецкие цели из Англии. В результате штаб ВВС разработал спецификации, которые привели к созданию Avro Manchester , Handley Page Halifax и Short Stirling . Позже, после того как в ходе боевых действий были выявлены серьезные недостатки, «Манчестер» был перепроектирован и стал очень эффективным «Авро Ланкастером» . [33]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Харрис, гр. 1943 Уильям Тимим

Харрис вернулся в Великобританию в сентябре 1939 года, чтобы принять командование группой № 5 . [34] Назначен кавалером Ордена Бани 11 июля 1940 г. [35] в ноябре 1940 года он был назначен заместителем начальника штаба авиации ему присвоено исполняющее обязанности маршала авиации . , а 1 июня 1941 года [36]

В « Отчете Батта» , распространенном в августе 1941 года, было установлено, что в 1940 и 1941 годах только один из трех штурмовиков приближался к своей цели на расстояние менее пяти миль (восьми километров). [37] В ответ Харрис был назначен главнокомандующим бомбардировочной авиации в феврале 1942 года. [38] 11 июня 1942 года ему было присвоено звание кавалера Ордена Бани. [39]

В 1942 году профессор Фредерик Линдеманн назначил ведущим научным советником британского правительства, , которого его друг, премьер-министр Уинстон Черчилль представил кабинету министров основополагающий документ, в котором пропагандировал бомбардировку территорий немецких городов в ходе кампании стратегических бомбардировок . Оно было принято Кабинетом министров, и Харрису было поручено выполнить директиву о бомбардировке района . Это стало важной частью тотальной войны, которая велась против Германии. [40]

В начале бомбардировок Харрис сказал, цитируя Осию из Ветхого Завета: [41] «Нацисты вступили в эту войну с довольно детским заблуждением, что они будут бомбить всех остальных, а их никто не собирается бомбить. В Роттердаме, Лондоне, Варшаве и полсотни других мест они применили свою довольно наивную теорию на практике. Они посеяли ветер, и теперь пожнут бурю». Харрис отмечает, что впервые он сделал это сравнение, стоя с Порталом и наблюдая за Лондонским блиц-налетом в 1940 году. [42]

Поначалу эффект был ограничен из-за небольшого количества задействованных самолетов и отсутствия навигационных средств, что приводило к разбросанным и неточным бомбардировкам. По мере увеличения производства более совершенных самолетов и электронных средств Харрис настаивал на проведении рейдов в гораздо большем масштабе, в каждом из которых должно было использоваться 1000 самолетов. В ходе операции «Миллениум» Харрис совершил первый «налет тысячи бомбардировщиков» британских ВВС на Кёльн (Кельн) в ночь с 30 на 31 мая 1942 года. Эта операция включала первое использование потока бомбардировщиков , что было тактическим нововведением, призванным сокрушить немецкую ночь. -бойцы линии Каммхубера . [43] 1 декабря 1942 года Харрис был произведен в звание временного маршала авиации. [44] и исполняющий обязанности главного маршала авиации 18 марта 1943 года. [45]

Харрис был лишь одним из влиятельной группы высокопоставленных авиационных командиров союзников, которые продолжали верить, что одни лишь массированные и продолжительные бомбардировки территорий заставят Германию сдаться. В ряде случаев он писал своему начальству, утверждая, что война закончится в течение нескольких месяцев, сначала в августе 1943 года, после огромного успеха битвы при Гамбурге (под кодовым названием « Операция Гоморра »), когда он заверил начальника штаба авиации , сэр Чарльз Портал , что его войска смогут «создать в Германии к 1 апреля 1944 года состояние опустошения, при котором капитуляция неизбежна», а затем снова в январе 1944 года. [46] Уинстон Черчилль продолжал относиться к стратегии бомбардировок территорий с отвращением, а в официальных публичных заявлениях утверждалось, что бомбардировочное командование атаковало только конкретные промышленные и экономические объекты, причем любые жертвы среди гражданского населения или материальный ущерб были непреднамеренными, но неизбежными. В октябре 1943 года, воодушевленный своим успехом в Гамбурге и все более раздраженный нерешительностью Черчилля искренне поддержать его тактику, Харрис призвал правительство быть честным с общественностью относительно цели бомбардировки.

Целью комбинированного бомбардировочного наступления... следует однозначно сформулировать [как] разрушение немецких городов, убийство немецких рабочих и нарушение цивилизованной жизни по всей Германии... разрушение домов, коммунальных предприятий, транспорта и жизней, создание проблемы беженцев в беспрецедентных масштабах и подрыв морального духа как внутри страны, так и на фронтах из-за страха перед длительными и интенсивными бомбардировками, являются общепринятыми и намеченными целями нашей политики бомбардировок. Они не являются побочным продуктом попыток атаковать фабрики. [47] [48] [49]

Многие высокопоставленные авиационные командиры союзников по-прежнему считали, что бомбардировки территорий менее эффективны. [50] В ноябре 1943 года бомбардировочное командование начало так называемую битву за Берлин , которая длилась до марта 1944 года. Харрис стремился повторить победу в Гамбурге, но Берлин оказался гораздо более сложной целью. Хотя был нанесен серьезный общий ущерб, город был подготовлен гораздо лучше, чем Гамбург, и огненных бурь не возникло. Противовоздушная оборона также была чрезвычайно эффективной, а потери бомбардировщиков были высокими; Британцы потеряли 1047 бомбардировщиков, еще 1682 получили повреждения, кульминацией которых стал катастрофический налет на Нюрнберг 30 марта 1944 года, когда из 795 самолетов было сбито 94 бомбардировщика и 71 поврежден. [51]

1 января 1944 года Харрису было присвоено звание маршала авиации. [52] награжден российским орденом Суворова I степени. 29 февраля 1944 года [53] После того, как премьер-министр Южной Родезии сэр Годфри Хаггинс посетил Харриса в мае 1944 года, Южная Родезия обратилась к правительству Великобритании с просьбой назначить Харриса губернатором в конце года, причем Хаггинс стремился назначить на этот пост самоидентифицирующего родезийца, а не высокопоставленный британский деятель. Хотя Харрис и стремился занять эту позицию, он чувствовал, что не может выйти из войны на этом ключевом этапе, и это мнение разделял Черчилль, который отклонил просьбу Южной Родезии. [54]

Хайльбронн в 1945 году
Дрезден в 1945 году.
Куча тел в Дрездене в ожидании кремации, февраль 1945 года.

Перед вторжением в день «Д» в 1944 году Харрису было приказано сменить цели французской железнодорожной сети в соответствии с Транспортным планом ; против этого изменения он протестовал, потому что считал, что это ставит под угрозу давление, оказываемое на немецкую промышленность, и использование бомбардировочного командования для целей, для которых оно не было предназначено и не подходило. К сентябрю войска союзников были уже в глубине страны; на Квебекской конференции было решено, что начальник штаба Королевских ВВС ( Портал ) и командующий ВВС армии США ( Арнольд ) должны осуществлять контроль над всеми стратегическими бомбардировочными силами в Европе. Харрис получил новую директиву, обеспечивающую продолжение широкой программы стратегических бомбардировок, а также адекватную бомбардировочную поддержку наземных операций генерала Эйзенхауэра. Задачей стратегических военно-воздушных сил оставалось «постепенное разрушение и дислокация немецкой военной, промышленной и экономической системы и прямая поддержка сухопутных и военно-морских сил». [55]

После дня «Д» (6 июня 1944 г.), с возобновлением кампании стратегических бомбардировщиков над Германией, Харрис остался преданным бомбардировкам территорий. Историк Фредерик Тейлор утверждает, что, поскольку у Харриса не было необходимого допуска к секретной информации, чтобы знать об «Ультре» , ему предоставили некоторую информацию, почерпнутую из «Энигмы» , но не сообщили об источнике. По словам Тейлора, это напрямую повлияло на отношение Харриса к эффективности директив (приказов) после дня «Д» 1944 года по нанесению ударов по нефтяным объектам, поскольку Харрис не знал, что Верховное командование союзников использовало немецкие источники высокого уровня, чтобы точно оценить, насколько Операции союзников ослабляли военные усилия Германии. Харрис был склонен рассматривать директивы о бомбардировке конкретных целей, связанных с нефтью и боеприпасами, как «панацею» командования высокого уровня (его слово) и отвлечение от реальной задачи по поднятию обломков в каждом крупном немецком городе. [56] 16 августа 1944 года Харрису было присвоено звание главного маршала авиации. [57]

Историк Бернард Вассерстайн отмечает, что официальная история британских стратегических бомбардировок говорит в том, что Вассерштейн называет «необычайно острым личным наблюдением», что «Харрис имел привычку видеть только одну сторону вопроса, а затем преувеличивать ее. тенденция путать советы с вмешательством, критику с саботажем, а доказательства с пропагандой». [46] [58] Альфред К. Межеевски утверждает, что бомбардировки территорий и нападения на топливные заводы были неэффективны против угольной и железнодорожной экономики Германии и что кампания бомбардировок приняла решающий поворот только в конце 1944 года, когда союзники перешли к атакам на железнодорожные сортировочные станции для Угольные ворота Рура. [59] Его выводы отвергает Себастьян Кокс , глава Исторического отдела авиации (AHB). Кокс отмечает, что половина масла производилась бензольными заводами, расположенными в Руре. Эти районы были основной целью бомбардировочного командования в 1943 году и осенью 1944 года. Кокс заключает, что эти цели были очень уязвимы для атак по площадям и соответственно пострадали. [60] Американская официальная история отмечает, что Харрису было приказано прекратить атаки на нефть в ноябре 1944 года, поскольку комбинированные бомбардировки были настолько эффективными, что ни один из заводов по производству синтетических материалов не работал эффективно. В американской истории также есть сведения Альберта Шпеера , в которых он указывает, что ночные атаки бомбардировочного командования были наиболее эффективными. [61] Харрис очень поощрял инновации, но он сопротивлялся созданию Сил Следопытов и разработке точных ударов, которые оказались столь эффективными во время рейда Дамбстеров . [62]

Харрис был награжден Американским легионом за заслуги 30 января 1945 года. [63] Самый скандальный рейд войны произошел поздним вечером 13 февраля 1945 года. Бомбардировка Дрездена ВВС Великобритании и ВВС США привела к смертельной огненной буре, в результате которой погибло большое количество мирных жителей. Оценки разнятся, но городские власти на тот момент оценивали не более 25 000 жертв, и эту цифру подтверждают последующие расследования, в том числе расследование, проведенное по заказу городского совета в 2010 году. [64] Рейды, подобные рейдам на Пфорцхайм в конце войны, когда Германия падала, подвергались критике за то, что они привели к большим жертвам среди гражданского населения при незначительной очевидной военной ценности. Кульминация наступления бомбардировочного командования произошла в марте 1945 года, когда британские ВВС сбросили самый большой ежемесячный вес боеприпасов за всю войну. Последний рейд на Берлин состоялся в ночь с 21 на 22 апреля, незадолго до того, как Советы вошли в центр города. [65] После этого большая часть остальных атак британских ВВС носила тактический характер . Последним крупным стратегическим рейдом стало разрушение нефтеперерабатывающего завода в Тёнсберге на юге Норвегии большой группой ланкастеров в ночь с 25 на 26 апреля. [66]

В своих послевоенных мемуарах Харрис писал: «Несмотря на все, что произошло в Гамбурге, бомбардировки оказались относительно гуманным методом». [67] Его взгляды во время войны были выражены во внутренней секретной записке Министерству авиации после рейда на Дрезден в феврале 1945 года.

Я... предполагаю, что рассматриваемая точка зрения примерно такая: без сомнения, в прошлом мы были оправданы в нападениях на немецкие города. Но это всегда было отвратительно, и теперь, когда немцы все равно разбиты, мы можем вполне обоснованно воздержаться от продолжения подобных атак. Это доктрина, под которой я никогда не мог подписаться. Нападения на города, как и любой другой акт войны, нетерпимы, если они не являются стратегически оправданными. Но они стратегически оправданы, поскольку способствуют сокращению войны и сохранению жизней солдат союзников. По моему мнению, мы не имеем абсолютно никакого права отказываться от них, если не уверены, что они не окажут такого эффекта. Лично я не считаю, что все остальные города Германии стоят костей одного британского гренадера. [67] [68] [б]

Всякий раз, когда речь идет о бомбардировочной кампании Второй мировой войны, необходимо понимать, что война была «интегрированным процессом». В качестве примера, цитируя Альберта Шпеера из его книги «Внутри Третьего Рейха» , «десять тысяч [88-мм] зенитных орудий… вполне могли быть использованы в России против танков и других наземных целей». [69] Советское командование ясно признало усилия Харриса, о чем свидетельствует награждение маршала авиации 29 февраля 1944 года российским орденом Суворова первой степени. [53]

Послевоенная эпоха

[ редактировать ]

По окончании войны Харрис был награжден различными наградами. он был награжден польским орденом Polonia Restituta первой степени. 12 июня 1945 года [70] присвоено звание кавалера Большого креста ордена Бани. 14 июня 1945 г. [71] и назначен кавалером Большого креста ордена Южного креста Бразилии . 13 ноября 1945 года [72] Он также был награжден медалью за выдающиеся заслуги в Соединенных Штатах 14 июня 1946 года. [73] произведен в маршалы Королевских ВВС . и 1 января 1946 года [74]

В послевоенном британском правительстве существовало некоторое беспокойство по поводу уровня разрушений, нанесенных бомбардировками немецких городов в конце войны. Харрис вышел в отставку 15 сентября 1946 года и написал свой рассказ о достижениях бомбардировочного командования в бомбардировочном наступлении . В этой книге он писал о Дрездене: «Я знаю, что разрушение столь большого и великолепного города на этом позднем этапе войны считалось ненужным даже многими людьми, которые признают, что наши предыдущие атаки были столь же полностью оправданы, как и любые другие Другая военная операция. Здесь я скажу только, что нападение на Дрезден считалось в то время военной необходимостью гораздо более важными людьми, чем я». [75] Экипажам бомбардировочного командования было отказано в отдельной медали кампании - поскольку они уже имели право на получение как Звезды Air Crew Europe , так и Звезды Франции и Германии ) - и, в знак протеста против этого предполагаемого пренебрежительного отношения истеблишмента к его людям, Харрис отказался от звания пэра в 1946 году; он был единственным главнокомандующим, не ставшим пэром. [76]

Разочарованный тем, что из-за войны упустил возможность вернуться в Южную Родезию в качестве губернатора, Харрис написал Хаггинсу в июне 1945 года, что он хотел бы, чтобы его кандидатура рассматривалась, если офис когда-нибудь снова откроется, и что его будут интересовать другие южнородезийцы. правительственные назначения, связанные с авиацией или, возможно, занимающиеся там политикой. «Если бы я что-то заслужил от своей страны — Родезии, — я был бы рад возможности служить ей и дальше», — написал он. [54] Хаггинс ответил, что он сочувствует, но ни одна из этих идей не практична: Харрис будет слишком стар к тому времени, когда понадобится новый губернатор; Харрису могут потребоваться годы, чтобы войти в политику Южной Родезии, поскольку сначала ему нужно будет удовлетворить требования к месту жительства, а затем заручиться поддержкой избирателей; и Хаггинс чувствовал, что не может давать обещаний относительно должностей в авиации, поскольку в следующем году приближаются всеобщие выборы. [54] Харрис окончательно отказался от своей мечты о возвращении в Родезию, посчитав ее неосуществимой, и в 1948 году переехал вместо этого в Южную Африку, где с 1946 по 1953 год руководил Южноафриканской морской корпорацией ( Safmarine ). [77]

В феврале 1953 года Уинстон Черчилль, теперь снова премьер-министр, настоял на том, чтобы Харрис принял титул баронета , и он стал баронетом. [78] [79] В том же году он вернулся в Великобританию, а оставшиеся годы прожил в Ферри-Хаусе в Геринг-он-Темзе , расположенном в непосредственной близости от реки Темзы . [80]

В 1974 году Харрис появился в нашумевшем документальном сериале «Мир в войне», созданном Thames Television и показанном на ITV . В 12-м эпизоде, озаглавленном «Вихрь: Бомбардировка Германии (сентябрь 1939 - апрель 1944)», рассказанном Лоуренсом Оливье , Харрис подробно обсуждает стратегию бомбардировок территории, которую он разработал, будучи командующим бомбардировочным командованием. [81]

Харрис женился на Барбаре Дейзи Кирл Мани, дочери лейтенанта Эрнла Уильяма К. Мани, и его жены Александры Груинард Бэтти, в августе 1916 года. В браке родилось трое детей: Энтони , Мэриголд и Розмари . Харрис развелся со своей первой женой в 1935 году и впоследствии познакомился с двадцатилетней Терезой («Джилли») Хирн через общего друга, и они поженились в 1938 году. [85] Их дочь Жаклин Джилл родилась в 1939 году; Говорят, что Харрис «обожал» ее. [86] Позже она вышла замуж за достопочтенного. Николас Эштон, финансовый директор , казначей королевы Елизаветы, королевы-матери с 1998 года до ее смерти в 2002 году. [87] младший сын Ральфа Эштона, 1-го барона Клитеро . [88] [89]

Наследие

[ редактировать ]
Статуя Харриса возле Святого Климента Дейнса

Харрис умер 5 апреля 1984 года в своем доме в Геринге . [90] Он похоронен на кладбище Бернтвуд в Геринге. [91]

была показана одноразовая полнометражная драма о пребывании Харриса на посту командующего бомбардировочным командованием под названием « Бомбардировщик Харрис» В 1989 году, через пять лет после смерти Харриса, на канале BBC Television с Джоном Тоу в главной роли. [92]

Несмотря на протесты со стороны деятелей внутри Германии, когда мэр Дрездена посетил британское посольство, чтобы заявить о своем несогласии, [93] Фонд бомбардировщиков Харриса, организация ветеранов Королевских ВВС, созданная для защиты репутации своего бывшего командира, в 1992 году установила его статую возле церкви Святого Климента Дейнса в Лондоне. Ее открыла королева Елизавета, королева-мать , которая выглядела была удивлена, когда протестующие высмеивали ее, один из которых кричал: «Харрис был военным преступником». На открытии не присутствовал ни один член кабинета министров. [94] Надпись на статуе гласит: «Нация в огромном долгу перед ними». Присутствовали многие экипажи бывшего бомбардировочного командования, в том числе Леонард Чешир , который присутствовал вопреки советам своих врачей, сказав: «Я бы пошел, даже если бы меня пришлось нести на носилках», и умер два месяца спустя. [95] Статую пришлось держать под круглосуточной охраной в течение нескольких месяцев, поскольку она часто подвергалась вандализму. [96] [97]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Прозвище Харриса, «Мясник» или «Бутч», данное экипажем ВВС Великобритании, не было дано как комментарий к морали его политики бомбардировок. В нем говорилось о его кажущемся безразличии к потерям, которые понес его экипаж. Потери были ошеломляющими: продолжительность жизни члена экипажа британского бомбардировщика была меньше, чем у пехотинца в окопах Первой мировой войны. [1]
  2. Фраза «стоит костей одного британского гренадера» была преднамеренным отголоском знаменитой фразы канцлера Германии Бисмарка : «Весь Балканы не стоят костей одного померанского гренадера». [68]
  3. Награжден 14 июня 1945 г. [71]
  4. Награжден 3 июня 1927 г. [25]
  5. Награжден 2 ноября 1918 г. [14] [15]
  6. Награжден 29 февраля 1944 г. [53]
  7. Награжден 14 июня 1946 г. [73]
  8. Награжден 30 января 1945 г. [63]
  9. Награжден 12 июня 1945 г. [70]
  10. ^ Португальский : Национальный орден Южного Креста - Большой Крест
  11. Награжден 13 ноября 1945 г. [72]
  12. ^ Французский : Почетный легион - Великий офицер
  13. ^ Награжден в 1945 г. [82] [83]
  14. ^ Награжден в 1945 г. [83] [84]
  1. ^ Хаверс 2003, с. 69. См. также обзор Бена Макинтайра на книгу Ричарда Овери « Бомбардировщики и бомбардировки: Воздушная война союзников над Европой, 1940–1945» (2014 г.), в The New York Times Book Review, 23 марта 2014 г., стр. 16.
  2. ^ Проберт 2006, с. 23.
  3. ^ Проберт 2006, стр. 26–28.
  4. ^ Проберт 2006, с. 24.
  5. ^ Перейти обратно: а б Проберт 2006, стр. 27–30.
  6. ^ Longmate 1983, с. 138.
  7. ^ Проберт 2006, с. 31.
  8. ^ Проберт 2006, с. 32.
  9. ^ Проберт 2006, с. 33.
  10. ^ Перейти обратно: а б Проберт 2006, с. 35.
  11. ^ Проберт 2006, стр. 35–36.
  12. ^ «№29399» . Лондонская газета (Приложение). 10 декабря 1915 г. с. 12410.
  13. ^ «№29470» . Лондонская газета . 11 февраля 1916 г. с. 1591.
  14. ^ Перейти обратно: а б Шорс 1990, с. 185.
  15. ^ Перейти обратно: а б с «№30989» . Лондонская газета (Приложение). 1 ноября 1918 г. с. 12958.
  16. ^ Проберт 2006, с. 43.
  17. ^ Проберт 2006, с. 46.
  18. ^ Проберт 2006, стр. 45–46.
  19. ^ «Бомбежка Вазиристана» . Воздух и космос . Проверено 28 марта 2020 г.
  20. ^ Проберт, в главе «Сделав карьеру»
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Лонгмейт 1983, с. 139.
  22. ^ Корум и Рэй 2003, с. 65
  23. ^ Проберт 2006, стр. 49–50.
  24. ^ «Британская авиабомбардировка Ирака в 1920-е годы - BBC News» . BBC.co.uk. 7 октября 2014 года . Проверено 13 октября 2016 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «№33280» . Лондонская газета (Приложение). 31 мая 1927 г. с. 3611.
  26. ^ «№33290» . Лондонская газета . 1 июля 1927 г. с. 4240.
  27. ^ Харрис 2005 , с. 24.
  28. ^ «№33955» . Лондонская газета . 30 июня 1933 г. с. 4386.
  29. ^ Гилмор, Ян и Эндрю. «Обзор терроризма». Журнал палестинских исследований , том 17, выпуск 2, 1988 г., с. 131.
  30. ^ Проберт 2006, стр. 72–74.
  31. ^ «№34414» . Лондонская газета . 2 июля 1937 г. с. 4253.
  32. ^ «№34641» . Лондонская газета (Приложение). 30 июня 1939 г. с. 4452.
  33. ^ Савард 1990, стр. 47.
  34. ^ Longmate 1983, с. 140.
  35. ^ «№34893» . Лондонская газета (Приложение). 9 июля 1940 г. с. 4245.
  36. ^ «№35183» . Лондонская газета . 6 июня 1941 г. с. 3231.
  37. ^ Longmate 1983, с. 121.
  38. ^ Longmate 1983, стр. 138, 140.
  39. ^ «№35586» . Лондонская газета (Приложение). 5 июня 1942 г. с. 2478.
  40. ^ «Ослепленный путеводителем» . Новости Би-би-си . 27 марта 2002 года . Проверено 4 августа 2014 г.
  41. ^ Осия 8:7 Версия короля Иакова
  42. ^ Харрис 2005 , с. 52.
  43. ^ «Налеты тысячи бомбардировщиков, 30/31 мая (Кельн) по 17 августа 1942 года» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 4 августа 2014 г.
  44. ^ «№35813» . Лондонская газета (Приложение). 4 декабря 1942 г. с. 5338.
  45. ^ «№35958» . Лондонская газета (Приложение). 26 марта 1943 г. с. 1468.
  46. ^ Перейти обратно: а б Вассерштейн, Бернар (2007). Варварство и цивилизация: история Европы в наше время . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 390 . ISBN  978-0-19-873074-3 .
  47. ^ Денсон 1999, с. 352.
  48. ^ Гаррет 1993, стр. 32–33.
  49. ^ Сокольский 2004, с. 36.
  50. ^ Лонгмейт 1983, стр.137.
  51. ^ Гастингс 1979, с. 261
  52. ^ «№36314» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1943 г. с. 89.
  53. ^ Перейти обратно: а б с «№36401» . Лондонская газета (Приложение). 29 февраля 1944 г. с. 1010.
  54. ^ Перейти обратно: а б с Проберт 2006, с. 358.
  55. ^ Пог 1954, с. 273.
  56. ^ Тейлор 2004, с. 202.
  57. ^ «№36674» . Лондонская газета (Приложение). 25 августа 1944 г. с. 3995.
  58. ^ Вебстер, сэр Чарльз; Франкленд, Ноубл (1961). Стратегическое воздушное наступление против Германии, 1939–1945 гг . Том. IV. Лондон. стр. 135–137. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  59. ^ Межеевский 1988, стр. 47.
  60. ^ Кокс, Себастьян. «Сэр Артур Харрис, некоторые мифы и противоречия о наступлении бомбардировщиков, Журнал 47» (PDF) . Историческое общество РАФ. п. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2014 года . Проверено 4 августа 2014 г.
  61. ^ Грей 2003, с. 166
  62. ^ Бишоп 2007, с. 340
  63. ^ Перейти обратно: а б «№36915» . Лондонская газета (Приложение). 26 января 1945 г. с. 640.
  64. ^ Нойцнер 2003, с. 70
  65. ^ Макиннис 1946, с. 115
  66. ^ Бэмфорд 1996, с. 143
  67. ^ Перейти обратно: а б Грейлинг 2006, с. 215
  68. ^ Перейти обратно: а б Тейлор 2004 , с. 432.
  69. ^ Шпеер 2009, с. 381
  70. ^ Перейти обратно: а б «№37125» . Лондонская газета (Приложение). 10 июня 1948 г. с. 3084.
  71. ^ Перейти обратно: а б «№37119» . Лондонская газета (Приложение). 8 июня 1945 г. с. 2936.
  72. ^ Перейти обратно: а б «№37347» . Лондонская газета (Приложение). 8 июня 1945 г. с. 5534.
  73. ^ Перейти обратно: а б «№37610» . Лондонская газета (Приложение). 11 июня 1946 г. с. 3007.
  74. ^ «№37414» . Лондонская газета (Приложение). 28 декабря 1945 г. с. 187.
  75. ^ «Герои и злодеи - Черчилль и Дрезден - Черчилль был виноват?» . Национальный архив . п. 242 . Проверено 13 января 2011 г.
  76. ^ Проберт 2006, стр. 346–351.
  77. ^ Проберт 2006, стр. 364–372.
  78. ^ «№39777» . Лондонская газета . 13 февраля 1953 г. с. 906.
  79. ^ Проберт 2006, с. 374.
  80. ^ Педен 2003, с. 484
  81. ^ «Вихрь: Бомбардировка Германии (сентябрь 1939 г. - апрель 1944 г.)» . Британский институт кино , 1974.
  82. ^ «Кавалер Национального ордена Почетного легиона» . www.tracesofwar.com . Проверено 1 мая 2023 г.
  83. ^ Перейти обратно: а б «Харрис, Артур Трэверс «Бомбардировщик» » . www.tracesofwar.com . Проверено 1 мая 2023 г.
  84. ^ «Военный крест (1939-1945)» . www.tracesofwar.com . Проверено 1 мая 2023 г.
  85. ^ Савард 1990, с. 48
  86. ^ Савард 1990, с. 202
  87. ^ «Николас Эштон» . Телеграф . 6 января 2013 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 28 декабря 2019 г.
  88. ^ Пэрство, баронетство и рыцарство Берка, 107-е издание, том. 1, Burke's Peerage Ltd, 2003, с. 828
  89. ^ «Тереза ​​(урожденная Хирн), леди Харрис; Жаклин Джилл Эштон (урожденная Харрис)» . Национальная портретная галерея . Проверено 3 августа 2014 г.
  90. ^ Миддлтон, Дрю (7 апреля 1984 г.). «СЭР АРТУР Т. ХАРРИС УМЕР В 91 ГОДУ; ПОДВЕДУЙТЕ БРИТАНСКУЮ БОМБАРДИРОВОЧНУЮ КОМАНДУ (Опубликовано в 1984 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 20 декабря 2020 г.
  91. ^ «Могила сэра Артура Харриса — Геринг — TracesOfWar.com» . Trasofwar.com .
  92. ^ «Бомбардировщик Харрис» . Британский институт кино. 1989. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 3 августа 2014 г.
  93. ^ Кезвер, Гил. «Дрезден протестует против статуи бомбардировщика Харриса» . Журнал Мир . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года.
  94. ^ Марр, Эндрю (2009). Становление современной Британии . Лондон: Макмиллан. п. 424. ИСБН  978-0-230-70942-3 .
  95. ^ Моррис (2000). Чешир . п. 427.
  96. ^ «Статуя Харриса» . Великобритания Аттракцион. Архивировано из оригинала 1 ноября 2005 года . Проверено 9 октября 2009 г.
  97. ^ «Статуя Харриса» . Сайт изучения истории . Проверено 9 октября 2009 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Военные офисы
Предшественник Офицер, командир 45-й эскадрильи
(действующий)

18–24 августа 1917 г.
Преемник
Неизвестный Офицер, командир 45-й эскадрильи
1922–1924
Преемник
Неизвестный Офицер, командир 58-й эскадрильи
1925–1927
Преемник
Предшественник Офицер, командир 210-й эскадрильи
1933
Преемник
Р. Х. Кершоу
Офицер, командующий Королевскими ВВС Пембрук-Док
1933
Предшественник Заместитель директора по планам РАФ
1934–1937
Преемник
Вакантный
Последний раз титул принадлежал
Чарльз Самсон
В 1919 году
Офицер авиации, командир группы № 4
1937–1938
Преемник
Предшественник Офицер авиации, командующий ВВС Палестины и Трансиордании
1938–1939
Преемник
Предшественник Офицер авиации, командир группы № 5
1939–1940
Преемник
Предшественник Заместитель начальника штаба авиации
1940–1941
Преемник
Предшественник Главнокомандующий бомбардировочным командованием
1942–1945
Преемник
Баронет Соединенного Королевства
Новое название баронет
(из Чиппинг-Уикома в графстве Букингем)
1953–1984
Преемник
Энтони Харрис
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fb9be06a201d869aa3f6b80021a84ed__1720700940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/ed/3fb9be06a201d869aa3f6b80021a84ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arthur Harris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)