Александр Янней
Александр Янней | |
---|---|
Царь и первосвященник Иудеи | |
Царь Иудеи | |
Царствование | в. 103–76 гг. до н. э. |
Предшественник | Аристобул I |
Преемник | Саломея Александра |
Первосвященник Иудеи | |
Предшественник | Аристобул I |
Преемник | Гиркан II |
Рожденный | в. 127 г. до н. э. |
Умер | в. 76 г. до н.э. Предвидеть |
Супруг | Саломея Александра |
Проблема | Гиркан II Аристобул II |
Династия | Хасмонейский |
Отец | Джон Гиркан |
Религия | Эллинистический иудаизм |
Александр Greek: Ἀλέξανδρος Ἰανναῖος Aléxandros IannaîosЯнней [ 1 ] Иврит : Янней Yannaʾy; [ 2 ] урожденный Ионафан יהונתן ) был вторым царем династии Хасмонеев , который правил расширяющимся Иудейским царством с 103 по 76 год до нашей эры. Сын Иоанна Гиркана , он унаследовал трон от своего брата Аристобула I и женился на вдове своего брата , царице Саломее Александре . Правление Александра, начиная с его завоеваний с целью расширения королевства и заканчивая кровавой гражданской войной, описывалось как жестокое и репрессивное с бесконечным конфликтом. [ 3 ] Основными историческими источниками жизни Александра являются Иосифа Флавия «Иудейские древности» и «Иудейская война» . [ 4 ]
Царство Александра Яннея было крупнейшим и сильнейшим известным еврейским государством за пределами библейских источников, завоевавшим большую часть побережья Палестины средиземноморского реку и регионов, окружающих Иордан . Александр также приказал убить многих своих подданных за неодобрение его ведения государственных дел. Из-за своей территориальной экспансии и неблагоприятного взаимодействия со своими подданными он постоянно был втянут в зарубежные войны и внутренние беспорядки. [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Александр Янней был третьим сыном Иоанна Гиркана от его второй жены. Когда Аристобул I, сын Гиркана от первой жены, стал царем, он счел необходимым ради собственной безопасности заключить в тюрьму своего сводного брата. Аристобул умер после одного года правления. После его смерти его вдова Саломея Александра освободила Александра и его братьев из тюрьмы. Говорят, что один из этих братьев безуспешно пытался занять трон.
Александр, как старший из ныне живущих братьев, имел право не только на престол, но и на Саломею, вдову его умершего брата, умершего бездетным . Хотя она была старше его на тринадцать лет, он женился на ней в соответствии с еврейским законом о левиратном браке . От нее у него было два сына: старший, Гиркан II , стал первосвященником в 62 г. до н.э.; и Аристобул II , который был первосвященником с 66 по 62 г. до н. э. и начал кровавую гражданскую войну со своим братом, закончившуюся его пленением Помпеем Великим .
Как и его брат, Александр был ярым сторонником аристократической жреческой фракции, известной как саддукеи . Его жена Саломея происходила из фарисейской семьи. Ее братом был Симеон бен Шетах , известный лидер фарисеев . Саломея больше сочувствовала их делу и защищала их на протяжении всего своего бурного правления.
Как и его отец, Александр служил первосвященником. Это вызвало гнев религиозных властей, которые настаивали на том, что эти две должности не следует объединять. Согласно Талмуду , Александр был сомнительным осквернённым священником, ходили слухи, что его мать была схвачена в Модиине и изнасилована, и, по мнению фарисеев, не была допущена к служению в храме . Это разозлило царя, и он встал на сторону саддукеев, защищавших его. Этот инцидент побудил царя восстать против фарисеев и преследовать их до самой смерти. [ 6 ]
Война с Птолемеем Латиром
[ редактировать ]Первая экспедиция Александра была против города Птолемаиды . Пока Александр осаждал город, Зоил Дорский воспользовался возможностью, чтобы посмотреть, сможет ли он освободить Птолемаиду в надежде установить свою власть над прибрежными территориями. Хасмонейская армия Александра быстро разбила силы Зоила. Затем Птолемаида попросила помощи у Птолемея IX Латира , который был изгнан своей матерью Клеопатрой III . Птолемей основал королевство на Кипре после того, как его изгнала мать. [ 7 ]
Ситуация в Птолемаиде была воспринята Птолемеем как возможность получить крепость и контролировать побережье Иудеи, чтобы вторгнуться в Египет по морю. Человек по имени Деменет убедил жителей в неосторожности обращения за помощью к Птолемею. Они поняли, что, объединившись с Птолемеем, непреднамеренно объявили войну Клеопатре. Когда Птолемей прибыл в город, жители отказали ему в доступе. [ 7 ]
Александр тоже не хотел участвовать в войне между Клеопатрой и Птолемеем, поэтому отказался от кампании против Птолемаиды и вернулся в Иерусалим . Предложив Птолемею четыреста талантов и мирный договор в обмен на смерть Зоила, Александр встретил его предательством, заключив союз с Клеопатрой. Заключив союз с Птолемеем, Александр продолжил свои завоевания, захватив прибрежные города Дора и Башню Стратона . [ 8 ]
Как только Птолемей узнал о замысле Александра, он был полон решимости убить его. Птолемей осадил Птолемаиду, но оставил своих генералов атаковать город, а сам продолжал преследовать Александра. Преследование Птолемея вызвало большие разрушения в регионе Галилеи . захватил Асохиса Здесь он в субботу , взяв в плен десять тысяч человек. Птолемей также инициировал неудачное нападение на Сепфорис . [ 8 ]
Битва при Асофоне
[ редактировать ]Птолемей и Александр вступили в битву при Асофоне недалеко от реки Иордан . Армия Александра, насчитывавшая, по оценкам, от пятидесяти до восьмидесяти тысяч солдат, состояла как из евреев, так и из язычников . Во главе его вооруженных сил стояли элитные наемники-язычники. Они специализировались на в греческом стиле фаланге . Один из полководцев Птолемея, Филостефан, начал первую атаку, переправившись через реку, разделявшую обе силы. [ 9 ]
Хасмонеи имели преимущество. Филостефан сдержал определенное количество своих войск, которые он послал, чтобы вернуть утраченные позиции. Восприняв их как огромное подкрепление, армия Александра бежала. Некоторые из его отступающих сил попытались дать отпор, но быстро рассеялись, поскольку силы Птолемея преследовали бегущую армию Александра. Погибло от тридцати до пятидесяти тысяч солдат Хасмонеев. [ 9 ]
Войскам Птолемея в Птолемаиде удалось захватить город. Затем он продолжил завоевывать большую часть Хасмонейского царства, занимая всю северную Иудею, побережье и территории к востоку от реки Иордан. При этом он грабил деревни и приказывал своим солдатам поедать женщин и детей, чтобы вызвать психологический страх перед своими врагами. В это время Саломея Александра была уведомлена о приближении Клеопатры к Иудее. [ 10 ]
Вмешательство Клеопатры III
[ редактировать ]Понимая, что ее сын накопил в Иудее огромные силы, Клеопатра назначила еврейских полководцев Ананию и Челкию командовать своими войсками . Она отправилась с флотом в сторону Иудеи. Когда Клеопатра прибыла в Птолемаиду, люди отказали ей во въезде, и она осадила город. Птолемей, полагая, что Сирия беззащитна, после своего просчета отступил на Кипр. Преследуя Птолемея, Челкий погиб в Келе-Сирии . [ 11 ]
Война внезапно закончилась бегством Птолемея на Кипр. Затем Александр подошел к Клеопатре. Склонившись перед ней, он попросил сохранить свое правление. Подчиненные Клеопатры убедили ее аннексировать Иудею. Анания потребовал, чтобы она приняла во внимание проживающих в Египте евреев, которые были главной опорой ее трона. Это побудило Клеопатру изменить свое стремление к Иудее. Александр выполнил ее требования и приостановил свои кампании. Эти переговоры происходили в Скифополе . Клеопатра умерла пять лет спустя. Уверенный в себе, после ее смерти Александр смог продолжить новые кампании. [ 12 ]
Трансиордания и прибрежное завоевание
[ редактировать ]Александр захватил Гадару и сражался за мощную крепость Аматус в Трансиордании , но потерпел поражение. [ 13 ] Он добился большего успеха в своей экспедиции против прибрежных городов, захватив Рафию и Антедон . В 96 г. до н. э. Янней разгромил жителей Газы . Эта победа обеспечила Иудее контроль над средиземноморским выходом главного набатейского торгового пути. [ 14 ] Сначала Александр снова сосредоточил свое внимание на Трансиордании, где, отомстив за свое предыдущее поражение, он уничтожил Аматус. [ 15 ]
Битва при Газе
[ редактировать ]Будучи преисполнен решимости продолжить будущие кампании, несмотря на свое первоначальное поражение при Аматусе, Александр сосредоточил свое внимание на секторе Газа . Победа над городом была достигнута не так-то легко. Генерал Газы Аполлодот стратегически применил ночную атаку против армии Хасмонеев. Имея две тысячи менее квалифицированных солдат и десять тысяч рабов, армия Газы смогла обмануть армию Хасмонеев, заставив их поверить в то, что на них напал Птолемей. Жители Газы убили многих, и армия Хасмонеев бежала из битвы. Когда утро выявило обманчивую тактику, Александр продолжил наступление, но потерял еще тысячу солдат. [ 16 ]
Жители Газы оставались непокорными в надежде, что Набатейское царство придет им на помощь. В конечном итоге город потерпел поражение из-за собственного руководства. Газой в то время управляли два брата, Лисимах и Аполлодот. Лисимах убедил народ сдаться, и Александр мирно вошел в город. Хотя поначалу он казался миролюбивым, Александр внезапно восстал против жителей. Некоторые мужчины в отчаянии убивали своих жен и детей, чтобы их не схватили и не поработили. Другие сожгли свои дома, чтобы солдаты не смогли их разграбить. Городской совет и пятьсот мирных жителей укрылись в храме Аполлона , где Александр приказал их убить. [ 16 ]
Иудейская гражданская война
[ редактировать ]Война с Ободасом I
[ редактировать ]Гражданская война в Иудее первоначально началась после завоевания Газы около 99 г. до н.э. Из-за победы Яннея при Газе Набатейское царство больше не имело прямого выхода к Средиземному морю . Александр вскоре захватил Гадару, что вместе с потерей Газы привело к тому, что набатейцы потеряли свои основные торговые пути, ведущие в Рим и Дамаск . Потеряв Гадару, набатейский царь Ободас I начал атаку на Александра в крутой долине у Гадары, откуда Александру едва удалось спастись. После своего поражения в битве при Гадаре Янней вернулся в Иерусалим и встретил ожесточенное сопротивление евреев. [ 17 ]
праздник кущей
[ редактировать ]Во время еврейского праздника Суккот Александр Янней, исполняя обязанности первосвященника Иерусалимского храма, продемонстрировал свое недовольство фарисеями, отказавшись совершить обряд возлияния воды должным образом: вместо того, чтобы вылить ее на жертвенник, он вылил ее на свой ноги. Толпа отреагировала шоком на его насмешки и выразила свое недовольство, забросав его этрогимами ( цитронами ). [ 18 ] Они усугубили ситуацию, оскорбив его. Они называли его потомком пленницы и непригодным для занимания должностей и принесения жертвоприношений. Возмущенный, он убил шесть тысяч человек. Александр также построил деревянные заграждения вокруг алтаря и храма, не позволяя людям приближаться к нему. Вход был разрешен только священникам. [ 19 ] Этот инцидент во время Праздника кущей стал основным фактором, приведшим к гражданской войне в Иудее. [ 18 ]
Война с Деметрием III и завершение Гражданской войны.
[ редактировать ]После того, как Янней добился успеха в начале войны, повстанцы обратились за помощью к Селевкидам. Иудейские повстанцы объединили свои силы с Деметрием III Евкером для борьбы против Яннея. Александр собрал для битвы шесть тысяч двести наемников и двадцать тысяч евреев. У Деметрия было сорок тысяч воинов и три тысячи коней. С обеих сторон предпринимались попытки убедить друг друга отказаться от позиций, но они не увенчались успехом. Силы Селевкидов разгромили Яннея при Сихеме , и все наемники Александра были убиты в бою. [ 20 ]
Это поражение заставило Александра укрыться в горах. Сочувствуя Яннею, к нему в конечном итоге вернулись шесть тысяч иудейских мятежников. Испугавшись этой новости, Деметрий удалился. Война между Яннеем и вернувшимися к нему мятежниками продолжалась. Они сражались до тех пор, пока Александр не одержал победу. Большая часть повстанцев погибла в бою, а оставшиеся повстанцы бежали в город Вифома, пока не были разбиты. [ 20 ]
Янней привел выживших повстанцев обратно в Иерусалим, где он распял восемьсот евреев, в основном фарисеев. Перед их смертью Александр приказал казнить жен и детей повстанцев на их глазах, пока Янней ел со своими наложницами. Позже Александр вернул земли, которые он захватил в Моаве и Галаадите, у набатеев, чтобы заставить их прекратить поддержку еврейских повстанцев. Остальные повстанцы, числом восемь тысяч, бежали ночью, опасаясь Александра. После этого всякая враждебность повстанцев прекратилась, и правление Александра продолжилось спокойно. [ 20 ]
Заключительные кампании
[ редактировать ]Александр продолжал кампанию на востоке. Набатейскому царю Арете III удалось победить Александра в бою. Однако Александр продолжал расширять Хасмонейское царство до Трансиордании . В Гауланитисе он захватил города Голаны , Селевкию и Гамалу . В Галаадите — города Пелла , Диум и Гераса . Александр приказал уничтожить Пеллу, потому что ее жители отказались иудаизировать . [ 21 ]
Считается, что он расширил и укрепил дворец Хасмонеев недалеко от Иерихона . [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]Последние три года своей жизни Александр Янней страдал от сочетания алкоголизма и четырехдневной лихорадки (малярии). [ 21 ]
После 27 лет правления он умер ок. 76 г. до н. э., в возрасте сорока девяти лет, во время осады Рагабы . [ 23 ]
В «Древностях» Иосифа Флавия он представляет отчет, который отличается от его более ранних «Войн» и отчетов Синцелла. По словам Иосифа Флавия, Янней смертельно заболел на поле битвы при Рагабе в присутствии своей жены Саломеи Александры . Янней поручил ей скрыть его смерть, пока она не захватит Рагабу, и впоследствии разделить власть с фарисеями. Он также просил, чтобы она позволила фарисеям издеваться над его трупом, полагая, что тогда они устроят ему почетные похороны, несмотря на то, что эта просьба нарушает Второзаконие 21 :22-23. Эта просьба интерпретируется как поиск Яннеем искупления за то, что ранее он нарушил эту заповедь, надругавшись над телами распятых фарисеев. [ 24 ] Кеннет Аткинсон пишет, что стиль и формулировка Иосифа Флавия предполагают, что Янней умер в Иерусалиме и так и не достиг Рагабы. Иосиф Флавий, возможно, скрыл этот факт, чтобы скрыть недостойную природу этой смерти. [ 24 ]
Правление Александра закончилось важным политическим решением, назначившим его жену преемницей и предоставившим ей право назначать следующего первосвященника. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ DGRBM , «Александр Янней»; РЭ , " Александрос 24 "
- ^ Корпус надписей Иудеи/Палестины, том. 3, Де Грюйтер, с. 53
- ^ Салдарини 2001 , с. 89.
- ^ Аткинсон 2016 , с. 100.
- ^ Гельб 2010 , с. 177.
- ^ «АЛЕКСАНДР ЯННЕЙ (Ионафан) — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Аткинсон 2012 , стр. 130 и 131.
- ^ Jump up to: а б Аткинсон, 2012 , стр. 131 и 132.
- ^ Jump up to: а б Аткинсон 2012 , стр. 132 и 133.
- ^ Аткинсон 2012 , стр. 133 и 134.
- ^ Аткинсон 2012 , с. 134.
- ^ Аткинсон 2012 , с. 135.
- ^ Фицджеральд, Оббинк и Холланд 2004 , стр. 361 и 362.
- ^ Шефер 2003 , стр. 74 и 75.
- ^ Фицджеральд, Оббинк и Холланд 2004 , стр. 362.
- ^ Jump up to: а б Аткинсон 2012 , с. 136.
- ^ Эшель 2008 , стр. 117 и 118.
- ^ Jump up to: а б Кайзер 1998 , с. 482.
- ^ Эшель 2008 , стр. 118.
- ^ Jump up to: а б с Уистон 1895 , с. 332.
- ^ Jump up to: а б Уистон 1895 , с. 333.
- ^ Эшель 2008 , с. 75.
- ^ Уистон 1895 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б с Аткинсон, 2016 , стр. 132–133.
Библиография
[ редактировать ]- Аткинсон, Кеннет (2012). Царица Саломея: воинственный монарх Иерусалима первого века до нашей эры . МакФарланд. ISBN 9780786490738 .
- Аткинсон, Кеннет (2016). История Хасмонейского государства: Иосиф Флавий и за его пределами . Издательство Блумсбери. ISBN 9780567669032 .
- Эшель, Ханан (2008). Свитки Мертвого моря и Хасмонейское государство . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802862853 .
- Фицджеральд, Джон Томас; Оббинк, Дирк Д.; Холланд, Гленн Стэнфилд (2004). Филодем и мир Нового Завета . БРИЛЛ. ISBN 9789004114609 .
- Гелб, Норман (2010). Короли евреев: истоки еврейской нации . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827609136 .
- Кайзер, Уолтер К. (1998). История Израиля . Издательская группа B&H. ISBN 9780805431223 .
- Салдарини, Энтони Дж. (2001). Фарисеи, книжники и саддукеи в палестинском обществе: социологический подход . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802843586 .
- Шефер, Питер (2003). История евреев в греко-римском мире: евреи Палестины от Александра Великого до арабского завоевания (2-е исправленное изд.). Рутледж. ISBN 9781134403165 .
- Уистон, Уильям , изд. (1895). Полное собрание сочинений Флавия-Иосифа, знаменитого еврейского историка . Филадельфия: Джон Э. Поттер и компания.