Водоснабжение и канализация в Марокко
Данные | |
---|---|
Водообеспеченность (широкое определение) | ( улучшенный источник воды ) 82% (2011 г.) [1] |
Охват санитарными услугами (широкое определение) | ( улучшение канализации ) 70% (2011 г.) [1] |
Непрерывность поставок | 50% |
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) | н/д |
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) | АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$ |
Доля бытовых приборов учета | очень высокий |
Ежегодные инвестиции в ВСС | 22 доллара на душу населения (2005 г.) |
Доля самофинансирования коммунальных предприятий | низкий |
Доля налогового финансирования | н/д |
Доля внешнего финансирования | высокий |
Учреждения | |
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Да, для крупных городов |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Да, для объемного водоснабжения и небольших городов |
Регулятор водоснабжения и канализации | Никто |
Ответственность за разработку политики | Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды |
Отраслевое право | Закон о водных ресурсах, но нет специального закона о водоснабжении и канализации. |
Количество поставщиков городских услуг | 17 (ONEE, 4 частных оператора и 12 местных коммунальных предприятий) |
Количество сельских поставщиков услуг | н/д |
Водоснабжение и канализация в Марокко обеспечивается широким спектром коммунальных услуг. Они варьируются от частных компаний в крупнейшем городе Касабланке , столице Рабате , Танжере и Тетуане, до государственных коммунальных предприятий в 13 других городах, а также национальной компании по электроснабжению и водоснабжению (ONEE). Последний отвечает за водоснабжение вышеупомянутых предприятий, водоснабжение примерно в 500 малых городах, а также канализацию и очистку сточных вод в 60 из этих городов.
За последние пятнадцать лет произошли существенные улучшения в доступе к водоснабжению и, в меньшей степени, к канализации. [ когда? ] Остающиеся проблемы включают низкий уровень очистки сточных вод (очищается только 13% собранных сточных вод), отсутствие подсоединения домов в беднейших городских кварталах и ограниченную устойчивость сельских систем (по оценкам, 20 процентов сельских систем не функционируют). В 2005 году была одобрена Национальная программа санитарии, целью которой является очистка 60% собранных сточных вод и подключение 80% городских домохозяйств к канализации к 2020 году. Проблема отсутствия водоснабжения для некоторых городских бедняков решается в рамках Национальной программы санитарии. Инициатива человеческого развития , в рамках которой жители неформальных поселений получили право собственности на землю и отменили плату, которая обычно взимается за коммунальные услуги за подключение к сети водоснабжения и канализации.
Водные ресурсы
[ редактировать ]Традиционные водные ресурсы
[ редактировать ]В Марокко имеется около 22 миллиардов кубических метров традиционных возобновляемых водных ресурсов в год, что эквивалентно 730 кубическим метрам на душу населения в год. Если не принимать во внимание засушливые годы 1990-х и 2000-х годов, общие возобновляемые водные ресурсы оценивались намного выше и составляли около 29 миллиардов кубических метров. [2] [3] Однако экономически можно уловить только до 20 миллиардов кубических метров в год ( мобилизуемые ресурсы ), включая 16 миллиардов м3 поверхностных вод и 4 миллиарда м3 подземных вод. В Марокко имеется около 100 плотин разного размера с общей емкостью 15 миллиардов кубических метров. Было подсчитано, что в 2004 году было изъято около 13,5 млрд м3, или около 67% имеющихся ресурсов. 83% изъятий предназначались для сельского хозяйства и 17% для муниципального и промышленного использования. [4] Однако водные ресурсы не разделены поровну в пространстве и времени: большая часть водных ресурсов доступна на Севере, а количество осадков ограничивается зимой. Кроме того, качество водных ресурсов ухудшается из-за загрязнения, особенно в бассейне Себу.
Марокко разделено на семь крупных речных бассейнов и ряд более мелких бассейнов. Семью основными бассейнами с севера на юг являются река Луккос , река Мулуя , река Себу , река Бу-Регрег , река Ум Эр-Рбия , река Тенсифт и бассейн Сус-Масса-Драа . За исключением реки Луккос, все эти реки берут начало в Атласских горах . В Марокко имеется несколько межбассейновых перетоков , наиболее важными из которых являются канал Рокейд из бассейна Ум Эр-Рбиа в бассейн Тенсифт возле Марракеша, переброска из недалеко от устья реки Ум-эр-Рбия в Касабланку и переезд от реки Бурегрег также в Касабланку. Существуют предварительные планы реализации крупного проекта по переброске воды с севера на юг со средней пропускной способностью около 2,74 миллиона кубических метров в день (0,75 миллиарда м3 в год) на расстояние 500–600 км от бассейна реки Себу до бассейна Тенсифт, испытывающего дефицит воды. . [5]
Использование воды для муниципальных и промышленных нужд в 2003 году составило около 2,28 млрд м3, из которых 0,7 млрд м3 (31%) приходилось на подземные воды и 1,58 млрд м3 (69%) на поверхностные воды. [4] Ресурсы подземных вод чрезмерно эксплуатируются в некоторых частях страны, в частности в районе Су-Масса на юге, где орошение является преобладающим потребителем воды.
Очистка и повторное использование сточных вод
[ редактировать ]ограничено На данный момент в Марокко запланированное повторное использование очищенной воды , поскольку только 21% собранных сточных вод подвергается какой-либо очистке. [ нужна ссылка ] В 2009 году в Марокко действовало более 100 очистных сооружений, которые в основном обслуживали малые и средние города, расположенные во внутренних районах или в стране. Первые очистные сооружения в Марокко были построены небольшими муниципалитетами с использованием широкого спектра технологий. Из-за ограниченных финансовых и технических возможностей этих муниципалитетов практически все эти 28 заводов прекратили работу вскоре после завершения строительства. Это привело к принятию в 2000 году решения о постепенной передаче ответственности за санитарию в малых и средних городах национальному коммунальному предприятию ОНЭП. [6] В 2009 году последний построил или находился в процессе строительства 43 установок, в основном с использованием технологии стабилизационного пруда , а также одну установку с активным илом и несколько установок для капельных фильтров . Опыт эксплуатации этих электростанций лучше, чем у муниципальных электростанций, отчасти потому, что преобладающая технология – стабилизационные пруды – не требует электричества. Более низкие эксплуатационные расходы делают его менее уязвимым к сбоям в случае перенапряжения операционных бюджетов. В крупных городах лишь очень немногие муниципальные предприятия (Régies) имеют очистные сооружения. Их послужной список в эксплуатации неоднозначен: электростанция, которой управляет коммунальное предприятие Агадира, работает хорошо, в то время как электростанции, эксплуатируемые коммунальными предприятиями Бени-Меллаля и Надора, не работают. Эти заводы используют технологию активного ила, которая требует электроэнергии. В 2009 году коммунальное предприятие Мараккеша строило крупную электростанцию, а коммунальное предприятие Феса проводило тендер на строительство завода. Этот процесс потерпел неудачу, когда французское агентство развития AFD и Европейский инвестиционный банк отозвали финансирование завода, сославшись на несоблюдение тендерных процедур в качестве причины. [7]
По сравнению с общим потреблением воды в Марокко, оборотная вода может обеспечить лишь часть растущих потребностей страны в воде. Кроме того, не существует нормативной базы для повторного использования воды и установленной системы возмещения затрат на очищенную воду от пользователей. Крупнейший в стране проект повторного использования воды в настоящее время строится в Марракеше, где очищенная вода с завода производительностью 90 000 м3/день будет повторно использоваться в первую очередь для орошения полей для гольфа. Третичная очистка и сеть распределения очищенной воды будут финансироваться частными инвесторами. Redal, коммунальное предприятие, обслуживающее Рабат, в 2009 году проводило исследование по оценке возможности повторного использования сточных вод для орошения зеленых насаждений в городе. [8] Помимо этого, с 1980-х годов было реализовано несколько разрозненных небольших пилотных проектов повторного использования, некоторые из которых были заброшены. Среди устойчивых проектов – проект орошения полей для гольфа в Бен-Слимане, действующий с 1997 года, с производительностью 5600 кубических метров в день. [9] В 2009 году в Агадире был запланирован крупный проект повторного использования воды для орошения поля для гольфа и муниципальных садов расходом 50 000 кубических метров в день. В 2009 году также осуществлялись два проекта по прямому плановому повторному использованию в сельском хозяйстве в Уджда и Бени-Меллаль. Эти проекты финансируются Национальным экологическим фондом и добавят финансирование предприятиям. В 2009 году водный департамент Государственного секретариата по водным ресурсам и окружающей среде провел национальное исследование по повторному использованию воды.
Опреснение
[ редактировать ]Марокко все чаще рассматривает опреснение морской воды как источник удовлетворения своих растущих потребностей в воде для питья, промышленности и горнодобывающей промышленности. Государственный секретарь по вопросам воды и окружающей среды заказал исследование по опреснению воды, которое должно быть завершено к концу 2009 года. Среди прочего, исследование предусматривает строительство очень крупной новой опреснительной установки в регионе Касабланки мощностью около 685 000 м3/день (250 миллионов м3/год), или более 10% от общего потребления муниципальной воды в Марокко. [5]
В мае 2014 года национальная коммунальная компания ONEE подписала контракт на строительство-эксплуатацию-передачу участка площадью 100 000 м2. 3 /день Установка по опреснению морской воды обратным осмосом в Агадире , созданная консорциумом испанской фирмы Abengoa Water и инвестиционного фонда InfraMaroc. Проект готовился семь лет. Оплата производится в местной валюте, и консорциум под руководством Абенгоа был единственным, кто подал заявку на участие в проекте, который другие фирмы сочли слишком рискованным. [10]
Доступ
[ редактировать ]В 2011 году 82% населения Марокко имели доступ к улучшенному источнику воды . В частности, это означает, что 59% марокканцев имели доступ к водопроводу в своем доме или во дворе своего дома. [1] По состоянию на 2004 год для 11% основным источником водоснабжения был общественный колонок, для 5,6% - защищенный колодец. 1,5% марокканцев, в основном проживающих в сельской местности, полагались на сбор дождевой воды в качестве основного источника воды. 7% собирают воду из родников. По оценкам, половина этих источников, снабжающих 3,5% населения, находится под охраной. Все вышеперечисленные источники рассматриваются ВОЗ как источники воды улучшенные , в результате чего их общее количество составляет 82%. [11]
18% населения не имели доступа к улучшенному источнику воды. Эта доля распределяется следующим образом: 1%, как в городской, так и в сельской местности, использовали воду из цистерн в качестве основного источника воды. 7% собирали воду из незащищенных общественных колодцев и 4% - из незащищенных частных колодцев внутри своего дома или двора. 2,5% брали воду непосредственно из рек и открытых водоемов. По оценкам, еще 3,5% использовали незащищенный источник в качестве основного источника водоснабжения, так что в общей сложности 18% населения не имели доступа к улучшенному источнику воды. [11]
ВОДА | Городской | Деревенский | Общий |
---|---|---|---|
Нажмите внутри дома | 82.6% | 18.1% | 58.3% |
Нажмите во дворе | 2.6% | 1.7% | 2.2% |
Бутилированная вода | 0.6% | 0.3% | 0.5% |
стояк | 10.8% | 11% | 10.9% |
Защищенные скважины | 0.8% | 13.5% | 5.6% |
Открытые скважины | 1% | 26.6% | 10.7% |
Весна [12] | 0.9% | 17.2% | 7.1% |
Река или ручей | 0.0% | 5.4% | 2.0% |
Водохранилище плотины | 0.0% | 0.3% | 0.1% |
Сбор дождевой воды | 0.0% | 4.0% | 1.5% |
Автоцистерна | 0.6% | 1.5% | 0.9% |
Другие | 0.1% | 0.4% | 0.2% |
ОБЩИЙ | 100% | 100% | 100% |
Источник: Исследование здоровья населения и семей , 2004 г. [13]
Что касается санитарных условий, то в 2011 году 83% городского населения и 52% сельского населения имели доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам. 14% городского населения пользовались общими туалетами, что не считается улучшенными санитарными условиями. 6% сельского населения пользовались общими туалетами, а 38%, по оценкам, испражнялись под открытым небом. [1] Именно беднейшие слои населения не имеют доступа к канализации: исследование Всемирного банка 2004 года отметило, что «канализация полностью отсутствует в пригородных районах второстепенных городских центров. Трущобы, разбросанные по более крупным мегаполисам, также лишены доступа к канализации». сеть сбора средств, усиливая риски для здоровья и стигму бедности в этих районах». [14]
Качество обслуживания
[ редактировать ]Водоснабжение непрерывное практически во всех средних и крупных городских центрах. [15] В городе Лаюн , который обслуживается опреснительной установкой морской воды, мощности которой недостаточно для снабжения всего города, в 2010 году подача воды была прерывистой. Только около 21 процента собранных сточных вод очищается перед сбросом в окружающую среду. [ нужна ссылка ]
История и последние события
[ редактировать ]Предоставление частных услуг во время протектората
[ редактировать ]Во время французского протектората , начиная с 1912 года, водоснабжение и канализация во многих крупных городах Марокко находились в ведении концессии частной компании Société Marocaine de Distribution d'eau, de gaz et d'electricité (SMD). SMD, консорциум, возглавляемый Lyonnaise des Eaux, предоставлял услуги в Касабланке, Рабате, Сале, Танжере и Мекнесе. С 1950 года SMD также руководила жизненно важным проектом по перекачке воды: поставка воды из реки Ум-эр-Рбия в Касабланку. Массовое водоснабжение других городов, которые не могли обеспечить себя из местных источников воды, входило в обязанности государственной компании под названием Régie d'exploitation industrielle du Protectorat (REIP), созданной в начале 1930-х годов. [16] Таким образом, основы для двух важных элементов сегодняшнего сектора водоснабжения и канализации – частных концессий на распределение воды в крупных городах и национальной государственной компании по оптовому водоснабжению – были заложены уже во времена протектората.
Национализация после обретения независимости
[ редактировать ]После обретения независимости в 1956 году системы водоснабжения были национализированы и переданы государственным компаниям в крупных городах, так называемым Régies . Система водоснабжения от реки Ум Эр-Рбия до Касабланки осталась в руках частного концессионера SMD. [16] Водоснабжение остальной части страны было поручено новой национальной компании водоснабжения, созданной в 1972 году, — Национальному управлению питьевой воды (ONEP). [17]
Новый закон об управлении водными ресурсами и программа сельского водоснабжения (1995 г.)
[ редактировать ]В 1995 году был принят новый всеобъемлющий Закон о воде (Loi 10-95). Направленный на изменение акцента в управлении водными ресурсами с расширения предложения на управление спросом, в то время это считалось «сменой парадигмы». Он предусматривает меры по повышению эффективности водопользования, более эффективному распределению водных ресурсов и защите качества воды посредством применения принципов «платит пользователь» и «загрязнитель платит» . Закон также обеспечил правовую основу для создания бассейновых агентств по комплексному управлению водными ресурсами, вдохновленных примерами таких агентств во Франции и Испании, а также в других странах. В 1996 году было создано агентство Оум Эр-Рбиа как первое бассейновое агентство в Марокко. В 2000 году были созданы агентства в шести других крупных бассейнах страны. Однако бассейновым агентствам потребовалось много лет, и они до сих пор остаются относительно слабыми организациями. Спустя более десяти лет после принятия закона он все еще не реализован в полной мере. [18]
Также в 1995 году правительство запустило амбициозную Программу водоснабжения в сельской местности ( Program d'approvisionnement groupé en eau Potable des Population Des Populations - PAGER), чтобы решить проблему очень ограниченного доступа к питьевой воде в сельских районах. Программа осуществляется ONEP, чья ответственность была распространена с городских на сельские районы посредством программы (см. также ниже раздел «Инновационные подходы и передовая международная практика»).
Приватизация водоснабжения в конце 1990-х годов
[ редактировать ]Подробную информацию см. в разделе «Приватизация водоснабжения в Марокко».
Поскольку у компании Régie, обслуживающей Касабланку, была плохая репутация, в середине 1990-х годов правительство решило привлечь частную компанию для управления городскими сетями водоснабжения, канализации и электроснабжения. Консорциум под названием Lydec, возглавляемый Lyonnaise des Eaux (ныне SUEZ), получил 30-летнюю концессию без конкурсного тендера в 1997 году. Концессия в Касабланке проложила путь для последующих концессий в Рабате , Танжере и Тетуане . В то время как концессия в Рабате была предоставлена непосредственно Vivendi в 1998 году, концессии в Танжере и Тетуане были переданы в 2002 году после конкурсных торгов компании Amendis , дочерней компании Vivendi.
В 2000 году первоначальная 50-летняя концессия компании SMD, дочерней компании Lyonnaise, на поставку воды в Касабланку была продлена. [16]
Национальная программа санитарии
[ редактировать ]В 2000 году в Закон ONEP были внесены поправки, включившие санитарию (очистку канализации и сточных вод) в мандат ONEP. В то же время впервые были введены тарифы на сточные воды ( redevance d'assainissement ), хотя и на очень низком уровне – менее 1 дирхама/м3, и была создана скромная программа субсидирования. В 2005 году эта политика была подкреплена более амбициозной Национальной программой санитарии ( Program National d'Assainissement - PNA).
Создание ONEE путем слияния ONEP и ONE
[ редактировать ]Во время перестановок в кабинете министров после выборов 2007 года Министерство окружающей среды и водных ресурсов, с одной стороны, и Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности, с другой, были объединены в единое «Суперминистерство». В министерстве остается государственный секретарь, отвечающий за водные ресурсы и окружающую среду. Министерство окружающей среды и водных ресурсов было создано в 2002 году, объединив функции, которые ранее были разбросаны по нескольким министерствам.
В 2009 году Кабинет министров одобрил законопроект ( Loi 40 09 ), который предусматривает стратегический альянс ( перегруппировку ) между ONEP и национальной электроэнергетической компанией ONE. Цель состоит в том, чтобы распространить эффект масштаба при выставлении счетов и обслуживании, который уже достигнут в концессиях и управлениях в крупных городах, на другие районы страны. Законопроект основан на предложениях по реформе, которые были выдвинуты в различных исследованиях, в том числе в исследовании, проведенном консалтинговой фирмой McKinsey для Министерства внутренних дел в 2004 году. [19] В сентябре 2011 года законопроект был одобрен парламентом, и было создано новое учреждение — Национальное управление по электричеству и питьевой воде (ONEE). Бывший ОНЭП стал его «водным филиалом». [20]
Передовая международная практика и инновационные подходы
[ редактировать ]Среди различных мероприятий в области водоснабжения и санитарии, начатых в Марокко за последние два десятилетия, программа сельского водоснабжения и санитарии PAGER была признана Организацией Объединенных Наций в качестве передового международного опыта. инновационный проект помощи, основанный на результатах, Кроме того, в 2007 году был начат направленный на расширение доступа к воде и санитарии.
Программа сельского водоснабжения ПЕЙДЖЕР
[ редактировать ]В 2004 году национальная программа сельского водоснабжения PAGER получила Премию Организации Объединенных Наций за коммунальные услуги в категории «Улучшение результатов государственных услуг». Проект опирается на два основных принципа: использование простых технологий и участие бенефициаров на всех этапах проекта: от оценки потребностей до проектирования, реализации и оценки. Программа стоимостью 1 миллиард долларов США, начатая в 1995 году, направлена на то, чтобы охватить 12 миллионов человек до 2010 года. Программа освободила женщин и детей от бремени ношения воды. [21] Оценка Всемирного банка 2001 года показала, что набор в школы в общинах-бенефициарах увеличился на 16%. [22]
По официальным данным и сообщениям марокканских СМИ, PAGER увеличил доступ к воде в сельской местности с 14% в 1995 году до 61% в 2004 году и 77% в 2006 году. [23] [24] Согласно данным опроса, доступ к домам в сельской местности увеличился с 10% в 1995 году до 20% в 2004 году. Согласно тем же данным опроса доступ к улучшенному источнику воды в сельской местности оставался постоянным в период с 1995 по 2004 год на уровне 58%. [11] Остается неясным, как можно согласовать данные опроса и данные PAGER.
Помощь, основанная на результатах, для расширения доступа к воде и санитарии
[ редактировать ]В 2007 году частные концессионеры в Касабланке, Танжере и Тетуане, а также государственное предприятие водоснабжения Мекнеса начали реализацию пилотных проектов в области водоснабжения и санитарии на основе инновационного подхода к оказанию помощи, основанного на результатах . Цель состоит в том, чтобы обеспечить подключение к воде и канализации 11 300 домохозяйств в бедных, незонированных пригородных районах. Пилотные проекты являются частью Национальной инициативы человеческого развития и финансируются за счет гранта в размере 7 миллионов долларов США Глобального партнерства по помощи, основанной на результатах (GPOBA), которым управляет Всемирный банк. Впервые GPOBA, которая продвигает в первую очередь частный сектор, предоставила гранты государственному оператору водоснабжения. Средний уровень субсидий на одно подключение составляет 169 долларов США для водоснабжения и 606 долларов США для канализации. Средний уровень субсидии на одно подключение составляет 35 процентов. Операторы также разработали кампании по повышению осведомленности, чтобы люди знали о возможности подключения к канализации через команды, которые выезжают на рынки. В рамках подхода помощи, основанного на результатах, инвестиции предварительно финансируются концессионерами или коммунальными предприятиями, которые возмещаются GPOBA только после того, как процесс проверки подтверждает, что домохозяйства подключены к сети и получают адекватные услуги. По данным Всемирного банка, подход к оказанию помощи, основанный на результатах, помог улучшить процессы, преодолеть финансовые препятствия и мобилизовать партнерство заинтересованных сторон. [25] [26]
Обязанности сектора
[ редактировать ]Ключевыми субъектами на политическом уровне в этом секторе являются Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды, отвечающее за управление водными ресурсами, и Министерство внутренних дел, отвечающее за водоснабжение и санитарию. На уровне предоставления услуг ключевыми участниками являются национальная электроэнергетическая и водопроводная компания ONEE, 3 частных оператора и 13 муниципальных коммунальных предприятий. Крупнейший город страны Касабланка обслуживается частным оператором Lydec. Помимо вышеперечисленных учреждений, за управление водными ресурсами отвечают семь бассейновых агентств. Однако эти институты все еще относительно слабы.
В целом для этого сектора характерна сложная и фрагментированная институциональная структура, которая, согласно отчету Всемирного банка за 2004 год, «препятствует формулированию всеобъемлющего общесекторального видения и установлению последовательных политических целей». [27]
Политика и регулирование
[ редактировать ]Высшая политическая власть в водном секторе Марокко принадлежит Высшему совету по воде и климату ( Conseil Supérieur de l'Eau et du Climat ) под руководством премьер-министра и почетного президента короля. Он был создан в 1996 году, заменив ранее созданный в 1981 году Высший совет. В него входят представители всех министерств, занимающихся водными ресурсами, представители региональных правительств и ассоциаций водопользователей, а также ученые, профессиональные ассоциации и торговые ассоциации. Хотя в соответствии с указом об учреждении совет должен собираться один раз в год, последний раз он собирался в 2001 году. Его последнее предыдущее заседание состоялось в 1994 году. Согласно тому же указу функции секретариата совета обеспечивает Министерство общественных работ. . [28] Однако в 2002 году все функции, связанные с водой, были переданы от Министерства общественных работ вновь созданному Министерству водных ресурсов и окружающей среды.
В правительстве Марокко ответственность за водоснабжение и канализацию разделена между различными министерствами. Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды ( Ministère de l'Energie, des mines, de l'eau et de l'environnement ) отвечает за управление водными ресурсами и водоснабжение, а Министерство внутренних дел отвечает за надзора за водоснабжением и водоотведением, осуществляемыми коммунальными предприятиями. В рамках Министерства внутренних дел Управление по воде и санитарии (DEA) помогает местным органам власти в вопросах водоснабжения и санитарии и играет активную роль в планировании, реализации и поддержке эксплуатации базовой инфраструктуры водоснабжения и канализации. Управление коммунального хозяйства и концессий (DRSC), также входящее в состав Министерства внутренних дел, контролирует эффективность правил и концессий.
Обязанности некоторых секторов находятся в компетенции других министерств. Министерство общественного здравоохранения (Ministère de la santé publique, MSP) является основным регулятором качества воды в секторе, отвечающим за установление и обеспечение соблюдения стандартов питьевой воды для общественного здравоохранения. Управление государственных корпораций и приватизации Министерства финансов курирует финансовые аспекты деятельности коммунальных предприятий и заключение концессионных соглашений. Кроме того, Межведомственная комиссия по ценам утверждает предложения по повышению тарифов.
Управление водными ресурсами
[ редактировать ]За управление водными ресурсами в Марокко отвечают девять речных бассейновых агентств. Речные бассейновые агентства имеют ряд важных обязанностей. Они разрешают забор воды и сброс сточных вод для всех пользователей на основе генерального плана бассейна ( Plain Directeur d'aménagement intégré des Ressources en eau , PDAIRE), который они готовят. Они также взимают плату за забор и сброс сточных вод. Они также должны оказывать финансовую и техническую помощь поставщикам услуг для предотвращения загрязнения воды и эффективного использования водных ресурсов. Они также контролируют качество и количество поверхностных и подземных вод и отвечают за управление чрезвычайными ситуациями, связанными с водой. Наконец, им следует повысить осведомленность общественности о водных ресурсах. Агентства охватывают следующие бассейны, расположенные в порядке имеющихся водных ресурсов в каждом бассейне: река Себу , река Мулуя , река Ум Эр-Рбия , река Бу Регрег , река Тенсифт , река Луккос и Бассейн Сус-Масса , Зиз-Эр-Герис и Сакия-эль-Хамра-Уэд Эддахаб. [18] [29] Средства, имеющиеся у бассейновых агентств, в значительной степени недостаточны для выполнения своих функций.
Предоставление услуг
[ редактировать ]В Марокко существует четыре категории поставщиков городских услуг: частные концессионеры (38% городских потребителей воды), муниципальные коммунальные предприятия (31%), национальная публичная компания ONEE (28%) и муниципалитеты, предоставляющие услуги напрямую (3%). Де-юре, согласно муниципальному кодексу 1976 года ( Charte Communale ) с поправками, внесенными в 2002 и 2008 годах, коммунальные услуги, такие как водоснабжение, канализация и распределение электроэнергии, находятся в ведении муниципалитетов ( коммун ). В Марокко 1547 муниципалитетов, в том числе 249 городских и 1298 сельских муниципалитетов. Как упоминалось выше, некоторые муниципалитеты делегировали предоставление услуг частным концессионерам. В других муниципалитетах Régies предоставляют эти услуги, часто не на основании конкретного контракта. В небольших муниципалитетах ONEE часто предоставляет услуги по контракту ( contrat de gestion déléguée ) с муниципалитетом или без него. Что касается канализации, то многие небольшие муниципалитеты по-прежнему предоставляют эту услугу напрямую, хотя существует политика постепенной передачи канализационных услуг ONEE.
Поправка 2008 года к муниципальному кодексу разрешила создание муниципальных ассоциаций ( groupement d'agglomérations urbaines ). [30]
Частные концессии
[ редактировать ]Несколько частных многопрофильных концессионеров обеспечивают питьевую воду, услуги канализации и электричество в Касабланке , Рабате , Танжере и Тетуане . Lydec, концессионер в Касабланке, принадлежит SUEZ Environnement (51%), марокканской страховой компании RMA Watanya (15%) и марокканской инвестиционной компании FIPAR-Holding (19,75%). Кроме того, с 2005 года 14,25% акций торгуются на фондовой бирже Касабланки. [31] Amendis, дочерняя компания французской транснациональной компании Veolia Environnement , является держателем концессий в Танжере и Тетуане. [32] В 2013 году Veolia продала свою марокканскую дочернюю компанию Veolia Environnement Maroc, владеющую концессией, британской прямых инвестиций группе Actis Capital за 370 миллионов евро после того, как власти отклонили запросы о повышении тарифов. Компанию также критиковали за неспособность достичь своих инвестиционных целей, в частности, в отношении доступа к бедным слоям населения. Компания Averda, базирующаяся в ОАЭ, является нынешним держателем концессии в Рабате, выиграв семилетний контракт, срок действия которого истекает в 2022 году. [33]
Четвертый концессионер поставляет воду в Касабланку.
Коммунальные предприятия: Автономные органы
[ редактировать ]12 специализированных государственных операторов, находящихся в муниципальной собственности, называемых Régies autonomes, обеспечивают водой 12 средних и крупных городов. Эти же операторы также предоставляют услуги канализации в 11 городах и услуги по распределению электроэнергии в 7 городах. Крупнейшими городами, обслуживаемыми автономами Реджис, являются Агадир , Фес , Марракеш , Мекнес и Ужда . Регистры также существуют в Чауи , Эль-Джадиде , Кенитре , Лараше , Сафи , Тадле и Тазе . Многие из этих коммунальных предприятий принадлежат нескольким муниципалитетам ( Régies intercommunales ). Автономное управление распределения воды и электроэнергии в Надоре (RADEEN) перешло во владение ONEP примерно в 2007 году в результате неспособности предприятия должным образом очистить сильно загрязненную лагуну Надора.
Национальное коммунальное предприятие ONEE
[ редактировать ]ONEE ( Национальное управление по электричеству и питьевой воде ) — электроэнергетическая компания и поставщик оптовой воды, которая производит 80 процентов питьевой воды в стране и продает большую часть ее государственным органам и частным концессионерам. Он также поставляет воду напрямую потребителям примерно в 500 средних и малых городах. ONEE также взяла на себя санитарные услуги более чем в 65 городах, где она распределяет питьевую воду к 2009 году, и, как ожидается, к 2017 году она возьмет на себя санитарные услуги в общей сложности в 191 городе. Кроме того, ONEE обеспечивает водой через колонки одну треть сельского населения, имеющего доступ к улучшенному источнику воды. ONEE («Национальное управление по электроэнергии и питьевой воде») было создано в результате альянса энергетической компании ONE и ONEP.
Прямое предоставление услуг муниципалитетами: Режи руководит
[ редактировать ]40 муниципалитетов в небольших городах обслуживают 3 процента городских потребителей водой ( директор Режи ) через «непрофессиональные и недостаточно финансируемые муниципальные департаменты». [27] Они также предоставляют услуги канализации в 280 городах (2003 г.).
Ассоциации
[ редактировать ]Марокканская ассоциация водоснабжения и санитарии ( Association Marocaine de l'Eau Potable et de l'Assainissement - AMEPA) является торговой ассоциацией, созданной в 1997 году для «решения предстоящих проблем и защиты интересов сектора». Он организовал ряд национальных и международных семинаров и конгрессов в Марокко. Он также участвует в международных конференциях. В 2009 году в него входило 120 членов, включая поставщиков услуг, подрядчиков, консалтинговые фирмы и профессиональные ассоциации . [34] Фасси Фихри , генеральный директор ONEP, с ноября был президентом AMEPA. [35]
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Тарифы и доступность
[ редактировать ]В Марокко существует сложная система тарифов и сборов за воду и санитарию, состоящая из большого набора тарифов на разных стадиях водного цикла : забор воды, оптовая продажа, розничная продажа, а также сбор, очистка и сброс сточных вод. [36] Городские тарифы дифференцируются по населению, объему потребления и типу использования (жилое, общественное, коммерческое и промышленное). Механизмы пересмотра городских тарифов, кроме того, различаются в зависимости от того, является ли поставщик услуг частным или государственным, при этом процесс для последнего более сложный и обременительный, чем для первого. В целом, уровень городских тарифов на воду высок по сравнению с другими странами Ближнего Востока и Северной Африки, что затрудняет их доступность для городской бедноты, подключенной к водопроводной сети. С другой стороны, этого недостаточно для полного возмещения затрат. 11% всех пользователей, включая значительную долю бедных пользователей как в городских, так и в сельских районах, получают воду бесплатно из колонок.
Плата за абстракцию . ONEE и Régies должны платить сборы ( отчисления ) за забор воды и сброс сточных вод бассейновым агентствам. Эти сборы были введены на основании Закона о воде 1995 года. Их уровень низок, что не позволяет бассейновым агентствам покрывать свои собственные административные расходы, не говоря уже о содействии финансированию инвестиций поставщиков услуг, как это предусмотрено законом. С момента их введения уровень сборов не корректировался, так что с поправкой на инфляцию стоимость и без того низкого сбора еще больше снизилась.
Оптовые тарифы на воду . ONEE взимает тарифы за поставку оптовой воды частным операторам и Régies. Эти тарифы пересматриваются правительством вместе с тарифами Régies и розничными тарифами ONEE на воду и канализацию. Тарифы на оптовую воду различаются в разных городах с учетом производственных затрат. Например, оптовые тарифы на воду в Касабаланке, где поставщик услуг является частным, в два раза выше, чем в соседнем городе Сеттат. [37] Существует специальный налог в размере 5% на оптовую продажу воды для финансирования программы сельского водоснабжения. ПЕЙДЖЕР. [38] а также еще один, более важный подоходный налог для финансирования водоснабжения в малых городах.
Розничные тарифы на воду . Та же структура розничных тарифов применяется по всей стране. Тарифы на воду и канализацию в Марокко имеют структуру повышающихся блочных тарифов, при которой тариф за кубический метр повышается по мере роста потребления. Тариф для населения состоит из четырех блоков: самый низкий применяется к потреблению менее 6 м³ в месяц, а самый высокий – к потреблению свыше 40 м³ в месяц. Однако уровень розничных тарифов варьируется от одного населенного пункта к другому. Услуги колонок, обычные для городской бедноты, обычно бесплатны. Коммунальные предприятия отправляют счета местным органам власти. В некоторых случаях управление колонкой было поручено садовнику , который управляет краном и взимает плату с пользователей. Согласно отчету Всемирного банка, бесплатные услуги по колонке ориентированы на интересы бедных слоев населения. Но они также становятся все более неустойчивыми для операторов, как с точки зрения потерь воды (до 40 процентов), так и с точки зрения отсутствия доходов. Операторы выступают за продвижение индивидуальных подключений с целью укрепления своей доходной базы. [39]
В 2006 году по всей республике были повышены розничные тарифы на воду и канализацию за счет уменьшения размера первого блока повышающего блочного тарифа с 8 до 6 кубометров в месяц и увеличения фиксированной части счета. Объемный тариф по каждому тарифному блоку остался неизменным. Эти изменения были эквивалентны повышению тарифа на 11% (проверка).
После повышения средний тариф на воду колебался от 3,20 дирхама за м3 (0,29 доллара США) в Мекнесе до 7,18 дирхама за м3 (0,66 доллара США) в Касабланке. Тариф на канализацию варьировался от 0,59 дирхама за м3 (0,05 доллара США) в Уджда до 1,64 дирхама за м3 (0,15 доллара США) в Марракеше. [40] В 2002 году было решено, что тарифы на канализацию в малых городах, обслуживаемых ОНЭП, должны стать едиными для всех городов и использовать блочную структуру. Средний тариф ONEP на канализацию в 2009 году составлял 1,50 дирхама за м3. Хотя в 2004 году было принято решение повысить тариф на канализацию до 2,00 дирхама за м3. Однако исполнение этого решения затянулось, и до 2009 года тарифы на канализацию повышались только в одном городе. Тем не менее, в 2009 году предусмотрено повышение до 2,20 дирхама за м3. [41]
Плата за подключение . В городских районах единовременная плата за подключение воды и канализации выплачивается соответствующему поставщику услуг. Уровень платы определяется по формуле, которая учитывает длину водопроводной и канализационной сети в городе, а также длину фасада каждого объекта недвижимости (плата за подключение к воде, взимаемая ОНЭП, называется налогом Riveraine ) или площади объекта недвижимости (все платы за подключение, взимаемые Régies и частными операторами, а также плата за подключение к канализации, взимаемая ONEP, все вместе называется Participation au Premier Etablissement или PPE). Эти сборы не включают затраты на фактическое подключение к уличной линии связи, которые бенефициар должен оплатить самостоятельно. Как и в других странах, он также не покрывает расходы на установку водопровода внутри объекта недвижимости. Плата за подключение к сети водоснабжения и канализации является основным источником финансирования поставщиков услуг. В то же время их высокий уровень является препятствием для расширения сети, несмотря на политику, позволяющую бедным потребителям оплачивать часть платы за подключение в рассрочку, которая добавляется к ежемесячному счету за воду на срок до 7 лет ( разветвления sociaux ). Эти трудности иллюстрируются примером Касабланки, где была установлена первоначальная годовая цель в 10 000 социальных связей, но ежегодно до 2006 года реализовывалось только 1250. [42] Национальная инициатива человеческого развития отменяет плату за подключение для отдельных бедных городских кварталов. [43]
В 2004 году средняя плата за подключение варьировалась от 220 до 500 долларов США за воду и от 880 до 1650 долларов США за канализацию. [44] Однако, по данным другого источника, в 2008 году плата за подключение к канализации, взимаемая ONEP, составляла всего 1600 дирхамов (около 145 долларов США). [45]
Доступность . По данным Национального обследования уровня жизни домохозяйств 1998/99 года, общие расходы на водоснабжение оцениваются в 84,8 дирхамов на человека в год в городских районах и 147,4 дирхамов на человека в год в сельских районах, или 1,8 и 2,9 процента от среднего общего объема расходов на душу населения. [46]
Возмещение затрат
[ редактировать ]Возмещение затрат в этом секторе остается проблемой. ONEE номинально финансово автономен благодаря своим тарифным доходам, но он получает инвестиционные субсидии в размере 150 миллионов дирхамов в год на сельское водоснабжение, а половина его инвестиций в канализацию финансируется из государственного бюджета и муниципалитетов. [47] В своих доходах регистрам приходится в значительной степени полагаться на плату за подключение. [48]
Инвестиции
[ редактировать ]Инвестиции в сектор водоснабжения и канализации существенно увеличились в период с 2003 по 2005 год. В городском водоснабжении они увеличились с 0,9 млрд дирхамов до 1,5 млрд дирхамов, в сельском водоснабжении с 0,5 млрд дирхамов до 0,8 млрд дирхамов, в производстве воды с 0,3 млрд до 0,6 млрд дирхамов. а в сфере канализации – с 1,1 до 2,8 млрд дирхамов. Общий объем инвестиций увеличился вдвое с 2,8 млрд дирхамов (337 млн долларов США) до 5,7 млрд дирхамов (687 млн долларов США). [49] Таким образом, инвестиции на душу населения в водоснабжение и канализацию составили 21 доллар США на душу населения в год, что является относительно высоким уровнем по сравнению с другими странами со средним уровнем дохода.
Финансирование
[ редактировать ]Инвестиции финансируются за счет тарифных поступлений, различных субсидий и трансфертов (грантов и льготных кредитов) внешних партнеров. Однако существуют и значительные перекрестные субсидии. Например, оптовые тарифы на воду, взимаемые ONEE с частных концессионеров и компаний Régies, превышают производственные затраты. Избыток используется для перекрестного субсидирования деятельности ONEE в сфере сельского водоснабжения и канализации, где тарифы не покрывают затраты.
Кроме того, согласно исследованию Всемирного банка, проведенному в 2008 году, существует перекрестное субсидирование в размере около 1 миллиарда дирхамов от потребителей электроэнергии, с которых взимаются тарифы на распределение, превышающие затраты. Это позволяет концессионерам и Régies получать доходы, необходимые для оплаты завышенных тарифов на оптовую воду, что, в свою очередь, позволяет ONEE перекрестно субсидировать сельское водоснабжение и канализацию на сумму, которая также составляет около 1 миллиарда дирхамов. [50]
Внешнее сотрудничество
[ редактировать ]Внешнее сотрудничество играет важную роль в марокканском секторе водоснабжения и санитарии. Внешние партнеры предоставляют инвестиционное финансирование и техническую помощь. Начиная с 2002 года Африканский банк развития, Европейский Союз, а затем Всемирный банк также предоставляли бюджетную поддержку, связанную с выполнением определенных политических условий. Основными внешними партнерами в этом секторе, помимо трех названных выше, являются Франция, Германия и Япония. Другими внешними партнерами являются Бельгия, Исламский банк развития, Кувейт, Люксембург, Испания и США.
Внешние партнеры все чаще работают вместе для финансирования совместных программ, а не для финансирования конкретных проектов. Примером может служить программа сельского водоснабжения PAGER, инициированная в 1995 году и поддержанная Бельгией, Европейским Союзом, Францией, Германией, Японией, Кувейтом, Люксембургом и Всемирным банком. [38] Более свежий пример – поддержка Национальной программы санитарии Европейским Союзом, Францией и Германией.
Африканский банк развития
[ редактировать ]Африканский банк развития (АфБР) профинансировал девять проектов по обеспечению питьевой водой в Марокко с 1978 года. Общая сумма его финансирования в этом секторе до 2006 года составляла 180 миллионов долларов США, принося пользу 20 марокканским городам, в частности Танжеру . Текущие проекты, все реализуемые ONEP, включают девятый проект питьевого водоснабжения и санитарии, оцененный в 2006 году, который приносит пользу сельскому населению в четырех провинциях и предусматривает очистку сточных вод в трех городах ( Хурибга , Уэд-Зем и Буджаад ). [51] и десятый проект питьевого водоснабжения, одобренный в 2008 году, который поддерживает снабжение питьевой водой в Хенифре , Таунате , Сеттате , Марракеше и Тамесне , а также в соседних небольших городах. [52] В 2003 году АфБР предоставил кредит на программу адаптации водного сектора. В 2012 году АфБР одобрил кредит в размере 157 миллионов долларов США для финансирования проекта водоснабжения региона Марракеш совместно с AFD (68,7 миллиона долларов США), ONEE и Office Chérifien des Phosphates (OCP), каждый из которых предоставил 66,8 миллиона долларов США. Он будет финансировать перекачку воды из плотины Аль-Массира для питьевого водоснабжения, туризма и горнодобывающей промышленности. Ожидается, что проект будет завершен в 2017 году.
Евросоюз
[ редактировать ]Европейский Союз поддерживает сектор посредством грантов, а также кредитов Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). ЕИБ поддержал проекты водоснабжения и канализации в шести городах (Марракеш, Сеттат, Мекнес, Агадир, Ужда и Фес), а также в ряде небольших городов. В период с 1997 по 2006 год он предоставил 10 кредитов на общую сумму 283 миллиона евро. В 2006 году он утвердил еще один кредит в размере 40 миллионов евро на канализацию в бассейне Себу, сильно загрязненной реки, где Фес и Мекнес . расположены [53] В 2002 году Европейский Союз предоставил Марокко грант в размере 120 миллионов евро для поддержки первой программы адаптации водного сектора Марокко, направленной на рационализацию управления водными ресурсами. [54] Конкретными целями программы были эффективная реализация Рамочного закона о воде 1995 года, снижение расходов государственного бюджета и повышение эффективности отраслевых институтов. [55]
Франция
[ редактировать ]Водоснабжение и канализация являются ключевым направлением сотрудничества Франции и Марокко в целях развития. В 2007 году Французское агентство развития (AFD) поддержало проекты на сумму 130 миллионов евро по городскому и сельскому водоснабжению и 145 миллионов евро по канализации. Географически проекты сосредоточены в бассейне реки Себу, в Агадире и Надоре . [56] В Надоре французская помощь оказывается через кредит, утвержденный в 2007 году, на очистку сильно загрязненной лагуны Надора, самой большой лагуны в Средиземноморье. План очистки залива вдохновлен аналогичным опытом во Франции ( Contrats de Baie ), в рамках которого различные общественные деятели работают вместе для достижения общей цели по очистке прибрежного залива. [57]
Германия
[ редактировать ]Германия поддерживает марокканский водный сектор с начала 1980-х годов и была одной из первых доноров, поддержавших усилия марокканского правительства по расширению доступа к канализации в малых и средних городах в начале 1990-х годов. Немецкие проекты помощи администрируются KfW, отвечающим за инвестиционные проекты, GTZ, отвечающим за техническое сотрудничество, и InWent, отвечающим за обучение. В 2009 году общий объем одобренных и текущих инвестиционных проектов, поддержанных KfW, составил 407 миллионов евро, все они были реализованы ONEP в малых и средних городах и сельской местности. [58] GTZ поддерживает Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды и три бассейновых агентства ( Тенсифт , Сус-Масса и Ум-эр-Рбия) в улучшении интегрированного и устойчивого управления водными ресурсами. Проект стоимостью 12 миллионов евро был начат в 2008 году и планируется завершить в 2017 году. [59]
Исламский банк развития
[ редактировать ]В 2006 году Исламский банк развития предоставил два кредита на сумму 270 миллионов дирхамов (около 27 миллионов евро) на водоснабжение. Проекты выполняются ONEP. [60]
Япония
[ редактировать ]С 1994 года JBIC предоставил ONEP кредиты на сумму 3,6 миллиарда дирхамов. В 2008 году JICA предоставило Марокко кредит в размере 13,6 миллиардов иен (около 90 миллионов евро) для финансирования проектов сельского водоснабжения в провинциях Шефшауэн , Таунат и Хенифра . [61] Проект принесет пользу 408 деревням (дуарам) с населением 241 335 человек и будет реализован до 2013 года. Это самый важный кредит, предоставленный JICA и его предшественником JBIC для ONEP. [62]
Испания
[ редактировать ]Правительство Испании поддерживает ряд проектов водоснабжения и канализации в Марокко. Проект сельского водоснабжения и канализации стоимостью 15 миллионов евро, реализуемый ONEP в провинциях Альхусемас , Надор , Таунат и Тазаанд, был одобрен в 2006 году. [63] В области управления водными ресурсами он поддерживал бассейновое агентство реки Луккос в период с 2003 по 2009 год. [64] а также бассейновое агентство реки Молуя в 2006/07 году. [65]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]USAID поддерживал улучшение управления водными ресурсами в бассейне Сус-Маса в период с 1999 по 2005 год. [66]
Всемирный банк
[ редактировать ]В 2009 году активный портфель Всемирного банка включал кредит в размере 60 миллионов долларов США на проект сельского водоснабжения и канализации, одобренный в 2005 году (реализованный ONEP), и грант в размере 7 миллионов долларов США от Глобального партнерства для оказания помощи, основанной на результатах, для расширения доступа в города. водоснабжению и канализации (реализуется Министерством внутренних дел). Он также включает кредит в размере 100 миллионов долларов США для поддержки Национальной инициативы человеческого развития, утвержденной в 2006 году, элементом которой является водоснабжение и канализация. [67] Всемирный банк также предоставил Марокко бюджетную поддержку в размере 100 миллионов долларов США в рамках кредита на развитие политики водного сектора, утвержденного в 2007 году. Он занимается марокканским сектором водоснабжения и санитарии с 1972 года, выполнив девять инвестиционных проектов с объемом кредитования, превышающим объем кредитования США. 500 миллионов долларов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Данные и оценки по Марокко» . Совместная программа мониторинга питьевого водоснабжения и санитарии ВОЗ и ЮНИСЕФ. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Королевство Марокко: Национальные дебаты по воде. Будущее воды – дело каждого, 2006, с. 3
- ^ Институт мировых ресурсов: Водные ресурсы и пресноводные экосистемы: Марокко. Архивировано 19 ноября 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Мохтар Бзиуи, ООН «Водные ресурсы Африки»: Национальный отчет о водных ресурсах Марокко за 2004 г. Архивировано 12 июня 2009 г. в Wayback Machine , ноябрь 2004 г., стр. 29-30
- ^ Jump up to: а б Global Water Intelligence : Марокко будет способствовать развитию сектора опреснения воды . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Королевство Марокко/Всемирный банк/KfW: Стратегический обзор национальной программы санитарии, май 2008 г., стр. 4
- ^ Global Water Intelligence : уход AFD вызывает удивление в Фесе , 16 декабря 2009 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ Global Water Intelligence: Марокканская столица рассматривает возможность увеличения возможностей повторного использования , январь 2009 г. Получено 22 декабря 2009 г.
- ^ Всемирный банк и KfW: Стратегический обзор Национальной программы санитарии, 2008 г., стр. 4, цитирует исследование Ксантулиса, Суди и Халаюна, 2001 г.
- ^ «Агадир открывает путь для ГЧП в марокканском опреснении» . Global Water Intelligence, июль 2014 г. Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с ВОЗ/ЮНИСЕФ: Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии: оценка охвата улучшением питьевой воды [ мертвая ссылка ] , 2008, со ссылкой на исследование 2003–2004 годов по вопросам здоровья населения и семьи Панарабского проекта по здоровью семьи (PAPFAM).
- ^ По оценкам Объединенной программы ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии, половина всех источников является защищенными, и поэтому эту половину можно считать улучшенным источником воды .
- ^ EPSF, Марокко 2003/2004 (PAPFAM)
- ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 17. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 70. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Клод де Мирас и Ксавье Годар: Концессионные компании в сфере коммунальных услуг в Марокко: питьевая вода, санитария и общественный транспорт , в: Méditerranée, № 106 (2006), с. 114-117
- ^ Национальное управление питьевой воды: презентация ONEP . Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство оборудования и транспорта: ВОДНЫЕ БАССЕЙНОВЫЕ АГЕНТСТВА. Архивировано 1 мая 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ La Vie Eco: Lydec, Amendis, Rédal…, мультисервисная модель, дублированная во всех регионах Королевства. Архивировано 1 января 2010 г. в Wayback Machine , 21 сентября 2009 г. Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ «ONE и ONEP объединяются под знаменем ONEE» . Лабасс.нет . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Организация Объединенных Наций: Церемония награждения ООН за государственную службу, Отчет о второй церемонии награждения, 23 июня 2004 г., Нью-Йорк . Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ Абдельбикр Захуд, государственный секретарь по водным ресурсам: Презентация PAGER в ООН , 2004 г., слайд 18. Получено 21 октября 2009 г.
- ^ Сегодня Марокко: Пейджер: питьевая вода для всех . Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ Государственный секретарь по водным ресурсам: ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УЛУЧШЕНИЯ PAR LE PAGER . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Субсидии для бедных: инновационный подход к оказанию помощи, основанный на результатах, предоставление базовых услуг бедным пригородным районам в Марокко Ксавье Шово де Бошен и Пьер Мантовани, 2009 г.
- ^ «Глобальное партнерство по помощи, основанной на результатах – Дополнительная подробная информация о проекте OBA в Марокко» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические изменения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004 г., стр. 4-5. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Государственный секретариат по водным ресурсам: ДЕКРЕТ № 2-96-158 ОТ 8 января 1417 г. (20 ноября 1996 г.), КАСАЮЩИЙСЯ СОСТАВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ВОДНОГО И КЛИМАТИЧЕСКОГО СОВЕТА . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 23 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Мохамед Хачми, Государственный секретариат по водным ресурсам и окружающей среде: Агентства гидравлических бассейнов и управление водными ресурсами , 8–9 июля 2009 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ Biladi.ma: Коммунальная хартия Марокко: Палата советников принимает законопроект. Архивировано 8 июля 2012 г. на archive.today . Проверено 5 октября 2009 г.
- ^ Lydec: Карта посещения. Архивировано 14 июня 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2009 г.
- ^ «Группа Veolia: Короче говоря». [1] Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Аверда выигрывает тендер в городе Рабат» . Строительная неделя . 22 июня 2015 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Марокканская ассоциация водоснабжения и санитарии ( Ассоциация Марокко de l'Eau Potable et de l'Assainissement - AMEPA) . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 4 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ ONEP: Г-н Али Фасси Фихри, генеральный директор ONEP, переизбран президентом Марокканской ассоциации питьевой воды и санитарии (AMEPA) по итогам ее Генеральной ассамблеи , 25 января 2006 г. Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ Матильда Теннесон и Доминик Рожа: ЦЕНЫ НА ВОДУ В МАРОККО: КАК СЛУЖИТЬ РАЗЛИЧНЫМ ПРИЧИНАМ? , Современная Африка, Специальное дело № 205 2003/1. Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ The Economist: Вода и электричество: настоящая головная боль. Архивировано 7 марта 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Государственный секретариат по водным ресурсам: УЛУЧШЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ С ПЕЙДЖЕРОМ . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 18. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Королевство Марокко: Стратегический обзор Национальной программы санитарии, Всемирный банк/KfW, 2008, стр. 101
- ^ Отчет ONEP о деятельности в области санитарии, 25 ноября 2009 г., слайд 41.
- ^ Клод де Мирас, Жюльен Ле Телье, Аад Бенмансур: Марокканская модель управления питьевой водой , презентация в Сарагосе, март 2007 г., слайд 5
- ^ Клод де Мирас, Жюльен Ле Телье, Аад Бенмансур: Марокканская модель управления питьевой водой , презентация в Сарагосе, март 2007 г., слайд 12
- ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 77. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Королевство Марокко: Стратегический обзор Национальной программы санитарии, Всемирный банк/KfW, 2008, стр. 9
- ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 28. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Королевство Марокко: Программный контракт между государством и ONEP на 2008-2010 гг., октябрь 2008 г., стр. 10
- ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 58. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Стратегический обзор ПНА, 2008, стр. 10
- ^ Королевство Марокко: Механизмы и потоки финансирования водного сектора, Всемирный банк, апрель 2008 г., стр. xi
- ^ Африканский банк развития : ДЕВЯТЫЙ ПРОЕКТ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И САНИТАРИИ: ОТЧЕТ ОЦЕНКИ. Архивировано 22 февраля 2012 г. в Wayback Machine , 2006 г.
- ↑ Африканский банк развития : АфБР утверждает 10-й проект снабжения питьевой водой в Марокко , 19 ноября 2008 г.
- ^ Европейский инвестиционный банк : Ссуды Марокко на водоснабжение и канализацию. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Maroc Hebdo International: ЕС финансирует программу адаптации водного сектора Марокко , № 499, 22–28 февраля 2002 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ Делегация Европейской комиссии в Марокко: ПРОГРАММА СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ВОДНОГО СЕКТОРА В МАРОККО. Архивировано 12 июля 2007 г. в Wayback Machine , без даты. Проверено 20 октября 2009 г.
- ↑ Французское агентство развития: AFD и Марокко: пятнадцать лет партнерства , 2007. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ Французское агентство развития: AFD И ВОДА В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, Экнадре в МАРОККО - ПЛАН ОЧИСТЕНИЯ ЛАГУНЫ НАДОР, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД , 2008 г.
- ^ Deutsche Industrie- und Handelskammer в Марокко: Финансовое сотрудничество с Королевством Марокко в области водоснабжения и канализации. [ постоянная мертвая ссылка ] , Кристоф Кригер, 2009. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ Deutsche Industrie- und Handelskammer в Марокко: Поддержка программы комплексного управления водными ресурсами - AGIRE [ постоянная мертвая ссылка ] , Кристин Вернер, 2009 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ↑ ONEP: Communiqués de Presse ONEP , 4 января 2006 г. Проверено 20 октября.
- ^ Сегодня Марокко ONEP-JBIC: кредит в размере 908 миллионов дирхамов. Архивировано 6 апреля 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 19 октября 2009 г.
- ^ ОНЭП . Проверено 19 октября 2009 г.
- ^ Испанское агентство по международному развитию и сотрудничеству: Поддержка ONEP в его программе сельского питьевого водоснабжения и санитарии. Поддержка ONEP в его программе питьевого водоснабжения и санитарии. Сельская санитария. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Испанское агентство по международному сотрудничеству в области развития: Институциональное укрепление с точки зрения комплексного управления водными ресурсами посредством поддержки организации бассейна Лукос. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Испанское агентство по международному сотрудничеству в целях развития: Поддержка агентства Мулуйя. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ USAID Марокко: Информационный листок программы: Улучшение управления водными ресурсами в бассейне реки Сусс-Масса. Архивировано 16 ноября 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ Всемирный банк : Проекты по поиску воды и санитарии в Марокко . Проверено 11 октября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Беатрис Аллен-Эль-Мансури: Уступка частному сектору в управлении питьевой водой и жидкими санитарными условиями в Марокко или Город подвергается испытанию на хорошее управление , Центр Жака Берка (Рабат), 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королевство Марокко: Государственный секретариат Министерства энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды, ответственный за водные ресурсы и окружающую среду - Государственный секретариат водных ресурсов и окружающей среды.
- Национальная компания питьевой воды (ONEP) - Национальная компания питьевой воды
- Лайдек
- Национальная инициатива человеческого развития (INDH) - Национальная инициатива человеческого развития
- Климатические данные Северного Марокко