Jump to content

Водоснабжение и канализация в Марокко

Водоснабжение и канализация в Марокко
Данные
Водообеспеченность (широкое определение) ( улучшенный источник воды ) 82% (2011 г.) [1]
Охват санитарными услугами (широкое определение) ( улучшение канализации ) 70% (2011 г.) [1]
Непрерывность поставок 50%
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) н/д
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$
Доля бытовых приборов учета очень высокий
Ежегодные инвестиции в ВСС 22 доллара на душу населения (2005 г.)
Доля самофинансирования коммунальных предприятий низкий
Доля налогового финансирования н/д
Доля внешнего финансирования высокий
Учреждения
Децентрализация в пользу муниципалитетов Да, для крупных городов
Национальная компания водоснабжения и канализации Да, для объемного водоснабжения и небольших городов
Регулятор водоснабжения и канализации Никто
Ответственность за разработку политики Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды
Отраслевое право Закон о водных ресурсах, но нет специального закона о водоснабжении и канализации.
Количество поставщиков городских услуг 17 (ONEE, 4 частных оператора и 12 местных коммунальных предприятий)
Количество сельских поставщиков услуг н/д

Водоснабжение и канализация в Марокко обеспечивается широким спектром коммунальных услуг. Они варьируются от частных компаний в крупнейшем городе Касабланке , столице Рабате , Танжере и Тетуане, до государственных коммунальных предприятий в 13 других городах, а также национальной компании по электроснабжению и водоснабжению (ONEE). Последний отвечает за водоснабжение вышеупомянутых предприятий, водоснабжение примерно в 500 малых городах, а также канализацию и очистку сточных вод в 60 из этих городов.

За последние пятнадцать лет произошли существенные улучшения в доступе к водоснабжению и, в меньшей степени, к канализации. [ когда? ] Остающиеся проблемы включают низкий уровень очистки сточных вод (очищается только 13% собранных сточных вод), отсутствие подсоединения домов в беднейших городских кварталах и ограниченную устойчивость сельских систем (по оценкам, 20 процентов сельских систем не функционируют). В 2005 году была одобрена Национальная программа санитарии, целью которой является очистка 60% собранных сточных вод и подключение 80% городских домохозяйств к канализации к 2020 году. Проблема отсутствия водоснабжения для некоторых городских бедняков решается в рамках Национальной программы санитарии. Инициатива человеческого развития , в рамках которой жители неформальных поселений получили право собственности на землю и отменили плату, которая обычно взимается за коммунальные услуги за подключение к сети водоснабжения и канализации.

Водные ресурсы

[ редактировать ]

Традиционные водные ресурсы

[ редактировать ]

В Марокко имеется около 22 миллиардов кубических метров традиционных возобновляемых водных ресурсов в год, что эквивалентно 730 кубическим метрам на душу населения в год. Если не принимать во внимание засушливые годы 1990-х и 2000-х годов, общие возобновляемые водные ресурсы оценивались намного выше и составляли около 29 миллиардов кубических метров. [2] [3] Однако экономически можно уловить только до 20 миллиардов кубических метров в год ( мобилизуемые ресурсы ), включая 16 миллиардов м3 поверхностных вод и 4 миллиарда м3 подземных вод. В Марокко имеется около 100 плотин разного размера с общей емкостью 15 миллиардов кубических метров. Было подсчитано, что в 2004 году было изъято около 13,5 млрд м3, или около 67% имеющихся ресурсов. 83% изъятий предназначались для сельского хозяйства и 17% для муниципального и промышленного использования. [4] Однако водные ресурсы не разделены поровну в пространстве и времени: большая часть водных ресурсов доступна на Севере, а количество осадков ограничивается зимой. Кроме того, качество водных ресурсов ухудшается из-за загрязнения, особенно в бассейне Себу.

Снежный покров в Атласских горах , где берут начало большинство крупных рек Марокко, является важным хранилищем водных ресурсов.

Марокко разделено на семь крупных речных бассейнов и ряд более мелких бассейнов. Семью основными бассейнами с севера на юг являются река Луккос , река Мулуя , река Себу , река Бу-Регрег , река Ум Эр-Рбия , река Тенсифт и бассейн Сус-Масса-Драа . За исключением реки Луккос, все эти реки берут начало в Атласских горах . В Марокко имеется несколько межбассейновых перетоков , наиболее важными из которых являются канал Рокейд из бассейна Ум Эр-Рбиа в бассейн Тенсифт возле Марракеша, переброска из недалеко от устья реки Ум-эр-Рбия в Касабланку и переезд от реки Бурегрег также в Касабланку. Существуют предварительные планы реализации крупного проекта по переброске воды с севера на юг со средней пропускной способностью около 2,74 миллиона кубических метров в день (0,75 миллиарда м3 в год) на расстояние 500–600 км от бассейна реки Себу до бассейна Тенсифт, испытывающего дефицит воды. . [5]

Использование воды для муниципальных и промышленных нужд в 2003 году составило около 2,28 млрд м3, из которых 0,7 млрд м3 (31%) приходилось на подземные воды и 1,58 млрд м3 (69%) на поверхностные воды. [4] Ресурсы подземных вод чрезмерно эксплуатируются в некоторых частях страны, в частности в районе Су-Масса на юге, где орошение является преобладающим потребителем воды.

Очистка и повторное использование сточных вод

[ редактировать ]

ограничено На данный момент в Марокко запланированное повторное использование очищенной воды , поскольку только 21% собранных сточных вод подвергается какой-либо очистке. [ нужна ссылка ] В 2009 году в Марокко действовало более 100 очистных сооружений, которые в основном обслуживали малые и средние города, расположенные во внутренних районах или в стране. Первые очистные сооружения в Марокко были построены небольшими муниципалитетами с использованием широкого спектра технологий. Из-за ограниченных финансовых и технических возможностей этих муниципалитетов практически все эти 28 заводов прекратили работу вскоре после завершения строительства. Это привело к принятию в 2000 году решения о постепенной передаче ответственности за санитарию в малых и средних городах национальному коммунальному предприятию ОНЭП. [6] В 2009 году последний построил или находился в процессе строительства 43 установок, в основном с использованием технологии стабилизационного пруда , а также одну установку с активным илом и несколько установок для капельных фильтров . Опыт эксплуатации этих электростанций лучше, чем у муниципальных электростанций, отчасти потому, что преобладающая технология – стабилизационные пруды – не требует электричества. Более низкие эксплуатационные расходы делают его менее уязвимым к сбоям в случае перенапряжения операционных бюджетов. В крупных городах лишь очень немногие муниципальные предприятия (Régies) имеют очистные сооружения. Их послужной список в эксплуатации неоднозначен: электростанция, которой управляет коммунальное предприятие Агадира, работает хорошо, в то время как электростанции, эксплуатируемые коммунальными предприятиями Бени-Меллаля и Надора, не работают. Эти заводы используют технологию активного ила, которая требует электроэнергии. В 2009 году коммунальное предприятие Мараккеша строило крупную электростанцию, а коммунальное предприятие Феса проводило тендер на строительство завода. Этот процесс потерпел неудачу, когда французское агентство развития AFD и Европейский инвестиционный банк отозвали финансирование завода, сославшись на несоблюдение тендерных процедур в качестве причины. [7]

По сравнению с общим потреблением воды в Марокко, оборотная вода может обеспечить лишь часть растущих потребностей страны в воде. Кроме того, не существует нормативной базы для повторного использования воды и установленной системы возмещения затрат на очищенную воду от пользователей. Крупнейший в стране проект повторного использования воды в настоящее время строится в Марракеше, где очищенная вода с завода производительностью 90 000 м3/день будет повторно использоваться в первую очередь для орошения полей для гольфа. Третичная очистка и сеть распределения очищенной воды будут финансироваться частными инвесторами. Redal, коммунальное предприятие, обслуживающее Рабат, в 2009 году проводило исследование по оценке возможности повторного использования сточных вод для орошения зеленых насаждений в городе. [8] Помимо этого, с 1980-х годов было реализовано несколько разрозненных небольших пилотных проектов повторного использования, некоторые из которых были заброшены. Среди устойчивых проектов – проект орошения полей для гольфа в Бен-Слимане, действующий с 1997 года, с производительностью 5600 кубических метров в день. [9] В 2009 году в Агадире был запланирован крупный проект повторного использования воды для орошения поля для гольфа и муниципальных садов расходом 50 000 кубических метров в день. В 2009 году также осуществлялись два проекта по прямому плановому повторному использованию в сельском хозяйстве в Уджда и Бени-Меллаль. Эти проекты финансируются Национальным экологическим фондом и добавят финансирование предприятиям. В 2009 году водный департамент Государственного секретариата по водным ресурсам и окружающей среде провел национальное исследование по повторному использованию воды.

Опреснение

[ редактировать ]

Марокко все чаще рассматривает опреснение морской воды как источник удовлетворения своих растущих потребностей в воде для питья, промышленности и горнодобывающей промышленности. Государственный секретарь по вопросам воды и окружающей среды заказал исследование по опреснению воды, которое должно быть завершено к концу 2009 года. Среди прочего, исследование предусматривает строительство очень крупной новой опреснительной установки в регионе Касабланки мощностью около 685 000 м3/день (250 миллионов м3/год), или более 10% от общего потребления муниципальной воды в Марокко. [5]

В мае 2014 года национальная коммунальная компания ONEE подписала контракт на строительство-эксплуатацию-передачу участка площадью 100 000 м2. 3 /день Установка по опреснению морской воды обратным осмосом в Агадире , созданная консорциумом испанской фирмы Abengoa Water и инвестиционного фонда InfraMaroc. Проект готовился семь лет. Оплата производится в местной валюте, и консорциум под руководством Абенгоа был единственным, кто подал заявку на участие в проекте, который другие фирмы сочли слишком рискованным. [10]

В 2011 году 82% населения Марокко имели доступ к улучшенному источнику воды . В частности, это означает, что 59% марокканцев имели доступ к водопроводу в своем доме или во дворе своего дома. [1] По состоянию на 2004 год для 11% основным источником водоснабжения был общественный колонок, для 5,6% - защищенный колодец. 1,5% марокканцев, в основном проживающих в сельской местности, полагались на сбор дождевой воды в качестве основного источника воды. 7% собирают воду из родников. По оценкам, половина этих источников, снабжающих 3,5% населения, находится под охраной. Все вышеперечисленные источники рассматриваются ВОЗ как источники воды улучшенные , в результате чего их общее количество составляет 82%. [11]

18% населения не имели доступа к улучшенному источнику воды. Эта доля распределяется следующим образом: 1%, как в городской, так и в сельской местности, использовали воду из цистерн в качестве основного источника воды. 7% собирали воду из незащищенных общественных колодцев и 4% - из незащищенных частных колодцев внутри своего дома или двора. 2,5% брали воду непосредственно из рек и открытых водоемов. По оценкам, еще 3,5% использовали незащищенный источник в качестве основного источника водоснабжения, так что в общей сложности 18% населения не имели доступа к улучшенному источнику воды. [11]

В сельской местности женщины стирают одежду, как показано здесь, на реке Дадес . С увеличением доступа к водопроводной воде и колонкам эта практика стала менее распространенной.
ВОДА Городской Деревенский Общий
Нажмите внутри дома 82.6% 18.1% 58.3%
Нажмите во дворе 2.6% 1.7% 2.2%
Бутилированная вода 0.6% 0.3% 0.5%
стояк 10.8% 11% 10.9%
Защищенные скважины 0.8% 13.5% 5.6%
Открытые скважины 1% 26.6% 10.7%
Весна [12] 0.9% 17.2% 7.1%
Река или ручей 0.0% 5.4% 2.0%
Водохранилище плотины 0.0% 0.3% 0.1%
Сбор дождевой воды 0.0% 4.0% 1.5%
Автоцистерна 0.6% 1.5% 0.9%
Другие 0.1% 0.4% 0.2%
ОБЩИЙ 100% 100% 100%

Источник: Исследование здоровья населения и семей , 2004 г. [13]

Что касается санитарных условий, то в 2011 году 83% городского населения и 52% сельского населения имели доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам. 14% городского населения пользовались общими туалетами, что не считается улучшенными санитарными условиями. 6% сельского населения пользовались общими туалетами, а 38%, по оценкам, испражнялись под открытым небом. [1] Именно беднейшие слои населения не имеют доступа к канализации: исследование Всемирного банка 2004 года отметило, что «канализация полностью отсутствует в пригородных районах второстепенных городских центров. Трущобы, разбросанные по более крупным мегаполисам, также лишены доступа к канализации». сеть сбора средств, усиливая риски для здоровья и стигму бедности в этих районах». [14]

Качество обслуживания

[ редактировать ]

Водоснабжение непрерывное практически во всех средних и крупных городских центрах. [15] В городе Лаюн , который обслуживается опреснительной установкой морской воды, мощности которой недостаточно для снабжения всего города, в 2010 году подача воды была прерывистой. Только около 21 процента собранных сточных вод очищается перед сбросом в окружающую среду. [ нужна ссылка ]

История и последние события

[ редактировать ]

Предоставление частных услуг во время протектората

[ редактировать ]

Во время французского протектората , начиная с 1912 года, водоснабжение и канализация во многих крупных городах Марокко находились в ведении концессии частной компании Société Marocaine de Distribution d'eau, de gaz et d'electricité (SMD). SMD, консорциум, возглавляемый Lyonnaise des Eaux, предоставлял услуги в Касабланке, Рабате, Сале, Танжере и Мекнесе. С 1950 года SMD также руководила жизненно важным проектом по перекачке воды: поставка воды из реки Ум-эр-Рбия в Касабланку. Массовое водоснабжение других городов, которые не могли обеспечить себя из местных источников воды, входило в обязанности государственной компании под названием Régie d'exploitation industrielle du Protectorat (REIP), созданной в начале 1930-х годов. [16] Таким образом, основы для двух важных элементов сегодняшнего сектора водоснабжения и канализации – частных концессий на распределение воды в крупных городах и национальной государственной компании по оптовому водоснабжению – были заложены уже во времена протектората.

Национализация после обретения независимости

[ редактировать ]

После обретения независимости в 1956 году системы водоснабжения были национализированы и переданы государственным компаниям в крупных городах, так называемым Régies . Система водоснабжения от реки Ум Эр-Рбия до Касабланки осталась в руках частного концессионера SMD. [16] Водоснабжение остальной части страны было поручено новой национальной компании водоснабжения, созданной в 1972 году, — Национальному управлению питьевой воды (ONEP). [17]

Новый закон об управлении водными ресурсами и программа сельского водоснабжения (1995 г.)

[ редактировать ]

В 1995 году был принят новый всеобъемлющий Закон о воде (Loi 10-95). Направленный на изменение акцента в управлении водными ресурсами с расширения предложения на управление спросом, в то время это считалось «сменой парадигмы». Он предусматривает меры по повышению эффективности водопользования, более эффективному распределению водных ресурсов и защите качества воды посредством применения принципов «платит пользователь» и «загрязнитель платит» . Закон также обеспечил правовую основу для создания бассейновых агентств по комплексному управлению водными ресурсами, вдохновленных примерами таких агентств во Франции и Испании, а также в других странах. В 1996 году было создано агентство Оум Эр-Рбиа как первое бассейновое агентство в Марокко. В 2000 году были созданы агентства в шести других крупных бассейнах страны. Однако бассейновым агентствам потребовалось много лет, и они до сих пор остаются относительно слабыми организациями. Спустя более десяти лет после принятия закона он все еще не реализован в полной мере. [18]

Также в 1995 году правительство запустило амбициозную Программу водоснабжения в сельской местности ( Program d'approvisionnement groupé en eau Potable des Population Des Populations - PAGER), чтобы решить проблему очень ограниченного доступа к питьевой воде в сельских районах. Программа осуществляется ONEP, чья ответственность была распространена с городских на сельские районы посредством программы (см. также ниже раздел «Инновационные подходы и передовая международная практика»).

Приватизация водоснабжения в конце 1990-х годов

[ редактировать ]

Подробную информацию см. в разделе «Приватизация водоснабжения в Марокко».

Поскольку у компании Régie, обслуживающей Касабланку, была плохая репутация, в середине 1990-х годов правительство решило привлечь частную компанию для управления городскими сетями водоснабжения, канализации и электроснабжения. Консорциум под названием Lydec, возглавляемый Lyonnaise des Eaux (ныне SUEZ), получил 30-летнюю концессию без конкурсного тендера в 1997 году. Концессия в Касабланке проложила путь для последующих концессий в Рабате , Танжере и Тетуане . В то время как концессия в Рабате была предоставлена ​​непосредственно Vivendi в 1998 году, концессии в Танжере и Тетуане были переданы в 2002 году после конкурсных торгов компании Amendis , дочерней компании Vivendi.

В 2000 году первоначальная 50-летняя концессия компании SMD, дочерней компании Lyonnaise, на поставку воды в Касабланку была продлена. [16]

Национальная программа санитарии

[ редактировать ]

В 2000 году в Закон ONEP были внесены поправки, включившие санитарию (очистку канализации и сточных вод) в мандат ONEP. В то же время впервые были введены тарифы на сточные воды ( redevance d'assainissement ), хотя и на очень низком уровне – менее 1 дирхама/м3, и была создана скромная программа субсидирования. В 2005 году эта политика была подкреплена более амбициозной Национальной программой санитарии ( Program National d'Assainissement - PNA).

Создание ONEE путем слияния ONEP и ONE

[ редактировать ]

Во время перестановок в кабинете министров после выборов 2007 года Министерство окружающей среды и водных ресурсов, с одной стороны, и Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности, с другой, были объединены в единое «Суперминистерство». В министерстве остается государственный секретарь, отвечающий за водные ресурсы и окружающую среду. Министерство окружающей среды и водных ресурсов было создано в 2002 году, объединив функции, которые ранее были разбросаны по нескольким министерствам.

В 2009 году Кабинет министров одобрил законопроект ( Loi 40 09 ), который предусматривает стратегический альянс ( перегруппировку ) между ONEP и национальной электроэнергетической компанией ONE. Цель состоит в том, чтобы распространить эффект масштаба при выставлении счетов и обслуживании, который уже достигнут в концессиях и управлениях в крупных городах, на другие районы страны. Законопроект основан на предложениях по реформе, которые были выдвинуты в различных исследованиях, в том числе в исследовании, проведенном консалтинговой фирмой McKinsey для Министерства внутренних дел в 2004 году. [19] В сентябре 2011 года законопроект был одобрен парламентом, и было создано новое учреждение — Национальное управление по электричеству и питьевой воде (ONEE). Бывший ОНЭП стал его «водным филиалом». [20]

Передовая международная практика и инновационные подходы

[ редактировать ]

Среди различных мероприятий в области водоснабжения и санитарии, начатых в Марокко за последние два десятилетия, программа сельского водоснабжения и санитарии PAGER была признана Организацией Объединенных Наций в качестве передового международного опыта. инновационный проект помощи, основанный на результатах, Кроме того, в 2007 году был начат направленный на расширение доступа к воде и санитарии.

Программа сельского водоснабжения ПЕЙДЖЕР

[ редактировать ]

В 2004 году национальная программа сельского водоснабжения PAGER получила Премию Организации Объединенных Наций за коммунальные услуги в категории «Улучшение результатов государственных услуг». Проект опирается на два основных принципа: использование простых технологий и участие бенефициаров на всех этапах проекта: от оценки потребностей до проектирования, реализации и оценки. Программа стоимостью 1 миллиард долларов США, начатая в 1995 году, направлена ​​на то, чтобы охватить 12 миллионов человек до 2010 года. Программа освободила женщин и детей от бремени ношения воды. [21] Оценка Всемирного банка 2001 года показала, что набор в школы в общинах-бенефициарах увеличился на 16%. [22]

По официальным данным и сообщениям марокканских СМИ, PAGER увеличил доступ к воде в сельской местности с 14% в 1995 году до 61% в 2004 году и 77% в 2006 году. [23] [24] Согласно данным опроса, доступ к домам в сельской местности увеличился с 10% в 1995 году до 20% в 2004 году. Согласно тем же данным опроса доступ к улучшенному источнику воды в сельской местности оставался постоянным в период с 1995 по 2004 год на уровне 58%. [11] Остается неясным, как можно согласовать данные опроса и данные PAGER.

Помощь, основанная на результатах, для расширения доступа к воде и санитарии

[ редактировать ]

В 2007 году частные концессионеры в Касабланке, Танжере и Тетуане, а также государственное предприятие водоснабжения Мекнеса начали реализацию пилотных проектов в области водоснабжения и санитарии на основе инновационного подхода к оказанию помощи, основанного на результатах . Цель состоит в том, чтобы обеспечить подключение к воде и канализации 11 300 домохозяйств в бедных, незонированных пригородных районах. Пилотные проекты являются частью Национальной инициативы человеческого развития и финансируются за счет гранта в размере 7 миллионов долларов США Глобального партнерства по помощи, основанной на результатах (GPOBA), которым управляет Всемирный банк. Впервые GPOBA, которая продвигает в первую очередь частный сектор, предоставила гранты государственному оператору водоснабжения. Средний уровень субсидий на одно подключение составляет 169 долларов США для водоснабжения и 606 долларов США для канализации. Средний уровень субсидии на одно подключение составляет 35 процентов. Операторы также разработали кампании по повышению осведомленности, чтобы люди знали о возможности подключения к канализации через команды, которые выезжают на рынки. В рамках подхода помощи, основанного на результатах, инвестиции предварительно финансируются концессионерами или коммунальными предприятиями, которые возмещаются GPOBA только после того, как процесс проверки подтверждает, что домохозяйства подключены к сети и получают адекватные услуги. По данным Всемирного банка, подход к оказанию помощи, основанный на результатах, помог улучшить процессы, преодолеть финансовые препятствия и мобилизовать партнерство заинтересованных сторон. [25] [26]

Обязанности сектора

[ редактировать ]

Ключевыми субъектами на политическом уровне в этом секторе являются Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды, отвечающее за управление водными ресурсами, и Министерство внутренних дел, отвечающее за водоснабжение и санитарию. На уровне предоставления услуг ключевыми участниками являются национальная электроэнергетическая и водопроводная компания ONEE, 3 частных оператора и 13 муниципальных коммунальных предприятий. Крупнейший город страны Касабланка обслуживается частным оператором Lydec. Помимо вышеперечисленных учреждений, за управление водными ресурсами отвечают семь бассейновых агентств. Однако эти институты все еще относительно слабы.

В целом для этого сектора характерна сложная и фрагментированная институциональная структура, которая, согласно отчету Всемирного банка за 2004 год, «препятствует формулированию всеобъемлющего общесекторального видения и установлению последовательных политических целей». [27]

Политика и регулирование

[ редактировать ]

Высшая политическая власть в водном секторе Марокко принадлежит Высшему совету по воде и климату ( Conseil Supérieur de l'Eau et du Climat ) под руководством премьер-министра и почетного президента короля. Он был создан в 1996 году, заменив ранее созданный в 1981 году Высший совет. В него входят представители всех министерств, занимающихся водными ресурсами, представители региональных правительств и ассоциаций водопользователей, а также ученые, профессиональные ассоциации и торговые ассоциации. Хотя в соответствии с указом об учреждении совет должен собираться один раз в год, последний раз он собирался в 2001 году. Его последнее предыдущее заседание состоялось в 1994 году. Согласно тому же указу функции секретариата совета обеспечивает Министерство общественных работ. . [28] Однако в 2002 году все функции, связанные с водой, были переданы от Министерства общественных работ вновь созданному Министерству водных ресурсов и окружающей среды.

В правительстве Марокко ответственность за водоснабжение и канализацию разделена между различными министерствами. Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды ( Ministère de l'Energie, des mines, de l'eau et de l'environnement ) отвечает за управление водными ресурсами и водоснабжение, а Министерство внутренних дел отвечает за надзора за водоснабжением и водоотведением, осуществляемыми коммунальными предприятиями. В рамках Министерства внутренних дел Управление по воде и санитарии (DEA) помогает местным органам власти в вопросах водоснабжения и санитарии и играет активную роль в планировании, реализации и поддержке эксплуатации базовой инфраструктуры водоснабжения и канализации. Управление коммунального хозяйства и концессий (DRSC), также входящее в состав Министерства внутренних дел, контролирует эффективность правил и концессий.

Обязанности некоторых секторов находятся в компетенции других министерств. Министерство общественного здравоохранения (Ministère de la santé publique, MSP) является основным регулятором качества воды в секторе, отвечающим за установление и обеспечение соблюдения стандартов питьевой воды для общественного здравоохранения. Управление государственных корпораций и приватизации Министерства финансов курирует финансовые аспекты деятельности коммунальных предприятий и заключение концессионных соглашений. Кроме того, Межведомственная комиссия по ценам утверждает предложения по повышению тарифов.

Управление водными ресурсами

[ редактировать ]
Река Ум-Эр-Рбия в центральном Марокко — самая длинная река страны. Помимо того, что он является важным источником воды для орошения, он снабжает большую часть питьевой воды крупнейшим городом страны Касабланкой.

За управление водными ресурсами в Марокко отвечают девять речных бассейновых агентств. Речные бассейновые агентства имеют ряд важных обязанностей. Они разрешают забор воды и сброс сточных вод для всех пользователей на основе генерального плана бассейна ( Plain Directeur d'aménagement intégré des Ressources en eau , PDAIRE), который они готовят. Они также взимают плату за забор и сброс сточных вод. Они также должны оказывать финансовую и техническую помощь поставщикам услуг для предотвращения загрязнения воды и эффективного использования водных ресурсов. Они также контролируют качество и количество поверхностных и подземных вод и отвечают за управление чрезвычайными ситуациями, связанными с водой. Наконец, им следует повысить осведомленность общественности о водных ресурсах. Агентства охватывают следующие бассейны, расположенные в порядке имеющихся водных ресурсов в каждом бассейне: река Себу , река Мулуя , река Ум Эр-Рбия , река Бу Регрег , река Тенсифт , река Луккос и Бассейн Сус-Масса , Зиз-Эр-Герис и Сакия-эль-Хамра-Уэд Эддахаб. [18] [29] Средства, имеющиеся у бассейновых агентств, в значительной степени недостаточны для выполнения своих функций.

Предоставление услуг

[ редактировать ]

В Марокко существует четыре категории поставщиков городских услуг: частные концессионеры (38% городских потребителей воды), муниципальные коммунальные предприятия (31%), национальная публичная компания ONEE (28%) и муниципалитеты, предоставляющие услуги напрямую (3%). Де-юре, согласно муниципальному кодексу 1976 года ( Charte Communale ) с поправками, внесенными в 2002 и 2008 годах, коммунальные услуги, такие как водоснабжение, канализация и распределение электроэнергии, находятся в ведении муниципалитетов ( коммун ). В Марокко 1547 муниципалитетов, в том числе 249 городских и 1298 сельских муниципалитетов. Как упоминалось выше, некоторые муниципалитеты делегировали предоставление услуг частным концессионерам. В других муниципалитетах Régies предоставляют эти услуги, часто не на основании конкретного контракта. В небольших муниципалитетах ONEE часто предоставляет услуги по контракту ( contrat de gestion déléguée ) с муниципалитетом или без него. Что касается канализации, то многие небольшие муниципалитеты по-прежнему предоставляют эту услугу напрямую, хотя существует политика постепенной передачи канализационных услуг ONEE.

Поправка 2008 года к муниципальному кодексу разрешила создание муниципальных ассоциаций ( groupement d'agglomérations urbaines ). [30]

Частные концессии

[ редактировать ]
Услуги водоснабжения и канализации в городе Танжер на Гибралтарском проливе находятся в ведении частной компании Amendis, дочерней компании Veolia Environnement, Франция.

Несколько частных многопрофильных концессионеров обеспечивают питьевую воду, услуги канализации и электричество в Касабланке , Рабате , Танжере и Тетуане . Lydec, концессионер в Касабланке, принадлежит SUEZ Environnement (51%), марокканской страховой компании RMA Watanya (15%) и марокканской инвестиционной компании FIPAR-Holding (19,75%). Кроме того, с 2005 года 14,25% акций торгуются на фондовой бирже Касабланки. [31] Amendis, дочерняя компания французской транснациональной компании Veolia Environnement , является держателем концессий в Танжере и Тетуане. [32] В 2013 году Veolia продала свою марокканскую дочернюю компанию Veolia Environnement Maroc, владеющую концессией, британской прямых инвестиций группе Actis Capital за 370 миллионов евро после того, как власти отклонили запросы о повышении тарифов. Компанию также критиковали за неспособность достичь своих инвестиционных целей, в частности, в отношении доступа к бедным слоям населения. Компания Averda, базирующаяся в ОАЭ, является нынешним держателем концессии в Рабате, выиграв семилетний контракт, срок действия которого истекает в 2022 году. [33]

Четвертый концессионер поставляет воду в Касабланку.


Коммунальные предприятия: Автономные органы

[ редактировать ]
Водоснабжение и канализация в средиземноморском городе Надор были переданы ONEP после того, как муниципальное коммунальное предприятие RADEEN не смогло очистить лагуну Надор.

12 специализированных государственных операторов, находящихся в муниципальной собственности, называемых Régies autonomes, обеспечивают водой 12 средних и крупных городов. Эти же операторы также предоставляют услуги канализации в 11 городах и услуги по распределению электроэнергии в 7 городах. Крупнейшими городами, обслуживаемыми автономами Реджис, являются Агадир , Фес , Марракеш , Мекнес и Ужда . Регистры также существуют в Чауи , Эль-Джадиде , Кенитре , Лараше , Сафи , Тадле и Тазе . Многие из этих коммунальных предприятий принадлежат нескольким муниципалитетам ( Régies intercommunales ). Автономное управление распределения воды и электроэнергии в Надоре (RADEEN) перешло во владение ONEP примерно в 2007 году в результате неспособности предприятия должным образом очистить сильно загрязненную лагуну Надора.

Национальное коммунальное предприятие ONEE

[ редактировать ]

ONEE ( Национальное управление по электричеству и питьевой воде ) — электроэнергетическая компания и поставщик оптовой воды, которая производит 80 процентов питьевой воды в стране и продает большую часть ее государственным органам и частным концессионерам. Он также поставляет воду напрямую потребителям примерно в 500 средних и малых городах. ONEE также взяла на себя санитарные услуги более чем в 65 городах, где она распределяет питьевую воду к 2009 году, и, как ожидается, к 2017 году она возьмет на себя санитарные услуги в общей сложности в 191 городе. Кроме того, ONEE обеспечивает водой через колонки одну треть сельского населения, имеющего доступ к улучшенному источнику воды. ONEE («Национальное управление по электроэнергии и питьевой воде») было создано в результате альянса энергетической компании ONE и ONEP.

Прямое предоставление услуг муниципалитетами: Режи руководит

[ редактировать ]

40 муниципалитетов в небольших городах обслуживают 3 процента городских потребителей водой ( директор Режи ) через «непрофессиональные и недостаточно финансируемые муниципальные департаменты». [27] Они также предоставляют услуги канализации в 280 городах (2003 г.).

Ассоциации

[ редактировать ]

Марокканская ассоциация водоснабжения и санитарии ( Association Marocaine de l'Eau Potable et de l'Assainissement - AMEPA) является торговой ассоциацией, созданной в 1997 году для «решения предстоящих проблем и защиты интересов сектора». Он организовал ряд национальных и международных семинаров и конгрессов в Марокко. Он также участвует в международных конференциях. В 2009 году в него входило 120 членов, включая поставщиков услуг, подрядчиков, консалтинговые фирмы и профессиональные ассоциации . [34] Фасси Фихри , генеральный директор ONEP, с ноября был президентом AMEPA. [35]

Финансовые аспекты

[ редактировать ]

Тарифы и доступность

[ редактировать ]

В Марокко существует сложная система тарифов и сборов за воду и санитарию, состоящая из большого набора тарифов на разных стадиях водного цикла : забор воды, оптовая продажа, розничная продажа, а также сбор, очистка и сброс сточных вод. [36] Городские тарифы дифференцируются по населению, объему потребления и типу использования (жилое, общественное, коммерческое и промышленное). Механизмы пересмотра городских тарифов, кроме того, различаются в зависимости от того, является ли поставщик услуг частным или государственным, при этом процесс для последнего более сложный и обременительный, чем для первого. В целом, уровень городских тарифов на воду высок по сравнению с другими странами Ближнего Востока и Северной Африки, что затрудняет их доступность для городской бедноты, подключенной к водопроводной сети. С другой стороны, этого недостаточно для полного возмещения затрат. 11% всех пользователей, включая значительную долю бедных пользователей как в городских, так и в сельских районах, получают воду бесплатно из колонок.

Плата за абстракцию . ONEE и Régies должны платить сборы ( отчисления ) за забор воды и сброс сточных вод бассейновым агентствам. Эти сборы были введены на основании Закона о воде 1995 года. Их уровень низок, что не позволяет бассейновым агентствам покрывать свои собственные административные расходы, не говоря уже о содействии финансированию инвестиций поставщиков услуг, как это предусмотрено законом. С момента их введения уровень сборов не корректировался, так что с поправкой на инфляцию стоимость и без того низкого сбора еще больше снизилась.

Оптовые тарифы на воду . ONEE взимает тарифы за поставку оптовой воды частным операторам и Régies. Эти тарифы пересматриваются правительством вместе с тарифами Régies и розничными тарифами ONEE на воду и канализацию. Тарифы на оптовую воду различаются в разных городах с учетом производственных затрат. Например, оптовые тарифы на воду в Касабаланке, где поставщик услуг является частным, в два раза выше, чем в соседнем городе Сеттат. [37] Существует специальный налог в размере 5% на оптовую продажу воды для финансирования программы сельского водоснабжения. ПЕЙДЖЕР. [38] а также еще один, более важный подоходный налог для финансирования водоснабжения в малых городах.

Розничные тарифы на воду . Та же структура розничных тарифов применяется по всей стране. Тарифы на воду и канализацию в Марокко имеют структуру повышающихся блочных тарифов, при которой тариф за кубический метр повышается по мере роста потребления. Тариф для населения состоит из четырех блоков: самый низкий применяется к потреблению менее 6 м³ в месяц, а самый высокий – к потреблению свыше 40 м³ в месяц. Однако уровень розничных тарифов варьируется от одного населенного пункта к другому. Услуги колонок, обычные для городской бедноты, обычно бесплатны. Коммунальные предприятия отправляют счета местным органам власти. В некоторых случаях управление колонкой было поручено садовнику , который управляет краном и взимает плату с пользователей. Согласно отчету Всемирного банка, бесплатные услуги по колонке ориентированы на интересы бедных слоев населения. Но они также становятся все более неустойчивыми для операторов, как с точки зрения потерь воды (до 40 процентов), так и с точки зрения отсутствия доходов. Операторы выступают за продвижение индивидуальных подключений с целью укрепления своей доходной базы. [39]

В 2006 году по всей республике были повышены розничные тарифы на воду и канализацию за счет уменьшения размера первого блока повышающего блочного тарифа с 8 до 6 кубометров в месяц и увеличения фиксированной части счета. Объемный тариф по каждому тарифному блоку остался неизменным. Эти изменения были эквивалентны повышению тарифа на 11% (проверка).

После повышения средний тариф на воду колебался от 3,20 дирхама за м3 (0,29 доллара США) в Мекнесе до 7,18 дирхама за м3 (0,66 доллара США) в Касабланке. Тариф на канализацию варьировался от 0,59 дирхама за м3 (0,05 доллара США) в Уджда до 1,64 дирхама за м3 (0,15 доллара США) в Марракеше. [40] В 2002 году было решено, что тарифы на канализацию в малых городах, обслуживаемых ОНЭП, должны стать едиными для всех городов и использовать блочную структуру. Средний тариф ONEP на канализацию в 2009 году составлял 1,50 дирхама за м3. Хотя в 2004 году было принято решение повысить тариф на канализацию до 2,00 дирхама за м3. Однако исполнение этого решения затянулось, и до 2009 года тарифы на канализацию повышались только в одном городе. Тем не менее, в 2009 году предусмотрено повышение до 2,20 дирхама за м3. [41]

Плата за подключение . В городских районах единовременная плата за подключение воды и канализации выплачивается соответствующему поставщику услуг. Уровень платы определяется по формуле, которая учитывает длину водопроводной и канализационной сети в городе, а также длину фасада каждого объекта недвижимости (плата за подключение к воде, взимаемая ОНЭП, называется налогом Riveraine ) или площади объекта недвижимости (все платы за подключение, взимаемые Régies и частными операторами, а также плата за подключение к канализации, взимаемая ONEP, все вместе называется Participation au Premier Etablissement или PPE). Эти сборы не включают затраты на фактическое подключение к уличной линии связи, которые бенефициар должен оплатить самостоятельно. Как и в других странах, он также не покрывает расходы на установку водопровода внутри объекта недвижимости. Плата за подключение к сети водоснабжения и канализации является основным источником финансирования поставщиков услуг. В то же время их высокий уровень является препятствием для расширения сети, несмотря на политику, позволяющую бедным потребителям оплачивать часть платы за подключение в рассрочку, которая добавляется к ежемесячному счету за воду на срок до 7 лет ( разветвления sociaux ). Эти трудности иллюстрируются примером Касабланки, где была установлена ​​первоначальная годовая цель в 10 000 социальных связей, но ежегодно до 2006 года реализовывалось только 1250. [42] Национальная инициатива человеческого развития отменяет плату за подключение для отдельных бедных городских кварталов. [43]

В 2004 году средняя плата за подключение варьировалась от 220 до 500 долларов США за воду и от 880 до 1650 долларов США за канализацию. [44] Однако, по данным другого источника, в 2008 году плата за подключение к канализации, взимаемая ONEP, составляла всего 1600 дирхамов (около 145 долларов США). [45]

Доступность . По данным Национального обследования уровня жизни домохозяйств 1998/99 года, общие расходы на водоснабжение оцениваются в 84,8 дирхамов на человека в год в городских районах и 147,4 дирхамов на человека в год в сельских районах, или 1,8 и 2,9 процента от среднего общего объема расходов на душу населения. [46]

Возмещение затрат

[ редактировать ]

Возмещение затрат в этом секторе остается проблемой. ONEE номинально финансово автономен благодаря своим тарифным доходам, но он получает инвестиционные субсидии в размере 150 миллионов дирхамов в год на сельское водоснабжение, а половина его инвестиций в канализацию финансируется из государственного бюджета и муниципалитетов. [47] В своих доходах регистрам приходится в значительной степени полагаться на плату за подключение. [48]

Инвестиции

[ редактировать ]

Инвестиции в сектор водоснабжения и канализации существенно увеличились в период с 2003 по 2005 год. В городском водоснабжении они увеличились с 0,9 млрд дирхамов до 1,5 млрд дирхамов, в сельском водоснабжении с 0,5 млрд дирхамов до 0,8 млрд дирхамов, в производстве воды с 0,3 млрд до 0,6 млрд дирхамов. а в сфере канализации – с 1,1 до 2,8 млрд дирхамов. Общий объем инвестиций увеличился вдвое с 2,8 млрд дирхамов (337 млн ​​долларов США) до 5,7 млрд дирхамов (687 млн ​​долларов США). [49] Таким образом, инвестиции на душу населения в водоснабжение и канализацию составили 21 доллар США на душу населения в год, что является относительно высоким уровнем по сравнению с другими странами со средним уровнем дохода.

Финансирование

[ редактировать ]

Инвестиции финансируются за счет тарифных поступлений, различных субсидий и трансфертов (грантов и льготных кредитов) внешних партнеров. Однако существуют и значительные перекрестные субсидии. Например, оптовые тарифы на воду, взимаемые ONEE с частных концессионеров и компаний Régies, превышают производственные затраты. Избыток используется для перекрестного субсидирования деятельности ONEE в сфере сельского водоснабжения и канализации, где тарифы не покрывают затраты.

Кроме того, согласно исследованию Всемирного банка, проведенному в 2008 году, существует перекрестное субсидирование в размере около 1 миллиарда дирхамов от потребителей электроэнергии, с которых взимаются тарифы на распределение, превышающие затраты. Это позволяет концессионерам и Régies получать доходы, необходимые для оплаты завышенных тарифов на оптовую воду, что, в свою очередь, позволяет ONEE перекрестно субсидировать сельское водоснабжение и канализацию на сумму, которая также составляет около 1 миллиарда дирхамов. [50]

Внешнее сотрудничество

[ редактировать ]

Внешнее сотрудничество играет важную роль в марокканском секторе водоснабжения и санитарии. Внешние партнеры предоставляют инвестиционное финансирование и техническую помощь. Начиная с 2002 года Африканский банк развития, Европейский Союз, а затем Всемирный банк также предоставляли бюджетную поддержку, связанную с выполнением определенных политических условий. Основными внешними партнерами в этом секторе, помимо трех названных выше, являются Франция, Германия и Япония. Другими внешними партнерами являются Бельгия, Исламский банк развития, Кувейт, Люксембург, Испания и США.

Внешние партнеры все чаще работают вместе для финансирования совместных программ, а не для финансирования конкретных проектов. Примером может служить программа сельского водоснабжения PAGER, инициированная в 1995 году и поддержанная Бельгией, Европейским Союзом, Францией, Германией, Японией, Кувейтом, Люксембургом и Всемирным банком. [38] Более свежий пример – поддержка Национальной программы санитарии Европейским Союзом, Францией и Германией.

Африканский банк развития

[ редактировать ]

Африканский банк развития (АфБР) профинансировал девять проектов по обеспечению питьевой водой в Марокко с 1978 года. Общая сумма его финансирования в этом секторе до 2006 года составляла 180 миллионов долларов США, принося пользу 20 марокканским городам, в частности Танжеру . Текущие проекты, все реализуемые ONEP, включают девятый проект питьевого водоснабжения и санитарии, оцененный в 2006 году, который приносит пользу сельскому населению в четырех провинциях и предусматривает очистку сточных вод в трех городах ( Хурибга , Уэд-Зем и Буджаад ). [51] и десятый проект питьевого водоснабжения, одобренный в 2008 году, который поддерживает снабжение питьевой водой в Хенифре , Таунате , Сеттате , Марракеше и Тамесне , а также в соседних небольших городах. [52] В 2003 году АфБР предоставил кредит на программу адаптации водного сектора. В 2012 году АфБР одобрил кредит в размере 157 миллионов долларов США для финансирования проекта водоснабжения региона Марракеш совместно с AFD (68,7 миллиона долларов США), ONEE и Office Chérifien des Phosphates (OCP), каждый из которых предоставил 66,8 миллиона долларов США. Он будет финансировать перекачку воды из плотины Аль-Массира для питьевого водоснабжения, туризма и горнодобывающей промышленности. Ожидается, что проект будет завершен в 2017 году.

Евросоюз

[ редактировать ]

Европейский Союз поддерживает сектор посредством грантов, а также кредитов Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). ЕИБ поддержал проекты водоснабжения и канализации в шести городах (Марракеш, Сеттат, Мекнес, Агадир, Ужда и Фес), а также в ряде небольших городов. В период с 1997 по 2006 год он предоставил 10 кредитов на общую сумму 283 миллиона евро. В 2006 году он утвердил еще один кредит в размере 40 миллионов евро на канализацию в бассейне Себу, сильно загрязненной реки, где Фес и Мекнес . расположены [53] В 2002 году Европейский Союз предоставил Марокко грант в размере 120 миллионов евро для поддержки первой программы адаптации водного сектора Марокко, направленной на рационализацию управления водными ресурсами. [54] Конкретными целями программы были эффективная реализация Рамочного закона о воде 1995 года, снижение расходов государственного бюджета и повышение эффективности отраслевых институтов. [55]

Водоснабжение и канализация являются ключевым направлением сотрудничества Франции и Марокко в целях развития. В 2007 году Французское агентство развития (AFD) поддержало проекты на сумму 130 миллионов евро по городскому и сельскому водоснабжению и 145 миллионов евро по канализации. Географически проекты сосредоточены в бассейне реки Себу, в Агадире и Надоре . [56] В Надоре французская помощь оказывается через кредит, утвержденный в 2007 году, на очистку сильно загрязненной лагуны Надора, самой большой лагуны в Средиземноморье. План очистки залива вдохновлен аналогичным опытом во Франции ( Contrats de Baie ), в рамках которого различные общественные деятели работают вместе для достижения общей цели по очистке прибрежного залива. [57]

Германия

[ редактировать ]

Германия поддерживает марокканский водный сектор с начала 1980-х годов и была одной из первых доноров, поддержавших усилия марокканского правительства по расширению доступа к канализации в малых и средних городах в начале 1990-х годов. Немецкие проекты помощи администрируются KfW, отвечающим за инвестиционные проекты, GTZ, отвечающим за техническое сотрудничество, и InWent, отвечающим за обучение. В 2009 году общий объем одобренных и текущих инвестиционных проектов, поддержанных KfW, составил 407 миллионов евро, все они были реализованы ONEP в малых и средних городах и сельской местности. [58] GTZ поддерживает Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды и три бассейновых агентства ( Тенсифт , Сус-Масса и Ум-эр-Рбия) в улучшении интегрированного и устойчивого управления водными ресурсами. Проект стоимостью 12 миллионов евро был начат в 2008 году и планируется завершить в 2017 году. [59]

Исламский банк развития

[ редактировать ]

В 2006 году Исламский банк развития предоставил два кредита на сумму 270 миллионов дирхамов (около 27 миллионов евро) на водоснабжение. Проекты выполняются ONEP. [60]

С 1994 года JBIC предоставил ONEP кредиты на сумму 3,6 миллиарда дирхамов. В 2008 году JICA предоставило Марокко кредит в размере 13,6 миллиардов иен (около 90 миллионов евро) для финансирования проектов сельского водоснабжения в провинциях Шефшауэн , Таунат и Хенифра . [61] Проект принесет пользу 408 деревням (дуарам) с населением 241 335 человек и будет реализован до 2013 года. Это самый важный кредит, предоставленный JICA и его предшественником JBIC для ONEP. [62]

Правительство Испании поддерживает ряд проектов водоснабжения и канализации в Марокко. Проект сельского водоснабжения и канализации стоимостью 15 миллионов евро, реализуемый ONEP в провинциях Альхусемас , Надор , Таунат и Тазаанд, был одобрен в 2006 году. [63] В области управления водными ресурсами он поддерживал бассейновое агентство реки Луккос в период с 2003 по 2009 год. [64] а также бассейновое агентство реки Молуя в 2006/07 году. [65]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

USAID поддерживал улучшение управления водными ресурсами в бассейне Сус-Маса в период с 1999 по 2005 год. [66]

Всемирный банк

[ редактировать ]

В 2009 году активный портфель Всемирного банка включал кредит в размере 60 миллионов долларов США на проект сельского водоснабжения и канализации, одобренный в 2005 году (реализованный ONEP), и грант в размере 7 миллионов долларов США от Глобального партнерства для оказания помощи, основанной на результатах, для расширения доступа в города. водоснабжению и канализации (реализуется Министерством внутренних дел). Он также включает кредит в размере 100 миллионов долларов США для поддержки Национальной инициативы человеческого развития, утвержденной в 2006 году, элементом которой является водоснабжение и канализация. [67] Всемирный банк также предоставил Марокко бюджетную поддержку в размере 100 миллионов долларов США в рамках кредита на развитие политики водного сектора, утвержденного в 2007 году. Он занимается марокканским сектором водоснабжения и санитарии с 1972 года, выполнив девять инвестиционных проектов с объемом кредитования, превышающим объем кредитования США. 500 миллионов долларов.

  1. ^ Jump up to: а б с д «Данные и оценки по Марокко» . Совместная программа мониторинга питьевого водоснабжения и санитарии ВОЗ и ЮНИСЕФ. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
  2. ^ Королевство Марокко: Национальные дебаты по воде. Будущее воды – дело каждого, 2006, с. 3
  3. ^ Институт мировых ресурсов: Водные ресурсы и пресноводные экосистемы: Марокко. Архивировано 19 ноября 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 28 октября 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б Мохтар Бзиуи, ООН «Водные ресурсы Африки»: Национальный отчет о водных ресурсах Марокко за 2004 г. Архивировано 12 июня 2009 г. в Wayback Machine , ноябрь 2004 г., стр. 29-30
  5. ^ Jump up to: а б Global Water Intelligence : Марокко будет способствовать развитию сектора опреснения воды . Проверено 28 октября 2009 г.
  6. ^ Королевство Марокко/Всемирный банк/KfW: Стратегический обзор национальной программы санитарии, май 2008 г., стр. 4
  7. ^ Global Water Intelligence : уход AFD вызывает удивление в Фесе , 16 декабря 2009 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
  8. ^ Global Water Intelligence: Марокканская столица рассматривает возможность увеличения возможностей повторного использования , январь 2009 г. Получено 22 декабря 2009 г.
  9. ^ Всемирный банк и KfW: Стратегический обзор Национальной программы санитарии, 2008 г., стр. 4, цитирует исследование Ксантулиса, Суди и Халаюна, 2001 г.
  10. ^ «Агадир открывает путь для ГЧП в марокканском опреснении» . Global Water Intelligence, июль 2014 г. Проверено 26 июля 2014 г.
  11. ^ Jump up to: а б с ВОЗ/ЮНИСЕФ: Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии: оценка охвата улучшением питьевой воды [ мертвая ссылка ] , 2008, со ссылкой на исследование 2003–2004 годов по вопросам здоровья населения и семьи Панарабского проекта по здоровью семьи (PAPFAM).
  12. ^ По оценкам Объединенной программы ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии, половина всех источников является защищенными, и поэтому эту половину можно считать улучшенным источником воды .
  13. ^ EPSF, Марокко 2003/2004 (PAPFAM)
  14. ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 17. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
  15. ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 70. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
  16. ^ Jump up to: а б с Клод де Мирас и Ксавье Годар: Концессионные компании в сфере коммунальных услуг в Марокко: питьевая вода, санитария и общественный транспорт , в: Méditerranée, № 106 (2006), с. 114-117
  17. ^ Национальное управление питьевой воды: презентация ONEP . Проверено 21 октября 2009 г.
  18. ^ Jump up to: а б Министерство оборудования и транспорта: ВОДНЫЕ БАССЕЙНОВЫЕ АГЕНТСТВА. Архивировано 1 мая 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 21 октября 2009 г.
  19. ^ La Vie Eco: Lydec, Amendis, Rédal…, мультисервисная модель, дублированная во всех регионах Королевства. Архивировано 1 января 2010 г. в Wayback Machine , 21 сентября 2009 г. Проверено 21 октября 2009 г.
  20. ^ «ONE и ONEP объединяются под знаменем ONEE» . Лабасс.нет . Проверено 26 июля 2014 г.
  21. ^ Организация Объединенных Наций: Церемония награждения ООН за государственную службу, Отчет о второй церемонии награждения, 23 июня 2004 г., Нью-Йорк . Проверено 21 октября 2009 г.
  22. ^ Абдельбикр Захуд, государственный секретарь по водным ресурсам: Презентация PAGER в ООН , 2004 г., слайд 18. Получено 21 октября 2009 г.
  23. ^ Сегодня Марокко: Пейджер: питьевая вода для всех . Проверено 21 октября 2009 г.
  24. ^ Государственный секретарь по водным ресурсам: ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УЛУЧШЕНИЯ PAR LE PAGER . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine.
  25. ^ Субсидии для бедных: инновационный подход к оказанию помощи, основанный на результатах, предоставление базовых услуг бедным пригородным районам в Марокко Ксавье Шово де Бошен и Пьер Мантовани, 2009 г.
  26. ^ «Глобальное партнерство по помощи, основанной на результатах – Дополнительная подробная информация о проекте OBA в Марокко» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 6 декабря 2009 г.
  27. ^ Jump up to: а б Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические изменения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004 г., стр. 4-5. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  28. ^ Государственный секретариат по водным ресурсам: ДЕКРЕТ № 2-96-158 ОТ 8 января 1417 г. (20 ноября 1996 г.), КАСАЮЩИЙСЯ СОСТАВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ВОДНОГО И КЛИМАТИЧЕСКОГО СОВЕТА . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 23 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
  29. Мохамед Хачми, Государственный секретариат по водным ресурсам и окружающей среде: Агентства гидравлических бассейнов и управление водными ресурсами , 8–9 июля 2009 г. Проверено 20 октября 2009 г.
  30. ^ Biladi.ma: Коммунальная хартия Марокко: Палата советников принимает законопроект. Архивировано 8 июля 2012 г. на archive.today . Проверено 5 октября 2009 г.
  31. ^ Lydec: Карта посещения. Архивировано 14 июня 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2009 г.
  32. ^ «Группа Veolia: Короче говоря». [1] Проверено 26 сентября 2020 г.
  33. ^ «Аверда выигрывает тендер в городе Рабат» . Строительная неделя . 22 июня 2015 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
  34. ^ Марокканская ассоциация водоснабжения и санитарии ( Ассоциация Марокко de l'Eau Potable et de l'Assainissement - AMEPA) . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 4 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
  35. ^ ONEP: Г-н Али Фасси Фихри, генеральный директор ONEP, переизбран президентом Марокканской ассоциации питьевой воды и санитарии (AMEPA) по итогам ее Генеральной ассамблеи , 25 января 2006 г. Проверено 21 октября 2009 г.
  36. ^ Матильда Теннесон и Доминик Рожа: ЦЕНЫ НА ВОДУ В МАРОККО: КАК СЛУЖИТЬ РАЗЛИЧНЫМ ПРИЧИНАМ? , Современная Африка, Специальное дело № 205 2003/1. Проверено 24 октября 2009 г.
  37. ^ The Economist: Вода и электричество: настоящая головная боль. Архивировано 7 марта 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 10 октября 2009 г.
  38. ^ Jump up to: а б Государственный секретариат по водным ресурсам: УЛУЧШЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ С ПЕЙДЖЕРОМ . Проверено 21 октября 2009 г. Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine.
  39. ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 18. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  40. ^ Королевство Марокко: Стратегический обзор Национальной программы санитарии, Всемирный банк/KfW, 2008, стр. 101
  41. ^ Отчет ONEP о деятельности в области санитарии, 25 ноября 2009 г., слайд 41.
  42. ^ Клод де Мирас, Жюльен Ле Телье, Аад Бенмансур: Марокканская модель управления питьевой водой , презентация в Сарагосе, март 2007 г., слайд 5
  43. ^ Клод де Мирас, Жюльен Ле Телье, Аад Бенмансур: Марокканская модель управления питьевой водой , презентация в Сарагосе, март 2007 г., слайд 12
  44. ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 77. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
  45. ^ Королевство Марокко: Стратегический обзор Национальной программы санитарии, Всемирный банк/KfW, 2008, стр. 9
  46. ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 28. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
  47. ^ Королевство Марокко: Программный контракт между государством и ONEP на 2008-2010 гг., октябрь 2008 г., стр. 10
  48. ^ Всемирный банк : Королевство Марокко. Последние экономические достижения в инфраструктуре (REDI). Сектор водоснабжения и санитарии , 2004, с. 58. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.
  49. ^ Стратегический обзор ПНА, 2008, стр. 10
  50. ^ Королевство Марокко: Механизмы и потоки финансирования водного сектора, Всемирный банк, апрель 2008 г., стр. xi
  51. ^ Африканский банк развития : ДЕВЯТЫЙ ПРОЕКТ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И САНИТАРИИ: ОТЧЕТ ОЦЕНКИ. Архивировано 22 февраля 2012 г. в Wayback Machine , 2006 г.
  52. Африканский банк развития : АфБР утверждает 10-й проект снабжения питьевой водой в Марокко , 19 ноября 2008 г.
  53. ^ Европейский инвестиционный банк : Ссуды Марокко на водоснабжение и канализацию. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 9 октября 2009 г.
  54. ^ Maroc Hebdo International: ЕС финансирует программу адаптации водного сектора Марокко , № 499, 22–28 февраля 2002 г. Проверено 20 октября 2009 г.
  55. ^ Делегация Европейской комиссии в Марокко: ПРОГРАММА СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ВОДНОГО СЕКТОРА В МАРОККО. Архивировано 12 июля 2007 г. в Wayback Machine , без даты. Проверено 20 октября 2009 г.
  56. Французское агентство развития: AFD и Марокко: пятнадцать лет партнерства , 2007. Проверено 20 октября 2009 г.
  57. ^ Французское агентство развития: AFD И ВОДА В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, Экнадре в МАРОККО - ПЛАН ОЧИСТЕНИЯ ЛАГУНЫ НАДОР, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД , 2008 г.
  58. ^ Deutsche Industrie- und Handelskammer в Марокко: Финансовое сотрудничество с Королевством Марокко в области водоснабжения и канализации. [ постоянная мертвая ссылка ] , Кристоф Кригер, 2009. Проверено 20 октября 2009 г.
  59. ^ Deutsche Industrie- und Handelskammer в Марокко: Поддержка программы комплексного управления водными ресурсами - AGIRE [ постоянная мертвая ссылка ] , Кристин Вернер, 2009 г. Проверено 20 октября 2009 г.
  60. ONEP: Communiqués de Presse ONEP , 4 января 2006 г. Проверено 20 октября.
  61. ^ Сегодня Марокко ONEP-JBIC: кредит в размере 908 миллионов дирхамов. Архивировано 6 апреля 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 19 октября 2009 г.
  62. ^ ОНЭП . Проверено 19 октября 2009 г.
  63. ^ Испанское агентство по международному развитию и сотрудничеству: Поддержка ONEP в его программе сельского питьевого водоснабжения и санитарии. Поддержка ONEP в его программе питьевого водоснабжения и санитарии. Сельская санитария. [ постоянная мертвая ссылка ]
  64. ^ Испанское агентство по международному сотрудничеству в области развития: Институциональное укрепление с точки зрения комплексного управления водными ресурсами посредством поддержки организации бассейна Лукос. [ постоянная мертвая ссылка ]
  65. ^ Испанское агентство по международному сотрудничеству в целях развития: Поддержка агентства Мулуйя. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
  66. ^ USAID Марокко: Информационный листок программы: Улучшение управления водными ресурсами в бассейне реки Сусс-Масса. Архивировано 16 ноября 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 11 октября 2009 г.
  67. ^ Всемирный банк : Проекты по поиску воды и санитарии в Марокко . Проверено 11 октября 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Беатрис Аллен-Эль-Мансури: Уступка частному сектору в управлении питьевой водой и жидкими санитарными условиями в Марокко или Город подвергается испытанию на хорошее управление , Центр Жака Берка (Рабат), 2003 г.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f5ce0b3f4f0207ef2c72b32d868e980__1712567940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/80/5f5ce0b3f4f0207ef2c72b32d868e980.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water supply and sanitation in Morocco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)