самех
самех | |
---|---|
финикийский | 𐤎 |
иврит | סС |
арамейский | 𐡎 |
сирийский | ܣ |
арабский | - |
Фонематическое представление | с |
Позиция в алфавите | 15 |
Числовое значение | 60 |
Алфавитные производные от финикийского | |
Греческий | Х |
латинский | - |
Кириллица | Ѯ |
Самех — пятнадцатая буква семитских абджадов , включая финикийский самек 𐤎, еврейский sāmeḵ ס, арамейский самек 𐡎 и сирийский семкаṯ feat.
Самех представляет собой глухой альвеолярный фрикативный звук / с / . В иврите самех имеет то же произношение, что и левоточечная шина .
Числовое значение самеха — 60.
Источник
[ редактировать ]Финикийское письмо может продолжать глиф из алфавитов средней бронзы , основанный либо на иероглифе колышка для палатки, либо на опоре, возможно, иероглифе джед «столб». [ нужны разъяснения ] [1] (ср. еврейский корень שמק см-х 'поддержка', שמק семех 'поддержка, покой', שמק somekh 'опорный колышек, столб', שמקה сомха 'подлокотник', שמקה смокха 'кол, поддержка', косвенно с'миха שמיקה ; арамейский סמקא самха 'розетка, основание', סמקו смах 'поддержка, помощь' ; )
Форма самека претерпевает сложные изменения. В архаичных письмах вертикальная черта может проводиться либо поверх трех горизонтальных штрихов, либо под ними.Закрытая форма еврейского слова «самек» получила развитие только в хасмонейский период . [2]
финикийский/палеиврит (ок. 800 г. до н. э.) | Самаритянин (ок. 400 г. до н.э.) | Имперский арамейский (ок. 400 г. до н.э.) | иврит (ок. 50 г. до н. э.) |
---|---|---|---|
ࠎ |
Финикийское письмо дало начало греческому xi ( Ξ), [3] тогда как его имя может также быть отражено в названии несвязанной греческой буквы сигма . [4]
Архаичная «сетчатая» форма западногреческого языка xi ( ) был принят в раннем этрусском алфавите (𐌎 эш ), но никогда не входил в латинский алфавит .
Арабские сцены и набатейские симкаты
[ редактировать ]Самех не имеет выжившего потомка в арабском алфавите . [ нужна ссылка ] поэтому его заменили либо ص Ṣād (в конечном счете от Ṣādē 𐤑), либо س Sīn (в конечном итоге от Šīn 𐤔). [ нужна ссылка ]
В последовательности Машрики Абджад: [5]
- Ш Син сменяет Самеха на 15-й позиции и приобретает числовое значение 60;
- ش Shin , вариант س sin , находится на 21-й позиции и имеет числовое значение 300;
- ص Сад по-прежнему находится на своем исходном 18-м месте и сохраняет числовое значение 90.
Позиция в слове | изолированный | Финал | Медиальный | Исходный |
---|---|---|---|---|
Форма глифа: ( Помощь ) | вопрос | вопрос | С | вопрос |
Однако набатейский алфавит , который является непосредственным предшественником арабского алфавита, содержит букву Симкат. .
В магрибской последовательности абджада (цитируемой, очевидно, в самых ранних источниках и считающейся более древней): [5]
- ص Шад заменяет Самеха на 15-й позиции и приобретает числовое значение 60;
- ض Ḍād , вариант ص ṣād , находится на 18-й позиции и имеет числовое значение 90;
- س Sīn по-прежнему находится на своем исходном 21-м месте и сохраняет числовое значение 300.
Позиция в слове | изолированный | Финал | Медиальный | Исходный |
---|---|---|---|---|
Форма глифа: ( Помощь ) | п | п | п | п |
Сирийский семкат
[ редактировать ]Сирийская буква семкаṯ » ������������ происходит от императорской арамейской формы «крючка 𐡎 в округлую форму к 1 в. Древнесирийская форма в дальнейшем развивается в связный курсив как в вариантах восточного, так и западного письма.
арамейский | Старый сирийский | Восточный | западный |
---|---|---|---|
Иврит самех
[ редактировать ]Еврейский самех приобрел закрытую скорописную форму в средний хасмонейский период (I век до н. э.). Это становится стандартной формой в руках раннего Ирода . [2]
Орфографические варианты | ||||
---|---|---|---|---|
Различные шрифты для печати | Курсив иврит | Раши сценарий | ||
с засечками | Без засечек | Моноширинный | ||
С | С | С |
Талмудическая легенда
[ редактировать ]В талмудической легенде Самех считается чудом Десяти Заповедей . В Исходе 32:15 записано, что скрижали «были написаны с обеих сторон». Иерусалимский Талмуд интерпретирует это как означающее, что надпись прошла на всю толщину табличек. Камень в центральных частях букв айн и тет должен был выпасть, так как эти буквы замкнуты в письме ктав иври и не соединялись бы с остальной частью таблички, а чудесным образом остались на месте. Вавилонский Талмуд (трактат Шабат 104а) также приводит мнение, что эти закрытые письма включали самех, приписываемый раву Чисде (ум. около 320 г.). [6]
Кодировки символов
[ редактировать ]Предварительный просмотр | С | ܣ | ܤ | ࠎ | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя в Юникоде | ЕВРЕЙСКАЯ БУКВА САМЕХ | СИРИЙСКОЕ ПИСЬМО СЕМКАТ | СИРИЙСКОЕ ПИСЬМО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЕМКАТ | САМАРИТАНСКОЕ ПИСЬМО СИНГААТ | ||||
Кодировки | десятичный | шестигранник | декабрь | шестигранник | декабрь | шестигранник | декабрь | шестигранник |
Юникод | 1505 | U + 05E1 | 1827 | U + 0723 | 1828 | U + 0724 | 2062 | U + 080E |
UTF-8 | 215 161 | D7 A1 | 220 163 | ДК А3 | 220 164 | ДК А4 | 224 160 142 | Е0 А0 8Е |
Ссылка на числовые символы | ס | ס | ܣ | ܣ | ܤ | ܤ | ࠎ | ࠎ |
Предварительный просмотр | 𐎒 | 𐡎 | 𐤎 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Имя в Юникоде | УГАРИТСКОЕ ПИСЬМО САМКА | ИМПЕРАТОРСКАЯ АРАМЕЙСКАЯ БУКВА САМЕХ | ФИНИКИЙСКАЯ БУКВА СЕМКА | |||
Кодировки | десятичный | шестигранник | декабрь | шестигранник | декабрь | шестигранник |
Юникод | 66450 | U + 10392 | 67662 | U + 1084E | 67854 | U + 1090E |
UTF-8 | 240 144 142 146 | Ф0 90 8Е 92 | 240 144 161 142 | Ф0 90 А1 8Е | 240 144 164 142 | Ф0 90 А4 8Е |
UTF-16 | 55296 57234 | Д800 ДФ92 | 55298 56398 | Д802 DC4E | 55298 56590 | Д802 ДД0Е |
Ссылка на числовые символы | 𐎒 | 𐎒 | 𐡎 | 𐡎 | 𐤎 | 𐤎 |
Предварительный просмотр | 𐢖 | вопрос | ||
---|---|---|---|---|
Имя в Юникоде | НАБАТЕЙСКАЯ БУКВА САМЕХ | АРАБСКАЯ БУКВА ВИДНА | ||
Кодировки | десятичный | шестигранник | декабрь | шестигранник |
Юникод | 67734 | U + 10896 | 1587 | U + 0633 |
UTF-8 | 240 144 162 150 | Ф0 90 А2 96 | 216 179 | Д8 Б3 |
UTF-16 | 55298 56470 | Д802 ДК96 | 1587 | 0633 |
Ссылка на числовые символы | 𐢖 | 𐢖 | س | س |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бетро, MC (1996). Иероглифы . Abbeyville Press, Нью-Йорк, с. 209.
- ^ Jump up to: а б Фрэнк Мур Кросс, Листы из записной книжки эпиграфиста: Сборник статей по еврейской и западносемитской палеографии и эпиграфике (2018), с. 30. Архивировано 3 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Мусс-Арнольт, В. (1892). О семитских словах в греческом и латинском языках . Труды Американской филологической ассоциации, т. 23, с. 35-156. Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- ^ Джеффри, Лилиан Х. (1961). Местные письменности архаической Греции . Оксфорд: Кларендон. стр. 25–27.
- ^ Jump up to: а б Макдональд, Майкл, Калифорния (1986). «Азбука и порядок букв в древнем северном арабском языке». Материалы семинара по арабским исследованиям (16). , с. 117. 130, 149
- ^ Талмуд Уильяма Дэвидсона , Шаббат 104a. Архивировано 3 октября 2020 г. в Wayback Machine .