Класс существительного
Грамматические особенности |
---|
В лингвистике класс существительных особую категорию существительных представляет собой . Существительное может принадлежать к данному классу в силу характерных особенностей его референта , таких как род, одушевленность, форма, но такие обозначения зачастую явно условны. Некоторые авторы используют термин « грамматический род » как синоним «класса существительного», но другие рассматривают эти разные понятия. Классы существительных не следует путать с классификаторами существительных .
Понятие
[ редактировать ]Есть три основных способа, с помощью которых естественные языки классифицируют существительные по классам существительных:
- по сходству их значения (смысловой критерий);
- группируя их с другими существительными, имеющими сходную форму (морфологию);
- посредством произвольного соглашения.
Обычно используется комбинация трех типов критериев, хотя один из них является более распространенным.
Классы существительных образуют систему грамматического согласования . Существительное в данном классе может требовать:
- согласия аффиксы прилагательных, местоимений, числительных и т. д. в одной именной группе,
- аффиксы согласия к глаголу,
- особая форма местоимения, заменяющая существительное,
- аффикс к существительному,
- классовое слово в именной группе.
В современном английском языке классы существительных выражаются через личные местоимения третьего лица единственного числа he (мужчина), she (женщина) и it (объект, абстракция или животное), а также их другие измененные формы. Исчисляемые и неисчисляемые существительные отличаются выбором много / много . Выбор между относительным местоимением who (лица) и who (нелица) также можно считать формой соглашения с семантическим классом существительных. Некоторые существительные также имеют рудиментарные классы существительных, например стюардесса , где суффикс -ess, добавленный к стюарду, обозначает лицо женского пола. Этот тип аффиксации существительного не очень часто встречается в английском языке , но довольно распространен в языках, имеющих истинный грамматический род , включая большую часть индоевропейской семьи, к которой принадлежит английский язык.
В языках, где нет флективных классов существительных, существительные по-прежнему могут быть в значительной степени классифицированы с помощью независимых частиц, называемых классификаторами существительных .
Общие критерии для классов существительных
[ редактировать ]Общие критерии, определяющие классы существительных, включают:
- одушевленное и неодушевленное (как в оджибве )
- рациональное и нерациональное (как на тамильском языке )
- человек против нечеловека
- человек против животного (зойский) против неодушевленного
- мужчина против другого
- мужчина-человек против другого (как в польском мужском мужском роде [ 1 ] )
- мужской и женский
- мужской род, женский род, средний род
- общий против среднего
- сильный против слабого
- увеличивающий или уменьшительный
- счетный против несчетного
Языковые семьи
[ редактировать ]Алгонкинские языки
[ редактировать ]В языке оджибве и других представителях алгонкинских языков различают классы одушевленных и неодушевленных. Некоторые источники утверждают, что существует различие между сильными и слабыми вещами. Живые существа, а также священные вещи и вещи, связанные с Землей, считаются могущественными и относятся к классу животных. И все же назначение несколько условно, поскольку « малина » одушевлена, а « клубника » неодушевлена.
Атабаскские языки
[ редактировать ]В навахо ( южно-атабаскском языке ) существительные классифицируются по их одушевленности, форме и последовательности. Однако морфологически различия выражаются не в самих существительных, а в глаголах, субъектом или непосредственным дополнением которых являются существительные. Например, в предложении Shi'éé' tsásk'eh bikáa'gi dah siłtsooz «Моя рубашка лежит на кровати» глагол siłtsooz используется «лежит», потому что подлежащее shi'éé' «моя рубашка» является плоским. , гибкий объект. В предложении Siziiz tsásk'eh bikaa'gi dah silá «Мой пояс лежит на кровати» глагол silá используется «лежит», потому что подлежащее siziiz «мой пояс» представляет собой тонкий, гибкий объект.
Коюкон ( Северный Атабаск ) имеет более сложную систему классификации. Как и навахо, он имеет классификационные глагольные основы, которые классифицируют существительные по одушевленности, форме и последовательности. Однако, в дополнение к этим основам глаголов, глаголы коюкон имеют так называемые «гендерные префиксы», которые дополнительно классифицируют существительные. То есть в Коюконе есть две разные системы классификации существительных: (а) система классификационных глаголов и (б) система рода. Для иллюстрации: основа глагола -tonh используется для обозначения закрытых объектов. Когда -tonh сочетается с префиксами разных родов, может получиться daaltonh , который относится к объектам, заключенным в коробки, или etltonh , который относится к объектам, заключенным в пакеты.
Языки австралийских аборигенов
[ редактировать ]Язык дьирбал хорошо известен своей системой четырех классов существительных, которые обычно делятся по следующим семантическим линиям: [ 2 ]
Например, класс, обычно обозначаемый как «женский», включает слово «огонь» и существительные, относящиеся к огню, а также ко всем опасным существам и явлениям. на название (Это вдохновило Джорджа Лакоффа книги « Женщины, огонь и опасные вещи ».)
В языке нгангикуррунггурр есть классы существительных, предназначенные для собак и охотничьего оружия. В языке Аниндильяква есть класс существительных, обозначающих предметы, отражающие свет. Язык дияри различает только женщину и другие объекты. Пожалуй, больше всего классов существительных в любом австралийском языке обнаружено в Янюва , где имеется 16 классов существительных, включая существительные, связанные с едой, деревьями и абстракциями, в дополнение к отдельным классам для мужчин и вещей мужского рода, женщин и вещей женского рода. В мужском диалекте классы для мужчин и предметов мужского рода упростились до одного класса, отмеченного так же, как маркер женского диалекта, предназначенный исключительно для мужчин. [ 3 ]
Баскский
[ редактировать ]У баскского языка есть два класса: одушевленные и неодушевленные; однако единственная разница заключается в склонении локативных падежей (несивный, аблятивный, аллативный, терминальный аллативный и направленный аллативный). У неодушевленных существительных падежные окончания местного падежа присоединяются непосредственно, если существительное в единственном числе, а множественное и неопределенное число обозначаются суффиксами -эта- и -(е)та- соответственно перед падежным окончанием (в отличие от нелокативные падежи, которые следуют другой системе нумерации, где неопределенная форма окончания является самой основной). Например, существительное etxe «дом» имеет аблятивную форму единственного числа etxetik «из дома», аблятивную форму множественного числа etxeetatik «из домов» и неопределенную абляционную форму etxetatik (неопределенная форма в основном используется с определителями, которые предшествуют существительное: zenbat etxetatik «из скольких домов»). С другой стороны, у одушевленных существительных окончания местного падежа присоединяются (с некоторыми фонетическими корректировками) к суффиксу -gan- , который сам присоединяется к окончанию родительного падежа единственного, множественного числа или неопределенного родительного падежа. Альтернативно, -gan- может присоединяться к абсолютному падежу слова, если оно оканчивается на гласную. Например, существительное умэ «ребенок» имеет аблятивную форму единственного числа умееренгандик или умеагандик «от ребенка», абляционную форму множественного числа умеенгандик «от детей» и неопределенную аблятивную форму умеренгандик или умегандик (ср. формы родительного падежа умеарен , умэн и умерен и абсолютные формы умеа , умеак и уме ). В инессивном падеже падежный суффикс полностью заменяется на -gan для одушевленных существительных (сравните etxean «в/в доме» и umearengan / umeagan «в/в ребенке»).
Кавказские языки
[ редактировать ]Некоторые члены северо-западно-кавказской семьи и почти все северо-восточно-кавказские языки имеют класс существительных. В северо-восточно-кавказской семье только лезгинский , удинский и агульский классы не имеют именных классов. Некоторые языки имеют только два класса, тогда как у летучих мышей их восемь. Однако наиболее распространенная система имеет четыре класса: мужские, женские, одушевленные существа и определенные объекты и, наконец, класс остальных существительных. В языке анди есть класс существительных, обозначающий насекомых.
Среди языков Северо-Западного Кавказа только абхазский и абазинский класс существительных имеют различие между человеческим мужчиной, человеческой женщиной и нечеловеческим существительным.
Во всех кавказских языках, проявляющих класс, он отмечается не на самом существительном, а на зависимых глаголах, прилагательных, местоимениях и послелогах или предлогах.
Атлантико-Конголезские языки
[ редактировать ]Атлантико-Конголезские языки могут иметь десять или более классов существительных, определяемых в соответствии с несексуальными критериями. Определенные номинальные классы зарезервированы для людей. В языке фула около 26 классов существительных (точное количество незначительно варьируется в зависимости от диалекта).
Языки банту
[ редактировать ]По мнению Карла Мейнхофа , в языках банту всего 22 именных класса, называемых номинальными классами (это понятие было введено У. Х. И. Бликом ). Хотя не известно ни одного языка, который мог бы выразить все из них, большинство из них имеют как минимум 10 классов существительных. Например, по нумерации Майнхофа, у Шоны 20 классов, у суахили 15, у сото 18 и у Ганды 17.
Кроме того, существуют многомножественные классы существительных . Класс существительных помножественного числа — это класс существительных во множественном числе для более чем одного класса в единственном числе. [ 4 ] Например, 10-й класс прото-банту содержит множественное число существительных 9-го класса и существительных 11-го класса, а 6-й класс содержит множественное число существительных 5-го класса и существительных 15-го класса. Классы 6 и 10 унаследованы как полимножественные классы большинством сохранившихся языков банту, но во многих языках появились новые полимножественные классы, которые не получили широкого распространения в других языках.
Специалисты по банту подчеркивают, что существует явная разница между полами (например, известными из афро-азиатских и индоевропейских языков ) и номинальными классами (например, известными из Нигера и Конго). В языках с именными классами существительные формально разделяются на основе гиперонимических значений. Категория именного класса заменяет не только категорию рода, но и категории числа и падежа .
Критики подхода Майнхофа отмечают, что его система нумерации номинальных классов считает единственное и множественное число одного и того же существительного принадлежащим к отдельным классам. Им кажется, что это несовместимо с традиционным подходом к другим языкам, где число ортогонально роду (по мнению критиков, анализ в стиле Майнхоф дал бы древнегреческому 9 родов). Если следовать более широкой лингвистической традиции и считать единственное и множественное число принадлежащими к одному и тому же классу, то в суахили будет 8 или 9 классов существительных, в сото — 11, а в гандах — 10.
Нумерация Майнхоф обычно используется в научных работах, посвященных сравнению различных языков банту. Например, на суахили слово рафики «друг» относится к 9-му классу, а его «форма множественного числа» — марафики 6-го класса, даже если большинство существительных 9-го класса имеют множественное число 10-го класса. По этой причине существительное классы часто обозначаются путем объединения их форм единственного и множественного числа, например, рафики будет классифицироваться как «9/6», что указывает на то, что он принимает класс 9 в единственном числе и класс 6 во множественном числе.
Однако не во всех языках банту есть эти исключения. В Ганде каждому классу единственного числа соответствует класс множественного числа (кроме одного класса, который не имеет различия между единственным и множественным числом; также некоторые классы множественного числа соответствуют более чем одному классу единственного числа), и здесь нет исключений, как в суахили. По этой причине лингвисты Ганда используют ортогональную систему нумерации при обсуждении грамматики Ганда (кроме контекста банту сравнительной лингвистики ), давая 10 традиционных классов существительных этого языка.
Различие между родами и номинальными классами еще больше размывается из-за индоевропейских языков, в которых есть существительные, ведущие себя как рафики на суахили . В итальянском языке , например, есть группа существительных, происходящих от латинских существительных среднего рода, которые действуют как мужской род в единственном числе, но женский во множественном числе: il braccio / le braccia ; л'уово / ле уова . (Некоторые грамматисты до сих пор относят эти существительные к среднему роду.)
Номинальные классы на суахили
[ редактировать ]Номер класса | Префикс | Типичное значение |
---|---|---|
1 | м-, мв-, му- | единственное число: лица |
2 | ва-, ч- | множественное число: лица (аналог множественного числа класса 1) |
3 | м-, мв-, му- | единственное число: растения |
4 | ми-, мой- | множественное число: растения (аналог множественного числа класса 3) |
5 | джи-, j-, Ø- | единственное число: фрукты |
6 | ма-, м- | множественное число: фрукты (аналог множественного числа классов 5, 9, 11, редко 1) |
7 | ки-, ч- | единственное число: вещи |
8 | vi-, vy- | множественное число: вещи (аналог множественного числа класса 7) |
9 | н-, н-, м-, Ø- | единственное число: животные, вещи |
10 | н-, н-, м-, Ø- | множественное число: животные, вещи (аналог множественного числа для 9 и 11 классов) |
11, 14 | ты-, ш-, твой- | единственное число: нет четкой семантики |
15 | ку-, кв- | отглагольные существительные |
16 | так- | местные значения: близко к чему-то |
17 | к | неопределенное местное или директивное значение |
18 | му-, м- | местные значения: внутри чего-то |
«Ø-» означает отсутствие префикса . Некоторые классы омонимичны (особенно 9 и 10). 12-й класс протобанту исчез в суахили, 13-й класс слился с 7-м, а 14-й с 11-м.
Префиксы классов встречаются также в прилагательных и глаголах, например:
Это трудно
CL7 -книга
это большой
CL7 -большой
Я падаю.
CL7 - СБН -падение
«Большая книга падает».
Маркеры класса , которые появляются в прилагательных и глаголах, могут отличаться от префиксов существительных:
М тото
CL1 -ребенок
дурака
CL1 -мой
купить это
CL1 - PST - CL7 -купить
это трудно
CL7 -книга
«Мой ребенок купил книгу».
В этом примере глагольный префикс a- и местоименный префикс wa- соответствуют существительному префиксу m- : все они выражают класс 1, несмотря на их разные формы.
Занде
[ редактировать ]В языке азанде различают четыре класса существительных: [ 5 ]
Критерий | Пример | Перевод |
---|---|---|
человек (мужчина) | дома | мужчина |
человек (женщина) | является | жена |
оживлять | ее | зверь |
другой | бамбук | дом |
К классу одушевленных относится около 80 неодушевленных существительных, в том числе существительные, обозначающие небесные объекты (луна, радуга), металлические предметы (молот, кольцо), съедобные растения (батат, горох) и неметаллические предметы (свисток, мяч). ). Многие из исключений имеют круглую форму, а некоторые можно объяснить той ролью, которую они играют в мифологии андэ.
Классы существительных и грамматический род
[ редактировать ]Термин « гендер », используемый некоторыми лингвистами, относится к системе именных классов, состоящей из 2, 3 или 4 классов, особенно если классификация семантически основана на различии между мужским и женским родом. Гендеры тогда считаются подклассом классов существительных. Однако не все лингвисты признают различие между классами существительных и родами и вместо этого используют термин «род» или «класс существительных» для обоих.
Иногда различие может с течением времени смещаться. Например, в датском языке основные диалекты объединили 2 из 3 родов, образовав в общей сложности два рода. Но в некоторых диалектах все три рода были объединены в один род, подобный английскому, но сохранили форму среднего прилагательного для неисчисляемых существительных (которые в датском языке все являются средними). Эффективно создание именной классовой системы исчисляемых и неисчисляемых, отраженных в прилагательных. [ 6 ]
Классы существительных и классификаторы существительных
[ редактировать ]Некоторые языки, такие как японский, китайский и тайский языки , имеют сложную систему частиц , которые соответствуют существительным в зависимости от формы и функции, но являются свободными морфемами, а не аффиксами. Поскольку классы, определяемые этими классифицирующими словами, обычно не различаются в других контекстах, многие лингвисты придерживаются мнения, что они не создают классы существительных.
Список языков по типу классификации существительных
[ редактировать ]Языки с классами существительных
[ редактировать ]- Атлантические языки ( нигерско-конголезская языковая семья )
- все языки банту (нигерско-конголезская языковая семья), такие как
- Ганда : десять классов, называемых просто классами от I до X и содержащими всевозможные произвольные группы, но часто характеризуемые как люди , длинные предметы , животные , разные предметы , большие предметы и жидкости , маленькие предметы , языки , уничижительные падежи , инфинитивы , массовые существительные , плюс четыре «локативных» класса. Альтернативно, система Майнхоф, рассматривающая единственное и множественное число как отдельные классы, дает в общей сложности 21 класс, включая четыре местных падежа.
- суахили
- Зулу
- Языки Северо-Восточного Кавказа, такие как летучие мыши
- Дюрбал : Мужской , женский , растительный и другие . (Некоторые лингвисты не считают систему именных классов этого языка грамматическим родом.)
- Арапешские языки, такие как муфийский
Языки с грамматическими родами
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Анимация
- Классификатор (лингвистика)
- Склонение
- Грамматическое соглашение
- Грамматическая категория
- Грамматическое спряжение
- Грамматический род
- Грамматическое число
- перегиб
- Избыточность (лингвистика)
- Синтетический язык
Ссылки
[ редактировать ]В соответствии
[ редактировать ]- ^ «Славянские языки» . Архивировано из оригинала 9 октября 2016 г. Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Корбетт 1991 , с. 15.
- ^ Джин Ф. Киртон. «Янюва, умирающий язык». Майкл Дж. Рэй (ред.), Использование языка аборигенов на Северной территории: 5 отчетов . Труды Летнего лингвистического института. Дарвин: Летний институт лингвистики, 1988, с. 1–18.
- ^ «Замечания о нескольких «полимножественных» классах банту» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 декабря 2009 г. Проверено 6 марта 2014 г.
- ^ Корбетт 1991 , с. 14.
- ^ «Naveneordernes køn» [Род существительных] (на датском языке). Копенгагенский университет, Центр исследования диалектов. 22 апреля 2015 г.
Общий
[ редактировать ]- Крейг, Колетт Г. (1986). Классы существительных и категоризация: Материалы симпозиума по категоризации и классификации существительных , Юджин, Орегон, октябрь 1983 г. Амстердам: Дж. Бенджаминс.
- Корбетт, Гревилл Г. (1991). Пол . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9781139166119 . ISBN 9780521329392 . — Комплексное исследование; смотрит на 200 языков.
- Корбетт, Гевилл (1994) «Гендер и гендерные системы». Эн Р. Ашер (редактор) Энциклопедия языка и лингвистики , Оксфорд: Pergamon Press, стр. 1347–1353.
- Гринберг, Дж. Х. (1978) «Как язык приобретает гендерные маркеры?». En JH Greenberg et al. (ред.) Универсалии человеческого языка , Vol. 4, стр. 47–82.
- Хокетт, Чарльз Ф. (1958) Курс современной лингвистики , Macmillan.
- Ибрагим, М. (1973) Грамматический род. Его возникновение и развитие . Ла Хайя: Мутон.
- Итурриоз, Дж. Л. (1986) «Структура, значение и функции: функциональный анализ пола и другие классификационные методы». Функция 1. 1-3.
- Мейснер, Антье и Анн Шторх (ред.) (2000) Номинальная классификация африканских языков , Институт африканской лингвистики, Университет Иоганна Вольфганга Гете, Франкфурт-на-Майне. Кёльн: Рюдигер Кёппе Верлаг. ISBN 3-89645-014-X .
- Оли Р., Краска-Шленк И., Подобиньска З. (1998) Язык суахили. Академическое издательство «Диалог». Варшава. ISBN 83-86483-87-3
- Пинкер, Стивен (1994) Языковой инстинкт , Уильям Морроу и компания.
- Мячина, Е.Н. (1987) Краткий грамматический очерк языка суахили. In: Суахили-русский словарь. Kamusi ya Kiswahili-Kirusi. Москва. "Русский Язык".
- SIL: Словарь лингвистических терминов: Что такое класс существительных?
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глобальная карта и обсуждение языков по типам классов существительных на WALS: Количество полов
- Контини-Морава, Эллен. Классификация существительных на суахили. Архивировано 26 октября 2020 г. в Wayback Machine . 1994.
- О номинальных занятиях по суахили