Лексический аспект
Грамматические особенности |
---|
![]() | Части этой статьи (относящиеся к работе с 2000-х годов) нуждаются в обновлении . ( июль 2019 г. ) |
В лингвистике лексический аспект или Акционсарт ( Немецкое произношение: [ʔakˈtsi̯oːnsˌʔaːɐ̯t] , множественное число Aktionsarten [ʔakˈtsi̯oːnsˌʔaːɐ̯tn̩] ) глагола является частью того, как этот глагол структурируется по отношению ко времени . Например, английские глаголы «прибыть» и « бежать» различаются по своему лексическому аспекту, поскольку первый описывает событие, имеющее естественную конечную точку , а второй — нет. Лексический аспект отличается от грамматического аспекта тем, что он является неотъемлемым семантическим свойством сказуемого синтаксическим , тогда как грамматический аспект является или морфологическим свойством . Хотя лексический аспект не обязательно должен быть отмечен морфологически, он имеет последующие грамматические эффекты, например, « прибыть » можно изменить «через час», а «верить » — нет.
Теории видового класса
[ редактировать ]Хотя все теории лексического аспекта признают, что глаголы делятся на разные классы, детали классификации различаются. Ранняя попытка Вендлера распознать четыре класса, которые несколько раз модифицировались.
Классификация Вендлера
[ редактировать ]Зенон Вендлер разделил глаголы на четыре категории в зависимости от того, выражают ли они «деятельность», «достижение», «достижение» или «состояние». Действия и достижения отличаются от достижений и состояний тем, что первые два допускают использование непрерывных и прогрессивных аспектов . Деятельность и свершения отличаются друг от друга ограниченностью. У деятельности нет конечной точки (точки, до которой действие произошло и после которой не может продолжаться: «Джон нарисовал круг»), но у свершений она есть. Что касается достижений и состояний, то достижения мгновенны, а состояния долговечны. Достижения и достижения отличаются друг от друга тем, что достижения происходят немедленно (например, «распознать» или «найти»), но достижения приближаются к конечной точке постепенно (например, «нарисовать картину» или «построить дом»). [1] [2]
Классификация Комри
[ редактировать ]В своем обсуждении лексического аспекта Бернар Комри включил категорию полуактивных или пунктуальных событий, таких как «чихание». Его разделение категорий было следующим: состояния, деятельность и достижения длительны, а полудействия и достижения пунктуальны. Среди дуративных глаголов состояния уникальны, поскольку они не влекут за собой никаких изменений, а деятельность является ателичной (то есть не имеет «конечной точки»), тогда как достижения являются телесными. Из пунктуальных глаголов семельфактивы ателичны, а достижения - телечны. В следующей таблице показаны примеры лексических аспектов английского языка, которые включают изменения (пример состояния — «знать»). [1] [3]
Пунктуальный | Длительный | |
---|---|---|
Телич | Достижение ( выпустить ) | Достижение ( утонуть ) |
Ателик | Полуактивный ( стучать ) | Активность ( гулять ) |
Статический | Состояние ( знать ) |
Классификация Моэнса и Стидмана
[ редактировать ]Другая классификация, предложенная Моенсом и Стидманом, основана на идее ядра события. [4]
Ядро событий | |||
---|---|---|---|
Подготовительный фаза | Кульминация событие | Последующий фаза | |
Полуактивный | |||
Состояние | |||
Активность | |||
Достижение | |||
Достижение |
Синтаксический анализ структуры событий
[ редактировать ]Аспектные классы можно анализировать как различающиеся по своей структуре событий, и это привело к развитию синтаксического анализа структуры событий, при котором каждый аспектуальный класс рассматривается как имеющий отдельную синтаксическую структуру.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ротштейн, Сьюзен (2016). «Аспект». В Алони, Мария ; Деккер, Пол (ред.). Кембриджский справочник по формальной семантике . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02839-5 .
- ^ Вендлер, Зенон (1957). «Глаголы и времена» (PDF) . Философское обозрение . 66 (2): 143–160. дои : 10.2307/2182371 . JSTOR 2182371 .
- ^ Комри, Бернард (1976). Аспект: введение в изучение вербального аспекта и связанных с ним проблем . Кембриджские учебники по лингвистике. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9784838401000 .
- ^ Моенс, Марк; Стидман, Марк (1988). «Временная онтология и временная ссылка» (PDF) . Компьютерная лингвистика . 14 (2). Ассоциация компьютерной лингвистики: 15–28. ISSN 0362-613X .