Велнес (альтернативная медицина)

Эта статья является частью серии, посвященной |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Велнес – это состояние, выходящее за рамки отсутствия болезней, а направленное, скорее, на оптимизацию благополучия . [2]
Понятия, лежащие в основе этого термина, имеют те же корни, что и движение альтернативной медицины в движениях 19-го века в США и Европе, которые стремились оптимизировать здоровье и учитывать целостность человека, такие как « Новая мысль» , «Христианская наука» и « Lebensreform» . [3] [4] Аюрведа упоминает эту концепцию, а также посвятила целую специальность концепции хорошего самочувствия и поддержания здоровья.
Термин «велнес» также неправильно использовался для обозначения псевдонаучных медицинских вмешательств. [5]
История
[ редактировать ]Этот термин частично был вдохновлен преамбулой конституции Всемирной организации здравоохранения 1948 года, в которой говорилось: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов». [2] Первоначально он был использован в США доктором медицины Халбертом Л. Данном в 1950-х годах; Данн был главой Национального управления статистики естественного движения населения и обсуждал «здоровье высокого уровня», которое он определил как «интегрированный метод функционирования, ориентированный на максимизацию потенциала, на который способен человек». [2] Термин «велнес» был затем принят Джоном Трэвисом, который в середине 1970-х годов открыл «Ресурсный центр здоровья» в Милл-Вэлли, штат Калифорния , который воспринимался господствующей культурой как часть гедонистической культуры Северной Калифорнии того времени и был типичным поколения Me . [2] Трэвис рекламировал центр как альтернативную медицину, в отличие от того, что, по его словам, было подходом медицины, ориентированным на болезни . [2] Эту концепцию далее популяризировали Роберт Родейл через Prevention журнал , Билл Хетлер, врач из Университета Висконсина в Стивенс-Пойнт , организовавший ежегодную научную конференцию по вопросам здоровья, и Том Дики, основавший в 1980-х годах Berkeley Wellness Letter. [2] Этот термин стал общепринятым в 1990-х годах. [2]
В последнее время [ когда? ] Десятилетия было отмечено, что основные новостные источники начали уделять больше места «темам здоровья и хорошего самочувствия». [6]
Размеры хорошего самочувствия
[ редактировать ]В 1970-х годах Билл Хеттлер, врач из Университета Висконсина, разработал шестифакторную модель благополучия, теперь широко известную как измерения благополучия. [7] Первоначальные измерения включали интеллектуальное, эмоциональное, физическое, социальное, профессиональное и духовное благополучие. С тех пор ряд организаций и исследователей адаптировали аспекты благополучия в свои программы здравоохранения, в том числе Управление служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем США , которое включает в себя еще два измерения благополучия — экологический и финансовый — наряду с первоначальными шестью. [8] Многие университеты также включили вопросы оздоровления в свои программы ухода за студентами. [9] [10]
Корпоративные оздоровительные программы
[ редактировать ]К концу 2000-х годов эта концепция стала широко использоваться в программах помощи работникам на рабочих местах, а финансирование разработки таких программ в малом бизнесе было включено в Закон о доступном медицинском обслуживании . [3] Использование корпоративных оздоровительных программ подверглось критике как дискриминационное по отношению к людям с ограниченными возможностями . [11] Кроме того, хотя есть некоторые данные, позволяющие предположить, что оздоровительные программы могут сэкономить деньги работодателям, такие данные обычно основаны на наблюдательных исследованиях, которые склонны к предвзятости отбора . Рандомизированные исследования дают менее положительные результаты и часто страдают методологическими недостатками. [3]
Дискриминация людей с ограниченными возможностями в корпоративных оздоровительных программах была одной из многих причин, побудивших принять Закон об американцах с ограниченными возможностями 1990 года . В соответствии с недавно предложенным правилом Закона об американцах с ограниченными возможностями программа оздоровления сотрудников состоит из программ, связанных с укреплением здоровья или профилактикой заболеваний, которые включают в себя опросы, связанные с инвалидностью, или медицинские осмотры. [12] В соответствии с Законом об американцах-инвалидах существует два типа оздоровительных программ: совместные и зависящие от здоровья. [12] Это недавно предложенное правило больше не содержит требования о том, чтобы такие программы были разумно разработаны для укрепления здоровья или предотвращения заболеваний. [12]
Критика
[ редактировать ]Пропаганда лженауки
[ редактировать ]Велнес – это очень широкое понятие, [13] но его часто используют пропагандисты недоказанных медицинских методов лечения, таких как Food Babe [5] или Гуп . [13] Дженнифер Гюнтер раскритиковала то, что она считает пропагандой завышенных диагнозов со стороны оздоровительного сообщества. Позиция Goop заключается в том, что она «скептически относится к статус-кво» и «предлагает непредвзятые альтернативы». [13] Майкл Д. Гордин пишет, что псевдонаука — плохая категория для анализа, потому что она существует исключительно как негативное приписывание, которое ученые и неученые бросают другим, но никогда не применяют сами. [14] Псевдонаука обычно используется для описания чего-то, что выглядит как наука, но является ложным, вводящим в заблуждение или недоказанным. [15] К псевдонауке относятся: астрология, френология, уфология, креационизм и евгеника. [15]
Здоровье
[ редактировать ]Wellness также подвергался критике за то, что он уделяет особое внимание изменению образа жизни, а не более общему акценту на предотвращении вреда, который будет включать более ориентированные на учреждения подходы к улучшению здоровья, такие как предотвращение несчастных случаев. [3] Петр Скрабанек также раскритиковал оздоровительное движение за создание среды социального давления, заставляющей следить за изменениями образа жизни, не имея доказательств, подтверждающих такие изменения. [16] Некоторые критики также проводят аналогию с Lebensreform и предполагают, что идеологическим следствием движения за здоровье является вера в то, что «внешний вид» является «показателем физического, духовного и психического здоровья». [4]
Велнес критиковали как путь к крайним убеждениям и практикам заговора. Общество научных исследований паранаук обнаружило, что сообщества альтернативной медицины и идеологии заговора имеют много общего в том, что у них есть «сильно дуалистическое мировоззрение «добра» и «зла»; стремление к простому ответу на сложные вопросы; и антинаучная тенденция». [17] Во время изоляции от Covid увеличилось количество крайне правых влиятельных лиц в сфере здравоохранения, которые связывают себя с политическими убеждениями заговоров QAnon , что приводит к увеличению дезинформации и увеличению численности группы. Обе группы разделяют схожие убеждения, в том числе: антивакцинация, дезинформация о Covid-19 и идея о том, что существует секретная организация правительственных чиновников, занимающаяся секс-торговлей детьми. [18]
Тенденция к здоровью подверглась критике как форма демонстративного потребления . [19]
См. также
[ редактировать ]- Дополнительная и альтернативная медицина
- Здоровье
- Внимательность
- Органическая культура питания
- Салютогенез
- Самостоятельное лечение
- Оздоровительный туризм
- Оздоровление на рабочем месте
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоуэн, Дебби Л. (2017). «Измерения благополучия: измените свои привычки, измените свою жизнь» . Канадский ветеринарный журнал . 58 (8): 861–862. ISSN 0008-5286 . ПМЦ 5508938 . ПМИД 28761196 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Циммер, Бен (16 апреля 2010 г.). «Оздоровление» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д Киркланд, Анна (1 октября 2014 г.). «Что такое благополучие сейчас?» . Журнал политики, политики и права в области здравоохранения . 39 (5): 957–970. дои : 10.1215/03616878-2813647 . ISSN 0361-6878 . ПМИД 25037836 .
- ^ Jump up to: а б Блей, Даниэла (4 января 2017 г.). «Ложные обещания оздоровительной культуры» . JSTOR Daily .
- ^ Jump up to: а б Фриман, Хэдли (22 апреля 2015 г.). «Лженаука и клубника: гуру «здоровья» должны нести предупреждение о вреде для здоровья» . Хранитель . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Кикбуш, Илона ; Пейн, Леа (1 декабря 2003 г.). «Укрепление здоровья в XXI веке: революция общественного здравоохранения встречается с революцией в области здравоохранения» . Международная организация по укреплению здоровья . 18 (4): 275–278. дои : 10.1093/heapro/dag418 . ПМИД 14695358 .
- ^ Хеттлер, Билл; Уэстон, Кэрол; Карини, Джон; Амундсон, Джой (1980). «Продвижение здоровья в университетском кампусе» . Здоровье семьи и общества . 3 (1): 77–95. дои : 10.1097/00003727-198005000-00008 . ISSN 0160-6379 . JSTOR 44952417 . ПМИД 10246133 .
- ^ «Изучите восемь измерений здоровья» (PDF) . Администрация служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем . Апрель 2016 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Обзор восьми измерений благополучия: благополучие в Северо-Западном - Северо-Западном университете» . www.northwestern.edu . Проверено 05 сентября 2022 г.
- ^ «6 измерений благополучия | О SAO» . Управление по делам студентов (на китайском языке (Гонконг)) . Проверено 05 сентября 2022 г.
- ^ Басас, Кэрри Гриффин (2014). «Что плохого в благополучии? Что взгляд на права инвалидов говорит об ограничениях здоровья» . Журнал политики, политики и права в области здравоохранения . 39 (5): 1035–1066. дои : 10.1215/03616878-2813695 . ISSN 0361-6878 . ПМИД 25037831 .
- ^ Jump up to: а б с «Второй раз - это очарование? EEOC предлагает новые правила программы оздоровления для работодателей» . Фишер Филлипс . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ларокка, Эми (27 июня 2017 г.). «Эпидемия здоровья» . Разрез . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Гордин, Майкл Д. (сентябрь 2017 г.). «Проблема лженауки» . Отчеты ЭМБО . 18 (9): 1482–1485. дои : 10.15252/эмбр.201744870 . ISSN 1469-221X . ПМЦ 5579391 . ПМИД 28794200 .
- ^ Jump up to: а б Гордин, Майкл Д. (2021). На грани: где наука встречается с псевдонаукой . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-755576-7 . OCLC 1198018488 .
- ^ Эпплярд, Брайан (21 сентября 1994 г.). «Здоровье — это отвратительная привычка: уже недостаточно просто быть здоровым; нас призывают следовать невозможному и нелиберальному культу совершенства» . Независимый . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Хьюм, Тим (16 декабря 2020 г.). «Нью-эйджисты и влиятельные лица в сфере здорового образа жизни поддаются на удочку крайне правых заговоров по поводу COVID» . Порок . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Уайзман, Ева (17 октября 2021 г.). «Темная сторона здоровья: совпадение духовного мышления и крайне правых заговоров» . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Беарн, Сюзанна (1 сентября 2018 г.). «Оздоровление: просто дорогая шумиха или оно того стоит?» . Хранитель . Проверено 7 сентября 2018 г.