Ney
![]() Персидский ней с шестью отверстиями (одно сзади) | |
Древний | |
---|---|
Классификация | Конец взорван |
Диапазон игры | |
![]() |
Ней персидской ( персидский : نی ) — это флейта с выдувным концом , которая занимает видное место в традиционной , турецкой , еврейской , арабской и египетской музыке . В некоторых из этих музыкальных традиций это единственный духовой инструмент используемый . В ней играют уже более 4500 лет, начиная с Древнего Египта . [ 1 ] что делает его одним из старейших музыкальных инструментов, которые до сих пор используются. [ 2 ]
Нэй состоит из куска полой трости или гигантского тростника с пятью или шестью отверстиями для пальцев и одним отверстием для большого пальца. На арабском ней играют без мундштука . Это контрастирует с турецким ней, у которого иногда есть латунный , рожковый или пластиковый мундштук, который помещается вверху, чтобы защитить древесину, произвести более крутой звук и защитить ее от повреждений, с лучшим краем, по которому можно дуть. Вместо этого современные нии могут быть изготовлены из металлических или пластиковых трубок. Высота звука варьируется в зависимости от региона и расположения пальцев. Высококвалифицированный игрок на ней, называемый нейзен , может достичь более трех октав , хотя чаще всего у него есть несколько «помощников» для покрытия разных диапазонов высоты звука или для облегчения исполнения технически сложных отрывков в других дастгахах или макамах .
По -румынски этот инструмент называется «fluier», слово nai. [ 3 ] применяется к изогнутой пан-флейте, в то время как флейта с выдутым концом, напоминающая персидскую ней, называется кавалерией. [ 4 ]
Типология
[ редактировать ]
Типичный персидский ней имеет шесть отверстий, одно из которых находится на спине. Арабские и турецкие нейи обычно имеют семь отверстий: шесть спереди и одно отверстие для большого пальца сзади.
Интервал между отверстиями колеблется от полутона до трех четвертей тона , хотя микротоны (и более широкие изменения высоты звука ) достигаются за счет частичного закрытия отверстий, изменения амбушюра или положения и угла выдувания. [ 5 ] Микротональная интонация является общей и имеет решающее значение для различных традиций таксим (импровизация в одном и том же масштабе перед исполнением произведения).
Неи построены в различных тональностях. В египетской и арабской системе существует семь общих диапазонов: самый длинный и самый низкий тон — Раст, который примерно эквивалентен C в западной равнотемперированной системе, за ним следует Дука в D, Бусалик в E, Джахарка в F, Нава в G, Хусейни в A и Аджам в B (или B ♭), причем наиболее распространенным является Дука Ней.
Продвинутые музыканты обычно владеют набором из нескольких струн в разных тональностях , хотя можно (хотя и сложно) играть полностью хроматически на любом инструменте. Небольшое исключение из этого правила встречается в крайне низком диапазоне инструмента, где аппликатура становится весьма сложной и переход от первой октавы ( основных тонов) ко второй довольно неуклюж.
щучий свисток
[ редактировать ]Гаргы-туйдук (Каргы туйдук) — длинная тростниковая флейта , происхождение которой, по преданию, связано с Александром Македонским , аналогичный инструмент существовал в Древнем Египте . Карги по-турецки означает тростник ( Арундо донакс , также известный как Гигантский тростник). Звук гаргы-туйдука имеет много общего со звуком двуголосого каргыра. При игре на гаргы-туйдуке мелодия отчетливо слышна, а нижний гудящий звук едва слышен.
Аллайские эпические песни описал тюрколог Н. Баскаков, разделив их на три основных типа:
- Кутилеп кайла: второй звук — легкий гул.
- Сыгыртзип кайла: со вторым свистящим звуком, похожим на звук флейты.
- Каргырлап кайла: в котором второй звук можно определить как шипящий. [ 6 ]
По звучанию туркменский гаргы-туйдук больше всего похож на алтайскую кайлу Каргыркип. Гарг-туйдук может иметь шесть отверстий для пальцев и длину 780 мм или пять отверстий для пальцев и длину 550 мм. В номенклатуру Гарг-Туйдука входят три регистра:
- Самый нижний регистр – «нерабочий» – при исполнении мелодии не используется.
- То же, что и в «нерабочем» регистре, но на октаву выше.
- Высокий регистр от ми второй октавы до ти.
Памири сейчас
[ редактировать ]Памирский изготовленная най — это поперечная флейта, из дерева или, в Восточном Бадахшане , из орлиной кости. Хотя название похоже на арабское «нет», выдутое на конце, вполне возможно, что эта флейта с боковым выдувом больше связана с китайскими флейтами, такими как дизи , возможно, через монгольскую связь. [ 7 ]
Он используется как для сольных мелодий, так и для оркестров и для вокального сопровождения. Одним из основных применений най является наиболее оригинальная форма традиционного исполнения «фалаки».
Это короткие мелодичные сеансы, в которых могут выражаться жалобы на судьбу, несправедливость небес или изгнание в далекие места, а также такие чувства, как печаль матери, разлученной со своей дочерью, печаль влюбленного, оторванного от своей возлюбленной и т. д. [ 8 ]
Другие формы с похожими названиями
[ редактировать ]
Нэй (нэдж) Узбекистана , Таджикистана и Каракалпакстана представляет собой поперечную флейту , которая может быть изготовлена из разных материалов, что часто обозначается приставкой в названии. Агач-най — деревянная флейта, гарау-най — бамбуковая флейта , миснаи — флейта из листового железа и бриджжи-най — медная флейта.
Румынская пан-флейта най состоит из от 20 до более 30 закрытых снизу труб, соединенных друг с другом небольшой дугой.
См. также
[ редактировать ]- Turkish ney
- Классическая турецкая музыка
- Тамбин , флейта с похожим звучанием, используемая в Западной Африке .
- Цуур / Чор
- Кавала , аналогичный инструмент, используемый в арабской музыке.
- Персидская традиционная музыка
- Арабская музыка
- Музыка Ирана
- Вашинт
- Dilli Ney
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АНЭ СЕГОДНЯ — 201801 — Самая ранняя музыка Древнего Египта» . Американское общество зарубежных исследований (ASOR) . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ «Доисторическая музыка» , Arc.Ask3.Ru , 6 сентября 2022 г. , получено 18 сентября 2022 г.
- ^ nai в Толковом словаре румынского языка , Румынская академия , Институт лингвистики «Йоргу Иордан», Энциклопедическое издательство «Универс», 1998.
- ^ caval в Толковом словаре румынского языка , Румынская академия , Институт лингвистики «Йоргу Иордан», Энциклопедическое издательство «Универс», 1998.
- ^ Сатилмис Яйла. «Аппликатура двух популярных гамм на двух распространённых турецких типах ней» . fromnorway.net . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 г. Проверено 8 сентября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ N. Baskakov, Altay folklore and literature Gorno-Altaysk, 1948, p.II
- ^ «Всемирное распространение поперечной флейты» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2012 г. Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Главная страница» . www.pamirtours.tj . Архивировано из оригинала 6 июля 2010 г. Проверено 6 июня 2010 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Эффат, Махмуд (2005). Руководство для начинающих по «Нет» . Перевод Джона Фризена; Первоначально опубликовано на арабском языке в 1968 году. Pitchphork Music. ISBN 0-9770192-0-9 .
- Марван Хасан (2010). Кавала и Нэй: Оригинальные человеческие флейты: изготовление, настройка, уход и игра . [Немецкий: объяснение того, как построить и играть на флейте Кавала, Салуанг или Габ и Ней-флейта ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Египетские музыкальные инструменты
- Арабские музыкальные инструменты
- Турецкие музыкальные инструменты
- Концевые флейты
- Персидские музыкальные инструменты
- Ближневосточная музыка
- Румынские музыкальные инструменты
- Молдавские музыкальные инструменты
- Древние египетские музыкальные инструменты
- Суфийская музыка
- Иранские изобретения
- Бамбуковые флейты