Арабская музыка
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
Арабская музыка ( араб . الموسيقى العربية , латинизированная : аль-мусика аль-арабия ) — это музыка арабского мира со всеми его разнообразными музыкальными стилями и жанрами . В арабских странах много богатых и разнообразных музыкальных стилей, а также множество языковых диалектов , причем в каждой стране и регионе есть своя собственная традиционная музыка .
Арабская музыка имеет долгую историю взаимодействия со многими другими региональными музыкальными стилями и жанрами. Он представляет музыку всех народов, составляющих сегодня арабский мир .
История
[ редактировать ]Доисламский период
[ редактировать ]Доисламская Аравия была колыбелью многих интеллектуальных достижений, включая музыку, теорию музыки и разработку музыкальных инструментов . [1] В Йемене , главном центре доисламской арабской науки, литературы и искусства, музыканты пользовались покровительством королей Сабаха , которые поощряли развитие музыки. [2] [3] На протяжении многих веков арабы Хиджаза признавали, что лучшая настоящая арабская музыка исходит из Йемена, а менестрели Хадрами считались лучшими. [3] Музыка доисламского Аравийского полуострова была похожа на музыку Древнего Ближнего Востока. [4] музыка. Большинство историков сходятся во мнении, что в доисламский период между 5 и 7 веками нашей эры на Аравийском полуострове существовали отдельные формы музыки. Арабские поэты того времени, называемые шуара аль-Джахилия ( араб . شعراء الجاهلية) или «поэты джахили», что означает «поэты периода невежества», обычно декламировали стихи на высоких нотах. [2]
Считалось, что джинны открывали стихи поэтам и музыку музыкантам. [2] Хор . в то время служил педагогическим учреждением, где образованные поэты читали свои стихи Пение не считалось делом этих интеллектуалов, а вместо этого было поручено женщинам с красивыми голосами, которые должны были научиться играть на некоторых инструментах, использовавшихся в то время, таких как барабан, лютня или ребаб , и исполнять песни, уважая поэтический метр . [2] Композиции были простыми, и каждый певец пел в одном макаме . Среди известных песен того периода были худа (от которой произошла гхина ), насб , санад и рукбани .
Ранний исламский период
[ редактировать ]И композиции , и импровизации в традиционной арабской музыке основаны на системе макама . Макамы могут исполняться как с вокалом , так и с инструментальной музыкой и не включать в себя ритмическую составляющую.
Аль-Кинди (801–873 гг. Н.э.) был известным ранним теоретиком арабской музыки. Он присоединился к нескольким другим, таким как аль-Фараби, импровизированную пятую струну в предложении добавить к уду . Он опубликовал несколько трактатов по теории музыки , включая космологические коннотации музыки. [5] Он определил двенадцать тонов арабской музыкальной гаммы, основываясь на расположении пальцев и струн уда. [6]
Абульфараж (897–967) написал « Китаб аль-Агани» , энциклопедический сборник стихов и песен, который в современных изданиях насчитывает более 20 томов.
Аль-Фараби (872–950) написал известную книгу об исламской музыке под названием «Китаб аль-Мусика аль-Кабир» («Великая книга музыки»). Его чисто арабская система тонов до сих пор используется в арабской музыке. [7]
Аль-Газали (1059–1111) написал трактат о музыке в Персии , в котором заявил: «Экстаз означает состояние, возникающее от прослушивания музыки».
В 1252 году Сафи ад-Дин разработал уникальную форму нотной записи , где ритмы были представлены геометрическим представлением. Подобное геометрическое представление не появлялось в западном мире до 1987 года, когда Кьелл Густафсон опубликовал метод представления ритма в виде двумерного графика. [8]
Аль-Андалус
[ редактировать ]К 11 веку исламская Иберия стала центром производства инструментов. Эти товары постепенно распространились по Франции, оказав влияние на французских трубадуров , и в конечном итоге достигли остальной Европы. Английские слова «лютня» , «ребек» и «накер» происходят от арабских слов «уд» , «рабаб» или «магрибский ребаб» и «накаре» . [9] [10] [ нечеткий ]
16-19 века
[ редактировать ]Бартол Дюргеевиц (1506–1566) провёл 13 лет в качестве раба в Османской империи . После побега он опубликовал De Turcarum ritu et caermoniis в Амстердаме в 1544 году. Это одна из первых европейских книг, описывающих музыку в исламском обществе. [11]
20 век – настоящее время
[ редактировать ]В начале 20-го века Египет был первой из ряда арабских стран, переживших внезапное появление национализма , поскольку он стал независимым после 2000 лет иностранного правления. Любые английские, французские и европейские песни заменялись национальной египетской музыкой. Каир стал центром музыкальных инноваций.
Певицы были одними из первых, кто применил светский подход. египетская исполнительница Умм Кульсум и ливанская певица Файруз Яркими примерами этого были . Оба были популярны на протяжении последующих десятилетий и оба считаются легендами арабской музыки. В Средиземноморье марокканская певица Зохра Аль Фассия была первой исполнительницей, добившейся широкой популярности в регионе Магриба, исполняя традиционные арабские андалузские народные песни, а затем записав множество собственных альбомов.
В 1940-х и 1960-х годах арабская музыка начала приобретать более западный тон: египетские артисты Умм Кульсум и Абдель Халим Хафез, а также композиторы Мохаммед Абдель Вахаб и Балиг Хамди стали пионерами использования западных инструментов в египетской музыке. разновидность арабской поп-музыки К 1970-м годам их примеру последовали несколько других певцов, и родилась . Арабская поп-музыка обычно состоит из песен в западном стиле с арабскими инструментами и текстами. Мелодии часто представляют собой смесь восточного и западного. Начиная с середины 1980-х годов, Лидия Ханаан музыки , пионер , широко известная как первая рок-звезда Ближнего Востока. [12] [13] [14] [15] [16] соединил английские тексты и западное звучание с ближневосточными четвертями и микротонами и стал первым ливанским исполнителем, добившимся международного успеха. [17] [18] [19]
Западная поп-музыка также находилась под влиянием арабской музыки в начале 1960-х годов, что привело к развитию серф-музыки , жанра рок-музыки, который позже породил гаражный рок и панк-рок . [20] Пионер серф-рока Дик Дейл , американский гитарист ливанского происхождения, находился под сильным влиянием арабской музыки, которой он научился у своего дяди, особенно мелодий на уде и навыков, которые он позже применил к своей игре на электрогитаре при записи серф-рока в начале 1960-х годов. [20]
Балиг Хамди [21] который создал и сочинил множество хитов для нескольких арабских певцов, часто говорил, что при сочинении своих песен он опирался на музыкальные идеи и эстетику египетских народных мелодий и ритмов. Он также опирался на идеи, которые распространялись в современной музыке его времени. Его звучание имеет классический оттенок благодаря интенсивному использованию струнного оркестра. Но во многих песнях он также использовал электронные клавишные и гитары в гармонии со струнами или попеременно со струнами.Его лучшие произведения издаются в виде записей под именем певца. Среди певцов - Умм Кульсум , Абдель Халим Хафез , Шадия , Лейла Мурад , Наджат Аль Сагира , [22] Файза Ахмед , Варда (на которой он был женат десять лет), Сабах и другие певцы. Он также сотрудничал с легендарной певицей Азизой Джалал. [23] [24] которая продвигала свои песни Mestaniak и Haramt El Hob Alaya, одни из лучших арабских песен 80-х. [25]
В 1990-х годах такой стиль переняли несколько арабских художников, в том числе Амр Диаб , Мустафа Амар , Наджва Карам , Элисса , Наваль Аль Зогби , Нэнси Аджрам , Хайфа Вехбе , Ангхам , Фадл Шакер , Маджида Аль Руми , Ваэль Кфури , Асала Насри , Мириам Фарес , Кэрол Самаха , Яра , Самира Саид , Хишам Аббас , Кадхем Аль Сахер , Эхаб Тауфик , Мохамед Фуад , Диана Хаддад , Мохамед Мунир , Латифа , Хеб Халед , Джордж Вассуф , Хаким , Фарес Карам , Джулия Бутрос и Амаль Хиджази .Из-за разнообразия Ирака и долгой истории в стране представлена музыка многих этнических групп и музыкальных жанров. В 1936 году Иракское радио было основано двумя наиболее выдающимися исполнителями и композиторами Ирака, иракскими еврейскими музыкантами, Салехом и Даудом аль-Кувейти , с ансамблем, за исключением перкуссиониста. Братья сыграли новаторскую роль в современной музыке Ирака. Салеха считали отцом иракского макама, поскольку он был пионером его первой песни. [26] Он также сочинял для самых известных певцов той эпохи в Ираке и в арабском мире, таких как Салима Мурад , Афифа Искандар , Назем аль-Газали , Умм Кульсум , Мохаммед Абдель Вахаб . [26] [27]
Одной из основных причин преобладания еврейских инструменталистов в иракской музыке начала 20 века была известная школа для слепых еврейских детей в Багдаде, основанная в конце 1920-х годов великим канунджи («канунист») Джозефом Хоторном ( Юсеф За 'арур ) ( ивр .: דנדהי ללוואלד-יוסף זערור).
Салима-паша была одной из самых известных певиц 1930–1940-х годов. Уважение и обожание Паши были необычными в то время, поскольку в некоторых странах региона публичные выступления женщин считались позорными, а большинство певиц набирались из публичных домов. [28] [26]
Музыка в Ираке начала приобретать более западный тон в 1960-х и 1970-х годах, особенно благодаря Ильхаму Мадфаю с его западным стилем гитары и традиционной иракской музыкой, что сделало его популярным исполнителем в его родной стране и на всем Ближнем Востоке. [29] [30]
Влияние арабской музыки
[ редактировать ]Большинство музыкальных инструментов, используемых в европейской средневековой и классической музыке, имеют корни в арабских музыкальных инструментах, заимствованных из средневекового арабского мира . [31] [32] К ним относятся лютня , имеющая общий предок с удом ; ребек (предок скрипки) от ребаба , гитара от китары , накер от накаре , адуфе от аль-дафф , альбока от аль-бука , анафил от ан-нафира , эксабеба (разновидность флейты) от аль-шаббаба , атабал (разновидность большого барабана ) от ат-табл , атамбал от ат-тинбал , [32] балабан от , кастаньет сунтаж касатана и сонахас де азофар от ас-суфр . [33]
Арабский рабаб , также известный как скрипка с шипами, является самым ранним известным смычковым струнным инструментом и предком всех европейских смычковых инструментов, включая ребек , византийскую лиру и скрипку. [34] [35] Арабский уд в арабской музыке имеет общего предка с европейской лютней . [36] [ не удалось пройти проверку ] Уд также называют предшественником современной гитары . Гитара берет свое начало от четырехструнного уда, привезенного в Иберию маврами в 8 веке. [37] Прямым предком современной гитары является гитара мориска (мавританская гитара), которая использовалась в Испании в 12 веке. К 14 веку ее называли просто гитарой. [38]
Ряд средневековых инструментов с коническим отверстием, вероятно, были представлены или популяризированы арабскими музыкантами. [39] включая кселами (от зулами ). [40]
Некоторые ученые полагают, что трубадоры могли иметь арабское происхождение, при этом Магда Богин заявляет, что арабская поэтическая и музыкальная традиция оказала одно из нескольких влияний на европейскую «куртуазную любовную поэзию». [41] Эварист Леви-Провансаль и другие ученые заявили, что три строки стихотворения Вильгельма IX Аквитанского были написаны на арабском языке, что указывает на потенциальное андалузское происхождение его произведений. Ученые попытались перевести рассматриваемые строки и подготовили различные переводы. Медиевист Иштван Франк утверждал, что строки вовсе не арабские, а являются результатом переписывания оригинала более поздним писцом. [42]
Теория о том, что традиция трубадура была создана Вильгельмом после его знакомства с мавританским искусством во время борьбы с Реконкистой в Испании, была поддержана Рамоном Менендесом Пидалем и Идрисом Шахом . Джордж Т. Бич утверждает, что существует только одно задокументированное сражение, в котором Уильям участвовал в Испании, и оно произошло ближе к концу его жизни. Бич добавляет, что у Уильяма и его отца действительно были испанцы в их большой семье, и что, хотя нет никаких доказательств того, что он сам знал арабский язык, он, возможно, дружил с некоторыми европейцами, которые могли говорить на этом языке. [42] Другие заявляют, что представление о том, что Уильям создал концепцию трубадуров, само по себе неверно и что его «песни представляют собой не начало традиции, а вершины достижений в этой традиции». [43]
Большинство ученых полагают, что Гвидо Ареццо » система нотной записи «Сольфеджио берет свое начало в латинском гимне. [44] но другие предполагают, что вместо этого он мог иметь арабское происхождение. Утверждалось, что слоги сольфеджио ( до, ре, ми, фа, соль, ла, ти ), возможно, произошли от слогов арабской сольмизации системы Дурр-и-Муфассаль («Раздельные жемчужины») ( дал, ра , мим, фа, грустный, лам ). Впервые это было предложено Менинским в его Thesaurus Linguarum Orientalum (1680). Однако документальных подтверждений этой теории нет, и неизвестно, что существуют арабские музыкальные рукописи, использующие последовательности арабского алфавита. [45] Генри Джордж Фармер считает, что не существует убедительных доказательств происхождения обозначений, и поэтому теория арабского происхождения и теории происхождения гимнов одинаково заслуживают доверия. [46]
Импровизационная музыка в арабском мире
[ редактировать ]Этномузыколог Али Джихад Рэйси говорит об импровизационном стиле музыки, который присутствует в большей части арабского мира . [47] Рэйси обсуждает региональное отношение к импровизации на Ближнем Востоке, описывая, что импровизация может предполагать случайное, неподготовленное или даже непрофессиональное музицирование. [47] Он принадлежит только определенным общинам арабского мира и может отличаться в каждом регионе или сообществе. [47] [48] В некоторых регионах музыка-импровизация рассматривается как интуитивная артистическая способность, которая на мгновение выражает чувства исполнителя. [47] [48] Другие группы склонны рассматривать импровизацию как исполнение музыки, выходящее за рамки классического стиля макам или других стилей музыкального исполнения. [47] [48] Другие школы мысли в области музыки-импровизации в арабском мире считают, что музыка-импровизация демонстрирует отсутствие понимания в музыкальном обучении. [47] Рэйси не уточняет, какие группы имеют какие взгляды. Скорее, дискуссия больше сосредоточена на идее о том, что арабский музыкальный мир не является монолитным во взглядах на импровизацию в музыке. Другие группы рассматривают импровизацию как метод, которому можно научиться только путем проб и ошибок, на совершенствование которого уходят многие годы, поэтому это стиль, в котором играют профессионалы. [47]
Распределение
[ редактировать ]Респектабельная традиция в музыке-импровизации известна как Таксим . [49] [47] В музыке Таксим используется макам и импровизируется форма или структура песни, что создает у слушателя катарсическое переживание. [47] Далее, аспекты импровизации выходят за рамки формы и выражаются в четвертях песни. [47] Эта традиция исторически исполнялась в виде песнопений. Сейчас его используют исполнители на уде /уд, скрипке или, нет, разновидности флейты. [47] Этот стиль импровизации известен эффектами, которые он может вызвать у слушателя. [47] Слушатели могут смеяться, плакать и кричать в разные моменты выступления из-за эмоций, вызываемых музыкой. [47]
Импровизация в пении
[ редактировать ]- Определенный тип арабского песнопения выполнен в мелизматическом стиле и является длинным и богато украшенным. [50] В его структуре присутствуют специфические элементы свободного ритма и импровизации. Силлабическое пение изохронно и сопровождается ад-дурбкке (ударным инструментом или барабаном), хотя по своей природе оно относительно быстрое. [50] Обычно в этом участвуют слушатели, которые вносят свой вклад в ритм хлопаньем в ладоши. [50]
- Этномузыколог Джарги рассказывает о другом типе импровизационной музыки, в которой он использует название «Медиана». [50] . Эта музыка представляет собой сочетание слогового распева и мелизматического стиля. Средняя импровизационная музыка использует более экстремальные методы импровизации, расширяет границы импровизации и обычно быстрее, чем слоговое пение. [50]
- Последний стиль импровизации, обсуждаемый Жарги, — это речитативный стиль, который поют преимущественно женщины и основан на слуховой традиции. [50]
Жанры
[ редактировать ]Франко-арабский
[ редактировать ]Франко-арабская музыка — это форма музыки, похожая на современную арабскую поп-музыку. Жанр популяризировали такие артисты, как Далида из Египта, Сэмми Кларк из Ливана и Альдо из Австралии. Франко-арабская музыка включает в себя множество языков, включая арабский, итальянский, французский арабский и английский. [51]
Арабский R&B, регги и хип-хоп
[ редактировать ]подъем арабского R&B , регги и хип-хопа С начала 2010-х годов наблюдается . В этих песнях обычно рэпер играет традиционную арабскую поп -песню (например, песню Иштар «Habibi Sawah»). Марокканский певец Элам Джей разработал современную версию жанра Gnawa , смешанную с R&B, под названием Gnawitone Styla . Еще один вариант современной гнавы, сыгранной в Марокко, был представлен группой Darga . Базирующаяся в Касабланке группа использует в некоторых своих песнях смесь Gnawa и Reggae.
Исполнители политического регги, такие как TootArd с оккупированных сирийских Голанских высот, начали набирать популярность в Палестине в 2011 году после выпуска песни об арабской весне (в основном тунисской революции) под названием «Зеленая революция». Ее спели они и ансамбль палестинских артистов, наиболее известным среди которых был Махмуд Джере из DAM . Еще одна известная арабская артистка - Шадия Мансур , палестинская британская рэперша, известная как «Первая леди арабского хип-хопа». Большая часть ее музыки посвящена делу палестинцев.
Начиная с 2010-х годов некоторые артисты, такие как Дарин, начали полностью использовать в своих песнях ритмы R&B и регги. Это было встречено неоднозначными отзывами и неоднозначными коммерческими показателями.
Арабская электроника
[ редактировать ]Электронная танцевальная музыка — еще один жанр, получивший известность в арабской музыке. Песни этого жанра сочетают в себе электронные музыкальные инструменты и традиционные ближневосточные инструменты. Такие артисты, как Ричи, популяризировали этот стиль с помощью таких песен, как «Ana Lubnaneyoun».
арабский джаз
[ редактировать ]Еще одна популярная форма встречи Запада и Востока. арабский джаз Также популярен , во многих песнях используются джазовые инструменты. Ранние джазовые влияния начались с использования саксофона такими музыкантами, как Самир Сурур, в «восточном» стиле. Использование саксофона таким образом можно найти в песнях Абдель Халима Хафеза , а также сегодня в песнях Кадима Аль Сахира и Риды Аль Абдаллы. Первые основные элементы джаза были включены в арабскую музыку братьями Рахбани . Более позднее творчество Файруз почти полностью состояло из джазовых песен, сочиненных ее сыном Зиадом Рахбани . Зиад Рахбани также стал пионером современного восточного джазового движения, которого придерживаются такие певцы, как Рима Хчейч, Сальма Эль Мосфи и (иногда) Латифа . Мы также можем найти много джазовой музыки в Мохамеда Мунира песнях , начиная с его первого альбома Alemony Eneeki 1977 года, и он считается королем арабского джаза и арабской музыки в целом. [ нужна ссылка ] Другой заметной исполнительницей этого жанра является палестинская певица Рим Келани , которая сочетает джаз с арабской музыкой как в своих собственных композициях, так и в аранжировках традиционных песен. [52] [53]
С конца 20 века в арабском джазе появилось много новых видов композиции:
- Модальные формы с Ануаром Брахемом и Рабихом Абу Халилом
- Смешанное электрическое звучание с Дафером Юсефом и Камалем Мусалламом
- Новые стили поп-джаза с Тити Робин и Туфиком Фаррухом
- Другой акустический молодежный опыт с Хамди Махлуфом , Амином и Хамзой Мраихи и Джасером Хаджем Юсефом.
арабский рок
[ редактировать ]существовало множество арабских На протяжении многих лет рок-групп, которые сочетали в себе звучание рока, металла и альтернативного рока с традиционными арабскими инструментами.
Арабский рок привлекает внимание на Ближнем Востоке с начала 2000-х годов благодаря таким группам, как Tanjaret Daghet, JadaL , Kayan, Autostrad, El Morabba3 , Akher Zapheer , The Wanton Bishops , Mashrou' Leila , Adonis and Meen , Cairokee , Massar Egbari. , Sahara, Wyvern , Cartoon Killerz, Khalas , Chaos и Acrassicauda набирают популярность.
В последнее время на андеграундной сцене арабского мира появилась новая волна групп. К ним относятся Шагхаф , Хаял, Сада Тат, Код Маср и Хавас в Египте и Айлул в Ливане .
Музыкальные регионы
[ редактировать ]В мире современной арабской музыки уже давно доминируют музыкальные течения, пришедшие из Каира , Египет. Город обычно считается одним из важных культурных центров арабского мира. Инновации в популярной музыке под влиянием других региональных стилей также распространились от Марокко до Саудовской Аравии . В последние годы Бейрут стал важным городом, где певцы могут свободно петь на различных арабских диалектах . Другие региональные стили, которые пользуются статусом популярной музыки во всем арабском мире, в том числе:
Северная Африка
[ редактировать ]- Аль-Джил ( Египет )
- Шааби Музыка ( Египет )
- Мавваль ( Египет )
- Семсемья ( Египет )
- Андалузская классическая музыка ( Марокко и Алжир ) и Тунис
- Малуф (Ливия)
- Малхун ( Алжир )
- Чааби (Алжир)
- Чааби (Марокко)
- Гнава ( Марокко и юго-запад Алжира )
- Хакиба
- Малхун ( Марокко )
- Мезвед ( Тунис )
- Рай ( Алжир )
- Сана ( Алжир )
- Малуф ( Алжир )
- Бедуи ( Алжир )
Аравийский полуостров
[ редактировать ]- Адани
- Арда
- Ардхам
- Порт Персидского залива
- Даза
- Найдено в Танбуре
- Фиджири
- Khabayti
- Халиджи
- Скажи мне
- Смерть
- Мизмар
- Малайя
- Румба Халиджи
- Терпение
- Подпрыгивать
- Шааби Халиджи
- Янбави
- Йоула
- Зафа Халиджи
Духовная и художественная музыка
[ редактировать ]Духовная музыка
[ редактировать ]Арабская религиозная музыка включает еврейскую ( Пизманим и Бакашот ), христианскую и исламскую музыку. Однако исламская музыка, включая таджвид или чтение Корана , структурно эквивалентна арабской светской музыке, в то время как христианская арабская музыка находилась под влиянием сирийской православной , католической , греческой православной , англиканской , коптской и маронитской церковной музыки. [54]
Художественная музыка
[ редактировать ]жанры светского Музыкальные искусства включают макам аль-ираки , андалуси-нубах , мувашшах , фиджирские песни, касыда , леяли , мавваль , таксим , башраф , самаи , тахмила , дулаб , савт и лива . [55]
Характеристики арабской музыки
[ редактировать ]Большая часть арабской музыки характеризуется упором на мелодию и ритм , а не на гармонию . Есть некоторые жанры арабской музыки, которые являются полифоническими , но обычно арабская музыка гомофонна . [56]
Хабиб Хасан Тума утверждает, что арабскую музыку характеризуют пять компонентов: [57]
- Арабская система тонов ; то есть система музыкальной настройки , основанная на определенных интервальных структурах и изобретенная аль-Фараби в 10 веке. [7]
- Ритмико-временные структуры, создающие богатое разнообразие ритмических рисунков, известных как авзан или «вес», которые используются для сопровождения размеренных вокальных и инструментальных жанров, чтобы подчеркнуть или придать им форму.
- Ряд музыкальных инструментов , встречающихся по всему арабскому миру, представляют собой стандартизированную тональную систему , на которых используются обычно стандартизированные техники исполнения, и имеют схожие детали конструкции и дизайна.
- Конкретные социальные контексты, которые создают подкатегории арабской музыки или музыкальные жанры, которые можно в общих чертах классифицировать как городские (музыка горожан), сельские (музыка сельских жителей) или бедуинские (музыка жителей пустыни). ."
- Арабский музыкальный менталитет, «ответственный за эстетическую однородность тонально-пространственных и ритмико-временных структур во всем арабском мире, будь то сочиненные или импровизированные , инструментальные или вокальные, светские или священные ».
Система Макам
[ редактировать ]Основой арабской музыки является макам (мн. макамат), который похож на лад, но не совсем то же самое. [ нужны разъяснения ] Тоника и конечная нота (если не происходит модуляции) обычно , доминанта определяются используемым макамом. Арабская теория макамов, описанная в литературе на протяжении веков, называет от 90 до 110 макамов, которые сгруппированы в более крупные категории, известные как фасилах. Фасила - это группы макамов, первые четыре основных тона которых являются общими. [58]
Любой
[ редактировать ]Макам состоит как минимум из двух аджн , или сегментов шкалы. Аджнас — это форма множественного числа слова «джинс» , которое в арабском языке происходит от латинского слова « род », что означает «тип». На практике джинс представляет собой трихорд (три ноты), тетрахорд (четыре ноты) или пентахорд (пять нот). Макам обычно охватывает только одну октаву (обычно две аджны), но может охватывать и больше. Как и в случае с мелодической минорной гаммой, некоторые макаматы используют разные аджны при нисхождении и восхождении. Из-за постоянных инноваций и появления новых аджн, а также из-за того, что большинство учёных-музыковедов не достигли консенсуса по этому вопросу, точная цифра общего количества используемых аджн неизвестна. На практике, однако, большинство музыкантов согласятся, что существует по крайней мере восемь основных аджн: раст , баят , сика , хиджаз , саба , курд , нахаванд и аджам , а также часто используемые варианты, такие как накриз , атар курд , сика белади , саба замзама. . Например, Мухалиф — редкое семейство джинов (в Сикахе), используемое почти исключительно в Ираке и не используемое в сочетании с другими аджнами. [59]
Микротоны в арабской музыке
[ редактировать ]В отличие от традиции западной музыки, арабская музыка содержит микротоны , которые представляют собой ноты, расположенные между нотами западной хроматической гаммы . В то время как ноты в хроматической гамме разделяются полутонами (или полутонами), ноты в арабской музыке могут разделяться четвертями тонов . В некоторых теориях должна существовать четвертьтоновая шкала или все двадцать четыре тона, но, по мнению Юсуфа Шауки (1969), на практике используется меньше тонов. [7]
Кроме того, в 1932 году на Каирском конгрессе арабской музыки, проходившем в Каире (Египет), на котором присутствовали такие западные светила, как Бела Барток и Генри Джордж Фармер, были проведены эксперименты, которые окончательно определили, что ноты в реальном использовании существенно отличаются от равномерных. темперированная 24-тональная шкала. Более того, интонация многих из этих нот немного различается от региона к региону (Египет, Турция, Сирия, Ирак).
Региональные масштабы
[ редактировать ]В результате этих выводов была вынесена следующая рекомендация: «От умеренной шкалы и натуральной шкалы следует отказаться. В Египте следует придерживаться египетской шкалы со значениями, измеренными со всей возможной точностью. Турецкая, Сирийские и иракские масштабы должны оставаться такими, какие они есть...» [60] Как в современной практике, так и в записанной музыке в течение прошлого столетия используются несколько по-разному настроенных ми между ми-бемоль и ми-натуральная западной хроматической гаммы, которые различаются в зависимости от типа макама и используемые аджны и регион, в котором они используются.
Практическое лечение
[ редактировать ]Музыканты и преподаватели называют эти промежуточные ноты четвертьтонами , используя «полубемоль» или «полудиез» в качестве обозначения промежуточных бемолей и диезов, для упрощения номенклатуры. Исполнение и обучение точным значениям интонации в каждом джинне или макаме обычно осуществляется на слух. Следует также добавить, ссылаясь на комментарий Хабиба Хасана Томы выше, что эти четверти тона не используются повсеместно в макамате: на практике арабская музыка не модулируется до 12 различных тонических областей, как хорошо темперированный клавир . Наиболее часто используемые четверти тона находятся на E (между E и E ♭ ), A, B, D, F (между F и F ♯ ) и C.
Вокальные традиции
[ редактировать ]Арабская классическая музыка известна своими знаменитыми певцами-виртуозами, которые поют длинные, искусно украшенные мелизматические мелодии, колоратуры, неслыханные ни в одном другом музыкальном жанре, и известны тем, что доводят публику до экстаза. Его традиции берут начало еще в доисламские времена , когда поющие рабыни развлекали богатых, вдохновляли воинов на поле боя стихами раджаза и выступали на свадьбах. Огромное количество арабских вокалисток - меццо-сопрано, которые культивируют более темные и богатые тона, чем обычные голоса сопрано.
Инструменты и ансамбли
[ редактировать ]Прототипический арабский музыкальный ансамбль в Египте и Сирии известен как тахт и включает (или включался в разные периоды времени) такие инструменты, как уд , канун , рабаб, ней , скрипка (появившаяся в 1840-х или 50-х годах), рик и думбек . В Ираке традиционный ансамбль, известный как чалги , включает только два мелодических инструмента — джоузу (похожий на рабаб, но с четырьмя струнами) и сантур — в сопровождении рик и думбек . Арабский мир вобрал в себя инструменты Запада, в том числе электрогитару, виолончель, контрабас и гобой, а также влияние джаза и других иностранных музыкальных стилей.
Однако певцы остались звездами, особенно после развития звукозаписывающей и киноиндустрии в 1920-х годах в Каире . Эти поющие знаменитости являются (или были) крупнейшими звездами арабской классической музыки, в их число входят Фарид Аль Аттраш , Асмахан , Абдель Халим Хафез , Сайед Дарвиш , Мохамед Абдель Вахаб , Варда Аль-Джазаирия , Вадих Эль Сафи , Файруз , Сабах и Умм. Кульсум .
Исследования и документирование арабской музыки
[ редактировать ]Несмотря на то, что музыкальные традиции в арабском мире передавались устно, арабские ученые Аль-Кинди , Абулфараж или Аль-Фараби , а затем Сафи ад-Дин публиковали трактаты по арабской музыке, по крайней мере, с 9 века нашей эры. В 1932 году в Каире прошел первый Конгресс арабской музыки , на котором были представлены как западные, так и арабские эксперты о прошлом, настоящем и будущем арабской музыки. Результаты позже были задокументированы как письменно, так и в виде аудиозаписей. [61]
Исследования арабской музыки находятся в центре внимания кафедр этномузыкологии в университетах по всему миру, а глобальный интерес к мировой музыке привел к растущему числу исследований и переизданий исторических записей независимыми исследователями или частными компаниями. [62]
Благодаря использованию цифровых архивов текстов, изображений и звуков подробная информация об истории арабской музыки также становится доступной через Интернет. Например, ливанский фонд AMMAR занимается сохранением и распространением традиционной арабской музыки и опубликовал множество исторических документов. [63]
См. также
[ редактировать ]- Арабская поэзия
- Византийская музыка
- Дюруд
- хвалить
- Исламская музыка
- Исламская поэзия
- Мавлид
- Мехфил
- Ближневосточная музыка
- Музыка Африки
- Музыка Азии
- Музыка Юго-Восточной Европы
- Наат
- Нашид
- Североафриканская музыка
- Пизмоним
- Суфийская музыка
- Суфийская поэзия
- суфизм
- История суфизма
- Арабский Удовый Дом
- Арабская поп-музыка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Амнон Шилоах, Музыка в мире ислама: социокультурное исследование, издательство Wayne State University Press, 2000
- ^ Jump up to: а б с д Пение в период Джахили - khaledtrm.net (на арабском языке)
- ^ Jump up to: а б «Шаррон Гу, Культурная история арабского языка»
- ^ «Ранний Ближний Восток [ushistory.org]» . www.ushistory.org . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Фармер, Генри Джордж (1988), Исторические факты арабского музыкального влияния , Ayer Publishing, ISBN 0-405-08496-Х , OCLC 220811631 . Страницы 241 и 257.
- ^ аль-Кинди, Абу Юсуф (2011). Рисала фи Хубр таалиф аль-алхан . Перевод SDS Abdoun. стр. 100–1.
- ^ Jump up to: а б с Хабиб Хасан Тума (1996), Музыка арабов , с. 170, пер. Лори Шварц, Портленд, Орегон: Amadeus Press, ISBN 0-931340-88-8
- ^ Туссен, Годфрид (август 2004 г.), Сравнение мер ритмического сходства (PDF) , 5-я Международная конференция по музыкальной информации, заархивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2012 г. , получено 6 июля 2009 г.
- ^ Смит, Дуглас Элтон (2002). История лютни от античности до эпохи Возрождения . ISBN 0-9714071-0-Х .
- ^ « Азиатская музыка 32, № 1: Племенная музыка Индии» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 года.
- ^ Больман, Филип В. (1987), «Европейское открытие музыки в исламском мире и «незападное» в истории музыки XIX века», Журнал музыковедения , 5 (2): 147–163, doi : 10.2307/763849 , JSTOR 763849
- ^ О'Коннор, Том. «Лидия Ханаан на шаг ближе к Залу славы рок-н-ролла». Архивировано 29 апреля 2016 года в Wayback Machine , The Daily Star , Бейрут, 27 апреля 2016 года.
- ↑ Джастин Салхани, The Daily Star , 17 ноября 2014 г.
- ^ Дэвид Ливингстон, Кампус , № 8, с. 2 февраля 1997 г.
- ^ Вафик Аджуз, Кедровые крылья , № 28, с. 2 июля – августа 1995 г.
- ^ Юмна Ашкар, Eco News , № 77, с. 2, 20 января 1997 г.
- ^ Джордж Хайек, Аль-Хаят , вып. 12 513, 3 июня 1997 г.
- ^ Мирей Халифе, Аль-Хаят , выпуск №. 13732, 16 октября 2000 г.
- ^ Лидия Ханаан получает международную ливанскую премию за успех
- ^ Jump up to: а б Холгейт, Стив (14 сентября 2006 г.). «Гитарист Дик Дейл привнес арабскую народную песню в музыку для серфинга» . Вашингтонское досье . Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Архивировано из оригинала 20 октября 2011 года . Проверено 29 августа 2010 г.
- ↑ 12 сентября отмечается годовщина со дня рождения легендарного египетского композитора Балиг Хамди.
- ^ «Кто такой Наджат Аль Сагира?» . описал . 19 июня 2015 года . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Азиза Джалал: Ангельский голос» . Азиза Джалал . 26 мая 2019 г.
- ↑ Легендарная певица Азиза Джалал ослепляет толпу на фестивале Тантора в Саудовской Аравии.
- ↑ Азиза Джалал — самая известная личность, сидевшая в кресле ожидания.
- ^ Jump up to: а б с «Роль евреев в иракской музыке» . www.dangoor.com . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ азз (22 марта 2015 г.). «Бессмертные мелодии кувейтских братьев поражают арабов – Искусство – Рияд Аль-Мухаммадави » . Аззаман (на арабском языке) . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Багдад живет в Тель-Авиве» . 22 . 11 июля 2017 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Ильхам аль-Мадфаи: Триумф багдадских битлов» . Независимый . 15 июля 2003 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Прямо из Багдада» . TheGuardian.com . 11 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г.
- ^ Сакс, Курт (1940), История музыкальных инструментов , Dover Publications, стр. 260, ISBN 978-0-486-45265-4
- ^ Jump up to: а б Фермер 1988 , стр. 136–137.
- ^ Фермер 1988 , с. 137
- ^ «рабаб (музыкальный инструмент) - Британская энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Британская энциклопедия (2009), лира , Британская энциклопедия онлайн , получено 20 февраля 2009 г.
- ^ "ʿūd | музыкальный инструмент" . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Саммерфилд, Морис Дж. (2003). Классическая гитара: ее эволюция, игроки и личности с 1800 года (5-е изд.). Блейдон о Тайне: Эшли Марк. ISBN 1872639461 .
- ^ Том и Мэри Энн Эванс. Гитары: от Ренессанса до рока. Паддингтон Пресс Лтд. 1977 стр.16
- ^ Фермер 1988 , с. 140
- ^ Фермер 1988 , стр. 140–41.
- ^ Богин, Магда; Богин, Мэг (1995). Женщины-трубадуры . В.В. Нортон. ISBN 978-0393009651 .
- ^ Jump up to: а б Бич, Джордж Т. (1992). «Контакты Трубадура с мусульманской Испанией и знание арабского языка: новые свидетельства относительно Вильгельма IX Аквитанского». Румыния . 113 (449): 14–26. дои : 10.3406/roma.1992.2180 .
- ^ Питер Дронке, Средневековая лирика , Многолетняя библиотека, 1968. с. 111.
- ^ Макнот, WG (1893). «История и использование слогов соль-фа» . Труды Музыкального общества . 19 . Новелло, Эвер и компания: 35–51. дои : 10.1093/jrma/19.1.35 . ISSN 0958-8442 .
- ^ Миллер, Сэмюэл Д. (осень 1973 г.), «Гвидо д'Ареццо: средневековый музыкант и педагог», Journal of Research in Music Education , 21 (3): 239–45, doi : 10.2307/3345093 , JSTOR 3345093 , S2CID 143833782
- ^ Фермер 1988 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Рэйси, Али Джихад (2000). «Многоликая импровизация: арабский такасим как музыкальный символ» . Этномузыкология . 44 (2): 302–320. дои : 10.2307/852534 . ISSN 0014-1836 . JSTOR 852534 .
- ^ Jump up to: а б с Неттл, Бруно; Турино, Томас; Вонг, Изабель; Кепвелл, Чарльз; Болман, Филип; Дуек, Байрон; Роммен, Тиммоти (25 сентября 2015 г.). Экскурсии по мировой музыке, издание шестое . Рутледж. ISBN 978-1-317-35029-3 .
- ^ Перец, Джефф (2004). Ближний Восток: ваш пропуск в новый мир музыки . Ван Найс, Калифорния: Издательство Alfred Music Publishing. п. 14. ISBN 978-0-7390-3599-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джарги, Саймон (1978). «Народная музыка Сирии и Ливана» . Мир музыки . 20 (1): 79–93. ISSN 0043-8774 . JSTOR 43562542 .
- ^ Челли А. «Ya Catarì. Франко-арабская легкая музыка». В книге «У истоков Европы». Мавры-евреи и цыгане в странах Западного Средиземноморья , т. 1, с. III, XX-XXI век, изд. Счастливого Гамбина. Верона: SEID, 2010 (155–174).
- ^ «Мировая музыка: к арабо-американскому песеннику» . Файнэншл Таймс . 16 января 2007 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ «192-20.02.2003» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2010 года . Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ Тома 1996, с. 152.
- ^ Тома 1996, стр. 55–108.
- ^ «Арабская музыка» в онлайн-издании Колумбийской энциклопедии, шестое издание, на сайте www.encyclepedia.com.
- ^ Тома (1996), стр.xix-xx.
- ^ http://www.musiq.com/makam/page0.html. Архивировано 8 ноября 2006 г. на Wayback Machine Music.com.
- ^ Фаррадж, Джонни; Шумайс, Сами Абу (2019). Внутри арабской музыки: исполнение и теория арабского макама в ХХ веке . Издательство Оксфордского университета. п. 199. ИСБН 978-0-19-065838-0 .
- ^ Маалуф, Ширин (2002). История теории арабской музыки: изменение и преемственность тоновых систем, жанров и гамм , стр.220. Каслик, Ливан: Университет Сен-Эспри.
- ^ См. дискографию и литературу о Каирском конгрессе арабской музыки .
- ^ Фабер, Том (7 июня 2019 г.). «Увлеченные коллекционеры, борющиеся за сохранение арабской музыки» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «О Фонде AMAR по архивированию и исследованию арабской музыки» . Проверено 18 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лодж, Дэвид и Билл Бэдли. «Партнер поэзии». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 323–331. Rough Guides Ltd., Penguin Books. ISBN
- Шехади, Фадлу (1995). Философия музыки в средневековом исламе . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-24721-5 .
- Шилоах, Амнон. Музыка в мире ислама. Социокультурное исследование 2001. ISBN.
- Хулиан Рибера и Тарраго. Арабская музыка и ее влияние на испанскую музыку (1985). (на испанском языке)
- Фернандес Мансано, Рейнальдо. От мелодий Гранадского королевства Насридов до христианских музыкальных структур. Трансформация испано-арабских традиций на Пиренейском полуострове . 1984. ISBN 8450511895
- Фернандес Мансано, Рейнальдо и Сантьяго Симон, Эмилио де (под ред. Координация и контроль). Музыка и поэзия юга Аль-Андалуса . 1995. ISBN 8477823359
- Фернандес Мансано, Рейнальдо.: Музыка Аль-Андалуса в средневековой культуре, образы во времени , Гранада, Universidad e Granada, 2012. ISBN 9788490280935