Jump to content

Бунмей-кайка

Трамваи, запряженные лошадьми, в Гиндзе , гравюра на дереве Хиросигэ III (1882 г.)

Бунмей-каика ( яп . 文明開化 , букв. «цивилизация и просвещение») относится к феномену вестернизации в Японии в эпоху Мэйдзи (1868–1912), который привел к серьезным изменениям в институтах и ​​обычаях. Этот термин обычно используется для обозначения периода ранней эпохи Мэйдзи, когда обычаи и нравы радикально изменились по сравнению с феодальным обществом прошлого. Под влиянием таких ученых, как Фукудзава Юкичи , считалось, что принятие западной культуры позволит Японии преодолеть очевидные слабости своей традиционной культуры . [1]

Этимология

[ редактировать ]

Термин бунмей-кайка использовался как перевод слова «цивилизация» в Фукудзавы Юкичи книге «Очерк теории цивилизации» ( 文明論之概略 , Bunmei-ron no Gairyaku ) . Первоначально только буммэй ( 文明 ) переводилось в Японии как «цивилизация». Однако слово кайка ( 開化 ) теперь также широко используется в значении «цивилизация». Первоначально Кайка означала «действие, направленное на то, чтобы заставить кого-то понять причину или принцип и направить его в правильном направлении» в буддизме . в период Эдо Однако семья Токугава использовала глагол акэру ( 開ける , «открывать») для обозначения развития нации, поэтому кайка , который имеет тот же кандзи , приобрел такое значение, как «развитие». И бунмей , и кайка канго . [2]

Предыстория эпохи Мэйдзи

[ редактировать ]

Главным толчком к развитию бунмэй-кайка стала Реставрация Мэйдзи — серия огромных изменений, произошедших в Японии во второй половине XIX века.

С 1639 по 1854 год Япония была закрыта для других стран в соответствии с политикой сакоку . проводил Сёгунат Токугава внешнюю политику, такую ​​как запрет путешествий в христианские страны , запрет на прибытие испанцев и португальцев в Японию и разрыв отношений с Юго-Восточной Азией . Япония была фактически изолирована от других стран.

В 1854 году коммодор Перри посетил Урагу , чтобы попросить об открытии страны миру, что привело к заключению Договора о мире и дружбе между Соединенными Штатами и Японией. На этом закончилась политика Сакоку . В результате люди в Японии стали лучше осознавать необходимость защиты своей страны, и идея соннодзёи родилась .

В то же время распространялась идея свержения сёгуната. Многие люди требовали Токугава Ёсинобу , сёгуна тогдашнего , вернуть всю власть Императору . [1] [3] В ходе мероприятия под названием Тайсэй Хокан ( 大政奉還 ) сёгунат Токугава согласился отказаться от своих полномочий. После этого новое правительство было официально создано .

В 1868 году силы Токугавы и силы нового правительства Мэйдзи, состоящие из кланов Сацума и Тёсю , сражались в войне Босин . Силы Мэйдзи разбили силы Токугавы, и новое правительство пришло к власти в Японии. Правительство перенесло столицу из Киото в Токио и начало строить централизованное государство вокруг императора. Правительство Мэйдзи отменило хань систему . Император Мэйдзи также объявил Хартическую присягу . Таким образом, правительство Мэйдзи постепенно приобретало большую политическую власть. Феодальный строй в Японии в это время рухнул. Новое правительство ввело новые системы по примеру зарубежных стран, особенно Германии , и установило новую систему управления. [1] [4]

Обзор явления

[ редактировать ]

Знаменитая поговорка, символизирующая эту эпоху, гласит: «Если постучать по голове с коротко остриженными волосами ( 散切り , дзангири ), вы услышите шум цивилизации». Эта поговорка показывает, что западные прически были символом цивилизации. [1]

Новое правительство Мэйдзи продвигало ряд политик, поощряющих новые отрасли промышленности, увеличение богатства и военной мощи , а также следуя за Европой, которые включали внедрение западной архитектуры ( архитектура Гийофу ), стрижки волос, западной одежды и западной еды . Однако также отмечалось, что эта вестернизация ограничивалась городскими районами и небольшим количеством интеллектуалов. В некоторых сельских районах огни были андонами до периода Сёва . Внедрение современной почтовой системы и технологий, использующих электричество , таких как телеграф , было очень постепенным. Традиции и обычаи позднего периода Эдо сохранялись долгое время.

С момента открытия Японии внешнему миру с любопытной точки зрения рассказывали о иностранцы, посетившие Японию, японских обычаях. Чтобы новую Японию не поняли неправильно, правительство Мэйдзи назвало местные обычаи и верования Японии «плохими» и «старыми» и приняло политику «просвещения» «потерянных дворняг». [5] Местные органы власти взяли на себя инициативу по устранению народных обычаев, и многие из этих обычаев были сокращены или отменены из-за последствий бунмей-кайка . Например, наряду с отказом от буддизма , Министерство образования запретило в 1873 году ямабуси , шаманизм и другие формы благословляющей молитвы. Кроме того, татуировки и иоманте были запрещены , что повлияло на культуру айнов и культуру рюкюань . В 1872 году префектура Токио издала постановление ( 違式詿違條例 , ishiki kaii jōrei ), которое установило подробные правила, препятствующие ряду видов поведения, которые правительство считало противоречащими общественной гигиене, безопасности, порядку и порядочности.

Кроме того, частью быстрой вестернизации было ощущение кризиса, вызванное тем фактом, что западные державы в то время активно управляли колониями , выкачивая огромные объемы богатства из азиатских стран. [ нужна ссылка ] В этом контексте западные военные технологии в рамках новой военной политики активно внедрялись , и даже пайки, подаваемые в армию, были вестернизированы с целью повышения силы и выносливости солдат. Однако Императорские вооруженные силы Японии , которые только что были созданы в то время, представляли собой группу солдат второго и третьего поколения из сельских районов, и некоторые из них, воспитанные на приготовленном рисе и японской еде , выказывали отвращение к зарубежная западная кухня. По этой причине военно-морской флот и другие военно-морские силы разработали способы сочетания риса и карри , а также разработали эклектичные блюда, такие как никуджага с соевым соусом . Японский рис карри позже стал карри военно-морского флота Йокосука. Такие блюда, как никуджага, распространились по районам вокруг военных портов, и ко времени эпохи Сёва оно стало широко распространено как обычное семейное блюдо.

В то время японцы были очарованы западной культурой. Однако разные классы людей по-разному относились к бунмэй-каика . Для крестьян, имевших относительно низкий ранг, налоги стали тяжелым бременем, и произошли антиполитические бунты, называемые икки ( 一揆 ) . [6]

Вестернизация изменила образ мышления людей. В Японии, где общество было сильно расколото, бунмей-кайка привела к отмене классовой системы и распространению идеи равенства всех людей. Люди, называемые эта ( 穢多 , «обилие осквернения» или «обилие грязи») и хинин ( 非人 ) , с которыми не обращались как с людьми, стали признаваться гражданами. Хотя это и не сделало граждан совершенно равными, родилась идея о том, что у людей должно быть демократическое правительство. [7]

Изменения от бунмей-кайка

[ редактировать ]

Многие вещи с Запада попали в Японию. Импортированные предметы включали западные зонтики, шампунь , западную одежду, здания в западном стиле, газовые лампы и даже школы, газеты, журналы и здания в полузападном стиле. Их называли кайка-моно ( 開化物 ) .

Законодательство

[ редактировать ]
  • Призыв . В Японии существовала система призыва. Однако система призыва изменилась с французского на немецкую. Из-за непонимания этой системы произошли бунты из-за налога на кровь . Необразованные бывшие крестьяне думали, что им придется платить кровью в качестве налога. [8]
  • Личные имена . В 1875 году был издан указ, обязывающий простолюдинов получать фамилии. Позже, в 1898 году ( 31 год Мэйдзи ), Гражданский кодекс требовал одной и той же фамилии для супружеских пар, что привело к сегодняшней проблеме с семейными фамилиями.

Транспорт и связь

[ редактировать ]

Архитектура и города

[ редактировать ]

Здания были построены в полузападном стиле с использованием кирпича для стен. Многие здания спроектированы иностранными архитекторами. Британский архитектор Джозайя Кондер спроектировал Рокумейкан , который стал ключевым дипломатическим зданием. Постепенно число японских архитекторов увеличивалось, и архитектор по имени Тацуно Кинго спроектировал ряд зданий в западном стиле. Станция Токио — один из таких примеров. [10]

Другими примерами архитектуры в западном стиле являются Цукидзи ( здание отеля Tsukiji Hotelu-kan , Tsukiji Hotelu-kan ) и Ginza Bricktown.

Государственные заводы

[ редактировать ]

В японской культуре питания произошли серьезные изменения, такие как употребление в пищу сукияки , как описано в книге Канагаки Робун « Говьед » ( 安愚楽鍋 , Ангураку Набэ ) . Раньше в Японии не существовало культуры употребления в пищу мяса, не являющегося морепродуктами, из-за буддийского убеждения, что мясо животных нечисто . Однако, чтобы пропагандировать употребление мяса, с 1871 года мясо активно использовали в трапезе императора. Когда об этом сообщалось в газетах и ​​журналах, мясоедение поощрялось по всей стране.

Примерно в это же время начался импорт кофе и масла , но эти продукты не стали очень популярны в Японии. В 1872 году японцы впервые начали варить и продавать пиво в Осаке. В 1877 году его отправили в Токио, и одновременно было основано около 100 пивных компаний. [11] Другие изменения включали употребление молока и изобретение анпана .

Образование

[ редактировать ]

Журналистика и издательское дело

[ редактировать ]

Исполнительское искусство

[ редактировать ]
  • Движение за улучшение театра ( движение за улучшение актерского мастерства , engeki kairyō undō )
  • Шингеки

Правительство пыталось решить проблему нехватки валюты, используя монеты и банкноты прежнего периода. Позже золотого стандарта была введена система , а в 1871 году был принят Синка Джурей ( 新貨条例 ) , чтобы золото можно было использовать в качестве международной валюты. Кроме того, правительство, желавшее унифицировать денежную систему по примеру США, приняло « Кокуриту Гинкоу Дзёрэй» ( 国立銀行条例 ) . В 1879 г. по всей стране было создано 153 национальных банка, получивших при определенных условиях право выпускать бумажные деньги. [2] [13]

Календарь

[ редактировать ]

Иностранцы на прокат

[ редактировать ]

Бунмей-бё

[ редактировать ]

На рубеже веков бунмей-кайка как цель и процесс вызвала критику со стороны тех представителей японского общества, которые считали, что это движение принесло не «цивилизацию и просвещение», а «болезнь цивилизации» ( бунмей-бё). ). [14] Критики, такие как Мияке Сэцурей и его окружение, высмеивали негативное влияние движения на японскую культуру, а именно упадок, материализм, радикализм, коммерциализацию ценностей и упадок сотрудничества. [15] Появление немецкой экономической мысли в 1890-х годах повлияло на то, как некоторые японцы воспринимали индустриализацию и ее проблемы, включая классовые конфликты, трудовую борьбу и разрушение крестьянской деревни. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Япония, библиотека знаний, цивилизация и просвещение . ЯпонияЗнания . Проверено 20 июля 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б Карубе, Тадаши (май 2017 г.). Дорога к «Реставрации Мэйдзи» «Япония XIX века в поисках цивилизации» (на японском языке, стр. 252–253).
  3. ^ Окуда, Харуки (2018). Политика конца периода Эдо и открытия страны: толчок к Реставрации Мэйдзи . Япония: Издательство Mian Cheng, например, 154-165 181-190.
  4. ^ Окуда, Харуки (2018). Политика в конце периода Эдо и открытия страны Япония: Издательство Mian Cheng, стр. 267–299.
  5. ^ Такенори 1993 , стр. 6–43.
  6. ^ Ханава, Акира (1989) «Исследование цивилизации и просвещения» . Японский исторический журнал . 12 (2)
  7. ^ Иманиси, Хадзиме «О создании современного японского государства и «равенстве четырех народов»» . Японский исторический журнал Одару Сёка: например, 18-22.
  8. ^ Тэдзука, Ютака (1986). «Краткий обзор судебного разбирательства по делу Амакуса Икки в 1886 году» . Японский исторический журнал 59 ( 5).
  9. ^ Касуя, Макото (2000). Экономическая история Японии . Япония: Издательство Токийского университета, стр., например, 108-112.
  10. ^ Накамура, Кейсуке (2000). Цивилизация и просвещение и жилище Мэйдзи . Япония: Ученые и инженеры, стр., например, 1–3 54–61.
  11. ^ Хашимото, Наоки (2015). История Японии за обеденным столом . Япония: Издательство Mian Cheng, например, 206-244.
  12. ^ Сигехиса, Ацутаро (1987). Культура Мэйдзи и жители Запада (на японском языке, стр. 242–268).
  13. ^ Касуя, Макото (2000). Экономическая история Японии . Япония: Издательство Токийского университета, стр., например, 104-108.
  14. ^ Лофтус, Рональд (1985). «Инверсия прогресса. Хибунмейрон Таоки Рейуна» . Памятник Ниппонике . 40 (2): 191–208. дои : 10.2307/2384719 . ISSN   0027-0741 . JSTOR   2384719 .
  15. ^ Пайл, Кеннет Б. (1975). «Симпозиум: Дело о загрязнении медного рудника Ашио: Введение: Япония смотрит в будущее» . Журнал японоведов . 1 (2): 347–350. ISSN   0095-6848 . JSTOR   132130 .
  16. ^ Пайл, Кеннет Б. (1974). «Преимущества последователей: немецкая экономика и японские бюрократы, 1890-1925» . Журнал японоведов . 1 (1): 127–164. дои : 10.2307/133440 . ISSN   0095-6848 . JSTOR   133440 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Такенори, Оку (1993). Цивилизация, Просвещение и люди: фрагмент современной японской духовной истории . Синхёрон. ISBN  4794801963 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91111dd2443fb4d760bdff94ec87eba9__1714616220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/a9/91111dd2443fb4d760bdff94ec87eba9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bunmei-kaika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)