Бунмей-кайка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |

Бунмей-каика ( яп . 文明開化 , букв. «цивилизация и просвещение») относится к феномену вестернизации в Японии в эпоху Мэйдзи (1868–1912), который привел к серьезным изменениям в институтах и обычаях. Этот термин обычно используется для обозначения периода ранней эпохи Мэйдзи, когда обычаи и нравы радикально изменились по сравнению с феодальным обществом прошлого. Под влиянием таких ученых, как Фукудзава Юкичи , считалось, что принятие западной культуры позволит Японии преодолеть очевидные слабости своей традиционной культуры . [1]
Этимология
[ редактировать ]Термин бунмей-кайка использовался как перевод слова «цивилизация» в Фукудзавы Юкичи книге «Очерк теории цивилизации» ( 文明論之概略 , Bunmei-ron no Gairyaku ) . Первоначально только буммэй ( 文明 ) переводилось в Японии как «цивилизация». Однако слово кайка ( 開化 ) теперь также широко используется в значении «цивилизация». Первоначально Кайка означала «действие, направленное на то, чтобы заставить кого-то понять причину или принцип и направить его в правильном направлении» в буддизме . в период Эдо Однако семья Токугава использовала глагол акэру ( 開ける , «открывать») для обозначения развития нации, поэтому кайка , который имеет тот же кандзи 開 , приобрел такое значение, как «развитие». И бунмей , и кайка — канго . [2]
Предыстория эпохи Мэйдзи
[ редактировать ]Главным толчком к развитию бунмэй-кайка стала Реставрация Мэйдзи — серия огромных изменений, произошедших в Японии во второй половине XIX века.
С 1639 по 1854 год Япония была закрыта для других стран в соответствии с политикой сакоку . проводил Сёгунат Токугава внешнюю политику, такую как запрет путешествий в христианские страны , запрет на прибытие испанцев и португальцев в Японию и разрыв отношений с Юго-Восточной Азией . Япония была фактически изолирована от других стран.
В 1854 году коммодор Перри посетил Урагу , чтобы попросить об открытии страны миру, что привело к заключению Договора о мире и дружбе между Соединенными Штатами и Японией. На этом закончилась политика Сакоку . В результате люди в Японии стали лучше осознавать необходимость защиты своей страны, и идея соннодзёи родилась .
В то же время распространялась идея свержения сёгуната. Многие люди требовали Токугава Ёсинобу , сёгуна тогдашнего , вернуть всю власть Императору . [1] [3] В ходе мероприятия под названием Тайсэй Хокан ( 大政奉還 ) сёгунат Токугава согласился отказаться от своих полномочий. После этого новое правительство было официально создано .
В 1868 году силы Токугавы и силы нового правительства Мэйдзи, состоящие из кланов Сацума и Тёсю , сражались в войне Босин . Силы Мэйдзи разбили силы Токугавы, и новое правительство пришло к власти в Японии. Правительство перенесло столицу из Киото в Токио и начало строить централизованное государство вокруг императора. Правительство Мэйдзи отменило хань систему . Император Мэйдзи также объявил Хартическую присягу . Таким образом, правительство Мэйдзи постепенно приобретало большую политическую власть. Феодальный строй в Японии в это время рухнул. Новое правительство ввело новые системы по примеру зарубежных стран, особенно Германии , и установило новую систему управления. [1] [4]
Обзор явления
[ редактировать ]Знаменитая поговорка, символизирующая эту эпоху, гласит: «Если постучать по голове с коротко остриженными волосами ( 散切り , дзангири ), вы услышите шум цивилизации». Эта поговорка показывает, что западные прически были символом цивилизации. [1]
Новое правительство Мэйдзи продвигало ряд политик, поощряющих новые отрасли промышленности, увеличение богатства и военной мощи , а также следуя за Европой, которые включали внедрение западной архитектуры ( архитектура Гийофу ), стрижки волос, западной одежды и западной еды . Однако также отмечалось, что эта вестернизация ограничивалась городскими районами и небольшим количеством интеллектуалов. В некоторых сельских районах огни были андонами до периода Сёва . Внедрение современной почтовой системы и технологий, использующих электричество , таких как телеграф , было очень постепенным. Традиции и обычаи позднего периода Эдо сохранялись долгое время.
С момента открытия Японии внешнему миру с любопытной точки зрения рассказывали о иностранцы, посетившие Японию, японских обычаях. Чтобы новую Японию не поняли неправильно, правительство Мэйдзи назвало местные обычаи и верования Японии «плохими» и «старыми» и приняло политику «просвещения» «потерянных дворняг». [5] Местные органы власти взяли на себя инициативу по устранению народных обычаев, и многие из этих обычаев были сокращены или отменены из-за последствий бунмей-кайка . Например, наряду с отказом от буддизма , Министерство образования запретило в 1873 году ямабуси , шаманизм и другие формы благословляющей молитвы. Кроме того, татуировки и иоманте были запрещены , что повлияло на культуру айнов и культуру рюкюань . В 1872 году префектура Токио издала постановление ( 違式詿違條例 , ishiki kaii jōrei ), которое установило подробные правила, препятствующие ряду видов поведения, которые правительство считало противоречащими общественной гигиене, безопасности, порядку и порядочности.
Кроме того, частью быстрой вестернизации было ощущение кризиса, вызванное тем фактом, что западные державы в то время активно управляли колониями , выкачивая огромные объемы богатства из азиатских стран. [ нужна ссылка ] В этом контексте западные военные технологии в рамках новой военной политики активно внедрялись , и даже пайки, подаваемые в армию, были вестернизированы с целью повышения силы и выносливости солдат. Однако Императорские вооруженные силы Японии , которые только что были созданы в то время, представляли собой группу солдат второго и третьего поколения из сельских районов, и некоторые из них, воспитанные на приготовленном рисе и японской еде , выказывали отвращение к зарубежная западная кухня. По этой причине военно-морской флот и другие военно-морские силы разработали способы сочетания риса и карри , а также разработали эклектичные блюда, такие как никуджага с соевым соусом . Японский рис карри позже стал карри военно-морского флота Йокосука. Такие блюда, как никуджага, распространились по районам вокруг военных портов, и ко времени эпохи Сёва оно стало широко распространено как обычное семейное блюдо.
В то время японцы были очарованы западной культурой. Однако разные классы людей по-разному относились к бунмэй-каика . Для крестьян, имевших относительно низкий ранг, налоги стали тяжелым бременем, и произошли антиполитические бунты, называемые икки ( 一揆 ) . [6]
Вестернизация изменила образ мышления людей. В Японии, где общество было сильно расколото, бунмей-кайка привела к отмене классовой системы и распространению идеи равенства всех людей. Люди, называемые эта ( 穢多 , «обилие осквернения» или «обилие грязи») и хинин ( 非人 ) , с которыми не обращались как с людьми, стали признаваться гражданами. Хотя это и не сделало граждан совершенно равными, родилась идея о том, что у людей должно быть демократическое правительство. [7]
Изменения от бунмей-кайка
[ редактировать ]Многие вещи с Запада попали в Японию. Импортированные предметы включали западные зонтики, шампунь , западную одежду, здания в западном стиле, газовые лампы и даже школы, газеты, журналы и здания в полузападном стиле. Их называли кайка-моно ( 開化物 ) .
Законодательство
[ редактировать ]- Призыв . В Японии существовала система призыва. Однако система призыва изменилась с французского на немецкую. Из-за непонимания этой системы произошли бунты из-за налога на кровь . Необразованные бывшие крестьяне думали, что им придется платить кровью в качестве налога. [8]
- Личные имена . В 1875 году был издан указ, обязывающий простолюдинов получать фамилии. Позже, в 1898 году ( 31 год Мэйдзи ), Гражданский кодекс требовал одной и той же фамилии для супружеских пар, что привело к сегодняшней проблеме с семейными фамилиями.
Транспорт и связь
[ редактировать ]- Железная дорога — Японская железнодорожная компания ( 日本鉄道会社 , Nihon tetudou gaisya ) была основана в 1881 году. Первая железная дорога между Синбаши и Иокогамой открылась в 1872 году, и паровозы начали курсировать . Его называли «сухопутным паром», в отличие от парохода . Новые технологии и культура железных дорог удивили людей того времени и стали символом бунмэй-кайка . [9]
- Конный вагон . В 1882 году в Японии открылась первая конная железная дорога в Токио. Позже он был переоборудован в трамвай и стал предшественником нынешнего Токио Тодэн .
- Рикша
- Пароход
- Электрический телеграф
- Почтовая система - зародилась в 1871 году как маршрут между Токио и Осакой, а в следующем, 1872 году, стала общенациональной.
Архитектура и города
[ редактировать ]Здания были построены в полузападном стиле с использованием кирпича для стен. Многие здания спроектированы иностранными архитекторами. Британский архитектор Джозайя Кондер спроектировал Рокумейкан , который стал ключевым дипломатическим зданием. Постепенно число японских архитекторов увеличивалось, и архитектор по имени Тацуно Кинго спроектировал ряд зданий в западном стиле. Станция Токио — один из таких примеров. [10]
Другими примерами архитектуры в западном стиле являются Цукидзи ( здание отеля Tsukiji Hotelu-kan , Tsukiji Hotelu-kan ) и Ginza Bricktown.
Государственные заводы
[ редактировать ]- Шелковая фабрика Томиока — начала работу в 1872 году.
Одежда
[ редактировать ]- Приказ о стрижке был издан в 1871 году.
- Указ об отмене меча
- Военная форма
- Западная одежда
- в западном стиле Зонт ( зонт летучей мыши , букв. «Зонтик летучей мыши»)
Еда
[ редактировать ]В японской культуре питания произошли серьезные изменения, такие как употребление в пищу сукияки , как описано в книге Канагаки Робун « Говьед » ( 安愚楽鍋 , Ангураку Набэ ) . Раньше в Японии не существовало культуры употребления в пищу мяса, не являющегося морепродуктами, из-за буддийского убеждения, что мясо животных нечисто . Однако, чтобы пропагандировать употребление мяса, с 1871 года мясо активно использовали в трапезе императора. Когда об этом сообщалось в газетах и журналах, мясоедение поощрялось по всей стране.
Примерно в это же время начался импорт кофе и масла , но эти продукты не стали очень популярны в Японии. В 1872 году японцы впервые начали варить и продавать пиво в Осаке. В 1877 году его отправили в Токио, и одновременно было основано около 100 пивных компаний. [11] Другие изменения включали употребление молока и изобретение анпана .
Образование
[ редактировать ]- Обеспечение соблюдения школьной системы ( системы образования )
- Рандосеру
- английскому языку Обучение [12]
- Отправка студентов за границу — Цуда Умэко
Журналистика и издательское дело
[ редактировать ]- Газеты
- Мейроку Журнал
- Перевод западных книг
Исполнительское искусство
[ редактировать ]- Движение за улучшение театра ( движение за улучшение актерского мастерства , engeki kairyō undō )
- Шингеки
Финансы
[ редактировать ]Правительство пыталось решить проблему нехватки валюты, используя монеты и банкноты прежнего периода. Позже золотого стандарта была введена система , а в 1871 году был принят Синка Джурей ( 新貨条例 ) , чтобы золото можно было использовать в качестве международной валюты. Кроме того, правительство, желавшее унифицировать денежную систему по примеру США, приняло « Кокуриту Гинкоу Дзёрэй» ( 国立銀行条例 ) . В 1879 г. по всей стране было создано 153 национальных банка, получивших при определенных условиях право выпускать бумажные деньги. [2] [13]
Календарь
[ редактировать ]- Григорианский календарь . Календарь Тэнпо использовался до 2 декабря 1872 года, а следующий день был изменен на 1 января 1873 года по григорианскому календарю. [1]
Иностранцы на прокат
[ редактировать ]- Эдвард С. Морс - обнаружил курганы из ракушек Омори.
- Уильям С. Кларк — заместитель директора Сельскохозяйственного колледжа Саппоро
Бунмей-бё
[ редактировать ]На рубеже веков бунмей-кайка как цель и процесс вызвала критику со стороны тех представителей японского общества, которые считали, что это движение принесло не «цивилизацию и просвещение», а «болезнь цивилизации» ( бунмей-бё). ). [14] Критики, такие как Мияке Сэцурей и его окружение, высмеивали негативное влияние движения на японскую культуру, а именно упадок, материализм, радикализм, коммерциализацию ценностей и упадок сотрудничества. [15] Появление немецкой экономической мысли в 1890-х годах повлияло на то, как некоторые японцы воспринимали индустриализацию и ее проблемы, включая классовые конфликты, трудовую борьбу и разрушение крестьянской деревни. [16]
См. также
[ редактировать ]- Японская цивилизация
- Реставрация Мэйдзи
- Иностранное поселение
- Советники иностранных правительств в Японии эпохи Мэйдзи
- ориентализм
- Хайто Эдикт
- Быстрый
- Движение самоусиления — аналогичное явление в Китае в то же время.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Япония, библиотека знаний, цивилизация и просвещение . ЯпонияЗнания . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Карубе, Тадаши (май 2017 г.). Дорога к «Реставрации Мэйдзи» «Япония XIX века в поисках цивилизации» (на японском языке, стр. 252–253).
- ^ Окуда, Харуки (2018). Политика конца периода Эдо и открытия страны: толчок к Реставрации Мэйдзи . Япония: Издательство Mian Cheng, например, 154-165 181-190.
- ^ Окуда, Харуки (2018). Политика в конце периода Эдо и открытия страны Япония: Издательство Mian Cheng, стр. 267–299.
- ^ Такенори 1993 , стр. 6–43.
- ^ Ханава, Акира (1989) «Исследование цивилизации и просвещения» . Японский исторический журнал . 12 (2)
- ^ Иманиси, Хадзиме «О создании современного японского государства и «равенстве четырех народов»» . Японский исторический журнал Одару Сёка: например, 18-22.
- ^ Тэдзука, Ютака (1986). «Краткий обзор судебного разбирательства по делу Амакуса Икки в 1886 году» . Японский исторический журнал 59 ( 5).
- ^ Касуя, Макото (2000). Экономическая история Японии . Япония: Издательство Токийского университета, стр., например, 108-112.
- ^ Накамура, Кейсуке (2000). Цивилизация и просвещение и жилище Мэйдзи . Япония: Ученые и инженеры, стр., например, 1–3 54–61.
- ^ Хашимото, Наоки (2015). История Японии за обеденным столом . Япония: Издательство Mian Cheng, например, 206-244.
- ^ Сигехиса, Ацутаро (1987). Культура Мэйдзи и жители Запада (на японском языке, стр. 242–268).
- ^ Касуя, Макото (2000). Экономическая история Японии . Япония: Издательство Токийского университета, стр., например, 104-108.
- ^ Лофтус, Рональд (1985). «Инверсия прогресса. Хибунмейрон Таоки Рейуна» . Памятник Ниппонике . 40 (2): 191–208. дои : 10.2307/2384719 . ISSN 0027-0741 . JSTOR 2384719 .
- ^ Пайл, Кеннет Б. (1975). «Симпозиум: Дело о загрязнении медного рудника Ашио: Введение: Япония смотрит в будущее» . Журнал японоведов . 1 (2): 347–350. ISSN 0095-6848 . JSTOR 132130 .
- ^ Пайл, Кеннет Б. (1974). «Преимущества последователей: немецкая экономика и японские бюрократы, 1890-1925» . Журнал японоведов . 1 (1): 127–164. дои : 10.2307/133440 . ISSN 0095-6848 . JSTOR 133440 .
Библиография
[ редактировать ]- Такенори, Оку (1993). Цивилизация, Просвещение и люди: фрагмент современной японской духовной истории . Синхёрон. ISBN 4794801963 .