Комплект для разборки

Комплект для разборки (также разборный комплект , разборный комплект или просто разборочный комплект или КД ) — совокупность деталей, необходимых для сборки изделия. Детали обычно производятся в одной стране или регионе, а затем экспортируются в другую страну или регион для окончательной сборки. CBU , с другой стороны, означает «Полностью построенный» и означает импорт готового продукта.
Определения
[ редактировать ]Распространенной формой разборки является полная разборка ( CKD ), которая представляет собой комплект полностью разобранных частей изделия. Это также метод поставки запчастей на рынок, особенно при доставке в зарубежные страны, и служит способом подсчета или ценообразования. [ 1 ] CKD является обычной практикой в автомобильной , автобусной , тяжелой грузовой и железнодорожной промышленности, а также в производстве электроники, мебели и других товаров. Предприятия продают разобранные комплекты своим зарубежным филиалам или лицензиатам по разным причинам, включая уклонение от налогов на импорт, получение налоговых преференций для создания рабочих мест на местном производстве или даже для того, чтобы вообще рассматриваться в качестве участника торгов (например, в общественном транспорте). проекты с правилами «покупай национальные»).
Полуразборный комплект ( СКД ) или не полностью разобранный комплект (хотя он никогда не собирался) — это комплект частично собранных частей изделия. Оба типа KD, полные и неполные, в автомобильной промышленности вместе называются экспортом в разобранном виде ( KDX ), а автомобили, собранные в стране происхождения и экспортируемые целиком на рынок назначения, называются экспортом в разобранном виде ( BUX). ).
Технически термины «разборный комплект», «неполностью разобранный комплект» и «комплекты деталей» являются неправильными , потому что разборные комплекты вообще никогда не собирались. Поставки запчастей зачастую не производятся в виде комплектов. [ 1 ] а скорее расфасованы по типам деталей в транспортные контейнеры . Степень «нокдауна» зависит от желания и технических возможностей принимающей организации или государственного регулирования импорта. [ 1 ] Развивающиеся страны могут проводить торговую и экономическую политику, которая требует импортозамещения или регулирования местного содержания. Компании, осуществляющие операции с ЦП, помогают стране заменять импортируемую готовую продукцию заменителями местного производства.
Заводы по сборке разборных комплектов обходятся дешевле в создании и обслуживании, поскольку им не требуется современное роботизированное оборудование, а рабочая сила может быть менее дорогостоящей, чем в стране происхождения. Установки также могут быть эффективны для мелкосерийного производства. Концепция CKD позволяет фирмам на развивающихся рынках приобретать опыт в конкретной отрасли. В то же время компания-экспортер комплектов CKD выходит на новые рынки, которые в противном случае были бы закрыты. [ 2 ]
Автомобильная промышленность
[ редактировать ]
В автомобильной промышленности в самой базовой форме транспортного средства в комплекте KD отсутствуют колеса, двигатель внутреннего сгорания , трансмиссия и аккумулятор . [ нужна ссылка ] Они либо поставляются как детали для сборки («полный» комплект), либо приобретаются у третьих лиц («неполный» комплект); все интерьеры уже установлены на заводе-изготовителе. Термин SKD, обозначающий «полуразборный», относится к комплекту с цельным сварным кузовом автомобиля, обычно с покрытием или уже окрашенным. Чтобы получить дополнительные налоговые преференции, производителю необходимо дополнительно «локализовать» автомобиль, то есть увеличить долю деталей, производимых местными производителями, таких как шины, диски, сиденья, фары, лобовые стекла и стекла, аккумуляторы, пластик салона и т. д. , вплоть до двигателя и коробки передач. В какой-то момент стальной корпус можно будет прессовать, сваривать и красить на месте, что фактически сделает сборку KD всего в нескольких шагах от полномасштабного производства.
К тому времени, когда Генри Форд написал в 1922 году свои мемуары « Моя жизнь и работа» , Ford Motor Company уже отправляла автомобильные детали со своих заводов в Мичигане для окончательной сборки в регионы США или зарубежных стран, где автомобили будут продаваться. [ 3 ]
Во время Второй мировой войны значительное количество автомобилей американского и канадского производства, в первую очередь легких и тяжелых грузовиков, таких как Willys MB / Ford GPW /GPA, GMC-353/ CCKW и автомобилей семейства CMP , было упаковано и отправлено за границу. в форме KD, в различной степени полноты, странам-союзникам для поддержки их военных усилий. Сборочные линии предпочтительно располагать на местных автомобильных заводах, где можно легко найти соответствующие инструменты и оборудование, но при необходимости можно использовать и другие типы зданий, особенно в полевых условиях, а иногда даже на открытом воздухе. были созданы лагеря восстановления, которыми управляли военнослужащие. Из-за мобилизации мужчин иногда нанималась женская рабочая сила. Военные машины CKD могут храниться для отправки в виде «одна машина на ящик» (или SUP, Single Unit Pack) или в виде нескольких машин (обычно две-три), разделенных на два или более ящиков. В транспортных средствах, отправляемых в определенные страны, могут отсутствовать некоторые детали, такие как кабины, кровати или шины, которые были изготовлены и поставлены на месте. [ 4 ] [ 5 ]
Mahindra & Mahindra Limited в Индии начала свою деятельность в 1947 году со сборки джипов CKD . Mahindra расширила свою деятельность, включив в нее отечественное производство автомобилей Jeep с высоким уровнем местного содержания по лицензии Kaiser Jeep Corporation , а затем American Motors Corporation (AMC).
В 1950-х и 1960-х годах компания Lotus Cars продавала свой автомобиль Lotus Seven в форме CKD, чтобы избежать уплаты налога на покупку в Великобритании , который применялся к продаже полностью собранных автомобилей.
К 1959 году, с появлением Mini , продукция British Motor Corporation (BMC) все еще либо импортировалась, либо собиралась из комплектов CKD на нескольких международных рынках.
В 1961 году Renault начала переговоры о первом партнерском соглашении с AMC по сборке автомобилей Rambler в Европе . [ 6 ] Начиная с 1962 года и до 1967 года, AMC также продавала Renault комплекты CKD для своих легковых автомобилей. Они собирались на заводе Renault в Харене, Бельгия , и продавались через дилеров в Алжире , Австрии , Бельгии , Франции , Нидерландах и Люксембурге . Сделка позволила AMC продавать свои автомобили на новых рынках без значительных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Эта договоренность пошла на пользу французскому автопроизводителю, поскольку в его ассортименте не хватало автомобилей большого размера, и ему нужно было предложить «представительскую» модель для своих европейских рынков. [ 7 ] Ситуация изменилась к 1977 году. К этому времени AMC искала внешнюю поддержку для нового автомобиля в сегменте рынка малолитражных автомобилей , что привело к заключению первого из многих соглашений с Renault.
Volvo Сборочный завод в Галифаксе , открывшийся в 1963 году, собирал автомобили CKD из Швеции для потребителей Северной Америки. Галифаксская Ассамблея закрылась в декабре 1998 года.
В 1967 году Rootes Group UK начала экспортировать CKD Hillman Hunters в Иран, где они продавались под названием Paykan (что на персидском означает «стрела» ). Купленная Chrysler в 1967 году, а затем часть продажи европейских операций группе PSA своих Chrysler Corporation в конце 1978 года, бизнес-база Rootes в Иране стала основой для очень значительного бизнеса PSA Peugeot Citroën в Иране, связанного с двигателями и CKD. поставки, особенно модели 405, представленной в 1990 году и модернизированной как Pars в 1999 году, и модели 206, представленные в 1999 году. в 2001 году. [ 8 ] В 2004 году партнер Peugeot Иран Ходро произвел 281 000 автомобилей Peugeot, обеспечив 36% доли рынка.
также В 1967 году Peugeot представила производство легкого пикапа на базе Peugeot 403 на заводе Peugeot в Берасатеги (в Буэнос-Айресе ) на базе CKD под названием Peugeot 4TB. [ 9 ] В 1973 году эту модель сменил пикап 404 , а позже (1990 год) — пикап 504 . Модели 404 и 504 массово продавались по всему миру через местные сборочные цеха CKD: сборка 404, помимо Франции и Аргентины, производилась в Австралии , Бельгии, Канаде (на совместном с Renault заводе SOMA), Чили, Ирландии, Кении, Мадагаскаре, Малайзии, Новая Зеландия , Нигерия, Португалия, Перу, Родезия, Южная Африка и Уругвай; [ 10 ] Модель 504, в основном в Аргентине, Египте, Нигерии, Кении, Южной Африке, Австралии и Китае, производится автомобильной компанией Guangzhou Peugeot , которая разработала специальную версию кабины для экипажа.
В 1968 году независимая немецкая автомобильная фирма Karmann начала сборку комплектов CKD для недавно представленного AMC Javelin для распространения в Европе. American Motors также поставляла с правым рулем версии своих автомобилей на такие рынки, как Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка . Компоненты были отправлены в контейнерах в Австралию с заводов AMC в Кеноше, штат Висконсин , или Брэмптоне, Онтарио . Сборку автомобилей Rambler и AMC в Австралии осуществляла компания Australian Motor Industries (AMI) в Порт-Мельбурне, штат Виктория . Требования местного содержания были выполнены за счет привлечения австралийских поставщиков для внутренней отделки (сиденья, ковровое покрытие и т. д.), а также для освещения, обогревателей и других компонентов. Различные модели Rambler собирались в Новой Зеландии с начала 1960-х до 1971 года компанией Campbell Motors в Темзе (позже Toyota New Zealand ), которая также производила автомобили Toyota , Datsun (позже известный как Nissan) , Hino, Renault и Peugeot.
В Новой Зеландии развита индустрия сборки автомобилей. [ 11 ] как средство импортозамещения и обеспечения местной занятости, несмотря на небольшой размер местного рынка. После экономических реформ 1980-х годов, включая снижение импортных тарифов и возможность беспошлинного импорта автомобилей австралийского производства в соответствии с соглашением CER , многие автомобильные компании прекратили сборку в Новой Зеландии. Они перешли на импорт полностью собранных автомобилей из Японии , Австралии или Европы. Что еще более важно, ослабление ограничений на импорт привело к увеличению импорта подержанных автомобилей, поскольку они были дешевле, чем подержанные автомобили местной сборки, и превосходили по продажам автомобили «Новая Зеландия». Последними компаниями, производившими комплекты CKD в Новой Зеландии, были Toyota, Nissan, Mitsubishi и Honda , которые закрыли свои заводы в 1998 году, когда правительство объявило о планах отменить импортные пошлины на автомобили.
Другие примеры включают Украину , где установлены почти непомерно высокие налоги на импорт готовых автомобилей. АвтоЗАЗ собирает CKD-комплекты некоторых автомобилей Lada , Opel , Mercedes-Benz , Daewoo . [ 12 ] Дошло до того, что версию Daewoo Lanos приняли в серийное производство и оснастили отечественным двигателем. Немецкий автомобильный гигант Volkswagen Group также производит крупноузловые автомобили в Украине на своем заводе в Соломоново , выпуская автомобили под Škoda и Volkswagen Passenger Cars марками .
В России сборочные мощности КД принадлежат компании «Автотор» , [ нужна ссылка ] который производил Hummer H2 , BMW 3 серии и BMW 5 серии в Калининграде , а также Renault Logan в Москве на мощностях, когда-то принадлежавших АЗЛК . В Калуге у Volkswagen Group был завод, годовая производительность которого должна была составлять 150 000 единиц. [ 13 ]
Daimler AG имеет сборочный завод CKD в Южной Каролине , который собирает фургоны Mercedes-Benz Sprinter для продажи в США и Канаде у дилеров Mercedes-Benz и Freightliner , а также у дилеров Dodge до Fiat Group поглощения компании Chrysler Group LLC . по существу, чтобы обойти 25%-ный тариф на импортные легкие грузовики, известный как « куриный налог ». В конечном итоге Sprinter был заменен в линейке Dodge/ Ram аналогичным Ram ProMaster, переименованным в Fiat Ducato . В отличие от CKD Dodge Sprinter, ProMaster полностью импортируется в США с завода Chrysler в Мексике в соответствии с Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА).
В 2009 году Mahindra & Mahindra Limited объявила, что будет экспортировать пикапы с дизельными двигателями из Индии в США в виде разборного комплекта (CKD), опять же, чтобы обойти налог на курицу . [ 14 ] Mahindra планировала экспортировать CKD в Соединенные Штаты в виде комплектных автомобилей, которые будут собираться в Соединенных Штатах из комплектов деталей, поставляемых в ящиках. [ 14 ] Однако планы Mahindra по CKD и экспорту в США так и не были реализованы, и в результате было подано несколько судебных исков.
В 2013 году Tesla запустила сборочный завод в Тилбурге , Нидерланды. [ 15 ] Он используется для сборки седана Model S и внедорожника Model X для Европейского Союза , но не для всей Европы, поскольку только автомобили, импортируемые в ЕС, получают выгоду от обхода 10% импортной пошлины. [ 16 ] (например, автомобили в Норвегию доставляются напрямую из США). По большей части автомобиль до сих пор производится на заводе Tesla во Фримонте, штат Калифорния . Во время окончательной сборки в Нидерландах к автомобилю добавляются различные детали, в первую очередь задний подрамник с трансмиссией, а также аккумуляторная батарея. [ 17 ]
Автобусы
[ редактировать ]Motor Coach Industries открыла сборочный завод в Пембине, Северная Дакота , в 1963 году в рамках экспансии на рынок США. Недостроенные кузова автобусов KD (разобранные) доставляются из Виннипега, Манитоба , на бортовом прицепе, а затем комплектуются, оборудуются и доставляются в Пембину. Эта практика упрощает таможню США и соответствует положениям « Закона о покупке Америки » (49 USC 5323(j) и 49 CFR Part 661) для государственных учреждений, приобретающих новое оборудование за счет федеральных средств. [ 18 ]
Компания North American Bus Industries открыла производство в Аннистоне, штат Алабама , в 1993 году, а некомплектные автобусы отправлялись из Будапешта , Венгрия , в Аннистон для окончательной сборки. NABI расширила производственные операции в Аннистоне, чтобы обеспечить полное производство своего первого автобуса, полностью произведенного внутри страны, в 2008 году.
Железнодорожный
[ редактировать ]Практика продажи «разобранных» вагонов, названных этим именем, возникла еще до 20-го века, о чем свидетельствует реклама компании JG Brill в Street Railway Journal от 1898 года. [ 19 ]
Многие производители железнодорожного оборудования использовали комплекты или неполные транспортные средства, часто для удовлетворения местных требований или квот по сборке и производству или для удовлетворения тарифов. Вот некоторые примеры:
- В период с 1938 по 1951 год компания St Louis Car Company поставляла трамваев и грузовиков PCC кузова на север для сборки компанией Canadian Car & Foundry . Комиссии по транзиту Торонто (TTC) Парк PCC был приобретен и доставлен этим методом. [ 20 ]
- Bombardier отправляет некомплектные автомобили со своего завода в Ла Покатьер, Квебек, в Платтсбург, штат Нью-Йорк , и (до 2002 года) в Барре, штат Вермонт , на предприятия для окончательной сборки. Они должны соответствовать положениям Закона «Купи Америку» для агентств общественного транспорта США и тарифным правилам. С 2009 года сборочный завод в Платтсбурге имеет все возможности для сварки и изготовления нержавеющей стали, что позволяет полностью собирать и завершать автомобили на месте.
- Kawasaki Heavy Industries (KHI) и CSR Qingdao Sifang имеют совместное предприятие по сборке в Циндао, Китай , которое осуществило окончательную сборку первых 10 комплектов CRH2 China Railways высокоскоростных поездов , которые сами созданы на базе Синкансэн серии E2 , с использованием деталей, поставляемых из Китая. Кобе, Япония . Позже заводу было поручено местное производство дальнейших заказов на поезда CRH2 за счет передачи технологий из Японии.
- Сборочный завод Alstom в Хорнелле, штат Нью-Йорк , производит окончательно готовые автомобили с использованием кузовов из нержавеющей стали, поставляемых с завода Lapa в Сан-Паулу , Бразилия. Morrison-Knudsen использовала тот же метод производства, когда производила новые легковые автомобили в магазинах Hornell в 1990-х годах.
- От их первого заказа в США на South Shore Line в 1982 году до открытия линии по производству и сборке кузовов в Рошель, штат Иллинойс , тридцать лет спустя. [ 21 ] Компания Nippon Sharyo отправила кузова пригородных поездов из Японии финишерам в США, включая американское подразделение Sumitomo .
- Hyundai Rotem открыл сборочный завод в Южной Филадельфии , расположенный в промышленной зоне недалеко от бульвара Колумбус . Корпуса автомобилей собираются, оборудуются и комплектуются для доставки на этом объекте, который обслуживается компанией Conrail на кольцевой линии Филадельфии , что позволяет доставлять новые автомобили по железной дороге. Вагоны Silverliner V Денвера для пригородной железной дороги RTD Филадельфии и региональной железной дороги SEPTA были приобретены и доставлены этим методом.
- Парки лондонского метрополитена 1995 и 1996 годов имеют алюминиевые кузова, построенные компанией Alstom в Барселоне , а сборка завершена на заводе Metro-Cammell в Уошвуд-Хит , Бирмингем .
- Парки British Rail класса 385 имеют алюминиевые кузова, изготовленные Hitachi в Касадо, Япония, сборка которых завершена на заводе Newton Aycliffe в графстве Дарем .
- Сборочный завод компании Taiwan Rolling Stock Company в округе Синьчжу, Тайвань, собрал несколько моделей подвижного состава с использованием разборных комплектов от Hitachi Rail Italy ( поезда EMU101 метро Тайбэя для кольцевой линии ), Kawasaki Heavy Industries (метро Тайбэя C371 , C381 и метро Таоюань). 1000 серия ) и Nippon Sharyo ( TRA EMU700 и серии EMU800 )
Самолет
[ редактировать ]Неисправные военные самолеты также продаются как «разборные» после окончания срока их службы , упаковывая их в исправные самолеты. Это позволяет использовать их для расформирования запасных частей .
Европейский производитель самолетов Airbus использует комплекты для разборки для сборки самолетов семейства А320 за пределами Европы. Линия окончательной сборки Airbus A320 в Тяньцзине , Китай, собирает фюзеляж, крыло и хвостовую часть, изготовленную в Европе, с авионикой и двигателями, произведенными в ЕС или США , а также местными компонентами для внутренней отделки. Airbus открыл аналогичную линию окончательной сборки A320 в США в сентябре 2015 года, расположенную в Мобиле, штат Алабама ; снова с использованием фюзеляжей, крыльев и хвостовой части европейского производства. Однако на линии окончательной сборки Mobile будет использоваться больше компонентов местного производства, чем на линии в Тяньцзине; Двигатели, компоненты интерьера и авионика будут поставляться в основном от американских поставщиков. [ нужна ссылка ] И заводы Airbus в Тяньцзине, и Мобил получают фюзеляжи, крылья и хвостовые части из Европы морскими перевозками на специально спроектированных судах , поскольку заводы расположены в портовых городах.
Жилье
[ редактировать ]
С 1908 по 1940 год в каталоге заказов по почте Sears, Roebuck & Co. предлагалось более 400 стилей домов. [ 22 ] Покупателям были предоставлены все материалы и инструкции, необходимые для строительства дома. Все, что прибывало поездом или почтой, было спроектировано так, чтобы стыковаться друг с другом, поэтому покупатели могли строить дома сами или нанимать подрядчиков. [ 23 ] Компания Sears закупала строительные материалы в больших объемах, что позволяло удерживать цены на низком уровне и обеспечивать конкурентоспособность по сравнению с местными строителями. [ 22 ]
Мебель
[ редактировать ]Разборная мебель датируется по крайней мере серединой 19 века: стул из гнутого дерева Thonet No. 14 1859 года легко разбирался для транспортировки. [ 24 ] В конце 1940-х годов австралийский дизайнер Фредерик Чарльз Уорд основал бизнес по доставке разборной мебели по почте в ответ на нехватку доступной мебели. [ 25 ]
Шведская мебельная компания IKEA начала продавать плоскую мебель в 1956 году. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Миллер, Рассел Р. (2000). Ведение бизнеса на новых приватизированных рынках: глобальные возможности и вызовы . Издательская группа Гринвуд. п. 281. ИСБН 978-1-56720-260-1 .
- ^ Линд, Томми. «Партнерство – решение» . История Renault Томми Линда 1898-1975 гг . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Форд, Генри; Кроутер, Сэмюэл (1922). Моя жизнь и работа . Издательство Гарден-Сити. стр. 81 , 167 . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ «Ассамблея CMP за рубежом». Колеса и гусеницы . № 37. 1991. С. 13–22.
- ^ 148-я артиллерийская дивизия МВА - Вторая мировая война - Папа во Франции на конвейере . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года.
- ^ Линд, Томми. «Международные соглашения…» История Renault Томми Линда 1898-1975 гг . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Le Cimetière des Autos Oubliées: Renault Rambler (1962-67)» . Кладбище забытых автомобилей (на французском языке). 4 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2012 г. Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Peugeot Pars: маленькая история 405 iranienne» (на французском языке). 5 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 г. Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Ульдане, Маурисио (6 февраля 2015 г.). «Первый фургон SAFRAR» (на испанском языке). Уши! . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Автомобильный клуб Италии (1972). Мировые автомобили . Вестники книги. п. 402. ИСБН 9780910714044 .
- ^ Вебстер, Марк (2002). Сборка: Автомобиль новозеландского производства 1921-98 гг . Новая Зеландия: Reed Books. стр. 1–223. ISBN 0-7900-0846-7 .
- ^ «ЗАЗ увеличил выпуск автомобилей на 7% в первом квартале 2006 года» Банк АВАЛЬ , получено: 3 сентября 2007 года. Архивировано 11 июля 2007 года на Wayback Machine.
- ^ «Завод Фольксваген в Калуге» . volkswagen-media-services.com (пресс-релиз). 28 февраля 2009 года . Проверено 22 августа 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Конг, Бенсон (июнь 2009 г.). «Комплект планирования Mahindra Сборка дизельных пикапов во избежание налога на курицу» . Моторный тренд . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ «Tesla Motors открывает сборочный завод в Тилбурге, Нидерланды» . Тесла.com . 27 августа 2013 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Таможенное оформление и налог на импорт автомобилей из США» . carfax.eu . 2017. Архивировано из оригинала 15 июня 2017 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Сборочный завод Tesla в Тилбурге работает на полную мощность» . GoPress Мобильность . 7 февраля 2017 года . Проверено 8 сентября 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Плачно, Ларри (июнь 2013 г.). «MCI отмечает 80-летие производства автобусов» . Национальный продавец автобусов . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Брилл, Дебра (2001). История компании JG Brill . Издательство Университета Индианы. стр. 56–57. ISBN 9780253339492 .
- ^ «Исторические трамваи: Вагон 1074» . Железная дорога Маркет-стрит, Сан-Франциско . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «Расширение производственного комплекса в Рошель» . Ниппон Шарио США . 30 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Даль, Тимоти (16 мая 2016 г.). «Sears продала 70 000 домов из своего каталога. Вы живете в одном?» . Популярная механика . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Абид, Аиша (20 октября 2018 г.). «Sears угасает, но воспоминания о домах, доставляемых по почте, сохраняются» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Мерфи, Адриан (5 ноября 2019 г.). «Люди-стулья: Гебрюдер Тонет и стул номер 14» . Европейская . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Картер, Нанетт (2011). «План выкройки: выкройки и наборы мебели своими руками в послевоенной Австралии» (PDF) . Фонд истории дизайна . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2021 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Морби, Алиса (14 марта 2016 г.). «Дизайнер книжных шкафов Billy из Ikea Гиллис Лундгрен умер в возрасте 86 лет» . dezeen.com . Проверено 30 января 2024 г.