Дж. М. Барри
Сэр Дж. М. Барри | |
---|---|
Рожденный | Джеймс Мэтью Бэрри 9 мая 1860 г. Кирримюр , Ангус, Шотландия |
Умер | 19 июня 1937 г. Лондон, Англия | (77 лет)
Место отдыха | Кладбище Кирримюр, Ангус |
Занятие |
|
Образование | |
Альма-матер | Эдинбургский университет |
Период |
|
Жанр |
|
Известные работы | |
Супруг | |
Дети | Опекун мальчиков Ллевелина Дэвиса |
Подпись | |
Веб-сайт | |
Джеймс Мэтью Барри, 1-й баронет / ; 9 мая 1860 , ОМ (/ˈbær i Сэр — 19 июня 1937) — шотландский писатель и драматург , которого лучше всего помнят как создателя Питера Пэна . Он родился и получил образование в Шотландии , а затем переехал в Лондон , где написал несколько успешных романов и пьес. Там он познакомился с мальчиками Ллевелин Дэвис , которые вдохновили его написать о мальчике, который переживает волшебные приключения в Кенсингтонских садах (впервые включенный в роман для взрослых Барри 1902 года «Маленькая белая птица »), а затем написать «Питера Пэна, или Мальчика, который не хотел». «Вырасти 1904 года Вест-Энда » — «сказка» о нестареющем мальчике и обычной девочке по имени Венди , которым предстоит приключения в фэнтезийном мире Неверленда .
Хотя он продолжал успешно писать, Питер Пэн затмил другие его работы, и ему приписывают популяризацию имени Венди . [ 1 ] Барри неофициально усыновил мальчиков Дэвиса после смерти их родителей. сделал Барри баронетом . Георг V 14 июня 1913 года [ 2 ] кавалер ордена « За заслуги перед Новым годом 1922 года» . [ 3 ] Перед своей смертью он передал права на произведения Питера Пэна детской больнице Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне, которая продолжает получать от них выгоду.
Детство и юность
[ редактировать ]Джеймс Мэтью Барри родился в Кирримюре , Ангус , в консервативной кальвинистской семье. Его отец, Дэвид Барри, был довольно успешным ткачом. Его мать, Маргарет Огилви, взяла на себя домашние обязанности своей покойной матери в возрасте восьми лет. Барри был девятым ребенком из десяти (двое из которых умерли до его рождения), каждый из которых получил образование как минимум на уровне трех рупий в рамках подготовки к возможной профессиональной карьере. [ 4 ] Он был маленьким ребенком и привлекал к себе внимание рассказыванием историй. [ 5 ] Он вырос всего до 5 футов 3 дюйма. 1 ⁄ дюйма (161 см) согласно его паспорту 1934 года. [ 6 ]
Когда Джеймсу Барри было шесть лет, его старший брат Дэвид (любимец их матери) погиб в результате несчастного случая на коньках за день до своего 14-летия. [ 7 ] Это оставило его мать опустошенной, и Барри пытался занять место Дэвида во внимании матери, даже нося одежду Дэвида и насвистывая так, как он это делал. Однажды Барри вошел в ее комнату и услышал, как она спросила: «Это ты?» «Я думал, что она разговаривала с мертвым мальчиком», - написал Барри в биографическом отчете о своей матери Маргарет Огилви (1896 г.), «и я сказал немного одиноким голосом: «Нет, это не он, это просто я». Мать Барри нашла утешение в том, что ее мертвый сын навсегда останется мальчиком, никогда не вырастет и не оставит ее. [ 8 ] В конце концов, Барри и его мать развлекали друг друга рассказами о ее коротком детстве и такими книгами, как «Робинзон Крузо» , произведения шотландца Вальтера Скотта и «Путешествие пилигрима» . [ 9 ]
В возрасте восьми лет Барри отправили в Академию Глазго на попечение своих старших братьев и сестер Александра и Мэри Энн, которые преподавали в школе. Когда ему было 10, он вернулся домой и продолжил образование в Академии Форфар . В 14 лет он ушел из дома в Академию Дамфриса , снова под присмотр Александра и Мэри Энн. Он стал ненасытным читателем, увлекался дешевыми ужастиками и произведениями Роберта Майкла Баллантайна и Джеймса Фенимора Купера . В Дамфрисе он и его друзья проводили время в саду дома Моут Брей , играя в пиратов «в своего рода Одиссее, которая много позже стала пьесой Питера Пэна » . [ 10 ] [ 11 ] Они сформировали драматический кружок, поставив его первую пьесу «Бандит Банделеро» , которая вызвала небольшой спор после резкого морального осуждения со стороны священнослужителя из руководящего совета школы. [ 9 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]Барри знал, что хочет продолжить карьеру писателя. Однако его семья пыталась убедить его выбрать такую профессию, как служение. По совету Александра ему удалось найти компромисс: он будет учиться в университете, но будет изучать литературу. [ 12 ] Барри поступил в Эдинбургский университет , где писал обзоры драматических произведений для Edinburgh Evening Courant . Он окончил обучение и получил степень магистра 21 апреля 1882 года. [ 12 ]
После объявления о работе, найденного его сестрой в The Scotsman , он полтора года работал штатным журналистом в Nottingham Journal . [ 12 ] Вернувшись в Кирримюр, он отправил статью в лондонскую газету St. James's Gazette , используя рассказы своей матери о городе, в котором она выросла (переименованном в «Трумс»). Редактору так «понравилась эта шотландская штучка», что Барри в итоге написал серию таких рассказов. [ 9 ] Они послужили основой для его первых романов: «Старые идиллии света» (1888), «Окно в шуме» (1889), [ 13 ] и «Маленький министр» (1891).
В рассказах изображены «Старые лихты», строгая религиозная секта, к которой когда-то принадлежал его дед. [ 14 ] Современная литературная критика этих ранних произведений была неблагоприятной, склонной пренебрегать ими как сентиментальными и ностальгическими изображениями приходской Шотландии, далекими от реалий индустриального XIX века, которые считались характерными для того, что стало известно как школа Кейлярд . [ 15 ] Несмотря на это или, возможно, благодаря этому, в то время они были достаточно популярны, чтобы сделать Барри успешным писателем. [ 14 ] После этого успеха он опубликовал «Лучше мертвых» (1888) в частном порядке и за свой счет, но продать его не удалось. [ 16 ] Два его романа «Томми», «Сентиментальный Томми» (1896) и «Томми и Гризель» (1900), были о мальчике и молодом человеке, цепляющихся за детские фантазии, с несчастливым концом. Английский писатель Джордж Гиссинг прочитал первое в ноябре 1896 года и написал, что ему «это совершенно не понравилось». [ 17 ]
Тем временем внимание Барри все больше обращалось к работам для театра, начиная с биографии Ричарда Сэвиджа , написанной Барри и Х.Б. Марриоттом Уотсоном ; оно было исполнено только один раз и подверглось критике. За этим он сразу же последовал «Призрак Ибсена» , или «Тул актуальный» (1891), пародия на Генрика Ибсена драмы «Гедда Габлер» и «Призраки» . [ 14 ] Призраки не имели лицензии в Великобритании до 1914 года. [ 18 ] но произвел на тот момент фурор одним «клубным» выступлением.
Постановку « Призрака Ибсена» в Театре Тула в Лондоне увидел Уильям Арчер , переводчик произведений Ибсена на английский язык. Судя по всему, ему понравилась пародия, ему понравился юмор пьесы, и он порекомендовал ее другим. Третья пьеса Барри «Уокер, Лондон» (1892) привела к тому, что его познакомили с молодой актрисой по имени Мэри Анселл. Он сделал ей предложение, и 9 июля 1894 года они поженились. Барри купил ей щенка сенбернара Портоса, сыгравшего роль в романе 1902 года «Маленькая белая птица» . Он использовал имя Анселла для многих персонажей своих романов. [ 14 ] Барри также является автором «Джейн Энни» для комической оперы Ричарда Д'Ойли Карт (1893), которая потерпела неудачу; он убедил Артура Конан Дойля пересмотреть и закончить ее за него.
В 1901 и 1902 годах он добился последовательных успехов; «Качество-стрит» рассказывала о респектабельной и ответственной старой деве , которая выдает себя за свою кокетливую племянницу, чтобы попытаться привлечь внимание бывшего поклонника, вернувшегося с войны. «Восхитительный Крайтон» - это социальный комментарий с тщательно продуманной постановкой, получивший признание критиков, об аристократической семье и их домашних слугах, чей социальный порядок переворачивается после того, как они терпят кораблекрушение на необитаемом острове. Макс Бирбом считал это «самым лучшим, что случилось в мое время с британским театром». [ 19 ]
Персонаж «Питера Пэна» впервые появился в «Маленькой белой птице» . Роман был опубликован в Великобритании издательством Hodder & Stoughton в 1902 году и в том же году опубликован в США в журнале Scribner's Magazine . [ 20 ] Более известная и устойчивая работа Барри « Питер Пэн, или Мальчик, который не вырастет», впервые была представлена на сцене 27 декабря 1904 года в Вест-Эндском театре герцога Йоркского . [ 21 ] Эта пьеса познакомила зрителей с именем Венди ; его вдохновила молодая девушка по имени Маргарет Хенли , которая называла Барри «Дружелюбным», но не могла R. хорошо произнести букву Сцены в Блумсбери показывают социальные ограничения поздней викторианской и эдвардианской внутренней реальности среднего класса, в отличие от Неверленда , мира, где мораль двойственна. Джордж Бернард Шоу описал пьесу как «якобы праздничное развлечение для детей, но на самом деле пьесу для взрослых», предполагая, что в Питере Пэне действуют более глубокие социальные метафоры .
у Барри была длинная череда успехов на сцене После «Питера Пэна» , многие из которых касались социальных проблем, поскольку Барри продолжал объединять свою работу и свои убеждения. «Взгляд на двенадцать фунтов» (1910) рассказывает о жене, бросающей своего «типичного» мужа, когда она может получить независимый доход. Другие пьесы, такие как «Мэри Роуз» (1920) и «Дорогой Брут» (1917), возвращаются к идее нестареющего ребенка и параллельных миров. Барри участвовал в попытках 1909 и 1911 годов бросить вызов театральной цензуре лорда Чемберлена вместе с рядом других драматургов. [ 22 ]
В 1911 году Барри развил пьесу о Питере Пэне в роман «Питер и Венди» . В апреле 1929 года Барри передал авторские права на произведения Питера Пэна больнице Грейт-Ормонд-стрит , ведущей детской больнице в Лондоне. Текущий статус авторских прав несколько сложен. Его последней пьесой стал «Мальчик Давид» (1936), драматизировавший библейскую историю о царе Сауле и юном Давиде . Как и роль Питера Пэна, роль Дэвида сыграла женщина, Элизабет Бергнер , для которой Барри написал пьесу. [ 23 ]
Социальные связи
[ редактировать ]Барри вращался в литературных кругах и помимо профессиональных сотрудников имел много известных друзей. Писатель Джордж Мередит был одним из первых социальных покровителей . У него была длительная переписка с соотечественником-шотландцем Робертом Льюисом Стивенсоном , который жил на Самоа в то время . Стивенсон пригласил Барри навестить его, но они так и не встретились. [ 24 ] [ 25 ] Он также дружил с другим шотландским писателем С.Р. Крокеттом . Джордж Бернард Шоу был его соседом по Лондону в течение нескольких лет и однажды участвовал в вестерне, сценарий и экранизацию которого написал Барри. Герберт Уэллс был многолетним другом и пытался вмешаться, когда брак Барри распался. Барри познакомился с Томасом Харди через Хью Клиффорда, когда тот находился в Лондоне. [ 25 ] Он дружил с лауреатом Нобелевской премии Джоном Голсуорси . [ 26 ]
Барри оставался привязанным к своим шотландским корням и регулярно посещал свой родной город Кирримюр со своими подопечными. Выбирая своего первого личного секретаря, Барри выбрал Э.В. Лукаса , Элизабет Лукас, которая имела шотландские корни благодаря своему американскому происхождению. жену [ 27 ] После того, как Элизабет Лукас переехала в Париж, Франция, Барри выбрал Синтию Асквит своим личным секретарем.
После Первой мировой войны Барри иногда останавливался в Стэнвей-хаусе недалеко от деревни Стэнвей в Глостершире . Он заплатил за павильон на стадионе для игры в крикет Стэнуэй . [ 28 ] В 1887 году он основал любительскую команду по крикету для друзей с такими же ограниченными игровыми способностями и назвал ее « Аллахакбарри », ошибочно полагая, что «Аллах акбар» на арабском означает «Небеса, помоги нам» (а не «Бог велик»). [ 29 ] Некоторые из самых известных британских авторов той эпохи играли в команде в разное время, в том числе Герберт Уэллс , Редьярд Киплинг , Артур Конан Дойл , П.Г. Вудхаус , Джером К. Джером , Г.К. Честертон , А.А. Милн , Э.В. Хорнунг , AEW Мейсон , Уолтер. Рэли , Э.В. Лукас , Морис Хьюлетт , Оуэн Симэн (редактор Punch ), Бернард Партридж , Джордж Сесил Айвз , Джордж Ллевелин Дэвис (см. ниже) и сын Альфреда Теннисона . В 1891 году Барри присоединился к недавно сформированному крикетному клубу «Авторы» , а также играл за его команду по крикету «Авторы XI» вместе с Дойлом, Вудхаузом и Милном. Аллахакбарри и Авторы XI продолжали существовать бок о бок до 1912 года. [ 9 ] [ 30 ]
Барри подружился с исследователем Африки Джозефом Томсоном и исследователем Антарктиды Робертом Фальконом Скоттом . [ 31 ] Он был крестным отцом сына Скотта Питера . [ 32 ] и был одним из семи человек, которым Скотт писал письма в последние часы своей жизни во время экспедиции на Южный полюс , прося Барри позаботиться о его жене Кэтлин и сыне Питере. Барри так гордился этим письмом, что носил его с собой всю оставшуюся жизнь. [ 33 ]
В 1896 году его агент Эддисон Брайт убедил его встретиться с бродвейским продюсером Чарльзом Фроманом , который также стал его финансовым покровителем и близким другом. [ 34 ] Фроман отвечал за постановку дебюта Питера Пэна в Англии и США, а также за другие постановки пьес Барри. Он, как известно, отказался от места в спасательной шлюпке, когда RMS Lusitania была потоплена немецкой подводной лодкой в Северной Атлантике. Актриса Рита Жоливет стояла рядом с Фроманом, Джорджем Верноном и капитаном Аликом Скоттом в конце затопления «Лузитании», но она пережила затопление и вспомнила, как Фроман перефразировал Питера Пэна : «Зачем бояться смерти?» Это самое прекрасное приключение, которое дарит нам жизнь». [ 35 ] Барри сам совершил один из последних переходов «Лузитании» через Атлантический океан в сентябре 1914 года, во время которого среди пассажиров ходили слухи, что лайнер должен был быть передан Британскому Адмиралтейству для несения войсковой службы по прибытии в Нью-Йорк. [ 36 ]
Его секретарь с 1917 года, Синтия Асквит , была невесткой Его Святейшества Асквита , премьер-министра Великобритании с 1908 по 1916 год. [ 37 ] В 1930-х годах Барри познакомился и рассказал истории юным дочерям герцога Йоркского , будущей королевы Елизаветы II и принцессы Маргарет . [ 37 ] После встречи с ним трехлетняя принцесса Маргарет заявила: «Он мой лучший друг, а я его лучший друг». [ 25 ]
Свадьба
[ редактировать ]Барри познакомился с актрисой Мэри Анселл в 1891 году, когда попросил у своего друга Джерома К. Джерома симпатичную актрису на роль в его пьесе «Уокер, Лондон» . Они стали друзьями, и она помогала его семье заботиться о нем, когда он сильно заболел в 1893 и 1894 годах. [ 9 ] Они поженились в Кирримюре 9 июля 1894 года. [ 38 ] вскоре после того, как Барри выздоровел, а Мэри ушла со сцены. Свадьба была небольшой церемонией в доме его родителей по шотландской традиции. [ 39 ] Сообщается, что отношения так и не завершились, и у пары не было детей. [ 40 ]
В 1895 году Барри купили дом на Глостер-роуд в Южном Кенсингтоне. [ 41 ] Барри совершал длительные прогулки по соседним Кенсингтонским садам, а в 1900 году пара переехала в дом с прямым видом на сады на Бэйсуотер-роуд, 100 . У Мэри был талант к дизайну интерьера, и она занялась преобразованием первого этажа, создав две большие гостиные с расписными панелями и добавив модные элементы, такие как зимний сад. [ 42 ] В том же году Мэри нашла коттедж Black Lake в Фарнхэме в графстве Суррей , который стал для пары «убежищем», где Барри мог развлекать своих друзей по крикету и семью Ллевелин Дэвис. [ 43 ]
Начиная с середины 1908 года у Мэри был роман с Гилбертом Кэннаном (который был на двадцать лет моложе ее). [ 44 ] и соратник Барри в его антицензурной деятельности), включая совместное посещение коттеджа Блэк-Лейк, известного только персоналу дома. Когда Барри узнал об этом романе в июле 1909 года, он потребовал, чтобы она прекратила его, но она отказалась. Чтобы избежать скандала с разводом, он предложил юридическое разделение, если она согласится больше не видеться с Кэннаном, но она все равно отказалась. Барри подал в суд на развод по причине неверности; развод был предоставлен в октябре 1909 года. [ 45 ] [ 46 ] Зная, насколько болезненным был для него развод, некоторые друзья Барри написали редакторам ряда газет с просьбой не публиковать эту историю. На самом деле это сделали только три газеты. [ 47 ] [ 48 ] Барри продолжал поддерживать Мэри финансово даже после того, как она вышла замуж за Кэннана, предоставляя ей ежегодное пособие, которое было передано на частном ужине, состоявшемся в годовщину свадьбы ее с Барри. [ 44 ]
Семья Ллевелин Дэвис
[ редактировать ]Семья Ллевелин Дэвис сыграла важную роль в литературной и личной жизни Барри, состоящая из Артура (1863–1907), Сильвии (1866–1910) (дочери Жоржа дю Морье ), [ 49 ] и их пятеро сыновей : Джордж (1893–1915), Джон (Джек) (1894–1959), Питер (1897–1960), Майкл (1900–1921) и Николас (Нико) (1903–1980).
Барри познакомился с семьей в 1897 году, встретив Джорджа и Джека (и малыша Питера) с их няней ( няней ) Мэри Ходжсон в лондонском Кенсингтонском саду . Он жил неподалеку и часто гулял в парке со своей собакой сенбернара Портосом. Он регулярно развлекал мальчиков своим умением шевелить ушами и бровями, а также своими рассказами. [ 50 ] Он не встречался с Сильвией до случайной встречи на званом обеде в декабре. Она сказала Барри, что Питера назвали в честь главного героя романа ее отца « Питер Иббетсон» . [ 51 ]
Барри стал постоянным гостем в доме Дэвисов и общим компаньоном Сильвии и ее мальчиков, несмотря на то, что и он, и она были женаты на других людях. [ 6 ] В 1901 году он пригласил семью Дэвисов в коттедж Блэк-Лейк, где выпустил альбом с подписями к фотографиям мальчиков, разыгрывающих пиратское приключение, под названием « Мальчики, потерпевшие кораблекрушение с острова Блэк-Лейк» . Барри сделал две копии, одну из которых он отдал Артуру, который потерял ее в поезде. [ 52 ] Единственный сохранившийся экземпляр хранится в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета. [ 53 ]
Персонаж Питера Пэна был придуман, чтобы развлекать Джорджа и Джека. Чтобы развлечь их, Барри говорил, что их младший брат Питер умеет летать. Он утверждал, что младенцы были птицами до того, как родились; родители поставили решетки на окна в детской, чтобы малыши не улетели. Это переросло в историю о мальчике, который улетел. [ 54 ]
Артур Ллевелин Дэвис умер в 1907 году, и «дядя Джим» стал еще более активно сотрудничать с семьей Дэвис, оказывая им финансовую поддержку. (Его доходов от «Питера Пэна» и других произведений вполне хватало, чтобы покрыть их расходы на жизнь и образование.) [ 55 ] После смерти Сильвии в 1910 году Барри заявил, что недавно они были помолвлены. [ 56 ] В ее завещании ничего не указывалось на этот счет, но было указано ее желание, чтобы «JMB» был опекуном и опекуном мальчиков вместе с ее матерью Эммой, ее братом Ги дю Морье и братом Артура Комптоном. В нем выражалась ее уверенность в Барри как опекуне мальчиков и ее желание, чтобы «мальчики относились к нему (и своим дядям) с абсолютным доверием и прямотой и говорили с ним обо всем». [ 57 ] Неофициально копируя завещание для семьи Сильвии несколько месяцев спустя, Барри вставил себя в другое место: Сильвия написала, что она хотела бы, чтобы Мэри Ходжсон, медсестра мальчиков, продолжала заботиться о них, а о «Дженни» (имеется в виду сестра Ходжсона) ) прийти и помочь ей; Вместо этого Барри написал «Джимми» (прозвище Сильвии). [ 58 ] Барри и Ходжсон не очень хорошо ладили, но вместе выступали в роли суррогатных родителей, пока мальчики не выросли. [ 59 ]
У Барри также были дружеские отношения с другими детьми, как до того, как он встретил мальчиков Дэвис, так и после того, как они выросли, и с тех пор ходили необоснованные предположения, что Барри был педофилом . [ 60 ] [ 61 ] Одним из источников предположений является сцена из романа «Маленькая белая птица» , в которой главный герой помогает маленькому мальчику раздеться перед сном, и по просьбе мальчика они спят в одной кровати. [ 62 ] Однако нет никаких доказательств того, что Барри имел сексуальный контакт с детьми или что его в то время подозревали в этом. Нико, младший из братьев, будучи взрослым, отрицал, что Барри когда-либо вел себя неподобающим образом. «Я не верю, что дядя Джим когда-либо испытывал то, что можно было бы назвать «шевелением в подлеске» для кого-либо — мужчины, женщины или ребенка», — заявил он. [ 63 ] «Он был невиновен — именно поэтому он мог написать Питера Пэна». [ 64 ] Его отношения с выжившими мальчиками Дэвиса продолжались далеко за пределами их детства и юности.
Статуя Питера Пэна в Кенсингтонском саду, тайно установленная в ночь на майское утро 1912 года, должна была быть создана по образцу старых фотографий Майкла, одетого как персонаж. Однако скульптор сэр Джордж Фрэмптон использовал в качестве модели другого ребенка, в результате чего Барри был разочарован результатом. «Это не показывает дьявола в Питере», - сказал он. [ 65 ]
Барри перенес тяжелые утраты вместе с мальчиками, потеряв двоих, с которыми он был наиболее близок, когда им было чуть больше двадцати. Джордж погиб в бою в 1915 году, во время Первой мировой войны . [ 66 ] Майкл, с которым Барри ежедневно переписывался во время учебы в школе-интернате и университете, утонул в 1921 году вместе со своим другом Рупертом Бакстоном. [ 67 ] в известном опасном месте в Сэндфорд-Лок недалеко от Оксфорда , за месяц до своего 21-го дня рождения. [ 68 ] Через несколько лет после смерти Барри Питер составил свой «Морг» из семейных писем и бумаг, дополненных своими собственными информированными комментариями о своей семье и их отношениях с Барри. Питер умер в 1960 году, бросившись под поезд метро на станции Слоан-сквер.
Смерть
[ редактировать ]Барри умер от пневмонии в доме престарелых на Манчестер-стрит, Мэрилебон , 19 июня 1937 года. [ 69 ] Он был похоронен в Кирримюре рядом со своими родителями и двумя братьями и сестрами. [ 70 ] Место его рождения на Бречин-роуд, 9 поддерживается Национальным фондом Шотландии как музей . [ 71 ]
Барри оставил большую часть своего состояния своему секретарю леди Синтии Асквит , но исключил права на все произведения Питера Пэна (в том числе «Маленькую белую птицу» , «Питера Пэна в Кенсингтонских садах» , пьесу «Питер Пэн, или Мальчик, который не вырастет»). и роман «Питер и Венди» ), авторские права на которые он ранее передал больнице Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне. Выжившие мальчики Ллевелина Дэвиса получили наследство, и он позаботился о том, чтобы его бывшая жена Мэри Анселл получала ренту при ее жизни. [ 6 ]
По его завещанию также было оставлено 500 фунтов стерлингов церкви Бауэр-Фри в Кейтнессе в память о преподобном Джеймсе Винтере, который должен был жениться на сестре Барри в июне 1892 года, но погиб при падении с лошади в мае 1892 года. Барри имел несколько связей с Свободная церковь Шотландии, включая его дядю по материнской линии преподобного Дэвида Огилви (1822–1904), который был служителем церкви Далзиел в Мазервелле . [ 72 ] Джеймс и его брат Уильям Винтер (также служитель Свободной церкви) родились в Кортачи, в семье преподобного Уильяма Винтера. Кортачи находится к западу от Кирримьюра , и Уинтерс, похоже, тесно связан с семьей Огилви. [ 73 ]
Биографии
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Хаммертон, Дж. А. (1929). Барри: История гения . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания.
- Дарлингтон, Вашингтон (1938). Дж. М. Барри . Лондон и Глазго: Блэки и сын. ISBN 0-8383-1768-5 .
- Чалмерс, Патрик (1938). Вдохновение Барри. Питер Дэвис. ISBN 978-1-4733-1220-3 .
- Макейл, Денис (1941). Барри: История Дж. М. Б. Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. ISBN 0-8369-6734-8 .
- Данбар, Джанет (1970). Дж. М. Барри: Человек, стоящий за имиджем . Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-211384-8 .
- Биркин, Эндрю (2003). Дж. М. Барри и потерянные мальчики: реальная история Питера Пэна (пересмотренная редакция). Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-09822-8 .
- Чейни, Лиза (2006). Прятки с ангелами: жизнь Дж. М. Барри . Стрелка. ISBN 978-0-09-945323-9 .
- Даджен, Пирс (2009). В плену: Дж. М. Барри, Дю Морье и темная сторона Неверленда . Винтажные книги. ISBN 978-0-09-952045-0 .
- Телфер, Кевин (2010). Первый XI Питера Пэна: необыкновенная история команды по крикету Дж. М. Барри . Скипетр. ISBN 978-0-340-91945-3 .
- Ридли, Розалинда (2016). Питер Пэн и разум Дж. М. Барри: исследование познания и сознания. Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-9107-3 .
- Даджен, Пирс (2016). Дж. М. Барри и мальчик, который его вдохновил . Книги Томаса Данна. ISBN 978-1-250-08779-9 .
Журнал
[ редактировать ]- Стоукс, Сьюэлл (ноябрь 1941 г.). «Джеймс М. Барри». Нью-Йоркское театральное искусство Inc. 25 (11): 845–848.
Кино, телевидение и сцена
[ редактировать ]- Потерянные мальчики (1978). Ян Холм (как Дж. М. Барри), Эндрю Биркин (писатель). Би-би-си .
- «Человек, который был Питером Пэном» (1998) — пьеса Аллана Ни , полубиографическая версия жизни и отношений Барри с семьей Ллевелин Дэвис .
- В поисках Неверленда (2004) с Джонни Деппом (в роли Дж. М. Барри), Кейт Уинслет (Сильвия Ллевелин Дэвис), Марком Форстером (режиссер) по пьесе Аллана Ни.
- «Мальчик Джеймс» (2012) Александра Райта (из Belt Up Theater ) — одноактная пьеса, вдохновленная его жизнью и творчеством.
- В поисках Неверленда (2012) Дайаны Паулюс — мюзикл о создании Питера Пэна, основанный на фильме с Мэтью Моррисоном и Лорой Мишель Келли в главных ролях .
Почести
[ редактировать ]Персональный
[ редактировать ]Барри был назначен баронетом королем Георгом V он стал членом Ордена « За заслуги» в 1913 году. В 1922 году .
В 1919 году он был избран ректором Сент-Эндрюсского университета сроком на три года. В 1922 году он произнес свою знаменитую ректорскую речь о мужестве в Сент-Эндрюсе и посетил Университетский колледж Данди, вместе с Эрлом Хейгом чтобы открыть его новые игровые поля, а Барри бросил Хейгу несколько мячей. [ 74 ] Он занимал пост ректора Эдинбургского университета с 1930 по 1937 год. [ 75 ]
Барри был единственным человеком, получившим Свободу Кирримюра на церемонии 7 июня 1930 года в ратуше Кирримюра , где ему подарили серебряную шкатулку со свитком свободы. Шкатулка была изготовлена серебряными мастерами Brook & Son в Эдинбурге в 1929 году и украшена изображениями мест в Кирримьюре, которые оставили в памяти Барри важные воспоминания: таунхаус Кирримюра, Стратвью, окно в Трамсе, статую Питера Пэна в Кенсингтонских садах и крикет Барри. Павильон. Шкатулка выставлена у Кирримюрских ворот в музей Гленса в таунхаусе Кирримюра . [ 76 ]
|
Наследие
[ редактировать ]- Начальная школа сэра Джеймса Барри в Уондсворте на юго- западе Лондона названа в его честь.
- Школа Барри в Силвер-Спринг, штат Мэриленд , также названа в его честь. [ 78 ]
Дань уважения
[ редактировать ]9 мая 2010 года Google отметила 150-летие со дня рождения Дж. М. Барри дудлом. [ 79 ] [ 80 ]
Библиография
[ редактировать ]Питер Пэн
[ редактировать ]- Маленькая белая птица , или Приключения в Кенсингтонском саду (1902)
- Питер Пэн; или Мальчик, который не вырастет (постановка 1904 г., опубликовано в 1928 г.)
- Питер Пэн в Кенсингтонском саду (1906)
- Когда Венди выросла: запоздалая мысль (написано в 1908 г., опубликовано в 1957 г.)
- Питер и Венди (роман) (1911)
Другие работы по годам
[ редактировать ]- Лучше умереть (1887)
- Старые идиллии Лихта (1888)
- Когда мужчина одинок (1888)
- Окно в Thrums (1889)
- Моя леди Никотин (1890), переизданный в 1926 году с подзаголовком «Этюд в дыму».
- Маленький министр (1891)
- Ричард Сэвидж (1891)
- Призрак Ибсена (современный Тул) (1891)
- Уокер, Лондон (1892)
- Джейн Энни (опера), музыка Эрнеста Форда , либретто Барри и Артура Конан Дойлей (1893)
- Мощное лекарство и другие истории (1893)
- Скандал с Тиллилоссом (1893)
- Двое из них (1893)
- Женская обувь [ 81 ] (1893) (два рассказа: Дамская туфелька , Невнимательный официант )
- Жизнь в деревенском особняке (1894)
- Плач Шотландии: стихотворение о смерти Роберта Луи Стивенсона (1895)
- Сентиментальный Томми, История его детства (1896)
- Маргарет Огилви (1896)
- Джесс [ 82 ] (1898)
- Томми и Гризель (1900)
- Свадебный гость (1900)
- Мальчик, потерпевший кораблекрушение с острова Блэк-Лейк (1901)
- Качественная улица (спектакль) (1901)
- Восхитительный Крайтон (пьеса) (1902)
- Маленькая Мэри (спектакль) (1903)
- Алиса, сидящая у огня (пьеса) (1905)
- Панталон (1905)
- Что знает каждая женщина (пьеса) (1908)
- Полчаса [ 83 ] (спектакль) (1913)
- Полчаса [ 84 ] (1914 г.) включает:
- брюки
- Двенадцать фунтов
- Розалинда
- Воля
- Легенда о Леоноре (1914)
- День [ 85 ] (Трагический человек) (короткометражная пьеса) (1914)
- Новое слово [ 86 ] (спектакль) (1915)
- Чарльз Фроман: Дань уважения (1915)
- Розовый восторг [ 87 ] (спектакль) (1915)
- Поцелуй Золушки (пьеса) (1916)
- Наконец-то настоящая вещь [ 88 ] (пьеса) (1916)
- Наследие Шекспира [ 89 ] (пьеса) (1916)
- Странная игра [ 90 ] (пьеса) (1917)
- Уборщицы и война , или Старушка показывает свои медали [ 91 ] (пьеса) (1917)
- Дорогой Брут [ 92 ] (1917) (пьеса)
- Вежливость [ 93 ] (пьеса) (1918)
- Эхо войны (1918) Четыре пьесы, включая:
- Новое слово
- Старушка показывает свои медали (основа фильма «Семь дней отпуска» (1930) с Гэри Купером в главной роли )
- Хорошо запоминающийся голос [ 94 ]
- Свадьба Барбары
- Мэри Роуз (1920)
- Двенадцать фунтов взгляда (1921)
- Мужество , ректорское обращение в Университете Сент-Эндрюс (1922 г.)
- Автор (1925)
- Биографическое введение к последней экспедиции Скотта (предисловие) (исходная публикация 1913 г., введение включено только в издание 1925 г.)
- Крикет (1926)
- Присоединимся к дамам? [ 95 ] (1928) включает:
- Присоединимся к дамам?
- Полчаса
- Семь женщин
- Старые друзья
- Гринвудская шляпа (1930)
- Прощайте, мисс Джули Логан (1932)
- Мальчик Дэвид (1936)
- М'Конначи и JMB (1938)
- обработка сюжета к фильму «Как вам это понравится» (1936)
- Реконструкция преступления (пьеса), написанная в соавторстве с Э.В. Лукасом (без даты, впервые опубликовано в 2017 г.)
- Рассказы английских авторов: Лондон (выбран Scribners в качестве автора)
- Рассказы английских авторов: Шотландия (выбрано Scribners в качестве автора)
- предисловие к «Молодые посетители, или План мистера Солтины». книге Дейзи Эшфорд
- Самые ранние пьесы Дж. М. Барри: Банделеро-бандит, Богемия и застигнутые врасплох , под редакцией RDS Jack (2014)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История имени Венди» . Венди.com. Архивировано из оригинала 18 марта 2009 года . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ «№28733» . Лондонская газета . 1 июля 1913 г. с. 4638.
- ^ «№32563» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1921 г. с. 10713.
- ^ Адамс, Джеймс Эли (2012). История викторианской литературы . Джон Уайли и сыновья. п. 359.
- ^ Моффат, Алистер (2012). «Глава 9». Последний рубеж Британии: путешествие вдоль линии Хайленда . Бирлинн . п. 1.
- ^ Jump up to: а б с Биркин, Эндрю: Дж. М. Барри и потерянные мальчики , Констебль, 1979; исправленное издание, издательство Йельского университета, 2003 г.
- ^ Биркин (2003) , с. 3.
- ^ Биркин (2003) , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и Чейни, Лиза. Игра в прятки с ангелами – жизнь Дж. М. Барри , Лондон: Arrow Books, 2005 г.
- ^ МакКонначи и JMB: Речи Дж. М. Барри , Питера Дэвиса, 1938 г.
- ^ «Проект Питера Пэна с нуля» . BBC News Шотландия. 6 августа 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Уайт (1994) , с. 26.
- ^ Дж. М. Барри. «Окно в барабанах» . Проект Гутенберг .
- ^ Jump up to: а б с д Уайт (1994) , с. 27.
- ^ «Школа Кайярд» . www.litencyc.com .
- ^ Биркин (2003) , с. 16.
- ^ Кустильяс, Пьер изд. Лондон и жизнь литературы в поздневикторианской Англии: дневник Джорджа Гиссинга, писателя. Брайтон: Harvester Press, 1978, стр. 427.
- ^ Доминик Шеллард и др. Лорд Чемберлен сожалеет , 2004, Британская библиотека, стр. 77–79.
- ^ «Сказки с капустной огорода» . Хранитель . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Кокс, Майкл (2005). Краткая Оксфордская хронология английской литературы . Издательство Оксфордского университета. п. 428. ИСБН 978-0198610540 .
- ^ «Новая пьеса мистера Барри. Рождественская сказка» . Глазго Геральд . 28 декабря 1904 г. с. 7 . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Постлвейт, Томас (2004). «Лондонская сцена, 1895–1918» . Кембриджская история британского театра . п. 38. ISBN 978-0521651325 .
- ^ Закон, Джонатан, изд. (2013). Метуэнский драматический словарь театра . А&С черный . стр. 44–45. ISBN 978-1408131480 .
- ^ Шоу, Майкл (редактор) (2020), Дружба в письмах: Роберт Луи Стивенсон и Дж. М. Барри , Sandstone Press, Инвернесс ISBN 978-1-913207-02-1
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Лаура (14 декабря 2003 г.). «ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО; Потерянный мальчик» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Баркер, Дадли (1963). Принципиальный человек . Лондон: Хаус и Максвелл. п. 179. ИСБН 1379084962 .
- ^ Сасс, Сара (2021). Есть некоторые секреты . Атмосфера Пресс. ISBN 9781639880102 .
- ^ Пейдж, Уильям (1965). Виктория История графства Глостер, Том 6 . А. Констебль, лимитед. п. 226.
- ^ Тим Мастерс (7 мая 2010 г.). «Как автор Питера Пэна изобрел крикет знаменитостей» . Новости Би-би-си . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Паркинсон, Джастин (26 июля 2014 г.). «Авторы и актеры возрождают соперничество в крикете» . Журнал BBC News . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Смит, Марк (2 сентября 2010 г.). «Два друга, покорившие мир» . Шотландец . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Биркин (2003) , с. 209.
- ^ Уайт (1994) , с. 36.
- ^ Биркин (2003) , с. 38.
- ^ Эллис, Фредерик Д., Трагедия Лузитании (Национальная издательская компания, 1915), стр. 38–39; Престон, Диана, Лузитания, эпическая трагедия (Walker & Company, 2002), с. 204; New York Tribune , «Фроман спокоен; не беспокоясь о смерти, приветствовал ее как прекрасное приключение, в конце он рассказал друзьям», 11 мая 1915 г., стр. 3; Маркоссон, Исаак Фредерик и Дэниел Фроман, Чарльз Фроман: менеджер и человек (Джон Лейн, The Bodley Head, 1916), стр. 387; Фроман, Чарльз, Ресурс Лузитании
- ^ Более ранние путешествия, Gare Maritime
- ^ Jump up to: а б «Капитан Скотт и Дж. М. Барри: маловероятная дружба» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ «Зал славы от А до Я: Дж. М. Барри (1860–1937)» . Национальные рекорды Шотландии. 31 мая 2013 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Биркин (2003) , стр. 28–29.
- ^ Биркин (2003) , стр. 179–180.
- ^ Стогдон, Каталина (17 мая 2006 г.). «Вокруг домов: Питер Пэн» . Телеграф . Телеграф Медиа Групп Лимитед. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Ло, Кэлли (10 мая 2015 г.). «Возвращение в Неверленд» . Санди Таймс . Таймс Газетс Лимитед. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ «Дж. М. Барри» . Суррейский монокль. 10 января 2007 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 22 июля 2009 г. Получено из Интернет-архива 27 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Холройд, Литтон Стрейчи , с. 287
- ^ Биркин (2003) , стр. 175–176, 181.
- ^ «Джей Эм Барри добивается развода с женой» . Нью-Йорк Таймс . 7 октября 1909 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
Имя Джеймса М. Барри, драматурга, фигурирует в качестве просителя в списке дел о разводе, подлежащих рассмотрению на следующей сессии здешних судов.
- ^ Биркин (2003) , с. 181.
- ^ Уайт (1994) , с. 34.
- ^ вышла замуж в третьем квартале 1892 года в Хэмпстеде, Лондон: GROMI: vol. 1а, с. 1331
- ^ Биркин (2003) , с. 41.
- ^ Биркин (2003) , стр. 44–45.
- ^ «Эндрю Биркин о Дж. М. Барри» . Jmbarrie.co.uk. 5 апреля 1960 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 8 мая 2010 г. Получено из Интернет-архива 27 декабря 2013 г.
- ^ Мальчик Дж. М. Барри, потерпевший кораблекрушение. Архивировано 15 января 2010 года в Wayback Machine в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета.
- ^ Уайт (1994) , с. 29.
- ^ Биркин (2003) , с. 154.
- ^ Биркин (2003) , стр. 91–92.
- ^ Биркин (2003) , стр. 188–189.
- ^ Биркин (2003) , с. 194.
- ^ Биркин (2003) , стр. 196, 271.
- ^ Пикарди, Жюстин (13 июля 2008 г.). «Насколько плох был Дж. М. Барри?» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 4 марта 2009 года . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Паркер, Джеймс (22 февраля 2004 г.). «Настоящий Питер Пэн – The Boston Globe» . Бостон.com . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ Уайт, Донна Р. (1994). Зайдман, Лаура М. (ред.). Британские детские писатели, 1880–1914 гг . Детройт, Мичиган : Исследование Гейла . ISBN 978-0810355552 .
- ^ Биркин (2003) , Введение в Йельское издание.
- ^ Биркин (2003) , с. 130.
- ^ Биркин (2003) , стр. 142, 202.
- ^ «Подробности о пострадавших: Дэвис, Джордж Ллевелин» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Аудио» . Jmbarrie.co.uk. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Биркин (2003) , Введение в Йельское издание, стр. 291–293.
- ^ «Смерть сэра Дж. М. Барри. Король скорбит о потере старого друга. Похороны в четверг в Кирримейле. «Конец был мирным » . Глазго Геральд . 21 июня 1937 г. с. 13 . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Похороны сэра Дж. М. Барри. Тысячи людей собираются у могилы. «Трамс» отдает последнее почтение. Уважаемые скорбящие и много дань уважения» . Глазго Геральд . 25 июня 1937 г. с. 14 . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Национальный фонд Шотландии» . Национальный фонд Шотландии . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Юинг, Уильям Анналы Свободной церкви ; Джеймс Винтер
- ^ Юинг, Уильям Анналы Свободной церкви ; Уильям Винтер
- ^ Бакстер, Кеннет (29 марта 2011 г.). «Дж. М. Барри и Редьярд Киплинг» . Архивные записи и артефакты Университета Данди . Университет Данди . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «Новый канцлер. Введение в должность Джеймса Барри» . Глазго Геральд . 24 октября 1930 г. с. 13 . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ «Серебряная шкатулка Дж. М. Барри на выставке в Кирримюре» . Шотландец . 12 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 г.
- ^ Пэрство Берка . 1915. с. 193.
- ^ Карнавальный пиар и дизайн. «Школа Барри» . Барри.орг . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ 150 лет со дня рождения Дж. М. Барри , получено 7 мая 2023 г.
- ^ Стол, OV Digital (7 мая 2023 г.). «9 мая: Вспоминая день рождения Дж. М. Барри» . Голос наблюдателя . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Дамская туфелька» . www.fadedpage.com .
- ^ «Джесс» . www.fadedpage.com .
- ^ "Полчаса" . www.fadedpage.com .
- ^ «Полчаса» . www.fadedpage.com .
- ^ «Дер Таг» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Новое слово» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Розовый восторг» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Наконец-то настоящая вещь» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Наследие Шекспира» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Странная пьеса» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Работницы и война, или Старушка показывает свои медали» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Дорогой Брут» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Ла Политесс» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Хорошо запомнившийся голос» . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ "Присоединимся к дамам?" . www.fadedpage.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крейг, Кэрнс (1980), «Напуганные личности: характер, сообщество и шотландское воображение» , в «Cencrastus № 4», зима 11980–81, стр. 29–32, ISSN 0264-0856
- Шоу, Майкл (редактор) (2020), Дружба в письмах: Роберт Луи Стивенсон и Дж. М. Барри , Sandstone Press, Инвернесс ISBN 978-1-913207-02-1
Архивные коллекции
[ редактировать ]- Коллекция Дж. М. Барри в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке
- Коллекция Дж. М. Барри в Центре выкупа Гарри
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Джеймса Мэтью Барри в Faded Page (Канада)
- Работы Дж. М. Барри или о нем в Internet Archive
- Работы Дж. М. Барри в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Дж. М. Барри в Project Gutenberg
- Работы Дж. М. Барри в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Питер Пэн и Венди Дарлинг . 11 октября 1911 г. ( Питер Пэн завершен)
- Дж. М. Барри и Комитет театральной цензуры 1909 года - Живое наследие парламента Великобритании
- Сайт JMbarrie.co.uk, авторизованный Больницей Грейт-Ормонд-Стрит , под редакцией Эндрю Биркина, включает базу данных оригинальных фотографий, писем, документов и аудиоинтервью, проведенных Биркиным в 1975–76 годах.
- Заявление об авторских правах больницы Грейт-Ормонд-стрит. Архивировано 11 октября 2010 г. в Wayback Machine.
- «Почему Дж. М. Барри создал Питера Пэна» , Энтони Лейн, The New Yorker , 22 ноября 2004 г.
- «Дж. М. Барри и сэр Артур Конан Дойл». Архивировано 2 ноября 2005 года в Wayback Machine в «Хрониках сэра Артура Конан Дойла» (siracd.com).
- Аудиозапись короткометражной пьесы Барри «Воля» — запись профессиональных актеров на сайте LostPlays.com.
- Фильм о Барри 1922 года в качестве ректора Сент-Эндрюса с Эллен Терри.
- Дж. М. Барри на IMDb
- Дж. М. Барри в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Пьесы Дж. М. Барри на сайте Great War Theater
- Дж. М. Барри
- 1860 рождений
- 1937 смертей
- Шотландские драматурги и драматурги XIX века.
- Шотландские романисты XIX века.
- Шотландские драматурги и драматурги XX века.
- Шотландские романисты XX века
- Выпускники Эдинбургского университета
- Баронеты в баронете Соединенного Королевства
- Канцлеры Эдинбургского университета
- Смертность от пневмонии в Англии
- Кайлярд школа
- Кавалеры ордена «За заслуги»
- Люди, получившие образование в Академии Дамфриса
- Люди, получившие образование в Академии Форфар
- Люди, получившие образование в Академии Глазго
- Люди из Кирремюра
- Ректоры Университета Сент-Эндрюс
- Викторианские романисты
- Шотландские детские писатели
- шотландские писатели-фантасты
- шотландские журналисты
- шотландские романисты-мужчины
- Шотландские оперные либреттисты
- Президенты Общества Авторов
- Похороны в Шотландии