Jump to content

Литература мудрости

(Перенаправлено из литературы мудрости )
Табличка диалога между человеком и его Богом , ок. 19–17 вв. до н.э., Лувр.

Литература мудрости — это жанр литературы, распространенный на древнем Ближнем Востоке . Он состоит из высказываний мудрецов и мудрецов , которые предлагают учения о божественности и добродетели . Хотя в этом жанре используются приемы традиционного устного повествования , он получил распространение и в письменной форме.

Самая ранняя известная литература мудрости датируется серединой 3-го тысячелетия до нашей эры и происходит из древней Месопотамии и Египта . Эти регионы продолжали производить литературу мудрости в течение последующих двух с половиной тысячелетий. Литература мудрости еврейской, греческой, китайской и индийской культур начала появляться примерно в середине I тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии нашей эры возникла египетско-греческая литература мудрости, некоторые элементы которой позже были включены в исламскую мысль.

Большую часть литературы о мудрости можно разделить на два типа: консервативная «позитивная мудрость» и критическая «негативная мудрость» или «тщеславная литература»: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

  • Консервативная позитивная мудрость — прагматичные, реальные советы о правильном поведении и действиях. [ 2 ] достижение успеха в жизни, [ 3 ] [ 4 ] прожить хорошую и полноценную жизнь, [ 4 ] и т. д. Примеры этого жанра включают: «Книга пословиц» , «Наставления Шуруппака » и первую часть «Сима Милка» . [ 4 ]
  • Критическая Негативная Мудрость (также известная как «Литература тщеславия» или «Мудрость протеста») — более пессимистический взгляд, часто выражающий скептицизм по поводу масштабов человеческих достижений, подчеркивающий неизбежность смертности, [ 2 ] пропагандируя отказ от всех материальных выгод, [ 5 ] и выражая точку зрения carpe diem , согласно которой, поскольку ничто не имеет внутренней ценности ( тема тщеславия ) и всему придет конец ( тема memento mori ), поэтому следует просто наслаждаться жизнью в полной мере, пока это возможно ( тема carpe diem ). [ 3 ] [ 4 ] Примеры этого жанра включают: Кохелет ( «Экклезиаст» ), «Баллада о ранних правителях» , «Энлиль и Намзитарра» , вторая часть «Сима Милка» (ответ сына), [ 4 ] и Ниг-Нам Ну-Кал Ничто не имеет ценности »). [ 5 ]

Другой распространенный жанр — экзистенциальные произведения, посвященные взаимоотношениям человека и Бога, божественной награде и наказанию, теодицее, проблеме зла и тому, почему с хорошими людьми случаются плохие вещи. Главный герой – «справедливый страдалец» – хороший человек, постигнутый трагедией, который пытается понять свою судьбу. Наиболее известным примером является «Книга Иова», однако ей предшествовали и, вероятно, были основаны на более ранних месопотамских произведениях, таких как « Вавилонская теодицея» (иногда называемая «Вавилонский Иов» ), Ludlul bēl nēmeqi Я восхвалю Господа мудрости»). или « Поэма о праведном страдальце »), Диалог между человеком и его Богом , и шумерским человеком и его Богом . [ 5 ]

Литературный жанр зеркал для принцев , имеющий долгую историю в исламской литературе и литературе западного Возрождения , является светским родственником литературы мудрости. В классической античности дидактическая Египта поэзия Гесиода , особенно его «Труды и дни» , рассматривалась как источник знаний, аналогичный литературе мудрости , Вавилонии и Израиля. [ нужна ссылка ] Доисламская поэзия изобилует множеством мудрых стихов, в том числе поэзией Зухайра бин Аби Сулмы (520–609).

Древняя месопотамская литература

[ редактировать ]

Литература мудрости из Шумера и Вавилонии является одной из самых древних в мире: шумерские документы датируются третьим тысячелетием до нашей эры , а вавилонские - вторым тысячелетием до нашей эры . Многие из сохранившихся текстов, обнаруженных в Ниппуре, датируются XVIII веком до нашей эры. Большинство этих текстов представляют собой мудрость в форме диалогов или гимнов, таких как Гимн Энлилю, Всеблагому из древнего Шумера. [ 6 ]

Пословицы были особенно популярны среди шумеров, в них содержалось множество басен и анекдотов, таких как « Спор между зимой и летом» , который ассириолог Сэмюэл Ной Крамер отметил как параллельный истории Каина и Авеля в Книге Бытия ( Бытие 4:1– 16 ) [ 7 ] и форма спора аналогична спору между Иовом и его друзьями в Книге Иова (написанной около 6 века до н.э. ). [ 8 ]

Мой господин, я отразился в своих поводьях, [...] в [своем] сердце. Я не знаю, какой грех я совершил. Съел ли я очень злой запретный плод ? Брат смотрит на брата свысока? — Диалог между человеком и его Богом , гр. 19–16 вв. до н.э. [ 9 ]

Несколько других древних месопотамских текстов параллельны Книге Иова, в том числе шумерский «Человек и его Бог» (переделанный древними вавилонянами в «Диалог между человеком и его Богом» , ок. 19–16 вв. до н. э.) и аккадский текст «Поэма о Праведный страдалец ; [ 10 ] последний текст касается человека, который был верен всю свою жизнь и, тем не менее, страдает несправедливо, пока в конечном итоге не избавится от своих страданий. [ 11 ] Древняя поэма, известная как « Вавилонская Теодицея» 17-10 веков до нашей эры, также представляет собой диалог между страдальцем и его другом о неправедности мира. [ 12 ]

V века до н. э. Арамейский рассказ «Слова Ахикара» полон высказываний и пословиц, многие из которых похожи на местные вавилонские и персидские афоризмы, а также отрывки, похожие на части Книги Притчей , а другие — на второканоническую Мудрость Сираха . [ 13 ]

Яркие примеры

[ редактировать ]

Инструкция Шуруппака [ 14 ] (середина 3-го тысячелетия до н. э., Шумер): старейшая/самая ранняя известная литература мудрости, [ 5 ] [ 15 ] [ 1 ] а также один из самых долгоживущих, [ 5 ] и наиболее широко распространен в Месопотамии. [ 16 ] В нем представлены советы отца (Шуруппак) своему сыну (Зиусудре) по различным аспектам жизни, от личного поведения до социальных отношений . Наставления содержат заповеди , отражающие те, которые позже были включены в Десять Заповедей . [ 17 ] и другие изречения, которые отражены в библейской Книге Притчей . [ 14 ]

«Советы мудрости» (также известные как «Учение мудрецов»): сборник из 150 строк шумерских и аккадских пословиц, охватывающих различные темы, включая этическое поведение и мудрость. Конкретные темы включают в себя: какую компанию держать, избежание и распространение конфликтов, важность приличия в речи, вознаграждение за личное благочестие и т. д. [ 18 ]

Наставления Ур-Нинурты (начало 2-го тысячелетия до н.э.): Включает два раздела мудрости - «наставления бога» и «наставления земледельца». «Наставления бога» рекомендуют правильное религиозное и моральное поведение, противопоставляя награду богобоязненным наказанию непослушных. «Инструкции фермера» включают сельскохозяйственные советы. [ 1 ] Текст заканчивается короткими выражениями смирения и покорности. [ 19 ] [ 20 ]

Инструкции Шупе-Амели (также известные как « С(х)има Милка » или « Слушай совет »): отец дает своему сыну консервативную «Позитивную мудрость» (работать с друзьями, избегать плохой компании, не желать чужих жен). , и т. д.); однако сын возражает критической «Негативной мудростью», обычно встречающейся в жанрах литературы мудрости «Тщеславная литература» или «Мудрость в протесте» (все это бессмысленно, поскольку вы умрете). [ 2 ] [ 5 ]

Ниг-Нам Ну-Кал («Ничто не имеет ценности»): ряд коротких шумерских песен, прославляющих жизнь повторяющимся припевом: «Ничто не имеет ценности, но жизнь сама по себе сладка». [ 5 ]

Древнеегипетская литература

[ редактировать ]

В древнеегипетской литературе литература мудрости принадлежала к жанру себайт («обучение»), который процветал во времена Среднего Египта и стал каноническим во время Нового царства . Известные произведения этого жанра включают « Наставления Кагемни» , «Максимы Птахотепа» , « Наставления Аменемхета» , « Учение лоялистов» . Такие гимны, как «Молитва Ре-Хар-ахти» ( ок. 1230 г. до н.э. ), содержат исповедание грехов и призыв к милосердию:

Не наказывай меня за мои многочисленные грехи, [ибо] я тот, кто не знает самого себя, я человек безрассудный. Весь день я провожу за своим [собственным] ртом, как корова за травой. [ 21 ]

Большая часть сохранившейся мудрой литературы Древнего Египта была посвящена загробной жизни . Некоторые из них имеют форму диалогов, например, «Спор между человеком и его душой» 20–18 веков до нашей эры, в котором человек из Поднебесной оплакивает жизнь, разговаривая со своей бабой . [ 22 ] Другие тексты отражают различные взгляды на жизнь после смерти, в том числе рационалистически-скептические «Бессмертие писателей» и « Песни арфиста» , последний из которых колеблется между обнадеживающей уверенностью и разумным сомнением. [ 23 ]

Герметическая традиция

[ редактировать ]

Corpus Hermeticum — это часть египетско - греческой литературы мудрости, представленная в форме диалога между Гермесом Трисмегистом и его учеником. Большая часть текста датируется I–IV веками нашей эры, хотя оригинальные материалы текстов могут быть старше; [ 24 ] недавние исследования подтверждают, что синкретическая природа герметизма возникла во времена Римского Египта , но содержание традиции соответствует древней литературе мудрости Древнего Египта, предполагая, что она возникла в эпоху фараонов . [ 25 ] [ 26 ] Герметические тексты египтян в основном касались вызова духов , оживления статуй, вавилонской астрологии и новой тогда практики алхимии ; дополнительные мистические темы включают божественное единство, очищение души и возрождение через просветление разума. [ 27 ]

Исламский герметизм

[ редактировать ]

Мудрость египетского герметизма стала частью исламской традиции , а его сочинения рассматривались Аббасидами как священное наследие от Пророков , а сам Гермес - как предок Мухаммеда . В версии герметических текстов, хранящихся Ихваном ас-Сафа , Гермес Трисмегист отождествляется с древним пророком Идрисом ; согласно их традиции, Идрис отправился из Египта в рай и Эдем , принеся Черный камень обратно на землю, когда он приземлился в Индии . [ 28 ] Секта поклонения звездам, известная как сабианцы Харрана, также считала, что их учение произошло от Гермеса Трисмегиста. [ 29 ]

Литература библейской мудрости и еврейские тексты

[ редактировать ]
Иллюминированная рукопись с изображением Иова , его друзей и левиафана , гора Афон , ок. 1300

Самые известные примеры литературы мудрости можно найти в Библии . [ 30 ] [ 31 ] Мудрость [ а ] является центральной темой в « Разумных книгах» . [ б ] т.е. Притчи , Псалмы , Иов , Песнь Песней , Экклезиаст , Книга Мудрости , Мудрость Сираха и в некоторой степени Варуха . Не все псалмы обычно считаются принадлежащими к традиции Мудрости. [ 34 ] Другие, такие как Послание Аристея , Псевдо-Фокилида и 4 Маккавея, также считаются разумными.

Более поздние «Изречения отцов» , или «Пиркей Авот» в Талмуде , следуют традиции литературы мудрости, уделяя больше внимания изучению Торы как средству достижения награды, а не изучению мудрости ради самой мудрости. [ 35 ]

Другие традиции

[ редактировать ]
  • «Труды и дни» ( Гесиода ок . 750–650 до н.э.) и Хавамаля из древнескандинавских текстов ( ок. 1200 ) анализировались с точки зрения устной передачи мудрой литературы другим культурам. [ 36 ]
  • Субхашита , жанр санскритской литературы, является еще одной преобладающей формой поэзии мудрости. Несколько тысяч стихов, охватывающих широкий спектр этики и праведности, были написаны и собраны в антологии под названием «Субхашитани» различными авторами в древний и средневековый период Индии. [ 37 ]
  • Аналекты представляли собой сборник афоризмов древнекитайского философа Конфуция .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Греческое существительное София ( σοφῐ́ᾱ , София ) — это перевод слова «мудрость» в греческой Септуагинте для еврейского Хокмота ( חכמות , хахамут ).
  2. ^ В иудаизме Книги Мудрости, кроме Премудрости Соломона и Сираха, считаются частью Кетувим или «Писаний», тогда как Мудрость Соломона и Сираха не считаются частью библейского канона. Точно так же в христианстве Иов, Псалмы, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст включены в Ветхий Завет во всех традициях, тогда как Мудрость и Сирах рассматриваются в некоторых традициях как второканонические произведения, которые помещены в апокрифы лютеранской и англиканской Библии. переводы . [ 32 ] [ 33 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Самет, Нили (2020). «Месопотамская мудрость». Компаньон Уайли Блэквелла в литературе мудрости . Уайли Блэквелл. стр. 328–348. ISBN  9781119158257 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, Майкл (2019). Ахиллес рядом с Гильгамешем: смертность и мудрость в ранней эпической поэзии . Издательство Кембриджского университета. стр. 55–56. ISBN  978-1-108-48178-6 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Хилбер, Джон В. (2019). Бода, Марк Дж.; Мик, Рассел Л.; Осборн, Уильям Р. (ред.). Загадки и откровения: исследование взаимосвязи между мудростью и пророчествами в еврейской Библии . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-567-67165-3 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коэн, Йорам (2013). Мудрость позднего бронзового века . Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-754-6 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Коэн, Йорам; Вассерман, Натан (2021). «Месопотамская литература мудрости» . В Кайнс, Уилл (ред.). Оксфордский справочник мудрости и Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 125–131. ISBN  978-0-19-066128-1 .
  6. ^ Буллок, К. Хассел (2007). Введение в поэтические книги Ветхого Завета . Издательство Муди. ISBN  978-1575674506 .
  7. ^ Сэмюэл Ной Крамер (1961). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений третьего тысячелетия до нашей эры. Забытые книги. стр. 72–. ISBN  978-1605060491 . Проверено 9 июня 2011 г.
  8. ^ Лео Дж. Пердью (1991). Мудрость в восстании: метафорическое богословие в Книге Иова . Международная издательская группа «Континуум». стр. 79–. ISBN  978-1850752837 . Проверено 29 мая 2011 г.
  9. ^ «Диалог между человеком и его Богом [CDLI Wiki]» . cdli.ox.ac.uk. ​Проверено 06 июля 2019 г.
  10. ^ Хартли, Джон Э. (1988). Книга Иова . Эрдманс. ISBN  978-0802825285 .
  11. ^ Джон Л. Маккензи, Библейский словарь, Simon & Schuster, 1965, стр. 440.
  12. ^ Джон Гвин Гриффитс (1991). Божественный приговор: исследование божественного суда в древних религиях . Брилл. ISBN  9004092315 .
  13. ^ WC Кайзер, Кр., «Ахикар ух-хи'кар», в Библейской энциклопедии Зондервана , изд. Меррил Дж. Тенни, изд. под редакцией Мойзеса Сильвы, 5 томов (Zondervan, 2009), sv
  14. ^ Перейти обратно: а б «Наставления Шуруппага: Перевод» . etcsl.orinst.ox.ac.uk . Оксфордский университет.
  15. ^ Самет, Нили (4 мая 2023 г.). «Инструкции Шуруппака: старейший в мире сборник инструкций» . В Когане, Мордехай; Делл, Кэтрин Дж.; Глатт-Гилад, Дэвид А. (ред.). Взаимодействие человека с миром природы в литературе мудрости и за ее пределами: очерки в честь Това Л. Форти . Издательство Блумсбери. стр. 216–229. ISBN  978-0-567-70121-3 .
  16. ^ Делл, Кэтрин Дж.; Миллар, Сюзанна Р.; Кифер, Артур Ян (9 июня 2022 г.). Кембриджский спутник литературы библейской мудрости . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-108-66581-0 .
  17. Примечания на веб-сайте The Schoyen Collection с неошумерской таблички ок. 1900–1700 гг. До н.э.: строка 50: Не проклинайте сильными средствами (3-я заповедь); строка 28: Не убий (6-я заповедь); строки 33–34: Не смейтесь и не сидите наедине в комнате с замужней девушкой (7-я заповедь); строки 28–31: Не воровать и не грабить (8-я заповедь); и строка 36: Не говори лжи (9-я заповедь).
  18. ^ Лензи, Алан (10 января 2020 г.). Введение в аккадскую литературу: контексты и содержание . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 180. ИСБН  978-1-64602-032-4 .
  19. ^ Раднер, Карен ; Мёллер, Надин; Поттс, Дэниел Т. (2022). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока: с конца третьего тысячелетия до нашей эры до падения Вавилона . Издательство Оксфордского университета. п. 226. ИСБН  978-0-19-068757-1 .
  20. ^ Делл, Кэтрин Дж.; Миллар, Сюзанна Р.; Кифер, Артур Ян (2022). Кембриджский спутник литературы библейской мудрости . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-108-48316-2 .
  21. ^ Буллок, К. Хассел (2007). Введение в поэтические книги Ветхого Завета . Издательство Муди. ISBN  978-1575674506 .
  22. ^ Джеймс П. Аллен, Дебаты между человеком и его душой: шедевр древнеегипетской литературы Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN   978-9004193031
  23. ^ « Древняя египетская литература, том 1: Старое и Среднее царство », Мириам Лихтхайм , Калифорнийский университет, 1975, ISBN   0520028996
  24. ^ Копенхейвер, Брайан П. (1995). "Введение". Герметика: греческий Corpus Hermeticum и латинский Asclepius в новом английском переводе с примечаниями и введением . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521425438 . Ученые обычно относят теоретическую Герметику к периоду от 100 до 300 г. н. э.; большинство отнесли бы CH I к началу того времени. [...] [Следует отметить, что Жан-Пьер Маэ принимает ограничение на второй век только для отдельных текстов в их нынешнем виде, указывая, что материалы, на которых они основаны, могут происходить из первого века нашей эры или даже раньше. [...] Найти теоретические герметические сочинения в Египте, на коптском языке [...] было ошеломляющим вызовом старой точке зрения, главным защитником которой был отец Фестюжьер, о том, что Герметику можно полностью понять в постплатоническом греческом контексте. .
  25. ^ Фауден, Гарт, Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому разуму (Кембридж/Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета), 1986
  26. ^ Жан-Пьер Маэ , «Предварительные замечания о демотической «Книге Тота» и греческой герметике» Vigiliae Christianae 50.4 (1996:353–363), стр. 358f.
  27. ^ «Стадии Вознесения в герметическом возрождении» . Esoteric.msu.edu . Проверено 25 июня 2015 г.
  28. ^ Пророки в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза, стр. 46. ​​Уилер, Брэннон. Международная издательская группа Continuum, 2002 г.
  29. ^ Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC   706947607 . стр. 398–403.
  30. ^ Креншоу, Джеймс Л. «Литература мудрости» , в книге Найт, Дуглас А. и Такер, Джин М. (редакторы), Еврейская Библия и ее современные толкователи (1985).
  31. ^ Андерсон, Бернхард В. (1967). «Начало мудрости - литература мудрости Израиля». Живой мир Ветхого Завета . Лонгманс. стр. 570 и далее. ISBN  978-0582489080 .
  32. ^ Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 355–356. ISBN  0-517-32170-Х .
  33. ^ Гейслер, Норман Л.; Маккензи, Ральф Э. (1995). Католики и евангелисты: соглашения и разногласия . Издательская группа Бейкер. п. 171. ИСБН  978-0801038754 . Лютеране и англикане использовали его только в вопросах этики/религиозности, но не считали его авторитетным в вопросах веры.
  34. ^ Эстес, Дэниел Дж. (2005). Справочник по книгам мудрости и псалмам . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic . стр. 190–192. ISBN  978-0-8010-2699-7 .
  35. ^ Адамс, Сэмюэл Л.; Гофф, Мэтью (2020). Уайли Блэквелл, компаньон по литературе мудрости . Джон Уайли и сыновья. стр. 369–371. ISBN  978-1119158271 . Проверено 23 декабря 2021 г.
  36. ^ Каневаро, Лайла Грейс (2014). «Гесиод и Хавамал: переходы и передача мудрости» . Устная традиция . 29 (1): 99–126. дои : 10.1353/ort.2014.0003 . hdl : 10355/65338 . ISSN   1542-4308 . S2CID   162916393 . Проверено 23 декабря 2021 г.
  37. ^ Нараян Рам Ачарья. Субхашита Ратна Бхандагара (на санскрите). sanskritebooks.org/.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b030d175c2d1b49861abb7f86ba661f1__1722892680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/f1/b030d175c2d1b49861abb7f86ba661f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wisdom literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)