Литература мудрости
Литература мудрости — это жанр литературы, распространенный на древнем Ближнем Востоке . Он состоит из высказываний мудрецов и мудрецов , которые предлагают учения о божественности и добродетели . Хотя в этом жанре используются приемы традиционного устного повествования , он получил распространение и в письменной форме.
Самая ранняя известная литература мудрости датируется серединой 3-го тысячелетия до нашей эры и происходит из древней Месопотамии и Египта . Эти регионы продолжали производить литературу мудрости в течение последующих двух с половиной тысячелетий. Литература мудрости еврейской, греческой, китайской и индийской культур начала появляться примерно в середине I тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии нашей эры возникла египетско-греческая литература мудрости, некоторые элементы которой позже были включены в исламскую мысль.
Большую часть литературы о мудрости можно разделить на два типа: консервативная «позитивная мудрость» и критическая «негативная мудрость» или «тщеславная литература»: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
- Консервативная позитивная мудрость — прагматичные, реальные советы о правильном поведении и действиях. [ 2 ] достижение успеха в жизни, [ 3 ] [ 4 ] прожить хорошую и полноценную жизнь, [ 4 ] и т. д. Примеры этого жанра включают: «Книга пословиц» , «Наставления Шуруппака » и первую часть «Сима Милка» . [ 4 ]
- Критическая Негативная Мудрость (также известная как «Литература тщеславия» или «Мудрость протеста») — более пессимистический взгляд, часто выражающий скептицизм по поводу масштабов человеческих достижений, подчеркивающий неизбежность смертности, [ 2 ] пропагандируя отказ от всех материальных выгод, [ 5 ] и выражая точку зрения carpe diem , согласно которой, поскольку ничто не имеет внутренней ценности ( тема тщеславия ) и всему придет конец ( тема memento mori ), поэтому следует просто наслаждаться жизнью в полной мере, пока это возможно ( тема carpe diem ). [ 3 ] [ 4 ] Примеры этого жанра включают: Кохелет ( «Экклезиаст» ), «Баллада о ранних правителях» , «Энлиль и Намзитарра» , вторая часть «Сима Милка» (ответ сына), [ 4 ] и Ниг-Нам Ну-Кал (« Ничто не имеет ценности »). [ 5 ]
Другой распространенный жанр — экзистенциальные произведения, посвященные взаимоотношениям человека и Бога, божественной награде и наказанию, теодицее, проблеме зла и тому, почему с хорошими людьми случаются плохие вещи. Главный герой – «справедливый страдалец» – хороший человек, постигнутый трагедией, который пытается понять свою судьбу. Наиболее известным примером является «Книга Иова», однако ей предшествовали и, вероятно, были основаны на более ранних месопотамских произведениях, таких как « Вавилонская теодицея» (иногда называемая «Вавилонский Иов» ), Ludlul bēl nēmeqi (« Я восхвалю Господа мудрости»). или « Поэма о праведном страдальце »), Диалог между человеком и его Богом , и шумерским человеком и его Богом . [ 5 ]
Литературный жанр зеркал для принцев , имеющий долгую историю в исламской литературе и литературе западного Возрождения , является светским родственником литературы мудрости. В классической античности дидактическая Египта поэзия Гесиода , особенно его «Труды и дни» , рассматривалась как источник знаний, аналогичный литературе мудрости , Вавилонии и Израиля. [ нужна ссылка ] Доисламская поэзия изобилует множеством мудрых стихов, в том числе поэзией Зухайра бин Аби Сулмы (520–609).
Древняя месопотамская литература
[ редактировать ]Литература мудрости из Шумера и Вавилонии является одной из самых древних в мире: шумерские документы датируются третьим тысячелетием до нашей эры , а вавилонские - вторым тысячелетием до нашей эры . Многие из сохранившихся текстов, обнаруженных в Ниппуре, датируются XVIII веком до нашей эры. Большинство этих текстов представляют собой мудрость в форме диалогов или гимнов, таких как Гимн Энлилю, Всеблагому из древнего Шумера. [ 6 ]
Пословицы были особенно популярны среди шумеров, в них содержалось множество басен и анекдотов, таких как « Спор между зимой и летом» , который ассириолог Сэмюэл Ной Крамер отметил как параллельный истории Каина и Авеля в Книге Бытия ( Бытие 4:1– 16 ) [ 7 ] и форма спора аналогична спору между Иовом и его друзьями в Книге Иова (написанной около 6 века до н.э. ). [ 8 ]
Мой господин, я отразился в своих поводьях, [...] в [своем] сердце. Я не знаю, какой грех я совершил. Съел ли я очень злой запретный плод ? Брат смотрит на брата свысока? — Диалог между человеком и его Богом , гр. 19–16 вв. до н.э. [ 9 ]
Несколько других древних месопотамских текстов параллельны Книге Иова, в том числе шумерский «Человек и его Бог» (переделанный древними вавилонянами в «Диалог между человеком и его Богом» , ок. 19–16 вв. до н. э.) и аккадский текст «Поэма о Праведный страдалец ; [ 10 ] последний текст касается человека, который был верен всю свою жизнь и, тем не менее, страдает несправедливо, пока в конечном итоге не избавится от своих страданий. [ 11 ] Древняя поэма, известная как « Вавилонская Теодицея» 17-10 веков до нашей эры, также представляет собой диалог между страдальцем и его другом о неправедности мира. [ 12 ]
V века до н. э. Арамейский рассказ «Слова Ахикара» полон высказываний и пословиц, многие из которых похожи на местные вавилонские и персидские афоризмы, а также отрывки, похожие на части Книги Притчей , а другие — на второканоническую Мудрость Сираха . [ 13 ]
Яркие примеры
[ редактировать ]Инструкция Шуруппака [ 14 ] (середина 3-го тысячелетия до н. э., Шумер): старейшая/самая ранняя известная литература мудрости, [ 5 ] [ 15 ] [ 1 ] а также один из самых долгоживущих, [ 5 ] и наиболее широко распространен в Месопотамии. [ 16 ] В нем представлены советы отца (Шуруппак) своему сыну (Зиусудре) по различным аспектам жизни, от личного поведения до социальных отношений . Наставления содержат заповеди , отражающие те, которые позже были включены в Десять Заповедей . [ 17 ] и другие изречения, которые отражены в библейской Книге Притчей . [ 14 ]
«Советы мудрости» (также известные как «Учение мудрецов»): сборник из 150 строк шумерских и аккадских пословиц, охватывающих различные темы, включая этическое поведение и мудрость. Конкретные темы включают в себя: какую компанию держать, избежание и распространение конфликтов, важность приличия в речи, вознаграждение за личное благочестие и т. д. [ 18 ]
Наставления Ур-Нинурты (начало 2-го тысячелетия до н.э.): Включает два раздела мудрости - «наставления бога» и «наставления земледельца». «Наставления бога» рекомендуют правильное религиозное и моральное поведение, противопоставляя награду богобоязненным наказанию непослушных. «Инструкции фермера» включают сельскохозяйственные советы. [ 1 ] Текст заканчивается короткими выражениями смирения и покорности. [ 19 ] [ 20 ]
Инструкции Шупе-Амели (также известные как « С(х)има Милка » или « Слушай совет »): отец дает своему сыну консервативную «Позитивную мудрость» (работать с друзьями, избегать плохой компании, не желать чужих жен). , и т. д.); однако сын возражает критической «Негативной мудростью», обычно встречающейся в жанрах литературы мудрости «Тщеславная литература» или «Мудрость в протесте» (все это бессмысленно, поскольку вы умрете). [ 2 ] [ 5 ]
Ниг-Нам Ну-Кал («Ничто не имеет ценности»): ряд коротких шумерских песен, прославляющих жизнь повторяющимся припевом: «Ничто не имеет ценности, но жизнь сама по себе сладка». [ 5 ]
Древнеегипетская литература
[ редактировать ]В древнеегипетской литературе литература мудрости принадлежала к жанру себайт («обучение»), который процветал во времена Среднего Египта и стал каноническим во время Нового царства . Известные произведения этого жанра включают « Наставления Кагемни» , «Максимы Птахотепа» , « Наставления Аменемхета» , « Учение лоялистов» . Такие гимны, как «Молитва Ре-Хар-ахти» ( ок. 1230 г. до н.э. ), содержат исповедание грехов и призыв к милосердию:
Не наказывай меня за мои многочисленные грехи, [ибо] я тот, кто не знает самого себя, я человек безрассудный. Весь день я провожу за своим [собственным] ртом, как корова за травой. [ 21 ]
Большая часть сохранившейся мудрой литературы Древнего Египта была посвящена загробной жизни . Некоторые из них имеют форму диалогов, например, «Спор между человеком и его душой» 20–18 веков до нашей эры, в котором человек из Поднебесной оплакивает жизнь, разговаривая со своей бабой . [ 22 ] Другие тексты отражают различные взгляды на жизнь после смерти, в том числе рационалистически-скептические «Бессмертие писателей» и « Песни арфиста» , последний из которых колеблется между обнадеживающей уверенностью и разумным сомнением. [ 23 ]
Герметическая традиция
[ редактировать ]Corpus Hermeticum — это часть египетско - греческой литературы мудрости, представленная в форме диалога между Гермесом Трисмегистом и его учеником. Большая часть текста датируется I–IV веками нашей эры, хотя оригинальные материалы текстов могут быть старше; [ 24 ] недавние исследования подтверждают, что синкретическая природа герметизма возникла во времена Римского Египта , но содержание традиции соответствует древней литературе мудрости Древнего Египта, предполагая, что она возникла в эпоху фараонов . [ 25 ] [ 26 ] Герметические тексты египтян в основном касались вызова духов , оживления статуй, вавилонской астрологии и новой тогда практики алхимии ; дополнительные мистические темы включают божественное единство, очищение души и возрождение через просветление разума. [ 27 ]
Исламский герметизм
[ редактировать ]Мудрость египетского герметизма стала частью исламской традиции , а его сочинения рассматривались Аббасидами как священное наследие от Пророков , а сам Гермес - как предок Мухаммеда . В версии герметических текстов, хранящихся Ихваном ас-Сафа , Гермес Трисмегист отождествляется с древним пророком Идрисом ; согласно их традиции, Идрис отправился из Египта в рай и Эдем , принеся Черный камень обратно на землю, когда он приземлился в Индии . [ 28 ] Секта поклонения звездам, известная как сабианцы Харрана, также считала, что их учение произошло от Гермеса Трисмегиста. [ 29 ]
Литература библейской мудрости и еврейские тексты
[ редактировать ]Самые известные примеры литературы мудрости можно найти в Библии . [ 30 ] [ 31 ] Мудрость [ а ] является центральной темой в « Разумных книгах» . [ б ] т.е. Притчи , Псалмы , Иов , Песнь Песней , Экклезиаст , Книга Мудрости , Мудрость Сираха и в некоторой степени Варуха . Не все псалмы обычно считаются принадлежащими к традиции Мудрости. [ 34 ] Другие, такие как Послание Аристея , Псевдо-Фокилида и 4 Маккавея, также считаются разумными.
Более поздние «Изречения отцов» , или «Пиркей Авот» в Талмуде , следуют традиции литературы мудрости, уделяя больше внимания изучению Торы как средству достижения награды, а не изучению мудрости ради самой мудрости. [ 35 ]
Другие традиции
[ редактировать ]- «Труды и дни» ( Гесиода ок . 750–650 до н.э.) и Хавамаля из древнескандинавских текстов ( ок. 1200 ) анализировались с точки зрения устной передачи мудрой литературы другим культурам. [ 36 ]
- Субхашита , жанр санскритской литературы, является еще одной преобладающей формой поэзии мудрости. Несколько тысяч стихов, охватывающих широкий спектр этики и праведности, были написаны и собраны в антологии под названием «Субхашитани» различными авторами в древний и средневековый период Индии. [ 37 ]
- Аналекты представляли собой сборник афоризмов древнекитайского философа Конфуция .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Греческое существительное София ( σοφῐ́ᾱ , София ) — это перевод слова «мудрость» в греческой Септуагинте для еврейского Хокмота ( חכמות , хахамут ).
- ^ В иудаизме Книги Мудрости, кроме Премудрости Соломона и Сираха, считаются частью Кетувим или «Писаний», тогда как Мудрость Соломона и Сираха не считаются частью библейского канона. Точно так же в христианстве Иов, Псалмы, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст включены в Ветхий Завет во всех традициях, тогда как Мудрость и Сирах рассматриваются в некоторых традициях как второканонические произведения, которые помещены в апокрифы лютеранской и англиканской Библии. переводы . [ 32 ] [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Самет, Нили (2020). «Месопотамская мудрость». Компаньон Уайли Блэквелла в литературе мудрости . Уайли Блэквелл. стр. 328–348. ISBN 9781119158257 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, Майкл (2019). Ахиллес рядом с Гильгамешем: смертность и мудрость в ранней эпической поэзии . Издательство Кембриджского университета. стр. 55–56. ISBN 978-1-108-48178-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хилбер, Джон В. (2019). Бода, Марк Дж.; Мик, Рассел Л.; Осборн, Уильям Р. (ред.). Загадки и откровения: исследование взаимосвязи между мудростью и пророчествами в еврейской Библии . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-67165-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коэн, Йорам (2013). Мудрость позднего бронзового века . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-754-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Коэн, Йорам; Вассерман, Натан (2021). «Месопотамская литература мудрости» . В Кайнс, Уилл (ред.). Оксфордский справочник мудрости и Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 125–131. ISBN 978-0-19-066128-1 .
- ^ Буллок, К. Хассел (2007). Введение в поэтические книги Ветхого Завета . Издательство Муди. ISBN 978-1575674506 .
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (1961). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений третьего тысячелетия до нашей эры. Забытые книги. стр. 72–. ISBN 978-1605060491 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Лео Дж. Пердью (1991). Мудрость в восстании: метафорическое богословие в Книге Иова . Международная издательская группа «Континуум». стр. 79–. ISBN 978-1850752837 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ «Диалог между человеком и его Богом [CDLI Wiki]» . cdli.ox.ac.uk. Проверено 06 июля 2019 г.
- ^ Хартли, Джон Э. (1988). Книга Иова . Эрдманс. ISBN 978-0802825285 .
- ^ Джон Л. Маккензи, Библейский словарь, Simon & Schuster, 1965, стр. 440.
- ^ Джон Гвин Гриффитс (1991). Божественный приговор: исследование божественного суда в древних религиях . Брилл. ISBN 9004092315 .
- ^ WC Кайзер, Кр., «Ахикар ух-хи'кар», в Библейской энциклопедии Зондервана , изд. Меррил Дж. Тенни, изд. под редакцией Мойзеса Сильвы, 5 томов (Zondervan, 2009), sv
- ^ Перейти обратно: а б «Наставления Шуруппага: Перевод» . etcsl.orinst.ox.ac.uk . Оксфордский университет.
- ^ Самет, Нили (4 мая 2023 г.). «Инструкции Шуруппака: старейший в мире сборник инструкций» . В Когане, Мордехай; Делл, Кэтрин Дж.; Глатт-Гилад, Дэвид А. (ред.). Взаимодействие человека с миром природы в литературе мудрости и за ее пределами: очерки в честь Това Л. Форти . Издательство Блумсбери. стр. 216–229. ISBN 978-0-567-70121-3 .
- ^ Делл, Кэтрин Дж.; Миллар, Сюзанна Р.; Кифер, Артур Ян (9 июня 2022 г.). Кембриджский спутник литературы библейской мудрости . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-66581-0 .
- ↑ Примечания на веб-сайте The Schoyen Collection с неошумерской таблички ок. 1900–1700 гг. До н.э.: строка 50: Не проклинайте сильными средствами (3-я заповедь); строка 28: Не убий (6-я заповедь); строки 33–34: Не смейтесь и не сидите наедине в комнате с замужней девушкой (7-я заповедь); строки 28–31: Не воровать и не грабить (8-я заповедь); и строка 36: Не говори лжи (9-я заповедь).
- ^ Лензи, Алан (10 января 2020 г.). Введение в аккадскую литературу: контексты и содержание . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 180. ИСБН 978-1-64602-032-4 .
- ^ Раднер, Карен ; Мёллер, Надин; Поттс, Дэниел Т. (2022). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока: с конца третьего тысячелетия до нашей эры до падения Вавилона . Издательство Оксфордского университета. п. 226. ИСБН 978-0-19-068757-1 .
- ^ Делл, Кэтрин Дж.; Миллар, Сюзанна Р.; Кифер, Артур Ян (2022). Кембриджский спутник литературы библейской мудрости . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-48316-2 .
- ^ Буллок, К. Хассел (2007). Введение в поэтические книги Ветхого Завета . Издательство Муди. ISBN 978-1575674506 .
- ^ Джеймс П. Аллен, Дебаты между человеком и его душой: шедевр древнеегипетской литературы Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-9004193031
- ^ « Древняя египетская литература, том 1: Старое и Среднее царство », Мириам Лихтхайм , Калифорнийский университет, 1975, ISBN 0520028996
- ^ Копенхейвер, Брайан П. (1995). "Введение". Герметика: греческий Corpus Hermeticum и латинский Asclepius в новом английском переводе с примечаниями и введением . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521425438 .
Ученые обычно относят теоретическую Герметику к периоду от 100 до 300 г. н. э.; большинство отнесли бы CH I к началу того времени. [...] [Следует отметить, что Жан-Пьер Маэ принимает ограничение на второй век только для отдельных текстов в их нынешнем виде, указывая, что материалы, на которых они основаны, могут происходить из первого века нашей эры или даже раньше. [...] Найти теоретические герметические сочинения в Египте, на коптском языке [...] было ошеломляющим вызовом старой точке зрения, главным защитником которой был отец Фестюжьер, о том, что Герметику можно полностью понять в постплатоническом греческом контексте. .
- ^ Фауден, Гарт, Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому разуму (Кембридж/Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета), 1986
- ^ Жан-Пьер Маэ , «Предварительные замечания о демотической «Книге Тота» и греческой герметике» Vigiliae Christianae 50.4 (1996:353–363), стр. 358f.
- ^ «Стадии Вознесения в герметическом возрождении» . Esoteric.msu.edu . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Пророки в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза, стр. 46. Уилер, Брэннон. Международная издательская группа Continuum, 2002 г.
- ^ Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 . стр. 398–403.
- ^ Креншоу, Джеймс Л. «Литература мудрости» , в книге Найт, Дуглас А. и Такер, Джин М. (редакторы), Еврейская Библия и ее современные толкователи (1985).
- ^ Андерсон, Бернхард В. (1967). «Начало мудрости - литература мудрости Израиля». Живой мир Ветхого Завета . Лонгманс. стр. 570 и далее. ISBN 978-0582489080 .
- ^ Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 355–356. ISBN 0-517-32170-Х .
- ^ Гейслер, Норман Л.; Маккензи, Ральф Э. (1995). Католики и евангелисты: соглашения и разногласия . Издательская группа Бейкер. п. 171. ИСБН 978-0801038754 .
Лютеране и англикане использовали его только в вопросах этики/религиозности, но не считали его авторитетным в вопросах веры.
- ^ Эстес, Дэниел Дж. (2005). Справочник по книгам мудрости и псалмам . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic . стр. 190–192. ISBN 978-0-8010-2699-7 .
- ^ Адамс, Сэмюэл Л.; Гофф, Мэтью (2020). Уайли Блэквелл, компаньон по литературе мудрости . Джон Уайли и сыновья. стр. 369–371. ISBN 978-1119158271 . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Каневаро, Лайла Грейс (2014). «Гесиод и Хавамал: переходы и передача мудрости» . Устная традиция . 29 (1): 99–126. дои : 10.1353/ort.2014.0003 . hdl : 10355/65338 . ISSN 1542-4308 . S2CID 162916393 . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Нараян Рам Ачарья. Субхашита Ратна Бхандагара (на санскрите). sanskritebooks.org/.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Креншоу, Джеймс Л. (2010). Мудрость Ветхого Завета: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664234591 .
- Мерфи, RE (2002). Древо жизни: исследование литературы библейской мудрости . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 0802839657 .
- Игрушка, Кроуфорд Хауэлл (1911). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). .
- Хемпель, К.; Ланге, А.; Лихтенбергер, Х. (2002). Тексты мудрости из Кумрана и развитие разумного мышления . Bibliotheca Ephemeridum theologicarum Lovaniensium. Питерс. ISBN 978-90-429-1010-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с литературой мудрости, на Викискладе?