Лютье
![]() Мастерская современного мастера, Кремона (2007 г.) | |
Занятие | |
---|---|
Тип профессии | Изготовитель инструментов, мастер по ремонту инструментов |

Мастер LOO ( / ˈ l uː t i ər / -tee -ər ; США также / ˈ l uː θ i ər / LOO -thee-ər ) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] — мастер, который занимается изготовлением или ремонтом струнных инструментов .
Этимология
[ редактировать ]Слово «мастер» родом из Франции и происходит от французского слова « лютня ». Первоначально этот термин использовался для производителей лютнь, но во французском языке он стал использоваться для производителей большинства смычковых и щипковых струнных инструментов, таких как члены семейства скрипок (включая альты , виолончели и контрабасы ) и гитары . Однако мастера не делают арф или фортепиано; они требуют разных навыков и методов изготовления, поскольку их струны прикреплены к раме.
Ремесло
[ редактировать ]Ремесло мастеров , lutherie (редко называемое «luthiery», но это часто относится к струнным инструментам, отличным от скрипичных), обычно делится на две основные категории производителей струнных инструментов, на которых щипывают или играют, и производителей смычковые смычковые инструменты . [ 4 ] Поскольку для смычковых инструментов требуется смычок, вторая категория включает подтип, известный как мастер изготовления луков или архетье. Мастера также могут обучать изготовлению струнных инструментов либо в рамках ученичества , либо в рамках формального обучения в классе.
Щипковые струны
[ редактировать ]Лютни
[ редактировать ]
Среди первых производителей лютней , архлютн , теорбов и виуэл были семья Тиффенбрукер , Мартин Хоффманн и Маттео Селлас .
Гитары
[ редактировать ]
Два мастера начала 19 века, связанные с развитием современной классической гитары, - Луи Панормо и Георг Штауфер . [ 5 ] Антонио Торресу Хурадо приписывают разработку формы классической гитары, которая используется до сих пор. К. Ф. Мартин из Германии разработал форму, которая превратилась в современную акустическую гитару со стальными струнами.

Американский мастер Орвилл Гибсон специализировался на мандолинах, и ему приписывают создание гитары с арктопом . [ 6 ] Американские мастера 20-го века Джон Д'Анджелико и Джимми Д'Акисто изготавливали гитары с арочной декой. Ллойд Лоар некоторое время работал в Gibson Guitar Corporation, производя мандолины и гитары. Его проекты семейства инструментов с арочной декой (мандолина, мандола, гитара и т. д.) пользуются большим уважением у современных мастеров, которые стремятся воспроизвести их звук. [ нужна ссылка ] CF Martin был учеником Иоганна Георга Штауффера, производителя гитар в Вене, Австрия, и Martin & Co. родился , а X-образная распорка была разработана в 1850-х годах. Martin & Co до сих пор производит акустические гитары. Пола Бигсби Инновация в виде рычага тремоло для ароктопов и электрогитар до сих пор используется и, возможно, повлияла на Лео Фендера дизайн Stratocaster для цельнокорпусной электрогитары , а также Jaguar и Jazzmaster . [ нужна ссылка ] Одновременно с работой Fender гитарист Лес Пол самостоятельно разработал цельнокорпусную электрогитару. Это были первые ладовые электрогитары с цельным корпусом, хотя им предшествовала литая алюминиевая « сковородка с цельным корпусом, », электрическая стальная гитара разработанная и в конечном итоге запатентованная Джорджем Бошампом и построенная Адольфом Рикенбахером . [ 7 ] Компания, основанная мастером Фридрихом Гречем и продолженная его сыном и внуком Фредом и Фредом-младшим, первоначально производила банджо, но теперь в основном производит электрогитары. [ нужна ссылка ]
Смычковые струны
[ редактировать ]

К смычковым инструментам относятся: виолончель , крит , контрабас , эрху , скрипка , худок , морин хуур , никельхарпа , шарманка , рабаб , ребек , саранги , виола ( виола да гамба ), альт , виола да браччио , виола д'амор , и скрипка .
Предполагаемым изобретателем скрипки является Андреа Амати . Изначально Амати занимался изготовлением лютни, но в середине 16 века обратился к новой форме инструмента - скрипке. Он был прародителем семьи мастеров Амати, действовавшей в Кремоне, Италия, до 18 века. У Андреа Амати было два сына. Его старшим был Антонио Амати ( около 1537–1607), а младшим – Джироламо Амати ( около 1561–1630). Джироламо более известен как Иероним и вместе со своим братом изготовил множество скрипок с этикетками внутри инструмента с надписью «A&H». Антонио умер, не оставив потомства, но Иероним стал отцом. Его сын Николо (1596–1684) сам был мастером-мастером, у которого было несколько известных учеников, в том числе Антонио Страдивари. [ 8 ] (вероятно), Андреа Гварнери , Бартоломео Паста, Якоб Райлих, Джованни Баттиста Рожери, Маттиас Клотц и, возможно, Якоб Штайнер и Франческо Ругери . Возможно даже, что Бартоломео Кристофори , позже изобретатель фортепиано, учился у него (хотя данные переписи населения этого не подтверждают, что изображает это как возможный миф). [ 9 ]
Гаспаро Дуиффопруггар из Фюссена , Германия, однажды ошибочно был назван изобретателем скрипки. Вероятно, он был изготовителем, но не сохранилось никакой документации, а также не сохранилось никаких инструментов, которые, по однозначному мнению экспертов, принадлежали бы ему. [ нужна ссылка ]
Гаспаро да Сало из Брешии (Италия) был еще одним ранним скрипичным мастером. Сохранилось около 80 его инструментов и около 100 документов, касающихся его творчества. Он также был контрабасистом, сыном и племянником двух скрипачей: Франческо и Агости соответственно. [ нужна ссылка ]
Да Сало производил множество инструментов и экспортировал их во Францию и Испанию, а также, вероятно, в Англию. У него было как минимум пять учеников: его сын Франческо, помощник по имени Баттиста, Александр Марсильский, Джакомо Лафранкини и Джованни Паоло Маджини . Магджини унаследовал бизнес да Сало в Брешии. Валентино Сиани работал с Магджини. В 1620 году Магджини переехал во Флоренцию. [ нужна ссылка ]
По веку
[ редактировать ]17-е
[ редактировать ]В число мастеров, родившихся в середине 17 века, входят Джованни Гранчино , Винченцо Руджери , Карло Джузеппе Тесторе и его сыновья Карло Антонио Тесторе и Паоло Антонио Тесторе , все из Милана . Из Венеции [ 10 ] мастера Маттео Гоффриллер , Доменико Монтаньяна , Санктус Серафин и Карло Аннибале Тонони были руководителями венецианской школы изготовления скрипок (хотя последний начал свою карьеру в Болонье ). [ 11 ] Карло Бергонци (мастер) приобрел мастерскую Антонио Страдивари через несколько лет после смерти мастера. Дэвид Текхлер , родившийся в Австрии, позже работал и в Венеции, и в Риме .
18-е
[ редактировать ]Среди мастеров начала 18 века Николо Гальяно из Неаполя (Италия), Карло Фердинандо Ландольфи из Милана и Джованни Баттиста Гуаданьини , который при жизни странствовал по всей Италии. Родом из Австрии, Леопольд Видхальм позже обосновался в Нюрнберге , Германия. [ нужна ссылка ]
Фирма Жером-Тибувиль-Лами начала производство духовых инструментов около 1730 года в La Couture-Boussey , затем около 1760 года переехала в Миркур и начала производить скрипки, гитары, мандолины и музыкальные аксессуары. [ нужна ссылка ]
19-е
[ редактировать ]во Франции в начале XIX века Миркур Мастерами скрипичной школы были семья Вийом , Шарль Жан Батист Коллен-Мезен , и сын Коллена-Мезена, Шарль Коллен-Мезен-младший , Оноре Дерази, Николя Люпо, Шарль Макутель, Шарль Меннеган и Пьер Сильвестр. Никола Утили (также известный как Никола да Кастель Болоньезе) (Равенна, Италия, 1888–1962), помимо традиционных лютневых произведений, экспериментировал с изготовлением скрипок «грушевидной формы». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "мастер" . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . nd «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 г. Проверено 24 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) . - ^
Словарное определение мастера в Викисловаре
- ^ Моттола, РМ (январь 2020 г.). Циклопедический словарь лютерийских терминов Моттолы . LiutaioMottola.com. ISBN 978-1-7341256-0-3 .
- ^ «Искусство, музыка, инструменты, струнные» . ДМОЗ . Проверено 3 ноября 2006 г.
- ^ Гитара (от эпохи Возрождения до наших дней) Харви Тернбулла (Третье впечатление, 1978 г.) - Издательство: Бэтсфорд. п. 68 (Понормо) и с. 70 (Георг Штауфер) – Глава 4 (Разработка инструмента).
- ^ Грюн, Джордж (1991). Путеводитель Грюна по старинным гитарам . Сан-Франциско: Книги GPI. п. 73. ИСБН 978-0-87930-195-8 .
- ^ Грюн, Джордж. "Рикенбакер электро-испанская гитара" . Архивировано из оригинала 30 октября 2006 г. Проверено 4 ноября 2006 г.
- ^ Хилл, Альфред Э.; Хилл, В. Генри; Хилл, Артур Ф. (1963). Антонио Страдивари: его жизнь и творчество, 1664–1737 (изд. Нью-Дувр). Нью-Йорк: Дувр. п. 27 . ISBN 0-486-20425-1 .
- ^ Пыльца, Стюарт (1995) Раннее фортепиано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Пио, Стефано (2004). Венецианские мастера скрипок и лютней 1640–1760 гг . Венеция, Италия: Исследование Венеции. п. 383. ИСБН 978-88-907252-2-7 . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 г. Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Бартруфф, Уильям. «История скрипки» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2016 г. Проверено 3 ноября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Историческая конструкция лютни Роберта Лундберга, Гильдия американских мастеров (2002) ISBN 0-9626447-4-9
- Полная библиотека Лютье. Полезная международная критическая библиография для создателя и ценителя струнных и щипковых инструментов . Болонья, Florenus Edizioni 1990. ISBN 88-85250-01-7
- Циклопедический словарь лютерийских терминов Моттолы . РМ Моттола 2020. ISBN 978-1-7341256-0-3
- Гильдия американских мастеров
- Музей гитары Музей классической гитары (Великобритания)
- Интервью Лютьера. Архивировано на сайте Wayback Machine Guitarbench.com. 8 февраля 2010 г. в архиве интервью Лютьера
- Консорциум скрипичных мастеров «Антонио Страдивари» КРЕМОНА
- Luthiers Forum Большое онлайн-сообщество производителей скрипок. Образовательный.
- Современные производители скрипок из Китая и Тайваня
- Мастер - Происхождение и конструкция скрипки и современных смычковых инструментов , автор Анджелони Доменико, редактирование перевязки холста. рис., с. XXVI-558 со 176 рисунками и 33 таблицами, Милан, HOEPLI, 1923 г.
- Секреты Страдивари Симоны Ф. Саккони, Libreria del Convegno в Кремоне, Кремона, 1972 г. Симона Фернандо Саккони