Палата №6
«Палата №6» | |
---|---|
Рассказ Антона Чехова | |
![]() Первое русское издание | |
Оригинальное название | Палата № 6 |
Страна | Россия |
Язык | Русский |
Публикация | |
Издатель | Russkaya Mysl |
Дата публикации | 1892 |
Палата — » Антона 6 « повесть . 1892 Чехова года №
Публикация
[ редактировать ]Впервые рассказ был опубликован в № 11 « Русской мысли» за ноябрь 1892 года . Разделённая на главы и с небольшими правками она вошла в сборник 1893 года « Палата № 6» , издававшийся в Санкт-Петербурге. Также в 1893 году повесть (текст ее серьезно искажался цензурой) появилась в серии издательства «Посредник» под названием «Для разумного читателя». С небольшими правками Чехов включил его в шестой том своего «Собрания сочинений», изданного Адольфом Марксом в 1899–1901 годах. [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Эта история, вращающаяся вокруг философских и социальных конфликтов, разворачивается в провинциальной психиатрической больнице и исследует взаимодействие, происходящее между врачом и жителями его города. Андрей Ефимыч Рагин — главный врач небольшого городка, и хотя его положение выгодно, он чувствует себя огорченным окружающей его посредственностью. Его глубокое желание погрузиться в интеллектуальную беседу удовлетворяет один из пациентов психиатрического отделения, примыкающего к больнице. В этом отделении содержатся пять пациентов, которых называют сумасшедшими, и солдат, контролирующий поведение. Доктор редко посещал палату, но однажды он был очарован параноидальным пациентом, который бросил вызов его взглядам на страдания. Иван Громов, хотя и находился в психушке, был одним из здравомыслящих жителей города, красноречивым человеком, способным вести тот интеллектуальный разговор, которого давно искал доктор. Громов осуждает несправедливость, которую он видит повсюду, в то время как доктор Рагин настаивает на игнорировании несправедливости и другого зла; отчасти из-за такого образа мыслей он пренебрегает исправлением плохих условий в психиатрической больнице.
Жителей города ошеломляло то, что доктор проводил слишком много времени в психиатрической палате. Следовательно, распространились слухи, ставящие под сомнение психическую устойчивость Рэгина и то, готов ли он продолжать быть городским врачом. Обеспокоенность горожан была настолько велика, что они создали совет, чтобы оценить вменяемость Рэгина, и в конечном итоге сочли его сумасшедшим. Рагин не был поставлен в известность об этом абсурдном диагнозе, а скорее был уговорен человеком, Михаилом Аверьянычем, пойти в отпуск, потому что в последнее время он вел себя не так, как он сам, и, конечно, отпуск избавил бы его от его странного поведения. Уныние преследовало Рэгина в отпуске и еще больше изолировало его от общества. Потратив все свои деньги на отпуск и одолжив их Аверьянычу, Рагин вернулся в город и оказался без работы и без гроша, на что можно было бы опереться. Не имея возможности обратиться, Рэйгин переехал в общежитие, где жил шеф-повар больницы, и обнаружил, что скатывается в кроличью нору.
Апогеем разрушения Рагина стал визит Аверьяныча вместе с новым городским доктором Хоботовым в гости к Рагину в его новый жилой штаб. Такое социальное недовольство спровоцировало Рэгина извергнуть мерзкие слова и даже запустить в перепуганных посетителей бутылку бромида. Именно в этот момент для Рагина была потеряна всякая надежда, и доктор Хоботов был убежден, что Рагина следует поместить в психиатрическую больницу. Хоботов незаметно заманил Рагина в психиатрическую палату под предлогом того, что там находится пациент с любопытным заболеванием легких. Как только они оба оказались в палате, Хоботов выскользнул и оставил Рэгина в ловушке против его воли. Теперь, столкнувшись с тем же будущим, что и у Громова, Рагин понял, что страдание — это не порождение разума, от которого можно избавиться, изменив образ мышления. Больше не будучи уважаемым врачом, Рэйгин тщетно пытался добиться освобождения из палаты, но вместо этого столкнулся с избиениями, которые обычно подвергались другим членам палаты. Просветление Рэгина произошло ценой его разрушения; Став пациентом приюта, у Рагина случился апоплексический удар, который оборвал его жизнь после одного дня пребывания в палате. То, что когда-то было пятью сумасшедшими, превратилось в шестерых и обозначило отделение №6.
Персонажи
[ редактировать ]- Доктор Андрей Ефимыч Рагин : врач из маленького городка, стремился к церковной карьере, но отец убедил его в обратном. Человек высокого роста, с простыми средствами существования, ценивший ум и честность, но лишенный силы воли и лидерства. У Рагина была жажда интеллектуальной беседы, которая утолилась при встрече с Иваном Громовым. Его частые посещения психиатрического отделения больницы привели к тому, что он сам оказался в этом отделении в качестве пациента. Обезумевший от поворота судьбы и возмущения, у Рагина случился инсульт после суток заключения в психиатрической больнице №6.
- Иван Дмитрич Громов : один из пациентов палаты №1. 6, описан как взволнованный, мягкий, возбужденный, но особенно с паранойей преследования. Малейший шум заставлял Громова оглядываться через плечо, опасаясь, что полиция арестует его за преступление, которого он не совершал. Громов оспаривал точку зрения Рагина на страдания, утверждая, что для того, чтобы понять страдания других, врачу придется испытать страдания самому. В конечном итоге он стал единственным человеком, с которым Рэйгин хотел поговорить, и даже боролся вместе с ним за освобождение из палаты, но безуспешно.
- Михаил Аверьяныч : почтмейстер, считавший себя другом Рагина, чувства, на которые другая сторона не ответила взаимностью. Часто беспокоился о психическом состоянии Рэгина и даже таскал его с собой в отпуск в тщетной попытке вернуть здравомыслие врачу. В конце концов, Рагин сжег Михаила, оскорбив его словами и даже бросив в него бутылку бромида.
- Евгений Федорыч Хоботов : молодой уездный врач, приехавший в город помогать Рагину в больнице. Входил в состав совета, который диагностировал у Рэгина психическую нестабильность, а затем занял пост Рэгина в больнице. Став свидетелем вспышки гнева Рагина, спровоцированной их с Михаилом визитом, он заманил Рагина в психиатрическую палату под предлогом посещения пациента с интересным осложнением легких.
- Сергей Сергеич : был фельдшером Рагина, но имел в городе свою практику. Подсмотрел за Рагиным во время одного из его разговоров с Громовым и нашел странным, что врач проводит слишком много времени с психически больным. Способствовал распространению слухов о том, что Рэгина следует поместить в палату.
- Никита : охранник палаты, отвечающий за поддержание поведения пациентов, и эту задачу он с радостью выполнял с избиениями и жестоким обращением. Уважал Рэгина и называл его «ваша честь», хотя не выпустил Рэгина из палаты по его просьбе, а вместо этого избил его, как он часто поступал с другими пациентами, за плохое поведение. [ 2 ]
- Дарьюшка : была поваром больничной кухни; строго следовал графику питания Рагина и встревожился, когда вместо обычного пива Рагин разговаривал с Громовым. После того как Рагин был вынужден покинуть свое жилое помещение в больнице, Дарьюшка прикрывала его, когда он не мог платить хозяйке из-за потери работы. Она также посетила врача в психиатрической больнице, когда он оказался в ловушке.
- Моисейка : «Еврей Мойсейка» был единственным пациентом палаты, которому разрешили выйти. Отправляясь в город, он пытался собрать остатки, попрошайничая. [ 2 ] Все, что он привез из города, было конфисковано Никитой. Он находил удовольствие в уходе за своими товарищами по психиатрической больнице.
- Семен Лазарич : цирюльник пациентов палаты, упоминается в рассказе только один раз, но, как известно, плохо обращается с пациентами так же, как Никита.
Темы
[ редактировать ]Экзистенциальный кризис
[ редактировать ]«Просветление истины Рагином приходит в момент смерти, слишком поздно, чтобы жить мудро». [ 3 ]
На протяжении всей истории Рэйгин борется с внутренней борьбой за решение, имеет ли его жизнь какую-либо ценность. В больнице он ведет себя так, как будто его действия как врача не влияют на жизнь других, считая смерть исходом любой медицинской ситуации. Он городской врач, и его почитают с почетом, однако он не использует свое положение для улучшения условий в больнице и палате. Рэгин был знающим человеком, который пропускал жизнь мимо себя, просто повторяя каждый день, как робот. Находясь в отпуске с Михаилом, Рагин часами лежал на диване, размышляя о жизни и смерти. Хотя продолжительность жизни — самая длинная вещь, которую может пережить человек, он чувствовал, что, как только наступает смерть, человек просто испаряется и не оставляет следа во вселенной. Он не видел смысла жить, если жизнь забудется, когда она уйдет. И так он продолжал каждый день, не заботясь о том, рушится ли мир вокруг него, потому что очень долгое время мир в нем уже был потерян.
Общество
[ редактировать ]«Больница, где здравомыслящие люди заперты за свое безумие, а циники служат государству, соглашаясь». [ 3 ]
В палате №6 в приюте находились пять пациентов, а после госпитализации врача - шесть. Из этих шести пациентов двое были в здравом уме и помещены в тюрьму против своей воли. Определение их вменяемости диагностировал не врач, а общество, считавшее их действия неправомерными. Когда Рагина чаще видели с Громовым, горожане начали распускать за его спиной слухи о его действиях, вместо того, чтобы спрашивать, почему он разговаривает с психически больным. Подобные действия подчеркивали неуместную ценность горожан, больше озабоченных последними сплетнями, чем демонстрацией сострадания. В городе был создан совет из неквалифицированных людей, который должен был оценить вменяемость Рэгина без его согласия, и как только диагноз был поставлен, Рэгину о нем не сообщили. Усугубляя кризис, существовавший в созданном Чеховым городе, было социально приемлемо наказывать пациентов палаты физическими избиениями. Пока Рагин все еще руководил больницей, он не предпринял никаких усилий, чтобы положить конец издевательствам над психически больными, и в результате с ним обращались так же, когда он стал пациентом отделения. Неуместные ценности также наблюдались в больнице, где грабежи были обычным явлением, а честность - нет. Если бы город сосредоточил свою энергию на наказании воров, а не психически больных, то, возможно, их система здравоохранения была бы сравнима с системой здравоохранения в более крупном городе.
Пренебрегать
[ редактировать ]«Врач не мог оставить никакого человеческого следа в человеческих страданиях и, тем не менее, упорно лечил больных, сеял кукурузу и сажал деревья». [ 3 ]
Больница и палата, вокруг которых вращалась история, находились в полуразрушенном состоянии. Санитарные условия не обеспечивались, и, вероятно, поэтому большинство пациентов в больнице госпитализировались, но не выписывались. Больница кишела ворами, состоящими из сотрудников и пациентов, которые грабили еду, лекарства и все доступные запасы. Все проблемы, существующие в больнице, были известны доктору Рэгину, но он не чувствовал смысла в улучшении медицинских условий, потому что в конце концов смерть была неизбежна, так зачем продлевать жизнь, у которой есть срок годности. Хотя молодой Рагин и стремился к священнической карьере, он не проявлял сострадания священника в обращении со своими пациентами, пренебрегая хирургическими операциями.
Страдания
[ редактировать ]«Культивировать безразличие к страданию — значит стремиться к живой смерти, потому что чувствовать — значит жить». [ 2 ]
Между Рагиным и Громовым произошел обширный диалог, исследующий плоды страдания и его связь с любовью. Как бы Рагин ни хотел помочь и облегчить страдания Громова, тот сказал, что для врача это сделать невозможно, поскольку он никогда не чувствовал страданий. Громов утверждал, что для того, чтобы сострадать страданиям других, необходимо испытать страдания на собственном опыте. Страдание не только было необходимо для сострадания, но оно позволяло человеку ценить любовь и жизнь — послание, которое Рэйгин не понимал, пока не стал членом прихода. Будучи врачом, Рагин утверждал, что не имело значения, находился ли он внутри палаты, как Громов, или снаружи, а также не имела значения одежда и еда, которую они ели, потому что страдания душевные, и можно заставить их исчезнуть по требованию. Эти слова легко были сказаны в том месте рассказа, что он мог покинуть палату по своему желанию, но как только его лишили свободы, он понял страдания, которые пережил Громов. Общие страдания объединили их в попытке сбежать из палаты, тщетной попытке, но впервые врач и пациент оказались на одном уровне.
Реакция
[ редактировать ]Литературный критик Уильям Лайон Фелпс положительно отреагировал на эту историю, написав:
В палате № 6, которую никто не должен читать поздно вечером, Чехов дал нам картину сумасшедшего дома, которая, если бы описанные там условия были верны жизни, указывала бы на то, что некоторые части России не продвинулись ни на шаг вперед. раз уж Гоголь написал Ревизор ... Страх смерти, который для таких высокоинтеллектуальных людей, как русские, является навязчивой идеей террора и затмевает всю их литературу - он проявляется во всех дневниках и романах Толстого - во многих формах анализируется Чеховым. В палате № 6 Чехов устами любимого сумасшедшего доктора отдает дань уважения толстовскому кредо самоотречения. [ 4 ]
Литературный критик Эдмунд Уилсон назвал его одним из «шедевров Чехова, басней обо всей ситуации разочарованных интеллектуалов России восьмидесятых и девяностых годов». [ 5 ]
Коммунистический политик и политический теоретик Владимир Ленин считал, что чтение Шестой палаты «сделало его революционером». [ 6 ] Говорят, что закончив рассказ, он заметил: «У меня было такое ощущение, будто я сам заперт в шестой палате!» [ 7 ]
Адаптации
[ редактировать ]Повесть несколько раз экранизировалась, в том числе в югославской постановке « Шестая палата» 1978 года и фильме 2009 года с тем же названием, что и оригинальная история. [ 8 ] «Палата № 6», эпизод из индийского антологического сериала 1986 года «Ката Сагар», был адаптацией сказки.
Культурное влияние
[ редактировать ]Пьеса упоминалась в Андрея Тарковского «Зеркале » (фильм 1975 года) .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Muratova, K. D. Commentaries to Палата №6. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literatura . Moscow, 1960. Vol. 7, pp. 524
- ^ Jump up to: а б с Антон., Чехов (2016). Великие рассказы Чехова . Дуврские публикации. ISBN 978-0486818733 . OCLC 967836226 .
- ^ Jump up to: а б с Салли Вольф (1990). «Мудрость боли в «Шестой палате» Чехова ». Литература и медицина . 9 (1): 134–141. дои : 10.1353/lm.2011.0133 . ISSN 1080-6571 . ПМИД 11607976 . S2CID 27760150 .
- ^ "Очерки русских романистов: Чехов"
- ^ Уилсон, Эдмунд. На Финляндский вокзал
- ^ Таллис, Раймонд. «В защиту чуда и других философских размышлений».
- ^ Помпер, Филип (1989). «Семейная история псевдонима В.И. Ульянова «Ленин» » . Русская история . 16 (2). Брилл: 220. дои : 10.1163/187633189X00112 . JSTOR 24656505 .
- ^ «Тоска по старым временам и поиск смысла». Обзор фильма New York Times о палате № 6
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Палата № 6 в Eldritch Press