Ринпунгпа
Ринпунгпа Ринпунгпа Ренбунгба | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1435–1565 | |||||||||
Капитал | Шигадзе | ||||||||
Общие языки | тибетский | ||||||||
Религия | Тибетский буддизм | ||||||||
Правительство | Буддийская теократия | ||||||||
Монарх | |||||||||
• 1435-1466 | Норзанг (первый) | ||||||||
• 1479-1512 | Доньо Дордже | ||||||||
• 1547-1565 | Нгаванг Джигме Дракпа (последний) | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1435 | ||||||||
• Упразднено | 1565 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Китай |
История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • китайский портал |
Ринпунгпа ( тибетский : ཪིན་སྤུངས་པ་ , Уайли : rin spungs pa , лхасский диалект : [rĩ̀púŋpə́] ; Китайский : 仁蚌巴 ) — тибетский династический режим, который доминировал на большей части Западного Тибета между 1435 и 1565 годами. В течение одного периода около 1500 года правители Ринпунгпа были близки к объединению тибетских земель вокруг реки Ярлунг Цангпо под единой властью, но их власть отступила. после 1512 г.
Прийти к власти
[ редактировать ]Ринпунгпа принадлежал к клану Гер ( Уайли : сгер ), восходящий к временам Тибетской империи . Один из их линии, Намкха Гьялцен, служил нанглоном (министром внутренних дел) при Пхагмодрупы правителе Джамьянге Шакья Гьялцене , который держал власть над У-Цангом. Он был назначен дзонгпоном (губернатором) феодального владения Ринпунг в Ронге, регионе Цанга, в неизвестный год до 1373 года. Его политическое положение было усилено браком с принцессой Пхагмодрупа Сонам Палмё. Их дочь, в свою очередь, была выдана замуж за Сангье Гьялцена, принца Пхагмодрупы, и родила более позднего правителя Дракпа Джунгне (годы правления 1432–1445). [ 1 ] Сыном Намки Гьялцена был Намка Гьялпо, который взял на себя управление поместьем Ринпунг в возрасте 14 лет и занимал ряд министерских должностей. В 1413 году ему наследовал его маленький сын Норзанг , сильная личность, которая расширила состояние семьи на уровне всего Тибета. Он усилил свой контроль над территориями в Шанге, Таге, Линге и Кюре и был покровителем монастыря Джамчен, основанного в 1427 году. Он также основал монастырь Кьемосал в Дзонгкаре в 1437 году. [ 2 ]
Ринпунгпа воспользовался семейной враждой внутри династии Пхагмодрупа в 1434 году. Объединив войска Ронга и Шанга, Норзанг захватил важное место Самдрубце, современный Шигадзе , у правителя семьи Чонгье. Традиционно считается, что это произошло в 1435 году, хотя более вероятной датой является 1446 год. [ 3 ] Самдрубце был стратегически важным местом и ключом к власти над Цангом. В последующие годы Норзанг расширил свое влияние на Цанга, Ронга и Шанга. Его родственник, царь Пхагмодрупа Кунга Лекпа (годы правления 1448–1481) родился от принцессы Ринпунг и, в свою очередь, женился на дочери Ринпунгпы. Он не смог остановить наступление своего могущественного вассала. Сам Норзанг женился на сестре Кунга Лекпы, что еще раз подчеркнуло развитую сеть родственных связей между двумя семьями. Все еще признавая Пхагмодрупу, Ринпунгпа впоследствии завоевал сильную позицию, получив титул дези (регента).
Противостояние и вторжение
[ редактировать ]Растущее значение буддийских сект в этот период сделало для светских правителей крайне важным обращаться за поддержкой к религиозным сетям. В тибетской историографии члены семьи известны как покровители школы Кагью буддизма Карма , которая иногда выступала против школы Гелугпа . Однако ранние правители Ринпунгпа поддерживали другие секты, такие как Сакья и ее важный философ Горампа . После смерти Норзанга в 1466 году состояние Ринпунгпы на некоторое время ухудшилось при его малоизвестном сыне Кунзанге . Этот человек умер в 1470-х годах, и ему наследовал Доньо Дордже , самая могущественная фигура линии. Проводя агрессивную и воинственную политику с целью достижения господства над Центральным Тибетом, он также выделялся как религиозный покровитель. Таким образом, он спонсировал основание монастыря Янпачен для иерарха Шамарпы секты Карма Кагью. Это включало комплексные экономические меры; 2800 кочевых семей были пожертвованы Шамарпе для подношения масляных ламп, а всем монахам Янгпачена была дарована ежедневная мера ячмень . [ 4 ] Его политика в отношении Пхагмодрупы была политикой конфронтации. Король Кунга Лекпа жил в противоречивом браке с принцессой Ринпунг, что лишь усугубляло разлад. Ее родственник Доньо Дордже в конце концов вторгся в центральные владения короля в 1480 году. В следующем году в столице Пхагмодрупы Недонге была созвана конференция , в которой приняли участие принцы Ринпунг. В конце концов Кунга Лекпа был вынужден отречься от престола в пользу племянника, относительного ничтожества.
Высота политической власти
[ редактировать ]Соглашение не положило конец постоянной политической нестабильности в Центральном Тибете. Ринпунгпа продолжил побеждать различных региональных правителей и увеличивать свою власть. В 1485 году они напали на важное поместье Гьянгце и захватили в плен правителя Юнга. Новые волнения возникли в 1489 году и снова позволили Ринпунгпам одержать верх. Два года спустя дядя Доньо Дордже Цокье Дордже принял власть в качестве регента в резиденции Пхагмодрупа Недонг (1491–1499) во время несовершеннолетия наследника Нгаванга Таши Дракпы . Примерно в 1500 году произошел расцвет власти Ринпунгпы, и власть Доньо Дордже была почти абсолютной, поддерживаемой иерархами Кармапы и Шамарпы. Была также политическая экспансия на запад. В 1499 году важное королевство Гуге в Нгари (Западный Тибет) было вынуждено признать Ринпунгпу. [ 5 ]
Неудачи на востоке
[ редактировать ]Из-за давления со стороны Ринпунгпы, который поддерживал Карма Кагью, школе Гелугпа было запрещено участвовать в праздновании Нового года и великой церемонии Монлам в Лхасе между 1498 и 1517 годами. [ 6 ] Однако после смерти могущественных принцев Цокье Дордже (1510 г.) и Доньо Дордже (1512 г.) власть Ринпунгпы пришла в упадок. Несмотря на покровительство Ринпунгпы, иерархи Карма Кагью, Кармапа и Шамарпа , были против жесткого контроля со стороны светских правителей. Поэтому они стремились еще раз стабилизировать давно забытое правление Пхагмодрупы. В начале шестнадцатого века Нгавангу Таши Дракпе из Пхагмодрупы удалось восстановить определенную степень влияния, вытеснив новых лордов Ринпунгов Зилнонпу и Нгаванга Намгьяла из Лхасы. Он был дружелюбен к лидеру гелугпа Гедуну Гьяцо (посмертно считавшемуся вторым Далай-ламой ), что на этом этапе не исключало сердечных связей с Карма Кагью. [ 7 ] Прямая власть Ринпунгпы в У (Восточно-Центральном Тибете) отныне была ограничена.
Внешние угрозы и падение от власти
[ редактировать ]Соглашение между фракциями Ю и Цанга было достигнуто в 1518 году. Номинальный глава Ринпунгпа, мальчик Зилнонпа, попросил короля об инвеституре в дзонгпон , и так было дано. Однако на самом деле Ринпунгпа продолжали обладать властью над Цангом по собственному желанию. Последующие десятилетия были отмечены запутанной чередой столкновений и временных примирений между фракциями Центрального Тибета. В 1532 году владениям Ринпунгпа на короткое время угрожало вторжение мусульманского генерала Мирзы Мухаммада Хайдара Дуглата , действовавшего по приказу султана Саид-хана , правителя Кашгара . [ 8 ] Упадок власти Ринпунгпы ознаменовался неудавшимся вторжением в королевство Мангьюл Гунгтанг в Западном Тибете в 1555 году, которое потерпело сильное поражение. [ 9 ] В 1557 году один из вассалов Ринпунгпы, Карма Цетен , который был губернатором Шигадзе с 1548 года, восстал против своего господина. Наконец, в 1565 году образованный и образованный правитель Ринпунгпы Нгаванг Джигме Дракпа потерпел поражение от Кармы Цетена в результате внезапного нападения. Таким образом Карма Цетен основал новую династию Цангпа , которая правила значительной частью Центрального Тибета до 1642 года.
Ринпунгпа выжили в своем сердце Ронг и периодически пытались возродить свое состояние. Они устроили неудавшееся нападение на Кийсё в У в 1575 году и поссорились с правителем Цангпа в следующие несколько лет. После Цанг-Ронгской войны 1589 года их власть была исчерпана, и в 1590 году они были вынуждены капитулировать. [ 10 ] Местные князья Ринпунгпа известны вплоть до начала 17 века. [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Значение Ринпунгпы трудно оценить из-за краткости письменных источников. Они поддерживали политическую гегемонию в Цанге в течение 120–130 лет, но об административных и экономических вопросах мало что известно. Их отношения с китайской династией Мин, похоже, были в лучшем случае косвенными. [ 12 ] Самый подробный отчет, «Новые красные анналы» (1538 г.), был написан Панченом Сонамом Драгпой , который превозносил достижения царей Пхагмодрупа за счет лордов Ринпунгов, которые изображались как дестабилизирующая и жаждущая власти сила. [ 13 ] Однако можно отметить, что их захват власти начался только после того, как режим Пхагмодрупы начал приходить в упадок из-за внутренних распрей. Хроника Пятого Далай-ламы « Песнь о весенней царице » (1643 г.) дает более сбалансированную картину: хотя правители иногда характеризуются как коварные и одержимые «свирепой гордостью», они имеют большие культурные и религиозные интересы. Они финансировали новые монастыри, заказывали ценные произведения искусства, такие как позолоченные Будды и тханки , и по крайней мере один из них, Нгаванг Джигме Дракпа (ум. 1597), был одаренным автором, чьи произведения читают до сих пор. [ 14 ] В конечном итоге семья отошла от власти по тем же причинам, что и Пхагмодрупа: им приходилось поддерживать хрупкий баланс между автономными местными лордами, который нарушился, когда ряд недовольных элементов встали на сторону нового государства Цангпа .
Список правителей
[ редактировать ]- Норзанг 1435–1466 гг.
- Кунзанг 1466–ок. 1479 (любовь)
- Доньо Дордже ок. 1479–1512 (сын)
- Нгаванг Намгьял 1512–1544 (сын Цокье Дордже, сына Норзанг)
- Дондуп Цетен Дордже 1544–? (он)
- Нгаванг Джигме Дракпа 1547–1565 (брат)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Олаф Чая (2013), Средневековое правление в Тибете . Вена: ÖAW, стр. 481-2.
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 483-4.
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 233.
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 487.
- ^ Р. Витали (1996), Королевства Гу.ге Уайта . Дхарамсала: Tho.ling gtsug.lag, с. 536 .
- ^ Х. Хоффман (1986), Тибет. Справочник. Блумингтон, с. 56.
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 255.
- ^ Л. Дешайес (1997), История Тибета . Файярд, с. 137.
- ^ К. Х. Эвердинг (2000), Королевство Мангьюл Гунгтанг , Том I. Бонн: GmbH, стр. 2000. 577.
- ^ Джеймс Джентри (2013), Субстанция и смысл: объекты силы в жизни, трудах и наследии тибетского мастера ритуалов Sog bzlog pa Blo gros rgyal mtshan , докторская диссертация, Гарвардский университет, стр. 181. [1]
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 492-3.
- ^ По данным Ван Фужэня и Суо Вэньцина (1984), «Основные моменты истории Тибета» . Пекин: New World Press, с. 73, Намка Гьялцен был официально провозглашен региональным правителем династии Мин в 1416 году. Судя по тибетским данным, это неверно, поскольку Намка Гьялцен в то время был давно мертв; см. Олаф Чая (2013), с. 483.
- ^ Олаф Чая (2013), стр. 253.
- ^ Ngag-dBang Blo-bZang rGya-mTSHo (1995), История Тибета Блумингтон: Университет Индианы, стр. 101–111. 161-5
Источники
[ редактировать ]- Хью Э. Ричардсон (1962), Тибет и его история , Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Цепон В. Д. Шакабпа (1967), Тибет: политическая история , Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Джузеппе Туччи (1949), Тибетские расписные свитки , Рим: La Libreria dello Stato. ISBN 978-1-878529-39-8
- b Sod nams grags pa ; под редакцией Джузеппе Туччи (1971), Deb t'er dmar po gsar ma , Roma: IsMEO.
- 4 - Гегемонии Пагмодру, Ринпунг и Цангпа , Обзор истории Тибета Александра Берзина, Study Buddhism.