Иаков из Серуга
Иаков из Серуга | |
---|---|
Диакон , Священник , Епископ | |
Рожденный | в. 451 год нашей эры Куртам на Евфрате (близ Харрана ) |
Умер | Батнан да Сру , Византийская империя. (современный Суруч , Урфа , Турция ) | 29 ноября 521 г. н.э.
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь |
канонизирован | Предварительное собрание |
Главный храм | Св. Церковь Марии, Диярбакыр |
Праздник | 29 ноября ( католик , православный , православный ) 3 Кояк ( коптский календарь ) |
Атрибуты | Посох , остроконечный капюшон , флейта. |
Иаков из Серуга ( сирийский : Иаков из Серуга , романизированный : Якух Срудайя , Классическое сирийское произношение: [ˌjaˤˈquβ svˌruɣˈɒˌjɒ] ; Латинский : Iacobus Sarugiensis ; в. 452–521), также называемый Саругским или Мар Якобом ( сирийский : романизированный ������������������������������������������������������������, Иаковом : Мар Якух ), [ 1 ] был одним из выдающихся сирийских поэтов- богословов , возможно, вторым по величине после Ефрема Сирина и равным Нарсаю . Большую часть своей жизни он прожил в качестве церковного чиновника в Суруче , расположенном на территории современной Турции . Наконец он стал епископом ( Батнана ) ближе к концу своей жизни в 519 году. [ 2 ] Он принадлежал к миафизитскому или нехалкидонскому христианству , хотя был довольно умеренным по сравнению с рядом своих современников. [ 3 ]
Положительный прием его работ принес ему различные прозвища, в том числе «Флейта Святого Духа» (наряду с его предшественником Ефремом Сирином ) и «Лира верующей церкви» (в антиохийском сирийском христианстве ). Написав в конце седьмого и начале восьмого веков, Яаков Эдесский приписывал ему 763 мимра , из которых 400 сохранились до наших дней, по крайней мере 225 отредактированы и опубликованы, а самый длинный из них составляет 1400 стихов. [ 2 ] Его плодотворная работа уже принесла ему большую репутацию еще до конца его жизни, а его сохранившийся корпус делает его третьим по величине авторским собранием проповедей поздней античности , уступая только Августину Гиппопотаму и Иоанну Златоусту . [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Яаков родился примерно в середине пятого века в деревне Куртам ( ������������������������) на Евфрате в древнем регионе Серух, который представлял собой восточную часть провинции Коммагена (соответствует современным районам Суруч и Биреджик ). . Он получил образование в знаменитой Эдессской школе и стал хорепископом еще в районе Серух, обслуживая сельские церкви Хауры ( ��������������, Ḥaurâ ) . Его пребывание на этом посту продолжалось в период больших неприятностей для христианского населения Месопотамии из-за ожесточенной войны, которую вёл сасанидский император Кавад I в пределах римских границ. [ 5 ]
В 519 году, в возрасте 67 лет, Иаков был избран епископом главного города области, называемого по-сирийски Батнан д-Срух ������������������������������) ( . Поскольку Иаков родился в тот же год, что и скандальный Халкидонский собор , он пережил серьезные разногласия, которые раскололи восточное христианство , что привело к тому, что большинство говорящих на сирийском языке были отделены от византийского общения . Несмотря на то, что имперское преследование антихалкидонитов к концу жизни Иакова становилось все более жестоким, он оставался на удивление молчаливым по таким вызывающим разногласия богословским и политическим вопросам. Однако под давлением в переписке Павла, епископа Эдессы , он открыто выразил недовольство действиями Халкидона. [ нужна ссылка ]
Литературная деятельность
[ редактировать ]Основные жанры, в которых Яков сочинял свои произведения, благодаря которым он сегодня наиболее известен, включают сугёто (стихи-диалоги с акростихом), тургоме (прозаические проповеди для литургических праздников), мадроше и мимре (повествовательные или стихотворные стихотворения без строф). ). [ 2 ]
Проповеди Иакова по повествованию о сотворении мира в книге Бытия были первым гексамероном , написанным на сирийском языке . [ 6 ] Позже Иаков Эдесский также сочинит свой «Гексамерон» . [ 7 ]
Литературная деятельность Якова была непрекращающейся. Согласно Бару Гебрею ( Chron. Eccles. I. 191), он использовал 70 секретарей и написал всего 760 метрических проповедей, помимо толкований, писем и гимнов различного рода. Издание Поля Беджана избранных метрических проповедей (Париж, 1905–1908 гг.), содержащее 146 пьес, все написанные двенадцатисложным размером, и опубликованные в основном посвящены библейским темам, хотя есть также стихи на такие темы, как смерть христианских мучеников , Падение идолов и Первый Никейский собор . [ 8 ]
Из прозаических произведений Иакова, которых далеко не так много, наиболее интересны его письма, проливающие свет на некоторые события его времени и обнаруживающие его привязанность к миафизитству , боровшемуся тогда за господство в сирийских церквях, и особенно в Эдессе, по поводу противоположного учения Нестория . [ 8 ]
Яаков приобрел достаточную репутацию как автор и композитор произведений, что другие начали сочинять произведения и под псевдонимом приписывать их Иакову, одним из примеров является « Песнь об Александре» , предположительно написанная где-то между последней четвертью шестого и первой половиной седьмой век. [ 9 ] [ 10 ]
Политические дела
[ редактировать ]К концу его жизни судьба таких лидеров миафизитов, как он сам, изменилась к худшему с восшествием Юстина I на престол Византийской империи (годы правления 518–527) . В ответ на эти события Иаков составил два письма, и они были составлены в следующем контексте. Сначала, 28 марта 519 года, Юстин принял прохалкидонский текст, известный как «Формула веры» , который был написан папой Хормиздом за несколько лет до этого, в 515 году. Однако Павел Эдесский , епископ Эдессы , отказался подписать текст, который побудил Джастина осадить город в ноябре. Павел был сослан, но через сорок дней ему разрешили вернуться в город в декабре. Сразу после этого Иаков написал Павлу 32-е Послание. В нем он назвал Павла «исповедником» — титул, предназначенный для тех, кого преследовали, но не убили за веру. Иаков считает, что отказ Павла подписать текст был правильным. После того как военачальник по имени Патриций вторгся в Эдессу, Иаков составил свое «Письмо 35» военачальнику города: Бессас . Бессаса хвалят за его веру, которая помогла возвысить город. Иаков признает страдания, которые Бессас перенес за свою веру, и сравнивает его с Авгарем Эдесским , человеком, которому приписывают введение христианства в Эдессе. [ 11 ] К некоторому удивлению, помимо похвалы этим двоим, Иаков также похвалил веру Иустина в своем письме к Павлу: за то, что он позволил Павлу вернуться в город, сравнивая его с Авгарем, описывая его венец, который имеет черты креста Иисуса. и многое другое. [ 11 ]
Другое дело, в котором Иаков был в некоторой степени замешан, произошло во время преследований христианской общины Наджрана при еврейском химьяритском царе Зу Нувасе , что вызвало широкую реакцию в мире сирийского христианства . Между 518 и 521 годами Иаков написал свое «Письмо к химьяритам», чтобы прославить их за веру и стойкость. Этот текст также является единственным сохранившимся литературным произведением, которое было отправлено в доисламскую Аравию . [ 12 ] [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]Особенно известен Иаков своими метрическими проповедями , в двенадцатисложном стихе которых, говорит Бар Гебрей , он составил более восьмисот известных нам. [ 14 ] Лишь некоторые из них были опубликованы в современных переводах, но продолжается серия переводов, которая публикуется Gorgias Press . По состоянию на 2018 год 20% корпуса Джейкоба было переведено, а 33% было передано ученым для перевода. [ 15 ] Самый последний сборник сочинений Иакова — Роджер-Юсеф Ахрасс и Имад Сирьяни, ред., 160 неопубликованных проповедей Иакова Серугского (Дамаск, 2017), 1:xiv – xxiii.
Издания
[ редактировать ]- Джеймс Саругский (1952). Дж. Олиндер (ред.). Письм Иакова Саруганского столько же, сколько осталось . Свод восточнохристианских сочинений, сирийские писатели, т. 57. Лувен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мар Якобус Саругенсис (1905). Паулюс Беджан (ред.). Избранные проповеди Мар-Якоби из Саругенсиса (на сирийском и французском языках). Париж: Отто Харрасовиц.
Переводы
[ редактировать ]Проповеди на конкретные цифры
[ редактировать ]- Мария, мать Иисуса — Иаков Серугский (1998). Мэри Хэнсбери (ред.). О Богородице . Крествуд, Нью-Йорк, США: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 0-88141-184-1 . Также - Джакомо де Саруга (1953). Константин Вона (ред.). проповедь Мариологическая Латеранум: новая серия, ан. 19, нет. 1-4 (на итальянском языке). Рим: Факультет теологии Pontificia Athenaeum Lateranensis.
- Женщины, которых встретил Иисус — Сьюзен Эшбрук Харви; Себастьян П. Брок; Рейхан Дурмаз; Ребекка Стивенс Фалькасантос; Майкл Пейн; Дэниел Пикус, ред. (2016). Проповеди Иакова Саруга о женщинах, которых встретил Иисус . Тексты христианской поздней античности. Том. 44. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-0580-5 .
- Покров Моисея — Брок, Себастьян Пол (1981). «Иаков Серугский на завесе Моисеевой». Соборность/Обзор восточных церквей . 3 (1): 70–85.
- Ефрем Сирин — Иаков Саругский (1995). Джозеф П. Амар (ред.). Метрическая проповедь на святого Мара Ефрема . Восточная Патрология; т. е. 47, обл. 1. Тюрнхаут: Бреполи.
- Симеон Столпник — Харви, Сьюзан Эшбрук (1990). «Мемра о Симеоне Столпнике». Винсент Л. Уимбуш (ред.). Аскетическое поведение в греко-римской древности: справочник . Миннеаполис: Крепость. стр. 15–28. ISBN 0-8006-3105-6 .
- Апостол Фома — Якоб фон Саруга (1976). Вернер Штротманн (ред.). Три стихотворения об апостоле Фоме в Индии . Геттингенские востоковедные исследования I серии, Сирияка; Том 12. Висбаден: Харрассовиц. ISBN 3-447-01720-1 .
- Мелхиседек — Токепарампил, Дж (1993). «Мемра о Мелкиседеке». Арфа . 6 : 53–64.
- Письма — Бу Мансур, Таниос (1993). Богословие Жака де Саруга (на французском языке). Каслик: Университет Святого Духа.
- Апостол Фома в Индии – Иаков Серугский (2007). Д. П. Кертин (ред.). Дворец, построенный апостолом Фомой в Индии . Филадельфия: Далкассиан. ISBN 9798869093387 .
- Аарон Первосвященник — Исцели, Кристиан (2022). Проповедь Иакова Саругийского об Аароне Священнике . Горгиас Пресс.
- Абгар и Аддай — Гибсон, Келли (2022). Проповеди Иакова Саруга об Авгаре и Аддае . Горгиас Пресс.
- Самсон — Миллер, Дана (2021). Проповедь Иакова Саруга о Самсоне . Горгиас Пресс.
- Пол — Хансбери, Мэри; Параккотт, Раджа (2021). Проповеди Иакова Саругийского о Павле . Горгиас Пресс.
- Иона и ниневитяне — перевод частичного армянского перевода ныне утерянной более полной проповеди Иакова. Хилкенс, Энди (2024). «Армянская призывная молитва к ныне утраченной проповеди Иакова Серухского об Ионе и ниневитянах» . Журнал богословских исследований . дои : 10.1093/jts/flae003 .
- Четыре проповеди о творении . Жак де Саруж (1989). Халил Алван (ред.). Quatre homélies métriques sur la creation . Сборник восточнохристианских сочинений. Сирийские писатели 0070-0452; т.214, 215 (на французском языке). Левен: Питерс.
- Проповедь о семи днях творения в переводе Эдварда Мэтьюза-младшего:
- Первый день : Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. Первый день . Горгиас Пресс. 2009. ISBN 978-1607243236 .
- Второй день творения. Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. Второй день . Горгиас Пресс. 2016.
- Третий день. Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. Третий день . Горгиас Пресс. 2016.
- Четвертый день. Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. Четвертый день . Горгиас Пресс. 2018.
- Пятый день. Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. Пятый день . Горгиас Пресс. 2019.
- Шестой день. Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. Шестой день . Горгиас Пресс. 2020.
- Седьмой день. Проповеди Иакова Саруга о шести днях творения. День седьмой . Горгиас Пресс. 2021.
- Гексамерон Иакова Серугского . Мураока, Т. (2018). Гексамерон Иакова Серугского . Питерс.
Другие проповеди
[ редактировать ]- Прозаические проповеди ( тургаме ) — Жак де Саруж (1986). Фредерик Рийе (ред.). Шесть праздничных проповедей в прозе . Восточная Патрология; т. е. 43, часть. 4 (на французском языке). Тюрнхаут: Бреполи.
- Стихотворная поэзия — Брок, Себастьян (2022). Стихи Иакова Серугского: Сборник его Мадроше и Сугьото . Горгиас Пресс.
- Семь проповедей против иудеев шестая принимает форму спора ( ���������������� sāḡiṯâ , из которых ) между олицетворениями Синагоги и Церкви — Жак де Саруж (1976). Мишлин Альбер (ред.). Проповеди против евреев . Восточная Патрология; т. е. 38, часть. 1 (на французском языке). Тюрнхаут: Бреполи.
- В господские праздники — Иаков Серугский (1997). Томас Коллампарампил (ред.). Выберите праздничные проповеди . Бангалор и Рим: Дхармарам и Центр индийских и межрелигиозных исследований.
- По поводу рыжей телицы — Алибертис, Деметриос (2022). Проповедь Иакова Саругийского о красной телице и распятии Господа нашего . Горгиас Пресс.
- Божья любовь к человечеству и справедливым — Сирджи, Доминик (2022). Проповедь Иакова Саруга о любви Божией к человечеству и праведности к Богу . Горгиас Пресс.
- Ищу над тьмой внешней — Сирджи, Доминик (2022). Проповедь Иакова Саруга о слове Павла искать то, что вверху, и о тьме внешней . Горгиас Пресс.
- Эдесса и Иерусалим — Лупстра, Джонатан (2021). Проповедь Иакова Саругийского об Эдессе и Иерусалиме . Горгиас Пресс.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Брок, Себастьян (2011). «Якуб из Серуга» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание .
- ^ Jump up to: а б с Шатонне и Деби 2023 , с. 150–151.
- ^ Форнесс 2022 , с. 156.
- ^ Форнесс 2022 , с. 156–157.
- ^ Маклин 1911 , стр. 114–115.
- ^ Тумара 2024 , с. 170.
- ^ Ромени 2008 , стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б Маклин 1911 , с. 115.
- ^ Рейнинк, Геррит Дж. (2003). «Александр Великий в сирийских «апокалиптических» текстах седьмого века». Византинороссика . 2 : 150–178.
- ^ Тесей 2023 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Форнесс 2022 .
- ^ Форнесс 2019 , с. 115–131.
- ^ Дурмаз 2022 , с. 75.
- ^ Самый ранний свидетель - фрагментарный палимпсест из Месоптамии, ранее хранившийся в Дейр-эль-Сурьяне, Египет, см. Кристу Мюллер-Кесслер (2020). «Проповедь Иакова Серугского о Сретении во храме в раннем сирийском палимпсесте (BL, Add 17.137, № 2)». АРАМ 32: 9–16.
- ^ Горгиас Пресс (28 июня 2018 г.). «Иаков из Саруга в английском переводе» .
Источники
[ редактировать ]- Шатонне, Франсуаза Брикель; Деби, Мюриэль (2023). Сирийский мир: в поисках забытого христианства . Издательство Йельского университета.
- Дурмаз, Рейхан (2022). Истории между христианством и исламом: святые, память и культурный обмен в поздней античности и за ее пределами . Издательство Калифорнийского университета.
- Форнесс, Майкл (2019). Проповедь христологии на римском Ближнем Востоке: исследование Иакова Серугского . Издательство Оксфордского университета.
- Форнесс, Филип Майкл (2022). «Верные правители и богословские отклонения: Ефрем Сирин и Иаков Серугский о римском императоре». В Форнессе Филип Майкл; Хассе-Унгехойер, Александра; Леппин, Хартмут (ред.). Добрый христианский правитель в первом тысячелетии . стр. 141–167.
- Ромени, Бас Тер Хаар (2008). «Иаков Эдесский о Бытии: его цитаты из Пешитты и его пересмотр текста». В Ромени, Бас Тер Хаар (ред.). Иаков Эдесский и сирийская культура его времени . Брилл. стр. 145–158.
- Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета.
- Тумара, Небойша (2024). «Творение в сирийском христианстве». В Горонции, Джейсон (ред.). Справочник T&T Clark по доктрине творения . Издательство Блумсбери. стр. 164–175.
свободном доступе : Маклин, Норман (1911). « Яаков из Серуга ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 114–115.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вДальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кираз, Джордж (ред.). Иаков Серугский и его времена: исследования сирийского христианства шестого века . Горгиас Пресс, 2010.
- Форнесс, Филип Майкл. Проповедь христологии на римском Ближнем Востоке: исследование Иакова Серугского . Издательство Оксфордского университета, 2019.