Jump to content

Материнские кланы Серер

(Перенаправлено с Matriclan )

Материнские кланы Серер или матрикланы Серер ( Серер : Тим [ 1 ] или Тема ; Ндут : Кровь [ 2 ] ) материнские кланы народа серер Сенегала Мавритании , Гамбии и . Сереры оба по отцовской линии ( simanGol [ 3 ] или Симангол [ 4 ] ) и матрилинейный. [ 5 ] [ 6 ] Наследование зависит от характера наследуемого актива – т.е. является ли это материнским активом , который требует материнского наследования ( ƭeen yaay [ 5 ] или тогда дааа [ 1 ] ) или отцовский актив, требующий отцовского наследства ( кукарла ). [ 5 ] Женщина Серер играет жизненно важную роль в королевских и религиозных делах . В доколониальные времена, вплоть до отмены монархий, король Серер должен был короновать свою мать, тетю или сестру по материнской линии как Лингир (королеву) после своей коронации . Это вновь подтверждает материнскую линию, к которой они оба принадлежат ( Тим ). Лингир была очень могущественной и имела собственную армию и дворец. Она была царицей всех женщин и председательствовала на женских делах . С религиозной точки зрения женщина Серер играет жизненно важную роль в религии Серер . Как члены класса жрецов Серер ( Сальтиги ), они входят в число хранителей религии, науки, этики и культуры Серер . Есть несколько матрикланов Серер; здесь перечислены не все из них. Союз матрикланов для достижения общей цели был и остается очень распространенным явлением. Один и тот же клан может называться по-разному в зависимости от того, в какой части страны Серер он находится. Некоторые из этих матрикланов составляют часть мифологии Серер и династической истории. Мифология некоторых из этих кланов проводит параллели с повествованием о сотворении мира Серера, которое утверждает, что: первым человеком, который был создан, была женщина . Многие Сереры, придерживающиеся принципов религии Серер, верят, что эти повествования содержат глубокие истины исторического или доисторического характера.

Терминология

[ редактировать ]
  • В Серере Тим (правильнее: или Тим [ 4 ] ) означает матриклан [ 7 ] или материнское происхождение человека. [ 4 ] Термин о тим оле (вар: тим ола [ 4 ] ) означает матриклан [ 8 ] или фамилия семьи по материнской линии. [ 4 ] Название семьи по отцовской линии (т.е. фамилии ) называется Симангол . Это имя, которое носят Серер, например: Саин, Джуф, Фэй, Сарр, Нгом, Нджие, Ндур, Сенгор и т. д. ( см. в разделе Отчества Серер и фамилии Серер варианты написания в Гамбии и Сенегале ). Сереры билинейны, то есть отцовские и матрилинейные . Подробнее об этом см. в этих статьях, а также в фамилии .
  • Главу матриклана зовут Токур (или Токор ). Токур обычно очень старый мужчина (старший мужчина в клане) и довольно важная фигура в материнской семье. [ 9 ]
  • ƭ твоя мать [ 5 ] или тогда ура (var : тогда ура [ 7 ] ) — означает материнское наследование [ 5 ] или матрилинейность [ 7 ] в зависимости от контекста.
  • Андок я — буквально означает материнский дом (или хижина ). [ 6 ] В историческом смысле это также может означать всех тех, кто ведет происхождение от прямого предка по материнской линии. [ 6 ] Альтернатива по отцовской линии — mbin (как в Mbin Semou Njekeh — см. Королевский дом Сему Ньеке Джофа ). Все члены дома этой матери принадлежат к одному матриклану. [ 6 ] [ 7 ]
  • Маасир ( собственно Серер ), также называемый Калир (вар: Кал ), представляет собой шутливые отношения между различными отчествами одной и той же этнической группы (например, между семьей Фэй и Джуф , которые оба этнически являются Серерами) или между двоюродными братьями по отцовской и материнской линии (т.е. между кем-либо и потомками его/ее дяди по материнской линии или тети по отцовской линии). [ 10 ] Термин Гамо (от слова Серер Gamahou или Gamohou , которое имеет религиозную коннотацию Серера). [ 11 ] ) используется с той же целью, но между разными этническими группами (например, между серерами , йола и тукулерами , а также фула). Гамо — правильный термин для описания этих межэтнических шутливых отношений, хотя часто можно услышать, что его заменяют терминами маасир , калир или кал . В традициях этих групп — это исторические союзы между их предками , иногда скрепленные кровью. Эти исторические пакты диктуют, что эти группы обязаны помогать друг другу в трудные времена; воздержался от пролития чужой крови; давать советы или даже оскорблять друг друга в шутливой форме, при этом получатель не переходит в обиду. В большинстве случаев их потомки соблюдают этот древний протокол до настоящего времени, особенно между народами Джола и Серер, у которых есть древние отношения . Эта традиция, которая присутствует между патрикланами Серер и в культуре Сенегамбии , также присутствует среди матрикланов Серер. Это исторические союзы, которых до сих пор придерживаются их потомки. [ 10 ] Подробнее об этом см. Серер-Маасир .

Serer matriclans можно разделить на два типа:

1. Те ​​кланы, которые являются Серерами по происхождению — по родословной. Их обычно почитают в религии Серер и/или легендах или мифологии , и они составляют часть древней и династической истории Серер (только если они основали материнскую династию). Как правило, это довольно старые кланы, и многие из их исторических повествований утеряны для истории. [ 12 ]
2. Те, кто ассимилировались с культурой Серер посредством брака (как было заявлено, были присвоены) - обычно являются частью династической истории Серер, особенно средневековой истории Серер , но не имеют никакого отношения к религии Серер, легендам, мифологии или древней истории. В некоторых случаях некоторые из этих кланов пытаются повысить свою мифологическую легитимность, присоединяясь к прото-Серерским матрикланам или принимая в качестве тотемов объекты, закрепленные в мифологии Серер. [ 13 ]

Матрикланы Серер можно разделить на группы. Например, :

1. Группа Куфан (вар: Тиофан или Тиофан ) —: т.е. матрикланы Куфан (сам по себе матриклан), Сиань , Педиор , Таа'бур (или Табор ) и Джолакс (вар: Диола ). [ 14 ]

Матрикланы Серер и роль женщин Серер неразрывно связаны с Серер космогонией и религией . [ 15 ] В их космогонии верховное трансдентальное божество Руг (или Кукс у кангинов ) создало женщину раньше, чем мужчина был когда-либо создан из той же божественной плаценты. В религиозной символике и числах Серер женщины имеют одно и то же число с Ругом ( число 3 ). Число 3 представляет небесный мир в символах и «числах» Серера. В их повествовании о создании утверждается , что существовало три мира, три части космоса и три основных элемента . [ 16 ] Женщины также связаны с Божественным, создавшим Вселенную посредством ее божественных женских принципов. [ 15 ]

Ритуальный контроль над морской жизнью, такой как морская соль и рыба, а также над дождём и реками, включая огонь (для сельскохозяйственных угодий ), приписывается первым матрикланам Серер. [ 12 ] Многие из матрикланов прото-Серер обитают в старых деревнях Маленького Кота в стране Серер . [ 12 ] Фаойе ( вар : Фа-ой , местность Сине-Салум , расположенная примерно в 25 км к югу от Фатика ) также богата традициями , как и Накхар (или Ниакхар). Фиджор, Джуфаан, Каре-Каре, Менгин, Раабур, Рик, Симала, Ваале, Вагаду, Йил и т. д. [ 17 ] Эти матрикланы были интегрированы в королевства Сине и Салум . Предполагается, что их первоначальная роль носила религиозный характер. [ 12 ] Как и патрикланы Серер (см. Семейство Джуф ), каждый матриклан Серер имеет связанный с ним тотем , укорененный в природе или окружающей среде. [ 18 ] Серер Ндут называют предками элементы среды, с которой связаны их матрикланы, и они отличаются от патронимических тотемов, которые связаны с запретами и табу, налагаемыми на человека целителями Серер и классом жрецов . Эти верования до сих пор распространены, особенно на похоронах, на которых ожидается проявление этих «предков», а также когда тотемический вид ( животное ) нуждается в защите. [ 18 ]

Многие семьи Серер могут перечислить свою материнскую генеалогию , по крайней мере, до десяти поколений от самого старшего из ныне живущих членов клана. [ 6 ]

Группа Серер и матрилинейность

[ редактировать ]

Этническая группа серер очень разнообразна и включает в себя: сикс ( произносится как сех , т.е. сирир сиин, самая многочисленная среди группы серер), ндут , саафи , лаалаа , палор , полдень , ниоминка и т. д. Все эти люди этнически сереры, хотя некоторые из них могут говорить на языке кангин, а не на языке серер или сирир сиин . Кангин не является диалектом Серера. Подробнее об этом читайте в разделе « Люди Серера» и других соответствующих статьях. Каждая из этих групп имеет свой способ стратификации своей матрилинейной системы. Географическое распространение группы Серер также объясняет различные названия, используемые этими группами для обозначения матрикланов Серер, а также различия в языке. Однако матрикланы, как и этнические группы, все взаимосвязаны, и во многих случаях различия незначительны. Матрикланы ндут также поселились в стране Палор (также называемой Сили , что означает Серер) . на их языке [ 19 ] ) в течение длительного времени, и их материнские линии все еще имеют права на землю и дальних родственников среди Палор, а также родовые кладбища в стране Палор. То же самое справедливо и для группы Serer. [ 20 ] Люди Лебу также имеют происхождение от Серер, и для них характерно иметь обе фамилии Серер, а также принадлежать к одному из матрикланов Серер. Многие из духов предков Лебу на самом деле являются Серер Пангул (см. Салтиг ). Палоры и Ндут обитают в Кайоре ; Саафи, Полдень и Лаалаа в Баоле ; [ 20 ] Секс в Сине , Салуме (который включает Нижний Салум — современную Гамбию , а также внутренние районы Гамбии) и Мавританию , Ниоминку вокруг границы Гамбии и Сенегала.

В следующей таблице представлены некоторые вариации матрикланов среди Палор, Ндут, Саафи, Лебу и Сикс :

Кланы Палор Кланы ндут Чистые кланы Кланы Лебу Секс кланы
Ууууд Ууууд Ууууд Юр -
Медленно Медленно Медленно - -
Джо - Джо - Кофа (вар: Coofaan)
Сопротивление - клетки - Быть ослепленным
Юкам Юкам Йокам Йокам (Думбуур) Багаду или Багаду (более известный как Вагаду) [ 21 ]

Роль Токура

[ редактировать ]

Токур или ( Токор [ 9 ] ) — глава материнского рода, обычно пожилой мужчина. Он накапливает и сохраняет активы материнской линии на благо всего матриклана и играет важную роль в женитьбе своих племянников и племянниц по материнской линии . [ 9 ] Слово токур происходит от серерского слова tokoor Fee , что означает дядя по материнской линии. [ 22 ] Еще одно производное от токура «Такор» , которое также является именем Серера и именем дяди по материнской линии. [ 4 ] В большинстве домов Сереров есть древние артефакты, будь то материнские или отцовские активы. [ 5 ] [ 23 ] Некоторые из них религиозны по своей природе, другие относятся к материальному миру . [ 5 ] [ 23 ] Каждый член семьи несет ответственность за приобретение сокровищ ( халяль в Серере ), чтобы увеличить богатство клана. [ 6 ] Некоторыми из этих сокровищ или активов могут быть драгоценности , домашний скот , механическое оборудование, земля , мебель и т. д. [ 5 ] [ 6 ] [ 23 ] Подобно отцовскому активу, материнский актив конкретного матриклана определяет их «коллективную силу» и богатство, которые могут быть использованы в определенных случаях, таких как браки, церемонии наречения или в трудные времена. Не все нарисовано. Некоторые из этих активов или сокровищ слишком ценны для матриклана и составляют часть их семейной истории, например, драгоценности и земля (см. Ламане и Ламане Джеган Джуф ). [ 6 ] Ответственность Токура заключается в том, чтобы обеспечить разумное и правильное использование этих активов. Накопленные активы редко, если вообще используются, «используются для воспроизводства средств производства». Вместо этого они составляют часть общих активов для целей материнского наследования ( ƭeen yaay ). Наследник является лишь администратором или хранителем этих активов в пользу сонаследников. Ему запрещено отвлекать материнское богатство от той деятельности, которая может принести пользу сонаследникам. [ 6 ] По старой традиции Серер и сегодня крупный рогатый скот составляет значительную часть выкупа за невесту . В результате многие матрикланы Серер увеличили свое богатство и власть за счет скота. [ 6 ]

[...] богатство, достигнутое первоначально за счет индивидуального накопления, как в случае с Агни , или путем объединения, как в случае с Серером , в конечном итоге приводит к коллективному накоплению, которое сохраняет «власть» сообщества сонаследников. В долгосрочной перспективе конкуренция и дифференциация происходят между матрилинейными родами, а не между отдельными людьми, и их лучше представить с точки зрения «власти» – включая демографическую силу и символическую власть – чем с точки зрения «богатства». [ 6 ]

Жан-Марк Гастелло

матрикланы

[ редактировать ]

Есть несколько материнских кланов Серер. Список кланов, приведенный ниже, не является исчерпывающим. Многие из них впоследствии основали королевские династии в Сенегамбии или стали частью королей региона Сенегамбия. Не все матрикланы Серер основали королевские династии. Другие носят более мифологический характер.

Жесткая линия, Рик и Гоголь

[ редактировать ]

Матрикланы Гаре Каре (варианты: Гаре Каре , единственное число : Каре Каре или Каре Каре ) и Рик (единственное число : Тик ) — два старых матриклана Серер, закрепленных в легендах о Серере, особенно Гаре Каре, чаще упоминаемые в научных статьях как : Каре Каре (согласно французскому написанию в Сенегале). Матриклан Гарех Карех - один из наиболее известных матрикланов Серер. По легенде этих двух родов, они оба произошли от одной матери, но разошлись после несчастья. Их расхождение поясняется пословицей: « что посеешь, то и пожнешь ». [ 24 ] По состоянию на 1983 год общая численность клана Гарех Каре в округе Чахар составляла 1127 человек, а Рик - 1336 человек. В Баоле Гаре Каре зовут Гоголями. [ 13 ]

Легенда о Гаре Каре и Рике

[ редактировать ]
Тотемом является этого матриклана саванна варан , разновидность варана . [ 25 ] [ 26 ]

Эти два Тима произошли от одной матери. [ 25 ] Их тотемным животным является варан саванны. [ 25 ] [ 26 ] - отпуск [ 26 ] (и/или игуана [ 25 ] ). Рикам также запрещено прикасаться к дереву guiera senegalensis — ( священному дереву Нгуу ). [ 26 ]

Когда их предки собирались умереть в кустах от жажды, их провожала игуана, которая забиралась на дерево баобаба и утоляла свою жажду дождевой водой, собравшейся в полой камере баобаба ( мбудай-баак [ 27 ] или хаак [ 28 ] ). Именно это животное привело их к источнику воды, чтобы утолить жажду, и с тех пор стало тотемом этого семейства. Далее в легенде говорилось, что предки этой семьи с тех пор обладали необычайной силой противостоять смерти . [ 24 ]

После голода и болезней, опустошивших их сообщество, предки матриклана Гарех Каре держались подальше от смертных останков, чтобы не допустить, чтобы члены их матриклана постигла та же участь. Родители, принадлежащие к другим матрикланам ( Тим ), пошли отдать последний долг умершим. Матриклан Гарех Карех, обладавший техникой сопротивления смерти, применил свои силы, чтобы предотвратить смерть других семей. Все старшие сыновья семьи Гарех Каре организовали процессию от входа в семейный дом до погребальных камер, чтобы преградить путь смерти. Четыре раза ( цифра 4 — символ мужского мира в Серере — числа и символика ) для мужчины и трижды для женщины ( цифра 3 — символ женского мира в Серере — числа и символика) они совершали это перемещение неся в руках палку дерева Ндуй (собственно: Ндо'ой , [ 29 ] Вариант: Я [ 30 ] Сенегальский детариум [ 29 ] [ 30 ] ), которые они начали ударять вместе в синкопе . На последнем круге они ударили палкой по крыше погребальной камеры, чтобы не дать болезни, которая убила их отца из другого матриклана, причинить дальнейший хаос в семье. Раскол двух матрикланов произошел после голода. Во время голода женщина из Каре-Каре обратилась за помощью, которая была ей предоставлена, но с презрением и унижением. [ 24 ] Однажды донор Каре Каре послал маленькую девочку с калебасом и сказал: [ 24 ]

У Серера : «Рети не может тебя бояться».
Перевод: «Несу калебас, штучку». [ 24 ]

Назвавшись «мелочью», группа отделилась и заявила, что их матриклан отныне будет называться Рик . Термин Рик означает «маленькая вещь» . [ 24 ] Это замечание является уничижительным замечанием, сделанным по отношению к другим членам семьи, но не обязательно направленным на маленькую девочку, принадлежащую к другому матриклану (тому, что стал Риком ) . В классическом учении Ндут критикуются оба матриклана. Есть особая об обрезании песня , которая клеймит бедность Рика и алчность Гаре Каре «в одном катрене без уступок». [ 13 ] :

В этом случае :

«Рик — паанга
расправь свои крылья
Гаре Каре [Гаре Каре] мбааксер,
Мне жаль!" [ 13 ]

Перевод :

Рики доели своих коров,
И убить ребенка!
Гаре Каре ничего не стоит!
Они убивают быка !
Самцы капских воробьев .

Как и Гаре Каре, Джолакс (вар: Диола , единственное число : Колакс [ 24 ] ) — один из старых матрикланов Серер. Однако, в отличие от Гарех Каре, этот матриклан, согласно легенде Серера, является одним из самых устрашающих из-за их длительного участия в оккультизме и сверхъестественных способностей, позволяющих использовать нежелательную магию, если они обнаруживают в этом необходимость. [ 24 ]

Их тотем — африканский воробей . [ 26 ] Именно от этого животного они и получили свое название — Джолакс (воробей). [ 24 ] [ 26 ] Сообщается, что в этом матриклане не так много членов. по состоянию на 1983 год только 375 человек являются членами этого матриклана, в основном сосредоточенного в округе Чахар Сообщается, что Сенегале ). [ 24 ] Джолакс вместе с кланами Сиань, Педиор и Таабур классифицируются как часть группы Куфаан (вар: Тиофане или Тиофан ). [ 14 ]

Симала — один из трех основных матрикланов Серер, два других — Фатик и Койе (вар: Койе ). Сималу также часто называют «людьми моря » . Все, что известно об этом матриклане, происходит из устной традиции Серера. Согласно традиции, предками этого клана были сереры Каабу. Их предки пришли из Каабу морем. Переправившись по рекам Каабу к морю, они обогнули Атлантическое побережье вокруг севера, как раз до дельты Салума . Оттуда они направились к Мариго. [ 31 ] Симала — выше по течению от Н'Дангана . Именно там они решили поселиться и основали деревню Симал в излучине Риаса . [ 13 ] [ 32 ] Их самые ранние потомки позже распространились в доколониальное королевство Сине , живя вокруг Фатика , к северу от города Фатик . Симала и их союзники ( маасы ) в совокупности составляют самую плотную численность населения всех времен . В окрестностях Сани в Сенегале они в совокупности составляют 43,29% от общей численности населения, а в округе Ньяхар - около 20,81% (по оценкам 1983 года). Однако симала не так широко представлена ​​на севере Сине. В Королевстве Баол , где они также присутствуют, их клан называется Рада Рада . Тотем этого семейства — черная змея ( Саамаанд ). [ 13 ] Эта матрилинейная семья, которая живет рыбной ловлей, имеет давнюю связь с морем . Их предки поклонялись морю , что многие из них делают и по сей день. [ 32 ] Традиция гласит, что смерть Сималы приносит простуду . [ 4 ] [ 26 ] [ 32 ]

Усталость

[ редактировать ]

Существует несколько ветвей матриклана Фатик (или Фатик ), которые распространились от Королевства Сине до Салума и за его пределами (см. ниже: Сиань, Ксутер, Сиванья и Фата Фата). Как и Симала, это один из основных выпускных экзаменов Серера. [ 13 ] Город Фатик в Сенегале и одноименный регион получили свои названия от термина Серера «Фати Убадик» , что означает «нам еще многое предстоит сделать». [ 33 ]

Сиан, Ксутер, Сиванья и Фата Фата

[ редактировать ]

Эти четыре матриклана принадлежат к одному семейству. Их называют по-разному в зависимости от того, в какой части страны Серер вы находитесь. В Королевстве Сине их называют Сиань ; в Королевстве Баол их зовут Ксутер ; в Маленьком Коте их называют Сиванья или Фата Фата . Имя Фата Фата часто встречается в научных трудах. Как группа, их повествование можно найти в легенде о Сиань, которая утверждает, что тотемным животным их клана является пеликан . [ 34 ] Сиванья и Фата Фата раньше принадлежали к одному матриклану. Разделение этого матриклана произошло, когда их предки начали ссориться из-за рыбы ( кефали точнее, , называемой в Серере «карокс» ). Разделив рыб между собой, они потом разошлись навсегда, отсюда и разные названия. Их обычай гласит, что членам этого матриклана запрещено есть любую часть дерева Ньендже ( erythrina senegalensis). [ 35 ] — часть эритрины могут привести к нервному срыву у представителей этого рода. ), листья которой , по их поверьям, [ 34 ] В совокупности их общее количество в Ниакхаре по состоянию на 1983 год, как сообщается, составляет 1590 человек, что делает их шестым по значимости матрикланом Серер с точки зрения численности. [ 34 ] Помимо тотема, сиванья также запрещено прикасаться к нильскому варану ( cas ). [ 26 ]

Фата Фата также называют Пата Фата (вар: Патафата [ 32 ] ), Пата Пата или Патик . [ 36 ] основал Матиклан Патик деревню Нирохмол , ныне практически заброшенную деревню Диокул в доколониальном королевстве Серер Салум . [ 37 ] Как и в случае с некоторыми матрикланами Серер, патик называют по-разному в зависимости от региона. Среди Серер Ниоминка (подгруппа Сереров) Гандула этот матриклан называется Пата Пата. В других частях страны Серер, таких как Боярд, Диоффиор и Фадиал, матриклан называется Фатик или Фатик . [ 37 ] Пата Фата вызывает миф о героине Банде Намбо (вар: Band Ñambo), которая сама связана с зачислением в Пата Пата или Пата Фата (т.е. Фата Фата). Это термины, используемые Серерами Салума для обозначения матриклана Фатик ( Синуса ). [ 38 ]

Банде Намбо была членом отцовской линии Серер Сарр и материнской линии Пата Фата. [ 39 ] Она была не основательницей этого матриклана, а одной из матриархов Серер . Она считается принцессой или основательницей Гандуна . [ 40 ] В то время как матриклан Симала ассоциируется с морем, Пата Фата считаются хозяевами соленых вод ( фата ). [ 32 ]

Койе (вар: Койе или Койер ) составляют третий из трех основных матрикланов. Их обычно называют «людьми суеты » . [ 13 ] По состоянию на 1983 год Койе, Фатик и Симила в совокупности составляют 20,81% жителей округа Чахар. [ 13 ]

Цегандум и микробы

[ редактировать ]

Историческое повествование о Цегандуме (вар: Tiégandoum , [ 41 ] множественное число : Джегандум ) и Кагав (множественное число : Гагав ) встречается в герменевтике религии Серер и традиций . Многие полагают, что это два прото - матриклана Серер. [ 42 ] [ 43 ] Основные элементы исторического повествования этих двух резюмируются следующим образом :

1. Человек занимается каннибализмом по незнанию, [ 43 ] [ 44 ]
2. Вмешивается Руг , высшая трансцендентная принципиальная сущность (которого некоторые кангины считают Куксом ), [ 43 ] [ 44 ]
человеку предоставляется 3. В религии Серер высшая духовная честь . [ 43 ] [ 44 ]

Легенда о Цегандуме и Кагау

[ редактировать ]

Матриклан Цегандум раньше жил с Кагау . Однажды голод разразился . Два члена этих матрикланов прошли большое расстояние (сопровождая друг друга) в поисках еды. Из-за голода и усталости Цегандум упал на землю и не смог двигаться. Член клана Кагау был бессилен помочь своему товарищу, потому что поблизости не было еды. Он уложил своего спутника и попросил его подождать, пока он пойдет искать еду. Отойдя на некоторое расстояние от вида своего спутника, он отрезал себе кусок бедренной мышцы, разжег себе огонь, приготовил человеческое мясо и отнес его на съедение своему спутнику (Цеганду). Цегандум съел его, не зная, что ест человеческое мясо. Восстановив силы, они оба отправились дальше. Пройдя некоторое расстояние, кагау начал терять кровь и внезапно потерял сознание. Цегандум спросил его, в чем проблема, и Кагау ответил следующим образом :

Мясо, которое вы съели, чтобы спасти свою жизнь. Именно эта рана мешает мне идти.

Цегандум не смог спасти своего спутника от его состояния. В этот момент вмешался Руг , верховное божество религии Серер, и открыл небеса. Начался сильный дождь . Эта святая вода не только накормила их, но и залечила рану Кагау. [ 43 ] [ 44 ] С этого дня в устной традиции Серер матриклан Гагау обычно называют Туманным Ругом , термином, означающим родственников и друзей Руга. Хотя у Руга нет двоюродных братьев или родителей , религия Серер и устные традиции поддерживают близость между кланом Гагав и Божественным. Они оба утверждают, что «матриклан Гагав был первыми поклонниками Руга и первыми, кто обладал сверхъестественными способностями творить чудеса ». Далее они заявили, что «в тот день, когда умрет весь клан Гагау, осадков больше не будет». [ 43 ] [ 44 ] У Джегандума есть два тотема: змея , называемая Коком в Серере, и полосатый бык ( Мбак ). [ 43 ] Им также запрещено работать по воскресеньям, но считается, что это недавнее дополнение. [ 26 ] В округе Чахар проживает не менее 1744 и 2050 жителей, согласно данным матрикланов Джегандум и Кагав соответственно (данные за 1983 год). [ 43 ]

Хотя повествование о Цегандуме и Кагау прочно закреплено в религии и традициях Серер, другой матриклан, известный как Багаду или Багаду в Серере и чаще называемый Вагаду (или Вагаду), привносит иное измерение в устоявшееся повествование. По мнению сторонников матриклана Багаду, историческое приключение после голода произошло между Кагау и Багаду (а не Цегандумом). Однако это не общепринятая точка зрения . Матриклан Багаду был материнской династией в средневековой династической истории Серера и Сенегамбии (см. Вагаду и Джаафун ниже). Они не имеют никакого значения в религии Серер. Пытаясь связать багаду с кагау, это просто рассматривается как попытка придать религиозную легитимность багаду. Однако предполагается, что три матриклана Кагау, Сегандум и Багаду являются союзниками. [ 43 ]

Этот матриклан связан с ранним предком из семьи Джуф , и в Фаойе (в Сенегале ) главой этого матриклана до сих пор являются члены отцовской линии Джуфа (по состоянию на 2002 год). [ 45 ] Подобно их ламаническому предку по отцовской линии , который связан со святым Серера, то есть судьей Фангулом, Лунгуном Джуфом , [ 46 ] этот матриклан почитается и в религии Серер , в частности, через Серер Пангул . Хотя Фангул [ 47 ] Нголум Джуф (еще один фангул из этого семейства) — один из тех древних пагулов, требующих кровавого жертвоприношения (т.е. скота ), тотем этого матриклана запрещает кровавое жертвоприношение. [ 48 ]

Происхождение этого клана — Манде . В течение нескольких столетий (то есть со времен средневековья ) этот матриклан заключал столько союзов со многими матрикланами Серер, сколько мог, посредством брака. [ 49 ]

Соос (или Сос ) стали настолько «сереризированными» и ассимилированными, что большинство аспектов их происхождения манде были утеряны. Ассимиляция Сооса культурой Серер рассматривается некоторыми учеными как явное свидетельство сильной культуры Серер. Тем не менее, Соос - это немногие из тех матрикланов, которые стали Серерами в результате брака, но тем не менее пользуются большим уважением, особенно в устной традиции Серер. Сус — один из самых известных матрикланов Сереров. На протяжении нескольких столетий они стали постоянным элементом культуры и страны Серер. [ 49 ] По их традиции, соосу запрещено прикасаться к куропатке ( ceбel по-серерски). [ 4 ] [ 26 ] или нильский варан ( cas в Серере). [ 26 ]

Матриклан Пеоор — один из старых матрикланов Серер, которые, как полагают, обладали священной властью, особенно над окружающей средой, в частности над морской жизнью. Предполагается, что этот матриклан обладал огромной экономической властью вплоть до прибытия геловаров в Сине (в 1335 г.). [ 50 ] ). [ 32 ] Матриклан Пеоор приобрел значительные поместья в стране Серер, особенно в Сине. [ 32 ] Выжигание леса с целью приобретения имений ( дай или ламанатов ) было очень распространено среди этой семьи. Согласно традиции Серер, этот матриклан считается повелителем огня и дождя , и эти роли в основном отведены древним ламанам или ламаническому классу и сальтигам соответственно. [ 51 ] Это делает их одними из немногих, если не единственными матрикланами, которые связаны с «владением огнем и землей», которые обычно ассоциируются с Ламанесами, которые сами считаются хозяевами Земли , унаследованными по отцовской линии. Далее традиция гласила, что присутствие члена клана активирует огонь, и его смерть будет сопровождаться дождем, остановить который могут только их жрецы ( яал пангол ). [ 32 ]

Каксанора

[ редактировать ]

В некоторой степени связан с матрикланом Пеоор, прото-Матрикланом Каксаноры (варианты: Каксанура [ 26 ] или Таханора [ 4 ] ) в мифологии и легендах Серера наделены сверхъестественными способностями. Согласно их мифу, когда-то считалось, что они обладают властью управлять морем и ловить рыбу в Фадиуте и к югу от Пальмарина , где они присутствуют до сих пор. Их жрецы должны были окунуться в реку, чтобы принести подношения Фангулу Мама Нгеку , живущему в объятиях морей Джоала и Фадиута . Этот обычай до сих пор практикуется первосвященниками этого клана. Мама Нгек, сверхъестественное существо, ритуально почитается для увеличения рыболовства или во время засухи . [ 32 ] Подобно Гаре Каре и Рику (см. выше), Каксаноре запрещено прикасаться к варанам саванны (он тотемический). [ 4 ] [ 26 ]

Каксаноры связаны с матрикланом Пуфун , а также с кланом Куфаан из Салума. Их считают одним кланом. Они просто расширились и приняли разные имена. [ 4 ] В то время как смерть сималы, согласно мифу Серера, приносит простуду, смерть каксаноры приводит к гибели рыбы, разбросанной вдоль береговой линии . [ 4 ] [ 26 ]

Вагаду и Джаафун

[ редактировать ]

Вагадус (Серер: Багаду , другие варианты Вагаду или Угаду ) первоначально происходили из Королевства Вагаду в эпоху раннего средневековья , связанного с королем Кая Маганом Сиссе, чьи потомки основали Империю Ганы (см. Люди Сонинке ). [ 52 ] [ 53 ] Принцессы Вагаду были выданы замуж за представителей знати Серер, таких как семья Джуф и т. д., и они совместно управляли Королевством Баол вместе с другими доколониальными государствами Сенегамбии . [ 54 ] [ 55 ] К 1350 году материнская династия Вагаду распалась во многих странах Серер, особенно в Сине. Однако они продолжали править во многих частях Сенегамбии, включая Баол и Кайор . Мать первого «настоящего» [ 56 ] Дамель из Кайора — Амари Нгоне Собелл Фолл (или Амари Нгоне Собел Фолл) была вагаду. Ее звали Лингир Нгоне Собелл Нджие. [ 57 ] (из семьи Нджие ). [ 58 ] Как и геловары (см. ниже), этот матриклан был ассимилирован с культурой Серер через брак. [ 54 ]

Вагадусы Сине связаны с Локам матрикланом Джоала и Ваганом (собственно Серер: Ваган). [ 26 ] ) клан Салум. Хотя кланы Локам и Ваган берут свои названия от языка Серер, их обычно считают одним и тем же кланом или дальними родственниками Вагадус. [ 4 ] Вагаду не имеют никакого значения в древней истории , мифологии или религии Серер (см. легенду о Цегандуме и Кагау выше). [ 43 ] однако они составляют значительную часть истории Серера средневековой и династической . Булег постулирует, что Джаафуны (собственно Серер: Джаафун , другая вариация: Диафуне [ 59 ] ) являются сонинками и, таким образом, связаны с вагадусами. [ 60 ] Далее он предположил, что они (Джаафуны), возможно, взяли свое название от государства Сонинке Джаафуну, расположенного на юго-западе Вагаду, основанного сыном основателя Вагаду в средневековую эпоху. [ 60 ]

Хотя оба они не имеют значения с точки зрения религии или мифологии Сереров, [ 43 ] В стране Серер они приняли в качестве своего семейного тотема дерево Мбос или Мбоосе, одно из священных деревьев, закрепленных в космогонии Серер и классических учениях Ндут . [ 61 ] Джаафуны, как и их родственники Вагаду, являются одним из средневековых матрикланов Серер с сильными королевскими связями, особенно с Королевством Баол. [ 62 ] где они женились на родословной Серер, правившей под титулом Серер Тейн . [ 63 ]

возникла Материнская династия Йоос из доколониального королевства Серер Сине . Самый ранний зарегистрированный предок клана Джус - Лингир Фатим Бей (ок. 1335 г.). Ее внучка — Лингир Ндойе Демба основала эту династию в Ваало в 14 веке (ок. 1367 г.) после того, как ее выдали замуж за короля Ваало — Брака Чаака Мбаара. Династия Йоос в Ваало просуществовала почти 600 лет и рухнула в 1855 году, когда Ваало перешел к французам. Джус как матриклан восходит к ламаническим временам.

Геловары были родом из Королевства Каабу . Предположительно, они потерпели поражение от могущественной материнской династии Наанко в так называемой битве при Эйнебанге в 1335 году. [ 50 ] предполагаемая династическая война между королевскими домами Геловара и Наанко. Сообщая об этой традиции, Генри Гравран не заметил, что на самом деле это описание битвы при Кансале 1867 (или 1865 года), хотя уход геловаров, вероятно, можно объяснить войной или конфликтом за престолонаследие. [ 64 ] Традиция гласит, что после их поражения они сбежали из Каабу, страны своего рождения, и отправились в Сине, где им предоставил убежище совет Серер Ламанеса . [ 50 ] [ 65 ] Женщины Геловара были выданы замуж за дворянство Серер и ассимилировались с культурой и традициями Серер. Эти королевские браки создали Геловарскую материнскую династию Сине и Салум, которая просуществовала 600 лет (1350 г.). [ 50 ] — 1969 год в Сине , [ 66 ] [ 67 ] и 1493 [ 68 ] - 1969 г. в Салуме. [ 67 ] ). Некоторые источники предполагают, что Йембе Каме Гелавар является матриархом или самым ранним известным предком по материнской линии этого матриклана. [ 65 ] [ 69 ] Йембе Каме Гелавар была королевой-консортом ( Маисата ) Бала Диакхи — средневекового короля ( манса ) одной из провинций Каабу. Год правления Бала Диакхи и Йембе Каме Гелавара неизвестен, но считается, что они предшествовали Мансе Тирамакану Траоре (одному из Сундиаты Кейты в 13 веке, ок. 1235 г.), который позже завоевал Каабу. генералов [ 65 ] [ 69 ] Другие источники предполагают, что они были потомками принцессы Тенембы по материнской линии. [ 65 ] [ 70 ] В средневековой истории Серера до настоящего времени геловары считаются последними из матрикланов Серер. В отличие от матрикланов прото-Серер, которые имеют религиозное значение и закреплены в легендах Серер, Геловары рассматриваются просто как последняя материнская династия в королевствах Серер , но не имеют религиозного значения в религии или легендах Серер. [ 71 ] Предполагается, что любая связь между серерами и геловарами до битвы при Трубанге имела место в Каабу между предками сереров Каабу и предками геловаров. [ 72 ] [ 73 ]

Муйой [ 74 ] (много вариаций: Муойой [ 75 ] или Мойой [ 76 ] ) — один из старейших матрикланов Серер. [ 76 ] В средние века они были одними из соперников вагадусов. Известность Муйоя пришла позже, особенно в Кайоре и Баоле. Одними из первых дам Кайора были Муйой (16 век). Дече Фу Нджугу (отец Амари Нгоне Собелл) считается первой Дамелью , хотя его недолгое правление (1549 г., умер в том же году) было муойем. [ 56 ] таким же был и Бирам Ясин Бубу (вар: Бирам Ясин Бубу, правил ок . 1664–1681). [ 77 ] ) [ 78 ] и Ма Фали Гайе (правил: ок. 1683 * [ 79 ] - 1684 [ 78 ] ), убитого в 1884 году. [ 78 ] С 1549 года после битвы при Данки до 1697 года, после возникновения материнской династии Гидж Кайора и Баола, Муйои были одной из доминирующих материнских династий в этих двух странах, по крайней мере, в этот период. [ 78 ]

Легенда о братьях Муйой

[ редактировать ]

Согласно устному преданию Серера, первыми Муйойами были два брата благородного происхождения , старшему из которых суждено было стать королем. Однако в юности он (старший) убил человека из иностранной семьи. В далеком прошлом религиозный закон Серера предписывал, что убийца должен заплатить кровью за свои действия или, в некоторых случаях, передать себя или члена семьи семье жертвы для работы в подневольном состоянии, если такова воля семьи жертвы в убийстве . слушание в целях деликта . Убийце не удалось доставить себя скорбящей семье. Поскольку ему некого было доставлять, кроме младшего брата, молодого человека доставили семье жертвы. Вместо того, чтобы семья жертвы убила молодого человека, его держали в рабстве за поступок старшего брата. Без отдыха юноша был вынужден работать весь день, а ночью его приковывали в самой обитаемой избе. Большую часть своей юности он провел в рабстве. [ 76 ]

Традиция Серер умалчивает, была ли эта иностранная семья членами королевской семьи из чужой страны или нет. Однако далее говорилось, что когда старший брат пришел к власти в стране и стал королем, он задумался об освобождении своего младшего брата и, соответственно, организовал большую армию, чтобы освободить его от рабства. Младшего брата удалось освободить и вернуть во дворец. Однако клеймо рабства, особенно для королевского принца, было неприятно для общины Серер той эпохи, и он считался не чем иным, как освобожденным крепостным, несмотря на его королевскую кровь. Поэтому амбиции однажды стать королем были маловероятными. Таким образом, младший брат изменил свои королевские амбиции с королевского сана на то, чтобы стать членом местного правительства или даже военачальником. Он поселился недалеко от дворца, чтобы участвовать в конституционных делах настолько, насколько ему это было разрешено. Человек, одаренный мудростью и сверхъестественными способностями, стал отцом двух Муйоев. Этот человек, считавшийся Токур из клана перед своей смертью спрятал секретный талисман в специальном месте во дворце, чтобы никто не мог получить к нему доступ и раскрыть содержащиеся в нем силы. Из-за наплыва посетителей во дворец старший брат отнес обереги на хранение младшему брату. Таким образом, младший брат стал хранителем семейных тайн. Перед тем как отправиться в военный поход, царь (старший брат) клал тайные обереги ( петух ) в футляр младшего брата для священного омовения и консультаций по гаданию . Младший брат, который постепенно стал компетентным прорицателем, смог истолковать материал для гадания. Он использовал пестик , который ставил в равновесии возле священных мест . Если он остается стоять, это означает, что предзнаменования были благоприятными. Если он упадет на руку, это означает дурное предзнаменование, поскольку это означает, что король не только потерпит тяжелое поражение в войне, но и будет убит в бою. Недавно приобретенные способности молодого брата принесли ему большое уважение и благосклонность, по крайней мере, в глазах старшего брата. Однако уважение и уважение, оказанные ему его старшим братом, не соответствовали сообществу Серер той эпохи, которое все еще считало его освобожденным крепостным. Когда его старший брат умер, ему не только было запрещено стать преемником своего покойного брата, но и всем его потомкам было запрещено взойти на престол. Он «томился в горе» и позже умер. Муйои, которые позже правили частями Регион Сенегамбия не принадлежал к его прямой линии . [ 76 ]

Мистер. [ 80 ] (также Bey или Bèye в соответствии с французским написанием в Сенегале ) является одновременно фамилией Серер и матрикланом Серера. Этот матриклан приобрел особую известность в Кайоре и Баоле (которые правили титулами Дамель и Тейн соответственно), особенно во второй половине 17 века. Они добились большего успеха в Баоле, чем в Кайоре, где предоставили одну Дамеля по имени Де Тиалао — слепого короля, который пытался скрыть свою физическую инвалидность , но позже был обнаружен и свергнут (годы правления: 1693—1697 гг.). [ 80 ] ). [ 81 ] [ 82 ] Упадок этой материнской династии произошел не только из-за дискриминации Де Тиалао, но также совпал с появлением новой материнской династии Кайора и Баола (созданием материнской династии Гидж). [ 83 ] [ 84 ]

Матриклан Geej (много вариаций: Guedj или Gedj ) приобрел известность в конце 17 века. Принцесса Серер — Лингир Нгонех Джей (вар: Нгоне Дьее) из семьи Джей из Салума была матерью Дамеля Тейн Лацукабе Нгоне Фаал (короля Кайора и Баола). [ 83 ] Сражаясь со своими сводными братьями и двоюродными братьями по отцовской линии, этот король (Лацукабе) представил клан Гидж (свой собственный матриклан) в своем королевстве, тем самым сделав его правящей материнской династией как Кайора , так и Баола . [ 83 ] С 1697 года до конца 19 века (период, когда обе страны перешли к французам) Гидж была главной правящей материнской династией в этих странах. Этот матриклан дал жизнь нескольким сенегамбийским королям, в том числе Лат Джорру Нгоне Латиру Джобе , одному из наиболее известных королей сенегамбийской королевской семьи 19 века .

Семья Гидж из Кайора и Баола связана с семьей Сус из Сине и Салума, страны их рождения. Их обычно считают дальними родственниками. [ 4 ]

Гаангуна ( пойте : О Каангуна ) наиболее многочисленны в Сине и составляют пятый по величине матриклан в округе Ниакхар . Согласно их семейным легендам и истории , они заявляют о своем происхождении от древней и невидимой силы — Кангира , одного из Пангулов в религии Серер . Клан Гаангуна несет ответственность за жертвоприношения Кангир древней королеве Лингир (королеве), которая, как сообщается, взорвалась в момент своей смерти, не проливая крови. Кангир, которая была древней королевой и канонизирована как Пангул, является одной из самых уважаемых и почитаемых Пангул в Диакхао в Сине, а также в более древних местах, таких как Фа Ил (также в Сине), где также присутствует этот клан. Этот матриклан руководит религиозными делами и жертвоприношениями культу Кангира. [ 13 ]

Другие матрикланы

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые другие основные матрикланы:

Альянсы ( Маасир )

[ редактировать ]

по своей природе союзы ( маасир ) между матрикланами Исторические были и до сих пор распространены. Ниже приведены некоторые из наиболее известных матрилинейных союзов. :

1. Группа Куфан, в которую входят: Куфан, Сиань, Педиор (также: Фиджур или Пиоур ), Табур и Джолакс (или Диола ), являются союзниками Гарех Каре, Коголя, Халеха (или Хале ), Рика, Люмеля, Саас (или Сасс ), Тиока и Сасан. [ 14 ]
2. Кагау являются союзниками Цегандума и Вагаду (или Багаду). [ 43 ]
3. Джуфааны - союзники Фиджура ( Peeĵoor [ 26 ] или Педиор ); Ваале имеют родственные связи с Риками, а Симала являются союзниками Вагаду. [ 17 ]
4. Гангуна — главные союзники Сималы. [ 13 ]
5. Джегандум, Кагау, Куфаан, Таабур, Джаксанора, Сиань и Вагаду. [ 49 ]

Фамилии матрикланов

[ редактировать ]

Люди Серер не носят фамилий своих матрикланов, но знают их. [ 87 ] В следующей таблице приведены некоторые матри кланы , их тотемические обряды/ мифы и фамилии :

Матриклан Тотемические обряды / миф Фамилия клана
Пиджор [ 26 ] (где: Педор , [ 87 ] единственное число: Feeĵoor ) Смерть Педора принесет дождь [ 26 ] [ 87 ] Мбасор [ 87 ]
Утечка Запрещено трогать горлиц [ 26 ] [ 87 ] Спорт [ 87 ]
Сиванья (или Сивана [ 87 ] ) Запрещено трогать нильского варана (см. выше). [ 26 ] [ 87 ] Быстро [ 87 ]
Симала Смерть Сималы приносит простуду [ 26 ] [ 87 ] Das[ 87 ]
Каксанора [ 88 ] Запрещено трогать варанов саванны ( cas ) (см. выше) [ 26 ] [ 87 ] Пухам [ 87 ]
Найди девушку Бам [ 87 ]
Эта эпоха [ 89 ] Один из их обычаев предписывает ничего не делать по воскресеньям, но считается, что это новое дополнение. [ 26 ] [ 87 ] Призрак [ 87 ]
Как [ 26 ] (или Сос ) Запрещено трогать куропатку ( ceбel ) — (см. выше) [ 26 ] [ 87 ] Группа [ 87 ]

Список матриархов

[ редактировать ]
Серер Королевские и религиозные титулы
Юнир
Королевские титулы
Ламане (также религиозный )
Земля
Маад а Синиг
Маад Салум
Стригущий лишай
Лингир
Линия преемственности
Бум
Тилас
Лул
Религиозные титулы
Салтиг

Ниже приводится список известных матриархов Сереров или основателей династии. Те, кто известен как королевы, королевы-матери или королевские принцессы, имеют префикс королевского титула Лингир :

  • Лингир Фатим Бей , королева Сине около 1335 года, матриарх материнской династии Йоос.
  • Лингир Банде Намбо Сарр, матриарх клана Пата Фата. [ 90 ]
  • Лингир Ндойе Демба , королева и королева-мать Ваало , ок. 1367 г., внучка Лингира Фатима Бея. Лингир Ндойе Демба основал материнскую династию Джус в Ваало.
  • Лингир Нгоне Джей (вар: Ngoneh Jaaye / Jaay или Ngoné Dièye) из Салума , основатель материнской династии Гуедж (вар: Geej или Gedj) [ 91 ] ) Кайора и Баола . Мать Лацукабе Фолл ( Дамэль Кайорская и Тейн Баолская, соответствующие титулы королей Кайора и Баола, царствовали: 1697-1719). Ее выдали замуж за Тинге Баола — Че Ясина Демба Нуджа. [ 83 ] Именно от этого брака и произошел Лат Соукабе. [ 83 ]
  • Лингир Бассин Суре (вар: Бассин Суре), матриарх бейской материнской династии Кайора и Баола и мать Де Тиалао (годы правления: 1693 г.). [ 84 ]
  • Лингир Нгоне Дьее , королева 17 века и королева-мать Кайора и Баола, мать Дамеля Лат Сукабе Фолла.

Как и почитание самых древних патриархов Серер ( Мам о Кор ), [ 92 ] почтение к Serer matriclans также сохранилось в следующем популярном высказывании в доколониальном Sine :

О, говорят, десять семь Синига. [ 92 ]

[Это материнская палочка, которая чертит синус].

Проект Чахар 1983 года.

[ редактировать ]

Проект Накхар 1983 года представлял собой совместную попытку различных ученых и учреждений, таких как Чарльз Беккер, Леонс Кретуа, Генри Гравран , Виктор Мартин, Национальный центр научных исследований и т. д., по исследованию и документированию матрикланов Серер в Ниакхаре или округе Нахар в Сенегал . [ 93 ] Ньяхар был выбран в первую очередь потому, что это одна из тех стран Серер, где религия Серер является доминирующей, не проникнутой ни исламом, ни христианством. [ 93 ] Это также место с богатыми традициями Серер , расположенное в регионе Фатик , где находится множество святых мест Серер . [ 93 ] В объем проекта входило документирование Тима в этом сенегальском округе , население и демографическое распределение, а также мифология, связанная с кланами, и т. д. [ 93 ] [ 94 ] Исследование было длительным процессом, но фактически оно было задокументировано в 1983 году. [ 93 ] Подобный проект ранее предприняли Гравран, Мартен и Кретуа. [ 93 ] [ 94 ] и еще до них Ламуазом в 1873 году с его работой по грамматике Серера ( «Grammaire de la langue Serer» ), в которой перечислены некоторые патрикланы и матрикланы Серера и связанные с ними мифы. [ 4 ]

Фильмография

[ редактировать ]
  • Буми и птица пеликан (1990) Филиппа Кассара, Париж. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Дюпир, Маргарита , «Последовательная мудрость: Очерки мысли Sereer Ndut» , KARTHALA Editions (1994). Для Тима и Ден Яай (см. стр. 116). Преемственность по материнской линии. 104, 119–20, 123, 160, 172–7 ISBN   2865374874 (Проверено: 31 июля 2012 г.)
  2. ^ Дюпир, «Тотемы Серира и ритуальный контроль над окружающей средой», стр. 40.
  3. ^ Калис, стр. 299.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот (на французском языке) Ламуаз, Ле П., «Грамматика языка Серер» (1873 г.)
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на французском языке) Беккер, Чарльз: «Исторические пережитки, вещественные свидетели прошлого в странах Серир», Дакар (1993), CNRS - ORS TO M. [2] (Проверено: 31 июля 2012 г.)
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к (на французском языке) Гастеллу, Жан-Марк, «Небольшой трактат о матрилинарности. Накопление в двух сельских обществах Западной Африки», Cahiers ORSTOM, серия Sciences Humaines 4 (1985) [в] (на английском языке) Гастеллу, Жан-Марк, « Матрилинии, экономические группы и дифференциация в Западной Африке: примечание», ORSTOM Fonds Documentaire (1988), стр. 1, 2–4 (стр. 272-4), 7 (с 277) [3]
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Гастеллу, Жан-Марк, «Экономический эгалитаризм серера Сенегала», IRD Editions (1981), стр. 97, ISBN   2709905914
  8. ^ Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди Seereer Sine Сенегала», Знание ночи, L'Harmattan (1997), стр. 300, ISBN   2-7384-5196-9
  9. ^ Перейти обратно: а б с Гравранд, «Козаан», стр. 210–12.
  10. ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Фэй, Усман, Диоп, Адама, «Вклад в изучение истории Фа-ой от истоков до великих миграций (13-20 века): историко-этнографический подход», Университет Шейха Анта Диопа в Дакаре (2002), стр. 64-70.
  11. ^ Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине с последующими заметками Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине (1972)», . (1972). Бюллетень ИФАН, том 34, серия B, № 4, 1972, стр. 706-7 (стр. 4-5), стр. 713-14 (стр. 9-10).
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Дюпир, «Сирир Мудрость: Очерки мысли Серир Ндут», стр. 118 (Генри Гравран, «Цивилизация Серир» - Cosaan , 1983, стр. 154-155 [в] Дюпире);
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гравран, "Косаан", стр. 202.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д БИФАН (1983), стр. 359.
  15. ^ Перейти обратно: а б (на английском языке) Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, ISBN   3515028420 (Генри Гравран, «Цивилизация Сирер - Пангул» [в] «Пайдума: Сообщения по культурным исследованиям, тома 43-44»)
  16. ^ (на французском языке) Гравран, Генри , «La Civilization Sereer - Pangool », том. 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 194–195, ISBN   2-7236-1055-1
  17. ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Файе, Усман, Диоп, Адама, «Вклад в изучение истории Фа-ой от истоков до великих переселений (XIII и - ХХ и век): исторический и этнографический подход», стр. 64–8, университет Шейха Анта Диопа Дакарский . (2002)
  18. ^ Перейти обратно: а б с Дюпир, «Sereer Wisdom: Очерки Sereer ndut Thought», стр. 98–9.
  19. ^ Палор в «Этнологе» (2007): Льюис, М. Пол (редактор), 2009. «Этнолог: языки мира», шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. [4]
  20. ^ Перейти обратно: а б Дюпир, «Тотемы Серир и ритуальный контроль окружающей среды», стр. 40-4.
  21. ^ Адаптировано из Дюпире «Тотемы Серира и ритуальный контроль окружающей среды», стр. 42.
  22. ^ Калис, стр. 300.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Гравранд, «Пангул», стр. 208–9.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Миф о Гаре Каре и Рике» и «Миф о Джолаксе» [в] Гравране, Генри, «La Civilization Sereer - Cosaan », Nouvelles Editions africaines (1983), стр. 201-202, ISBN   2723608778
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Гравранд, «Козаан», стр. 201.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и (на французском языке) Кретуа, Леонс, Беккер, Шарль «Словарь фауны», (редактор: Чарльз Беккер), Центр прикладной лингвистики Дакара (1983), pv.
  27. ^ (на французском языке) Тиау, Исса Лей , «Миф о сотворении мира согласно мудрецам Серира», стр. 45-50, 59-61 [в] «Укоренение и открытие» - «Призыв к межрелигиозному диалогу», Конрад Фонд Аденауэра (23 и 24 июня 2009 г.), Дакар [5] (Проверено: 3 августа 2012 г.)
  28. ^ Калис, стр. 292.
  29. ^ Перейти обратно: а б Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди Провидцев Сенегала», Знание ночи, L'Harmattan (1997), стр. 291, ISBN   2-7384-5196-9
  30. ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Лериколле, Андре, «Управление ландшафтом? Сахелизация, чрезмерная эксплуатация и пренебрежение землями Серер в Сенегале», Западная Африка, Дакар (21–26 ноября 1988 г.), ORSTOM, [6] . Названия лекарственных растений Серер и соответствующие им латинские названия см.: Ndooy , стр. 9 [7] (по состоянию на 3 августа 2012 г.).
  31. ^ Небольшой ручей
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дюпир, «Sereer Wisdom: Очерки Sereer ndut Thought», стр. 119.
  33. ^ (на французском языке) Университет Шейха Анта Диопа, факультет литературы и гуманитарных наук, исторический факультет, «Нирохмол, заброшенная деревня Диокуль (Салум) (XIV и -ХХ и век): история и археология», стр. 24.
  34. ^ Перейти обратно: а б с «Миф о Сиань» [в] Гравранд, «Косаан», стр. 200.
  35. ^ (на французском языке) Njenje [in] ALFOUTIYOU PLANTES MEDECINALES (обратите внимание на орфографическую ошибку) - (Проверено: 3 августа 2012 г.)
  36. ^ Университет Шейха Анта Диопа , факультет литературы и гуманитарных наук, исторический факультет, « Нирохмол , заброшенная деревня Диокуль ( Салоум ) (XIV и -ХХ и век): история и археология», (2001), стр. 110.
  37. ^ Перейти обратно: а б Университет Шейха Анта Диопа, факультет литературы и гуманитарных наук, исторический факультет, «Нирохмол, заброшенная деревня Диокуль (Салум) (XIV и -ХХ и век): история и археология», (2001), стр. 26.
  38. ^ Университет Шейха Анта Диопа, факультет литературы и гуманитарных наук, исторический факультет, «Нирохмол, заброшенная деревня Диокуль (Салум) (XIV и -ХХ и век): история и археология», (2001), стр. 30.
  39. ^ "Бюллетень. Серия B: Гуманитарные науки, Том 41" (1979), стр. 745.
  40. Гравранд, «Козаан», стр. 181.
  41. ^ (на французском языке) «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки, Том 45», Фундаментальный институт Черной Африки , IFAN (1983), стр. 387, 398, 401.
  42. ^ БИФАН (1983), стр. 387-401.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гравранд, «Козаан», стр. 200.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и «Миф о Цегандуме и Кау» [в] Генри Гравране, «La Civilization Sereer - Cosaan », стр. 200 [в] Диуфе, Леоне, «Поместная церковь и африканский кризис: епархия Дакара», KARTHALA Editions (2001), стр. 147, ISBN   2845861710 (на французском языке) [8] (Проверено: 3 августа 2012 г.)
  45. ^ Фэй и Диоп, «Вклад в изучение истории Фа-ой от истоков до великих миграций (13-20 века): историко-этнографический подход», стр. 66-8, 134.
  46. ^ Гравранд, "Пангул", стр. 342-3, 349.
  47. ^ Fangool — единственное число от Pangool .
  48. ^ (на французском языке) Фэй, Амаде и Агентство по культурному и техническому сотрудничеству, «Тема смерти в литературе Seereer: эссе», Nouvelles éditionsafricaines du Sénégal (1997), стр. 28, ISBN   2723611078
  49. ^ Перейти обратно: а б с Гравранд, «Козаан», стр. 199.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д Сарр, Алиун , «История Сине-Салума (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия слегка переработана по сравнению с той, которая появилась в 1986-87 годах. стр. 19»
  51. ^ См.: Гальван, «Государство должно быть нашим хозяином огня».
  52. Гравранд, «Козаан», стр. 75–6, 155.
  53. ^ Булег, стр. 39-40.
  54. ^ Перейти обратно: а б (на английском языке) Филлипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press (1981), стр. 52–71. ISBN   0-8108-1369-6
  55. ^ (на французском языке) Фундаментальный институт Черной Африки, Бюллетень Фундаментального института Черной Африки, том 38, IFAN (1976), стр. 557-504.
  56. ^ Перейти обратно: а б Дече Фу Нджугу (вар: Амари Нгоне) правил недолго. Он умер слишком рано. Он был из Уагаду . См. Бриго (1964), стр. 22–3.
  57. ^ Вариант: Для матери Амари Собелл (Нгоне Собелл Нджие - также пишется Нгоне Ндиайе ) и Вагаду пишется Уагаду , см.: Brigaud, 1964, стр. 22-3.
  58. ^ (на французском языке) Бриго, Феликс, «История Сенегала: от истоков до договоров о протекторате», Clair-afrique (1964), стр. 22-3.
  59. ^ Перейти обратно: а б БИФАН (1983), стр. 385-6.
  60. ^ Перейти обратно: а б Булег, Жан, "Большой Жолоф", (XVIII и - XVI и Century)», (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 40.
  61. ^ (на французском языке) Кестелут, Лилиан, Вейрман, Аня, «Мбоосе: основополагающий миф и защитный гений Каолака», IFAN (2006), стр. 36
  62. ^ Кестелут, Лилиан и Вейрман, Аня, стр. 57.
  63. ^ Булег, стр. 39.
  64. ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986-87, стр. 19.
  65. ^ Перейти обратно: а б с д (на французском языке) Нгом, Бирам: «Вопрос Гельваара и история Сиина», Дакар , Университет Дакара , (1987) [9] (Проверено 1 августа 2012 г.)
  66. ^ Последним королем Сине был Маад Синиг Махекор Джуф, который умер в 1969 году. См. (на французском языке) Фэй, Луи Дьен . Смерть и Рождение в мире Сиреров. Новые африканские издания, 1983 г. ISBN   2-7236-0868-9 . стр. 59
  67. ^ Перейти обратно: а б (на английском языке) Кляйн, Мартин А., «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум , 1847-1914». Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. XV».
  68. ^ (на французском языке) Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки. стр. 10-27
  69. ^ Перейти обратно: а б (на французском языке) Центр ИФАН ( Сенегал ). Министерство национального образования, CRDS (Сенегал), «Знание Сенегала», Часть 1 , Центр IFAN (Сенегал) (1962), стр. 268.
  70. ^ (на французском языке) Жирар, Жан, «Золото Бамбука: динамика западноафриканской цивилизации», Георг (1992), стр. 206-8, ISBN   2825704512 (Обратите внимание на ошибку в упоминании слова Guelowar как слова волоф. Это не волоф.)
  71. ^ Дюпир, «Sereer Wisdom: Очерки Sereer ndut Thought», стр. 110, 119, 121.
  72. ^ Дюпир, «Sereer Wisdom: Очерки Sereer ndut Thought», стр. 118.
  73. Гравран, Генри, «Цивилизация Сирир, Пангул», стр. 10.
  74. ^ Бриго (1964), стр. 22-3, 64.
  75. ^ БИФАН (1983), стр. 401.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д «Мифология Муйой [или Мойой ]» [в] Генри Гравране, «La Civilization Sereer: Cosaan », стр. 205-6.
  77. ^ Бриго (1964), стр. 64.
  78. ^ Перейти обратно: а б с д Бриго (1964), стр. 23, 24, 63–64.
  79. ^ По словам Бриго, среди других, Ма Фали Гайе (вариант: Мафали Фали Гуйе) правил с 1683 по 1684 год и, как сообщается, был убит в 1684 году последователем марабута - Ндиай Саллом, членом религиозного движения Насира Аль Дина. за неуважение Корана после того, как заявил, что он мусульманин. Хотя эти источники, включая Бриго, утверждают, что он правил с 1683 по 1684 годы, они согласны с тем, что он сменил Десе Марама (вариант: Детиао Марам Нгалгу) на посту Дамеля. Однако Десе Марам был убит в 1673 году в Хелере, а не в 1683 году, согласно европейским писателям того времени, таким как Шамбонно, который назвал эти войны Войной марабутов . Это событие было настолько важным в истории Кайора , что о нем сообщили первые сенегальские писатели. Таким образом, Ма Фали, должно быть, правил в ок . 1673, а не 1683, если только трон не будет вакантным в течение 10 лет (крайне маловероятно). См. Осень. См. также Фолл [в] Глинге, Вернер, «Литература в Сенегале: Geschichte, Mythos und Gesellschaftliches Ideal in der oralen und schriftlichen Literatur», Д. Реймер (1990), стр. 178, ISBN   3496004606
  80. ^ Перейти обратно: а б Бриго (1964), стр. 63.
  81. ^ Бриго (1964), стр. 24.
  82. ^ (на французском языке) Осень, Танор Лацукабе, "Recueil sur la Vie des Damel", Представлено и прокомментировано К. Беккером и В. Мартином, BIFAN, Том 36, Серия B, № 1, январь 1974 г.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д и Че Ясин Демба Нудж пишется Tègne Thie Yasin Demba Noudj , см.: «Падение» [в] Бюллетене. серия B: Humanities Sciences, Том 36, ИФАН (1974), стр. 111.
  84. ^ Перейти обратно: а б Бригада, стр. 22
  85. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 352.
  86. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюпир, «Экономический эгалитаризм серера Сенегала», стр. 519, 520 и 535.
  87. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ламуаз (1873)
  88. ^ Вариации: Каксаанора или Таханора.
  89. ^ Вагаан Правильное написание . Другие варианты включают в себя: фургон или карету.
  90. ^ См.:
    (на французском языке) «Бюллетень. Серия B: Humanities Sciences, Volume 41» (1979), стр. 740–745.
    (на французском языке) Гравран, «Козаан», стр. 181.
  91. ^ Дюпир, «Sereer Wisdom: Очерки Sereer ndut Thought», стр. 104.
  92. ^ Перейти обратно: а б Гравранд, «Козаан», стр. 210.
  93. ^ Перейти обратно: а б с д и ж (на французском языке) Кретуа, Леонс, Беккер, Шарль «Словарь фауны Серера», (редактор: Чарльз Беккер), Центр прикладной лингвистики Дакара (1983), стр. 24
  94. ^ Перейти обратно: а б Дюпир, «Sereer Wisdom: Очерки Sereer ndut Thought», стр. 7, 91, 111.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дюпир, Маргарита мысли , «Sagesse sereer: Очерки о Seer ndut », KARTHALA Editions (1994), ISBN   2865374874 (на французском языке) [10] (Проверено: 31 июля 2012 г.)
  • Дюпир, Маргарита, «Тотемы Серер и ритуальный контроль над окружающей средой», [в] Persee (на французском языке) [11] (Проверено: 9 августа 2012 г.)
  • Калис, Симона , «Традиционная медицина, религия и гадание среди Провидцев Сенегала», Знание ночи, L'Harmattan (1997), ISBN   2-7384-5196-9
  • Беккер, Чарльз: «Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серир», Дакар (1993), CNRS - ORS TO M. (на французском языке). Отрывок (Проверено: 31 июля 2012 г.)
  • Фэй, Луи Дьен . «Смерть и рождение в мире мира» , Les Nouvelles Editions Africaines (1983), стр. 59, ISBN   2-7236-0868-9
  • Фэй, Амаде и Агентство культурного и технического сотрудничества, «Тема смерти в литературе Seereer: эссе», Nouvelles éditionsafricaines du Sénégal (1997), ISBN   2723611078
  • Файе, Усман, Диоп, Адама, «Вклад в изучение истории Фа-ой от истоков до великих переселений (XIII и - ХХ и век): историко-этнографический подход», Университет Шейха Анта Диопа в Дакаре (2002 г.)
  • Критский, Леонс, Беккер, Чарльз «Словарь фауны Серера» (редактор: Чарльз Беккер), Центр прикладной лингвистики Дакара (1983)
  • Сарр, Алиун , «История Сине-Салума (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия слегка переработана по сравнению с той, которая появилась в 1986-87 годах.
  • Лериколле, Андре, «Управление ландшафтом? Сахелизация, чрезмерная эксплуатация и пренебрежение землями Серер в Сенегале», Западная Африка, Дакар (21–26 ноября 1988 г.), ORSTOM, [12] . (на французском языке) [13] (Проверено 3 августа 2012 г.)
  • Гравранд, Генри , «Цивилизация Серир – Пангул », т. 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), ISBN   2-7236-1055-1
  • Гравран, Генри, "La Civilization Sereer - Cosaan ", Nouvelles Editionsafricaines (1983), ISBN   2723608778
  • Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, ISBN   3515028420
  • Центр ИФАН ( Сенегал ). Министерство национального образования, CRDS (Сенегал), «Знание Сенегала», Часть 1 , Центр IFAN (Сенегал) (1962), стр. 268.
  • Жирар, Жан, «Золото Бамбука: динамика западноафриканской цивилизации», Георг (1992), стр. 206–8, ISBN   2825704512
  • Нгом, Бирам: «Вопрос Гельваара и история Сиина», Дакар , Университет Дакара , (1987) (на французском языке) [14] (Проверено 1 августа 2012 г.)
  • Гастеллу, Жан-Марк, «Небольшой трактат о матрилинарности. Накопление в двух сельских обществах Западной Африки», Cahiers ORSTOM, серия 4 гуманитарных наук (1985).
  • Гастеллу, Жан-Марк, «Матрилинии, экономические группы и дифференциация в Западной Африке: примечание», ORSTOM Fonds Documentaire (1988), стр. 1, 2–4 (стр. 272–4), 7 (стр. 277) (на английском языке) [15] (оригинальная публикация на французском языке: «Petit Traété de Matrilinarité») — (Проверено: 31 июля). 2012)
  • Гастеллу, Жан-Марк, «Экономический эгалитаризм серера Сенегала», IRD Editions (1981), ISBN   2709905914 (на французском языке) [16] (Проверено: 31 июля 2012 г.)
  • Университет Шейха Анта Диопа , факультет литературы и гуманитарных наук, исторический факультет, «Нирохмол, заброшенная деревня Диокуль ( Салум ) (XIV и -ХХ и век): история и археология» (представлено Мамаду Ламином Камара), (2001)
  • БИФАН, «Вестник. Серия Б: Гуманитарные науки, Том 41» (1979)
  • Фундаментальный институт Черной Африки , «Бюллетень: Гуманитарные науки, том 28», (1966), стр. 610, 602 (BIFAN 1966).
  • Тиау, Исса Лей , «Миф о сотворении мира согласно мудрецам Серера», стр. 45–50, 59–61 [в] «Укоренение и открытость» – «Призыв к межрелигиозному диалогу», Konrad Adenauer Stiftung (23 и 24 июня 2009 г.), Дакар (на французском языке) [17] (Проверено: 3 августа 2012 г.)
  • «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки, том 45», Фундаментальный институт Черной Африки , ИФАН (1983), стр. 387–401.
  • Диуф, Леон, «Поместная церковь и африканский кризис: Дакарская епархия», KARTHALA Editions (2001), стр. 147, ISBN   2845861710 (на французском языке) [18] (Генри Гравран, «Козаан» [в] Диуфе) - (Проверено: 3 августа 2012 г.)
  • Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки. стр. 10–27
  • Кляйн, Мартин А., «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум , 1847–1914». Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. XV
  • Монтей, Винсент, «Ле Дьолоф и Аль-Бури Ндиай», в сенегальских Esquisses (Дакар, 1966)
  • Ламуаз, Ле П., «Грамматика языка Серер с примерами и упражнениями, содержащими очень полезные документы», Imprimerie de la Mission (1873 г.)
  • Кестелут, Лилиан, Вейрман, Аня, «Мбоосе : основополагающий миф и защитный гений Каолака », IFAN (2006)
  • Булег, Жан, "Большой Жолоф", (XVIII и - XVI и Век)», (Париж, Edition Façades), Картала (1987)
  • Филлипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press (1981) ISBN   0-8108-1369-6
  • Фундаментальный институт Черной Африки, Бюллетень Фундаментального института Черной Африки, Том 38, ИФАН (1976)
  • Бриго, Феликс, «История Сенегала: от истоков до договоров о протекторатах», Clair-afrique (1964)
  • Глинга, Вернер, «Литература в Сенегале: история, миф и социальный идеал в устной и письменной литературе», Д. Реймер (1990), ISBN   3496004606

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дюпир, Маргарита , «Тотемы Серер и ритуальный контроль над окружающей средой», [в] Перзее (на французском языке) [19]
  • Тиау, Исса Лайе , Женщина-Провидица (Сенегал), L'Harmattan, Париж, сентябрь 2005 г., ISBN   2-7475-8907-2
  • Камара, Фату Кине (доктор философии) и Сек, Абдурахман (доктор философии), «Светскость и свобода религии в Сенегале: между конституционным камнем и жесткой реальностью», (26.11.2010) [20] (Проверено: 9 августа 2012 г.) )
  • Зевде, Бахру, «Общество, государство и идентичность в истории Африки», Африканский книжный коллектив (2008), ISBN   9994450255 (на французском языке) [21] «Работорговля и лишение идентичности на пространстве Сенегамбии: пример Сира северо-запада (Сенегал) Исмаилы Сисс, со страницы 23» (Проверено: 10 августа 2012 г.)
  • Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРАЗДНИКИ», [в] Ethiopiques n тот 31 социалистический обзор черно-африканской культуры 3 и триместр (1982) (на французском языке) [22] (Проверено: 10 августа 2012 г.)
  • Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и известные места в странах Серир» (Сенегал), опубликовано в Бюллетене Фондового института черной Африки , том 41, серия B, № 1, январь 1979 г. ( на французском языке) [23] (Проверено: 10 августа 2012 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c42b121e6f44bcb0a26272a444d59c1b__1718757780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/1b/c42b121e6f44bcb0a26272a444d59c1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serer maternal clans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)