Stena Line
![]() | |
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Транспорт |
Основан | 1962 |
Основатель | Стен А. Олссон |
Штаб-квартира | Гетеборг , Швеция |
Ключевые люди | Никлас Мартенссон, генеральный директор) |
Услуги | |
Доход | ![]() |
Количество сотрудников | 5,000 (2015) |
Родитель | Stena AB ![]() |
Веб-сайт | www |


Stena Line — шведская судоходная компания и один из крупнейших паромных операторов в мире. Он обслуживает Данию , Францию , Германию , Великобританию , Ирландию , Латвию , Нидерланды , Норвегию , Польшу , Финляндию и Швецию . Stena Line — это основное подразделение Stena AB, которое само по себе является частью Stena Sphere . Это дочерняя компания одной из ведущих мировых танкерных компаний Stena Bulk .
История
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]Stena Line была основана в 1962 году Стеном А. Олссоном в Гетеборге , Швеция , который до сих пор служит штаб-квартирой компании, когда он приобрел Скагенлинен между Гетеборгом и Фредериксхавнем , Дания .
В 1972 году Stena Line была одним из первых паромных операторов в Европе, внедривших компьютерную систему бронирования для туристического бизнеса. В 1978 году в сфере грузовых перевозок также начала действовать компьютерная система бронирования.
Груз
[ редактировать ]Первый грузовой маршрут [1] началось между Гетеборгом, Швеция, и Килем , Германия . Корабль назывался MS Stena Transporter .
Северное море
[ редактировать ]В 1980-х годах Stena приобрела еще три паромные компании.
- В 1981 году компания Sessan Line, крупнейший конкурент Stena на маршрутах Швеция-Дания, была приобретена и включена в состав Stena Line. [2] Сюда входили два крупных новостроя Sessan, Kronprinsessan Victoria и Prinsessan Birgitta , которые к тому времени стали крупнейшими кораблями, эксплуатируемыми Stena.
- В 1983 году Stena приобрела Varberg-Grenå Linjen, а два года спустя также права на прежнее название этой компании — Lion Ferry . Lion Ferry продолжала существовать как отдельная маркетинговая компания до 1997 года, когда она была включена в состав Stena Line. [3]
- В 1989 году Stena приобрела еще одну паромную компанию, Stoomvaart Maatschappij Zeeland (SMZ) ( которая в то время торговалась под названием Crown Line ). Маршрут СМЗ Крюк Голландии – Харвич затем стал частью Stena Line. [4]
Северная Америка
[ редактировать ]- 1988, июль - Stena Line приобрела пароходство British Columbia Steamship Co., оператора маршрута Виктория – Сиэтл . [5]
- 1990, ноябрь - рейс Виктория-Сиэтл был окончательно отменен, а местная компания прекратила торговлю. [6]
Ирландское море
[ редактировать ]В 1990 году Stena Line увеличилась вдвое благодаря приобретению Sealink British Ferries у Sea Containers . Сначала это была компания Sealink Stena Line, затем Stena Sealink Line и, наконец, Stena Line (Великобритания), которая теперь управляет всеми паромными перевозками Stena между Великобританией и Ирландией .


В 1996 году Stena Line представила свои 20 000-тонные суда HSS ( High-Speed Sea Service ), которые работали: Белфаст – Странраер ; Холихед – Дун Лаогэр и Хук оф Холланд – Харвич . В дополнение к трем судам HSS на 1500 пассажиров компания Stena Line заказала два меньших судна HSS на 900 пассажиров для работы на маршруте Гетеборг – Фредериксхавн . Из-за банкротства верфи было построено только первое из этих судов.
Английский канал
[ редактировать ]В 1998 году подразделения Stena в Дувре и Ньюхейвене сформировали совместное предприятие с P&O European Ferries под названием P&O Stena Line , которому принадлежало 40% и 60% акций соответственно. В 2002 году P&O приобрела все акции Stena в компании, став таким образом единственным владельцем P&O Stena Line, которая вскоре сменила название на P&O Ferries.
Дальнейшее расширение
[ редактировать ]В 2000 году Stena Line приобрела еще одного скандинавского паромного оператора: Scandlines AB.
пару «суперпаромов» валовой вместимостью 62 000 Aker Yards В ноябре 2006 года компания Stena заказала у немецкой компании с поставкой в 2010 году с опционом на еще два корабля такой же конструкции. [7] Новые паромы будут одними из крупнейших в мире. [8] будет эксплуатироваться на маршруте Stena по Северному морю от Хук-оф-Холланда до Харвича . Существующие корабли из Северного моря должны были быть переведены на маршрут Киль-Гетеборг, а корабли из Киля - на - маршрут Карлскруна Гдыня . Новые паромы были спущены на воду в 2010 году, Stena Hollandica была введена в эксплуатацию 16 мая 2010 года, а Stena Britannica планировалась ввести в эксплуатацию осенью 2010 года. [9]
Приобретения и закрытия
[ редактировать ]- 2008, май - компания перенесла свой терминал в Белфасте с набережной Альберта на новый VT4. Это сократило продолжительность перехода до Странраера на десять минут.
- 2009, июль — Stena Line объявила о выкупе своего бывшего судна Stena Parisien у SeaFrance. корабль был переименован в Stena Navigator После комплексного ремонта . Затем ее представили на маршруте Странраер — Белфаст вместе с HSS Stena Voyager и Stena Caledonia .
- 2010, декабрь — Stena Line объявила о приобретении североирландского подразделения DFDS Seaways . В сделку включены маршруты из Белфаста в Хейшем и Биркенхед , два судна с маршрута Хейшем (Scotia Seaways и Hibernia Seaways) и два зафрахтованных судна с маршрута Биркенхед ( Mersey Seaways и Lagan Seaways ). [10] Маршрут из Флитвуда в Ларн завершился 24 декабря 2010 года.
- 2011, 21 ноября - Stena Line представила Stena Superfast VII и Stena Superfast VIII, которые заменят Stena Navigator и Stena Caledonia на маршруте Белфаст – Кэрнрайан . Было объявлено, что Stena Voyager будет выведен из эксплуатации 20 ноября 2011 года. Позже он был продан компании Stena Recycling и отправлен на слом в мае 2013 года. Два новых судна первоначально были зафрахтованы у Tallink, прежде чем Stena купила их в 2017 году.
- 2014, 26 февраля — было объявлено, что Stena Line приобретет паромное сообщение Celtic Link из Рослера в Шербур , Франция. Также было решено взять на себя чартер их судна Celtic Horizon, которое было переименовано в Stena Horizon. [11]
- 2019, февраль совместного предприятия с Hyundai Glovis объявила и одобрила создание — Европейская комиссия для реализации новой совместной службы коротких морских внутриевропейских вод между двумя перевозчиками для морской перевозки перевалочных грузов, поступающих из Юга. Корея . [12]
- 2020, 14 марта - из-за вспышки коронавируса компания временно приостановила операции между Осло и Фредериксхавнем до дальнейшего уведомления из-за ограничений на поездки в Данию и Норвегию по маршруту , единственное судно MS Stena Saga было отправлено в Гетеборг , куда оно прибыло 16 марта. В 2020 году компания позже подтвердила, что из-за коронавируса в Швеции будет сокращено 950 человек. Позже, 19 марта 2020 года, компания объявила, что собирается навсегда приостановить и закрыть работу на маршруте Осло – Фредериксхавн из-за отсутствия прибыльности, тогда как Stena объявила, что из-за Коронавируса она вряд ли сможет получить прибыль во время круглый год, когда обслуживание полностью зависит от летнего сезона. Будущее Stena Saga остается неопределенным и остается на приколе в Гетеборге (с конца 2021 года он стоит на якоре недалеко от Манилы, Филиппины).
- 2020–2021 гг . - После замены двумя новыми электрофлексерами, MV Stena Embla и MV Stena Edda, на маршруте из Белфаста в Биркенхед MV Stena Mersey и MV Stena Lagan отправились в Тузлу, Турция, для капитального ремонта. Это включало удлинение на 36 метров (118 футов), добавление возможности полного прохода на двух палубах, полную внутреннюю реконструкцию и установку скрубберов топлива для сокращения выбросов. Они вступили в строй на маршруте Нюнесхамн — Вентспилс как MV Stena Baltica и MV Stena Scandica соответственно . [13] [14]
- 2021 г., февраль – май - В связи с изменением спроса на перевозки MV Stena Estrid заменено на MV Stena Horizon , предоставив дополнительную пропускную способность маршруту Рослэр — Шербур . Это произошло после того, как в январе 2021 года MV Stena Estrid открыла временный маршрут между Дублином и Шербуром .
- 2021, апрель — компания Stena представила судно MV Stena Livia , которое с 2012 года принадлежит Stena RoRo , на маршруте Нюнесхамн — Вентспилс вместе с однотипным судном MV Stena Flavia . Позже в том же году они были переведены на маршрут Травемюнде — Лиепая после того, как были заменены недавно отремонтированными MV Stena Baltica и MV Stena Scandica . [15]
- 2021, июнь – июль — в связи с изменением спроса на поездки MV Stena Estrid использовала временный маршрут между Холихедом и Белфастом . [16]
- 2022, 1 февраля — компания Stena представила маршрут Нюнесхамн — Ханко сначала с MV Urd в качестве грузового судна, а дополнительно с MV Stena Gothica с мая 2022 года . [17]
- 2023, 30 июня - Stena перевела теплоход MV Stena Vision на свой маршрут из Рослэра в Шербур , что значительно увеличило пассажировместимость и удвоило количество пассажирских рейсов на этом маршруте. Она заменила зафрахтованное грузовое судно MV Seatruck Panorama. [18] ее заменил новый MV Stena Ebba На предыдущем маршруте из Карлскруны в Гдыню .
- 2023, 9 октября - Stena объявила, что 20 октября 2023 года закроет Нюнесхамн в Ханко , при этом суда будут переданы в состав ее флота или появятся на чартерном рынке. [19]
- 2023, октябрь — Stena купила MV Frijsenborg, переименовав ее MV Stena Forwarder во время ремонта в Остенде . [20] Она поступила в строй на маршруте Биркенхед — Белфаст 2 ноября 2023 года, заменив MV Stena Foreteller . [21]
- 2023 г., 15 декабря - Stena подтвердила свое намерение открыть маршрут Дублин — Биркенхед, заменив услугу P&O, работу которой они прекратили 21 декабря 2023 года, на MV Norbank . 19 февраля 2024 года Stena Line открыла новый грузовой маршрут из Дублина в Биркенхед. Stena Horizon будет временно использоваться на этом маршруте, поскольку рассматривается вариант постоянного судна. [22] [23] [24]
- 2024 г., 8 марта - Stena объявила, что продала MV Urd компании Sea Lines за нераскрытую сумму. Поставка должна состояться в мае 2024 года для рейсов между Турцией и Румынией. [25] [26]
Маршруты
[ редактировать ]Ирландское море
[ редактировать ]- Belfast – Cairnryan : Stena Superfast VII , Stena Superfast VIII
- Belfast – Heysham : Stena Hibernia , Stena Scotia
- Belfast – Birkenhead : Stena Edda , Stena Embla , Stena Forwarder
- Порт Дублин – Биркенхед : [22] Stena Horizon (15 февраля – 22 марта 2024 г.), Stena Nordica (22 марта – 13 апреля 2024 г.), [27] Боре Сонг (14 апреля 2024 г. -) [28] [29]
- Холихед – Дублинский порт : Стена Авантюрист , Стена Эстрид
- Шербур – Рослэр : Stena Horizon , Stena Vision (стыковка 23 апреля – 6 мая 2024 г.)
- Фишгард – Росслер : Stena Nordica [30]
Северное море
[ редактировать ]- Крюк Голландии – Харвич : Британская стена , Голландская стена
- Крюк Голландии – Северная гавань Киллингхолм : Стена Транзит , Стена Транспортер (не с 17 апреля по 4 мая 2024 г.) , Стена Предсказатель (17 апреля – 4 мая 2024 г.)
- Роттердам – Харвич : Stena Forerunnernner (не с 6 по 27 мая 2024 г.), Stena Foreteller (не с 17 апреля по 5 мая 2024 г.), Stena Gothica (17 апреля – 28 мая 2024 г.)
- Роттердам – Иммингем : Ютландское море , море Фиония (не с 6 по 27 мая 2024 г.) , Стена Предтеча (6 мая – 27 мая 2024 г.)
Скандинавия
[ редактировать ]- Гетеборг – Фредериксхавн : Стена Ютландика (не с 8 по 29 апреля 2024 г.), Стена Даница (не со 2 по 4 апреля 2024 г.), Стена Винга (2–4, 8–30 апреля, 7 июня – 18 августа 2024 г.)
- Гетеборг – Киль : Стена Германика , Стена Скандинавица
- Хальмстад – Грено : Стена Наутика
- Треллеборг – Росток : Мекленбург Передняя Померания , Сконе
Балтийское море
[ редактировать ]- Карлскруна – Гдыня : Стена Эстель , Стена Эбба , Стена Спирит
- Нюнесхамн – Вентспилс : Stena Scandica , Stena Baltica
- Травемюнде – Лиепая : Стена Ливия , Стена Флавия
Заложен или зафрахтован
[ редактировать ]- Заложен и освобожден во Фредериксхавне : Стена Винга
- Заложен и освобожден в Роттердаме : Stena Gothica
- Карлсхамн - Клайпеда (чартер до TT Line ): Урд (Продан с доставкой в мае 2024 г.)
- Марсель - Радес (Устав CMA CGM [31] ): Stena Forecaster
Флот
[ редактировать ]Текущие корабли
[ редактировать ]Имя | Построен | Валовой тоннаж | Пассажиры | Примечания | Изображения |
---|---|---|---|---|---|
Stena Adventurer | 2003 | 43,532 | 1,500 | ![]() | |
Stena Baltica (formerly Stena Mersey ) | 2005 | 26 500 (в состоянии постройки) | 980 | Удлинено в 2020 году. | ![]() |
Стена Британика | 2010 | 63,039 | 1,200 | ![]() | |
Стена Даница | 1983 | 15,899 | 2,300 | ![]() | |
Стена Эбба | 2022 | 45,000 | 1,200 | Пятый корабль класса E-Flexer для Stena Line. | |
Stena Edda | 2019 | 41,671 | 927 | Второе судно класса E-Flexer для Stena Line. | ![]() |
Стена Эмбла | 2020 | 41,671 | 927 | Третий корабль класса E-Flexer для Stena Line. | ![]() |
Stena Estelle | 2022 | 45,000 | 1,200 | Четвертый корабль класса E-Flexer для Stena Line. | |
Стена Эстрид | 2019 | 40,500 | 927 | Первое судно класса E-Flexer для Stena Line. | ![]() |
Stena Europe | 1981 | 24,828 | 1,400 | ![]() | |
Stena Flavia | 2008 | 26,904 | 830 | ||
Stena Forecaster | 2003 | 24,688 | 12 | ![]() | |
Стена Предтеча | 2003 | 24,688 | 12 | ![]() | |
Stena Foreteller | 2003 | 24,688 | 12 | ![]() | |
Stena Forwarder | 2016 | 21,966 | 12 | ![]() | |
Стена Германика | 2001 | 51,837 [32] | 1,300 | ![]() | |
Готическая стена | 1981 | 13,294 | 186 | Перестроен в 1991/1993/2001 гг. | ![]() |
Стена Хибернии | 1996 | 13,017 | 12 | ![]() | |
Стена Голландика | 2010 | 63,039 | 1,200 | ![]() | |
Стена горизонта | 2006 | 27,552 | 972 | ![]() | |
Стена Ютландии | 1996 | 29,691 | 1,500 | ![]() | |
Стена Ливия | 2008 | 26,904 | 880 | ![]() | |
Стена Наутика | 1986 | 11,763 | 663 | ![]() | |
Стена Нордика | 2000 | 24,206 | 405 | Восстановлен в 2023 году. | ![]() |
Стена Скандика (ранее Стена Лаган ) | 2005 | 26 500 (в состоянии постройки) | 980 | Удлинено в 2021 году. | ![]() |
Стена Скандинавица | 2003 | 55,050 | 900 | ![]() | |
Шотландская стена | 1996 | 13,600 | 12 | ![]() | |
Stena Spirit | 1988 | 39,193 | 1,700 | ![]() | |
Stena Superfast VII | 2001 | 30,285 | 1,200 | Stena перешла во владение Tallink в декабре 2017 года. | ![]() |
Stena Superfast VIII | 2001 | 30,285 | 1,200 | Stena перешла во владение Tallink в декабре 2017 года. | ![]() |
Stena Transit | 2011 | 33,690 | 300 | ![]() | |
Стена Транспортер | 2011 | 33,690 | 300 | ![]() | |
Stena Vision | 1981 | 39,178 | 1,700 | ![]() | |
Стена Крыло | 2005 | 14,551 | 400 | ![]() | |
Мекленбург-Передняя Поммения | 1996 | 37,987 | 600 | ![]() | |
Сконе | 1998 | 28,960 | 600 | ![]() | |
Урд | 1981 | 11,030 | 186 | ![]() | |
В настоящее время зафрахтованные суда[ редактировать ] | |||||
Фионическое море | 2009 | 25,609 | 12 | ||
Ютландское море | 2010 | 25,609 | 12 | ||
Ранее зафрахтованные суда[ редактировать ] | |||||
POL Maris | 2009 | 29,904 | 12 | ![]() | |
POL Stella (formerly Hatche) | 2009 | 29,004 | 12 | ![]() | |
Ситрак Панорама | 2009 | 14,759 | 12 | Зафрахтован у Seatruck Ferries. | ![]() |
Сомерсет (ранее Спаарнеборг ) | 1999 | 21,005 | 12 |
Будущий флот
[ редактировать ]10 мая 2023 года компания Stena объявила, что заказала два грузовых гибридных грузовых судна NewMax для маршрута из Белфаста в Хейшем. Они должны начать работу осенью 2025 года, что увеличит вместимость нынешних судов на 80% по сравнению с нынешними судами длиной 147 метров (482 фута) и длиной 2800 метров. Суда NewMax будут работать на метаноле и будут оснащены встроенной электрификацией, в том числе береговой и аккумуляторной. [33]
Галерея
[ редактировать ]- Стена Путешественник на Крюке Голландии
- Стена Путешественник на Крюке Голландии
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В основном грузовой маршрут. Однако пассажиры и автомобили перевозятся
- ^ «Сессан Линджен» (на шведском языке). Факты о кораблях. Архивировано из оригинала 1 августа 2012 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Львиный паром» (на шведском языке). Факты о Фартыге. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Stoomvaart Maatschappij Zeeland» (на шведском языке). Факты о Фартыге. Архивировано из оригинала 31 июля 2012 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Гражданин принца Джорджа» . pgnewspapers.pgpl.ca . 15 июля 1988 г. с. 1.
- ^ «Гражданин принца Джорджа» . pgnewspapers.pgpl.ca . 14 ноября 1990 г. с. 2.
- ^ "Пресс-релиз" . Акер Ярдс. 9 ноября 2006 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Stena Line объявляет о крупных инвестициях в инновационные паромы» . Пресс-релиз Стена Лайн . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ « Суперпаром на первой переправе через Харвич» . Новости Би-би-си . 16 мая 2010 года . Проверено 16 мая 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «DFDS продает паромные маршруты по Ирландскому морю» . ДФДС А/С . Проверено 3 декабря 2010 г.
- ^ «Stena Line покупает паромную службу Celtic Link» . Новости РТЭ . 26 февраля 2014 года . Проверено 27 февраля 2014 г.
- ^ «ЕС дает зеленый свет совместному предприятию Stena Hyundai Glovis» . Мировые морские новости . 5 февраля 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «В следующем году к нашему Балтийскому флоту присоединятся два новых судна — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 27 сентября 2021 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Стена Скандика — Стена Лайн Фрейт» . stenalinefreight.com . 21 июня 2021 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Стена Ливия присоединяется к флоту Балтийского моря — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 9 апреля 2021 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Новое временное паромное сообщение между Холихедом и Белфастом — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 15 июня 2021 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «С 1 февраля запущен наш новый грузовой маршрут — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 3 февраля 2022 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Stena Vision находится в эксплуатации на нашем маршруте Росслэр-Шербур — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 28 июня 2023 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Прекращение нашего маршрута между Нюнесхамном в Швеции и Ханко в Финляндии с 20 октября 2023 года — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 6 октября 2023 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Форвардер MV Stena (бывший Фрайсенборг) – прошлое и настоящее» . Фотографии парома Дувр . 1 октября 2023 г. Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Новый паром Stena Line заходит из Биркенхеда в Белфаст — niferry.co.uk» . niferry.co.uk . 5 ноября 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Запуск нового грузового маршрута из Дублина в Биркенхед (Ливерпуль) — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 15 декабря 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Stena Line подтверждает запуск нового паромного сообщения из Мерсисайда в Дублин — niferry.co.uk» . niferry.co.uk . 17 декабря 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Stena Line открывает новый грузовой маршрут по Ирландскому морю» . Ирландские новости . 19 февраля 2024 г. Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ «Stena Rederi закрывает сделку по продаже судна Urd компании Sea Lines | Ships Monthly» . 14 марта 2024 г. Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «MV Urd (бывшее морское шоссе) - прошлое и настоящее» . Фотографии парома Дувр . 23 сентября 2012 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Расписание — Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Stena Line увеличивает пропускную способность паромного маршрута из Дублина в Ливерпуль — niferry.co.uk» . niferry.co.uk . 22 марта 2024 г. Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «Увеличение пропускной способности на нашем маршруте Дублин-Ливерпуль (Биркенхед) с помощью грузового судна Stena Line Freight» . stenalinefreight.com . 22 марта 2024 г. Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «Stena Line заменит Stena Europe на Stena Nordica на маршруте Фишгард – Росслэр - StenaLine.com» . stenaline.com . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ «Стена-прогнозист – Стена Роро» . stenaroro.com . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Стена Лайн – Наши корабли» . Проверено 12 августа 2013 г.
- ^ «Stena Line увеличивает грузоподъемность в Ирландском море с помощью двух совершенно новых гибридных судов NewMax — StenaLine.com» . stenaline.com . Проверено 10 мая 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брогрен, Клас; Бергенек, Андерс; Салстен, Ричард (2012). Stena Line: история паромной компании . Гетеборг: Стена Лайн. ISBN 9789186687236 .
- Каусилл, Майлз; Хенди, Джон; Хаалмейер, Франк (1993). Харвич-Хук ван Холланд: 100 лет службы/100 лет заслуг . Нарберт, Пембрукшир: Ferry Publications. ISBN 1871947154 .
- Каусилл, Майлз; Хенди, Джон (1996). Холихед-Дан-Лиэр: от автомобильного парома до HSS . Нарберт, Пембрукшир: Ferry Publications. OCLC 484331905 .
- Каусилл, Майлз; Хенди, Джон (1997). Стена Лайн: флот . Нарберт, Пембрукшир: Ferry Publications. ISBN 1871947448 .
- Каусилл, Майлз (2006). Fishguard-Rosslare: официальная юбилейная книга Stena Line за 1906–2006 гг . Рэмси, остров Мэн: Ferry Publications. ISBN 1871947820 .
- Каусилл, Майлз (1998). Странраер-Ларн: эпоха автомобильных паромов . Нарберт, Пембрукшир: Ferry Publications. ISBN 1871947405 .
- Харви, WJ (1989). Гетеборгская стена 1939–1989 гг . Гетеборг: Стена AB. ISBN 9185786411 .
- Харви, WJ (2006). Стена: история флота группы . Виндзор: Всемирное корабельное общество. ISBN 0954331079 .
- Хос, Дункан (1993). Британские железнодорожные пароходы: западные и южные компании + French и Stena . Серия «Торговый флот», вып. 24. Херефорд: Публикации TCL. ISBN 0946378215 .
- Хос, Дункан (1993). Британские железнодорожные пароходы: Восточная и Северо-Западная компании + Зеландия и Стена . Серия «Торговый флот», вып. 25. Херефорд: Публикации TCL. ISBN 0946378223 .
- Хос, Дункан (1994). Британские железнодорожные пароходы: шотландские и ирландские компании + Stena и Macbrayne . Серия «Торговый флот», вып. 26. Херефорд: Публикации TCL. ISBN 0946378231 .
- Хенди, Джон (1993). Паромы Дувра . Стейплхерст, Кент: Ferry Publications. ISBN 0951350692 .
- Хенди, Джон (1997). Паромный порт Дувр: развитие межканальных автомобильных паромов, их услуг и сопутствующей инфраструктуры . Стейплхерст, Кент: Ferry Publications. ISBN 1871947472 .
- Мерриган, Джастин П.; Коллард, Ян Х. (2010). Холихеда в Ирландию: Стена и ее валлийское наследие . Чалфорд, Глостершир: Издательство Amberley Publishing. ISBN 9781848689589 .
- Питер, Брюс (2012). Stena Line: Празднование 50-летия службы . Рэмси, остров Мэн: Ferry Publications. ISBN 9781906608507 .
- Салстен, Ричард; Седерберг, Бертиль; Бах, Кристер. Корабли Stena Line 1962–1992 гг . Гетеборг: Стена Лайн. OCLC 476605445 .
- Вдовы, Ник (2011). Стена Лайн: флот . Рэмси, остров Мэн: Ferry Publications. ISBN 9781906608415 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Стена Лайн – Корпоративный сайт
- Stena Line Reservations – онлайн-бронирование билетов в Великобритании и домашние страницы
- Stena Line Reservations – шведское онлайн-бронирование билетов и домашние страницы
- Stena Line Reservations – чешское онлайн-бронирование билетов и домашние страницы
- Stena Line Reservations – онлайн-бронирование билетов в Нидерландах и домашние страницы
- Stena Line
- Паромные компании Швеции
- Паромные компании Англии
- Паромные компании Шотландии
- Паромные компании Уэльса
- Паромные компании Северной Ирландии
- Паромные компании Ирландской Республики
- Паромные компании Нидерландов
- Паромные компании Дании
- Паромные компании Германии
- Паромные компании Норвегии
- Паромные компании Польши
- Паромное сообщение в регионе Эресунн
- Компании, базирующиеся в Гетеборге
- 1962 заведения в Швеции
- Транспортные компании, основанные в 1962 году.
- Транснациональные компании со штаб-квартирой в Швеции
- Шведские бренды
- Ро-ро судоходные компании
- Автомобильные перевозчики, транспортные компании