Фиолетовый (цвет)
Фиолетовый | |
---|---|
Спектральные координаты | |
Длина волны | 380–435 нм |
Частота | 790–690 ТГц |
![]() | |
Шестнадцатеричный тройник | #8000FF |
sRGB Б ( р , г , б ) | (128, 0, 255) |
ВПГ ( ч , с , v | (270°, 100%, 100%) |
CIELCh уф ( L , C , h ) | (41, 134, 275°) |
Источник | W3C [ 1 ] |
B : Нормализовано до [0–255] (байт). H : Нормализовано до [0–100] (сотня). |
Фиолетовый это цвет света — в коротковолновой части видимого спектра . Это один из семи цветов, которые Исаак Ньютон обозначил при разделении спектра видимого света в 1672 году. Длина волны фиолетового света составляет примерно от 380 до 435 нанометров. [ 2 ] Название цвета происходит от Виола цветов рода . [ 3 ] [ 4 ]
В цветовой модели RGB, используемой на экранах компьютеров и телевизоров, фиолетовый получается путем смешивания красного и синего света, причем синего больше, чем красного. В цветовой модели RYB, исторически используемой художниками, фиолетовый создается с помощью комбинации красного и синего пигментов и располагается между синим и фиолетовым на цветовом круге . В цветовой модели CMYK, используемой в печати, фиолетовый создается с помощью комбинации пурпурных и голубых пигментов, причем пурпурного больше, чем голубого. На цветовом круге RGB / CMY ( K ) фиолетовый расположен между синим и пурпурным.
Фиолетовый тесно связан с фиолетовым . В оптике фиолетовый — это спектральный цвет (имеется в виду цвет различных длин волн света), тогда как фиолетовый — это цвет различных комбинаций красного и синего (или фиолетового) света. [ 5 ] [ 6 ] некоторые из которых люди воспринимают как похожие на фиолетовый. В обычном использовании оба термина используются для обозначения различных цветов от синего до красного по оттенку . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Фиолетовый цвет издавна ассоциировался с королевской семьей, первоначально потому, что тирийский пурпурный краситель был чрезвычайно дорогим. в древности [ 10 ] Императоры Рима, как и византийские императоры, носили пурпурные тоги. В средние века фиолетовый цвет носили епископы и профессора университетов, а также он часто использовался в искусстве как цвет одежды Девы Марии . [ 11 ] В китайской живописи фиолетовый цвет символизирует «единство, превосходящее двойственность Инь и Ян » и «высшую гармонию вселенной » . [ 12 ] В мышлении Нью Эйдж фиолетовый и/или фиолетовый цвет ассоциируется с коронной чакрой . [ 13 ] Одно европейское исследование показывает, что фиолетовый — это цвет, который люди чаще всего ассоциируют с экстравагантностью, индивидуализмом, тщеславием и двусмысленностью. [ 14 ]
Этимология и определения
[ редактировать ]
Слово «фиолетовый» как название цвета происходит от среднеанглийского и старофранцузского «фиолетовое» , в свою очередь, от латинского «альт» , названия фиолетового цветка . [ 3 ] [ 4 ] Первое зарегистрированное использование цвета в качестве названия на английском языке было в 1370 году. [ 15 ]
Отношение к фиолетовому цвету
[ редактировать ]Фиолетовый тесно связан с фиолетовым . В оптике фиолетовый — это спектральный цвет : он относится к цвету любой отдельной длины волны света на коротковолновом конце видимого спектра (примерно между 380 и 435 нанометрами), [ 16 ] [ 17 ] тогда как фиолетовый — это цвет различных комбинаций красного, синего и фиолетового света, [ 5 ] [ 6 ] некоторые из которых некоторые люди воспринимают как похожие на фиолетовый. В обычном использовании оба термина используются для обозначения различных цветов от синего до красного по оттенку . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Исторически сложилось так, что фиолетовый цвет обычно использовался для более синих оттенков, а фиолетовый — для красных. [ 7 ] [ 18 ] [ 19 ] В традиционном цветовом круге, используемом художниками, фиолетовый и фиолетовый располагаются между красным и синим, причем фиолетовый ближе к синему. [ 20 ]
В науке
[ редактировать ]Оптика
[ редактировать ]
Фиолетовый находится на одном конце спектра видимого света , между синим светом, который имеет большую длину волны, и ультрафиолетовым светом, который имеет более короткую длину волны и не виден человеку. Длины волн фиолетового цвета составляют примерно от 380 до 435 нанометров. Фиолетовые объекты часто кажутся темными, потому что человеческое зрение становится менее чувствительным к таким коротким длинам волн. [ нужна ссылка ] Причина, по которой людям (типичному трихромату ) фиолетовый свет кажется немного красноватым по сравнению со спектральным синим (несмотря на то, что спектральный красный находится на другом конце видимого спектра), заключается, согласно гипотезе оппонента о цветовом зрении , в том, что S- конус Тип (то есть тот, который наиболее чувствителен к коротким длинам волн) вносит немного красного в канал противника «красный против зеленого» (которому на более длинных синих длинах волн противодействует тип М-конуса). [ 21 ] Экраны компьютеров и телевизоров, использующие цветовую модель RGB , не могут воспроизводить настоящий фиолетовый свет и вместо этого имитируют его, комбинируя синий свет высокой интенсивности с красным светом меньшей интенсивности.
Фиолетовые объекты обычно имеют светло-фиолетовый цвет. Объекты, отражающие спектральный фиолетовый цвет, кажутся очень темными, поскольку человеческое зрение относительно нечувствительно к этим длинам волн. [ нужна ссылка ] Монохроматические лампы, излучающие спектрально-фиолетовые волны, можно грубо аппроксимировать цветом, называемым электрическим фиолетовым, который представляет собой фиолетовый составной свет, производящий эффект, аналогичный человеческому глазу. [ нужна ссылка ]
Химия – пигменты и красители
[ редактировать ]Самые ранние фиолетовые пигменты, используемые людьми, найденные в доисторических наскальных рисунках, были изготовлены из минералов марганца и гематита . Марганец до сих пор используется народом аранда , группой коренных австралийцев , в качестве традиционного пигмента для окраски кожи во время ритуалов. Его также используют индейцы хопи в Аризоне для окраски ритуальных предметов.
Самым известным фиолетово-пурпурным красителем в древнем мире был тирийский пурпур , изготовленный из морской улитки, называемой мурекс , обитающей в Средиземноморье.
В западной Полинезии жители островов изготавливали из морского ежа фиолетовую краску, похожую на тирийский пурпур . В Центральной Америке жители изготавливали краситель из другой морской улитки — пурпуры , обитающей на побережьях Коста-Рики и Никарагуа . Майя использовали этот цвет для окраски ткани для религиозных церемоний, а ацтеки использовали его для росписи идеограмм, где он символизировал королевскую власть. [ 22 ]
В средние века большинство художников создавали на своих картинах фиолетовый или фиолетовый цвет, комбинируя красные и синие пигменты; обычно синий азурит или лазурит с красной охрой , киноварью или суриком . Они также комбинировали озёрные цвета, смешивая краситель с порошком; краситель вайда или индиго для синего цвета и краситель кошениль для красного цвета. [ 22 ]
Орсеин , или пурпурный мох , был еще одним распространенным фиолетовым красителем. Он был известен древним грекам и евреям, изготавливался из средиземноморского лишайника , называемого арчилом или красильным мхом ( Roccella tinctoria ), в сочетании с аммиаком , обычно мочой. Орсеин снова начал приобретать популярность в 19 веке, когда фиолетовый и фиолетовый стали цветами полутраура, которые носили после того, как вдова или вдовец какое-то время носили черное, прежде чем он или она вернулись к ношению обычных цветов. [ 23 ]
В 18 веке химики Англии, Франции и Германии начали создавать первые синтетические красители. Примерно в одно и то же время были изобретены два синтетических пурпурных красителя. Cudbear — это краситель, добываемый из орхидейных лишайников , который можно использовать для окраски шерсти и шелка без использования протравы . Cudbear был разработан Катбертом Гордоном из Шотландии : производство началось в 1758 году. Сначала лишайник варят в растворе карбоната аммония . Затем смесь охлаждают, добавляют аммиак и выдерживают во влажном состоянии в течение 3–4 недель. Затем лишайник сушат и измельчают в порошок. Детали производства были тщательно защищены: вокруг производственного объекта была построена стена высотой десять футов, а персонал состоял из горцев, поклявшихся хранить тайну.
Французский фиолетовый был разработан во Франции примерно в то же время. Лишайник экстрагируется мочой или нашатырным спиртом. Затем экстракт подкисляют, растворенный краситель выпадает в осадок и промывают. Затем его снова растворяют в аммиаке, раствор нагревают на воздухе до пурпурного цвета, затем осаждают хлористым кальцием ; Полученный краситель был более твердым и стабильным, чем другие пурпурные цвета.
Кобальтовый фиолетовый — это синтетический пигмент, который был изобретен во второй половине 19-го века и производится по тому же процессу, что и синий кобальт , лазурный синий и зеленый кобальт . Это фиолетовый пигмент, наиболее часто используемый сегодня художниками наряду с марганцевым фиолетовым .
Мовен , также известный как анилиновый фиолетовый и Перкина лиловый , был первым синтетическим органическим химическим красителем. [ 24 ] [ 25 ] открыт по счастливой случайности в 1856 году. Его химическое название — 3-амино-2,±9-диметил-5-фенил-7-(п-толиламино) феназиния ацетат.
новое семейство фиолетовых синтетических органических пигментов, называемых хинакридонами В 1950-х годах на рынок появилось . Первоначально они были открыты в 1896 году, синтезированы в 1936 году и произведены в 1950-х годах. Цвета этой группы варьируются от темно-красного до фиолетового и имеют молекулярную формулу C 20 H 12 N 2 O 2 . Они обладают сильной устойчивостью к солнечному свету и стирке и используются в масляных красках, акварелях и акрилах, а также в автомобильных покрытиях и других промышленных покрытиях.
-
возникает Фиолетовый цвет аметиста из-за примеси железа в кварце.
-
Химическая структура пигмента фиолетового 29 . Фиолетовые пигменты обычно имеют несколько колец.
-
Марганцевый фиолетовый — популярный неорганический пигмент.
Зоология
[ редактировать ]-
Морской топорик (в данном случае питающийся небольшим ракообразным) обитает на экстремальных глубинах.
-
Фиолетовый морской еж .
-
Фиолетовая пчела-плотник ( Xylocopa violacea ) — одна из крупнейших пчел Европы .
-
Скворец с фиолетовой спиной обитает в Африке к югу от Сахары .
-
Фиолетовый саблезубец встречается в Центральной Америке .
-
Имперский попугай- амазонка изображен на национальном флаге Доминики , что делает его единственным национальным флагом в мире фиолетового цвета.
Ботаника
[ редактировать ]-
Сиреневые цветы
-
Сладкие фиолетовые цветы.
-
Цветки глицинии имеют светло-фиолетовый цвет.
-
Баклажан .
В истории и искусстве
[ редактировать ]Предыстория и древность
[ редактировать ]Фиолетовый — один из древнейших цветов, используемых человеком. Следы темно-фиолетового цвета, полученные путем измельчения минерала марганца , смешанного с водой или животным жиром и затем нанесенного кистью на стену пещеры или нанесенного пальцами, обнаружены в доисторических наскальных рисунках в Пеш-Мерле во Франции, датируемых около 25 000 лет. годы. Он также был найден в пещерах Альтамира и Ласко . [ 26 ] Иногда его использовали как альтернативу черному углю. Палочки марганца, используемые для рисования, были найдены на стоянках, заселенных неандертальцами, во Франции и Израиле. Судя по шлифовальным инструментам, найденным в различных местах, можно сделать вывод, что его также могли использовать для окраски тел и украшения шкур животных.
Совсем недавно самые ранние даты наскальных рисунков были отодвинуты более чем на 35 000 лет назад. Ручные рисунки на каменных стенах в Австралии могут быть еще старше: им около 50 000 лет.
Ягоды рода Rubus , такие как ежевика , были распространенным источником красителей в древности. Древние египтяне изготавливали своего рода фиолетовую краску, смешивая сок шелковицы с измельченным зеленым виноградом. Римский историк Плиний Старший сообщал, что галлы использовали фиолетовую краску из черники для окраски одежды рабов. Эти красители давали удовлетворительный фиолетовый цвет, но он быстро выцветал на солнце и при стирке. [ 27 ]
Средневековье и Возрождение
[ редактировать ]Фиолетовый и пурпурный сохранили свой статус цвета императоров и князей церкви на протяжении всего долгого правления Византийской империи .
Хотя короли и принцы Средневековья и Возрождения носили фиолетовый цвет реже, его носили профессора многих новых университетов Европы. Их мантии были созданы по образцу духовенства, и они часто носили квадратные фиолетовые шапки и фиолетовые мантии или черные мантии с фиолетовой отделкой.
Фиалка также играла важную роль в религиозных картинах эпохи Возрождения. Ангелов и Деву Марию часто изображали в фиолетовых одеждах. Флорентийский художник XV века Ченнино Ченнини советовал художникам: «Если вы хотите создать прекрасный фиолетовый цвет, возьмите прекрасную лакку, синий ультрамарин (одинаковое количество того и другого)…» Художникам-фрескистам он советовал менее дорогая версия, сделанная из смеси синего индиго и красного гематита . [ 28 ]
-
( Диптих Уилтона 1395 г.), написанный для короля Ричарда II .
-
Ангел в фиолетовых одеждах из «Воскресение Христово» (1483–1520). картины Рафаэля
18 и 19 века
[ редактировать ]В 18 веке фиолетовый цвет носили члены королевской семьи, аристократы и другие богатые люди. Качественная фиолетовая ткань была слишком дорога для простых людей.
Первый кобальтовый фиолетовый , арсенат кобальта ярко-красно-фиолетового цвета, был очень токсичным. Хотя он сохранялся в некоторых линиях красок и в 20 веке, его вытеснили менее токсичные соединения кобальта, такие как фосфат кобальта. Кобальтовый фиолетовый появился во второй половине XIX века, расширив палитру художников своей гаммой фиолетовых цветов. Кобальтовый фиолетовый использовали Поль Синьяк (1863–1935), Клод Моне (1840–1926) и Жорж Сёра (1859–1891). [ 29 ] Сегодня фосфат кобальта-аммония, фосфат кобальта-лития и фосфат кобальта доступны для использования художниками. Фосфат кобальта-аммония — самый красноватый из трех. Фосфат кобальта доступен в двух вариантах — глубоком, менее насыщенном голубоватом типе и более светлом и ярком, несколько более красноватом. Фосфат кобальта-лития представляет собой насыщенный светлый голубовато-фиолетовый цвет. Цвет, похожий на фосфат кобальта-аммония, борат кобальта-магния, был введен в конце 20-го века, но не считался достаточно светостойким для художественного использования. Кобальтовый фиолетовый — единственный по-настоящему светостойкий фиолетовый пигмент с относительно сильной насыщенностью цвета. Все остальные светостабильные фиолетовые пигменты по сравнению с ними тусклые. Высокая цена пигмента и токсичность кобальта ограничивают его использование.
В 1860-х годах среди художников и других художников внезапно возросла популярность использования фиолетовых цветов. [ 7 ] Например, Винсент Ван Гог (1853–1890) был заядлым исследователем теории цвета. Он использовал фиолетовый цвет во многих своих картинах 1880-х годов, в том числе в картинах с ирисами и кружащимся и загадочным небом в своих картинах звездных ночей, и часто сочетал его с дополнительным цветом - желтым. В картине своей спальни в Арле (1888 г.) он использовал несколько наборов дополнительных цветов; фиолетовый и желтый, красный и зеленый, оранжевый и синий. В письме о картине своему брату Тео он писал: «Цвет здесь... должен наводить на мысль о сне и отдыхе в целом... Стены бледно-фиолетовые. Пол выложен красной плиткой. Дерево Кровать и стулья свеже-масляно-желтые, простыня и подушки светло-лимонно-зеленые. Покрывало ярко-алое. Прикроватный столик оранжевый. Двери сиреневые. голова или воображение». [ 30 ]
В 1856 году молодой британский химик Уильям Генри Перкин пытался получить синтетический хинин . Вместо этого его эксперименты привели к неожиданному остатку, который оказался первым синтетическим анилиновым красителем , темно-фиолетового цвета. [ 7 ] цвет, называемый лиловым или сокращенно лиловый (краситель назван в честь более светлого цвета цветка мальвы [лилового]). Используемый для окраски одежды, он стал чрезвычайно модным среди знати и высших классов Европы, особенно после того, как королева Виктория надела шелковое платье, окрашенное лиловым цветом, на Королевскую выставку 1862 года. До открытия Перкина лиловый был цветом, который был доступен только аристократии и богатые могли себе позволить носить. Перкин разработал промышленный процесс, построил фабрику и начал производить краску тоннами, так что почти каждый мог носить лиловый цвет. Это был первый из серии современных промышленных красителей, которые полностью изменили химическую промышленность и моду. [ 31 ]
-
Шарль де Бурбон, будущий король Испании Карлос III (1725 г.).
-
В Англии -прерафаэлиты, художники такие как Артур Хьюз, были особенно очарованы фиолетовым и фиолетовым цветом. Это «Апрельская любовь» (1856).
-
Ноктюрн: Трафальгарская площадь «Челси Снег » (1876) Джеймса Макнила Уистлера использовал фиолетовый цвет для создания зимнего настроения.
20 и 21 века
[ редактировать ]
Фиолетовые или фиолетовые галстуки стали популярны в конце первого десятилетия XXI века, особенно среди политических и деловых лидеров. [ нужна ссылка ]
В культуре
[ редактировать ]Популярность
[ редактировать ]В европейском опросе три процента респондентов заявили, что фиолетовый — их любимый цвет, поставив его после синего, зеленого, красного, черного и желтого (в указанном порядке) и связав его с оранжевым. Десять процентов назвали его своим наименее любимым цветом; коричневый, розовый и серый были более непопулярными. [ 14 ]
Роялти и роскошь
[ редактировать ]Из-за своего статуса цвета римских императоров, монархов и принцев пурпурный и фиолетовый часто ассоциируются с роскошью. Некоторые предметы роскоши, такие как часы и ювелирные изделия, часто помещают в коробки, обтянутые фиолетовым бархатом, поскольку фиолетовый является дополнительным цветом к желтому и лучше всего подчеркивает золото.
Тщеславие, расточительность и индивидуализм
[ редактировать ]Хотя фиолетовый является цветом смирения в символике католической церкви, в обществе в целом он имеет прямо противоположное значение. Европейский опрос 2000 года показал, что этот цвет чаще всего ассоциируется с тщеславием. [ 32 ] Цвет, который редко встречается в природе и поэтому привлекает внимание, считается цветом индивидуализма и экстравагантности.
Период Хэйан
[ редактировать ]
В Японии фиолетовый был популярным цветом в одежде, появившимся в период Хэйан (794–1185). Краситель был изготовлен из корня растения алканет ( Anchusa officinalis ), известного по-японски как мурасаки . Примерно в то же время японские художники начали использовать пигмент, изготовленный из того же растения. [ 33 ]
Нью Эйдж
[ редактировать ]« Пророчица Нью-Эйдж », Алиса Бейли , в своей системе под названием « Семь Лучей » , которая классифицирует людей на семь различных метафизических психологических типов , «седьмой луч» «Церемониального Порядка» представлен фиолетовым цветом. Говорят, что о людях этого метафизического психологического типа говорят, что они находятся «на Фиолетовом Луче». [ 34 ]
В Учениях Вознесенных Владык фиолетовый цвет используется для обозначения Вознесенного Владыки Сен-Жермена . [ 35 ]
Призыв Фиолетового Пламени — это система практики медитации , используемая в Деятельности «Я ЕСМЬ» и Вселенской и Торжествующей Церковью (обе религии, обучающие Вознесенных Владык).
Религия
[ редактировать ]
В Римско-католической церкви фиолетовый цвет носят епископы и архиепископы , красный — кардиналы и белый — Папа . Обычные священники носят черное. Как и во многих других западных церквях , фиолетовый является литургическим цветом Адвента Иисуса и Великого поста , которые соответственно отмечают ожидание и подготовку к празднованию Распятия и времени покаяния и/или траура .
Витраж, установленный в начале 1920-х годов в соборе Богоматери Ангелов в Лос-Анджелесе, изображает Бога-Отца в фиолетовом одеянии. [ 36 ]
После II Ватиканского Собора , изменившего многие правила католической церкви, священники стали носить фиолетовые одежды при отправлении месс по умершим. Черный больше не использовался, поскольку это был цвет траура вне церкви и считался неуместным в религиозной церемонии. [ 37 ]
В индуизме фиолетовый используется для символического обозначения седьмой, коронной чакры ( Сахасрары ). [ 38 ]
Политика
[ редактировать ]
В начале 20 века фиолетовый, белый и золотой были цветами женского избирательного движения в Соединенных Штатах, добивавшегося права голоса для женщин. Считалось, что эти цвета олицетворяют свободу и достоинство. [ 39 ] [ 40 ] По этой причине почтовая марка, выпущенная в 1936 году в честь Сьюзен Б. Энтони , выдающегося лидера избирательного движения в Соединенных Штатах, была окрашена в красноватый оттенок фиолетового цвета, иногда известный как красно-фиолетовый .
В 1908 году Эммелин Петик-Лоуренс , соредактор газеты Женского социально-политического союза (WSPU), разработала цветовую схему для суфражистского движения в Великобритании и Ирландии: фиолетовый цвет символизирует верность и достоинство, белый — чистоту, а зеленый — надежду. . [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Панъевропейское движение и его национальные дочерние Volt Europa партии используют фиолетовый цвет в своей униформе. [ 44 ]
Небольшая политическая партия Нью-Эйдж в Германии , насчитывающая около 1150 членов, называется Фиолетовая партия. Оно верит в прямую демократию , гарантированный минимальный доход и политику, основанную на духовности . Он был основан в Дортмунде в 2001 году. [ 45 ]
Лесбиянство
[ редактировать ]Фиолетовые цветы и их цвет стали символически ассоциироваться с лесбийской любовью. [ 46 ] Лесбиянками и бисексуальными женщинами он использовался в качестве специального кода для самоидентификации, а также для выражения поддержки сексуальных предпочтений. [ 47 ] [ 48 ] Эта связь берет свое начало от поэтессы Сафо и фрагментов ее стихов. В одном стихотворении она описывает потерянную любовь, носящую на шее гирлянду из «фиолетовых диадем, плетеных бутонов роз, укропа и крокусов». [ 49 ] В другом фрагменте она вспоминает, как ее возлюбленный «возложил вокруг себя [множество венков] из фиалок и роз». [ 50 ] [ 51 ]
, Лесбийский флаг лабрис созданный в 1999 году графическим дизайнером Шоном Кэмпбеллом. [ 52 ] [ 53 ] представляет собой лабрис, наложенный на перевернутый черный треугольник на фиолетовом фоне. [ 54 ] [ 55 ]
Флаги
[ редактировать ] СМИ, связанные с фиолетовыми флагами, на Викискладе?
-
На флаге Доминики изображен попугай сиссеру , национальный символ.
-
Флаг Никарагуа , хотя при таком размере отдельные полосы радуги почти неразличимы.
-
Флаг суфражисток ( Великобритания). Фиолетовый символизирует верность и достоинство, белый — чистоту и зеленую надежду.
-
Вифала Эмблема . Официальный вариант флага Боливии с 2009 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Челик, Тантек; Лилли, Крис, ред. (18 января 2022 г.). «Модуль цвета CSS, уровень 3» . W3C . w3.org . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Факультет физики и астрономии Университета штата Джорджия. «Спектральные цвета» . Сайт гиперфизики . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «фиолетовый, №1» . ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б "Фиолетовый" . Третий новый международный словарь Вебстера, полный . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б ЩЕНОК А. Гилберт и Вилли Хэберли (2008). Физика в искусстве . Академическая пресса. п. 112. ИСБН 978-0-12-374150-9 .
- ^ Jump up to: а б Луи Бевье Спинни (1911). Учебник физики . Макмиллан Ко.п. 573 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тагер, А.; Киршнер, Э.; Федоровская, Е. (2021). «Вычислительные доказательства первого широкого использования фиолетового цвета в 1860-х годах». Исследование и применение цвета . 46 (5): 961–977. дои : 10.1002/col.22638 . S2CID 233671776 .
- ^ Jump up to: а б Ферман, КР; Ферман, К. (2004). Цвет – тайное влияние . Река Аппер-Седл: Образование Пирсона.
- ^ Jump up to: а б Матчи, М. (2005). «Цветовые термины на английском языке: ономасиологические и семасиологические аспекты» (PDF) . Ономасиология онлайн . 5 : 56–139. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Данн, Кейси (9 октября 2013 г.). «Цвет королевской власти, дарованный наукой и улитками» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Эллиот, Шарлин (зима 2008 г.). «Фиолетовое прошлое: кодификация цвета в древнем мире» . Закон и социальные исследования . 33 (1): 173–194. дои : 10.1111/j.1747-4469.2008.00097.x . S2CID 145236881 . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Варишон, Энн Цвета: что они означают и как их сделать Нью-Йорк: Абрамс, 2006 г., стр. 138
- ^ «Значения фиолетового/фиолетового цвета — художники цветового круга» . www.color-wheel-artist.com . Архивировано из оригинала 8 мая 2017 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ева Хеллер, Психология цвета: эффекты и символы . п. 4. «La plus индивидуалистические и экстравагантные цвета». (ассоциируют 26% респондентов опроса с «экстравагантностью», 22% — с «индивидуализмом», 24% — с «тщеславием», 21% — с «двусмысленностью»).
- ^ Мерц и Пол. Цветной словарь Нью-Йорка: 1930 McGraw-Hill, стр. 207.
- ^ JWG Хант (1980). Измерение цвета . Эллиса Хорвуда Лтд. ISBN 0-7458-0125-0 .
- ^ Факультет физики и астрономии Университета штата Джорджия. «Спектральные цвета» . Сайт гиперфизики . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «фиолетовый, №1» . ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ "Фиолетовый" . Третий новый международный словарь Вебстера, полный . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Паркхерст, Чарльз; Феллер, Роберт Л. (15 марта 2007 г.). «Кто изобрел цветовой круг?» . Исследование и применение цвета . 7 (3): 217–230. дои : 10.1002/col.5080070302 .
- ^ Мачадо, генеральный менеджер; Оливейра, ММ; Фернандес, Л. (ноябрь 2009 г.), «Физиологически обоснованная модель для моделирования дефицита цветового зрения» , IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics , 15 (6), Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE): 1291–1298, doi : 10.1109/TVCG.2009.113 , hdl : 10183/27630 , ISSN 1077-2626 , PMID 19834201 , S2CID 6200253 На рисунке 2 показаны S-конусы, вносящие +0,40 в канал противника «r − g».
- ^ Jump up to: а б Энн Каришон (2000), Цвета: пигменты и красители в руках людей . п. 133
- ^ Энн Каришон (2000), Цвета: пигменты и красители в руках людей . п. 144
- ^ Хабнер К. (2006). «История – 150 лет Мовена». Химия в наше время . 40 (4): 274–275. дои : 10.1002/ciuz.200690054 .
- ^ Энтони С. Трэвис (1990). «Лиловый Перкин: предок органической химической промышленности». Технологии и культура . 31 (1): 51–82. дои : 10.2307/3105760 . JSTOR 3105760 . S2CID 112031120 .
- ^ Филлип Болл (2001), Яркая земля - Искусство и изобретение цвета , стр. 84
- ^ Анн Варишон (2000), Цвета: пигменты и красители в руках людей , с. 146–148
- ^ Лара Брок, « » Ченнино Ченнини Il Libro dell'Arte : новый английский перевод и комментарии с итальянской транскрипцией , Archetype 2015, стр. 115
- ^ Изабель Рулофс (2012), Цвет, объясненный художникам , с. 52–53
- ^ Джон Гейдж (2006), La Couleur dans l'art , стр. 50–51. Цитируя письмо 554 Ван Гога Тео. (перевод отрывка Д. Р. Сифкина)
- ^ Гарфилд, С. (2000). Лиловый: как один человек изобрел цвет, который изменил мир . Фабер и Фабер, Лондон, Великобритания. ISBN 978-0-571-20197-6 .
- ^ Ева Хеллер, Психология цвета: эффекты и символизм , с. 167
- ^ Анн Варишон, Цвета: пигменты и красители в руках людей , с. 139
- ^ Бейли, Алиса А. (1995). Семь Лучей Жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Lucis. ISBN 978-0-85330-142-4 .
- ^ «Сен-Жермен» ( продиктовано 1974 Элизабет Клэр Профет ) Исследования в области алхимии: наука самотрансформации : Колорадо-Спрингс, Колорадо, США Саммит Маяк, страницы 80–90 [Оккультизм] Биографический очерк Сен-Жермена
- ^ Витраж в Соборе Ангелов в Лос-Анджелесе, Калифорния, изображающий Бога-Отца в пурпурно-фиолетовой мантии:
- ^ Ева Хеллер, Психология цвета: эффекты и символизм . п. 166
- ^ Стивенс, Саманта. Семь Лучей: универсальный путеводитель по архангелам. Город: Insomniac Press, 2004. ISBN 1-894663-49-7 стр. 24
- ^ Лакруа, Эллисон (26 октября 2015 г.). «Национальная женская партия и значение их фиолетового, белого и золотого текстиля» . Национальная женская партия . Национальный памятник равенства женщин Бельмонт-Поль . Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ Ева Хеллер, Психология цвета: эффекты и символизм . иллюстрация 75
- ^ «Платье и суфражистки» . Музей Чертси . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Блэкман, Кэлли (8 октября 2015 г.). «Как суфражистки использовали моду для продвижения своего дела» . Хранитель . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Флаг ВГПУ» . Парламент Соединенного Королевства . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Общеевропейское политическое движение» . Вольт Европа . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ «Фиалки – новые идеи в политике» . Фиалки .
- ^ «Гей-символы сквозь века» . Альманах Элисон: сокровищница информации для сообщества геев и лесбиянок . Бостон, Массачусетс: Публикации Элисон . 1989. с. 100 . ISBN 0-932870-19-8 .
- ^ Майерс, Джоанн (2003). Исторический словарь освободительного движения лесбиянок: Still the Rage (1-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press . п. 242. ИСБН 978-0810845060 . LCCN 2002156624 .
- ^ Хорак, Лаура (2016). «Лесбиянки занимают центральное место: Пленница (1926–1928)». Девочки будут мальчиками: переодетые женщины, лесбиянки и американское кино, 1908–1934 гг . Издательство Университета Рутгерса . стр. 143–144. ISBN 978-0-8135-7483-7 .
- ^ Барнард, Мэри (1958). Сафо: Новый перевод (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . п. 42 . ISBN 9780520223127 . LCCN 58006520 .
- ^ Коллекотт, Диана (1999). HD и сапфический модернизм 1910–1950 (1-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . п. 216. ИСБН 978-0-521-55078-9 .
- ^ Фэнтем, Элейн; Фоли, Хелен Пит; Кампен, Натали Боймел; Помрой, Сара Б.; Шапиро, ХА (1994). Женщины в классическом мире: изображение и текст (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 15 . ISBN 978-0-19-506727-9 .
- ^ «Почему у лесбиянок нет собственного флага гордости? - AfterEllen» . 9 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Брабау, Касандра. «Полное руководство по всем флагам ЛГБТК+ и их значению» . www.refinery29.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Гей-символы сквозь века». Альманах Элисон: сокровищница информации для сообщества геев и лесбиянок . Бостон, Массачусетс: Публикации Элисон . 1989. стр. 99–100 . ISBN 0-932870-19-8 .
- ^ Мерфи, Тимоти Ф., изд. (2000). Руководство для читателей по исследованиям лесбиянок и геев (1-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Издательство Fitzroy Dearborn . п. 44 . ISBN 1-57958-142-0 .
- Болл, Филип (2001). Яркая Земля, искусство и изобретение цвета . Хазан (перевод на французский). ISBN 978-2-7541-0503-3 .
- Хеллер, Ева (2009). Психология цвета: Эффекты и символика . Пирамида (французский перевод). ISBN 978-2-35017-156-2 .
- Пастуро, Мишель (2005). Маленькая книга цветов . Панамские издания. ISBN 978-2-7578-0310-3 .
- Гейдж, Джон (1993). Цвет и культура – практика и смысл от античности до абстракции . Темза и Гудзон (номера страниц указаны во французском переводе). ISBN 978-2-87811-295-5 .
- Гейдж, Джон (2006). Цвет в искусстве . Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-325-9 .
- Варичон, Энн (2000). Цвета: пигменты и красители в руках людей . Порог. ISBN 978-2-02084697-4 .
- Зуффи, Стефано (2012). Цвет в искусстве . Абрамс. ISBN 978-1-4197-0111-5 .
- Рулофс, Изабель (2012). Цвет объяснил художникам . Группа компаний Эйроль. ISBN 978-2-212-13486-5 .
- Броке, Лара (2015). Ченнино Ченнини Il Libro dell'Arte : новый английский перевод и комментарии с итальянской транскрипцией . Архетип. ISBN 978-1-909492-28-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Вайолет, на Викискладе?