Jump to content

Переходная экономика

(Перенаправлено из «Переходная экономика» )

Переходная экономика или переходная экономика – это экономика, которая переходит от централизованно плановой экономики к рыночной экономике . [ 1 ] Страны с переходной экономикой претерпевают ряд структурных преобразований, направленных на развитие рыночных институтов. К ним относится экономическая либерализация , при которой цены устанавливаются рыночными силами, а не централизованной плановой организацией. Помимо этого устраняются торговые барьеры, предпринимаются попытки приватизировать государственные предприятия и ресурсы, государственные и коллективно управляемые предприятия реструктурируются в предприятия , а финансовый сектор создается для содействия макроэкономической стабилизации и движению частного капитала . [ 2 ] Этот процесс применялся в Китае , бывшем Советском Союзе , Восточного блока странах Европы и некоторых странах третьего мира , и была проведена детальная работа по его экономическим и социальным последствиям.

Переходный процесс обычно характеризуется изменением и созданием институтов, особенно частных предприятий ; изменение роли государства, тем самым создание принципиально иных государственных институтов и развитие частных предприятий, рынков и независимых финансовых институтов. [ 3 ] По сути, одним из способов перехода является функциональная реструктуризация государственных институтов из роли поставщика роста в фактор, способствующий росту, с участием частного сектора в качестве двигателя. Другой режим перехода – это изменение способа роста экономики и режима практики. Отношения между этими двумя переходными режимами являются микро- и макро-, частичными и целостными. По-настоящему переходная экономика должна включать как микропереход, так и макропереход. [ нужна ссылка ] Из-за различных начальных условий в ходе зарождающегося процесса перехода от плановой экономики к рыночной экономике страны используют разные модели перехода. Такие страны, как Китайская Народная Республика и Вьетнам, приняли режим постепенного перехода, однако Россия и некоторые другие восточноевропейские страны, такие как бывшая Социалистическая Республика Югославия, использовали более агрессивную и более быструю модель перехода. [ нужна ссылка ]

Термин «переходный период» также используется для описания процесса перехода от капитализма к первой стадии социализма, предшествующей установлению полностью развитого социализма (он же коммунизм).

Индикаторы перехода

[ редактировать ]

Существование прав частной собственности может быть самым основным элементом рыночной экономики, и поэтому реализация этих прав является ключевым индикатором переходного процесса.

Основными составляющими переходного процесса являются:

  • Либерализация – процесс, позволяющий определять большую часть цен на свободных рынках и снижающий торговые барьеры, которые препятствовали контакту со структурой цен в мировых рыночных экономиках.
  • Макроэкономическая стабилизация – установление контроля над инфляцией и ее постепенное снижение после первоначального всплеска высокой инфляции, возникшего в результате либерализации и высвобождения отложенного спроса. Этот процесс требует дисциплины в отношении государственного бюджета, роста денежной массы и кредита (то есть дисциплины в налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике), а также продвижения к устойчивому платежному балансу. [ 4 ]
  • Реструктуризация и приватизация – создание жизнеспособного финансового сектора и реформирование предприятий в этих странах, чтобы сделать их способными производить товары, которые можно было бы продавать на свободных рынках, и передавать их собственность в частные руки.
  • Правовые и институциональные реформы – переопределение роли государства в этих экономиках, установление верховенства закона и внедрение соответствующей политики в области конкуренции. [ 5 ]

По мнению Олега Гаврилишина и Томаса Вольфа из Международного валютного фонда , переход в широком смысле подразумевает:

  • либерализация экономической деятельности, цен и рыночных операций, а также перераспределение ресурсов для их наиболее эффективного использования;
  • разработка косвенных, рыночных инструментов макроэкономической стабилизации;
  • достижение эффективного управления предприятием и экономической эффективности, обычно посредством приватизации;
  • введение жестких бюджетных ограничений, которые создают стимулы для повышения эффективности; и
  • создание институциональной и правовой базы для обеспечения прав собственности, верховенства закона и прозрачных правил выхода на рынок. [ 6 ]

Эдгар Файги, осознавая необходимость компромисса между эффективностью и справедливостью, предлагает [ 7 ] что социальные и политические издержки адаптации к переходному периоду можно снизить, приняв эгалитарные по своей природе методы приватизации, тем самым обеспечив систему социальной защиты , смягчающую разрушительные последствия переходного процесса.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) разработал набор показателей для измерения прогресса на переходном этапе. Система классификации была первоначально создана в отчете ЕБРР о переходном процессе за 1994 год, но была уточнена и дополнена в последующих отчетах. Общие показатели перехода ЕБРР таковы:

  • Масштабная приватизация
  • Малая приватизация
  • Управление и реструктуризация предприятий
  • Либерализация цен
  • Торговая и валютная система
  • Конкурентная политика
  • Банковская реформа и либерализация процентных ставок
  • Рынки ценных бумаг и небанковские финансовые учреждения
  • Реформа инфраструктуры [ 8 ]

Контекст

[ редактировать ]

Экономические проблемы, охватившие страны СЭВ (низкие темпы роста и уменьшающаяся отдача от инвестиций), побудили многих отечественных и западных экономистов выступать за рыночные решения и последовательную программу экономических реформ. Было признано, что микроэкономические реформы и макроэкономическую стабилизацию необходимо тщательно сочетать. Либерализация цен без предварительных мер по устранению макроэкономических дисбалансов, включая эскалацию бюджетного дефицита, рост денежной массы из-за высокого уровня заимствований государственных предприятий и накопленных сбережений домохозяйств (« денежное излишество »), может привести к в макроэкономической дестабилизации вместо микроэкономической эффективности. Если предприниматели не будут пользоваться гарантированными правами собственности, а фермеры не будут владеть своими фермами, процесс шумпетерианского « творческого разрушения » будет ограничивать перераспределение ресурсов и препятствовать расширению прибыльных предприятий для поглощения рабочих, вытесненных в результате ликвидации нежизнеспособных предприятий. Ужесточение бюджетных ограничений на государственных предприятиях остановит истощение государственного бюджета из-за субсидий, но потребует дополнительных расходов для противодействия возникающей в результате безработице и падению совокупных расходов домохозяйств. Денежный навес означал, что либерализация цен могла превратить «подавленную инфляцию» в открытую инфляцию, еще больше повысить уровень цен и создать ценовую спираль. Переход к рыночной экономике потребует государственного вмешательства наряду с либерализацией рынка, приватизацией и дерегулированием. Возможно, потребуется нормирование основных потребительских товаров, торговые квоты и тарифы, а также активная денежно-кредитная политика для обеспечения достаточной ликвидности для поддержания торговли. [ 9 ] Помимо тарифной защиты, в некоторых случаях также считались необходимыми меры по контролю за оттоком капитала. [ 10 ]

Переход на практике

[ редактировать ]

Наиболее влиятельной стратегией перехода к рыночной экономике была стратегия, принятая Польшей в январе 1990 года. На эту стратегию сильно повлиял анализ МВФ и Всемирного банка успешных и неудачных программ стабилизации, которые были приняты в Латинской Америке в 1980-х годах. Стратегия включала ряд взаимозависимых мер, включая макроэкономическую стабилизацию; либерализация оптовых и розничных цен; устранение ограничений на развитие частного предпринимательства и приватизация государственных предприятий; отмена субсидий и введение жестких бюджетных ограничений; и создание экспортно-ориентированной экономики, открытой для внешней торговли и инвестиций. Частью стратегии также было создание системы социальной защиты, ориентированной на отдельных лиц, чтобы компенсировать отмену гарантий занятости и отмену контроля над ценами на основные товары. [ 11 ]

На выбор стратегии перехода повлияло критическое состояние большинства постсоциалистических стран. Политики были убеждены, что политический авторитет имеет приоритет над планом последовательных реформ, и что меры макроэкономической стабилизации следует вводить раньше, чем структурные меры, реализация которых по своей природе потребует больше времени. «Доверие» к переходному процессу было повышено благодаря принятию Вашингтонского консенсуса, одобренного МВФ и Всемирным банком. Стабилизация считалась необходимой в Венгрии и Польше, где дефицит государственного бюджета вырос, а внешний долг стал больше, чем способность страны обслуживать. Западные советники и отечественные эксперты, работающие с национальными правительствами и МВФ, внедрили программы стабилизации, направленные на достижение внешнего и внутреннего баланса, которые стали известны как шоковая терапия . Утверждалось, что «нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка». [ 12 ]

Многие иностранные советники, в основном из США, Великобритании и Швеции, часто работали по контрактам с международными финансовыми учреждениями и двусторонними или многосторонними программами технической помощи. Они выступали за свободную торговлю и конвертируемость обменного курса, а не за защиту торговли и контроль за капиталом, которые могли бы остановить бегство капитала. Они были склонны поддерживать приватизацию без предварительной реструктуризации промышленности; Исключение можно было найти в Восточной Германии, где Treuhand (Трастовое агентство) готовило государственные предприятия к выходу на рынок со значительными затратами для правительства. [ 13 ] Западные программы технической помощи были созданы Европейским Союзом – через программы Phare и TACIS – и другими донорами (включая AID США, Британский фонд ноу-хау и ПРООН), а также МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и KfW, которые также авансовые кредиты для стабилизации, структурной перестройки, промышленной реструктуризации и социальной защиты. Техническая помощь оказывалась посредством обмена государственными служащими и консультантами по менеджменту, включая Agriconsulting, Atos, COWI, Ernst & Young, GOPA, GTZ, Human Dynamics, Idom, IMC Consulting, Louis Berger, NIRAS, PA Consulting, PE International, Pohl. Консалтинг, PwC и SOFRECO.

Ожидалось, что введение конвертируемости текущего счета и либерализация внешней торговли вызовут девальвацию валюты, которая поддержит экономический рост, основанный на экспорте . [ 14 ] Однако, когда цены были сняты с контроля, предприятия и розничные торговцы подняли свои цены, чтобы они соответствовали ценам, преобладающим на черном рынке, или приблизились к мировому уровню цен, что первоначально принесло им непредвиденную прибыль. Потребители отреагировали сокращением своих покупок и заменой товаров отечественного производства импортными товарами более высокого качества. Падение продаж привело к краху многих отечественных предприятий, к увольнениям персонала или сокращению рабочего времени и заработной платы. Это еще больше снизило платежеспособный спрос. Поскольку импорт рос, а экспортеры не смогли реагировать на возможности мировых рынков из-за низкого качества своей продукции и нехватки ресурсов для инвестиций, торговый дефицит увеличился, что оказало понижательное давление на обменный курс. Многие оптовики и розничные торговцы установили цены в соответствии со своей долларовой стоимостью, а падение обменного курса способствовало инфляции. Центральные банки ряда стран подняли процентные ставки и ужесточили условия кредитования, лишив госорганы и предприятия оборотного капитала. Они, в свою очередь, столкнулись с невозможностью своевременной выплаты заработной платы, что еще больше снизило платежеспособный спрос. [ 15 ]

Воздействие традиционных стратегий перехода оказалось дестабилизирующим в краткосрочной перспективе и привело к обнищанию населения в долгосрочной перспективе. Экономический объем снизился гораздо больше, чем ожидалось. Снижение производства продолжалось до 1992-96 годов во всех странах с переходной экономикой. К 1994 году объем экономического производства снизился во всех странах с переходной экономикой на 41 процент по сравнению с уровнем 1989 года. Экономика стран Центральной и Восточной Европы снова начала расти примерно в 1993 году, при этом Польша, которая начала свою программу переходного периода раньше всех, вышла из рецессии в 1992 году. Страны Балтии вышли из рецессии в 1994 году, а остальные страны бывшего Советского Союза - примерно в 1996 году. Инфляция сохранилась. выше 20 процентов в год (за исключением Чехии и Венгрии) до середины 1990-х годов. Во всех странах с переходной экономикой пиковый годовой уровень инфляции составил 2632 процента (4645 процентов в СНГ). [ 16 ] Безработица выросла, а заработная плата упала в реальном выражении, хотя в России и других странах СНГ уровень безработицы, регистрируемый на биржах труда, оставался низким. Обследования рабочей силы, проведенные Международной организацией труда, показали значительно более высокий уровень безработицы и значительную внутреннюю миграцию. [ 17 ] Высокие процентные ставки вызвали «кредитный кризис», усилили задолженность между предприятиями и препятствовали расширению малых и средних предприятий, которым часто не хватало связей для законного получения финансирования. [ 18 ]

Со временем отечественные производители смогли модернизировать свои производственные мощности, а в страны с переходной экономикой были привлечены прямые иностранные инвестиции. Появились более качественные потребительские товары местного производства, которые отвоевали долю рынка у импорта. Стабилизация обменного курса осложнялась масштабным оттоком капитала, когда отечественные агенты отправляли часть своих доходов за границу в места назначения, где, по их мнению, их капитал был более безопасным. Обещание Членство в Европейском Союзе и принятие законодательства и правил ЕС ( Acquis Сообщества или acquis communautaire ) помогли обеспечить доверие к правам собственности, экономическим и государственным институтам в большей части Центральной и Восточной Европы.

Некоторые экономисты утверждают, что показатели экономического роста стран с переходной экономикой обусловлены низким уровнем развития, десятилетиями торговой изоляции и перекосами в социалистических плановых экономиках. Они подчеркнули, что принятые стратегии перехода отражали необходимость разрешения экономического кризиса, охватившего социалистическую плановую экономику, и первостепенной целью был переход к капиталистической рыночной экономике, а не содействие экономическому росту и благосостоянию. [ 19 ]

Но к 2000 году ЕБРР сообщил, что влияние начальной отправной точки в каждой переходной экономике на процесс реформ исчезло. Хотя основы для функционирующей рыночной экономики были заложены посредством устойчивой либерализации, всеобъемлющей приватизации, открытости для международной торговли и инвестиций, а также создания демократических политических систем, оставались институциональные проблемы. Либерализованные рынки не обязательно были конкурентоспособными, а политическая свобода не помешала могущественным частным интересам оказывать неправомерное влияние. [ 20 ]

Десять лет спустя, в «Докладе о переходном процессе» за 2010 год, ЕБРР все еще отмечает, что качество институтов, способствующих развитию рынка, продолжает отставать от того, что необходимо для хорошо функционирующей рыночной экономики. Рост в странах с переходной экономикой был обусловлен торговой интеграцией в мировую экономику с «впечатляющими» показателями экспорта, а также «быстрым притоком капитала и кредитным бумом». Однако такой рост оказался нестабильным, и ЕБРР считал, что правительствам стран с переходной экономикой следует способствовать развитию внутренних рынков капитала и улучшать деловую среду, включая финансовые учреждения, рынки недвижимости и энергетическую, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. ЕБРР выразил обеспокоенность по поводу независимости и правоприменения регулирующих органов, установления цен и рыночной власти существующих операторов инфраструктуры. [ 21 ]

Неравенство доходов, измеряемое коэффициентом Джини, значительно выросло в странах с переходной экономикой в ​​период с 1987 по 1988 год и до середины 1990-х годов. Бедность вновь возникла: в странах с переходной экономикой от 20 до 50 процентов людей живут за национальной чертой бедности. Программа развития ООН подсчитала, что общая бедность в Восточной Европе и СНГ увеличилась с 4 процентов населения в 1988 году до 32 процентов к 1994 году, или с 14 миллионов человек до 119 миллионов. [ 22 ] Согласно данным опроса, безработица и уровень экономической бездействия в конце 1990-х годов все еще были высокими. [ 23 ]

К 2007 году, за год до того, как разразился мировой финансовый кризис, индекс ВВП достиг 112 по сравнению со 100 в 1989 году для стран с переходной экономикой. Другими словами, потребовалось почти 20 лет, чтобы восстановить уровень производства, существовавший до перехода. Индекс экономического производства (ВВП) в странах Центральной и Восточной Европы в 2007 году составил 151; для Балкан/Юго-Восточной Европы индекс составлял 111, а для Содружества Независимых Государств и Монголии - 102. Экономика ряда стран СНГ на Кавказе и в Центральной Азии, а также Молдовы и Украины была значительно меньше, чем в 1989 году. . [ 24 ]

Глобальная рецессия 2008–2009 годов и кризис еврозоны 2011–2013 годов дестабилизировали страны с переходной экономикой, снизили темпы роста и увеличили безработицу. Замедление ударило по государственным доходам и увеличило бюджетный дефицит, но почти во всех странах с переходной экономикой произошло частичное восстановление и с 2012 года поддерживалась низкая и стабильная инфляция. [ 25 ]

На практике траектории перехода значительно различались. Некоторые страны экспериментируют с рыночными реформами в течение нескольких десятилетий, в то время как другие присоединились к ним сравнительно недавно (например, Северная Македония , Сербия , Черногория ) и Албания . В некоторых случаях реформы сопровождались политическими потрясениями, такими как свержение диктатора ( Румыния ), крах правительства ( Советский Союз ), провозглашение независимости ( Хорватия ) или интеграция с другой страной ( Восточная Германия ). . В других случаях экономические реформы были приняты действующими правительствами, мало заинтересованными в политических изменениях ( Китай , Лаос , Вьетнам ). [ 26 ] Траектории перехода также различаются по степени отказа от централизованного планирования (например, высокая централизованная координация между государствами СНГ), а также по масштабам предпринимаемых усилий по либерализации (например, относительно ограниченные в Румынии ). Некоторые страны, такие как Вьетнам, в разные периоды переходного периода переживали макроэкономические потрясения, даже беспорядки переходного периода. [ 27 ]

Согласно докладу Всемирного банка « 10 лет переходного периода » «...широкий разброс в производительности труда и капитала между типами предприятий в начале переходного периода и стирание этих различий между старыми и новыми секторами в ходе реформы создают естественный определение конца перехода». [ 28 ] Г-н Вито Танци, директор Департамента по бюджетным вопросам МВФ, дал определение, что переход к рыночной экономике не будет завершен до тех пор, пока не будут функционировать финансовые институты и не будут реализованы разумные и доступные программы расходов, включая базовые системы социальной защиты для безработных, больных и малообеспеченных слоев населения. пожилые люди, находятся на месте. Г-н Танзи заявил, что эти программы расходов должны финансироваться за счет государственных доходов, полученных за счет налогообложения, без наложения чрезмерного бремени на частный сектор. [ 29 ]

По мнению ЕБРР, хорошо функционирующая рыночная экономика должна иметь разнообразный спектр экономической деятельности, равенство возможностей и конвергенцию доходов. Эти результаты еще не были достигнуты к 2013 году, а прогресс в создании хорошо функционирующей рыночной экономики застопорился с 1990-х годов. По оценкам ЕБРР, страны с переходной экономикой «застряли в процессе перехода». Либерализация цен, малая приватизация и открытие торговых и валютных рынков были в основном завершены к концу 1990-х годов. Однако экономическая реформа замедлилась в таких областях, как управление, реструктуризация предприятий и политика конкуренции, которые оставались существенно ниже стандартов других развитых стран с рыночной экономикой. [ 30 ]

По словам Стюарта Шилдса, либерализация экономики стран ЕЭК произошла, в частности, посредством различных изменений, которые, например, были поддержаны ЕБРР и были организованы в различные этапы. Во-первых, с самого начала были приняты меры конкуренции и финансовой дисциплины. В рамках второй волны реформ изменения были сосредоточены на открытии ключевых частей экономики для иностранной конкуренции с целью улучшения человеческого капитала и развития предпринимательства в этих странах. Таким образом, они обратились к трансформации рынка труда, подчеркнув необходимость более гибкого рынка труда. Кроме того, были необходимы новые институциональные рамки, чтобы помочь с такими преобразованиями, как приватизация и растущие потоки прямых иностранных инвестиций в рамках так называемой «институциональной шоковой терапии». [ 31 ]

Неравенство возможностей было выше в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, чем в некоторых других развитых странах Западной Европы (за исключением Франции, где неравенство возможностей было относительно высоким). Самое высокое неравенство возможностей было обнаружено на Балканах и в Центральной Азии. Что касается правового регулирования и доступа к образованию и здравоохранению, гендерное неравенство возможностей было низким в Европе и Центральной Азии, но от среднего до высокого в отношении трудовой практики, занятости и предпринимательства, а также доступа к финансам . В Центральной Азии женщины также испытывали значительную нехватку доступа к медицинским услугам, как это имело место в арабских странах. [ 32 ] Хотя во многих странах с переходной экономикой показатели начального и среднего образования были хорошими и соответствовали показателям многих других развитых стран, они были слабее, когда дело касалось профессиональной подготовки и высшего образования. [ 33 ]

За десятилетие с 1994 по 2004 год страны с переходной экономикой частично ликвидировали разрыв в доходах на душу населения со средним показателем по Европейскому Союзу по паритету покупательной способности. Эти успехи были обусловлены устойчивым ростом производительности, поскольку устаревшие основные фонды были списаны, а производство переориентировано на использование преимуществ открытия внешней торговли, либерализации цен и прямых иностранных инвестиций. Однако быстрые темпы роста в этот период догоняющего развития застопорились с конца 2000-х годов, и перспективы конвергенции доходов, согласно прогнозу ЕБРР, отступили, если не будут проведены дополнительные структурные реформы, повышающие производительность. [ 34 ]

Недавняя история переходного периода показала, что слабые политические институты и укоренившиеся группы интересов препятствовали экономическим реформам. ЕБРР В «Докладе о переходном процессе за 2013 год» рассматривается взаимосвязь между переходным периодом и демократизацией. В докладе признается, что в академической литературе существуют разногласия по поводу того, способствует ли экономическое развитие демократии, но утверждается, что, тем не менее, эта гипотеза имеет сильную эмпирическую поддержку. Это предположило, что страны с высоким уровнем неравенства менее склонны поддерживать ограниченное и подотчетное государство. В целом доля населения с доходом от 10 до 50 долларов США в день (так называемый «средний класс») коррелировала с уровнем демократии; однако эта корреляция исчезла в странах с переходной экономикой с высоким неравенством доходов. Страны с большими запасами природных ресурсов, например производители нефти и газа, такие как Россия и Казахстан, имели менее подотчетные правительства и сталкивались с меньшим электоральным давлением, направленным на борьбу с влиятельными корыстными интересами, поскольку правительство могло полагаться на ресурсную ренту и не было необходимости облагать население высокими налогами. . Страны с сильной институциональной средой – то есть эффективным верховенством закона, гарантированными правами собственности и некоррумпированным государственным управлением и корпоративным управлением – имели лучшие возможности для привлечения инвестиций и проведения реструктуризации и изменений в регулировании. [ 35 ]

Чтобы стимулировать дальнейшие экономические реформы и вырваться из порочного круга, в « Докладе ЕБРР о переходном процессе за 2013 год» странам с переходной экономикой следует:

  • Открытие торговли и финансов, что сделало реформу более устойчивой к народному давлению («неприятие рынка») и означало, что страны могли получить доступ к единому рынку ЕС либо в качестве государств-членов, либо через соглашения об ассоциации (например, те, которые обсуждаются с Украиной, Молдовой и Грузией). );
  • Поощрять прозрачное и подотчетное правительство, пристальное внимание средств массовой информации и гражданского общества, а также политическую конкуренцию на выборах;
  • Инвестируйте в человеческий капитал, особенно путем повышения качества высшего образования. [ 36 ]

Страны с переходной экономикой

[ редактировать ]

Хотя термин «переходная экономика» обычно охватывает страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза , этот термин может иметь более широкий контекст. За пределами Европы есть страны, переходящие от командной экономики социалистического типа к рыночной экономике (например, Китай). Несмотря на такие движения, некоторые страны предпочли остаться несвободными государствами в отношении политических свобод и прав человека.

В более широком смысле определение переходной экономики относится ко всем странам, которые пытаются изменить свои основные конституционные элементы в сторону основ рыночного типа. Их происхождение могло быть также в постколониальной ситуации, в жестко регулируемой экономике азиатского типа , в латиноамериканской постдиктатуре или даже в какой-то экономически слаборазвитой стране в Африке . [ 3 ]

В 2000 году МВФ перечислил следующие страны с переходной экономикой: [ 5 ]

Кроме того, в 2002 году Всемирный банк определил Боснию и Герцеговину и Союзную Республику Югославию (позже Сербию и Черногорию ) как страны с переходной экономикой. [ 28 ] В 2009 году Всемирный банк включил Косово в список стран с переходной экономикой. [ 37 ] Некоторые исследования Всемирного банка также включают Монголию . [ 38 ] По данным МВФ, Иран находится в стадии перехода к рыночной экономике, демонстрируя ранние стадии переходной экономики. [ 39 ]

Восемь стран вступления первой волны, которые присоединились к Европейскому Союзу 1 мая 2004 года ( Чехия , Эстония , Венгрия , Латвия , Литва , Польша , Словакия , Словения ), и две страны вступления второй волны, которые присоединились 1 января 2007 года. ( Румыния и Болгария ) завершили переходный процесс. [ 40 ] По данным Всемирного банка , «переходный период завершен» для 10 стран, присоединившихся к ЕС в 2004 и 2007 годах. [ 41 ] Под ним также можно понимать все страны Восточного блока. [ 42 ]

Согласно отчету Департамента экономических и социальных вопросов ООН о мировом экономическом положении и перспективах , по состоянию на январь 2024 года следующие 17 стран классифицируются как «страны с переходной экономикой»: [ 43 ]

Отделение экономики

[ редактировать ]

Экономика переходного периода — это особая отрасль экономики, занимающаяся преобразованием плановой экономики в рыночную. Это стало особенно важным после краха коммунизма в Центральной и Восточной Европе . Экономика переходного периода исследует, как экономика должна реформировать себя, чтобы поддержать капитализм и демократию. Обычно есть две стороны: одна выступает за быструю трансформацию, а другая – за постепенный подход. Жерара Ролана Книга «Переходный период и экономика». «Политика, рынки и фирмы» (MIT Press 2000) дает хороший обзор этой области. Более свежий обзор представлен в книге «Переходная экономика: политическая экономия в России, Восточной Европе и Центральной Азии» Мартина Мянта и Яна Драхокупила. [ 44 ]

Сравнительные таблицы

[ редактировать ]

Две крайности: Румыния и Кыргызстан

[ редактировать ]

В начале 1990-х годов коммунистические лидеры оставались у власти в Румынии и – за исключением Кыргызстана – в Центральной Азии. [ 45 ] Обе эти страны были исключениями в своих регионах: Румыния была единственной из 6 бывших несоветских стран Варшавского договора , которая предпочла постепенные, а не радикальные реформы, в то время как Кыргызстан был единственной страной Центральной Азии и единственной страной в СНГ. кроме России, чтобы провести радикальные реформы. Согласно Индексу структурных реформ ЕБРР , страну можно определить как «полноценную рыночную экономику», как только она преодолеет порог в 0,70, чего Кыргызстан достиг в 1994 году (первая страна СНГ, сделавшая это), а Румыния - в 1998 году. (и Россия, для справки, в 1996 году). [ 46 ] [ 47 ]

1998 Тип реформы [ 48 ] ВВП (миллиарды долларов) Индекс реального ВВП
(1989=100) [ 49 ]
Численность населения
2,15 доллара США в день [ 50 ]
Внешний долг
(% ВВП) [ 51 ]
Доля частного сектора
(% ВВП) [ 52 ]
Совокупный ПИИ приток
(1989–1998 годы; миллионы долларов) [ 53 ]
 Кыргызстан радикальный 1.6 [ 54 ] 60 49.1% 89.5 60 332
 Румыния постепенный 38 [ 55 ] 76 6.8% 24.0 60 4,510

Реальная заработная плата в 1990-е годы

[ редактировать ]
Реальная заработная плата
(1989=100.0)
[ 56 ]
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
 Армения 107.7 72.3 39.6 6.3 16.8 20.0 29.0 26.2 31.9 35.1
 Болгария 111.5 68.0 76.7 77.6 63.7 60.2 49.6 40.1 47.0 52.2
 Чешская Республика 96.3 68.9 76.0 78.8 84.9 92.2 100.4 102.3 101.0 107.1
 Эстония 102.5 68.2 45.2 46.3 50.9 54.0 55.2 59.5 63.5 66.2
 Венгрия 94.3 87.7 86.5 83.1 89.1 78.2 74.3 77.1 79.6 81.0
 Латвия 105.0 71.9 49.0 51.8 57.9 57.7 54.1 60.7 63.0 65.0
 Литва 108.8 75.3 46.6 28.4 32.5 33.5 34.8 39.5 44.6 47.8
 Молдавия 113.7 105.2 64.4 41.8 33.8 34.3 36.3 38.2 40.4 35.1
 Северная Македония 79.2 67.9 41.6 56.5 51.2 48.6 48.8 49.4 50.9 53.0
 Польша 75.6 75.4 73.3 71.2 71.6 73.7 77.9 82.4 85.2 95.8
 Румыния 105.2 88.9 77.3 64.4 64.6 72.7 79.8 62.3 61.1 62.3
 Россия 109.1 102.4 68.9 69.1 63.7 45.9 52.0 54.5 47.2 38.2
 Словакия 94.2 67.3 76.6 69.2 71.4 75.3 81.9 87.4 88.8 86.1
 Словения 73.8 61.8 61.3 70.4 75.4 79.4 83.1 85.4 86.7 89.4
 Украина 109.3 114.2 123.7 63.2 56.4 62.2 59.3 57.7 55.7 48.4

Самый низкий ВВП 1990-х годов

[ редактировать ]

В 1990-е годы ВВП стран с переходной экономикой резко снизился по сравнению с уровнем 1989 года. Однако это снижение значительно варьировалось от страны к стране: в некоторых ВВП достиг дна на уровне 75% или более от уровня 1989 года, в то время как в других он упал ниже трети. Худшее место среди 15 постсоветских стран представляла Грузия в 1994 году с 25,4% ВВП 1989 года. Самый низкий спад был представлен Чешской Республикой с 84,6% ВВП 1989 года в 1992 году. Узбекистан имел самый высокий нижний предел ВВП среди постсоветских стран, с 83,4% от уровня 1989 года в 1995 году. Албания пережила худший спад среди несоветских стран распавшегося Варшавского договора , его ВВП в 1992 году составил лишь 60,4% от уровня 1989 года. Абсолютно худший спад наблюдался в бывшей Югославии - раздираемой войной Боснии и Герцеговины ВВП снизился. до лишь 12% от уровня 1989 года. Все страны с переходной экономикой, по которым имеются такие данные, перечислены ниже (страны в жирный шрифт достиг более высокого уровня, чем США во время Великой депрессии , когда американский ВВП в 1933 году составлял 73,4% от уровня 1929 года): [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]

Страна Самый низкий ВВП 1990-х годов (1989 = 100)
 Чешская Республика 84.6
 Узбекистан 83.4
 Польша 82.2
 Словения 82.0
 Венгрия 81.9
 Румыния
 Словакия
75.0
Восточная Германия Восточная Германия 68.0 [ 60 ]
 Болгария 63.2
 Беларусь 62.7
 Казахстан 61.2
 Эстония 60.8
 Албания 60.4
 Хорватия 59.5
 Россия 55.3
 Северная Македония 55.1
 Литва 53.3
 Латвия 51.0
 Кыргызстан 50.4
 Туркменистан 42.0
 Сербия и Черногория 40.0
 Таджикистан 39.2
 Азербайджан 37.0
 Украина 36.5
 Молдавия 31.7
 Армения 31.0
 Грузия 25.4
 Босния и Герцеговина 12.0

Дефолты по долгам [ 61 ]

[ редактировать ]
Страна Годы дефолта
 Албания 1991 - 1995
 Босния и Герцеговина 1992 - 1997
 Болгария 1990 - 1994
 Хорватия 1992 - 1996
 Молдавия 1998
2002
 Монголия 1997 - 2000
 Северная Македония 1992 - 1997
 Россия 1991 - 1997
1998 - 2000
 Сербия и Черногория 1992 - 2004
 Словения 1992 - 1996
 Украина 1998 - 2000

Страны-кандидаты в ЕС плюс Россия (1998 г.)

[ редактировать ]

В период с 16 декабря 1991 г. по 10 июня 1996 г. в общей сложности 10 стран с переходной экономикой подписали Соглашения об ассоциации Европы ( EA ), эти соглашения подтверждают их конечную цель - вступление в ЕС. Впоследствии десять стран были разделены. Пять государств, которые, как считается, достигли наибольшего прогресса (Польша, Венгрия, Чехия, Словения и Эстония), входящие в Люксембургскую группу, были приглашены в июле 1997 года начать переговоры о вступлении (они начались в марте 1998 года). Остальные пять стран (Румыния, Словакия, Болгария, Латвия и Литва), составляющие Хельсинкскую группу, присоединились к Люксембургской группе в декабре 1999 года. [ 62 ]

1998 ВВП (миллиарды долларов) [ а ] Индекс реального ВВП
(1989=100) [ б ]
Внешний долг
(% ВВП) [ 66 ]
Доля частного сектора
(% ВВП) [ 67 ]
Совокупный ПИИ приток
(1989–1998 годы; миллионы долларов) [ 68 ]
Совокупный балл Freedom House « Страны в переходном периоде » (от 8 до 56;
большее количество = более авторитарный) [ 69 ]
Доля активов государственных банков (%) [ 70 ]
Люксембургская группа
 Польша 158.5 117.2 37.3 65 15,066 13 48
 Чешская Республика 60.8 95.45 40.0 75 9,997 14 18.8
 Венгрия 46.9 95.3 58.0 80 16,459 13 11.8
 Словения 21.1 102.25 34.7 60 1,192 16 41.3
 Эстония 5.65 79.95 52.5 70 1,382 16 7.8
Хельсинкская группа
 Румыния 42.1 78.1 23.6 60 4,510 33 74.6
 Словакия 22.2 99.8 53.7 75 1,762 29 50
 Болгария 12.7 67.3 80.6 65 1,323 30 59.5
 Литва 11 65.6 34.2 70 1,534 18 45.3
 Латвия 6.6 59.4 46.8 65 1,604 18 8.5
Россия
 Россия 263.8 55.8 70.4 70 8,901 32 42.2

Промышленные индикаторы

[ редактировать ]

Деиндустриализация
После краха коммунизма страны с переходной экономикой подверглись различной степени деиндустриализации. Деиндустриализация сильно различалась по всему региону, как с точки зрения того, когда падение производства достигло дна, так и с точки зрения того, насколько крутым было падение производства. Крайние значения были представлены Узбекистаном, где промышленное производство достигло дна в 1992 году и составило 96,4% от уровня 1989 года, и Боснией, где промышленное производство упало до 1,7% от уровня 1989 года в 1994 году. Такие данные доступны по 27 странам, а также территории бывшей Германской Демократической Республики: [ 71 ]

  Самый низкий годовой объем промышленного производства в 1990-е годы превышал уровень 1980 года.
  Самый низкий годовой объем промышленного производства в 1990-е годы превышал половину объема производства 1980 года.
  Самый низкий годовой объем промышленного производства в 1990-е годы ниже половины уровня 1980 года.
Страна Самый низкий объем промышленного производства
в % к 1989 (году)
 Узбекистан 96.4 (1992)
 Польша 69.7 (1991)
 Венгрия 66.8 (1992)
 Чешская Республика
 Словакия
 Словения
66.1 (1993)
 Туркменистан 63.1 (1997)
 Беларусь 62.7 (1995)
 Хорватия 49.6 (1994)
 Украина 49.1 (1998)
 Казахстан 47.7 (1995)
 Эстония 47.1 (1994)
 Россия 46.0 (1998)
 Северная Македония 42.9 (1995)
 Румыния 41.4 (1999)
 Болгария 40.7 (1999)
 Армения 39.5 (1993)
 Латвия 38.7 (1995)
 Сербия и Черногория 35.2 (1999)
Восточная Германия Восточная Германия 34.7 (1992)
 Молдавия 32.7 (1999)
 Таджикистан 32.7 (1997)
 Литва 31.7 (1994)
 Кыргызстан 26.7 (1995)
 Азербайджан 26.3 (1996)
 Албания 18.1 (1996)
 Грузия 13.2 (1995)
 Босния и Герцеговина 1.7 (1994)

Открытость торговли и конкурентоспособность промышленности (CIP) в 1998 г.

Страна Рейтинг открытости торговли
(из 109) [ 72 ]
рейтинг CIP
(из 87) [ 73 ]
 Эстония 3-й Н/Д
 Чешская Республика 10-е место 24-е
 Литва 19-е Н/Д
 Словакия 39-е Н/Д
 Латвия
 Болгария
43-й Н/Д
 Венгрия 51-й 27-е
 Польша 67-е место 34-е
 Словения 68-е место 28-е
 Украина 68-е место Н/Д
 Россия 89-й 44-й
 Румыния 97-й 41-й
 Албания 100-й 68-е место
 Хорватия 101-е место Н/Д

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ВВП на душу населения 1998 г., умноженный на численность населения 1998 г. [ 63 ]
  2. ^ среднее между оценкой EIU (используется ОЭСР ) [ 64 ] и оценка ЕЭК ООН (используется Советом Европы ) [ 65 ]
  1. ^ Файги, Эдгар Л. (1994). «Переход к рыночной экономике в России: права собственности, массовая приватизация и стабилизация» (PDF) . В Александре, Грегори С.; Скомпска, Гражина (ред.). Четвертый путь?: приватизация, собственность и возникновение новой рыночной экономики . Рутледж . стр. 57–78. ISBN  978-0-415-90697-5 .
  2. ^ Файги, Эдгар Л. (1991). «Перестройка и конвертируемость рубля» (PDF) . Катонский журнал . 10 (3). Институт Катона . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2011 года . Проверено 3 июля 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б Фальке, Майк. Интересы сообщества: цель банкротства в странах с переходной экономикой? Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine , № 01/02, Франкфуртский институт трансформаций.
  4. ^ Аристовник, Александр (19 июля 2006 г.). «Детерминанты и чрезмерность дефицита текущего счета в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе» (PDF) . Институт Уильяма Дэвидсона Мичиганского университета . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 5 июля 2010 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  5. ^ Jump up to: а б «Экономика с переходной экономикой: взгляд МВФ на прогресс и перспективы» . МВФ. 3 ноября 2000 г. Проверено 9 марта 2009 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Гаврилишин, Олег; Вольф, Томас. Детерминанты роста в странах с переходной экономикой , журнал «Финансы и развитие», июнь 1999 г., том 36, номер 2, Международный валютный фонд
  7. ^ Файги, Эдгар Л. Перестройка и социалистическая приватизация: что делать? и как? Архивировано 7 августа 2011 года в Wayback Machine , Сравнительные экономические исследования, том. XXXII, № 3, осень 1990 г.]
  8. ^ Отчет ЕБРР о переходном процессе за 1994 год.
  9. ^ Падма Десаи, Советская экономика: проблемы и перспективы , 1990, Оксфорд: Бэзил Блэквелл, стр. xiii-xxii и 164. ISBN   0-631-17183-5
  10. ^ Майкл Кейзер о приватизации в СНГ , Алан Смит (редактор), Проблемы российской экономической реформы , 1995, Лондон: Королевский институт международных отношений и Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса, стр. 122.
  11. ^ Алан Смит, Введение в книгу Алана Смита (редактор), «Вызовы российской экономической реформы» , 1995, Лондон: Королевский институт международных отношений и Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса, стр. 5.
  12. ^ Мари Лавин, Экономика переходного периода: от социалистической экономики к рыночной экономике , 1995, Лондон: Macmillan, стр. 117–119, 121. ISBN   0-333-52731-3
  13. ^ Майкл Кейзер о приватизации в СНГ , Алан Смит (редактор), Проблемы российской экономической реформы , 1995, Лондон: Королевский институт международных отношений и Вашингтон, округ Колумбия: Институт Брукингса, стр. 122–123.
  14. ^ Мари Лавин, Экономика переходного периода: от социалистической экономики к рыночной экономике , 1995, Лондон: Macmillan, стр. 116–117, 121. ISBN   0-333-52731-3
  15. ^ Мари Лавин, Экономика переходного периода: от социалистической экономики к рыночной экономике , 1995, Лондон: Macmillan, стр. 130–135, 121. ISBN   0-333-52731-3
  16. ^ Оценки сотрудников МВФ в Стэнли Фишере, Ратне Сахай и Карлосе Веге, Стабилизация и рост в странах с переходной экономикой: ранний опыт , апрель 1996 г., Рабочий документ МВФ WP/96/31, Таблица 2, стр. 8; скачан с http://mpra.ub.uni-muenchen.de/20631/ ; получено 11.01.2013; ПРООН, Отчет о человеческом развитии в Центральной и Восточной Европе и СНГ , 1999 г., Нью-Йорк: Программа развития Организации Объединенных Наций, Таблица 2.1, стр. 14 ISBN   92-1-126109-0 .
  17. ^ Саймон Кларк (редактор), Структурная перестройка без массовой безработицы? Уроки России , 1998, Челтнем: Эдвард Элгар, стр. 40–41, 49 и 53. ISBN   1-85898-713-X ; Дж. Л. Поркет, Безработица в капиталистической, коммунистической и посткоммунистической экономике , 1995, Лондон: Macmillan, стр. 98–100 и 117. ISBN   0-312-12484-8 .
  18. ^ Мари Лавин, Экономика переходного периода: от социалистической экономики к рыночной экономике , 1995, Лондон: Macmillan, стр. 130, 146, 150-154. ISBN   0-333-52731-3
  19. ^ Ласло Чаба, Трансформация как предмет экономической теории в Збинеке Баландране и Вите Хавранеке, Атлас трансформации , 2011, [1] [ постоянная мертвая ссылка ] , получено 11.01.2013; Джеффри Сакс, Что я делал в России , опубликовано 14 марта 2012 г. по адресу http://jeffsachs.org/2012/03/what-i-did-in-russia/. Архивировано 16 марта 2013 г. на Wayback Machine , получено 11 января/. 2013.
  20. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2000 год , Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 13 ISBN   1-898802-17-3 .
  21. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2010 г. , Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 2–5. ISSN   1356-3424 ISBN, указанный в документе (978-1-898802-33-1), недействителен.
  22. ^ ПРООН использовала черту бедности в размере 4 долларов на человека в день в долларах 1990 года по паритету покупательной способности; ПРООН, Отчет о человеческом развитии в Центральной и Восточной Европе и СНГ , 1999 г., Нью-Йорк: Программа развития Организации Объединенных Наций, таблица 2.5, стр. 20–21. ISBN   92-1-126109-0 .
  23. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2000 год , Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, Таблица 5.2, стр. 103 ISBN   1-898802-17-3 .
  24. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2008 год , Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, Таблица A.1.1.1, стр. 13 ISBN   978-1-898802-31-0 .
  25. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2013 г. , 2013 г., Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 8 и 99–105.
  26. ^ Выонг, Куан-Хоанг. Финансовые рынки в переходной экономике Вьетнама: факты, идеи, последствия. Саарбрюккен, Германия: VDM Verlag , февраль 2010 г. ISBN   978-3-639-23383-4 .
  27. ^ Напье, Нэнси К.; Выонг, Куан Хоанг. Что мы видим, почему мы беспокоимся, почему мы надеемся: Вьетнам движется вперед. Бойсе, ID: Издательство CCI государственного университета Бойсе , октябрь 2013 г. ISBN   978-0985530587 .
  28. ^ Jump up to: а б Первые десять лет. Анализ и уроки для Восточной Европы и бывшего Советского Союза (PDF) . Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк. 2002. стр. XIX, XXXI. ISBN  0-8213-5038-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2007 года . Проверено 9 марта 2009 г.
  29. ^ Танзи, Вито. Переходный период и меняющаяся роль правительства , журнал «Финансы и развитие», июнь 1999 г., том 36, номер 2, Международный валютный фонд
  30. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2013 г. , 2013 г., Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 8 и 13.
  31. ^ Шилдс, Стюарт (2015). « Европейский банк реконструкции и развития и уроки Восточной и Центральной Европы для перехода на Ближний Восток / Северную Африку» . Спектр: Журнал глобальных исследований . 7 .
  32. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2013 г. , 2013 г., Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 6 и 78-96.
  33. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2013 г. , 2013 г., Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 6.
  34. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2013 г. , 2013 г., Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 4, 8 и 10–17.
  35. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе 2013 , 2013, Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 5, 8–9, 34–35, 38–39 и 106. В « Отчете о переходном процессе 2013» оценивается уровень демократии с точки зрения политического устройства. IV Индекс типа режима управления, публикуемый Центром системного мира, который оценивает управление на основе того, имеют ли государства институционализированные процессы для открытого, конкурентного и совещательного политического участия; выбирает и заменяет руководителей на открытых конкурентных выборах; и налагает сдержки и противовесы на дискреционные полномочия исполнительной власти; см. ряд данных о политике .
  36. ^ ЕБРР, Отчет о переходном процессе за 2013 г. , 2013 г., Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, стр. 5, 34, 38 и 52–53.
  37. ^ «Косово – Краткий обзор страны 2010» . Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк. Октябрь 2010 года . Проверено 3 февраля 2011 г.
  38. ^ Янчовичина, Елена; Гоопту, Сударшан (1 ноября 2007 г.). «Диагностика роста богатой ресурсами переходной экономики: пример Монголии» (PDF) . Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк . Проверено 9 марта 2009 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  39. ^ Джбили, А.; Крамаренко В.; Байлен, ЖМ (1 марта 2007 г.). Исламская Республика Иран: Управление переходом к рыночной экономике (PDF) . Международный валютный фонд. п. xii. ISBN  978-1-58906-441-6 . Проверено 3 февраля 2011 г.
  40. ^ ЕБРР. Право на этапе перехода онлайн, 2006 г. - В центре внимания Центральная Европа. Архивировано 7 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Раскрытие процветания: рост производительности в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе , Всемирный банк, Вашингтон (2008), с. 42
  42. ^ «Центральная и Восточная Европа, Кавказ и Средняя Азия» . www.oecd.org . ОЭСР . Архивировано из оригинала 1 декабря 2012 года . Проверено 26 мая 2023 г.
  43. ^ «Мировое экономическое положение и перспективы до 2024 года» (PDF) . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам. п. 135.
  44. ^ Мьянт, Мартин; Ян Драгокупил (2010). Экономика с переходной экономикой: политическая экономия в России, Восточной Европе и Центральной Азии . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-0-470-59619-7 .
  45. ^ Джозеф Э. Стиглиц, Пьер-Ален Мюэ, Oxford University Press, 2001, Управление, капитал и глобальные рынки: Ежегодная банковская конференция по экономике развития, Европа , стр. 8
  46. ^ Андерс Ослунд, Издательство Кембриджского университета, 2013, Как был построен капитализм: трансформация Центральной и Восточной Европы, России, Кавказа и Центральной Азии , стр. 95-97
  47. ^ Андерс Ослунд, Издательство Кембриджского университета, 2002, Построение капитализма: трансформация бывшего советского блока , стр. 161
  48. ^ Андерс Ослунд, Издательство Кембриджского университета, 2013, Как был построен капитализм: трансформация Центральной и Восточной Европы, России, Кавказа и Центральной Азии , с. 96
  49. ^ Дэниел Грос, Альфред Штайнхерр, Издательство Кембриджского университета, 25 марта 2004 г., Экономический переход в Центральной и Восточной Европе: посадка семян , стр. 108
  50. ^ Публикации Всемирного банка, 1 января 2000 г., Стратегия управления природными ресурсами: Восточная Европа и Центральная Азия , стр. 114
  51. ^ Андерс Ослунд, Издательство Кембриджского университета, 2002, Построение капитализма: трансформация бывшего советского блока , стр. 416
  52. ^ Андерс Ослунд, Издательство Кембриджского университета, 2002, Построение капитализма: трансформация бывшего советского блока , стр. 279
  53. ^ Светла Трифонова Маринова, Routledge, 12 января 2018 г., Прямые иностранные инвестиции в Центральной и Восточной Европе , с. 41
  54. Борис З. Румер, Routledge, 15 апреля 2015 г., Центральная Азия: надвигающаяся буря? , с. 350
  55. ^ Роберт А. Манделл, Арманд Клессе, Springer Science & Business Media, 31 марта 2000 г., Евро как стабилизатор в международной экономической системе , стр. 74
  56. ^ Николай Генов, Routledge, 22 апреля 2016 г., Глобальные тенденции в Восточной Европе , с. 138
  57. ^ Дэниел Грос, Альфред Штайнхерр, Издательство Кембриджского университета, 25 марта 2004 г., Экономический переход в Центральной и Восточной Европе: посадка семян , стр. 108
  58. ^ Томаш Мицкевич, Springer, 11 августа 2010 г., Экономика институциональных изменений: новый взгляд на Центральную и Восточную Европу , с. 90
  59. Николас Крафтс, Питер Фирон, OUP Оксфорд, 28 февраля 2013 г., Великая депрессия 1930-х годов: уроки на сегодняшний день , стр. 3
  60. ^ Й. Хёлшер, Springer, 22 января 2016 г., Экономические показатели Германии: от объединения к евроизации , стр. 231
  61. ^ Мартин Урибе, Стефани Шмитт-Гроэ, Princeton University Press, 4 апреля 2017 г., Макроэкономика открытой экономики , стр. 582-585
  62. ^ Хелена Танг, Публикации Всемирного банка, 1 января 2000 г., Прогресс на пути к объединению Европы , стр. 12
  63. ^ ЕБРР, 2004 г., Отчет о переходном процессе 2004 г. , стр. 113, 121, 125, 137, 149, 153, 161, 165, 169, 177, 181.
  64. ^ Издательство ОЭСР, 29 сентября 2000 г., Обзор сельскохозяйственной политики ОЭСР: Румыния, 2000 г. , стр. 34
  65. ^ Димитр Филипов, Юрген Дорбриц, Совет Европы, 1 января 2003 г., Демографические последствия экономического перехода в странах Центральной и Восточной Европы , с. 29
  66. ^ ЕБРР, 2004 г., Отчет о переходном процессе 2004 г. , стр. 113, 121, 125, 137, 149, 153, 161, 165, 169, 177, 181.
  67. ^ ЕБРР, 2004 г., Отчет о переходном процессе за 2004 г. , стр. 112, 120, 124, 136, 148, 152, 160, 164, 168, 176, 180.
  68. ^ Светла Трифонова Маринова, Routledge, 12 января 2018 г., Прямые иностранные инвестиции в Центральной и Восточной Европе , с. 41
  69. ^ Ицхак Брудный, Джонатан Франкель, Стефани Хоффман, Издательство Кембриджского университета, 21 июня 2004 г., Реструктуризация посткоммунистической России , стр. 53-54
  70. ^ Эсен Улгенерк, Лейла Злауи, Публикации Всемирного банка, 1 января 2000 г., От перехода к присоединению: развитие стабильных и конкурентоспособных финансовых рынков в Болгарии , стр. 13
  71. ^ Экономический и Социальный Совет ООН, ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - КОМИТЕТ ПО ТОРГОВЛЕ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, 3 мая 2005 г., ЭВОЛЮЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР , стр. 11
  72. ^ США. Конгресс. Объединенный экономический комитет, типография правительства США, 2000 г., Достижение роста и процветания через свободу: сборник отчетов Объединенного экономического комитета за 1999-2000 гг., представленных Объединенному экономическому комитету Конгресса Соединенных Штатов , стр. 287
  73. ^ Рамкишен С. Раджан, Издательство Эдварда Элгара, 1 января 2003 г., Поддержание конкурентоспособности в новой глобальной экономике: опыт Сингапура , стр. 76
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d86d82bfe3097a3c9be134b8917f360a__1719426420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/0a/d86d82bfe3097a3c9be134b8917f360a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transition economy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)