Jump to content

Абу Саид аль-Джаннаби

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Аль-Джаннаби )

Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Джаннаби
Правитель Карматского государства в Бахрейне
Правило до 899 г. - июнь / июль 913 г.
Преемник Абу'л-Касим Саид аль-Джаннаби свергнут Абу Тахиром аль-Джаннаби
Рожденный 845/855
Джаннаба , Арраджан Провинция
Умер Июнь/июль 913 г.
аль-Ахса
Религия Карматский исмаилизм

Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Джаннаби ( арабский : أبو سعيد حسن بن بهرام الجنابي , латинизированный : Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Джаннаби ; 845/855–913/914) был шиитом и основателем Карматского государства в Бахрейне (территория, включающая восточные части современной Саудовской Аравии, а также Персидский залив ). К 899 году его последователи контролировали большую часть региона, а в 900 году он одержал крупную победу над армией Аббасидов , посланной для его подчинения. В 903 году он захватил местную столицу Хаджар и распространил свое правление на юг и восток до Омана . Он был убит в 913 году, и ему наследовал его старший сын Саид .

Его религиозные учения и политическая деятельность несколько неясны, поскольку о них сообщают более поздние и обычно враждебные источники, но он, похоже, разделял милленаристскую исмаилитскую веру в неизбежное возвращение Махди , враждебность к традиционным исламским обрядам и ритуалам и основать карматское общество на принципах общинной собственности и эгалитаризма с системой производства и распределения, контролируемой назначенными агентами. Основанная им Карматская «республика» просуществовала до конца 11 века.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Абу Саид был персом по происхождению, родом из Джаннабы в прибрежном Фарсе . [ 1 ] Он родился где-то между 845 и 855 годами. [ 2 ] и, как сообщается, был искалечен на левом боку. [ 1 ] Позже он утверждал (или это утверждали его последователи), что он происходил из царской династии Сасанидов . [ 2 ] но в молодости он был скорняком или торговцем мукой сначала в родной Джаннабе, а позже в окрестностях Куфы , куда и переселился. [ 2 ]

Там он женился на семье Банул-Касар, которая была видными членами исмаилитской общины в этом районе. Его обращал в свою веру и обучал исмаилитский миссионер ( даи ) Абу Мухаммад Абдан , зять Хамдана Кармата , главного лидера исмаилитского движения в Ираке. В период около 874/884 годов Абу Саид, в свою очередь, был отправлен в качестве даи для обращения в свою веру в Фарс, в районе Джаннабы, Синиза , Таваджа и Махрубана . [ 2 ] [ 3 ] Его миссия увенчалась успехом, и он собрал новообращенных и средства: все даи должны были собрать средства для ожидаемого Махди , который все еще находился в Оккультизме . Однако в конце концов на него донесли суннитским властям. Его сокровища и запасы были конфискованы, но Абу Саиду удалось бежать и скрываться, возможно, в Басре . [ 2 ] [ 3 ]

Завоевание Бахрейна

[ редактировать ]
Карта восточной и центральной Аравии IX–X веков.

Согласно сообщению Ибн Хаукаля , в это время он встретился с Хамданом Карматом, который признал способности Абу Саида и поручил ему возглавить миссионерскую деятельность в Бахрейне , регионе, охватывающем всю восточную Аравию от границ Ирака до Катара . [ 4 ] Исторические источники того периода обычно игнорируют Бахрейн; этот район находился под властью Аббасидов, но, согласно Энциклопедии ислама , «арабские источники мало что говорят о его масштабах и эффективности». [ 5 ]

По словам историка X века аль-Масуди , Абу Саид прибыл туда в 886/7 году, но другие источники относят это к разным датам: с 894 по 896 год или даже к 899 году, однако к этому времени он известно, что он зарекомендовал себя как сила в этом районе; в результате более поздние даты вряд ли будут верными. [ 2 ] Абу Саид первоначально взял на себя роль торговца мукой в ​​городе Катиф , где он установил решающие связи с Бану Санбар , Такафи довольно известной семьей : трое сыновей, Хасан, Али и Хамдан, стали его ближайшими сторонниками. а дочь Хасана стала его женой. Семья продолжит играть ведущую роль в Карматском государстве в течение следующих десятилетий. [ 2 ] По словам Ибн Хаукаля и Аху Мухсина , основанная им община исмаилитов первоначально состояла из «небольшого народа, мясников, носильщиков и им подобных». [ 4 ] В Бахрейне он встретил другого исмаилитского даи , Абу Закарию аль-Тамами, которого послал йеменский даи Ибн Хавшаб и которому удалось обратить в свою веру племя Бану Килаб . Последовало определенное соперничество, но на долгое время они стали неохотными партнерами, пока Абу Саид наконец не заключил в тюрьму и не убил Абу Закарию. [ 2 ] [ 6 ] Тем не менее Абу Саиду удалось заручиться поддержкой не только Килаба, но и Бану Укайла , которые стали ядром его вооруженных сил. [ 2 ]

Бедуинские племена были , по словам Хайнца Хальма , «идеальной целевой группой» для даи . в то же время сильный и невежественный, беззаботный и далекий от закона ислама, не знающий ни пророчеств, ни того, что разрешено и запрещено ». [ 7 ] Действительно, первая группа, присоединившаяся к этому делу, Бану аль-Адбат, подплемя Килаба, ранее избегалась из-за кровной мести . Присоединение к революционной доктрине Абу Саида дало им не только перспективу добычи и власти, но и искупления. [ 7 ]

При поддержке сильной армии бедуинов Абу Саид начал атаковать города в этом районе: Катиф, Зара , Сафван , Захран , Аль-Хаса и Джувата . Его экспедиции достигли востока до Сохара (который он ненадолго захватил после нескольких попыток) в Омане , на запад до Билад аль-Фаладжа и на юг до Ябрина ; Центральный регион Аль-Ямама остался опустошенным и обезлюдевшим, поскольку местные племена Бану Кушайр и Бану Саад были либо убиты, либо изгнаны. [ 2 ] Ямама, вероятно, не находилась под контролем карматов, хотя они столкнулись с Бану уль-Ухайдхир , которые правили ею в то время и которые позже стали союзниками карматов. [ 2 ] В какой-то неизвестный момент Абу Саид даже захватил остров Аваль (современный Бахрейн ) и ввел там пошлины на судоходство. [ 2 ]

В 899 году в исмаилитском движении произошел крупный раскол, когда Хамдан Кармат и Абу Мухаммад Абдан осудили тайное руководство движением в Саламие , которое взял на себя Саид ибн аль-Хусейн , будущий основатель Фатимидского халифата. . Вскоре после этого Хамдан Кармат исчез, а Абу Мухаммад был убит в том же году по наущению Закаравайха ибн Михравайха, очевидно, по указанию Саламии. [ 8 ] [ 9 ] После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранили все исмаилиты, которые отказались признать притязания Саида, а впоследствии и династии Фатимидов. [ 10 ] Абу Саид также отверг претензии Саида; Помимо идеологических соображений и преданности своим хозяевам, возможно, свою роль сыграли и политические соображения, поскольку это была «благоприятная возможность стать полностью независимым», как Вильферд Маделунг . выразился [ 11 ] [ 12 ] По словам Ибн Хаукаля, именно в это же время он заключил в тюрьму и казнил своего соперника Абу Закарию аль-Тамами, поскольку он оставался верным Саиду. [ 2 ] [ 13 ] [ 12 ] В последующие десятилетия Фатимиды предприняли попытки добиться признания карматскими общинами своего лидерства, но, хотя они добились успеха в некоторых областях, на протяжении всего своего существования карматы в Бахрейне отказывались сделать это. [ 14 ] Однако Абу Саид также не пытался координировать свои движения с другими карматскими группами, действующими на территориях Аббасидов, такими как восстания, начатые в Сирии и Ираке Закаравайхом ибн Михравайхом и его сыновьями в 901–907 годах. [ 15 ]

К 899 году последователи Абу Саида контролировали большую часть Бахрейна, за исключением региональной столицы Хаджара , которая все еще находилась под контролем Аббасидов, а на севере продвинулись вплоть до окрестностей Басры. [ 1 ] [ 2 ] Падение Катифа в том же году встревожило население Басры, поскольку оно осознало, что теперь возможно нападение карматов на город; начались поспешные работы по возведению кирпичной стены вокруг до сих пор неукрепленного города. [ 16 ] В начале 900 года Абу Саид начал осаду Хаджара, но, поскольку город сопротивлялся несколько месяцев, он основал свою собственную резиденцию и оперативную базу ( дар аль-хиджра ) в аль-Ахсе (современный аль-Хуфуф ), около в двух милях от Хаджара. [ 16 ] Известие об осаде вызвало реакцию аббасидского халифа аль-Мутадида , который в апреле 900 г. назначил своего генерала аль-Аббаса ибн Амра аль-Ганави губернатором Бахрейна и Ямамы и послал ему 2000 солдат, дополненных добровольцами. против сил Абу Саида. 31 июля в солончаке, примерно в двух днях пути от Катифа, армия Аббасидов потерпела поражение в бою. Аль-Ганави был взят в плен, а затем освобожден, но остальные пленники, числом 700 человек, были казнены. [ 1 ] [ 2 ] [ 17 ] После этого успеха Хаджар был захвачен, но снова потерян после прибытия нового губернатора Аббасидов в 901 году, когда Абу Саид возглавлял экспедицию в окрестностях Басры. [ 2 ] В конце 903 года губернатор Аббасидов Ибн Бану сообщил центральному правительству в Багдаде , что он захватил Катиф, разбил и убил там назначенного преемника Абу Саида. [ 2 ] Тем не менее, примерно в то же время или несколько позже Хаджар был вынужден вновь сдаться карматам после того, как они перекрыли ему подачу воды. Многие из его жителей предпочли бежать в Аваль, Сираф и другие места, а многие, кто остался, были либо убиты, либо обращены в веру в последовавших за этим грабежах . [ 1 ] [ 2 ]

Несмотря на разрушения, нанесенные ему, Хаджар оставался главным городом и столицей Бахрейна. Однако Абу Саид основал свою собственную роскошную резиденцию в оазисе Аль-Ахса. [ 2 ] где он правил в традиционной манере арабского принца. [ 16 ] Из Бахрейна карматы предприняли серию набегов на окрестности Басры как с целью захвата рабов, так и в отместку за участие местного племени Забба в походе 900 против них. [ 2 ] Самый заметный из этих набегов произошел в июле/августе 912 года, но, хотя местный губернатор Аббасидов, как сообщается, не смог ему противостоять, источники сообщают, что задействованные силы были очень небольшими, всего 30 человек. [ 2 ] [ 18 ]

Управление и доктрина

[ редактировать ]

Как основателю карматской « республики » Бахрейн, последующие поколения приписывали ему создание ее институтов. [ 1 ] Хотя они, конечно, далеки от их полностью развитой формы, как сообщает Ибн Хаукаль, он, безусловно, инициировал некоторые из них. Карматская система была основана на общинной собственности и эгалитаризме , с системой производства и распределения, контролируемой агентами Абу Саида. [ 2 ] [ 6 ] Например, любой скот и припасы, захваченные во время рейдов, хранились и распределялись; рабы использовались на общественных работах; выпас скота, верблюдов и овец, производство оружия и одежды осуществлялись централизованно; и всех мальчиков, взятых в плен, с четырех лет обучали вместе как владению оружием, так и верховой ездой, а также карматскому учению. [ 2 ] Рабочие и ремесленники были организованы в примитивные гильдии . [ 19 ] и совет аль-Икданийя , в который вошли представители ведущих семей и высокопоставленных чиновников, также был создан с консультативным статусом. [ 20 ] Некоторые современные комментаторы описывают эту систему как «разновидность социализма ». [ 21 ] карматы как « большевики ислама», [ 22 ] и их государство как «единственное коммунистическое общество, которое контролирует большую территорию и просуществует более одного поколения до двадцатого века». [ 23 ]

Его религиозные учения менее ясны, поскольку карматы Бахрейна не оставили собственных свидетельств; то, что известно о них, сообщается из немногих иностранных и обычно крайне враждебных источников. [ 2 ] [ 24 ] Первоначально он явно придерживался милленаристского исмаилитского учения о скором возвращении махди Мухаммада Исмаила ибн . [ 2 ] После раскола 899 г. он больше не признавал власть Саида; Согласно кади Абд аль-Джаббару ибн Ахмаду , Абу Саид теперь утверждал, что махди был уже не Ибн Исмаил, а Мухаммад, сын Абдаллаха ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии , появление которого ожидалось в 912-м году 300 г. календаря Хиджры , но достоверность этой информации сомнительна. [ 2 ] Когда эта дата прошла без происшествий (тем временем Саид объявил себя махди и основал Фатимидский халифат в Ифрикии ), как говорят, провал пророчества вызвал значительное замешательство у карматского режима. [ 24 ]

Следуя ожиданиям исмаилитов, что Махди раскроет «скрытые» или «внутренние» ( батин ) истины религии своим последователям, тем самым открывая «эпоху чистого духовного знания» и делая религиозные законы и обычаи устаревшими, [ 25 ] Абу Саид отменил многочисленные исламские обряды, такие как молитва и пост . [ 2 ]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]

Аль-Масуди сообщает, что Абу Саид был убит в июне/июле 913 года, когда он принимал омовение в своем дворце, двумя рабами -евнухами -саклаби. Одновременно были убиты несколько его высокопоставленных офицеров и последователей, в том числе Али и Хамдан ибн Санбар. Однако о смерти в Багдаде не сообщалось до лета 914 года, что, возможно, указывает на то, что до этого момента она держалась в секрете. [ 1 ] [ 2 ] Причина его убийства неизвестна, но Хайнц Хальм предполагает, что оно может быть связано с неисполнившимся пророчеством о появлении Махди в прошлом году. [ 24 ]

Он оставил семь [ 1 ] или шесть [ 24 ] сыновья, которые по молодости находились сначала под опекой своего дяди Хасана, последнего из трех братьев Бану Санбар. [ 24 ] Власть, вероятно, номинально принадлежала всем сыновьям Абу Саида. [ 26 ] как ответ, составленный вскоре после смерти Абу Саида на письмо визиря Аббасидов , написанное от имени всех сыновей. [ 24 ] Среди его сыновей старший, Абуль-Касим Саид аль-Джаннаби , поначалу был выдающимся, но его правление было недолгим; его сменил младший сын Абу Тахир аль-Джаннаби не позднее 923 года. [ 27 ] [ 28 ] Причина и способ перехода неясны. Большинство арабских источников согласны с тем, что Абу Саид назначил его своим наследником, но он был свергнут в 923 году Абу Тахиром. Другая традиция, написанная куфанским антиисмаилитским полемистом Абу Абдаллахом Мухаммадом ибн Али ибн Ризамом ат-Таи , сообщает, что Абу Саид всегда намеревался, чтобы Абу Тахир стал его преемником, и назначал Саида только регентом. и что Саид добровольно передал власть своему брату в 917/918 году. [ 27 ]

После его смерти Абу Саид стал объектом почитания своих последователей. Считалось, что он вернется , чтобы возглавить их, вплоть до того, что у входа в его гробницу держали оседланную лошадь. [ 1 ] Государство, которое он основал, просуществовало до его свержения Уюнидами в 1070-х годах, и уже в середине 11 века карматы-бахрейны называли себя Абу Саиди в его честь. [ 1 ] [ 5 ] [ 29 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Карра де Во и Ходжсон, 1965 , с. 452.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Маделунг 1983 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 37.
  4. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 37–38.
  5. ^ Перейти обратно: а б Ренц и Маллиган 1960 , с. 942.
  6. ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 110.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 58.
  8. ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
  9. ^ Маделунг 1996 , с. 24.
  10. ^ Маделунг 1978 , с. 660.
  11. ^ Маделунг 1996 , стр. 25, 28.
  12. ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 121.
  13. ^ Маделунг 1996 , с. 25.
  14. ^ Хальм 1991 , стр. 67, 176.
  15. ^ Хальм 1991 , с. 176.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 59.
  17. ^ Хальм 1991 , стр. 59–60.
  18. ^ Маделунг 1996 , стр. 29–30.
  19. ^ Встреча 2002 , с. 445.
  20. ^ Дафтари 2007 , стр. 110–111.
  21. ^ Селф 1993 , с. 371.
  22. ^ Встреча 2002 , стр. 444–445.
  23. ^ Рексрот 1974 , с. 160.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хальм 1991 , с. 225.
  25. ^ Дафтари 2007 , с. 132.
  26. ^ Маделунг 1996 , с. 39.
  27. ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1996 , с. 37.
  28. ^ Дафтари 2007 , стр. 121, 147–148.
  29. ^ Дафтари 2007 , с. 111.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc0d34d3982cf2edbf8c1fef3f3177be__1723710240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/be/dc0d34d3982cf2edbf8c1fef3f3177be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abu Sa'id al-Jannabi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)