Абу Саид аль-Джаннаби
Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Джаннаби | |
---|---|
Правитель Карматского государства в Бахрейне | |
Правило | до 899 г. - июнь / июль 913 г. |
Преемник | Абу'л-Касим Саид аль-Джаннаби свергнут Абу Тахиром аль-Джаннаби |
Рожденный | 845/855 Джаннаба , Арраджан Провинция |
Умер | Июнь/июль 913 г. аль-Ахса |
Религия | Карматский исмаилизм |
Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Джаннаби ( арабский : أبو سعيد حسن بن بهرام الجنابي , латинизированный : Абу Саид Хасан ибн Бахрам аль-Джаннаби ; 845/855–913/914) был шиитом и основателем Карматского государства в Бахрейне (территория, включающая восточные части современной Саудовской Аравии, а также Персидский залив ). К 899 году его последователи контролировали большую часть региона, а в 900 году он одержал крупную победу над армией Аббасидов , посланной для его подчинения. В 903 году он захватил местную столицу Хаджар и распространил свое правление на юг и восток до Омана . Он был убит в 913 году, и ему наследовал его старший сын Саид .
Его религиозные учения и политическая деятельность несколько неясны, поскольку о них сообщают более поздние и обычно враждебные источники, но он, похоже, разделял милленаристскую исмаилитскую веру в неизбежное возвращение Махди , враждебность к традиционным исламским обрядам и ритуалам и основать карматское общество на принципах общинной собственности и эгалитаризма с системой производства и распределения, контролируемой назначенными агентами. Основанная им Карматская «республика» просуществовала до конца 11 века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Абу Саид был персом по происхождению, родом из Джаннабы в прибрежном Фарсе . [ 1 ] Он родился где-то между 845 и 855 годами. [ 2 ] и, как сообщается, был искалечен на левом боку. [ 1 ] Позже он утверждал (или это утверждали его последователи), что он происходил из царской династии Сасанидов . [ 2 ] но в молодости он был скорняком или торговцем мукой сначала в родной Джаннабе, а позже в окрестностях Куфы , куда и переселился. [ 2 ]
Там он женился на семье Банул-Касар, которая была видными членами исмаилитской общины в этом районе. Его обращал в свою веру и обучал исмаилитский миссионер ( даи ) Абу Мухаммад Абдан , зять Хамдана Кармата , главного лидера исмаилитского движения в Ираке. В период около 874/884 годов Абу Саид, в свою очередь, был отправлен в качестве даи для обращения в свою веру в Фарс, в районе Джаннабы, Синиза , Таваджа и Махрубана . [ 2 ] [ 3 ] Его миссия увенчалась успехом, и он собрал новообращенных и средства: все даи должны были собрать средства для ожидаемого Махди , который все еще находился в Оккультизме . Однако в конце концов на него донесли суннитским властям. Его сокровища и запасы были конфискованы, но Абу Саиду удалось бежать и скрываться, возможно, в Басре . [ 2 ] [ 3 ]
Завоевание Бахрейна
[ редактировать ]Согласно сообщению Ибн Хаукаля , в это время он встретился с Хамданом Карматом, который признал способности Абу Саида и поручил ему возглавить миссионерскую деятельность в Бахрейне , регионе, охватывающем всю восточную Аравию от границ Ирака до Катара . [ 4 ] Исторические источники того периода обычно игнорируют Бахрейн; этот район находился под властью Аббасидов, но, согласно Энциклопедии ислама , «арабские источники мало что говорят о его масштабах и эффективности». [ 5 ]
По словам историка X века аль-Масуди , Абу Саид прибыл туда в 886/7 году, но другие источники относят это к разным датам: с 894 по 896 год или даже к 899 году, однако к этому времени он известно, что он зарекомендовал себя как сила в этом районе; в результате более поздние даты вряд ли будут верными. [ 2 ] Абу Саид первоначально взял на себя роль торговца мукой в городе Катиф , где он установил решающие связи с Бану Санбар , Такафи довольно известной семьей : трое сыновей, Хасан, Али и Хамдан, стали его ближайшими сторонниками. а дочь Хасана стала его женой. Семья продолжит играть ведущую роль в Карматском государстве в течение следующих десятилетий. [ 2 ] По словам Ибн Хаукаля и Аху Мухсина , основанная им община исмаилитов первоначально состояла из «небольшого народа, мясников, носильщиков и им подобных». [ 4 ] В Бахрейне он встретил другого исмаилитского даи , Абу Закарию аль-Тамами, которого послал йеменский даи Ибн Хавшаб и которому удалось обратить в свою веру племя Бану Килаб . Последовало определенное соперничество, но на долгое время они стали неохотными партнерами, пока Абу Саид наконец не заключил в тюрьму и не убил Абу Закарию. [ 2 ] [ 6 ] Тем не менее Абу Саиду удалось заручиться поддержкой не только Килаба, но и Бану Укайла , которые стали ядром его вооруженных сил. [ 2 ]
Бедуинские племена были , по словам Хайнца Хальма , «идеальной целевой группой» для даи . в то же время сильный и невежественный, беззаботный и далекий от закона ислама, не знающий ни пророчеств, ни того, что разрешено и запрещено ». [ 7 ] Действительно, первая группа, присоединившаяся к этому делу, Бану аль-Адбат, подплемя Килаба, ранее избегалась из-за кровной мести . Присоединение к революционной доктрине Абу Саида дало им не только перспективу добычи и власти, но и искупления. [ 7 ]
При поддержке сильной армии бедуинов Абу Саид начал атаковать города в этом районе: Катиф, Зара , Сафван , Захран , Аль-Хаса и Джувата . Его экспедиции достигли востока до Сохара (который он ненадолго захватил после нескольких попыток) в Омане , на запад до Билад аль-Фаладжа и на юг до Ябрина ; Центральный регион Аль-Ямама остался опустошенным и обезлюдевшим, поскольку местные племена Бану Кушайр и Бану Саад были либо убиты, либо изгнаны. [ 2 ] Ямама, вероятно, не находилась под контролем карматов, хотя они столкнулись с Бану уль-Ухайдхир , которые правили ею в то время и которые позже стали союзниками карматов. [ 2 ] В какой-то неизвестный момент Абу Саид даже захватил остров Аваль (современный Бахрейн ) и ввел там пошлины на судоходство. [ 2 ]
В 899 году в исмаилитском движении произошел крупный раскол, когда Хамдан Кармат и Абу Мухаммад Абдан осудили тайное руководство движением в Саламие , которое взял на себя Саид ибн аль-Хусейн , будущий основатель Фатимидского халифата. . Вскоре после этого Хамдан Кармат исчез, а Абу Мухаммад был убит в том же году по наущению Закаравайха ибн Михравайха, очевидно, по указанию Саламии. [ 8 ] [ 9 ] После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранили все исмаилиты, которые отказались признать притязания Саида, а впоследствии и династии Фатимидов. [ 10 ] Абу Саид также отверг претензии Саида; Помимо идеологических соображений и преданности своим хозяевам, возможно, свою роль сыграли и политические соображения, поскольку это была «благоприятная возможность стать полностью независимым», как Вильферд Маделунг . выразился [ 11 ] [ 12 ] По словам Ибн Хаукаля, именно в это же время он заключил в тюрьму и казнил своего соперника Абу Закарию аль-Тамами, поскольку он оставался верным Саиду. [ 2 ] [ 13 ] [ 12 ] В последующие десятилетия Фатимиды предприняли попытки добиться признания карматскими общинами своего лидерства, но, хотя они добились успеха в некоторых областях, на протяжении всего своего существования карматы в Бахрейне отказывались сделать это. [ 14 ] Однако Абу Саид также не пытался координировать свои движения с другими карматскими группами, действующими на территориях Аббасидов, такими как восстания, начатые в Сирии и Ираке Закаравайхом ибн Михравайхом и его сыновьями в 901–907 годах. [ 15 ]
К 899 году последователи Абу Саида контролировали большую часть Бахрейна, за исключением региональной столицы Хаджара , которая все еще находилась под контролем Аббасидов, а на севере продвинулись вплоть до окрестностей Басры. [ 1 ] [ 2 ] Падение Катифа в том же году встревожило население Басры, поскольку оно осознало, что теперь возможно нападение карматов на город; начались поспешные работы по возведению кирпичной стены вокруг до сих пор неукрепленного города. [ 16 ] В начале 900 года Абу Саид начал осаду Хаджара, но, поскольку город сопротивлялся несколько месяцев, он основал свою собственную резиденцию и оперативную базу ( дар аль-хиджра ) в аль-Ахсе (современный аль-Хуфуф ), около в двух милях от Хаджара. [ 16 ] Известие об осаде вызвало реакцию аббасидского халифа аль-Мутадида , который в апреле 900 г. назначил своего генерала аль-Аббаса ибн Амра аль-Ганави губернатором Бахрейна и Ямамы и послал ему 2000 солдат, дополненных добровольцами. против сил Абу Саида. 31 июля в солончаке, примерно в двух днях пути от Катифа, армия Аббасидов потерпела поражение в бою. Аль-Ганави был взят в плен, а затем освобожден, но остальные пленники, числом 700 человек, были казнены. [ 1 ] [ 2 ] [ 17 ] После этого успеха Хаджар был захвачен, но снова потерян после прибытия нового губернатора Аббасидов в 901 году, когда Абу Саид возглавлял экспедицию в окрестностях Басры. [ 2 ] В конце 903 года губернатор Аббасидов Ибн Бану сообщил центральному правительству в Багдаде , что он захватил Катиф, разбил и убил там назначенного преемника Абу Саида. [ 2 ] Тем не менее, примерно в то же время или несколько позже Хаджар был вынужден вновь сдаться карматам после того, как они перекрыли ему подачу воды. Многие из его жителей предпочли бежать в Аваль, Сираф и другие места, а многие, кто остался, были либо убиты, либо обращены в веру в последовавших за этим грабежах . [ 1 ] [ 2 ]
Несмотря на разрушения, нанесенные ему, Хаджар оставался главным городом и столицей Бахрейна. Однако Абу Саид основал свою собственную роскошную резиденцию в оазисе Аль-Ахса. [ 2 ] где он правил в традиционной манере арабского принца. [ 16 ] Из Бахрейна карматы предприняли серию набегов на окрестности Басры как с целью захвата рабов, так и в отместку за участие местного племени Забба в походе 900 против них. [ 2 ] Самый заметный из этих набегов произошел в июле/августе 912 года, но, хотя местный губернатор Аббасидов, как сообщается, не смог ему противостоять, источники сообщают, что задействованные силы были очень небольшими, всего 30 человек. [ 2 ] [ 18 ]
Управление и доктрина
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Как основателю карматской « республики » Бахрейн, последующие поколения приписывали ему создание ее институтов. [ 1 ] Хотя они, конечно, далеки от их полностью развитой формы, как сообщает Ибн Хаукаль, он, безусловно, инициировал некоторые из них. Карматская система была основана на общинной собственности и эгалитаризме , с системой производства и распределения, контролируемой агентами Абу Саида. [ 2 ] [ 6 ] Например, любой скот и припасы, захваченные во время рейдов, хранились и распределялись; рабы использовались на общественных работах; выпас скота, верблюдов и овец, производство оружия и одежды осуществлялись централизованно; и всех мальчиков, взятых в плен, с четырех лет обучали вместе как владению оружием, так и верховой ездой, а также карматскому учению. [ 2 ] Рабочие и ремесленники были организованы в примитивные гильдии . [ 19 ] и совет аль-Икданийя , в который вошли представители ведущих семей и высокопоставленных чиновников, также был создан с консультативным статусом. [ 20 ] Некоторые современные комментаторы описывают эту систему как «разновидность социализма ». [ 21 ] карматы как « большевики ислама», [ 22 ] и их государство как «единственное коммунистическое общество, которое контролирует большую территорию и просуществует более одного поколения до двадцатого века». [ 23 ]
Его религиозные учения менее ясны, поскольку карматы Бахрейна не оставили собственных свидетельств; то, что известно о них, сообщается из немногих иностранных и обычно крайне враждебных источников. [ 2 ] [ 24 ] Первоначально он явно придерживался милленаристского исмаилитского учения о скором возвращении махди Мухаммада Исмаила ибн . [ 2 ] После раскола 899 г. он больше не признавал власть Саида; Согласно кади Абд аль-Джаббару ибн Ахмаду , Абу Саид теперь утверждал, что махди был уже не Ибн Исмаил, а Мухаммад, сын Абдаллаха ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии , появление которого ожидалось в 912-м году 300 г. календаря Хиджры , но достоверность этой информации сомнительна. [ 2 ] Когда эта дата прошла без происшествий (тем временем Саид объявил себя махди и основал Фатимидский халифат в Ифрикии ), как говорят, провал пророчества вызвал значительное замешательство у карматского режима. [ 24 ]
Следуя ожиданиям исмаилитов, что Махди раскроет «скрытые» или «внутренние» ( батин ) истины религии своим последователям, тем самым открывая «эпоху чистого духовного знания» и делая религиозные законы и обычаи устаревшими, [ 25 ] Абу Саид отменил многочисленные исламские обряды, такие как молитва и пост . [ 2 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Аль-Масуди сообщает, что Абу Саид был убит в июне/июле 913 года, когда он принимал омовение в своем дворце, двумя рабами -евнухами -саклаби. Одновременно были убиты несколько его высокопоставленных офицеров и последователей, в том числе Али и Хамдан ибн Санбар. Однако о смерти в Багдаде не сообщалось до лета 914 года, что, возможно, указывает на то, что до этого момента она держалась в секрете. [ 1 ] [ 2 ] Причина его убийства неизвестна, но Хайнц Хальм предполагает, что оно может быть связано с неисполнившимся пророчеством о появлении Махди в прошлом году. [ 24 ]
Он оставил семь [ 1 ] или шесть [ 24 ] сыновья, которые по молодости находились сначала под опекой своего дяди Хасана, последнего из трех братьев Бану Санбар. [ 24 ] Власть, вероятно, номинально принадлежала всем сыновьям Абу Саида. [ 26 ] как ответ, составленный вскоре после смерти Абу Саида на письмо визиря Аббасидов , написанное от имени всех сыновей. [ 24 ] Среди его сыновей старший, Абуль-Касим Саид аль-Джаннаби , поначалу был выдающимся, но его правление было недолгим; его сменил младший сын Абу Тахир аль-Джаннаби не позднее 923 года. [ 27 ] [ 28 ] Причина и способ перехода неясны. Большинство арабских источников согласны с тем, что Абу Саид назначил его своим наследником, но он был свергнут в 923 году Абу Тахиром. Другая традиция, написанная куфанским антиисмаилитским полемистом Абу Абдаллахом Мухаммадом ибн Али ибн Ризамом ат-Таи , сообщает, что Абу Саид всегда намеревался, чтобы Абу Тахир стал его преемником, и назначал Саида только регентом. и что Саид добровольно передал власть своему брату в 917/918 году. [ 27 ]
После его смерти Абу Саид стал объектом почитания своих последователей. Считалось, что он вернется , чтобы возглавить их, вплоть до того, что у входа в его гробницу держали оседланную лошадь. [ 1 ] Государство, которое он основал, просуществовало до его свержения Уюнидами в 1070-х годах, и уже в середине 11 века карматы-бахрейны называли себя Абу Саиди в его честь. [ 1 ] [ 5 ] [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Карра де Во и Ходжсон, 1965 , с. 452.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Маделунг 1983 .
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Ренц и Маллиган 1960 , с. 942.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 58.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
- ^ Маделунг 1996 , с. 24.
- ^ Маделунг 1978 , с. 660.
- ^ Маделунг 1996 , стр. 25, 28.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 121.
- ^ Маделунг 1996 , с. 25.
- ^ Хальм 1991 , стр. 67, 176.
- ^ Хальм 1991 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , с. 59.
- ^ Хальм 1991 , стр. 59–60.
- ^ Маделунг 1996 , стр. 29–30.
- ^ Встреча 2002 , с. 445.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 110–111.
- ^ Селф 1993 , с. 371.
- ^ Встреча 2002 , стр. 444–445.
- ^ Рексрот 1974 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хальм 1991 , с. 225.
- ^ Дафтари 2007 , с. 132.
- ^ Маделунг 1996 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1996 , с. 37.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 121, 147–148.
- ^ Дафтари 2007 , с. 111.
Источники
[ редактировать ]- Карра де Во, Б. и Ходжсон, MGS (1965). «ад-Дджаннаби, Абу Саид Хасан б. Бахрам » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 452. OCLC 495469475 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов (на немецком языке Империя Махди ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хитти, Филип К. (2002) [1937]. История арабов: с древнейших времен до наших дней (пересмотренное десятое изд.). Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-333-63141-2 .
- Маделунг, Уилферд (1978). «Хармати» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 660–665. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0451 . OCLC 758278456 .
- Маделунг, Уилферд (1983). «АБУ САИД ДЖАННАБЕ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/4: Абу Мансур Херави – Адат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 380–381. ISBN 978-0-71009-093-5 .
- Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и карматы Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–73. ISBN 978-0-521-00310-0 .
- Оз, Мустафа (1993). «Дженнаби, Эбу Саид» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 7 (Кафер эс-Садик - Ci̇ltçi̇li̇k) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. п. 371. ИСБН 978-975-389-434-0 .
- Ренц, Г. и Маллиган, МЫ (1960). «аль-Бахрейн» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 941–944. OCLC 495469456 .
- Рексрот, Кеннет (1974). Коммунализм: от истоков до двадцатого века . Сибери Пресс. ISBN 0-81649204-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лангаруди, Реза Резазаде; Негабан, Фарзин (2015). «Абу Саид аль-Джаннаби » В Маделунге, Уилферд ; Блокнот, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия онлайн Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .