Список императоров династии Сун
Император династии Сун | |
---|---|
император династии Сун | |
Империал | |
Подробности | |
Стиль | Его Императорское Величество Гуаньцзя (官家) |
Первый монарх | Император Тайцзу (Северная песня) Император Гаозун (Южная Сун) |
Последний монарх | Император Циньцзун (Северная песня) Император Хуайцзун (Южная Сун) |
Формирование | 960 (Северная песня) 1127 (Южная Песня) |
Отмена | 1127 (Северная Песня) 1279 (Южная Песня) |
Резиденция | Имперский город, Бяньлян Имперский город, Линьян |
Назначитель | наследственный |
Династия Сун (960–1279) была императорской династией Китая , которая пришла на смену периоду, называемому периодом Пяти династий и Десяти королевств (907–960), и предшествовала династии Юань (1271–1368), которая завоевала династию Сун в 1279 году. Условное деление на династии Северную Сун (960–1127) и Южную. Династия Сун (1127–1279) возникла в результате завоевания северного Китая династией Цзинь (1115–1234) в 1127 году и последующего переноса столицы из Бяньцзина (современный Кайфэн ) на севере в Линьань (нынешний -день Ханчжоу ) на юге.
Ниже приведен полный список императоров династии Сун , включая их храмовые имена , посмертные имена , имена и названия эпох . Династия была основана Чжао Куангинь , ставшим императором Тайцзу (годы правления 960–976), и завершилась смертью Чжао Бина (годы правления 1278–1279). Последним императором Северной Сун был император Циньцзун (годы правления 1126–1127), а первым императором Южной Сун был император Гаозун (годы правления 1127–1162).
Император, или Хуанди , был верховным главой государства в имперскую эпоху Китая (221 г. до н. э. – 1912 г.), включая династию Сун. Он был потомственным правителем, разделявшим исполнительную власть с гражданскими чиновниками, назначавшимися на различные должности в зависимости от их результатов на бюрократических экзаменах . Растущее значение гражданской бюрократии и класса национального дворянства во время династии Сун привело к гораздо более ограниченной роли императора в формировании государственной политики, хотя он все еще сохранял свою автократическую власть. Он имел исключительное право устанавливать новые законы, хотя ожидалось, что он будет уважать правовые прецеденты, установленные предыдущими императорами его династии. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Династия Сун была основана Чжао Куангинь (император Тайцзу) (годы правления 960–976) в 960 году, до того, как Сун полностью воссоединила Китай путем завоевания, за исключением только шестнадцати префектур . Сун вела серию войн с династией Ляо (1125–1279), которой правили кидани , за владения Шестнадцатью префектурами северного Китая. [ 2 ] Режим Ляо был свергнут в 1125 году в результате совместного завоевания войск Сун и чжурчжэней под предводительством Укимая (императора Тайцзуна) (годы правления 1123–1134). Однако Цзинь быстро восстали против Сун и вторглись на северную территорию Сун . [ 2 ] В так называемом « Инциденте Цзинкан » [ 3 ] Войска Цзинь захватили столицу Сун, Бяньцзин (современный Кайфэн ), в 1127 году вместе с императором Хуэйцзуном ( годы правления 1100–1126), тогда бывшим императором в отставке , и его правящим сыном императором Циньцзуном (годы правления 1126–1127). [ 4 ]
Император Гаозун (годы правления 1127–1162), сын императора Хуэйцзуна, бежал на юг и восстановил династию Сун на территории нынешнего Нанкина . [ 5 ] Он основал временную столицу в Линьане (современный Ханчжоу ) в 1129 году, но к 1132 году объявил его официальной столицей Империи Сун. [ 6 ] Цзинь предпринял несколько неудачных попыток завоевать Южную Сун, но в 1165 году император Сун Сяоцзун (годы правления 1162–1189) и император Цзинь Шицзун (годы правления 1161–1189) заключили мирный договор, в результате которого было заключено дипломатическое соглашение. достигнутое между двумя империями. [ 7 ] Сун продолжала править южным Китаем до 1279 года, когда династия Юань во главе с ханом , каганом монголов Хубилай - , [ 8 ] вторгся и завоевал Сун. Последним правителем был Чжао Бин ( годы правления 1278–1279), убитый 19 марта 1279 года. [ 9 ] во время морского сражения при Ямене на территории современного города Ямен в районе Синьхуэй города Цзянмэнь провинции Гуандун . [ 10 ] [ 11 ]
Титулы и имена
[ редактировать ]Со времен династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) до династии Цин (1644–1912 гг.) правящий глава государства был известен как хуанди , или император. [ 12 ] В китайских исторических текстах императоры династии Сун, а также династий Тан и Юань упоминаются по названиям храмов . [ 13 ] До династии Тан (618–907) императоры в исторических текстах обычно упоминались по посмертным именам . [ 13 ] Во времена династий Мин (1368–1644) и Цин императоры упоминались в исторических текстах исключительно по названию одной эпохи , тогда как императоры предыдущих династий, включая Сун, обычно имели несколько названий эпох. [ 14 ] Количество письменных символов, используемых в посмертных именах, неуклонно росло, начиная с династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) и далее, и поэтому стало слишком длинным при обращении к государям. [ 13 ] Например, посмертное имя Нурхачи (годы правления 1616–1626), основателя маньчжурского государства, которое в конечном итоге основало династию Цин, содержало 29 письменных символов. [ 13 ] Во времена династии Тан при обращении к императору отдавалось предпочтение гораздо более коротким названиям храмов, и это предпочтение было перенесено и в династию Сун. [ 13 ] У каждого императора также было имя могилы (陵號; лингхао ) и различные другие почетные титулы. [ 15 ]
Глава государства
[ редактировать ]Теоретически политическая власть императора была абсолютной, но даже во времена династии Хань он делил исполнительную власть с гражданскими чиновниками и обычно основывал свои решения на советах и формальном консенсусе своих министров. [ 17 ] Во времена династии Сун национальная система экзаменов (экзамен на государственную службу), которой управляли ученые-бюрократы для набора чиновников использовалась ; те, кто сдал дворцовый экзамен - экзамен самого высокого уровня в империи, - назначались непосредственно императором на высшие должности в центральном правительстве. [ 18 ] Как и простолюдины, эти высокопоставленные чиновники должны были подчиняться его указам как закону или быть наказанными. [ 1 ] Однако высшие чиновники не только бросали вызов императору в вопросах политики, но и сдерживали его, ссылаясь на идеальные конфуцианские нравы и ценности класса литераторов- дворян , из которого они происходили. [ 19 ]
Во времена предыдущей династии Тан экзамены на государственную службу еще не давали такого большого количества чиновников, как во времена династии Сун; [ 20 ] потомственная аристократия оставалась зависимой от двора в вопросах получения звания и занятия должностей. [ 21 ] Правители Сун, особенно император Хуэйцзун , столкнулись с серьезной политической оппозицией, несмотря на попытки достичь идеалов мудрых королей древности. Неспособность государя монополизировать политическую власть была связана с появлением нового класса дворянства и ученых-чиновников, заполнивших бюрократию. [ 22 ]
Когда была основана династия Сун, политическая элита состояла из чиновников (и их сыновей), служивших в эпоху Пяти династий , а также выходцев из известных семей, которые могли похвастаться аристократическим происхождением и обеспечивали чиновников на протяжении нескольких поколений. [ 23 ] Поскольку первые императоры Сун хотели избежать доминирования в правительстве военных сильных мира сего, таких как цзедуши предыдущей эпохи, они ограничили власть военных офицеров и сосредоточились на создании мощного гражданского истеблишмента. [ 24 ] В XI веке расширение школ и местных академий привело к появлению общенационального класса дворянства, который обеспечивал большинство, если не всех чиновников. [ 25 ] К концу 11 века элитные брачные стратегии известных семей были подорваны из-за интенсивной партийной политики вокруг Новой политики (新法; синь фа ) канцлера Ван Аньши (1021–1086). На смену этим великим семьям пришли чиновники, представлявшие различные местные дворянские роды по всей стране. [ 26 ]
Питер К. Бол утверждает, что сторонники экспансионистского и активистского центрального правительства Ван Аньши в его «Новой политике» были убеждены, что он понимал дао, которое принесло утопию в древность Западной Чжоу (ок. 1050 г. до н.э. – 771 г. до н.э.), и были полны решимости изменить общество в соответствии с своему видению. Маргинализированный император – последний оставшийся аристократ, обладающий какой-либо истинной политической властью – принял вымысел о том, что он подобен мудрым королям древности, которые привели общество в состояние полной гармонии с помощью придворных ритуалов и политических реформ. [ 22 ] Однако после правления императора Хуэйцзуна правители и чиновники Сун одинаково проигнорировали Новую политику и вместо этого сосредоточились на реформировании общества с помощью местного подхода «снизу вверх». [ 22 ] Например, с 1107 по 1120 год император Хуэйцзун пытался запретить занимать государственные должности всем, кто не посещал государственную школу. Таким образом, он отвергал любого, кто не признавал его разновидность конфуцианской идеологии как ортодоксальную. [ 27 ] Однако государственная школьная система во время Южной Сун в конечном итоге уступила свое место частным академиям, которые превосходили по численности государственные школы в начале Северной Сун. [ 28 ] Еще до правления императора Хуэйцзуна Сыма Гуан (1019–1086), известный канцлер и политический соперник Ван Аньши, мало что мог сказать о роли императора в формировании крупных реформ и государственной политики, упомянув лишь, что император делал важные назначения, когда это было необходимо. . [ 29 ]
Императоры могли выбирать, контролировать ли политическую бюрократию или вместо этого заниматься наукой, культами, хобби или женщинами. Однако Фредерик В. Мот утверждает, что большинство императоров Сун, которые провели большую часть своего детства взаперти и изоляции в роскошном дворце, были отстраненными конформистами, оторванными от мира обычных дел и, таким образом, полагались на чиновников для управления правительством. [ 30 ] Хотя общепринятое мнение состоит в том, что двор Сун проявлял высшую степень сдержанности и вежливости по отношению к гражданским чиновникам, новый протокол усиленного почтительного отношения чиновников к императору во время конференций и встреч еще больше подорвал тесные контакты императора с его министрами. [ 31 ]
Список императоров
[ редактировать ]Северная Сун, 960–1127 гг.
[ редактировать ]Портрет | Название храма ( 廟號 ; Мяо Хао ) [ примечание 1 ] |
Посмертное имя ( 諡號 ; ши гордость ) |
Имя при рождении | Продолжительность жизни | Период правления | Названия эпох ( 年号 ; ниан хао ), продолжительность |
---|---|---|---|---|---|---|
Тайдзу (大子; Тайцзу ) | Начиная с самого начала, он установил великую доблесть, Жуйвэнь, божественную добродетель и святые заслуги до императора Дасяо династии Мин. [ примечание 2 ] | Чжао Куангинь ( 趙匡胤 ; Чжао Куангинь ) | 927–976 (49) | 960–976 | ||
Тайцзун (太宗; Тайцзун ) | Самый доброжелательный, божественный, добродетельный, добродетельный и могущественный император династии Мин Гуансяо. | Чжао Цзюн ( 赵煅 ; Чжао Цзюн ) | 939–997 (58) | 976–997 | ||
Чжэньцзун (真宗; Zhēnzōng ) ( императрица-супруга Лю правила регентом в конце своего правления) | Древняя магическая сила Инь Фу Цзи сделала Де Вэньмина У Динчжана императором Шэн Юаньсяо. | Чжао Хэн ( 趙恆 ; Чжао Хэн ) | 968–1022 (54) | 997–1022 | ||
Жэньцзун (仁宗; Rénzōng ) ( вдовствующая императрица Лю правила как регент в начале своего правления) | Тело, небеса, Дхарма и Дао чрезвычайно достойны, божественны, культурны, святы, У Жуйчжэ и Минсяо. | Чжао Чжэнь ( Чжао Чжэнь ; Чжао Чжэнь ) | 1010–1063 (53) | 1022–1063 |
| |
Инцзун (英宗; Инцзун ) | Тело должно быть наполнено великими достоинствами, великими добродетелями и конституцией. | Чжао Шу ( Чжао Шу ; Чжао Шу ) | 1032–1067 (35) | 1063–1067 |
| |
Шэньцзун (神宗; Шэньцзун ) | Древние добродетели и достойная служба Шаотяня, английский мученик У Циньжэнь, император Шэнсяо | Чжао Сюй ( 赵缼 ; Чжао Сюй ) | 1048–1085 (37) | 1067–1085 | ||
Чжэцзун (Чжэзонг; Чжэцзун ) | Сяньюань сменил императора, чтобы показать свою добродетель и достойную службу. Император Вэньжуйу был императором Ци Шэн Чжаосяо. | Чжао Сюй ( 趙煦 ; Чжао Сюй ) | 1077–1100 (23) | 1085–1100 | ||
Хуэйцзун (Huizong; Huizōng ) | Тело и дух находятся в гармонии с Дао. Герой, герой, святой заслуг, святой литературы, благожелательности, доброты, конституции и сыновнего императора. | Чжао Цзи ( 赵佶 ; Чжао Цзи ) | 1082–1135 (53) | 1100–1125 | ||
Циньцзун (Циньцзун; Циньцзун ) | Император Гунвэнь, Шунде, Жэньсяо | Чжао Хуань ( 赵桓 ; Чжао Хуань ) | 1100–1161 (61) | 1126–1127 |
|
Южная Сун, 1127–1279 гг.
[ редактировать ]Портрет | Названия храмов ( 廟號 ; Мяо Хао ) |
Посмертные имена ( 諡號 ; ши гордость ) |
Имена при рождении | Продолжительность жизни | Период правления |
Названия эпох ( 年號 ; ниан хао ) и соответствующие им годы. |
---|---|---|---|---|---|---|
Гаозун (高宗; Гаозун ) | Сёмин Чжунсин Куангун Чжидэ Шэншэнь Вовэнь Чжаорен Сянсяо Хуанди (император Чжунсин Цюаньгун Чжиде Шэнву Вэнь Чжаорэнь Сяньсяо, император) | Чжао Гоу ( Чжао Гоу ; Чжао Гоу ) | 1107–1187 (80) | 1127–1162 |
| |
Сяоцзун (小宗; Сяоцзун ) | Шаотун Тонгдао Гуандэ Чжаогонг Чжэвен Шэньво Миншэн Чэнсяо Хуанди (Император Шаотун Тундао Гуань Де Чжао Гун Чжи Вэнь Шэнь У Мин Шэн Чэн Сяо) | Чжао Шэнь ( 赵昘 ; Чжао Шэнь ) | 1127–1194 (67) | 1162–1189 | ||
Гуанцзун (光宗; Гуанцзун ) | Хуанди Сяо | Чжао Дунь ( Чжао Дунь ; Чжао Дунь ) | 1147–1200 (53) | 1189–1194 |
| |
Нинцзун (宁宗; Нинцзонг ) | Футиан Бэйдао Чунцюань Демао Гонгрен Вэньчжэ Вошэн Жуйгун Сяо Хуанди (Фа Тянь Бэй Дао Чун Де Мао Гун Жэнь Вэнь Чжэ У Шэн Руй Гун Сяо, император) | Чжао Куо Чжао ( Куо ) | 1168–1224 (56) | 1194–1224 | ||
Лизонг (李宗; Лузонг ) | Цзяндао Бэйде Дагун Фусин Лиевэн Рэнво Шэнмин Аньсяо Хуанди (великие достижения в строительстве дорог, подготовке добродетелей, возрождении Ливэня, Жэньву, Шэнмина и императора Аньсяо) | Чжао Юнь ( 赵昀 ; Чжао Юнь ) | 1205–1264 (59) | 1224–1264 |
| |
Дузонг (Дузонг; Дузонг ) | Дуанвэнь Минво Цзюньсяо Хуанди (император Дуань Вэньмин У Цзинсяо) | Чжао Ци ( 赵祺 ; Чжао Ци ) | 1240–1274 (34) | 1264–1274 |
| |
Гонг (Песня Императора Гонг; Гонг ) | Сяогун Ишэн Хуанди (император Сяо Гун И Шэн) | Чжао Сянь ( Чжао Сянь ; Чжао Синь ) | 1271–1323 (52) | 1275 |
| |
Дуаньцзун (Дуаньцзун; Дуаньцзун ) | Ювэнь Чжаоу Минсяо Хуанди (император Ювэнь Чжаову Минсяо) | Чжао Ши ( Чжао Ши ; Чжао Ши ) | 1268–1278 (10) | 1276–1278 |
| |
Сун Хуайцзун ( Song Huaizong ; неофициально) | никто [ примечание 4 ] | Чжао Бин ( 赵昺 ; Чжао Бонг ) | 1271–1279 (8) | 1278–1279 |
|
Хронология
[ редактировать ]Генеалогическое древо императоров
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Условное обозначение: «Сон» + название храма или посмертное имя, за исключением последнего императора, которого почитали как « Сон Ди Бин » ( 宋帝昺 ; Сон Ди Бонг )
- ^ Подробности см. в разделе «Имена и титулы» этой статьи.
- ↑ В 1129 году император Гаозун был ненадолго вынужден отречься от престола в пользу своего двухлетнего сына Чжао Фу , носившего эпохальное имя Миншоу , но, поскольку вскоре после того, как император Гаозун был восстановлен верными ему силами, Чжао Фу обычно не считался император Сун традиционными историками, и имя его эпохи не было признано. Но см. Бо (1977), стр. 941–942.
- ↑ Его часто называют императором Шао Сун, императором Бин Сун или Сун Моджу.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мода (1999), стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б Bol (2001), p. 112.
- ^ Хеннесси (1984), стр. 42, 51.
- ^ Эбри и др. (2006), стр. 165–167.
- ^ Гернет (1962), с. 22.
- ^ Коблин (2002), с. 533.
- ^ Тиллман (1995), с. 29; Мостерн (2008), с. 241.
- ^ Россаби (1988), стр. 8, 53.
- ^ Грант (2010), с. 56
- ^ Россаби (1988), стр. 93–94.
- ^ Дэвид С. Райт (2012). Дэвид Эндрю Графф; Робин Д.С. Хайэм (ред.). Военная история Китая . Университетское издательство Кентукки. п. 73. ИСБН 978-0-8131-3584-7 .
- ^ Уилкинсон (1998), с. 106; Моте (1999), с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уилкинсон (1998), с. 106.
- ^ Уилкинсон (1998), стр. 106–107.
- ^ Уилкинсон (1998), с. 107.
- ^ Bol (2001), pp. 113–114.
- ^ де Креспиньи (2007), стр. 1216, 1226–1228; Биленштайн (1980), стр. 84–85, 143–144; Хакер (1975), стр. 149–150; Ван (1949), стр. 157–158, 173–177.
- ^ Ebrey et al. (2006), p. 159–160; Bol (2001), p. 107; Gernet (1962), p. 65.
- ^ Мода (1999), стр. 99–100.
- ^ Эбри (1999), стр. 145–146.
- ^ Bol (2001), 132.
- ^ Перейти обратно: а б с Подробный анализ см. в Bol (2001), стр. 103–134.
- ^ Хартвелл (1982), стр. 405–407.
- ^ Эбри (1999), стр. 145–146; Моте (1999), с. 102; см. также Needham (1972), с. 132.
- ^ Yuan (1994), pp. 196–194; Bol (2001), pp. 115–116, 121, 133; see also Ebrey (1999), pp. 145–146.
- ^ Хартвелл (1982), стр. 413–416.
- ^ Bol (2001), 116.
- ^ Хаймс (1986), стр. 132–133; Уолтон (1999), с. 199.
- ^ Bol (2001), p. 133.
- ^ Мода (1999), стр. 100.
- ^ Мода (1999), стр. 101.
- ^ Бо (1977), стр. 873–876.
- ^ Бо (1977), стр. 876–878.
- ^ Бо (1977), стр. 878–881.
- ^ Бо (1977), стр. 881–883.
- ^ Бо (1977), стр. 883–885.
- ^ Бо (1977), стр. 885–886.
- ^ Бо (1977), стр. 886–887.
- ^ Бо (1977), с. 887.
- ^ Бо (1977), стр. 887–891.
- ^ Бо (1977), стр. 891–892.
- ^ Бо (1977), стр. 892–894.
- ^ Бо (1977), стр. 894–895.
- ^ Бо (1977), с. 895.
- ^ Бо (1977), стр. 895–896.
- ^ Бо (1977), стр. 896–897.
- ^ Бо (1977), стр. 897–898.
- ^ Бо (1977), с. 898.
- ^ Бо (1977), стр. 898–899.
- ^ Бо (1977), стр. 899–903.
- ^ Бо (1977), стр. 903–904.
- ^ Бо (1977), с. 905.
- ^ Бо, стр. 905–907.
- ^ Бо (1977), стр. 908–909.
- ^ Бо (1977), стр. 909–914.
- ^ Бо (1977), стр. 914–918.
- ^ Бо (1977), стр. 918–921.
- ^ Бо (1977), стр. 921–923.
- ^ Бо (1977), стр. 923–924.
- ^ Бо (1977), с. 927.
- ^ Бо (1977), стр. 927–928.
- ^ Бо (1977), стр. 928–929.
- ^ Бо (1977), стр. 929–931.
- ^ Бо (1977), с. 931.
- ^ Бо (1977), стр. 932–935.
- ^ Бо (1977), стр. 937–938.
- ^ Бо (1977), стр. 938–942.
- ^ Бо (1977), стр. 944–961.
- ^ Бо (1977), стр. 961–962.
- ^ Бо (1977), стр. 963–965.
- ^ Бо (1977), стр. 965–969.
- ^ Бо (1977), стр. 970–972.
- ^ Бо (1977), стр. 972–973.
- ^ Бо (1977), стр. 977–978.
- ^ Бо (1977), стр. 979–981.
- ^ Бо (1977), стр. 981–988.
- ^ Бо (1977), стр. 989–990.
- ^ Бо (1977), стр. 991–994.
- ^ Бо (1977), стр. 995–996.
- ^ Бо (1977), стр. 996–997.
- ^ Бо (1977), стр. 998–1002.
- ^ Бо (1977), стр. 1003–1004.
- ^ Бо (1977), с. 1005.
- ^ Бо (1977), стр. 1006–1008.
- ^ Бо (1977), стр. 1008–1011.
- ^ Бо (1977), стр. 1012–1013.
- ^ Бо (1977), стр. 1013–1015.
- ^ Бо (1977), стр. 1015–1016.
Ссылки
[ редактировать ]- Биленштайн, Ганс (1980). Бюрократия Han Times . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22510-8 .
- Бо Ян (1977). Хронология китайской истории Хронология китайской истории . Тайбэй: Sing-Kuang Book Company Ltd.
- Бол, Питер К. (2001). «Куда император? Император Хуэйцзун, новая политика и переходный период Тан-Сун». Журнал исследований песни и юаня (31): 103–134. JSTOR 23496091 .
- Коблин, В. Саут (2002). «История миграции и развитие диалектов в нижнем водоразделе Янцзы». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 65 (3): 529–543. дои : 10.1017/S0041977X02000320 . JSTOR 4146032 .
- де Креспиньи, Рэйф (2007) [23–220 н.э.]. Биографический словарь поздней Хань в Трех Королевствах . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-15605-0 .
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая (мягкая обложка). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-Х .
- Эбри, Патрисия; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN 0-618-13384-4 .
- Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь Китая накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0720-0 .
- Грант, Редж (2010). Морское сражение: 3000 лет морской войны . Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN 978-0756639730 .
- Хартвелл, Роберт М. (1982). «Демографические, политические и социальные преобразования Китая, 750–1550 гг.». Гарвардский журнал азиатских исследований . 42 (2): 365–442. дои : 10.2307/2718941 . JSTOR 2718941 .
- Хеннесси, Уильям О. (июль 1984 г.). «Классические источники и народные ресурсы в «Сюаньхэ Иши»: наличие приоритета и приоритет присутствия». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры . 6 (1/2): 33–52. дои : 10.2307/823445 . JSTOR 823445 .
- Хакер, Чарльз О. (1975). Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0887-8 .
- Хаймс, Роберт П. (1986). Государственные деятели и господа: элита Фу-Чжоу, Цзянси, в Северной и Южной Сун . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30631-0 .
- Мостерн, Рут (2008). «От полей сражений к округам: война, граница и государственная власть в Южной Сун Хуайнань». В Вятте, Дон Дж. (ред.). Фронты боевых действий реальные и воображаемые: война, граница и идентичность в средний период Китая . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 227–252 . ISBN 978-1-4039-6084-9 .
- Моут, Фредерик В. (1999). Императорский Китай: 900–1800 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01212-7 .
- Нидэм, Джозеф (1972). Наука и цивилизация в Китае: Том 1, Вводные сведения . Лондон: Синдикаты издательства Кембриджского университета. ISBN 0-521-05799-Х .
- Россаби, Моррис (1988). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520067401 .
- Тиллман, Хойт К.; Уэст, Стивен Х. (1995). Китай под властью чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории Чин . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2273-9 .
- Уолтон, Линда (1999). Академии и общество в Южном Сунском Китае . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0824819624 . JSTOR 3558593 .
- Ван, Юй-чуань (июнь 1949 г.). «Очерк центрального правительства бывшей династии Хань». Гарвардский журнал азиатских исследований . 12 (1/2): 134–187. дои : 10.2307/2718206 . JSTOR 2718206 .
- Уилкинсон, Эндимион (1998). История Китая: Учебное пособие . Кембридж и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета издательства Гарвардского университета. ISBN 0-674-12378-6 .
- Юань, Чжэн (лето 1994 г.). «Местные государственные школы в Сунском Китае: переоценка». История образования ежеквартально . 34 (2): 193–213. дои : 10.2307/369121 . JSTOR 369121 . S2CID 144538656 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Китая – династия Сун宋 (960–1279), императоры и правители (www.chinaknowledge.de)