Предвзятость в поддержку выбора
Предвзятость, способствующая выбору , или рационализация после покупки — это тенденция задним числом приписывать положительные качества выбранному варианту и/или понижать в должности упущенные варианты. [1] Это часть когнитивной науки и представляет собой особую когнитивную предвзятость , возникающую после принятия решения. Например, если человек выбирает вариант А вместо варианта Б, он, скорее всего, проигнорирует или преуменьшит недостатки варианта А, одновременно усиливая или приписывая новые негативные недостатки варианту Б. И наоборот, они также, вероятно, заметят и преувеличат преимущества варианта А. вариант А и не замечать или преуменьшать значение варианта Б.
То, что запомнилось о решении, может быть так же важно, как и само решение, особенно при определении степени сожаления или удовлетворения, которое человек испытывает. [2] Исследования показывают, что процесс принятия и запоминания выбора порождает воспоминания , которые имеют тенденцию искажаться предсказуемым образом. [2]
В когнитивной науке одним из предсказуемых способов искажения воспоминаний о вариантах выбора является то, что положительные аспекты имеют тенденцию запоминаться как часть выбранного варианта, независимо от того, были ли они изначально частью этого варианта или нет, а отрицательные аспекты имеют тенденцию запоминаться как часть выбранного варианта. отвергнутые варианты. [2] После того, как действие было предпринято, способы, с помощью которых мы оцениваем эффективность того, что мы сделали, могут быть предвзятыми. [3] Считается, что это может повлиять на наше будущее принятие решений. Эти предубеждения могут храниться в виде воспоминаний, которые представляют собой атрибуции, которые мы делаем в отношении наших психических переживаний на основе их субъективных качеств, наших предварительных знаний и убеждений, наших мотивов и целей, а также социального контекста. Истинные и ложные воспоминания возникают по одному и тому же механизму, поскольку, когда мозг обрабатывает и хранит информацию, он не может отличить, откуда она взялась. [4]
Общее определение
[ редактировать ]Тенденция помнить свой выбор как лучший, чем он был на самом деле. В этом отношении люди склонны чрезмерно приписывать положительные характеристики выбранным ими вариантам, а отрицательные — невыбранным вариантам. [2]
Теория
[ редактировать ]Эксперименты в области когнитивной науки и социальной психологии выявили широкий спектр предубеждений в таких областях, как статистические рассуждения, социальная атрибуция и память . [3]
Считается, что искажение памяти, поддерживающее выбор, происходит во время восстановления памяти и является результатом убеждения в том, что «я выбрал этот вариант, следовательно, это должен был быть лучший вариант». [5] По сути, после того, как выбор сделан, люди склонны корректировать свое отношение, чтобы оно соответствовало уже принятому решению. [6] [2] [7] Также возможно, что воспоминания, поддерживающие выбор, возникают потому, что человек при принятии решения обращает внимание только на определенные фрагменты информации, или возникает когнитивный диссонанс после выбора . [5] Кроме того, предубеждения могут возникать и потому, что они тесно связаны с когнитивными операциями высокого уровня и сложными социальными взаимодействиями . [8]
Искажения памяти иногда могут служить определенной цели, поскольку в наших интересах не помнить некоторые детали события или вообще забыть другие. [9]
Делаем выбор
[ редактировать ]Целью выбора обычно является выбор наилучшего варианта. Таким образом, сделав выбор, человек, скорее всего, сохранит убеждение, что выбранный вариант лучше, чем отвергнутые варианты. У каждого выбора есть плюсы и минусы. Процесс принятия решения в основном опирается на предыдущий опыт. Таким образом, человек будет помнить не только принятое решение, но и причины, по которым оно было принято.
Мотивация
[ редактировать ]Мотивация также может играть роль в этом процессе, поскольку, когда человек запоминает выбранный им вариант как лучший, это должно помочь уменьшить сожаление по поводу своего выбора. Это может представлять собой положительную иллюзию, способствующую благополучию.
Случаи, когда человек не контролирует ситуацию
[ редактировать ]Бывают случаи, когда человек не всегда может контролировать, какие варианты будут получены. Люди часто получают варианты, которые не были выбраны, а были назначены другими, например, рабочие задания, сделанные начальниками, преподаватели курсов, назначенные регистратором, или места для отдыха, выбранные другими членами семьи. [10] Однако назначение (случайное или нет) того или иного варианта приводит к другому набору когнитивных способностей и воспоминаний, которые имеют тенденцию отдавать предпочтение альтернативному (неполученному) варианту и могут подчеркивать сожаление и разочарование. [11]
- Назначенные варианты : выбор или выбор, сделанный за вас другими людьми в ваших интересах, может вызвать в памяти атрибуции, которые поддерживают этот выбор. Текущие эксперименты не показывают никакой предвзятости памяти, поддерживающей выбор, для назначенных вариантов. [10] Однако выбор, который делается от имени человека в его интересах, действительно демонстрирует тенденцию к предвзятости памяти, поддерживающей выбор.
- Случайный выбор : люди не проявляют склонности к выбору, когда выбор делается за них случайным образом. [12] Это связано с тем, что предвзятость памяти, поддерживающая выбор, имеет тенденцию возникать в процессе принятия решения.
Как разные формы неправильного запоминания создают разные типы предубеждений, способствующих выбору
[ редактировать ]Неправильная атрибуция
[ редактировать ]Неправильная атрибуция — это известная ошибка комиссии, которую поддерживают исследователи. [1] [13] Это приводит к своеобразной предвзятости, способствующей выбору, когда информация относится к неправильному источнику. [1] Следовательно, положительные атрибуты упущенного варианта запоминаются как положительные атрибуты выбранного варианта, а отрицательные атрибуты выбранного варианта запоминаются как отрицательные атрибуты упущенного варианта. Например, если нужно было выбирать между двумя парами кроссовок и выбранная пара сидела немного плотнее, а отброшенный вариант сидел идеально, выбранная пара запомнилась бы как идеально подходящая, тогда как потерянная пара запомнилась бы как немного более плотная (хотя это на самом деле все было не так)
Хотя неправильная атрибуция предполагает правильное кодирование и запоминание информации, связанной с решением человека, источник информации остается неясным или неверным. Поэтому не стоит заблуждаться на совершенно ложную информацию. [1]
Искажение фактов
[ редактировать ]Искажение фактов приводит к своего рода предвзятости в поддержку выбора, когда факты, относящиеся к выбранному варианту, запоминаются в искаженном виде. [1] Искажение относится к тому, что объективные ценности и/или особенности выбранного варианта запоминаются в большей степени, чем их фактические значения. Альтернативно, упущенный вариант может быть ошибочно воспринят как значительно менее предпочтительный, чем его фактическое значение. [14] Примером искажения фактов может служить то, что если вам придется выбирать между покупкой одной из двух машин, каждая из которых может двигаться с максимальной скоростью 130 миль в час, предыдущая машина запомнится с максимальной скоростью 100 миль в час, тогда как выбранная машина будет запомнится с максимальной скоростью 160 миль в час. Следовательно, факты, касающиеся обоих автомобилей, были искажены.
Существуют разновидности искажения фактов, которые остаются спорными во всей литературе; в результате нет единого мнения о том, как это работает. Некоторые авторы утверждают, что искажение в основном происходит, когда предпочтительный вариант запоминается неправильно, тогда как другие исследователи утверждают, что искажение памяти не происходит или может иметь место только на этапе после принятия решения. [15] В целом, в некоторых исследованиях утверждается, что убеждение в том, что искажение не может иметь место (как только решение принято), означает, что факты не могут быть искажены. [1]
Выборочное забывание
[ редактировать ]Избирательное забывание приводит к форме предвзятости, поддерживающей выбор, когда информация забывается выборочно. [1] В этом отношении положительные свойства выбранного варианта и отрицательные свойства упущенного варианта сохраняются в памяти с большей скоростью, а альтернативы вытесняются из памяти с большей скоростью. Примером выборочного забывания может быть правильное запоминание того, что выбранная вами пара кроссовок эстетична, но забывание о том, что они слегка жмут. Эта ошибка упущения может быть связана с сверхурочной ограниченной емкостью памяти, иначе известной как кратковременность. [8]
Ложная память
[ редактировать ]Ложная память в контексте предубеждений, поддерживающих выбор, — это когда предметы, которые не были частью первоначального решения, запоминаются как представленные. Если эти совершенно новые элементы положительны, их запомнят как принадлежащие к выбранному варианту, а если они отрицательны, их запомнят как принадлежащие к упущенному варианту. [1] Например, выбранная пара обуви может быть запомнена как подходящая для бега, хотя не было представлено никакой информации о беговых возможностях этой обуви.
Этот тип ошибки фундаментально отличается от других типов неправильного запоминания при предвзятости, поддерживающей выбор, поскольку он возникает не из-за правильного кодирования и последующей путаницы, а из-за полностью ложной памяти. Этот тип предвзятости означает, что ложно запомненные события могут повлиять на будущее отношение и, возможно, на принятие решений. [16]
Потенциальные влиятельные факторы
[ редактировать ]Согласованность
[ редактировать ]Согласованность в контексте предвзятости, поддерживающей выбор, означает, имеют ли оба варианта прямо сопоставимые характеристики. Например, согласуемой характеристикой может быть возможность измерения обоих вариантов в сантиметрах. В контексте принятия решений согласованность может влиять на выбор или на способность выносить суждения о сходстве потенциального варианта. [17] Процесс выравнивания позволяет человеку выявить сходства и различия, которые влияют на его предубеждения, поддерживающие выбор. Исследования, подтверждающие это, можно проиллюстрировать следующим примером: когда им предлагали выбор между двумя марками попкорна, участники с большей вероятностью выбирали тот, у которого были лучшие выравниваемые различия, такие как «выскакивает в собственной сумке» по сравнению с «требуется Миска для микроволновой печи», чем та, которая имеет превосходные несовпадающие различия, такие как «малая вероятность пригорания» по сравнению с чашей, содержащей «немного лимонной кислоты». [17] [18]
Задерживать
[ редактировать ]Степень задержки между кодированием является потенциальным фактором, который может повлиять на предвзятость, способствующую выбору. Если существует большая задержка между кодированием (т. е. просмотром информации о вариантах) и извлечением (т. е. проверками памяти), это, скорее всего, приведет к более предвзятому выбору, а не к влиянию фактического выбора на предвзятость, поддерживающую выбор. [1] Некоторые исследования показали, что степень ложных воспоминаний со временем увеличивается. Тогда как другие исследователи показали, что двухдневная задержка между принятием решения и оценкой памяти привела к достаточно высокой (86%) точности распознавания. [2] [12] Таким образом, эти результаты показывают, что влияние задержек на предвзятость, способствующую выбору, остается различным, и влияние задержек может по-разному влиять на разные типы искажений памяти. [1]
Убеждения о сделанном выборе
[ редактировать ]Этот фактор относится к воспринимаемым человеком решениям относительно сделанного им выбора, более конкретно, сюда входят воспоминания, которые были фальсифицированы, чтобы отразить выбранный выбор, который человек на самом деле не делал. Исследования показывают, что люди отдают предпочтение тем вариантам, которые, по их мнению, они выбрали, и запоминают атрибуты своего «выбранного выбора» более ярко и благоприятно. [12] По сути, это влияние оценивает, как, по мнению человека, сделанный им выбор влияет на его последующие воспоминания. [12] В результате воспоминания людей смещаются в пользу варианта, который, по их мнению, они выбрали, а не в пользу фактического выбора. [12]
Индивидуальные различия
[ редактировать ]Индивидуальные различия в предвзятости в поддержку выбора влияют на то, как человек запоминает свои варианты и то, как он принимает решения, и, следовательно, могут влиять на степень, в которой человек склонен к предвзятости в поддержку выбора. Такие факторы, как возраст и индивидуальные характеристики, могут влиять на когнитивные способности человека, его личность и, следовательно, на его общие предубеждения, поддерживающие выбор. [1] Например, с помощью корреляций было обнаружено, что люди с лучшими показателями в тестах на лобное или исполнительное функционирование были менее склонны к памяти, поддерживающей выбор. [2]
Отношение к себе
[ редактировать ]Представления людей о том, кем они являются, могут формироваться воспоминаниями о сделанном ими выборе; колледж предпочитали тому, от которого отказались, работу предпочитали отвергнутой, кандидата избирали вместо другого, не выбранного. [19] Воспоминания как о выбранных, так и об упущенных альтернативах могут повлиять на ощущение благополучия. Сожаление о неиспользованных вариантах может бросить тень, тогда как удовлетворение от правильного выбора может сделать хороший результат еще лучше. [19]
Позитивные иллюзии
[ редактировать ]Предвзятость, поддерживающая выбор, часто приводит к воспоминаниям, которые изображают себя в слишком благоприятном свете. В целом когнитивные искажения ослабляют наше понимание реальности, поскольку грань между реальностью и фантазией может стать размытой, если мозг не смог запомнить конкретное событие. [8] Позитивные иллюзии, как правило, легкие и вносят важный вклад в наше ощущение благополучия. Однако нам всем необходимо осознавать, что они существуют как часть человеческой природы. [8]
Память
[ редактировать ]Людям повезло иметь разумный и сложный разум, который позволяет нам помнить наше прошлое, оптимизировать настоящее и планировать будущее. Воспоминание предполагает сложное взаимодействие между текущей средой, тем, что человек ожидает запомнить, и тем, что сохранилось из прошлого. [8] Механизмы мозга, обеспечивающие сохранение и извлечение информации, большую часть времени служат нам хорошо, но иногда доставляют нам неприятности.
Воспоминания меняются со временем
[ редактировать ]В настоящее время имеется множество доказательств того, что содержимое памяти может претерпевать систематические изменения. По прошествии некоторого времени, если память используется нечасто, она может забыться.
- Сохранение памяти . Признано, что лучше всего запоминается приятный опыт, промежуточный — неприятный, а хуже всего — нейтральный. Общие воспоминания обеспечивают основу для выводов, которые могут привести к искажениям. Эти искажения памяти не вытесняют конкретные воспоминания человека, но дополняют и заполняют пробелы, когда воспоминания теряются. [20] Было показано, что для активации различных областей мозга с целью получения информации используется широкий спектр стратегических и систематических процессов.
- Достоверность воспоминаний . У людей есть способ самопроверки воспоминаний, при котором человек может оценить правдоподобность извлеченных воспоминаний, задав себе вопрос, возможно ли вообще это событие. [4] Например, если человек помнит, как видел летающую свинью, он должен сделать вывод, что это было во сне, потому что в реальном мире свиньи не могут летать. Память не дает людям идеальных воспроизведений произошедшего, она состоит лишь из построений и реконструкций произошедшего. [4]
Области мозга, представляющие интерес
[ редактировать ]Имеются обширные доказательства того, что миндалевидное тело участвует в эффективном влиянии на память. [21] Эмоциональное возбуждение, обычно основанное на страхе, активирует миндалевидное тело и приводит к модуляции памяти, происходящей в других областях мозга. Передний мозг является одной из целей миндалевидного тела . Передний мозг получает информацию от миндалевидного тела, рассчитывает эмоциональное значение стимула, генерирует эмоциональный ответ и передает его в кору головного мозга . Это может изменить способ реакции нейронов на будущие входные данные, и, следовательно, когнитивные искажения, такие как предвзятость в пользу выбора, могут влиять на будущие решения.
Гормоны стресса влияют на память
[ редактировать ], связанных со стрессом Эффекты гормонов , таких как адреналин и глюкокортикоиды, опосредованы влиянием на миндалевидное тело. [21] В экспериментах на крысах было показано, что когда им делают системные инъекции адреналина во время обучения выполнению задания, у них улучшается память о выполнении задания. Фактически, чем сильнее эмоция, связанная с воспоминанием, тем больше вероятность, что человек запомнит. Следовательно, если память хранится и извлекается правильно, вероятность ее искажения меньше.
Картирование мозга
[ редактировать ]ПЭТ - сканирование или фМРТ можно использовать для идентификации различных областей мозга, которые активируются во время извлечения определенных воспоминаний.
фМРТ исследование
[ редактировать ]- Истинные и ложные воспоминания . В одном исследовании испытуемых просили вспомнить серию событий, пока их контролировали с помощью фМРТ , чтобы увидеть, какие области «загораются». Когда человек вспоминал больше истинных воспоминаний, чем ложных, у него обнаруживался кластер, охватывающий правую верхнюю височную извилину и латеральную затылочную кору . Однако когда происходило обратное (когда человек запоминал большее количество ложных воспоминаний, чем истинных), областью мозга, которая демонстрировала активацию, была левая островковая доля . [22] Эти результаты могут дать некоторое представление о том, какие области мозга участвуют в хранении воспоминаний и их последующем извлечении.
Влияние возраста
[ редактировать ]Исследования показывают, что с возрастом у людей меняется процесс восстановления памяти. Хотя общие проблемы с памятью свойственны каждому, поскольку ни одна память не является абсолютно точной, пожилые люди чаще, чем молодые люди, демонстрируют предубеждения, поддерживающие выбор.
Старение мозга
[ редактировать ]Нормальное старение может сопровождаться нейропатией в лобных областях мозга. Лобные области помогают людям кодировать или использовать определенные мемориальные атрибуты для вынесения исходных суждений, контролируют личность и способность планировать события. Эти области могут быть связаны с искажениями памяти и регулированием эмоций.
Регуляция эмоций
[ редактировать ]В целом пожилые люди чаще запоминают эмоциональные аспекты ситуаций, чем молодые люди. Например, в опроснике по характеристикам памяти пожилые люди оценивали вспоминаемые события как имеющие больше связанных с ними мыслей и чувств, чем молодые люди. С возрастом регулирование личных эмоций становится более приоритетным, тогда как приобретение знаний становится менее сильным мотивом. Следовательно, возникнет предвзятость в пользу выбора, поскольку их внимание будет сосредоточено на том, что они думают по поводу выбора, а не на фактических деталях вариантов. Исследования показали, что, когда молодых людей поощряют помнить об эмоциональном аспекте выбора, они с большей вероятностью проявят предвзятость в поддержку выбора. Это может быть связано с большей склонностью пожилых людей проявлять положительный эффект в памяти.
Полагайтесь на знакомство
[ редактировать ]Пожилые люди больше, чем молодые люди, полагаются на категориальные или общие знания о событии, чтобы распознать отдельные элементы события. [2] Пожилые люди также с меньшей вероятностью правильно запоминают контекстуальные особенности событий, такие как их цвет или местоположение. Это может быть связано с тем, что пожилые люди помнят (или полагаются) на меньшее количество характеристик, идентифицирующих источник, чем молодые. Следовательно, пожилым людям приходится чаще предполагать или основывать ответ на менее конкретной информации, например, на знакомстве . [23] В результате, если они не могут что-то вспомнить, они с большей вероятностью заполнят недостающие пробелы знакомыми им вещами. [8]
Понимание «суть»
[ редактировать ]Пожилые люди больше полагаются на поиск по сути. Ряд исследований показывают, что использование стереотипов или общих знаний для запоминания события требует меньше когнитивных усилий, чем использование других типов мемориальной информации, и, следовательно, может потребовать меньше рефлексивной активности. Этот сдвиг в сторону процессов, основанных на сути, может произойти как компенсация за возрастное снижение дословной памяти. [24]
Торможение
[ редактировать ]Эпизодическая память и торможение объясняют возрастное увеличение ложных воспоминаний . Подавление памяти может быть связано со слухом и продолжительностью внимания человека. Если человек не слышит, что происходит вокруг, или не обращает особого внимания, воспоминания не могут быть должным образом сохранены и, следовательно, не могут быть точно восстановлены.
Примеры
[ редактировать ]Выбор между двумя подержанными автомобилями
[ редактировать ]Хенкель и Мазер проверили роль убеждений во время опроса о том, какой вариант был выбран, предоставив участникам несколько гипотетических вариантов выбора, например, выбор между двумя подержанными автомобилями. [5] Сделав несколько вариантов выбора, участники ушли, и им было предложено вернуться через неделю. В этот момент Хенкель и Мазер напомнили им, какой вариант они выбрали для каждого варианта, и предоставили им список особенностей двух вариантов; К старым чертам были примешаны некоторые новые положительные и отрицательные черты. Затем участников попросили указать, был ли каждый вариант новым, был ли связан с выбранным ими вариантом или с вариантом, который они отвергли. Участники отдали предпочтение тому варианту, который Хенкель и Мазер сказали им в своих воспоминаниях. [5] Эти результаты показывают, что убеждения во время поиска относительно того, какой вариант был выбран, определяют, какие характеристики приписываются этим вариантам и насколько ярко они запоминаются.
Вспоминая школьные оценки
[ редактировать ]В одном исследовании изучались точность и искажения памяти об оценках средней школы. Связь между точностью и искажением содержания автобиографической памяти была исследована путем проверки 3220 оценок средней школы, которые вспомнили 99 первокурсников колледжа. [20] Было показано, что большинство ошибок приводит к завышению фактической оценки в старшей школе, а это означает, что эти искажения объясняются реконструкцией памяти в позитивном и эмоционально приятном направлении. Кроме того, их результаты показывают, что процесс искажения не приводит к фактической неприятной потере памяти из-за получения плохой оценки. [20] Это связано с тем, что не было обнаружено корреляции между процентом точности отзыва и степенью асимметрии или искажения. Это показывает, что искажение воспоминаний о школьных оценках возникает после того, как их содержание забывается с помощью другого механизма.
50-летнее исследование оценок в колледже
[ редактировать ]Было проведено множество подобных исследований, например пятидесятилетнее исследование запоминания оценок в колледже. В этом исследовании через 1–54 года после окончания учебы 276 выпускников правильно вспомнили 3025 из 3967 оценок колледжа. Количество ошибок пропусков увеличивалось с увеличением интервала хранения, и более успешные учащиеся допустили меньше ошибок. [25] Точность вспоминания возрастала с уверенностью в воспоминании. Восемьдесят один процент ошибок комиссии завышали реальную оценку. Эти данные свидетельствуют о том, что искажения возникают вскоре после окончания учебы, остаются постоянными в течение периода удержания знаний и более значительны для лучших студентов и для курсов, которые студентам больше всего понравились. Следовательно, где-то между моментом сохранения памяти и ее извлечением через некоторое время могут возникнуть искажения. [25]
Методы тестирования
[ редактировать ]Письменные тесты на память сценариев
[ редактировать ]Исследователи использовали письменные сценарии, в которых участникам предлагается сделать выбор между двумя вариантами. Позже, на тесте на память, участникам дается список положительных и отрицательных особенностей, некоторые из которых были в сценарии, а некоторые являются новыми. Предвзятость в пользу выбора наблюдается, когда как правильные, так и неправильные атрибуции имеют тенденцию отдавать предпочтение выбранному варианту, при этом положительные характеристики с большей вероятностью будут приписаны выбранному варианту, а отрицательные характеристики - отклоненному варианту.
- Обман : Хенкель и Мазер (2007) обнаружили, что предоставление людям ложных напоминаний о том, какой вариант они выбрали в предыдущем эксперименте, заставило людей запомнить вариант, который, как им сказали, они выбрали, как лучший, чем другой вариант. Это показывает, что предвзятости, способствующие выбору, возникают в значительной степени при воспоминании прошлых выборов, а не являются результатом предвзятой обработки во время выбора.
Парадигма Диза/Редигера-Макдермотта
[ редактировать ]Парадигма Диза-Родигера-Макдермотта (DRM) состоит из того, что участник слушает, как экспериментатор читает списки тематически связанных слов (например, стол, диван, лампа, письменный стол); затем через некоторое время экспериментатор спросит, представлено ли слово в списке. Участники часто сообщают, что родственные, но непредставленные слова (например, стул) были включены в серию кодирования, по существу предполагая, что они «слышали», как экспериментатор произносил эти непредставленные слова (или критические приманки). Неправильные ответы «да» на критические приманки, часто называемые ложными воспоминаниями, чрезвычайно высоки в стандартных условиях DRM. [26]
Отношение к когнитивному диссонансу
[ редактировать ]Теория когнитивного диссонанса предполагает, что у людей есть мотивационное стремление уменьшить диссонанс . Предвзятость, поддерживающая выбор, потенциально связана с аспектом когнитивного диссонанса, исследованного Джеком Бремом (1956) как диссонанс после принятия решения. В контексте когнитивного диссонанса предвзятость в поддержку выбора может рассматриваться как уменьшение конфликта между «Я предпочитаю X» и «Я предпочитаю Y».
Устранение предвзятости
[ редактировать ]Исследование « Леди Макбет» эффекта показало уменьшение предвзятости в пользу выбора, когда участники занимались стиркой . [27] Однако основной общий эффект не был воспроизведен в более крупных исследованиях. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- Атрибуция (психология)
- раскаяние покупателя
- Выбор
- Когнитивный диссонанс
- конфабуляция
- Предвзятость подтверждения
- Принятие решений
- Эскалация обязательств
- Список когнитивных предубеждений
- Список искажений памяти
- принятие желаемого за действительное
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Линд, Мартина; Визентини, Мими; Мянтюля, Тимо; Дель Миссье, Фабио (04 декабря 2017 г.). «Неправильное запоминание, поддерживающее выбор: новая таксономия и обзор» . Границы в психологии . 8 : 2062. doi : 10.3389/fpsyg.2017.02062 . ISSN 1664-1078 . ПМК 5723021 . ПМИД 29255436 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мазер, М.; Джонсон, МК (2000). «Мониторинг источников, поддерживающих выбор: кажутся ли нам наши решения лучше с возрастом?» (PDF) . Психология и старение . 15 (4): 596–606. дои : 10.1037/0882-7974.15.4.596 . ПМИД 11144319 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Но это безумие! Когнитивные искажения при принятии решений | Дункан Пирс». Дункан Пирс | Дунканпирс.org. Веб. 18 сентября 2010 г. < http://duncanpierce.org/cognitive_bias_workshop. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine >.
- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Марсия К. (2006). «Память и реальность» (PDF) . Американский психолог . 61 (8): 760–771. дои : 10.1037/0003-066X.61.8.760 . ПМИД 17115808 . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д «Искажение памяти при принятии решений» . Университет Южной Калифорнии . Архивировано из оригинала 11 марта 2015 г.
- ^ Хорнсби, Ананас; Любовь, Британская Колумбия (2020). «Как решения и стремление к согласованности со временем формируют субъективные предпочтения» . Познание . 200 (1): 104244. doi : 10.1016/j.cognition.2020.104244 . ПМЦ 7315129 . ПМИД 32222615 .
- ^ Фестингер, Леон, 1919–1989 (1962). Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0804709114 . OCLC 921356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Шактер, Дэниел Л. (2002). Семь грехов памяти: как разум забывает и запоминает . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9780547347455 .
- ^ Гордон, Рутанна; Франклин, Нэнси; Бек, Дженнифер (2005). «Принятие желаемого за действительное и мониторинг источников» . Память и познание . 33 (3): 418–29. дои : 10.3758/BF03193060 . ПМИД 16156178 .
- ^ Jump up to: а б Мазер, М.; Шафир, Э.; Джонсон, МК (2003). «Запоминание выбранных и назначенных опций» (PDF) . Память и познание . 31 (3): 422–433. дои : 10.3758/BF03194400 . ПМИД 12795484 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2012 г.
- ^ Столл Бенни, Кристен; Хенкель, Линда (2006). «Роль свободного выбора в памяти прошлых решений». Память . 14 (8): 1001–011. CiteSeerX 10.1.1.1027.9662 . дои : 10.1080/09658210601046163 . ПМИД 17077034 . S2CID 6021663 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хенкель, Луизиана; Мазер, М. (2007). «Атрибуция памяти для выбора: как убеждения формируют наши воспоминания» (PDF) . Журнал памяти и языка . 57 (2): 163–176. дои : 10.1016/j.jml.2006.08.012 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Шактер, Дэниел Л. (1999). «Семь грехов памяти: выводы психологии и когнитивной нейробиологии». Американский психолог . 54 (3): 182–203. дои : 10.1037/0003-066X.54.3.182 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 10199218 . S2CID 14882268 .
- ^ ДеКей, Майкл Л. (2015). «Искажение информации перед принятием решения и самоисполняющееся пророчество ранних предпочтений в выборе». Современные направления психологической науки . 24 (5): 405–411. дои : 10.1177/0963721415587876 . hdl : 21.11116/0000-0006-AF43-A . ISSN 0963-7214 . S2CID 146237009 .
- ^ Свенсон, Ола (2009). «Консолидация после принятия решения и искажение фактов» . Суждение и принятие решений . 4 (5): 397–407. дои : 10.1017/S1930297500001224 . hdl : 1794/22047 . S2CID 18889316 .
- ^ Лэйни, Кара; Моррис, Эрин К.; Бернштейн, Дэниел М.; Уэйкфилд, Бриана М.; Лофтус, Элизабет Ф. (2008). «Спаржа, история любви: здоровое питание может быть всего лишь ложным воспоминанием» . Экспериментальная психология . 55 (5): 291–300. дои : 10.1027/1618-3169.55.5.291 . ISSN 1618-3169 . ПМИД 25116296 .
- ^ Jump up to: а б Мазер, Мара; Найт, Мариса; Маккаффри, Майкл (2005). «Очарование согласованного: ложные воспоминания молодых и пожилых людей об особенностях выбора» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 134 (1): 38–51. дои : 10.1037/0096-3445.134.1.38 . ПМИД 15702962 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2014 г.
- ^ Чжан, Ши; Маркман, Артур Б. (1 июля 2001 г.). «Уникальные особенности продукта обработки: согласованность и участие в построении предпочтений». Журнал потребительской психологии . 11 (1): 13–27. дои : 10.1207/15327660152054012 . ISSN 1532-7663 .
- ^ Jump up to: а б Мазер, М.; Шафир, Э.; Джонсон, МК (2000). «Неправильное воспоминание прошлых вариантов: мониторинг и выбор источника» (PDF) . Психологическая наука . 11 (2): 132–138. дои : 10.1111/1467-9280.00228 . ПМИД 11273420 . S2CID 2468289 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 октября 2012 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Бахрик, Гарри П.; Холл, Линда К.; Бергер, Стефани А. (1996). «Точность и искажения памяти для оценок средней школы». Психологическая наука . 7 (5): 265–71. дои : 10.1111/j.1467-9280.1996.tb00372.x . S2CID 143801485 .
- ^ Jump up to: а б Макгоф, Джеймс Л.; Кэхилл, Ларри; Рузендал, Бенно (1996). «Участие миндалевидного тела в хранении памяти: взаимодействие с другими системами мозга» . Труды Национальной академии наук . 93 (24): 13508–3514. Бибкод : 1996PNAS...9313508M . дои : 10.1073/pnas.93.24.13508 . ПМЦ 33638 . ПМИД 8942964 .
- ^ Бэйм, CL; Гонсалвес, Б.Д. (2010). «Сравнение нейронной активности, которая приводит к истинным воспоминаниям, ложным воспоминаниям и забвению: исследование эффекта дезинформации с помощью фМРТ» . Когн влияет на поведение нейронов . 10 (3): 339–348. дои : 10.3758/CABN.10.3.339 . ПМИД 20805535 .
- ^ Додсон, К.; Бава, С.; Слотник, С. (2007). «Старение, исходная память и ошибочные воспоминания». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 33 (1): 169–181. дои : 10.1037/0278-7393.33.1.169 . ПМИД 17201560 . S2CID 16475820 .
- ^ Ловден, М. (2003). «Эпизодическая память и торможение, связанное с возрастным увеличением ложных воспоминаний: проверка последовательности». Журнал памяти и языка . 49 (2): 268–283. дои : 10.1016/S0749-596X(03)00069-X .
- ^ Jump up to: а б Бахрик, HP; Холл, ЛК; Да Коста, Луизиана (2008). «Пятьдесят лет памяти о вузовских оценках: точность и искажения». Эмоция . 8 (1): 13–22. дои : 10.1037/1528-3542.8.1.13 . ПМИД 18266512 .
- ^ Фоли, М.; Хьюз, К.; Либро, Х.; Пейсник, А. (2009). «Влияние кодирования изображений на память в парадигме DRM: тест конкурирующих прогнозов». Прикладная когнитивная психология . 23 (6): 828–848. дои : 10.1002/acp.1516 .
- ^ Ли, Спайк В.С.; Шварц, Норберт (2010). «Смывание пострешительного диссонанса». Наука . 328 (5979): 709. Бибкод : 2010Sci...328..709L . дои : 10.1126/science.1186799 . ПМИД 20448177 . S2CID 18611420 .
- ^ Фаярд, Дженнифер; и др. (2009). «Сочетается ли чистота с благочестием? Развенчание бабушкиных сказок: неспособность воспроизвести Чжун и Лильженквист (2006)» (PDF) . Журнал статей в поддержку нулевой гипотезы . 6 : 21–30. CiteSeerX 10.1.1.214.2427 .
- ^ Эрп, Брайан Д.; Эверетт, Джим AC; Мадва, Элизабет Н.; Хэмлин, Дж. Кили (2014). «Прочь, проклятое место: можно ли повторить «эффект Макбета»?» . Фундаментальная и прикладная социальная психология . 36 : 91–98. дои : 10.1080/01973533.2013.856792 . S2CID 51472032 .