Ментальные операции
Ментальные операции | |
Подходы и типы Писатели | |
Психологический портал |
Ментальные операции – это операции, влияющие на психическое содержание. Первоначально операции рассуждения были объектом только логики . Пьер Жане был одним из первых, кто использовал эту концепцию в психологии. Психические операции на уровне развития исследовались Жаном Пиаже и с психометрической точки зрения Дж. П. Гилфордом . Существует также когнитивный подход к предмету, а также системный взгляд на него.
История
[ редактировать ]Со времен Античности были мыслительные операции, точнее, формальные операции рассуждения объектом логики . [ 1 ]
В 1903 году Пьер Жане описал два типа мыслительных операций: [ 2 ]
- операции с реальностью – мыслительные операции под контролем логики;
- бескорыстные действия – выход из-под контроля разума.
Жан Пиаже различал предоперационную стадию и операциональную стадию когнитивного развития на основании наличия мыслительных операций как инструмента адаптации . [ 3 ]
Модель структуры интеллекта Дж. П. Гилфорда описала до 180 различных интеллектуальных способностей, организованных по трем измерениям: операции, контент и продукты. [ 4 ]
Логическое представление
[ редактировать ]По мнению большинства логиков, тремя основными мыслительными операциями являются восприятие (понимание) , суждение и умозаключение . [ 1 ]
опасения
[ редактировать ]Понимание – это умственная операция, посредством которой в уме формируется идея. Если бы вы подумали о закате или бейсболе, то действие по формированию этой картины в вашем уме — это опасение. Вербальное выражение опасения называется термином.
Решение
[ редактировать ]Суждение — это умственная операция, посредством которой мы утверждаем что-то о предмете. Если бы вы подумали: «Этот закат прекрасен» или «Бейсбол — это общеамериканский вид спорта», вы бы сделали суждение. Вербальным выражением суждения является утверждение (или предложение).
Вывод
[ редактировать ]Умозаключение (или рассуждение) — это умственная операция, с помощью которой мы делаем выводы из другой информации. Если бы вы подумали: «Мне нравится смотреть на этот закат, потому что мне нравятся красивые вещи, и этот закат прекрасен», вы бы рассуждали. Словесное выражение рассуждения является логическим аргументом. [ 1 ]
Взгляд на развитие
[ редактировать ]Жан Пиаже выделяет несколько мыслительных операций конкретной оперативной стадии когнитивного развития : [ 3 ]
- Сериация — возможность сортировать объекты по размеру, форме или любому другому признаку. Например, если дать объекты разного оттенка, они могут создать цветовой градиент.
- Транзитивность — способность распознавать логические связи между элементами в последовательном порядке и выполнять «транзитивные выводы» (например, если A выше B, а B выше C, то A должен быть выше C).
- Классификация — способность называть и идентифицировать наборы объектов по внешнему виду, размеру или другим характеристикам, включая представление о том, что один набор объектов может включать в себя другой.
- Децентрация — когда ребенок принимает во внимание несколько аспектов проблемы для ее решения. Например, ребенок больше не будет воспринимать исключительно широкую, но короткую чашку как нечто меньшее, чем обычно широкая и высокая чашка.
- Обратимость — ребенок понимает, что числа или предметы можно изменить, а затем вернуть в исходное состояние. По этой причине ребенок сможет быстро определить, что если 4+4 равно t, то t−4 будет равно 4 — исходной величине.
- Сохранение — понимание того, что количество, длина или количество предметов не связаны с расположением или внешним видом объекта или предметов.
Пиаже также описывает формальную операционную стадию с формальными операциями абстрактного мышления : выдвижением гипотез, их проверкой и дедукцией . [ 3 ]
Психометрический взгляд
[ редактировать ]Согласно теории структуры интеллекта (SI) Дж. П. Гилфорда , успехи человека в тестах на интеллект можно проследить за лежащими в его основе умственными способностями или факторами интеллекта. Теория СИ включает в себя множество интеллектуальных способностей, организованных по трем измерениям: операции, контент и продукты. [ 5 ]
- Операционное измерение
СИ включает в себя шесть операций или общих интеллектуальных процессов:
- Познание – способность понимать, осмысливать, обнаруживать и осознавать информацию.
- Запись в память — способность кодировать информацию.
- Сохранение памяти — способность вспоминать информацию.
- Дивергентное производство — способность генерировать несколько решений проблемы; креативность.
- Конвергентное производство — способность найти единственное решение проблемы; следование правилам или решение проблем.
- Оценка — способность судить о том, является ли информация точной, последовательной или достоверной.
- Измерение контента
СИ включает в себя пять широких областей информации, к которым человеческий интеллект применяет шесть операций:
- Визуальный — информация, воспринимаемая посредством зрения.
- Слуховой – информация, воспринимаемая посредством слуха.
- Кинестетическое через действие.
- Символический — информация, воспринимаемая как символы или знаки, которые сами по себе не имеют значения; например, арабские цифры или буквы алфавита.
- Семантический — информация, воспринимаемая в словах или предложениях, устно, письменно или про себя.
- Поведенческий — информация, воспринимаемая как действия людей.
- Размер продукта
Как следует из названия, это измерение содержит результаты применения определенных операций к конкретному содержимому. Модель SI включает шесть продуктов возрастающей сложности:
- Единицы – отдельные элементы знаний.
- Классы — наборы единиц, имеющих общие атрибуты.
- Отношения — единицы, связанные как противоположности или в ассоциации, последовательности или аналогии.
- Системы — множественные отношения, взаимосвязанные и образующие структуры или сети.
- Трансформации — изменения, перспективы, преобразования или мутации знаний.
- Последствия — предсказания, выводы, последствия или ожидания знаний.
Следовательно, по Гилфорду, существует 6 х 5 х 6 = 180 интеллектуальных способностей или факторов. Каждая способность означает определенную операцию в определенной области контента и приводит к определенному продукту, например, «Понимание фигуральных единиц» или «Оценка семантических последствий». [ 4 ]
Когнитивный взгляд
[ редактировать ]Следуя по стопам Сильвио Чеккато, [ 6 ] Джулио Бенедетти описывает несколько типов мыслительных операций: [ 7 ]
- фокусировка внимания – сосредоточение внимания на чем-либо;
- отбрасывание внимания – остановка внимания на объекте;
- пространственная базовая схема работы (движение внимания) – перенос внимания с одной части поля внимания на другую;
- операция репрезентации – вызывание мысленного образа;
- операция сравнения ;
- операции памяти ;
- временная основная схема работы – вариация фокусировки внимания.
Вид системы
[ редактировать ]С учетом всех психических процессов описаны следующие виды мыслительных операций: [ 8 ]
- когнитивные операции – производство и вербализация образов и мыслей;
- практические операции, относящиеся к исполнительным функциям ;
- аффективные операции – аффективная оценка мира и себя ;
- экспрессивные операции ( эмоциональное выражение );
- перцептивно-моторные операции (например, зрительно-моторная координация );
- регулятивные операции – вербализация потребностей, мотивов и чувств, самоконтроль .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хобхаус, LT (2005). Теория познания: вклад в некоторые проблемы логики и метафизики , Kessinger Publishing, стр. 223. ISBN 978-1-4179-6206-8 .
- ^ Валсинер, Яан; ван дер Веер, Рене (2000). Социальный разум: построение идеи. Издательство Кембриджского университета, стр. 103–106. ISBN 0-521-58973-8 .
- ^ Jump up to: а б с Гинзбург, Герберт; Оппер, Сильвия (1979). Теория интеллектуального развития Пиаже. Прентис Холл, с. 152. ISBN 0-13-675140-7 .
- ^ Jump up to: а б Гилфорд, Джой Пол (1980). Некоторые изменения в структуре модели интеллекта. Образовательные и психологические измерения 48 : 1-4.
- ^ Гилфорд, Джой Пол (1950). Креативность. Американский психолог 5 (9): 444–454.
- ^ Чеккато, Сильвио (1961). Лингвистический анализ и программирование механического перевода . Г. Фельтринелли.
- ^ Бенедетти, Джулио (2005). «Основные мыслительные операции, составляющие мысленные категории» (PDF) . www.mind-сознание-language.com
- ^ Тапу, Кодрин Стефан (2001). Ипостасная личность: психопатология действия и бытия . Премьер, стр. 18-19. ISBN 973-8030-59-5 .