Социально-прагматическая модель развития
( Социально-прагматическая модель развития DSP ) представляет собой вмешательство в развитие, которое фокусируется на инициации и спонтанности в общении, а также на следовании фокусу внимания и мотивации ребенка. [1] Вмешательства, направленные на развитие, направлены на способность ребенка формировать позитивные, значимые отношения с другими людьми, когда этому препятствуют расстройства аутистического спектра , такие как аутизм или синдром Аспергера , или нарушения развития . Он направлен на развитие текущего коммуникативного репертуара ребенка, даже если он нетрадиционен; и использование более естественных видов деятельности и событий в качестве контекста для поддержки развития коммуникативных способностей ребенка.
Обзор
[ редактировать ]Подход DSP характеризуется тем, что родитель или терапевт позволяют ребенку инициировать взаимодействие, основанное на его интересах. Окружающая среда также организована таким образом, чтобы поощрять взаимодействие. Это можно сделать следующим образом:
- Препятствие (краткое прерывание деятельности в игровой форме)
- Саботаж (например, пропуск необходимого предмета, необходимого для какого-либо действия)
- Нарушение распорядка дня (изменение привычного поведения ребенка)
- Недоступные предметы (ребенку понадобится помощь родителей, чтобы получить доступ к недоступным предметам).
Детям аутистического спектра обычно трудно улавливать эмоциональное состояние других, поэтому взрослые эмоции преувеличивают. Они часто сопровождаются словесной маркировкой; например: «Посмотрите, как я счастлив!»
Другие стратегии социально-прагматической модели развития включают:
- Сосредоточьтесь на спонтанном социальном общении в рамках гибкой структуры и разнообразных мероприятий.
- Использование ряда методов, таких как речь, песни и жесты, в качестве стратегий общения.
- Вмешательство ориентировано на ребенка с точки зрения контроля, очередности и взаимности.
- Значимые занятия или события выбираются с учетом их интереса и мотивации для ребенка.
- Разнообразие социальных групп, используемых для формирования навыков сложного социального опыта.
- Такие поддержки, как визуальные и жестовые подсказки, помогают ребенку понять действия и взаимодействия.
- Эмоциональное выражение и обмен эмоциями считаются центральными элементами интерактивного и учебного процесса.
DSP уделяет особое внимание развитию коммуникативных навыков в контексте развития отношений и социально-эмоционального роста, тогда как роль эмоций в мотивации и обучении сводится к минимуму при поведенческих вмешательствах.
Исследование DSP
[ редактировать ]Сообщалось, что родители детей с аутизмом, использующие методы развития или «натуралистические» методы, были более счастливыми, менее подверженными стрессу и чувствовали, что они лучше общаются со своим ребенком, чем родители, обученные дискретному пробному обучению (Koegel et al., 1996). Исследования показывают, что DSP может претендовать на звание научно обоснованного метода лечения. Обзор литературы по DSP показал, что он оказался более эффективным, чем обучение с дискретными пробами (Delprato 2001). DSP может улучшить взаимодействие взрослых и детей (Mahoney & Perales 2003), но на сегодняшний день лишь немногие исследования DSP были тщательными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хапп, Стивен (06 сентября 2018 г.). Детская и подростковая психотерапия: компоненты научно обоснованного лечения молодежи и их родителей . Издательство Кембриджского университета. п. 34. ISBN 978-1-316-73379-0 .